О МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ НА 2008 - 2010 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 29.12.2009). Постановление. Правительство Москвы. 21.08.07 711-ПП

Фрагмент документа "О МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ НА 2008 - 2010 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 29.12.2009)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена
               Программа, и оценка сложившейся ситуации

     Вопрос совершенствования эффективности механизма организационного
и правового регулирования миграционных процессов в Москве как субъекте
Российской   Федерации   напрямую   связан   с   создавшейся   сложной
миграционной ситуацией в стране, жизненной необходимостью стабилизации
численности   трудоспособного   населения   и   создания  условий  для
устойчивого социально-экономического развития города.
     Нового   подхода   к   решению  проблем  миграции  также  требуют
сохраняющиеся   демографические   проблемы,  поскольку  процесс  убыли
населения  в  значительной  степени  стал  затрагивать  трудоспособные
возрастные контингенты.
     Основным приоритетом в этом направлении государственной политикой
определено  привлечение проживающих за рубежом соотечественников путем
реализации  Государственной  программы  по  оказанию  им  содействия в
добровольном  переселении  в  Россию,  утвержденной  Указом Президента
Российской  Федерации  от  22  июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию
содействия    добровольному   переселению   в   Российскую   Федерацию
соотечественников,   проживающих   за   рубежом",  реализации  которой
содействует Москва как субъект Российской Федерации.
     В  то  же  время  необходимо более активно стимулировать приток в
город  квалифицированных  мигрантов,  образованных  и  законопослушных
граждан, связывающих свое будущее со столицей и желающих участвовать в
ее развитии, уважающих культуру и исторические традиции москвичей. При
этом  остро  стоит вопрос наполнения рынка труда и отраслей городского
хозяйства  достаточным  количеством дополнительной рабочей силы, в том
числе   иностранными  работниками,  через  цивилизованную  систему  их
привлечения и использования.
     Решение  данных  задач должно обеспечиваться четким и эффективным
взаимодействием  органов  исполнительной  власти  города  Москвы между
собой,  а  также  с  соответствующими  структурами федеральных органов
власти и органов власти других субъектов Российской Федерации.
     Существенное   значение   для  города  приобретает  необходимость
усиления   влияния   на   внутреннюю   миграцию   во  всех  ее  формах
(маятниковая, сезонная, учебная, семейная и другие), затрагивающих все
сферы жизни городского сообщества.
     Миграционная  обстановка в Москве остается нестабильной. Несмотря
на   осуществление  в  последние  годы  ряда  мер  по  квотированию  и
определению  наиболее  эффективного  объема  и структуры миграционного
обмена,   оптимизации   экономической   составляющей   миграции,   она
по-прежнему недостаточно регулируется. Сложность миграционной ситуации
обуславливается  также  тем,  что  масштабность миграционных потоков в
Москву  практически  не уменьшается, поскольку Москва как мегаполис со
столичными   функциями   продолжает   оставаться   постоянным  центром
притяжения  и  "оседания"  различных категорий мигрантов при все более
проявляющемся   дисбалансе  между  возможностью  легального  въезда  в
Россию,   особенно  граждан  из  стран  СНГ,  и  возможностями  по  их
трудоустройству   и   проживанию.   Поэтому   продолжается  увеличение
численности незаконной, в первую очередь трудовой миграции в различных
секторах  экономики,  сопровождающейся  ростом  криминальных тенденций
среди   мигрантов,   попрошайничеством,   бродяжничеством,  появлением
"международных" бомжей.
     При  этом  общественное  мнение  жителей  столицы  в  подавляющем
большинстве  случаев воспринимает миграцию негативно, а ее последствия
оценивает  исключительно  как  отрицательные,  хотя  анализ проблемы в
комплексе,  напротив, показывает, что эти процессы далеко неоднозначны
по характеру и могут положительно влиять на развитие города.
     Общий  объем  прибывающих  в Москву мигрантов ежегодно составляет
более   миллиона   человек,   в  2006  году  число  зарегистрированных
иностранных граждан по месту пребывания составило 1,26 млн. человек (в
2005  году  -  1,2 млн. чел.) преимущественно из стран СНГ (наибольший
удельный  вес,  около  80%,  составляют  граждане Украины, Казахстана,
Узбекистана, Молдовы, Азербайджана и Таджикистана).
