Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ.".
2. Оценка сложившейся ситуации Город Москва по праву относится к лидерам регионального развития малого предпринимательства. В малом бизнесе города Москвы занято более одной трети всего экономически активного населения. По состоянию на начало 2009 г. в городе насчитывалось более 218 тыс. малых предприятий, на которых было занято 2067 тыс. человек, и 145 тыс. индивидуальных предпринимателей. Количество средних предприятий - более 1500. При этом вклад московского малого бизнеса в экономику составляет значительную часть от общероссийского показателя в этом секторе. Так, по имеющимся на данный момент официальным данным органов государственной статистики, оборот московских малых предприятий в 2007 г. превысил 30 процентов оборота всех малых предприятий России. Однако уровень развития малого и среднего предпринимательства в научно-технической и производственной сферах остается все еще на недостаточно высоком уровне. По экспертным оценкам количество субъектов малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере не превышает 4000 предприятий, что составляет около 5 процентов от общего числа малых и средних предприятий. Результатом сплошного обследования малых инновационных предприятий города Москвы, проведенного в 2008 году Московским центром развития предпринимательства по заказу Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, стало, что средние показатели, характеризующие деятельность малых предприятий, у малых инновационных предприятий выше (кроме средней выручки). Особое внимание заслуживает тот факт, что средняя сумма активов, приходящихся на одно малое инновационное предприятие, выше, чем у одного малого предприятия в промышленности или просто у одного малого предприятия. Кроме того, необходимо отметить, что предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, крайне заинтересованы в поддержке Правительства Москвы на всех стадиях реализации инновационного проекта. Оказание мер государственной поддержки малому предпринимательству осуществляется в городе Москве на протяжении уже многих лет, при этом с 1994 г. эта поддержка оказывается на комплексной программной основе. Ежегодно на развитие и поддержку малого предпринимательства направляется в среднем 0,25-0,3 процента расходов городского бюджета. Меры содействия развитию и укреплению малого бизнеса стали одним из факторов, позволивших московским предпринимателям этого сектора существенно минимизировать потери из-за начавшегося в конце 2008 г. финансово-экономического кризиса. На середину мая 2009 г., по данным мониторинга, проводимого Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, отмечается снижение оборотов малых предприятий и их прибыльности, в сравнении с ноябрем 2008 г. эти показатели упали более чем на 31 процент. Мониторинг показал, что за период с ноября 2008 г. по середину мая 2009 г. частота оценки предпринимателями экономической ситуации как кризисной возросла в 2,9 раза и достигла 25 процентов в ответах респондентов, еще 43,4 процента респондентов считают ситуацию напряженной. Ухудшения в 2009 г. условий деятельности на предприятиях сферы малого бизнеса ожидают 50 процентов опрошенных. Негативное влияние финансовый кризис оказал и на сектор малого и среднего предпринимательства. Таким образом, началу реализации плана мероприятий предшествует общее нарастание негативных тенденций в малом предпринимательстве, связанных с последствиями финансово-экономического кризиса, что говорит о необходимости увеличения объемов, поиска и предоставления новых мер поддержки не только на стадии ее проектирования, но и непосредственно в процессе ее исполнения в зависимости от фактически складывающихся условий. Правительством Москвы уже с ноября 2008 года в рамках действующей Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства на 2007-2009 гг. реализуется план антикризисных мероприятий по поддержке малого предпринимательства, решающий двойную задачу: недопущение сокращения числа предприятий и работников в сфере малого предпринимательства и создание условий для интеграции в малый бизнес высвобождающихся работников в других секторах экономики. Вместе с тем на территории города Москвы по-прежнему реализуется значительное число программ, направленных на создание благоприятных условий для осуществления инновационной деятельности. Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы обеспечено получение малыми инновационными предприятиями необходимых финансовых ресурсов фактически всех видов. На этапе формирования и становления малое предприятие нуждается в субсидировании своих расходов. В Департаменте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы в настоящее время малое инновационное предприятие может получить несколько видов субсидий. За 2006-2009 годы было рассмотрено около 200 инновационных проектов малых и средних предприятий. Свыше 60 проектов получили финансовую поддержку в виде субсидий общим объемом около 30 млн. рублей. Эти средства были использованы на патентование, создание опытных образцов, участие в мероприятиях по продвижению. Объем привлеченных внебюджетных средств на реализацию данных проектов превысил 25 млн. рублей. При непосредственном участии Департамента поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы было сформировано два частно-государственных венчурных фонда общим объемом 1,6 млрд. рублей. На 1 рубль, выделенный из бюджета города, было привлечено 2 рубля средств частных инвесторов и 1 рубль из федерального бюджета. На сегодняшний день 600 млн. рублей инвестированы в инновационные малые предприятия, которые занимаются разработкой и выпуском наукоемкой продукции. На территории города действуют 7 частно-государственных венчурных фондов, созданных с участием ОАО "Российская венчурная компания". Общий объем средств созданных фондов составляет 18,983 млрд. рублей. Однако только ЗАО "ВТБ Управление Активами" в 2008 году инвестировало средства в малые предприятия на территории города Москвы. В 2008 году на территории города Москвы осуществляли свою деятельность частные венчурные фонды и объединения бизнес-ангелов. Примерный объем привлеченных инвестиций в малые предприятия города Москвы составил 2-2,5 млрд. рублей (примерно 10 процентов от объема прямых инвестиций в России). Важное значение для малого инновационного предприятия имеет возможность получения кредитов. С целью развития системы гарантирования кредитов субъектам малого предпринимательства был создан Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы. Активно на территории города работает Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (по согласованию). Фонд содействия реализует более 20 программ, которые направлены на решение различных задач государственной инновационной политики. Общий объем финансирования Фондом московских малых инновационных предприятий в 2008 г. составил более 200 млн. руб. Департаментом науки и промышленной политики города Москвы осуществлялось размещение заказов среди малых и средних инновационных предприятий на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Общее количество заявок субъектов малого предпринимательства, поданных для участия в открытых конкурсах на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в 2008 году - 95 (30,9 процента от общего количества заявок). Количество заявок субъектов малого предпринимательства, выигравших открытые конкурсы на право заключения государственного контракта на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, в 2008 году - 64 (26,2 процента от общего количества выигравших заявок). Количество заключенных государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с субъектами малого предпринимательства в 2008 году - 64 (26,2 процента от общего количества заключенных государственных контрактов). Общая стоимость заключенных контрактов на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с субъектами малого предпринимательства в 2008 году - 343317,4 тыс. руб. (25,1 процента от стоимости всех заключенных контрактов). Большое значение уделяется вопросам финансовой поддержки. В Москве действуют около 20 технопарков и бизнес-инкубаторов, созданных по инициативе органов исполнительной власти города Москвы. Общая площадь, предназначенная для размещения малых и средних предприятий, составляет более 62000 кв. м. Количество предприятий, расположенных на этих площадях, составляет 180. Однако в большинстве случаев речь идет о рыночных условиях размещения. При этом необходимо отметить, что данные технопарки в недостаточной степени реализуют комплекс мер по имущественной и организационной поддержке малого инновационного предпринимательства, предоставляемый в развитых странах. Отсутствует единая политика предоставления технопарками услуг малым инновационным предприятиям, поскольку в большинстве случаев они действуют как самостоятельные субъекты и имеют свои программы развития, правила привлечения и работы с малыми инновационными предприятиями. Отсутствует система контроля деятельности технопарков: не определены ключевые параметры оценки их деятельности, а сама информация о результатах работы технопарков сильно рассредоточена и не подвергается системной централизованной обработке. В рамках реализации Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. в 2008 году в Москве были созданы два технопарка в Строгино и Зеленограде, предоставляющие помещения субъектам малого предпринимательства на льготных условиях. На данный момент в Строгино размещены 52 фирмы-резидента, идет отбор инновационных компаний для размещения в бизнес-инкубаторе "Зеленоград". В рамках реализации Комплексной программы поддержки и развития малого предпринимательства ведется постоянная работа по повышению квалификации руководителей и сотрудников малых и средних инновационных предприятий. Действующая система подготовки кадров имеет ярко выраженную многоуровневую структуру. С целью кадровой поддержки малых и средних инновационных предприятий города Москвы в 2007-2009 гг. был организован ряд учебных проектов различных уровней обучения: 1. Профессиональная переподготовка по программам "Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов", "Управление инновационными проектами", в ходе которых было подготовлено 60 руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства, получивших компетенции по следующим направлениям: инновационное предпринимательство (коммерциализация инноваций); правовое регулирование инновационной деятельности; защита интеллектуальной собственности предприятия (патентоведение); инвестиции и промышленное освоение инноваций. 2. Повышение квалификации по программам "Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов", "Разработка и реализация инновационных проектов (методы и практика)", "Управление инновационными проектами", "Обучение инновационному менеджменту участников конкурсов по инновационным проектам учащейся молодежи города Москвы", "Инновационный менеджмент и управление рисками инновационных проектов", по завершении которых было обучено 278 руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства, а также 150 начинающих предпринимателей из числа учащейся молодежи. 3. Экспресс-семинары по тематикам "Привлечение внебюджетных финансовых ресурсов при реализации инновационных проектов" и "Защита интеллектуальной собственности при реализации инновационных проектов" помогли 80 руководителям и специалистам малого и среднего предпринимательства получить знания и навыки в области оценки коммерческой привлекательности разработки или новой бизнес-идеи, коммерциализации инноваций, патентоведения интеллектуальной собственности предприятия. Следует также отметить программы "Стратегическое управление и инновационное предпринимательство" и "Инновационный и проектный менеджмент", которые стартовали с конца 2008 года и действуют до конца 2009 года. Данные программы обучения рассчитаны исключительно на руководителей и специалистов малого и среднего предпринимательства, имеющих высшее профессиональное образование и стаж практической работы не менее 2 лет. Общее количество обучаемых слушателей по данным программам составляет 40 человек. Объем средств, использованный для реализации учебных программ инновационной тематики по итогам 2007-2009 гг., составит свыше 25 миллионов рублей. Активное участие Москвы на мировом и региональных рынках высоких технологий в свою очередь означает обеспечение паритетного уровня доступа городской высокотехнологичной продукции на эти рынки. С этой целью организации инфраструктуры поддержки и развития инновационного предпринимательства ежегодно организуют и принимают активное участие в московских, региональных и зарубежных выставках и конгрессах, в рамках которых осуществляется активная деятельность по продвижению продукции инновационных предприятий города Москвы. В рамках реализации Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. малые инновационные предприятия могли принять участие в выставках на льготных условиях. Всего в выставках приняли участие около 90 московских инновационных предприятий. Кроме того, инновационные предприятия могли принять участие в деловых миссиях, организованных Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы. Консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, путем предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства и их представителям адресных очных и заочных консультаций, организации и проведения семинаров, тренингов, "круглых столов", иных мероприятий. Однако остается нерешенным целый ряд проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере. Можно отметить следующие: - отсутствие спроса на инновационную продукцию со стороны государства и крупных промышленных предприятий; - недостаток объемов финансовых ресурсов и адекватных инвестиционных механизмов в виде посевных и венчурных фондов для финансирования инновационных компаний ранних стадий; - слабое развитие имущественной и технологической базы для осуществления инновационной деятельности малыми и средними предприятиями; - отсутствие стимулов заниматься инновационной деятельностью; - недостаточная информированность коллективов разработчиков, особенно в молодежной среде, о возможностях государственной поддержки инновационной деятельности; - слабая координация программ поддержки инновационной деятельности, реализуемых различными ведомствами, между собой; - низкая популярность этой сферы деятельности у молодежной аудитории. |
Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ.".