ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 160400 РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И КОСМОНАВТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР"). Приказ. Министерство образования и науки РФ. 14.01.10 41

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 160400 РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И КОСМОНАВТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
                 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
     
     7.1.  Образовательные  учреждения  самостоятельно разрабатывают и
утверждают  ООП  магистратуры,  которая  включает в себя учебный план,
рабочие  программы  учебных  курсов,  предметов, дисциплин (модулей) и
другие  материалы,  обеспечивающие  воспитание  и  качество подготовки
обучающихся,  а  также  программы  практик  и научно-исследовательской
работы,   итоговой  государственной  аттестации,  календарный  учебный
график    и    методические   материалы,   обеспечивающие   реализацию
соответствующей образовательной технологии.
     Высшие  учебные  заведения  обязаны  ежегодно  обновлять основные
образовательные   программы   с   учетом   развития  науки,  культуры,
экономики, техники, технологий и социальной сферы.
     7.2.  При  разработке  ООП  магистратуры  должны  быть определены
возможности  вуза  в  развитии  общекультурных компетенций выпускников
(компетенций    социального    взаимодействия,    самоорганизации    и
самоуправления,   системно-деятельностного   характера).   Вуз  обязан
сформировать  социокультурную  среду, создать условия, необходимые для
социализации личности.
     7.3.  Реализация компетентностного подхода должна предусматривать
широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм
проведения   занятий   (семинаров   в  диалоговом  режиме,  дискуссий,
компьютерных  симуляций,  деловых  и  ролевых  игр,  разбор конкретных
ситуаций,  психологических  и  иных  тренингов,  групповых  дискуссий,
результатов  работы  студенческих исследовательских групп, вузовских и
межвузовских  телеконференций)  в  сочетании с внеаудиторной работой с
целью  формирования  и  развития профессиональных навыков обучающихся.
Одной    из   основных   активных   форм   обучения   профессиональным
компетенциям,  связанным  с ведением того вида (видов) деятельности, к
которым       готовится       магистр       (научно-исследовательской,
научно-педагогической,   проектной,  опытно-,  опытно-конструкторской,
технологической,  исполнительской,  творческой),  для ООП магистратуры
является  семинар,  продолжающийся  на регулярной основе не менее двух
семестров,  к  работе  которого  привлекаются  ведущие исследователи и
специалисты-практики и являющийся основой корректировки индивидуальных
учебных   планов  магистров.  В  рамках  учебных  курсов  должны  быть
предусмотрены   встречи  с  представителями  российских  и  зарубежных
компаний,  государственных  и  общественных организаций, мастер-классы
экспертов и специалистов.
     Удельный   вес   занятий,   проводимых  в  интерактивных  формах,
определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и
содержанием  конкретных  дисциплин,  и  в целом в учебном процессе они
должны  составлять  не  менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия
лекционного   типа   для  соответствующих  групп  студентов  не  могут
составлять более 20 процентов аудиторных занятий.
     7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны
быть    включены    задания,   способствующие   развитию   компетенций
профессиональной   деятельности,  к  которой  готовится  выпускник,  в
объеме,  позволяющем  сформировать  соответствующие  общекультурные  и
профессиональные компетенции.
     7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать
дисциплины  по  выбору  обучающихся  в  объеме  не  менее 30 процентов
вариативной  части  обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору
обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
     7.6.  Максимальный  объем  учебной  нагрузки обучающихся не может
составлять  более  54  академических  часов в неделю, включая все виды
аудиторной   и   внеаудиторной  (самостоятельной)  учебной  работы  по
освоению   основной   образовательной   программы   и   факультативных
дисциплин,  устанавливаемых  вузом  дополнительно  к  ООП и являющихся
необязательными для изучения обучающимися.
     Объем  факультативных  дисциплин,  не  включаемых  в 120 зачетных
единиц  и необязательных для изучения обучающимися, определяется вузом
самостоятельно.
     7.7.  Максимальный  объем аудиторных учебных занятий в неделю при
освоении  основной  образовательной  программы  в очной форме обучения
составляет 18 академических часов.
     7.8.  В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения
максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с
Типовым    положением    об    образовательном    учреждении   высшего
профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 февраля 2008
г.  N  71  (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8,
ст. 731).
     7.9.  Общий  объем  каникулярного  времени  в учебном году должен
составлять  7  -  10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний
период.
     В  высших  учебных  заведениях,  в  которых предусмотрена военная
и/или   правоохранительная   служба,  продолжительность  каникулярного
времени   обучающихся   определяется  в  соответствии  с  нормативными
правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы <*>.
     --------------------------------
     <*>  Статья  30  Положения о порядке прохождения воинской службы,
утвержденного  Указом  Президента  Российской Федерации от 16 сентября
1999   г.  N  1237  "Вопросы  прохождения  военной  службы"  (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
     
     7.10.  Вуз  обязан  обеспечить  обучающимся  реальную возможность
участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную
разработку индивидуальных образовательных программ.
     7.11.   Вуз   обязан   ознакомить  обучающихся  с  их  правами  и
обязанностями    при   формировании   индивидуальной   образовательной
программы,  разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули)
становятся  для  них  обязательными,  а  их  суммарная трудоемкость не
должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
     7.12.  В  вузе должно быть предусмотрено применение инновационных
технологий  обучения:  развитие  навыков  командной  работы,  принятие
решений, чтение интерактивных лекций, выполнение научных исследований,
курсовых  и  выпускных  работ по тематике, предложенной предприятиями;
участие  в  выполнении  НИР,  проводимых  на кафедре; участие в работе
студенческих  конструкторских  бюро;  участие  с  научными докладами в
научных  конференциях; преподавание дисциплин в форме авторских курсов
по программам, составленным на основе результатов исследований научных
школ вуза.
     7.13.   ООП   магистратуры   вуза  должна  включать  лабораторные
практикумы  и/или  практические  занятия  по  модулям  базовой  части,
формирующих  у  обучающихся  умения  и  навыки  в  области  истории  и
философии  науки  и  техники,  экономики  предприятия, математического
моделирования  в  технике,  надежности  изделий  и  систем РКТ, систем
автоматизированного   проектирования   РКТ,  а  также  по  дисциплинам
(модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают
цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
     7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
     обучающиеся  имеют  право  в  пределах  объема  учебного времени,
отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных
ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
     при  формировании  своей индивидуальной образовательной программы
обучающиеся  имеют  право  получить  консультацию  в  вузе  по  выбору
дисциплин   (модулей)   и   их  влиянию  на  будущую  профессиональную
подготовку;
     обучающиеся  при  переводе  из другого высшего учебного заведения
при  наличии соответствующих документов имеют право на зачет освоенных
ранее дисциплин (модулей) на основе аттестации;
     обучающиеся  обязаны выполнять в установленные сроки все задания,
предусмотренные ООП вуза.
     7.15. Требования к организации практик обучающихся.
     Практика  является  обязательным  разделом  ООП магистратуры. Она
представляет    собой    вид    учебных    занятий,    непосредственно
ориентированных     на     профессионально-практическую     подготовку
обучающихся.  При  реализации  ООП магистратуры по данному направлению
подготовки предусматриваются следующие виды практик:
     научно-производственная,
     научно-исследовательская.
     Конкретные  виды  практик  определяются  ООП вуза. Цели и задачи,
программы  и  формы  отчетности  определяются  вузом  по  каждому виду
практики.
     Практики  проводятся в сторонних организациях или на кафедрах и в
лабораториях     вуза,     обладающих     необходимым    кадровым    и
научно-техническим потенциалом.
     7.16.  Требования  к  организации научно-исследовательской работы
обучающихся.
     Научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным
разделом  ООП магистратуры и направлена на формирование общекультурных
и   профессиональных   компетенций   в   соответствии  с  требованиями
настоящего  ФГОС  ВПО  и  ООП  вуза.  Вузами  могут  предусматриваться
следующие  виды и этапы выполнения и контроля научно-исследовательской
работы обучающихся:
     ознакомление  с  тематикой научно-исследовательских работ и выбор
темы исследования;
     подбор  литературы,  анализ  состояния вопроса и разработка плана
проведения научно-исследовательской работы;
     разработка  математической  модели  исследуемого процесса и выбор
методов ее решения (для теоретической работы);
     выбор  или  проектирование  экспериментальной  установки, системы
измерений и составление плана проведения эксперимента;
     исследование  процессов, описанных математической моделью на ЭВМ,
и обработка полученных результатов;
     проведение эксперимента и обработка результатов;
     оформление  технического  отчета, доклад на конференции, семинаре
или написание статьи.
     Основной   формой  планирования  и  корректировки  индивидуальных
планов  научно-исследовательской работы обучаемых является обоснование
темы,  обсуждение  плана  и  промежуточных  результатов исследования в
рамках   научно-исследовательского  семинара.  В  процессе  выполнения
научно-исследовательской  работы и в ходе защиты ее результатов должно
проводиться   широкое   обсуждение   в   учебных   структурах  вуза  с
привлечением   работодателей  и  ведущих  исследователей,  позволяющее
оценить   уровень   приобретенных   знаний,  умений  и  сформированных
компетенций  обучающихся.  Необходимо  также  дать оценку компетенций,
связанных    с   формированием   профессионального   мировоззрения   и
определенного уровня культуры.
     7.17.   Реализация   ООП   магистратуры   должна   обеспечиваться
научно-педагогическими    кадрами,   имеющими   базовое   образование,
соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и ученую степень или
опыт   деятельности   в   соответствующей   профессиональной  сфере  и
систематически   занимающимися   научной   и/или   научно-методической
деятельностью.    К    образовательному    процессу   по   дисциплинам
профессионального  цикла  должны быть привлечены не менее 20 процентов
преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников
профильных   организаций,   предприятий  и  учреждений.  Не  менее  80
процентов  преподавателей  (в  приведенных  к  целочисленным значениям
ставок),  обеспечивающих  учебный процесс по профессиональному циклу и
научно-исследовательскому   семинару,   должны  иметь  российские  или
зарубежные  ученые  степени  и  ученые звания, при этом ученые степени
доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы
о  присвоении  которой  прошли  установленную  процедуру  признания  и
установления  эквивалентности)  или  ученое  звание  профессора должны
иметь не менее 12 процентов преподавателей.
     При  реализации  ООП  магистратуры, ориентированных на подготовку
научных   и   научно-педагогических  кадров,  не  менее  75  процентов
преподавателей,  обеспечивающих  учебный  процесс, должны иметь ученые
степени кандидата, доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за
рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру
признания и установления эквивалентности) и ученые звания.
     Общее  руководство  научным  содержанием и образовательной частью
ООП  магистратуры  должно осуществляться штатным научно-педагогическим
работником  вуза, имеющим ученую степень доктора наук и (или) степень,
присваиваемую  за  рубежом,  документы  о  присвоении  которой  прошли
установленную  процедуру  признания  и установления эквивалентности, и
(или) ученое звание профессора соответствующего профиля, стаж работы в
образовательных  учреждениях  высшего профессионального образования не
менее трех лет.
     Для  штатного  научно-педагогического работника вуза, работающего
на  полную  ставку, допускается одновременное руководство не более чем
двумя  ООП  магистратуры;  для  внутреннего штатного совместителя - не
более одной ООП магистратуры.
     Непосредственное     руководство     магистрами    осуществляется
руководителями,  имеющими  ученую степень и ученое звание. Допускается
одновременное руководство не более чем тремя магистрами.
     Руководители    ООП    магистратуры    должны   регулярно   вести
самостоятельные исследовательские (творческие) проекты или участвовать
в   исследовательских   (творческих)   проектах,  иметь  публикации  в
отечественных научных журналах и/или зарубежных реферируемых журналах,
трудах   национальных  и  международных  конференций,  симпозиумов  по
профилю,   не  менее  одного  раза  в  пять  лет  проходить  повышение
квалификации.
     7.18.  ООП магистратуры должна обеспечиваться учебно-методической
документацией  и  материалами  по  всем  учебным  курсам,  дисциплинам
(модулям)  основной  образовательной  программы.  Содержание каждой из
таких  учебных  дисциплин  (модулей)  должно  быть представлено в сети
Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
     Каждый    обучающийся    должен   быть   обеспечен   доступом   к
электронно-библиотечной   системе,   содержащей  издания  по  основным
изучаемым    дисциплинам    и   сформированной   по   согласованию   с
правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
     При   этом   должна  быть  обеспечена  возможность  осуществления
одновременного  индивидуального  доступа  к такой системе не менее чем
для 25 процентов обучающихся.
     Библиотечный  фонд  должен  быть  укомплектован  печатными  и/или
электронными  изданиями  основной  учебной  и  научной  литературы  по
дисциплинам  общенаучного  и  профессионального  циклов,  изданными за
последние  пять  лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий
на каждые 100 обучающихся.
     Фонд  дополнительной  литературы  помимо  учебной должен включать
официальные,    справочно-библиографические    и    специализированные
периодические  издания  в  расчете  1  -  2  экземпляра  на каждые 100
обучающихся.
     Электронно-библиотечная  система  должна обеспечивать возможность
индивидуального  доступа  для  каждого  обучающегося из любой точки, в
которой имеется доступ к сети Интернет.
     Оперативный  обмен  информацией  с  отечественными  и зарубежными
вузами  и организациями должен осуществляться с соблюдением требований
законодательства     Российской    Федерации    об    интеллектуальной
собственности и международных договоров Российской Федерации в области
интеллектуальной  собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен
доступ  к  современным  профессиональным  базам данных, информационным
справочным и поисковым системам.
     7.19.  Ученый  совет  высшего учебного заведения при введении ООП
магистратуры  по  направлению  подготовки утверждает размер средств на
реализацию соответствующих основных образовательных программ.
     Финансирование   реализации   основных  образовательных  программ
должно  осуществляться  в  объеме  не  ниже  установленных  нормативов
финансирования высшего учебного заведения <*>.
     --------------------------------
     <*>   Пункт   2   статьи   41  Закона  Российской  Федерации  "Об
образовании"  от  10  июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства
Российской  Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004,
N  30,  ст.  3086;  N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст.
1932; N 44, ст. 5280).
     
     7.20.  Высшее  учебное  заведение,  реализующее ООП магистратуры,
должно   располагать   материально-технической  базой,  обеспечивающей
проведение  всех  видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки,
лабораторной,    практической    и   научно-исследовательской   работы
обучающихся,  предусмотренных  учебным  планом  вуза и соответствующей
действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
     Минимально  необходимый  для реализации ООП магистратуры перечень
материально-технического обеспечения включает в себя:
     компьютерный класс, обеспечивающий свободный доступ для работы;
     экспериментальную   лабораторию,  соответствующую  вузовской  ООП
магистратуры.
     При  использовании  электронных  изданий  вуз  должен  обеспечить
каждого  обучающегося  во  время  самостоятельной  подготовки  рабочим
местом  в  компьютерном  классе  с выходом в Интернет в соответствии с
объемом изучаемых дисциплин. Не менее 50 процентов обучающихся.
     

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 160400 РАКЕТНЫЕ КОМПЛЕКСЫ И КОСМОНАВТИКА (КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) "МАГИСТР")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа