ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 261100 ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 16.12.09 730

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 261100 ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
     
     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  бакалавриата,  которая  включает в себя учебный план,
рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов, дисциплин (модулей) и
другие  материалы,  обеспечивающие  воспитание  и  качество подготовки
обучающихся,  а  также  программы  учебной и производственной практик,
календарный  учебный  график  и методические материалы, обеспечивающие
реализацию соответствующей образовательной технологии.
     Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии
с примерной основной образовательной программой ВПО.
     Высшие  учебные  заведения  обязаны  ежегодно  обновлять основные
образовательные  программы с учетом развития науки, техники, культуры,
экономики, технологий и социальной сферы.
     7.2.  При  разработке  ОПП  бакалавриата  должны  быть определены
возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников
(например,  компетенций  социального взаимодействия, самоорганизации и
самоуправления,   системно-деятельностного   характера).   Вуз  обязан
сформировать  социокультурную  среду, создать условия, необходимые для
всестороннего развития личности.
     Вуз   обязан  способствовать  развитию  социально-воспитательного
компонента   учебного   процесса,   включая   развитие   студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций,
спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения  занятий  (компьютерных  симуляций,  деловых и ролевых игр,
разбора  конкретных  ситуаций,  психологических  и  иных  тренингов) в
сочетании  с  внеаудиторной  работой  с  целью формирования и развития
профессиональных  навыков  обучающихся. В рамках учебных курсов должны
быть  предусмотрены  встречи с представителями российских и зарубежных
компаний,  государственных  и  общественных организаций, мастер-классы
экспертов и специалистов.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется   главной   целью   (миссией)   программы,   особенностью
контингента  обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом
в  учебном  процессе  они  должны  составлять  не  менее  20 процентов
аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более
40 процентов аудиторных занятий.
     7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля, курса) должны
быть  четко  сформулированы  конечные результаты обучения в органичной
увязке    с   осваиваемыми   знаниями,   умениями   и   приобретаемыми
компетенциями в целом по ООП.
     Общая  трудоемкость  дисциплины не может быть менее двух зачетных
единиц   (за   исключением   дисциплин   по  выбору  обучающихся).  По
дисциплинам,  трудоемкость  которых  составляет  более  трех  зачетных
единиц,    должна    выставляться    оценка    ("отлично",   "хорошо",
"удовлетворительно").
     7.5.   Основная   образовательная   программа   должна  содержать
дисциплины  по  выбору  обучающихся  в  объеме  не  менее  одной трети
вариативной   части  суммарно  по  циклам  Б.1,  Б.2  и  Б.3.  Порядок
формирования  дисциплин  по  выбору  обучающихся  устанавливает ученый
совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебных  занятий  обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   основной   образовательной   программы   и   факультативных
дисциплин,  устанавливаемых  вузом  дополнительно  к  ООП и являющихся
необязательными для изучения обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин  не должен превышать 10 зачетных
единиц.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  основной  образовательной  программы  в очной форме обучения
составляет  27  академических  часов.  В  указанный  объем  не  входят
обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
     7.8.  В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях,  в  которых предусмотрена военная
и/или   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
     --------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения  о порядке прохождения военной службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     
     7.10.  Раздел  "Физическая  культура"  трудоемкостью две зачетные
единицы реализуется:
     при  очной  форме  обучения, как правило, в объеме 400 часов, при
этом  объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен
составлять не менее 360 часов.
     7.11.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.12.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями   при   формировании   ООП,  разъяснить,  что  избранные
обучающимися   дисциплины   (модули,   курсы)   становятся   для   них
обязательными.
     7.13.   ООП   бакалавриата   вуза  должна  включать  лабораторные
практикумы   и/или   практические  занятия  по  следующим  дисциплинам
(модулям)  базовой  части, формирующим у обучающихся умения и навыки в
области:   теоретической   и   прикладной   механики,  физики,  химии,
информатики,     электротехники     и     электроники,    безопасности
жизнедеятельности, истории, философии, социологии, иностранного языка,
математики,  начертательной  геометрии, инженерной графики, экономики,
менеджмента,  маркетинга, а также по дисциплинам (модулям) вариативной
части,  рабочие  программы которых предусматривают цели формирования у
обучающихся соответствующих умений и навыков.
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение
дисциплин  (модулей,  курсов) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать
конкретные дисциплины (модули, курсы);
     право   при  формировании  своей  индивидуальной  образовательной
программы  получить  консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей,
курсов) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
     право  при  переводе  из  другого  высшего учебного заведения при
наличии   соответствующих  документов  на  перезачет  освоенных  ранее
дисциплин (модулей, курсов) на основании аттестации;
     обязанность   выполнять   в   установленные  сроки  все  задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15.   Раздел   ООП  бакалавриата  "Учебная  и  производственная
практики"  является  обязательным  и  представляет  собой  вид учебных
занятий,          непосредственно          ориентированных          на
профессионально-практическую подготовку обучающихся.
     Конкретные  виды  практик  определяются  ООП вуза. Цели и задачи,
программы  и  формы  отчетности  определяются  вузом  по  каждому виду
практики.
     Практики  проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в
лабораториях  вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым
и научно-техническим потенциалом.
     Аттестация   по   итогам   практики   проводится   на   основании
оформленного  в соответствии с установленными требованиями письменного
отчета  и  отзыва  руководителя  практики  от  предприятия.  По итогам
аттестации выставляется оценка.
     Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская
работа  обучающегося.  В  случае  ее  наличия при разработке программы
научно-исследовательской   работы   высшее  учебное  заведение  должно
предоставить возможность обучающимся:
     изучать   специальную   литературу  и  другую  научно-техническую
информацию  о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в
соответствующей области знаний;
     участвовать  в  проведении  научных  исследований  или выполнении
технических разработок;
     осуществлять    сбор,    обработку,   анализ   и   систематизацию
научно-технической информации по теме (заданию);
     принимать  участие  в стендовых и промышленных испытаниях опытных
образцов (партий) проектируемых изделий;
     составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу,
заданию);
     выступить с докладом на конференции.
     7.16.  Реализация  основных образовательных программ бакалавриата
должна  обеспечиваться  научно-педагогическими  кадрами, имеющими, как
правило,  базовое  образование,  соответствующее профилю преподаваемой
дисциплины,   и   систематически   занимающимися   научной   и   (или)
научно-методической деятельностью.
     Доля  преподавателей, имеющих ученую степень и/или ученое звание,
в  общем  числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс
по  данной основной образовательной программе, должна быть не менее 50
процентов,  ученые  степени доктора наук и/или профессора должны иметь
не менее шести процентов преподавателей.
     Преподаватели   профессионального   цикла  должны  иметь  базовое
образование    и/или    ученую    степень,   соответствующие   профилю
преподаваемой  дисциплины.  Не  менее  60  процентов преподавателей (в
приведенных  к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный
процесс  по  профессиональному  циклу, должны иметь ученые степени или
ученые  звания.  К образовательному процессу должно быть привлечено не
менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей
и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
     До  10  процентов  от общего числа преподавателей, имеющих ученую
степень  и/или  ученое  звание,  может  быть заменено преподавателями,
имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях
руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
     7.17.  Основная  образовательная  программа должна обеспечиваться
учебно-методической   документацией  и  материалами  по  всем  учебным
курсам,  дисциплинам  (модулям)  основной  образовательной  программы.
Содержание  каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно
быть  представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного
учреждения.
     Внеаудиторная    работа    обучающихся    должна   сопровождаться
методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее
выполнение.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым    дисциплинам    и   сформированной   по   согласованию   с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован  печатными  и/или
электронными  изданиями  основной  учебной  литературы  по дисциплинам
базовой  части  всех  циклов,  изданными  за  последние  10  лет  (для
дисциплин  базовой  части  гуманитарного, социального и экономического
цикла  - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких
изданий на каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы  помимо  учебной должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на каждые 100
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.18.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
бакалавриата  утверждает  размер средств на реализацию соответствующих
основных образовательных программ.
     Финансирование   реализации   основных  образовательных  программ
должно  осуществляться  в  объеме  не  ниже  установленных  нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
     --------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).
     
     7.19.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП бакалавриата,
должно   располагать   материально-технической  базой,  обеспечивающей
проведение  всех  видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной,    практической    и   научно-исследовательской   работы
обучающихся,  предусмотренных  учебным  планом вуза, и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП бакалавриата перечень
материально-технического   обеспечения  включает  в  себя  лаборатории
высшего  учебного заведения, которые должны быть оснащены современными
стендами   и   оборудованием,   позволяющими  изучать  технологические
процессы в соответствии с профилем подготовки.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим
местом  в  компьютерном  классе  с выходом в Интернет в соответствии с
объемом  изучаемых  дисциплин.  На  100  студентов  дневного отделения
должно  быть  не  менее  10  компьютеров,  подключенных  к  сетям типа
Интернет.
     

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 261100 ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕКСТИЛЬНЫХ ИЗДЕЛИЙ (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "БАКАЛАВР")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа