Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В 2010 ГОДУ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА".
Подраздел "Инновации" 11.1. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции. 11.1.1. Поддержка начинающих малых инновационных компаний - гранты на создание инновационной компании. Гранты на создание малой инновационной компании - субсидии юридическим лицам хозяйственным обществам - субъектам малого и среднего предпринимательства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), созданным не ранее 1 августа 2009 года. Гранты на создание инновационной компании - субсидии, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов по регистрации юридического лица, расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности. Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по предоставлению грантов на создание инновационной компании предоставляются с учетом следующих условий: - гранты направляются субъектам малого и среднего предпринимательства, зарегистрированным не ранее 1 августа 2009 года; - сумма гранта не превышает 0,5 млн. рублей на одного получателя поддержки - юридическое лицо. 11.1.2. Поддержка действующих инновационных компаний - субсидии юридическим лицам - субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Для целей предоставления субсидий под действующими малыми инновационными компаниями (далее - "действующие малые инновационные компании") понимаются юридические лица - субъекты малого и среднего предпринимательства, действующие на момент принятия решения о предоставлении субсидии более 1 года, фактически производящие инновационные товары, осуществляющие инновационные работы или оказывающие инновационные услуги, а также фактически осуществляющие затраты на технологические инновации в значении, установленном в Приказе Росстата от 30 октября 2009 г. N 237 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций" для заполнения формы федерального статистического наблюдения N 2МП-инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия". Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по поддержке действующих малых инновационных компаний предоставляются на компенсацию следующих общих (капитальных и текущих) затрат малой инновационной компании: - исследование и разработка новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; - производственное проектирование, дизайн и другие разработки (не связанные с научными исследованиями и разработками) новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; - приобретение машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; - приобретение новых технологий (в т.ч. прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей); - приобретение программных средств; - другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи); - обучение и подготовка персонала, связанного с инновациями; - маркетинговые исследования; - прочие затраты на технологические инновации; - аренда помещений, используемых для обеспечения деятельности; - затраты, связанные с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях; - сертификация и патентование. Общая сумма субсидий на компенсацию общих затрат малой инновационной компании за счет средств субсидии федерального бюджета не должна превышать 5 млн. рублей. 11.1.3. Реализация специальных образовательных программ для малых инновационных предприятий. Специальные образовательные программы для малых инновационных предприятий - предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства образовательных услуг, связанных с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации в сфере деятельности инновационной малой компании. Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по реализации образовательных программ предоставляются для реализации следующих мероприятий: - предоставление сертификатов субъектам малого и среднего предпринимательства с целью самостоятельного выбора предпринимателем образовательного учреждения и направления обучения; - предоставление образовательных услуг субъектам малого и среднего предпринимательства на основе конкурсного отбора образовательных учреждений для участия в мероприятии; - предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства для частичной оплаты образовательных услуг. 11.2. Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих реализацию инновационной продукции. 11.2.1. Поддержка действующих малых инновационных компаний, участвующих в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, "Деловых миссиях" и иных мероприятиях, связанных с продвижением на региональные и международные рынки продукции, товаров и услуг и предусматривающих экспонирование и показ (демонстрация в действии). "Деловые миссии" - коллективные поездки представителей действующих малых инновационных компаний с предварительной маркетинговой подготовкой (анализом условий вхождения на определенный сегмент регионального или иностранного рынка, определением потенциальных интересантов, экспонированием и показом товаров, работ, услуг и целью их продвижения, определения степени заинтересованности в сотрудничестве и получения обратного отклика) и организацией двусторонних деловых переговоров. Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по продвижению на региональные рынки товаров (работ, услуг) предоставляются: 11.2.1.1. На компенсацию затрат действующих малых инновационных предприятий, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях (за исключением расходов на проезд к месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилых помещений и питание). Субсидии предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства единовременно из расчета двух третьих произведенных субъектами малого и среднего предпринимательства затрат. При заключении договора аренды выставочных площадей для экспозиции товаров (работ, услуг) 2 и более субъектов малого и среднего предпринимательства (общая экспозиция) субсидии предоставляются каждому из них пропорционально стоимости вклада в оплату договора аренды соответствующих субъектов малого и среднего предпринимательства. 11.2.1.2. На организацию и проведение "Деловых миссий", в том числе: а) Анализ региональных рынков: обследование социально-экономического состояния, тенденций развития регионов проведения деловых миссий, проведение предварительного подбора и экспертной оценки профилей малых и средних предприятий для включения в состав деловых миссий для каждого региона их проведения посредством проведения экспертных интервью с руководителями региональных профильных торговых компаний, направленных на определение состояния и тенденций развития профильных рынков в каждом регионе проведения деловых миссий, выявление и последующий анализ условий вхождения на определенный сегмент регионального рынка и оценку перспектив сотрудничества по данному профилю в данном регионе. б) Поиск и подбор региональных (международных) партнеров в регионах проведения деловых миссий: - формирование и актуализация баз данных профильных региональных компаний, потенциальных деловых партнеров участников деловых миссий; - проведение телефонного маркетинга руководителей региональных компаний на предмет заинтересованности в сотрудничестве с участниками деловых миссий, а также в целях получения дополнительной информации о региональных компаниях; - проведение предварительных встреч-презентаций продукции и предложений участников деловых миссий, в ходе которых демонстрируются производимая ими продукция, передается информация о предполагаемых условиях работы и проводятся предварительные переговоры о возможных условиях сотрудничества. Результаты каждой встречи-презентации фиксируются в специальных анкетах. По итогам предварительных встреч-презентаций осуществляется отбор заинтересованных в сотрудничестве с участниками деловых миссий региональных компаний; - подготовка и предоставление каждому участнику каждой деловой миссии отчета, содержащего результаты актуализации каждой записи в базах данных, анкеты по результатам телефонных переговоров и анкеты по результатам личных встреч-презентаций. в) Подготовка и организация двусторонних бизнес-встреч субъектов малого и среднего предпринимательства с потенциальными партнерами: - обеспечение организации переезда участников деловых миссий до места проведения мероприятия, их проживания в регионе проведения мероприятия; - организация переговорной площадки для участников каждой деловой миссии в специально подобранном помещении с обеспечением посещения по согласованному графику руководителями региональных компаний; - организация переговорного тура по профильным региональным предприятиям для участников каждой деловой миссии; - обеспечение представительства интересов участников деловой миссии, не принявших участие непосредственно в деловой поездке (заочных участников), в каждом регионе; - проведение анкетирования участников переговоров на предмет их результативности. 11.2.2. Создание и обеспечение деятельности информационно-аналитических центров (Евро Инфо Корреспондентских центров). Российский Европейский Информационный Корреспондентский Центр и его региональное представительство - представительство европейской деловой информационной сети Евро Инфо Центров - Enterprise Europe Network, способствующее развитию внешнеэкономической деятельности российских малых и средних предприятий, а также соответствующей информационной сети. Российский Европейский Информационный Корреспондентский Центр и его региональные представительства представляют собой некоммерческие организации, которые создаются на базе структуры поддержки малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубаторов и других объектов инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий по решению региональных органов власти). Основная цель деятельности Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра и его региональных представительств - предоставление информационно-консультационной поддержки и содействия малым и средним предприятиям России и стран Европейского Союза, заинтересованным в установлении и развитии взаимовыгодного делового сотрудничества. Российский Европейский Информационный Корреспондентский Центр и его региональные представительства должны выполнять следующие задачи: развитие стимулирующей среды, способствующей выходу российских малых и средних предприятий на внешние рынки и повышению их общей конкурентоспособности; развитие инфраструктуры содействия экспортно-ориентированным малым и средним предприятиям на региональном уровне; поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий в выходе на внешние и межрегиональные рынки для формирования историй успеха; развитие единого информационного пространства с Европейским Союзом посредством интеграции существующих деловых сетей и баз данных. Российский Европейский Информационный Корреспондентский Центр и его региональные представительства оказывают следующие услуги на некоммерческой основе: а) Информационно-консультационные услуги о: политике и программах ЕС и Российской Федерации по поддержке малого и среднего бизнеса; законодательстве ЕС и России в области предпринимательской и внешнеэкономической деятельности; тарифной политике и таможенном регулировании в странах ЕС и Российской Федерации; едином рынке ЕС и предоставляемых им возможностях для продвижения продукции и услуг российских предприятий; проводимых Конкурсах государственных закупок (тендерах) ЕС и возможностях участия в них российских предприятий; предоставлении контактных данных о европейских и российских производителях, экспортерах и импортерах; стандартах качества и других требованиях ЕС к товарам и услугам; проектах Евросоюза в области содействия развитию предпринимательской деятельности и возможностях доступа российских малых и средних предприятий к источникам финансирования (фондам) ЕС; б) Содействие развитию делового сотрудничества Россия - ЕС и продвижению российских предприятий на европейские и межрегиональные рынки: содействие в поиске потенциальных деловых партнеров с учетом потребностей российских и европейских компаний: информационный обмен коммерческими предложениями, запросами и деловой информацией с использованием возможностей сети Евро Инфо Центров и других российских и европейских ресурсов; распространение данных о заинтересованных российских компаниях и их намерениях по установлению деловых связей с европейскими партнерами через специальную базу данных "Деловое сотрудничество" сети Евро Инфо Центров; проведение мероприятий, способствующих развитию делового сотрудничества между российскими и европейскими компаниями (семинары, деловые встречи, информационные мероприятия). Российский Европейский Информационный Корреспондентский Центр и его региональные представительства должны соответствовать следующим требованиям к техническому оснащению: наличие рабочих мест, оборудованных оргтехникой и мебелью; наличие для каждого рабочего места компьютера, принтера (индивидуального или коллективного доступа) и телефона с выходом на городскую линию и междугородную связь; наличие интернет-связи для всех работников Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра и его региональных представительств; наличие не менее одного оборудованного (мебель, доска, проектор, телефон) зала для проведения встреч, семинаров, тренингов для представителей российских и европейских малых и средних предприятий по вопросам услуг и возможностей Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра и его региональных представительств, в том числе за счет использования указанного оборудования бизнес-инкубатора. Работники Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра и его региональных представительств должны иметь высшее образование, свободно владеть английским языком и иметь опыт работы во внешнеэкономической деятельности от одного до трех лет. Количество штатных сотрудников определяется решением региональных органов власти. Организации, на базе которых создаются региональные представительства Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра, обеспечивают разработку и наличие положений о региональном представительстве Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра, включающих разделы: общие положения; цели и задачи Европейского Информационного Корреспондентского Центра; виды деятельности и услуги; порядок оказания услуг; источники финансирования; критерии результативности деятельности Европейского Информационного Корреспондентского Центра. Цели предоставления субсидии федерального бюджета на финансирование Российского Европейского Информационного Корреспондентского Центра и его региональных представительств (таблица N 1): Таблица N 1 ----------------------------------------T----------------------------------------------¬ ¦ Мероприятия ¦ Стоимость (в тыс. рублей) ¦ ¦ +------------T----------------T----------------+ ¦ ¦ Всего ¦ Бюджет ¦ Федеральный ¦ ¦ ¦ ¦ субъекта ¦ бюджет ¦ ¦ ¦ ¦ федерации ¦ ¦ +---------------------------------------+------------+----------------+----------------+ ¦ 1. Фонд оплаты труда ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+------------+----------------+----------------+ ¦ 2. Начисления на оплату труда ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+------------+----------------+----------------+ ¦ 3. Приобретение предметов снабжения и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ расходных материалов ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+------------+----------------+----------------+ ¦ 4. Командировки ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+------------+----------------+----------------+ ¦ 5. Услуги связи ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+------------+----------------+----------------+ ¦ 6. Коммунальные услуги, включая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аренду помещений ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+------------+----------------+----------------+ ¦ 7. Прочие текущие расходы ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+------------+----------------+----------------+ ¦ 8. Оплата услуг сторонних организаций ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+------------+----------------+----------------+ ¦ 9. Иные расходы (указать) ¦ ¦ ¦ ¦ +---------------------------------------+------------+----------------+----------------+ ¦ Всего по проекту ¦ ¦ ¦ ¦ L---------------------------------------+------------+----------------+----------------- 11.2.3. Поддержка экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства. Программы поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства - комплекс мероприятий региональных программ поддержки малого и среднего предпринимательства и (или) региональных программ развития экспорта, направленных на содействие в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников внешнеэкономической деятельности. Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются на реализацию следующих мероприятий: - создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность, и обеспечение деятельности таких организаций; - проведение сплошных обследований или исследований с репрезентативной выборкой для определения влияния на экономику региона и малые и средние предприятия последствий от присоединения России к ВТО; - проведение исследований состояния экспортно-ориентированных кластеров, а также маркетинговых исследований для таких кластеров; - реализация коллективных маркетинговых проектов, направленных на поддержку выхода малых и средних предприятий на внешние рынки; - компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на создание и продвижение коллективных торговых марок; - проведение для малых и средних предприятий семинаров, конференций, круглых столов, издание пособий и т.п., связанных с темой продвижения продукции на рынки иностранных государств; - реализация специальных программ обучения для малых и средних предприятий, организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства с целью повышения их квалификации по вопросам, связанным с экспортом товаров, работ, услуг; - компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с производством и реализацией товаров, работ, услуг, предназначенных для экспорта, включая маркетинговые и консалтинговые расходы, расходы, связанные с оплатой юридических услуг, за исключением субсидий, установленных разделом III. Предоставление субсидий на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта. 11.2.4. Создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в области инноваций и промышленного производства. Субсидии федерального бюджета на финансирование мероприятий по развитию малых и средних предприятий в области инноваций и промышленного производства предоставляются на реализацию следующих мероприятий: 11.2.4.1. Создание организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку малым и средним предприятиям, в том числе центров коммерциализации технологий, территориальных, промышленных, инновационных и логистических кластеров, центров коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговых центров, центров прототипирования и промышленного дизайна, центров технологической компетенции, центров субконтрактации, центров трансферта технологий, развитие учебно-инновационных центров с учебно-демонстрационными площадками, в том числе на базе аграрных сельскохозяйственных высших учебных заведений и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, и обеспечение деятельности таких организаций, включая программы информирования молодых людей в возрасте до 30 лет о предоставляемых возможностях и услугах; 11.2.4.2. Компенсация затрат субъектов малого и среднего предпринимательства на проведение технологического аудита (оценки существующего технологического уровня компании, системы управления качеством, системы проектирования и разработки новой продукции в сравнении с конкурентами в России и за рубежом); 11.2.4.3. Создание и обеспечение деятельности Центров кластерного развития для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - ЦКР) в целях содействия принятию решений и координации проектов, обеспечивающих развитие инновационных кластеров субъектов малого и среднего предпринимательства и повышающих конкурентоспособность региона базирования соответствующих инновационных кластеров и кооперационное взаимодействие участников кластера между собой. Целями деятельности ЦКР являются: создание условий для эффективного информационного взаимодействия участников инновационных кластеров, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц; содействие установлению договорных отношений между участниками инновационных кластеров, учреждениями образования и науки, иными заинтересованными лицами; обеспечение реализации совместных кластерных проектов; организация эффективного взаимодействия с государственными органами и органами местного самоуправления; организация привлечения средств доноров и технического сотрудничества в кластерные проекты. Рекомендуемые задачи организации по развитию инновационных кластеров включают: разработка проектов развития инновационных кластеров и инвестиционных программ по реализации; разработка предложений по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере деятельности участников инновационных кластеров; организация мониторинга состояния инновационного, научного и производственного потенциала инновационных кластеров; разработка и реализация совместных кластерных проектов с привлечением участников инновационных кластеров, учреждений образования и науки, иных заинтересованных лиц; организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, предоставления консультационных услуг в интересах участников кластеров; оказание содействия участникам инновационных кластеров при получении государственной поддержки, поддержки доноров; содействие выводу на рынок новых продуктов (услуг) участников инновационных кластеров; организация конференций, семинаров и т.п. в сфере интересов участников кластера; организация мониторинга состояния инновационного, научного и производственного потенциала инновационных кластеров. ЦКР на постоянной основе публикует в сети Интернет следующую информацию для создания соответствующей информационной среды на основе постоянного анализа и мониторинга: общие сведения об инновационном кластере, перечень основной продукции, перечень отраслей, образующих кластер; сведения об учредителях и членах ЦКР; сведения об основных участниках инновационного кластера, их деятельности; сведения о планируемых (реализуемых) кластерных проектах, условиях участия и т.п.; базы данных и интерфейс для поиска партнеров и контрагентов инновационного кластера; графики встреч, рабочих групп, совещаний партнеров организации по развитию кластера и участников кластера; дополнительные информационные сервисы (например, базы данных по государственному и муниципальному заказу, базы данных по субконтрактам, необходимым в целях реализации кластерных проектов и т.п.). На базе ЦКР создается постоянно действующая система консультаций и услуг для участников инновационных кластеров. Данная система должна быть ориентирована, прежде всего, на оказание информационных услуг в части законодательства субъекта Российской Федерации для участников инновационных кластеров и инвесторов, а также на поддержку развивающимся и вновь открывающимся субъектам малого и среднего предпринимательства. Через систему консультаций и услуг ЦКР: предоставляет информационную поддержку о сетевых структурах кластера и структуре деловых контактов; предоставляет необходимую деловую и экономическую информацию, относящуюся к функционированию и развитию инновационных кластеров; предоставляет услуги по бизнес-планированию, составлению дорожных карт в высокотехнологичных отраслях. На базе ЦКР проводится постоянная разработка (совершенствование) и распространение среди заинтересованных лиц текущей и перспективной схемы размещения производительных сил инновационных кластеров. В ходе этих работ ЦКР проводит анализ потенциала субъекта Российской Федерации (в сфере деятельности инновационного кластера), участников инновационных кластеров, перспектив их развития, осуществляет мониторинг развития инновационных кластеров. ЦКР предоставляет услуги совместных кластерных проектов по следующим направлениям: оказание консалтинговых услуг по специализации отдельных участников кластера; предоставление услуг участникам кластера в части правового обеспечения, маркетинга, рекламы; проведение рекламных кампаний в средствах массовой информации по пропаганде кластера; организация и проведение маркетинговых исследований на различных рынках, связанных с продвижением продукции кластера; формирование баз данных, содержащих технические требования к выпускаемой продукции и технологическим процессам. ЦКР обеспечивает координацию реализации совместных кластерных проектов по следующим направлениям: организация совместного ремонта и сервиса; организация совместных закупок сырья, материалов; совместное развития сетей продаж; совместный запуск новых производственных линий; совместные образовательные проекты; организация совместного участия (консорциум) в крупных заказах (государственные закупки, транснациональные корпорации); содействие организации новых производств на принципах долевого участия; совместная разработка единых стандартов в отношении продукции, поставщиков и т.п.; организация коллективных маркетинговых проектов, проектов совместного выхода на новые рынки; организация совместных проектов в области сокращения издержек, повышения качества, логистики, информационно-коммуникационных технологий и т.д.; совместная разработка единых требований к поставщикам, оценка поставщиков; проведение бенчмаркинга, организация работ по обеспечению соответствия предприятий кластера требованиям потребителей в целях выхода на новые рынки сбыта. В ходе данной деятельности ЦКР в интересах участников кластера согласует пакет реализуемых кластерных проектов, формы и условия их финансирования, осуществляет подбор исполнителей, содействует установлению договорных отношений для реализации кластерных проектов и т.д. Наряду с построением сетевых взаимосвязей между участниками кластера ЦКР организует эффективное взаимодействие в интересах участников кластера с органами власти и организациями-донорами, в том числе: содействует взаимодействию между государственными органами, органами местного самоуправления и участниками кластера; обеспечивает консультации по программам государственной поддержки и организаций-доноров, направленным на инновационное развитие, территориальное развитие, субсидирование субъектов малого предпринимательства и т.п.; обеспечивает участие кластера в целом и отдельных его участников в международных программах и проектах. 11.2.4.4. Создание и обеспечение деятельности Центров прототипирования как инженерно-производственных комплексов, специализирующихся на разработке полной системы подготовки производства - от компьютерного проектирования до изготовления и контроля деталей и технологического оснащения. Центр протипирования должен включать: станочный парк, парк высокотехнологичного оборудования; высококвалифицированных специалистов, способных работать на этом оборудовании: инженеров-конструкторов, технологов, специалистов по промышленному дизайну, маркетологов; Комплекс административно-производственных площадей. |
Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ В 2010 ГОДУ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА".