ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 100100 СЕРВИС (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 22.12.09 796

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 100100 СЕРВИС (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
                                   
     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  магистратуры,  которая  включает в себя учебный план,
рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов, дисциплин (модулей) и
другие  материалы,  обеспечивающие  воспитание  и  качество подготовки
обучающихся,  а  также  программы  практик  и научно-исследовательской
работы,   итоговой  государственной  аттестации,  календарный  учебный
график    и    методические   материалы,   обеспечивающие   реализацию
соответствующей образовательной технологии.
     Высшие  учебные  заведения  обязаны  ежегодно  обновлять основные
образовательные   программы   с   учетом   развития  науки,  культуры,
экономики, техники, технологий, социальной сферы и сферы сервиса.
     7.2.  При  разработке  ООП  магистратуры  должны  быть определены
возможности  вуза  в  развитии  общекультурных компетенций выпускников
(например,  компетенций  социального взаимодействия, самоорганизации и
самоуправления,   системно-деятельностного   характера).   Вуз  обязан
сформировать  социокультурную  среду, создать условия, необходимые для
социализации личности.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения   занятий   (семинаров   в  диалоговом  режиме,  дискуссий,
компьютерных  симуляций,  деловых  и  ролевых  игр,  разбор конкретных
ситуаций  сферы  сервиса,  психологических и иных тренингов, групповых
дискуссий,  результатов  работы  студенческих исследовательских групп,
вузовских  и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной
работой  с  целью  формирования  и  развития  профессиональных навыков
обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным
компетенциям,  связанным  с ведением того вида (видов) деятельности, к
которым       готовится       магистр       (научно-исследовательской,
научно-педагогической,   проектной,  опытной,  опытно-конструкторской,
технологической,  исполнительской,  творческой),  для ООП магистратуры
является  семинар,  продолжающийся  на регулярной основе не менее двух
семестров,  к  работе  которого  привлекаются  ведущие исследователи и
специалисты-практики сферы сервиса, и являющийся основой корректировки
индивидуальных  учебных  планов  магистров.  В  рамках  учебных курсов
должны  быть  предусмотрены  встречи  с  представителями  российских и
зарубежных   компаний,  государственных  и  общественных  организаций,
мастер-классы экспертов и специалистов сферы сервиса.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется   главной   целью   программы,  особенностью  контингента
обучающихся  и  содержанием  конкретных дисциплин, и в целом в учебном
процессе  они  должны  составлять  не  менее  40  процентов аудиторных
занятий.  Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов
не могут составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
     7.4.  В  программы  дисциплин профессионального цикла должны быть
включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной
деятельности,  к  которой  готовится  выпускник, в объеме, позволяющем
сформировать   соответствующие   общекультурные   и   профессиональные
компетенции.
     7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать
дисциплины  по  выбору  обучающихся  в  объеме  не  менее 30 процентов
вариативной  части  обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся  с  учетом  профиля  ООП магистратуры устанавливает ученый
совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебной  нагрузки обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   основной   образовательной   программы   и   факультативных
дисциплин,  устанавливаемых  вузом  дополнительно  к  ООП и являющихся
необязательными для изучения обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин,  не  включаемых  в 120 зачетных
единиц  и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом
самостоятельно.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  основной  образовательной программы при очной форме обучения
составляет 14 академических часов.
     7.8.  В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях,  в  которых предусмотрена военная
и/или   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
     --------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения  о порядке прохождения военной службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     
     7.10.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.11.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями    при   формировании   индивидуальной   образовательной
программы,  разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули)
становятся  для  них  обязательными,  а  их  суммарная трудоемкость не
должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
     7.12.  В  вузе должно быть предусмотрено применение инновационных
технологий    обучения,    развивающих    навыки   командной   работы,
межличностной   коммуникации,  принятия  решений,  лидерские  качества
(чтение   интерактивных   лекций,  проведение  групповых  дискуссий  и
проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных
моделей   сервиса,   проведение   ролевых   игр,  тренингов  и  других
технологий),  преподавание  дисциплин  в  форме  авторских  курсов  по
программам,  составленным  на  основе результатов исследований научных
школ  вуза,  учитывающих региональную и профессиональную специфику при
условии  реализации  содержания образования и формировании компетенций
выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
     7.13.   ООП   магистратуры   вуза  должна  включать  лабораторные
практикумы  по  дисциплинам  (модулям)  базовой  части,  формирующим у
обучающихся  умения  и  навыки  в  области  экспертизы  и  диагностики
объектов   и   систем   сервиса,  а  также  по  дисциплинам  (модулям)
вариативной   части,   рабочие   программы   которых   предусматривают
формирование  у  обучающихся соответствующих умений и навыков с учетом
профиля ООП вуза.
     Практические  занятия  должны  быть  предусмотрены по дисциплинам
(модулям)  базовой  части, формирующим у обучающихся умения и навыки в
области  научной  деятельности,  компьютерных  технологий,  системного
анализа  в  сервисе,  моделирования  и  оптимизации процессов и систем
сервиса,  управления  качеством  услуг и работ, экономического анализа
деятельности  предприятия  сервиса,  а  также по дисциплинам (модулям)
вариативной   части,   рабочие   программы   которых   предусматривают
формирование  у  обучающихся соответствующих умений и навыков с учетом
профиля ООП вуза.
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     обучающиеся  имеют  право  в  пределах  объема  учебного времени,
отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных
ООП вуза, выбирать конкретные дисциплины (модули);
     при  формировании  своей индивидуальной образовательной программы
получить  консультацию  в  вузе  по  выбору  дисциплин  (модулей) и их
влиянию на будущую профессиональную подготовку;
     обучающиеся  при  переводе  из другого высшего учебного заведения
при  наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных
ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
     обучающиеся  обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15.  Практика  является обязательным разделом ООП магистратуры.
Она   представляет   собой   вид   учебных   занятий,  непосредственно
ориентированных     на     профессионально-практическую     подготовку
обучающихся.
     При реализации ООП магистратуры по данному направлению подготовки
предусматриваются    следующие    виды    практик:   производственная;
научно-исследовательская;   научно-производственная   технологическая,
педагогическая.
     Конкретные  виды  практик  определяются  ООП вуза. Цели и задачи,
программы  и  формы  отчетности  определяются  вузом  по  каждому виду
практики.
     Практики  проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в
лабораториях     вуза,     обладающих     необходимым    кадровым    и
научно-техническим потенциалом.
     7.16.   Научно-исследовательская   работа   обучающихся  является
обязательным  разделом  ООП  магистратуры и направлена на формирование
общекультурных   и   профессиональных  компетенций  в  соответствии  с
требованиями  настоящего  ФГОС  ВПО  и  ООП магистратуры. Вузами могут
предусматриваться   следующие  виды  и  этапы  выполнения  и  контроля
научно-исследовательской работы обучающихся:
     планирование    научно-исследовательской    работы,    включающее
ознакомление  с  тематикой  исследовательских работ в данной области и
выбор темы исследования, написание реферата по избранной теме;
     проведение научно-исследовательской работы;
     корректировка плана проведения научно-исследовательской работы;
     составление отчета о научно-исследовательской работе;
     публичная защита выполненной работы.
     Основной   формой  планирования  и  корректировки  индивидуальных
планов  научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование
темы,  обсуждение  плана  и  промежуточных  результатов исследования в
рамках научно-исследовательского семинара.
     В  процессе  выполнения  научно-исследовательской работы и в ходе
защиты  ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных
структурах  вуза с привлечением работодателей и ведущих исследователей
сферы  сервиса,  позволяющее  оценить  уровень  приобретенных  знаний,
умений и сформированных компетенций обучающихся. Необходимо также дать
оценку   компетенций,   связанных  с  формированием  профессионального
мировоззрения и определенного уровня культуры.
     7.17.   Реализация   ООП   магистратуры   должна   обеспечиваться
научно-педагогическими    кадрами,   имеющими   базовое   образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или
опыт   деятельности   в   соответствующей   профессиональной  сфере  и
систематически   занимающимися   научной   и/или   научно-методической
деятельностью.    К    образовательному    процессу   по   дисциплинам
профессионального  цикла  должны быть привлечены не менее 20 процентов
преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников
профильных  организаций,  предприятий  и  учреждений сферы сервиса. Не
менее  80  процентов  преподавателей  (в  приведенных  к целочисленным
значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному
циклу  и  научно-исследовательскому  семинару, должны иметь российские
или зарубежные ученые степени и ученые звания, при этом ученые степени
доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы
о  присвоении  которой  прошли  установленную  процедуру  признания  и
установления  эквивалентности)  или  ученое  звание  профессора должны
иметь не менее 12 процентов преподавателей.
     При  реализации  ООП  магистратуры, ориентированной на подготовку
научных   и   научно-педагогических  кадров,  не  менее  75  процентов
преподавателей,  обеспечивающих  учебный  процесс, должны иметь ученые
степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за
рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру
признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
     Общее  руководство  научным  содержанием и образовательной частью
магистерской      программы      должно     осуществляться     штатным
научно-педагогическим  работником вуза, имеющим ученую степень доктора
наук  или  степень,  присваиваемую  за рубежом, документы о присвоении
которой   прошли  установленную  процедуру  признания  и  установления
эквивалентности,  и  (или)  ученое  звание профессора соответствующего
профиля,   стаж   работы   в   образовательных   учреждениях   высшего
профессионального образования не менее трех лет.
     Для  основного  штатного  научно-педагогического  работника вуза,
работающего на полную ставку, допускается одновременное руководство не
более   чем   двумя   ООП   магистратуры;   для  внутреннего  штатного
совместителя - не более чем одной ООП магистратуры.
     Непосредственное     руководство     магистрами    осуществляется
руководителями,  имеющими  ученую степень и ученое звание. Допускается
одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
     Руководители    ООП    магистратуры    должны   регулярно   вести
самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать
в   исследовательских   (творческих)   проектах,  иметь  публикации  в
отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах,
трудах   национальных  и  международных  конференций,  симпозиумов  по
профилю  ООП  магистратуры,  не менее одного раза в пять лет проходить
повышение квалификации.
     7.18.  ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической
документацией  и  материалами  по  всем  учебным  курсам,  дисциплинам
(модулям)  основной  образовательной  программы.  Содержание каждой из
таких  учебных  дисциплин  (модулей)  должно  быть представлено в сети
Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым    дисциплинам    и   сформированной   по   согласованию   с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован  печатными  и/или
электронными  изданиями  основной  учебной  и  научной  литературы  по
дисциплинам  общенаучного  и  профессионального  циклов,  изданными за
последние  пять  лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий
на каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы  помимо  учебной должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на каждые 100
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.19.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
магистратуры  утверждает  размер средств на реализацию соответствующих
основных образовательных программ.
     Финансирование   реализации   основных  образовательных  программ
должно  осуществляться  в  объеме  не  ниже  установленных  нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
     --------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).
     
     7.20.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП магистратуры,
должно   располагать   материально-технической  базой,  обеспечивающей
проведение  всех  видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной,    практической    и   научно-исследовательской   работы
обучающихся,    которые   предусмотрены   учебным   планом   вуза,   и
соответствующей  действующим  санитарным  и противопожарным правилам и
нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП магистратуры перечень
материально-технического обеспечения включает:
     лаборатории  по  дисциплине  "Экспертиза и диагностика объектов и
систем   сервиса",   а  также  по  другим  дисциплинам  (модулям)  ООП
магистратуры, рабочие программы которых предусматривают формирование у
обучающихся  соответствующих  умений  и  навыков  с учетом профиля ООП
вуза;
     специально  оборудованные  кабинеты  и  аудитории  по дисциплинам
(модулям):  "Системный анализ в сервисе", "Моделирование и оптимизация
процессов  и  систем сервиса", "Управление качеством услуг и работ", а
также  по  другим  дисциплинам  (модулям)  ООП  магистратуры,  рабочие
программы   которых   предусматривают   формирование   у   обучающихся
соответствующих умений и навыков с учетом профиля ООП вуза.
     Возможно  наличие  по  дисциплинам (модулям) с учетом профиля ООП
магистратуры    проблемной(ных)    учебно-научно-производственной(ных)
лаборатории(й),  полигона(ов),  бизнес-инкубатора(ов),  студии(ий) для
формирования у обучающихся профессиональных компетенций в соответствии
с профилем ООП вуза.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим
местом  в  компьютерном  классе  с выходом в Интернет в соответствии с
объемом изучаемых дисциплин.
     Вуз  должен  быть  обеспечен необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
     Доступность  к  сетям  типа  Интернет  должна быть обеспечена для
каждого обучающегося.
     

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 100100 СЕРВИС (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа