Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 2008 Г. N 111-ПП".
Раздел 4. Обоснование источников и объемов финансового обеспечения Программы Таблица ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Основные программные мероприятия осуществляются за счет средств бюджета города, направляемых на реализацию Программы, и привлеченных внебюджетных средств. Стабильно возрастающие поступления средств в городской бюджет от установки объектов наружной рекламы и информации позволяют говорить о наличии значительного потенциала для реформирования отрасли, в то же время масштабность стоящих задач свидетельствует о целесообразности привлечения внебюджетных средств в развитие систем наружного информационного обеспечения, праздничного и рекламно-информационного оформления города. Общий объем финансирования Программы составляет: Таблица ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Объем финансирования работ по годам реализации Программы уточняется при формировании проекта бюджета города Москвы на соответствующий год. Направления использования средств бюджета города Москвы и внебюджетных средств для реализации Программы: Таблица ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Направления использования средств бюджета города Москвы для реализации программы в разрезе кодов бюджетной классификации. ---------------------------------------------------------------------- Приводится в подлиннике. Раздел 5. Оценка внешних условий и сценарии хода реализации Программы Основными условиями и факторами, влияющими на ход реализации Программы, являются: - условия развития экономики Российской Федерации; - условия социально-экономического развития города Москвы; - внутренние условия развития рынка рекламы в Российской Федерации и городе Москве. Одним из факторов, влияющих на условия развития экономики Российской Федерации, является действующее федеральное законодательство, определяющее правила функционирования и направления развития рекламной отрасли. Существующие пробелы и недостатки в федеральном законодательстве, регулирующем сферу рекламы, ограничивают степень влияния уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы, призванных осуществлять координацию деятельности и контроль за распространением рекламы на территории города. Реализация положений Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ повлечет упразднение с 1 января 2008 года целевых бюджетных фондов, средства которых будут консолидированы в "традиционный" бюджет. В связи с тем, что Программа содержит проекты, предусматривающие их реализацию путем привлечения внебюджетных источников финансирования, важным фактором, влияющим на вектор экономического развития, является инвестиционная привлекательность рекламной отрасли. В случае ужесточения инвестиционного климата путем внесения изменений в федеральное законодательство и возникновения негативных тенденций в его правоприменительной практике возможно уменьшение объемов планируемых к привлечению внебюджетных средств. При таком сценарии развития Программа будет скорректирована по количественным показателям инвестиционных проектов в сторону уменьшения. В свою очередь, фактором, влияющим на условия социально - экономического развития города Москвы, является московское законодательство и система нормативных правовых актов города Москвы. В условиях отмены с 1 января 2008 г. положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части функционирования целевых бюджетных фондов необходимо определить порядок расходования средств целевых бюджетных фондов, исходя из обеспечения финансовыми ресурсами закрепленных за соответствующими органами исполнительной власти города Москвы полномочий. Положения, закрепленные в порядке расходования средств целевых бюджетных фондов, могут повлиять на объемы бюджетных средств, привлекаемых для реализации программных мероприятий. В случае снижения объемов выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств она будет скорректирована по количественным показателям составляющих ее проектов в сторону уменьшения. Необходимы формирование и постоянная актуализация нормативной правовой базы, регламентирующей весь спектр правоотношений органов государственной власти города Москвы и участников рекламного рынка. Несвоевременная и некачественная разработка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих рекламную отрасль в Москве, пробелы и недостатки в правовой базе могут ограничить область возможных мер, предусматриваемых Программой, а также снизить темпы реализации содержащихся в Программе проектов (мероприятий). Строгое соблюдение законодательства и нормативных правовых актов будет способствовать ускорению сроков выполнения мероприятий Программы, а также повышению степени эффективности реализуемых мероприятий. Мероприятия, представленные в настоящей Программе, соответствуют наиболее вероятному (умеренно оптимистическому) сценарию развития рекламной отрасли города Москвы. Предусматриваемые программные мероприятия обеспечивают возможность достижения целевых социально-экономических показателей Программы в рамках входящих в нее 10 сбалансированных проектов. При существенных изменениях факторов развития отрасли предусматривается соответствующая корректировка Программы в рамках создаваемого механизма ее управления. Прогнозирование рынка наружной рекламы Москвы может быть выполнено двумя способами - исходя из общеотраслевых показателей и методом экстраполяции. Оба способа дополняют друг друга. Таблица 1 Оборот рекламного рынка России в 1996-2006 гг. ----------------------------------------------------------------------------- | | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Рынок | | | | | | | | | | рекламы | 43,9 | 70,1 | 90,0 | 113,0 | 142,2 | 176,4 | 219,5 | 269,2 | | (млрд. | | | | | | | | | | руб.) | | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Доля | 18,2 | 17,8 | 18,1 | 18,1 | 18,1 | 18,2 | 18,4 | 17,0 | | наружной | | | | | | | | | | рекламы | | | | | | | | | | (%) | | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Рынок | 8,0 | 12,5 | 16,3 | 20,5 | 25,7 | 32,1 | 40,4 | 45,9 | | наружной | | | | | | | | | | рекламы | | | | | | | | | | (млрд. | | | | | | | | | | руб.)* | | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Темпы | 66,7 | 56,3 | 30,4 | 25,8 | 25,4 | 24,9 | 25,9 | 13,5 | | роста (%)| | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Доля | 60,4 | 58,2 | 54,9 | 55,7 | 52,3 | 53,5 | 51,8 | 51,8 | | Москвы | | | | | | | | | | (%) | | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Рынок | 4,8 | 7,3 | 8,9 | 11,4 | 13,4 | 17,2 | 20,9 | 23,7 | | наружной | | | | | | | | | | рекламы | | | | | | | | | | в Москве | | | | | | | | | | (млрд. | | | | | | | | | | руб.)* | | | | | | | | | |----------|-------|------|--------|-------|-------|-------|-------|--------| | Темпы | 60,0 | 50,6 | 22,9 | 27,7 | 17,6 | 27,8 | 21,9 | 13,5 | | роста (%)| | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------- (*) Включая все виды наружной рекламы, в том числе в метрополитене, наземном транспорте и нестандартных стационарных конструкциях. При прогнозировании развития рынка наружной рекламы в Москве исходя из общеотраслевых тенденций необходимо оперировать несколькими основными прогнозными показателями: - оборот отечественного рынка рекламы; - доля "наружки" на рынке рекламы; - доля Москвы на рынке наружной рекламы. Закономерности развития в 2001-2008 гг. - при росте оборота рынка доля Москвы снижается за счет более динамичного развития регионов. В 2007-2008 гг. доля столицы стабилизировалась за счет исчерпания регионами потенциала экстенсивного роста наружной рекламы. Наблюдалось также постепенное затухание темпов роста наружной рекламы, как в Москве, так и в целом по стране. Стабилизация темпов роста в 2004-2007 гг. можно рассматривать как временное явление, обусловленное общим ростом спроса на рекламу. Кризис, начавшийся в 2008 году, выход из которого ожидается, согласно оптимистическому прогнозу, в 2010 году, а согласно пессимистическому - не ранее 2011 года, внес значительные коррективы в развитие рекламного рынка: - наружная реклама испытала более глубокое падение, чем рекламный рынок в целом, что сократило ее долю; - сокращение объемов наружной рекламы в Москве было более существенным, чем в среднем по России, что обусловлено более значительным падением цен в столице; - коммерческая загрузка рекламоносителей в Москве ниже, чем в регионах, хотя до кризиса всегда была выше. Таблица 2 Прогноз развития рынка наружной рекламы (ZenithOptimedia, октябрь 2009) ------------------------------------------------------------------------ | | 2008 | 2009 | 2009 | | | |оптимистический| пессимистический| |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | Рынок рекламы (млрд.руб.) | 267,0 | 202,9 | 192,5 | |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | Темпы роста | 17% | -24% | -28% | |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | Доля наружной рекламы | 17,2% | 15,8% | 15,5% | |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | Рынок наружной рекламы | | | | | (млрд.руб.) | 45,8 | 32,1 | 29,8 | |----------------------------|-------|---------------|-----------------| | Темпы роста | 13% | -30% | -35% | ------------------------------------------------------------------------ Все прогнозы предусматривают значительное сокращение объемов рекламного рынка России в 2009 году, различается только предполагаемая глубина падения. Также все прогнозы сходятся на том, что сокращение объемов наружной рекламы будет значительным, чем рекламного рынка в целом. По прогнозу ZenithOptimedia, сокращение рекламного рынка составит в 2009 году от 24% до 28% (соответственно, оптимистический и пессимистический сценарий), при сокращении наружной рекламы от 30% до 35%. Итоги первых трех кварталов 2009 года свидетельствуют, что глубина падения рекламного рынка в целом и наружной рекламы в том числе, будет еще более значительной. По предварительном данным, за январь-сентябрь 2009 года, объем рынка наружной рекламы сократился на 42% относительно аналогичного периода прошлого года. Цифры за четвертый квартал будут лучше, благодаря сравнению с "кризисным" четвертым кварталом 2008 года и некоторым признакам оживления на рынке наружной рекламы, но в целом по 2009 году сокращение составит не менее 40%. Кризис значительно сократил горизонт прогнозирования. Основной тернд развития рекламного рынка - восстановление или дальнейший спад, не может быть определен. На 2010 год необходимо рассматривать два сценария, один из которых предусматривает положительную, а другой - отрицательную динамику рынка. Таблица 3 Оптимистический прогноз развития рынка наружной рекламы в 2009-2010 гг. ("ЭСПАР-Аналитик") ---------------------------------------------------------------------- | | 2008 | 2009 | 2010 | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Доля наружной рекламы | 17,0% | 13,8% | 13,6% | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Рынок наружной рекламы | 45,9 | 27,5 | 30,0 | | (млрд.руб.) | | | | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Темпы роста | 13,5% | -40,0% | 9,1% | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Доля Москвы | 51,8% | 50,0% | 51,0% | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Рынок наружной рекламы | 23,7 | 13,8 | 15,3 | | в Москве (млрд.руб.)* | | | | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Темпы роста в Москве | 13,5% | -42,1% | 11,3% | |-------------------------|--------------|----------|----------------| | Доля Москвы | 50,8% | 50% | 49% | 47% | 46% | ---------------------------------------------------------------------- (*) Включая все виды наружной рекламы, в том числе в метрополитене, наземном транспорте и нестандартных стационарных конструкциях. Согласно оптимистическому прогнозу, предполагается, что дно падения рекламного рынка достигнуто и в четвертом квартале 2009 года дальнейшего сокращения рекламного рынка не произойдет, а в 2010 году начнется выход из кризиса. Это выразится в устойчивой положительной динамике рекламного рынка во втором полугодии 2010 года, хотя восстановление рынка после спада будет проходить гораздо более медленно, чем после кризиса 1998-1999 гг. Рынок наружной рекламы в 2009 году сократится примерно на 40% по сравнению с 2008 годом, в Москве, в силу большего падения цен - на 42%. Предполагается, что цены на размещение рекламы достигли минимума, определенного рентабельностью операторов. Постпенное восстановление цен по мере выхода из кризиса станет одним из существенных факторов роста в 2010 году. В Москве, где цены сократились в наибольшей степени, их восстановление в 2010 году обеспечит опережающий рост столичного рынка наружной рекламы, по сравнению с регионами. Достачно бысрый выход из кризиса позволит избежать банкротства операторов и массового демонтажа рекламного инвентаря,обусловленного экономическими причинами. В тоже время, даже оптимистический сценарий предусматривает на 2010 год лишь незначительное восстановление рынка. Достижение докризисных показателей отодвигается на более отдаленную перспективу. Пессимистический прогноз строится на основе более глубокого спада в наружной рекламе в 2009 году и отрицательной динамики рекламного рынка в целом в 2010 году. Таблица 4 Пессимистический прогноз развития рынка наружной рекламы в 2009-2010 гг. ("ЭСПАР-Аналитик") ---------------------------------------------------------------------- | | 2008 | 2009 | 2010 | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Доля наружной рекламы | 17,0% | 12,5% | 12,5% | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Рынок наружной рекламы | 45.9 | 25,0 | 22,5 | | (млрд.руб.) | | | | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Темпы роста | 13,5% | -45,5% | -10,0% | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Доля Москвы | 51,8% | 50,0% | 49,0% | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Рынок наружной рекламы | 23,7 | 12,5 | 11,0 | | в Москве (млрд.руб.)* | | | | |----------------------------|----------|-----------|----------------| | Темпы роста в Москве | 13,5% | -47,3% | -11,8% | ---------------------------------------------------------------------- (*) Включая все виды наружной рекламы, в том числе в метрополитене, наземном транспорте и нестандартных стационарных конструкциях. Согласно пессимистическому прогнозу, ожидается падение объемов рынка наружной рекламы в четвертом квартале 2009 года. Хотя некоторое увеличение активности рекламодателей в конце года увеличит коммерческуб загрузку, это будет сопровождаться некоторым снижением цен. Предполагается, что снижение ставки арендных платежей в Москве и в ряде других городов, создало потенциал для нового снижения цен на услуги наружной рекламы, которой будет реализован до конца года. В этом случае, падение объемов наружной рекламы в Москве превысит 50% по сравнению с 2008 годом. В 2010 году, на фоне сокращения рекламного рынка в целом, наружная реклама сохранит прежние объемы, благодаря повышению активности рекламодателей, стимулированной низкими ценами. В первую очередь этот процент затронет регионы. В Москве динамика рынка наружной рекламы будет хуже средней по рынку из-за меньшей активности рекламдателей и экономически обусловленного демонтажа части рекламного инвентаря. Объемы наружной рекламы в Москве сократятся более чем в два раза по сравнению с 2008 годом. В обоих сценариях, доля наружной рекламы в 2010 году сократится до 12,5 - 14% и вполне возможно сохранится на этом или близком уровне и после кризиса. Таким образом, можно сделать следующие выводы: - в 2009 году спад в наружной рекламе Москвы составит 42-47%, что выше, чем в среднем по России (40-45%); - ключевой фактор падения объемов рынка - снижение цен; - динамика цен будет определять движение столичного рынка наружной рекламы в четвертом квартале 2009 года и в 2010 году; - восстановление рынка наружной рекламы в докризисных объемах может занять несколько лет; - доля наружной рекламы на медиарынке сократилась, по всей видимости, уже безвозвратно. |
Фрагмент документа "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ОТ 12 ФЕВРАЛЯ 2008 Г. N 111-ПП".