     С  каждым  годом особое значение приобретает влияние миграционных
процессов  на  национальную структуру населения. При этом особенностью
является  тот  факт,  что  практически  невозможно  определить  состав
населения    города    ввиду    отсутствия   официальных   данных   по
национальностям  жителей Москвы, не говоря уже о приезжих. Это связано
с  тем,  что  в  учетных документах населения прибывшие фиксируются по
гражданской  принадлежности  и  многие  из  них  по разным причинам не
желают  вносить  свою  национальность  в  листки  учета.  В этой связи
миграционные   потоки   практически   невозможно  идентифицировать  по
этническому признаку.
     Это  не  позволяет  определить  число и численность формирующихся
мигрантских  этнообщин,  большая  часть  из  которых  для  легализации
группируется  вокруг  своих земляков, получивших вид на жительство или
гражданство  Российской  Федерации.  В  результате  в  городе  активно
формируется   разделение   труда  на  основе  национальной  сегрегации
работников,  возникают  экономические секторы, которые резервируются и
будут зарезервированы за мигрантами на длительное время, что требует в
концептуальном  плане  определить  пути  работы  с диаспорами, а также
выработать  критерии  политики  по  адаптации  и интеграции мигрантов,
находящихся  в  городе,  при том, что в данном вопросе государственная
политика пока не определена.
     С учетом сложной ситуации с народонаселением объективно необходим
анализ  пребывания  таких  категорий  мигрантов,  как лица, получившие
право на временное проживание и вид на жительство, которые практически
никаким образом не учитываются ни при формировании населения, ни рынка
труда,   ни  определении  потенциала  трудовых  ресурсов  и  занятости
населения.
     Вызывает  обоснованную  обеспокоенность тот факт, что иностранные
граждане, получающие право на временное проживание, имеют право выбора
субъекта, где они хотели бы проживать. В связи с этим возникает вопрос
сочетаемости   данного   нововведения   с   программой   добровольного
переселения   соотечественников,   которым  определяются  регионы  для
поселения.
     Удельный  вес  возрастных  групп  населения,  получивших право на
долгосрочное    проживание    и    способных    наиболее    эффективно
интегрироваться  в  рынок  труда,  остается  невостребованным  и,  как
следствие,   невысоким.   Вместе  с  тем  иностранные  работники  (как
легальные, так и незаконные), участвуя в производстве товаров и услуг,
вносят определенный вклад в городское хозяйство.
     Проблемы,  связанные  с трудовой миграцией, обусловливаются двумя
причинами.  Первая  -  стихийное  наполнение  города гражданами других
государств  в  поисках  заработка,  вторая  -  сложность  формирования
регионального  рынка  труда  и  сохранения  баланса трудовых ресурсов.
Незаконное  использование  иностранной  рабочей  силы наносит ощутимый
экономический   ущерб   ввиду   потери   доходов   государства   из-за
недополучения  средств  за  счет  платы  за  использование иностранных
работников,  уклонения от уплаты налогов в бюджеты различных уровней и
платежей в социальные внебюджетные фонды.
     Определенная  часть  доходов  трудовых  мигрантов  пересылается и
вывозится  за  пределы  не  только  города,  но  и  России (до десятка
миллиардов  долларов  ежегодно) и изымается из совокупного внутреннего
оборота.
     Но  тем  не  менее  в  определенной  степени удается регулировать
потоки  трудовой  миграции.  Увеличивается  доля  трудовых  мигрантов,
работающих на законном основании, в строительстве, транспорте, в сфере
обслуживания,  жилищно-коммунального  хозяйства  и  других отраслях. В
настоящее   время   иммигранты   компенсируют   в   основном   дефицит
низкооплачиваемой  и неквалифицированной рабочей силы, хотя условия их
труда и жизни пока не соответствуют нормам, многие из них подвергаются
жесткой эксплуатации со стороны работодателей. Привлечение иностранных
работников  в  экономику  города  по-прежнему  возрастает:  в  2005 г.
официально  было  занято  186 тыс. иностранных работников, в 2006 г. -
220   тыс.   человек,  в  2007  году  планируется  привлечь  810  тыс.
иностранных  граждан из 74 государств для работы на городских объектах
(на  основе как мониторинга сложившейся ситуации, так и деятельности в
этой   сфере   в  предыдущие  годы  определена  квота  на  привлечение
иностранной  рабочей  силы:  750 тыс. человек из безвизовых стран и 60
тыс. - из визовых).
     Но  при  этом  надо  учитывать, что в соответствии с Федеральными
законами  "О  правовом  положении  иностранных  граждан  в  Российской
Федерации" N  115-ФЗ  (в  редакции  Федерального  закона от 18.07.2006
N 110-ФЗ) и "О  миграционном  учете  иностранных  граждан  и  лиц  без
гражданства  в  Российской  Федерации"  (N  109-ФЗ от 18.07.2006) с 15
января 2007  года  введены  новые  упрощенные  условия  постановки  на
миграционный  учет  и  приема на работу иностранных граждан из стран с
безвизовым  режимом  въезда,  что  дополнительно  стимулировало   рост
миграционных  настроений  среди  населения  в  странах СНГ по выезду в
Россию на заработки.
     В  настоящее  время  в  Москве находится по разным оценкам до 1,5
млн. иностранцев, большинство из которых являются гражданами стран СНГ
и  въехали легально, но работают без необходимых по закону разрешений.
После   вступления  в  силу  новаций  в  федеральном  законодательстве
ожидается,  что  большинство  из  них обратятся с заявлениями о выдаче
разрешения  на  работу.  Следовательно,  город  в 2007 году получит за
короткий  промежуток  времени  дополнительно  сотни  тысяч иностранных
граждан,  легализованных  по  факту пребывания и имеющих разрешения на
работу.
     Однако  следует отметить, что при нынешнем, предельно либеральном
порядке  въезда,  постановки на миграционный учет и особенно получения
разрешений  на  работу  указанная  квота  становится просто предельной
планкой   для  общего  количества  выдаваемых  разрешений  на  работу,
поскольку,  по  оценкам  различных  экспертов,  количество нелегальных
трудовых  мигрантов на территории столицы и так колеблется от 700 тыс.
до  2  млн. человек. Следовательно, квота пока не является эффективным
рычагом   для   регулирования   миграционных  процессов,  что  требует
продолжения  программных  действий Правительства Москвы на последующие
годы.
     Поэтому  возникает  необходимость  определения механизма, который
защитил  бы  городской  рынок труда от дополнительного нерегулируемого
притока  иностранных  работников  в  столицу, связанного с максимально
благоприятным для них характером законодательных новаций.
     О  тенденциях  нелегальной  миграции  говорят  следующие  данные.
Ежегодно  в  2005-2006  годах  к  административной  ответственности за
нарушение  миграционного  законодательства привлекается около 300 тыс.
человек.   По  данным  ГУВД  по  г.  Москве,  иностранными  гражданами
совершается  около  20%  всех  преступлений  из  всех  совершенных  не
жителями  города  (в  2005  и 2006 годах - до 13,3 тыс. преступлений в
год).  При  этом  ситуация  осложняется  тем,  что для преступности со
стороны мигрантов характерна высокая степень латентности.
     Нелегальная    миграция    все    более   тесно   связывается   с
функционированием  теневого  сектора  экономики.  Поэтому  политика  в
области   трудовой   миграции   должна   стать   неотъемлемой   частью
экономической   политики   противодействия   неформальной   и  теневой
экономике,   в   том   числе  путем  принятия  на  федеральном  уровне
антидемпингового законодательного акта.
     Эффективность  управления  миграционной  обстановкой  в  стране в
целом     незначительна,    поскольку    по-прежнему    нет    единой,
скоординированной  и  устойчивой  системы  воздействия на миграционные
процессы.
     Оценки показывают, что с выходом в 2006 году нового миграционного
законодательства,  к сожалению, влияние государственных органов власти
субъектов   РФ   на  происходящие  непосредственно  на  их  территории
многоплановые  миграционные  процессы снизилось и до сих пор нет четко
сформулированных  полномочий  субъектов  РФ,  а также не определена их
роль в этом сложнейшем процессе.
     Не   менее   важным   является  вопрос  о  разделении  функций  и
ответственности    между   центром   и   регионами,   государством   и
работодателями.  В настоящее время некоторые из перечисленных вопросов
не решены в должной мере.
     В  этой  связи  возникает  потребность  в  разработке  системного
подхода  к  решению  проблем  миграции  со стороны федеральных органов
государственной  власти, органов власти субъектов Российской Федерации
и  органов  местного  самоуправления  в  сфере  управления  миграцией,
имеется    настоятельная    необходимость   усиления   координации   и
взаимодействия  между  федеральным  центром  и органами исполнительной
власти субъектов РФ.
     Важным   также   является  создание  условий  для  противостояния
продолжающемуся   процессу   саморегулирования  миграционных  потоков,
который  приводит  к  утрате  контроля  за  миграционными процессами и
усилению теневой сети управления ими.
     Для    стабилизации   положения   необходимо   определить   новые
направления  взаимодействия  с федеральными органами власти и органами
власти  других  субъектов  РФ  по всему спектру миграции, так как рост
внутрироссийской  миграции в значительной степени затрагивает интересы
не  только каждого из субъектов РФ, но и положение в целых регионах, в
частности,   Московском,   а   следовательно,   влияет   на   развитие
межрегиональных отношений.
     Анализ  существующего  межрегионального  сотрудничества  в  сфере
миграции  показывает,  что  оно  практически  не  содержит  каких-либо
договорных  или  иных  механизмов. Вместе с тем маятниковая, сезонная,
учебная  миграция, нерегулируемое перемещение иногородней рабочей силы
и   неучтенное   перераспределение   населения   между   субъектами  в
значительной  степени  влияют  на  социально-экономическое положение в
них,  на  стабильность  баланса трудовых ресурсов и на демографическую
ситуацию.  В  частности,  отток трудоспособного населения из ближайших
регионов  в  Москву,  а вместе с этим и потеря ими экономических выгод
порождают негативные отношения между субъектами.
     Одним  из  важных направлений в решении проблем миграции является
заключение   международных  договоров  в  области  трудовой  миграции,
обеспечивающих  в  том  числе защиту на территории России социальных и
экономических   прав   трудящихся   -   мигрантов   в  соответствии  с
основополагающими  документами  ООН, Международной организации труда и
легализацию процессов трудоустройства российских граждан в иностранных
государствах.
     Исходя из вышеизложенного можно определить следующие приоритетные
направления повышения эффективности миграционных процессов:
     разработка и реализация мер по стабилизации миграционной ситуации
и повышению управляемости всех видов миграции, затрагивающих жизненные
интересы города;
     реализация мер по привлечению дополнительных трудовых ресурсов за
счет  мигрантов,  прежде  всего  квалифицированной иностранной рабочей
силы,  с  обеспечением  приоритетности граждан России в сфере трудовых
отношений;
     расширение  участия  городских  органов  государственной власти и
институтов    гражданского   общества   в   управлении   миграционными
процессами;
     адаптация  и  интеграция  иммигрантов  на основе взаимоуважения к
культуре,  религии,  обычаям,  традициям  и  жизненному укладу жителей
города;
     расширение  международных  связей в целях создания цивилизованной
системы использования иностранной рабочей силы.
     Реальная    обстановка    показывает    необходимость    владения
миграционной  ситуацией на основе реальных оценок численности, состава
миграционных  потоков,  занятости  мигрантов,  степени  их давления на
социальную  сферу,  систему  здравоохранения  и  образования,  а также
влияние   с   их  стороны  на  процессы  формирования  населения,  его
национальную составляющую и вопросы безопасности.
     Таким     образом,     повышение     эффективности     механизмов
организационного  и  правового  регулирования миграционных процессов в
городе  требует  дальнейшего организованного, программного воздействия
всех ветвей власти города Москвы на происходящие миграционные процессы
и повышения их ответственности за нормализацию миграционной обстановки
в городе и обеспечение социально-экономического развития Москвы.


Фрагмент документа "О МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ НА 2008 - 2010 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 29.12.2009)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа