ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 230700 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 21.12.09 762

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 230700 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают   ООП,  которая  включает  в  себя  учебный  план,  рабочие
программы  учебных  курсов,  предметов,  дисциплин  (модулей) и другие
материалы,    обеспечивающие    воспитание   и   качество   подготовки
обучающихся,  а  также  программы  практик,  итоговой  государственной
аттестации,  календарный  учебный  график  и  методические  материалы,
обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
     Высшие  учебные  заведения  обязаны  ежегодно  обновлять основные
образовательные   программы   с   учетом   развития  науки,  культуры,
экономики, техники, технологий и социальной сферы.
     7.2.  При  разработке  ООП  магистратуры  должны  быть определены
возможности   вуза   в   развитии   социально-личностных   компетенций
выпускников   (например,   компетенций   социального   взаимодействия,
самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).
Вуз   обязан  сформировать  социокультурную  среду,  создать  условия,
необходимые для социализации личности.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения   занятий   (семинаров   в  диалоговом  режиме,  дискуссий,
компьютерных  симуляций,  деловых  и  ролевых  игр,  разбор конкретных
ситуаций,  психологических  и  иных  тренингов,  групповых  дискуссий,
результатов  работы  студенческих исследовательских групп, вузовских и
межвузовских   телеконференций,   проведение   форумов   и  выполнение
групповых  семестровых  заданий  и  курсовых  работ  в интернет-среде,
электронное  тестирование  знаний,  умений  и  навыков)  в сочетании с
внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных
навыков     обучающихся.    Основной    активной    формой    обучения
профессиональным  компетенциям, связанным с ведением того вида (видов)
деятельности,  к  которым готовится магистр (научно-исследовательской,
научно-педагогической,   проектной,  опытной,  опытно-конструкторской,
технологической,  исполнительской,  творческой),  для ООП магистратуры
является  семинар,  продолжающийся  на регулярной основе не менее двух
семестров,  к  работе  которого  привлекаются  ведущие исследователи и
специалисты-практики,     и     являющийся    основой    корректировки
индивидуальных  учебных  планов  магистров.  В  рамках  учебных курсов
должны  быть  предусмотрены  встречи  с  представителями  российских и
зарубежных   компаний,  государственных  и  общественных  организаций,
мастер-классы  экспертов  и  специалистов  с  возможным использованием
электронных средств проведения видеоконференций и видеолекций.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и
содержанием  конкретных  дисциплин,  и  в целом в учебном процессе они
должны  составлять  не  менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия
лекционного   типа   для  соответствующих  групп  студентов  не  могут
составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
     7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны
быть    включены    задания,   способствующие   развитию   компетенций
профессиональной   деятельности,  к  которой  готовится  выпускник,  в
объеме,   позволяющем   сформировать   соответствующие  общенаучные  и
профессиональные компетенции.
     Общая  трудоемкость дисциплины не может быть меньше двух зачетных
единиц   (за   исключением   дисциплин   по  выбору  обучающихся).  По
дисциплинам,  трудоемкость  которых  составляет  более  трех  зачетных
единиц,    должна    выставляться    оценка    ("отлично",   "хорошо",
"удовлетворительно").
     7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать
дисциплины  по  выбору  обучающихся  в  объеме  не  менее 30 процентов
вариативной  части  обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебных  занятий  обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   основной   образовательной   программы   и   факультативных
дисциплин,  устанавливаемых  вузом  дополнительно  к  ООП и являющихся
необязательными для изучения обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин,  не  включаемых  в 120 зачетных
единиц  и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом
самостоятельно.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  основной  образовательной  программы  в очной форме обучения
должен   составлять   не   более  27  академических  часов.  В  случае
использования  средств  электронного обучения объем аудиторных занятий
для очной формы обучения может быть сокращен до 20 часов.
     7.8.  В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях,  в  которых предусмотрена военная
и/или   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
     --------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения  о порядке прохождения военной службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     
     7.10.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.11.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями    при   формировании   индивидуальной   образовательной
программы,  разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули)
становятся  для  них  обязательными,  а  их  суммарная трудоемкость не
должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
     7.12.  В  вузе должно быть предусмотрено применение инновационных
технологий    обучения,    развивающих    навыки   командной   работы,
межличностной  коммуникации,  принятия  решений,  лидерские  качества:
чтение   интерактивных   лекций,   проведение  групповых  дискуссий  и
проектов, анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных
моделей, проведение ролевых игр, тренингов, видеоконференций, форумов,
преподавание   дисциплин  в  форме  авторских  курсов  по  программам,
составленным  на  основе  результатов  исследований научных школ вуза,
учитывающих  региональную  и  профессиональную  специфику  при условии
реализации   содержания   образования   и   формировании   компетенций
выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
     7.13.   ООП   магистратуры   вуза  должна  включать  лабораторные
практикумы   и/или   практические  занятия  по  следующим  дисциплинам
(модулям)  базовой  части, формирующим у обучающихся умения и навыки в
области   философских   проблем   науки   и  техники,  математического
моделирования,  математических  и  инструментальных  методов поддержки
принятия   решений,   делового   иностранного   языка,  информационных
технологий, информационного общества и проблем прикладной информатики,
методологии и технологии проектирования информационных систем, рабочие
программы  которых  предусматривают  цели  формирования  у обучающихся
соответствующих умений и навыков.
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение
дисциплин   (модулей)   по   выбору,   предусмотренных  ООП,  выбирать
конкретные дисциплины (модули);
     право   при  формировании  своей  индивидуальной  образовательной
программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и
их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
     право  при  переводе  из  другого  высшего учебного заведения при
наличии   соответствующих  документов  на  перезачет  освоенных  ранее
дисциплин (модулей);
     обязанность   выполнять   в   установленные  сроки  все  задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15.  Практика  является обязательным разделом ООП магистратуры.
Она   представляет   собой   вид   учебных   занятий,  непосредственно
ориентированных     на     профессионально-практическую     подготовку
обучающихся. При реализации ООП магистратуры по направлению подготовки
Прикладная   информатика  предусматриваются  следующие  виды  практик:
производственная, научно-исследовательская, педагогическая.
     Конкретные   виды   практик  определяются  ООП.  Цели  и  задачи,
программы  и  формы  отчетности  определяются  вузом  по  каждому виду
практики.
     Практики  проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в
лабораториях     вуза,     обладающих     необходимым    кадровым    и
научно-техническим потенциалом.
     7.16.   Научно-исследовательская   работа   обучающихся  является
обязательным  разделом  ООП  магистратуры и направлена на формирование
общекультурных   и   профессиональных  компетенций  в  соответствии  с
требованиями   настоящего   ФГОС   ВПО   и   ООП  вуза.  Вузами  могут
предусматриваться   следующие  виды  и  этапы  выполнения  и  контроля
научно-исследовательской работы обучающихся:
     планирование    научно-исследовательской    работы,    включающее
ознакомление  с  тематикой  исследовательских работ в данной области и
выбор темы исследования;
     анализ  информационных  ресурсов  по  избранной  теме и написание
реферата;
     составление содержания и графика работы;
     проведение научно-исследовательской работы;
     составление отчета о научно-исследовательской работе;
     публичная защита выполненной работы.
     Основной   формой  планирования  и  корректировки  индивидуальных
планов  научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование
темы,  обсуждение  плана  и  промежуточных  результатов исследования в
рамках   научно-исследовательского  семинара.  В  процессе  выполнения
научно-исследовательской  работы и в ходе защиты ее результатов должно
проводиться   широкое   обсуждение   в   учебных   структурах  вуза  с
привлечением   работодателей  и  ведущих  исследователей,  позволяющее
оценить   уровень   приобретенных   знаний,  умений  и  сформированных
компетенций  обучающихся.  Необходимо  также  дать оценку компетенций,
связанных    с   формированием   профессионального   мировоззрения   и
определенного уровня культуры.
     7.17.   Реализация   ООП   магистратуры   должна   обеспечиваться
научно-педагогическими    кадрами,   имеющими   базовое   образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или
опыт   деятельности   в   соответствующей   профессиональной  сфере  и
систематически   занимающимися   научной   и/или   научно-методической
деятельностью.    К    образовательному    процессу   по   дисциплинам
профессионального  цикла  должны быть привлечены не менее 20 процентов
преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников
профильных   организаций,   предприятий  и  учреждений.  Не  менее  80
процентов  преподавателей  (в  приведенных  к  целочисленным значениям
ставок),  обеспечивающих  учебный процесс по профессиональному циклу и
научно-исследовательскому  семинару,  должны  иметь  ученые  степени и
ученые  звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание
профессора должны иметь не менее 12 процентов преподавателей.
     При  реализации  ООП  магистратуры, ориентированных на подготовку
научных   и   научно-педагогических  кадров,  не  менее  75  процентов
преподавателей,  обеспечивающих  учебный  процесс, должны иметь ученые
степени кандидата, доктора наук и ученые звания.
     Образовательный    процесс    с    использованием   дистанционных
образовательных технологий (ДОТ) осуществляется:
     профессорско-преподавательским   составом,  обладающим  знаниями,
умениями     и     навыками,     необходимыми     для     работы     в
информационно-образовательной   среде,   создающим  и  актуализирующим
специализированные  учебные  материалы,  осуществляющим опосредованное
взаимодействие  с  обучающимися  независимо  от  места их нахождения и
распределения   во  времени  на  основе  педагогически  организованных
информационных       технологий       (в       случае       отсутствия
профессорско-преподавательского  состава, обладающего необходимыми для
работы  умениями  и навыками, отвечающими требованиям, образовательное
учреждение   привлекает   преподавателей   из  других  образовательных
учреждений);
     профессорско-преподавательским   составом,   подготовленным   для
работы    в    специальной   информационно-образовательной   среде   и
осуществляющим   различные  виды  учебных  занятий  с  обучающимися  в
образовательном   учреждении   и   его   территориально   обособленных
подразделениях.
     Общее  руководство  научным  содержанием и образовательной частью
ООП  магистратуры  должно осуществляться штатным научно-педагогическим
работником  вуза,  имеющим  ученую степень доктора наук и (или) ученое
звание    профессора   соответствующего   профиля,   стаж   работы   в
образовательных  учреждениях  высшего профессионального образования не
менее трех лет.
     Для  штатного  научно-педагогического работника вуза, работающего
на  полную  ставку, допускается одновременное руководство не более чем
двумя  ООП  магистратуры;  для  внутреннего штатного совместителя - не
более одной ООП магистратуры.
     Непосредственное     руководство     магистрами    осуществляется
руководителями,  имеющими  ученую степень и ученое звание. Допускается
одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
     Руководители    ООП    магистратуры    должны   регулярно   вести
самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать
в   исследовательских   (творческих)   проектах,  иметь  публикации  в
отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах,
трудах   национальных  и  международных  конференций,  симпозиумов  по
профилю,   не  менее  одного  раза  в  пять  лет  проходить  повышение
квалификации.
     7.18.  ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической
документацией  и  материалами  по  всем  учебным  курсам,  дисциплинам
(модулям)  основной  образовательной  программы.  Содержание каждой из
таких  учебных  дисциплин  (модулей)  должно  быть представлено в сети
Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым    дисциплинам    и   сформированной   по   согласованию   с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован  печатными  и/или
электронными  изданиями  основной  учебной  и  научной  литературы  по
дисциплинам  общенаучного  и  профессионального  циклов,  изданными за
последние  пять  лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий
на каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы  помимо  учебной должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на каждые 100
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.19.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
магистратуры  утверждает  размер средств на реализацию соответствующих
основных образовательных программ.
     Финансирование   реализации   основных  образовательных  программ
должно  осуществляться  в  объеме  не  ниже  установленных  нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
     --------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).
     
     7.20.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП магистратуры,
должно   располагать   материально-технической  базой,  обеспечивающей
проведение  всех  видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной,    практической    и   научно-исследовательской   работы
обучающихся,  предусмотренных  учебным  планом вуза, и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП магистратуры перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
     компьютерные  классы,  оборудованные  современными  лицензионными
программно-техническими средствами;
     лингафонные кабинеты;
     кабинеты для интерактивного обучения;
     Интернет-классы.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим
местом  в  компьютерном  классе  с выходом в Интернет в соответствии с
объемом  изучаемых  дисциплин, но не менее одного рабочего места на 15
студентов.
     Обучающийся  подтверждает возможность использования компьютера со
средствами  мультимедиа и выходом в Интернет в режиме, позволяющем ему
осваивать   учебную   программу   в   соответствии  с  учебным  планом
(регистрация  компьютера  в  образовательном  учреждении  на основании
личного    заявления   обучающегося,   договор   об   оказании   услуг
Интернет-провайдером).
     При  использовании  Интернет-технологий в индивидуальном обучении
обучающийся   должен  использовать  ИКТ,  соответствующие  требованиям
(канал   связи,   аппаратные   требования,   программные  требования),
предъявляемым  образовательным учреждением к обучению с использованием
ДОТ.
     При   использовании   ДОТ   образовательное   учреждение   должно
обеспечивать  каждому  обучающемуся  возможность  доступа  к  основным
информационным ресурсам в объеме часов учебного плана, необходимом для
освоения соответствующей образовательной программы или ее части.
     Обязанность  вуза  подтверждать  оснащенность  учебного  процесса
информационными ресурсами.
     Информационные   образовательные   ресурсы  включают  электронные
учебно-методические комплексы (УМК), обеспечивающие эффективную работу
обучающихся  по  всем  видам  занятий в соответствии с учебным планом.
Материалы, включенные в состав УМК, учитываются лицензионной комиссией
при оценке библиотечно-информационной оснащенности учебного процесса.
     

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 230700 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа