О КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2011-2013 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 10.11.09 1219-ПП

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2011-2013 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2.2. Значение ООПТ для города Москвы

     Формирование сети ООПТ в условиях такого крупного мегаполиса  как
город   Москва   -   важное   явление  для  обеспечения  экологической
безопасности столицы.  Для города Москвы, занимающей свыше 1000 кв. км
и  окруженной  постоянно  расширяющимся  поясом  подмосковных городов,
поселков и других урбанизированных пространств,  исключительно  важные
экологическое,  экономическое и социальное значения имеет сохранение в
его черте не просто зеленых насаждений,  а  отличающихся  максимальной
средозащитной эффективностью и особой рекреационной привлекательностью
лесов,  лугов   и   других   природных   ландшафтов   с   естественной
растительностью  и  чистыми водоемами.  Эта задача становится особенно
актуальной  в  ситуации,  когда  вокруг  столицы   существует   угроза
интенсивной  застройки лесопаркового защитного пояса,  защищенного еще
первым Генеральным планом реконструкции  города  Москвы,  утвержденным
постановлением  Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 10 июля
1935 г. N 1435 "О Генеральном плане реконструкции города Москвы".
     Существующие и  проектируемые ООПТ имеют для города Москвы важные
природоохранное, средозащитное, историко-культурное, социальное (в том
числе     рекреационное     и     оздоровительное),     экономическое,
градостроительное, научное и просветительское значения.
     Природоохранное и   средозащитное  значение  ООПТ  заключается  в
поддержании в  городе  благоприятного  микроклимата,  снижении  уровня
загрязнения   окружающей   среды   и  защите  от  вредных  техногенных
воздействий (загазованность,  пыль,  шум и др.),  а также в выполнении
функций по поддержанию гидрологического режима,  сохранению типичных и
уникальных экосистем, животных и растений.
     Социальное значение  ООПТ  заключается  в  повышении комфортности
городской   среды   и,   соответственно,   качества   жизни   горожан,
предоставлении   им   возможности  повседневного  отдыха  в  природном
окружении,  не  выезжая  из  города,  улучшении  здоровья  и  снижении
заболеваемости  населения.  Важное  социальное значение ООПТ имеют для
москвичей как "школа охраны природы", разработке и апробации различных
методов  сохранения  и  восстановления  биологического  разнообразия в
сильно  урбанизированных  районах,   нахождении   путей   гармоничного
сосуществования  современного города и живой природы,  необходимых для
их экологической безопасности.
     2.3. Проблемы сохранения и развития ООПТ городе Москве.  Проблемы
сохранения  и  развития  ООПТ  обусловлены,  прежде  всего,  условиями
функционирования   многомиллионного   города,  где  природа  неизбежно
подвергается воздействию градостроительных, техногенных, рекреационных
и других антропогенных факторов.
     Среди этих проблем на первый план выступают следующие:
     1. Угроза   утраты   территориальной   связи   городских  ООПТ  с
загородными природными ландшафтами  вследствие  постепенной  застройки
лесопарковой зоны города Москвы.
     2. Усиливающаяся  вследствие   уплотнения   городской   застройки
фрагментация  природных  и  озелененных  территорий,  которая  ведет к
разрушению   экологических   связей   и    обеднению    биологического
разнообразия.
     3. Дальнейшая урбанизация и нарушение территориальной целостности
природных  сообществ  при  размещении в их границах отдельных объектов
строительства, а также проведении паркового благоустройства.
     4. Загрязнение  водных  объектов,  в том числе малых рек,  сильно
загрязненными ливневыми  стоками,  неочищенными  стоками  промышленных
предприятий,  осуществляющих  сброс  по  рельефу  местности,  а  также
отсутствие  необходимого  количества  гидротехнических  сооружений   и
несвоевременная их реконструкция.
     5. Рост количества нарушений установленного режима  ООПТ,  в  том
числе  принявший  массовый  характер нерегулируемый пикниковый отдых с
кострами  вне  установленных   мест,   замусоривание   участков   ООПТ
посетителями.
     6. Содержание природных и природно-антропогенных ландшафтов  ООПТ
на  основе традиционных для городских озеленённых территорий подходов,
направленных на создание декоративного эффекта,  но не  обеспечивающих
сохранение  естественной  флоры  и  фауны  в  городе,  что  приводит к
нарушению природных процессов саморегуляции в природных сообществах на
ООПТ.
     7. Отсутствие или недостаток специальной нормативной  правовой  и
инструктивно-методической документации для проектирования и выполнения
специфических  для  ООПТ  природоохранных  и  природовосстановительных
работ;  отсутствие  экологических  критериев  оценки  эффективности  и
расценок на работы по благоустройству и озеленению на  ООПТ,  а  также
недостаточное  развитие  специализированных  природоохранных проектных
организаций.
     8. Неурегулированность  вопросов,  связанных  с функционированием
объектов культурного наследия в границах ООПТ,  в том  числе  в  части
подготовки нормативных и распорядительных документов,  а также порядка
подготовки проектов реставрации на  объектах  культурного  наследия  в
границах   ООПТ,   что   затрудняет  принятие  решений  и  приводит  к
конфликтам,  в том числе  вызывая  жалобы  и  протесты  населения  при
реализации проектов.
     9. Недостаточный уровень  квалификации  работников  ООПТ,  в  том
числе,  в сфере биологических знаний, нехватка специалистов, способных
решать природоохранные задачи в соответствии с современными принципами
и    требованиями   к   сохранению   биологического   и   ландшафтного
разнообразия.
     10. Несовершенство   системы  сбора,  хранения  и  предоставления
информации государственного кадастра  ООПТ,  которое  не  позволяет  в
оперативном   режиме   фиксировать   изменения  в  региональных  ООПТ,
оценивать   состояние   их   природных   сообществ   и   эффективность
использования  ООПТ,  предоставлять информацию органам государственной
власти,  а также повышать эффективность государственного  контроля  за
соблюдением режима охраны и использования ООПТ.
     Также следует   отметить   отсутствие   данных    об    ООПТ    в
государственном  кадастре  недвижимости  и  необходимость  внесения  и
уточнения данных  об  ООПТ  в  градостроительный  кадастр.  Отсутствие
согласованной    информации    в    государственном   кадастре   ООПТ,
градостроительном кадастре города Москвы  и  государственном  кадастре
недвижимости    негативно   отражается   на   эффективности   принятия
управленческих, градостроительных и иных решений.
     2.4. Соответствие    целей    Программы    приоритетным   задачам
социальноэкономического развития города Москвы.
     Целевая программа   сохранения   и   развития   особо  охраняемых
природных  территорий  города  Москвы  на  2011-2013  гг.   (далее   -
Программа)  будет  являться  инструментом  реализации  государственной
политики в сфере управления  ООПТ.  Основные  задачи  развития  города
Москвы   определяются   целями  последовательного  повышения  качества
городской среды,  устойчивости  городского  развития  и  эффективности
выполнения городом Москвой функций столицы Российской Федерации.
     Обеспечение общественных интересов и социальных гарантий в  части
экологической, санитарно-эпидемиологической и технической безопасности
городской  среды,  сохранности  объектов  природного   и   культурного
наследия,  доступности  территорий  общего  пользования,  относятся  к
приоритетным направлениям развития города Москвы.
     Существующие ООПТ  представляют  собой  наиболее  важные элементы
природно-экологического каркаса города,  включающего всю  совокупность
незапечатанных земель,  занятых зелёными насаждениями или потенциально
пригодных для озеленения, и обеспечивающего устойчивое развитие города
Москвы в условиях развития урбанизации.
     Экологические проблемы и вопросы состояния  природных  территорий
города  остро  воспринимаются  обществом  и занимают в настоящее время
приоритетное    место    в    системе     оценки     им     успешности
социально-экономического  развития  города  в целом.  Поэтому проблема
сохранения и развития ООПТ - одна из важнейших задач общества, которая
имеет  свое  отражение  в  Генеральном  плане  города  Москвы и планах
градостроительного развития административных округов.  Решение  задачи
повышения качества жизни населения до уровня, соответствующего мировым
тенденциям и стандартам,  учитывалось также и  при  подготовке  данной
Концепции.  Таким образом, Концепция полностью согласуется с основными
направлениями устойчивого  развития  города  Москвы  и  направлена  на
повышение  качества  жизни и безопасности москвичей за счет увеличения
площади  территории   со   статусом   ООПТ,   повышения   качества   и
эффективности охраны, содержания и использования ООПТ в соответствии с
прогрессивным международным опытом.

Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2011-2013 ГГ.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа