Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2011-2013 ГГ.".
2.2. Значение ООПТ для города Москвы Формирование сети ООПТ в условиях такого крупного мегаполиса как город Москва - важное явление для обеспечения экологической безопасности столицы. Для города Москвы, занимающей свыше 1000 кв. км и окруженной постоянно расширяющимся поясом подмосковных городов, поселков и других урбанизированных пространств, исключительно важные экологическое, экономическое и социальное значения имеет сохранение в его черте не просто зеленых насаждений, а отличающихся максимальной средозащитной эффективностью и особой рекреационной привлекательностью лесов, лугов и других природных ландшафтов с естественной растительностью и чистыми водоемами. Эта задача становится особенно актуальной в ситуации, когда вокруг столицы существует угроза интенсивной застройки лесопаркового защитного пояса, защищенного еще первым Генеральным планом реконструкции города Москвы, утвержденным постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля 1935 г. N 1435 "О Генеральном плане реконструкции города Москвы". Существующие и проектируемые ООПТ имеют для города Москвы важные природоохранное, средозащитное, историко-культурное, социальное (в том числе рекреационное и оздоровительное), экономическое, градостроительное, научное и просветительское значения. Природоохранное и средозащитное значение ООПТ заключается в поддержании в городе благоприятного микроклимата, снижении уровня загрязнения окружающей среды и защите от вредных техногенных воздействий (загазованность, пыль, шум и др.), а также в выполнении функций по поддержанию гидрологического режима, сохранению типичных и уникальных экосистем, животных и растений. Социальное значение ООПТ заключается в повышении комфортности городской среды и, соответственно, качества жизни горожан, предоставлении им возможности повседневного отдыха в природном окружении, не выезжая из города, улучшении здоровья и снижении заболеваемости населения. Важное социальное значение ООПТ имеют для москвичей как "школа охраны природы", разработке и апробации различных методов сохранения и восстановления биологического разнообразия в сильно урбанизированных районах, нахождении путей гармоничного сосуществования современного города и живой природы, необходимых для их экологической безопасности. 2.3. Проблемы сохранения и развития ООПТ городе Москве. Проблемы сохранения и развития ООПТ обусловлены, прежде всего, условиями функционирования многомиллионного города, где природа неизбежно подвергается воздействию градостроительных, техногенных, рекреационных и других антропогенных факторов. Среди этих проблем на первый план выступают следующие: 1. Угроза утраты территориальной связи городских ООПТ с загородными природными ландшафтами вследствие постепенной застройки лесопарковой зоны города Москвы. 2. Усиливающаяся вследствие уплотнения городской застройки фрагментация природных и озелененных территорий, которая ведет к разрушению экологических связей и обеднению биологического разнообразия. 3. Дальнейшая урбанизация и нарушение территориальной целостности природных сообществ при размещении в их границах отдельных объектов строительства, а также проведении паркового благоустройства. 4. Загрязнение водных объектов, в том числе малых рек, сильно загрязненными ливневыми стоками, неочищенными стоками промышленных предприятий, осуществляющих сброс по рельефу местности, а также отсутствие необходимого количества гидротехнических сооружений и несвоевременная их реконструкция. 5. Рост количества нарушений установленного режима ООПТ, в том числе принявший массовый характер нерегулируемый пикниковый отдых с кострами вне установленных мест, замусоривание участков ООПТ посетителями. 6. Содержание природных и природно-антропогенных ландшафтов ООПТ на основе традиционных для городских озеленённых территорий подходов, направленных на создание декоративного эффекта, но не обеспечивающих сохранение естественной флоры и фауны в городе, что приводит к нарушению природных процессов саморегуляции в природных сообществах на ООПТ. 7. Отсутствие или недостаток специальной нормативной правовой и инструктивно-методической документации для проектирования и выполнения специфических для ООПТ природоохранных и природовосстановительных работ; отсутствие экологических критериев оценки эффективности и расценок на работы по благоустройству и озеленению на ООПТ, а также недостаточное развитие специализированных природоохранных проектных организаций. 8. Неурегулированность вопросов, связанных с функционированием объектов культурного наследия в границах ООПТ, в том числе в части подготовки нормативных и распорядительных документов, а также порядка подготовки проектов реставрации на объектах культурного наследия в границах ООПТ, что затрудняет принятие решений и приводит к конфликтам, в том числе вызывая жалобы и протесты населения при реализации проектов. 9. Недостаточный уровень квалификации работников ООПТ, в том числе, в сфере биологических знаний, нехватка специалистов, способных решать природоохранные задачи в соответствии с современными принципами и требованиями к сохранению биологического и ландшафтного разнообразия. 10. Несовершенство системы сбора, хранения и предоставления информации государственного кадастра ООПТ, которое не позволяет в оперативном режиме фиксировать изменения в региональных ООПТ, оценивать состояние их природных сообществ и эффективность использования ООПТ, предоставлять информацию органам государственной власти, а также повышать эффективность государственного контроля за соблюдением режима охраны и использования ООПТ. Также следует отметить отсутствие данных об ООПТ в государственном кадастре недвижимости и необходимость внесения и уточнения данных об ООПТ в градостроительный кадастр. Отсутствие согласованной информации в государственном кадастре ООПТ, градостроительном кадастре города Москвы и государственном кадастре недвижимости негативно отражается на эффективности принятия управленческих, градостроительных и иных решений. 2.4. Соответствие целей Программы приоритетным задачам социальноэкономического развития города Москвы. Целевая программа сохранения и развития особо охраняемых природных территорий города Москвы на 2011-2013 гг. (далее - Программа) будет являться инструментом реализации государственной политики в сфере управления ООПТ. Основные задачи развития города Москвы определяются целями последовательного повышения качества городской среды, устойчивости городского развития и эффективности выполнения городом Москвой функций столицы Российской Федерации. Обеспечение общественных интересов и социальных гарантий в части экологической, санитарно-эпидемиологической и технической безопасности городской среды, сохранности объектов природного и культурного наследия, доступности территорий общего пользования, относятся к приоритетным направлениям развития города Москвы. Существующие ООПТ представляют собой наиболее важные элементы природно-экологического каркаса города, включающего всю совокупность незапечатанных земель, занятых зелёными насаждениями или потенциально пригодных для озеленения, и обеспечивающего устойчивое развитие города Москвы в условиях развития урбанизации. Экологические проблемы и вопросы состояния природных территорий города остро воспринимаются обществом и занимают в настоящее время приоритетное место в системе оценки им успешности социально-экономического развития города в целом. Поэтому проблема сохранения и развития ООПТ - одна из важнейших задач общества, которая имеет свое отражение в Генеральном плане города Москвы и планах градостроительного развития административных округов. Решение задачи повышения качества жизни населения до уровня, соответствующего мировым тенденциям и стандартам, учитывалось также и при подготовке данной Концепции. Таким образом, Концепция полностью согласуется с основными направлениями устойчивого развития города Москвы и направлена на повышение качества жизни и безопасности москвичей за счет увеличения площади территории со статусом ООПТ, повышения качества и эффективности охраны, содержания и использования ООПТ в соответствии с прогрессивным международным опытом. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2011-2013 ГГ.".