О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 10.11.2009). Постановление. Правительство Москвы. 19.04.05 238-ПП

Фрагмент документа "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 10.11.2009)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Проблемы развития законодательства и пути их решения

     Законодательство  города  Москвы находится в постоянном развитии.
Это   обусловлено   как   необходимостью  совершенствования  правового
регулирования  по  предметам ведения города Москвы, так и изменениями,
происходящими  в  федеральном  законодательстве  в  сфере  совместного
ведения.
     Однако  бурное  развитие  городского  законодательства в эти годы
породило   и   целый   ряд   острых  противоречий,  иных  существенных
недостатков, основными из которых являются:
     - значительная     неравномерность     и     несбалансированность
урегулирования важнейших сфер жизнедеятельности города;
     - наличие   большого   количества   дублирующих,   а   нередко  и
противоречащих  друг  другу  правовых актов, изданных в разное время с
учетом текущих потребностей;
     - декларативность   и   безадресность   многих   правовых   норм,
отсутствие эффективного механизма их реализации. Суть проблемы нередко
не   в  отсутствии  правовых  актов,  а  скорее  в  избытке  правового
материала,  который  невозможно  реализовать  на  практике. Отсутствие
единого правообеспечения на уровне как отдельных правовых актов, так и
целых  отраслей  или  институтов права сводит к нулю эффект даже самых
нужных и прогрессивных законов;
     - перераспределение предметов ведения и полномочий между органами
государственной  власти  в  рамках  административной реформы не всегда
подкрепляется  рациональным перераспределением законодательных функций
от  центра  к  регионам,  что ведет к сужению правового поля субъектов
Российской Федерации;
     - не  всегда  правильно избирается объем правового регулирования,
что  ведет  к  деформации  законодательства,  решению  многих  частных
вопросов при отсутствии общей стратегии правового регулирования;
     - уязвимым     местом     остается    поддержание    стабильности
законодательства  -  важнейшего  условия  его  эффективности.  Слишком
частые   и  не  всегда  оправданные  жизнью  изменения  "правил  игры"
дезориентируют  граждан и правоприменителей, вырабатывают неуважение к
закону,  дестабилизируют  правосознание  населения,  вносят сумятицу в
работу;
     - отсутствие  четкой  иерархии  правовых актов, единый порядок их
опубликования и вступления в силу;
     - наличие  в  законах города большого количества отсылочных норм.
Это  порождает  огромный  массив  подзаконных  актов, в котором сложно
порой   бывает  разобраться  специалисту,  не  говоря  уже  о  рядовом
москвиче;
     - недостаточное  внимание уделяется своевременной отмене актов. В
связи с этим назрела необходимость очищения законодательства города от
устаревших,   малоэффективных   актов,   повышения  социально-правовой
обоснованности правовых норм;
     - недостаточные  доступность  и  понимание москвичами принимаемых
нормативных правовых актов в городе.
     Для     дальнейшего     повышения     эффективности    городского
законодательства в ближайшие годы необходимо:
     - последовательно     добиваться    стабильности,    полноты    и
непротиворечивости  актов  законодательства  города,  обеспечивая  тем
самым систематический подход к решению правовых задач;
     - детально  определить  порядок  принятия  и  вступления  в  силу
различных  видов  правовых  актов  и  установить  четкое иерархическое
сопоставление  всех  правовых актов города. Виды правовых актов города
закреплены  в  Уставе  города  Москвы  (законы  города Москвы, решения
Уставного суда города Москвы, постановления Московской городской Думы,
акты  Мэра  и  Правительства  Москвы,  акты  органов и должностных лиц
исполнительной   власти).   Однако   порядок   вступления   в  силу  и
опубликования  городских правовых актов, порядок признания утратившими
силу,  их  характеристики  с точки зрения нормативного содержания либо
нигде  не  установлены,  либо  указываются  крайне расплывчато. Даже в
области регулирования законотворческой деятельности действует не один,
а   четыре   законодательных   акта:   "О   законах  города  Москвы  и
постановлениях    Московской    городской    Думы",    "О   толковании
законодательных  актов  города  Москвы", "О порядке внесения изменений
(дополнений)  в  Устав  города Москвы", "О гражданской законодательной
инициативе  в  городе Москве". Решение указанной задачи возможно путем
разработки  специального консолидированного нормативного акта - закона
города Москвы о правовых актах города Москвы;
     - создать  единый  реестр правовых актов города и внутригородских
муниципальных  образований.  Создание  такого  реестра  требуется  для
формирования  непротиворечивой системы законодательства города. Реестр
позволит организовать четкий контроль за правотворческой деятельностью
в городе Москве;
     - постоянно   вести   работу   по  систематизации  и  кодификации
законодательства.    Систематизация   законодательства   имеет   целью
упорядочение  накопленного нормативно-правового материала и достижение
внутреннего  единства  правовых  установлений.  В первую очередь - это
всесторонний  анализ  законодательных  актов  с  целью  определения их
взаимосвязей,  выявление противоречий, дублирования, пробелов и других
недостатков.  Логическим завершением является выработка предложений по
совершенствованию  самих  исследуемых  правовых  актов.  Как следствие
вместо нескольких отдельных законов необходима разработка комплексного
закона  в  определенной  сфере. Собрание действующего законодательства
Москвы является основой для такой работы.
     Наличие   большого  количества  законов,  регулирующих  различные
отрасли  жизни  города,  обуславливает  необходимость  более  широкого
внедрения  в  практику законодательной деятельности кодификации актов.
Первый  опыт  такого рода получен - принят Избирательный кодекс города
Москвы.  На  сегодняшний день вполне сложились условия для продолжения
процесса  кодификации  правовых  актов  по таким сферам, как жилищное,
градостроительное, экологическое законодательство.
     Вместе  с  тем необходимо учитывать, что кодификация представляет
собой  самую  сложную  форму  систематизации законодательства, которая
предполагает  его глубокий анализ и переработку. Кодификация не должна
являться самоцелью, здесь уместен принцип избирательности;
     - сформировать  электронный  банк  правовой  информации  на  базе
Собрания  действующего законодательства города Москвы. Существующие на
сегодняшний  день  электронные системы правовой информации не в полной
мере охватывают действующее законодательство города Москвы. В процессе
подготовки  Собрания законодательства выявлены действующие акты города
30-х  годов  прошлого  века.  В то время как правовые системы обладают
сформированным  банком  законодательных  актов  начиная  только с 1990
года.  Создание  электронного банка как источника систематизированной,
непротиворечивой   правовой  информации  необходимо  как  для  органов
исполнительной власти города, так и для населения;
     - создать   единую   городскую   систему  правового  мониторинга.
Мониторинг   права   как   постоянный   комплексный  анализ  правового
пространства  города Москвы представляет собой системное наблюдение за
реализацией  законодательства  (конкретного закона) с целью оценки его
эффективности  и  последующей  оптимизации.  В  процессе осуществления
мониторинга анализируется динамика достижения определенных результатов
в  ходе  применения законов, накапливается информация, необходимая для
оценки    эффективности    законодательства    и    дальнейшего    его
совершенствования.    При    этом    обеспечивается    получение    от
правоприменителей  аналитической информации о состоянии регулируемых в
той или иной отрасли отношений, о выявленных пробелах, противоречиях в
правовом регулировании, недостатках механизмов реализации законов. Все
это    способствует    формированию    общей   картины   о   состоянии
законодательства и его применении.
     Основными  формами  осуществления  правового мониторинга являются
введение в практику работы органов исполнительной власти города Москвы
подготовки  правовых  актов  о  мерах  по реализации принятых законов,
разработки  системы  правового мониторинга, изучение судебной практики
по  делам  об  обжаловании  законов города, проведение социологических
опросов  населения  города  о  качестве законодательной работы, тесное
взаимодействие   с   Прокуратурой  города  Москвы,  органами  юстиции,
органами  внутренних  дел  и  другими  правоохранительными органами по
вопросам исполнения законов города Москвы.
     Особое   внимание   следует  уделить  учету  мнения  москвичей  о
реализации  законов  города  Москвы.  Важную  роль  при  осуществлении
правового  мониторинга  имеет  проведение  регулярных  социологических
опросов населения города Москвы о проблемах, возникающих у граждан при
реализации  городского  законодательства.  Также существенное значение
при  проведении правового мониторинга имеет проведение социологических
опросов  в  отношении  проектов  законов.  Такого рода опросы позволят
избежать возможных трудностей в правоприменительной практике;
     - разработать   и   осуществить  систему  мер  по  информированию
населения   о   городском   законодательстве.   Необходимо  дальнейшее
расширение   издания   информационных  материалов,  включая  отдельные
буклеты,   популярные  брошюры,  комментарии  к  законам  по  наиболее
актуальным  вопросам (социальные, трудовые, жилищные права и др.). При
этом  следует обеспечить доступность для населения таких изданий путем
бесплатного  их  распространения  в  государственных  и  муниципальных
органах, а также в библиотеках.
     Развитие   и   применение  в  настоящее  время  информационных  и
коммуникационных   технологий   обуславливает   и   развитие  правовой
информатизации  -  создание  электронных  версий  нормативных правовых
актов,  размещение  различных  изданий  по вопросам законодательства в
сети  Интернет,  в  том  числе  их обнародование на официальных сайтах
органов государственной власти Москвы, а также помещение информации на
электронных носителях;
     - постоянно повышать уровень правовой культуры и профессионализма
всех   управленческих   кадров,  в  первую  очередь  -  вовлеченных  в
нормотворческий  процесс.  Реализация  законодательства в значительной
степени  зависит  от  уровня  правовой культуры управленческих кадров.
Недостаточность  правовых  знаний  у  государственных  и муниципальных
служащих  зачастую  служит  препятствием  для  повышения эффективности
управленческих  решений.  Большое  значение  имеет  правовое  обучение
государственных    и    муниципальных   служащих   в   рамках   курсов
профессиональной подготовки и повышения квалификации;
     - активизировать  работу  по  правовому  просвещению москвичей. В
правовом  просвещении  населения  важную роль играют средства массовой
информации.   Представляется   оправданным  выпуск  регулярных  циклов
публикаций,  теле-  и  радиопередач  о законодательстве и практике его
применения.  Желательно  введение  постоянных  правовых рубрик во всех
окружных  и районных газетах. В целом следует иметь в виду, что только
комплексный,   дифференцированный   подход   к  организации  правового
воспитания  различных  категорий  москвичей  может  дать положительные
результаты.  В  уважительном  отношении  москвичей к законам видится и
важное условие эффективности законодательной деятельности.

Фрагмент документа "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ (РЕДАКЦИЯ НА 10.11.2009)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа