Фрагмент документа "О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2008-2010 ГГ. И КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ М".
5. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы Цель Программы - повышение авторитета, действенности и значимости органов местного самоуправления, обеспечение условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, реализации переданных полномочий города Москвы, создание условий для дальнейшего развития местного сообщества, повышения активности москвичей в решении не только вопросов местного значения, но и городских проблем. Для достижения поставленной цели в Программе должно быть предусмотрено решение следующих задач: 1) оказание содействия в переходе деятельности органов местного самоуправления к управлению по результатам. При решении задачи должны быть предусмотрены адресные меры по оказанию государственной поддержки в разработке системы стандартизации и регламентации муниципальных услуг органов местного самоуправления по осуществлению вопросов местного значения и переданных государственных полномочий с учетом перечня, объема, качества, социальной направленности и значимости конечных результатов деятельности. Для оценки достижения полученных результатов при предоставлении муниципальных услуг и эффективности использования затраченных органами местного самоуправления ресурсов необходимо предусмотреть мероприятия по разработке показателей и методики оценки результативности и эффективности с последующим их утверждением соответствующим правовым актом. Предлагается разработать мероприятия по оказанию содействия органам местного самоуправления в разработке и практическом внедрении методов, механизмов и технологий перехода к муниципальному управлению по достигнутым результатам. Необходимо проработать вопросы оптимизации работы муниципальных учреждений, статуса работников муниципальных учреждений; 2) совершенствование и актуализация нормативно-правового обеспечения, регулирующего деятельность органов местного самоуправления. Должны решаться задачи оказания государственной поддержки в совершенствовании и развитии нормативно-правового обеспечения, регулирующего деятельность органов местного самоуправления, в том числе при изменениях федерального законодательства и законодательства города Москвы. Необходимо оказание содействия органов исполнительной власти: - в проведении правовых консультаций, предварительных экспертиз муниципальных нормативных правовых актов, в том числе антикоррупционных; - в разработке проектов модельных правовых актов, в том числе порядков решения вопросов местного значения, установленных Законом города Москвы "Об организации местного самоуправления в городе Москве"; - в разработке регламентов, определяющих и закрепляющих права, обязанности и ответственность участников совместного решения вопросов органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, учреждениями города Москвы, организациями, общественными объединениями по вопросам местного значения, в том числе по распространению экологической информации, участию в организации контроля за охраной и содержанием особо охраняемых природных территорий, по организации призыва граждан в Вооруженные силы, по участию в пропаганде знаний в области пожарной безопасности, предупреждения и защиты жителей от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и по переданным государственным полномочиям. Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о расширении вопросов местного значения в части работы с населением по организации разъяснительной работы по экологическому блоку - вопросам энергосбережения, раздельному сбору мусора. Важным направлением правового сопровождения является оказание содействия органам местного самоуправления в подготовке внесения изменений в уставы муниципальных образований, в другие муниципальные правовые акты по оптимизации структуры органов местного самоуправления. Представляется возможным рассмотреть вопрос включения Совета муниципальных образований города Москвы в число субъектов законодательной инициативы в городе Москве; 3) совершенствование организационно-методического обеспечения деятельности органов местного самоуправления. При решении задачи должна быть полностью решена проблема формирования для органов местного самоуправления библиотеки, содержащей полный пакет научно-методических, организационно - методических, инструктивных материалов, положений, регламентов, оценочных методик и т.д. по всем направлениям внутренней деятельности органов местного самоуправления и решения задач внешнего взаимодействия. Так, например, должны быть разработаны серии научно-методических пособий для специалистов, работающих в сфере профилактики социального сиротства, по технологиям раннего выявления детского и семейного неблагополучия, раннего вмешательства, работы с кризисными семьями, семьями усыновителей, опекунов, приемных родителей и патронатных воспитателей. Органы исполнительной власти должны участвовать в разработке организационно-методической документальной системы, в том числе учитывая необходимость методического и документального обеспечения государственного контроля законности и эффективности деятельности органов местного самоуправления; 4) совершенствование информационно-аналитической поддержки деятельности органов местного самоуправления. Должны быть разработаны мероприятия по решению вопросов оказания содействия и государственной поддержки (материально-технической и финансовой) органам местного самоуправления в проведении обследования информационных потоков основных и вспомогательных управленческих процессов с целью выявления избыточных и дублирующих данных, устранения повторяемости данных в отчетных документах с выработкой предложений о создании целостной системы муниципальной статистики. Представляется перспективной разработка унифицированного паспорта и банка данных внутригородских муниципальных образований с оценкой потенциальной возможности и требуемых стоимостных затрат создания системы автоматизации документооборота в городской системе местного самоуправления, базирующейся на единых типовых технических и программных средствах; 5) развитие материально-технической базы деятельности органов местного самоуправления. Должны быть предложены пути решения задач проведения ежегодного мониторинга для анализа текущего состояния объема и качества ресурсного обеспечения органов местного самоуправления с выработкой для каждого внутригородского муниципального образования вариантов организационно-технических мероприятий, способствующих достижению уровня материально-технического обеспечения, необходимого как для управленческой деятельности органов местного самоуправления, так и для реализации функций в рамках переданных полномочий в соответствии с государственными заданиями. Необходимо выработать комплекс мероприятий по завершению работ по капитальному ремонту, оборудованию и освещению дворовых спортивных площадок, установке приборов учета потребления электроэнергии и воды; по капитальному ремонту, установке электросчетчиков, оформлению перепланировок нежилых помещений. Должны быть выработаны меры, направленные на обеспечение ответственности органов местного самоуправления, органов исполнительной власти города Москвы за содержание и эффективное использование имущества города для оказания населению услуг в сфере досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства. Должны быть сформулированы предложения по созданию и развитию единой многофункциональной системы работы с населением на территории внутригородского муниципального образования для совместной реализации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с обеспечением доступности к объектам инфраструктуры различным социальным и возрастным группам, в том числе на безвозмездной основе для социально незащищенных категорий населения. Соответственно должны быть полностью решены методические и правовые задачи заключения договоров о сотрудничестве между муниципалитетами, муниципальными учреждениями и органами исполнительной власти и подведомственными им государственными учреждениями, некоммерческими организациями в целях организации работы с населением по месту жительства; 6) совершенствование финансово-экономической основы деятельности органов местного самоуправления. С целью решения задачи должны быть сформулированы предложения по поэтапному переходу к системе бюджетирования деятельности органов местного самоуправления по результатам, разработке методик, позволяющих органам местного самоуправления регулярно сопоставлять результаты текущей деятельности и производимые бюджетные расходы с поставленными целями, а также оценивать соответствие финансово-экономических ресурсов местного самоуправления исполняемым функциям с возможностями корректировки нормативов финансовых затрат на исполнение делегированных полномочий, рассчитываемых по численности населения внутригородского муниципального образования в соответствии с полученными результатами. Представляется целесообразным разработать предложения по переходу на показатель стоимости оказанной услуги по переданным полномочиям, что потребует формирования системы показателей государственного задания по перечню, объему, качеству оказываемых услуг, целевых групп потребителей, оценки достаточности и соответствия субвенций государственным заданиям на реализацию переданных полномочий. Целесообразно рассмотреть предложения по новым подходам к формированию местных бюджетов, при этом необходимо предусмотреть совершенствование методики расчета доходов местных бюджетов, перехода к индивидуальным коэффициентам налоговых отчислений для каждого муниципального образования. Должны быть сформулированы предложения по обследованию и оценке своевременности и качества подготовки учетно-статистической и финансовой отчетности, выполнения требований к структуре информационно-технологической системы данных муниципальной статистики, подготовке технического задания на разработку единой системы электронного документооборота с обоснованием затрат на организационно-технические мероприятия. Эти мероприятия потребуют оказания органами исполнительной власти финансовой помощи в приобретении и использовании органами местного самоуправления единых правовых, бухгалтерских программ для практического использования в масштабах округов и города в целом с последующим включением в автоматизированную информационную систему управления бюджетным процессом для всех участников бюджетного процесса города Москвы с электронным обменом информацией, включая платежную, при формировании и исполнении бюджетов города Москвы; 7) повышение профессионализма кадров органов местного самоуправления. Приоритетная задача, требующая участия и поддержки со стороны органов исполнительной власти, вызвана необходимостью системной работы по существенному повышению профессионализма кадрового потенциала органов местного самоуправления, в том числе создания кадрового резерва из числа молодежи. Единство квалификационных требований и условий прохождения государственной гражданской и муниципальной службы в городе Москве, тесное взаимодействие органов исполнительной власти города Москвы с органами местного самоуправления обосновывают задачу создания системы ротации муниципальных служащих на государственную гражданскую службу и государственных гражданских служащих на муниципальную службу. Необходимо разработать предложения по: - модернизации системы подготовки кадров во всех сферах деятельности органов местного самоуправления; - формированию системы непрерывной подготовки и повышения квалификации кадров; - формированию инновационных обучающих технологий; - привлечению к учебному процессу и консультациям практиков-профессионалов; - внедрению системы практических стажировок; - формированию учебно-методических и раздаточных материалов, созданию "портфеля" учебных ситуаций типовых проблем муниципального управления, развитой системы тестов, ролевых деловых игр; - использованию дистанционных технологий обучения на базе методического кабинета Государственного учреждения "Московский центр местного самоуправления". Важнейшей задачей в работе с кадрами является необходимость разработки и внедрения постоянно действующей системы консультирования по проблемным вопросам деятельности органов местного самоуправления с использованием Интернет-технологий с подключением в качестве консультантов высококвалифицированных практиков-профессионалов из органов исполнительной власти города Москвы. Целесообразно обновление и расширение структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития подготовки муниципальных кадров. Возрастает значимость форм и технологий изучения, обмена опытом и пропаганды работы органов местного самоуправления по эффективному решению вопросов местного значения и реализации переданных государственных полномочий, в том числе с проведением не только "круглых столов", но и презентаций, форумов с демонстрацией планшетов, фильмов, работой по секциям, выездом на конкретные мероприятия, организацией выездных семинаров по изучению межмуниципального сотрудничества в административных округах, проведением тематических научно-практических конференций по актуальным вопросам деятельности для руководителей органов местного самоуправления, муниципальных служащих с участием руководителей и представителей органов исполнительной власти города Москвы, некоммерческих и общественных организаций с публикацией сборников сообщений или с их размещением на сайте Совета муниципальных образований города Москвы. Должна быть предусмотрена разработка и проведение обучающих семинаров и тренингов для журналистов печатных и электронных средств массовой информации по темам, востребованным в системе средств массовой информации, в том числе связанным с преодолением социального сиротства, развитием семейных форм устройства детей. Целесообразно предусмотреть организацию и проведение серии ежегодных тематических научно-практических конференций по проблемным вопросам. В рамках обучения необходимо предусмотреть обмен опытом общественных объединений, организаций, участвующих в работе по профилактике социального сиротства и развитию семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, организующих проведение досуговых, социально-воспитательных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также встречи с представителями межрайонных судов, органов прокуратуры и внутренних дел по вопросам укрепления института семьи, предупреждению семейного неблагополучия, детской безнадзорности, законности в деятельности органов местного самоуправления, создание банка идей молодежных организаций с последующей реализацией и т.д.; 8) совершенствование процессов взаимодействия органов местного самоуправления при решении вопросов местного значения и переданных полномочий. С целью решения задачи предполагается разработка предложений по дальнейшему совершенствованию механизмов и повышению результативности и эффективности партнерского взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, Совета муниципальных образований города Москвы, общественных организаций, объединений, активного населения, молодежных движений при решении вопросов местного значения и осуществлении переданных государственных полномочий. Требуется разработка предложений по систематизации, регламентации процессов, формализации и оценке результативности (эффективности) непосредственного взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, Советом муниципальных образований города Москвы, учреждениями и организациями, общественными организациями и объединениями, межмуниципальными образованиями, бизнес-сообществами. Существенный вклад в развитие социального партнерства могут внести смотры-конкурсы на лучшую постановку досуговой, социально-воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в районе, лучшие проекты, разрабатываемые и реализуемые органами местного самоуправления, органами исполнительной власти, общественными объединениями, инициативными группами населения, молодежью. Активизировать совместную работу возможно в рамках смотра (конкурса) этой работы в районе с тем, чтобы найти серьезные стимулы для дальнейшего взаимодействия, выработки новых форм и методов организации досуговой, социально-воспитательной, физкультурно - оздоровительной и спортивной работы с населением по месту жительства. Отдельное направление должно быть уделено разработке мероприятий по повышению роли Ассоциации "Совет муниципальных образований города Москвы" в ее взаимоотношениях с органами исполнительной власти, внутригородскими муниципальными образованиями в части усиления защиты прав и законных интересов внутригородских муниципальных образований, оказания содействия в консолидации органов местного самоуправления, координации их усилий с целью более эффективного осуществления полномочий местного самоуправления, распространения передового опыта; 9) совершенствование работы с населением. В целях решения задачи предлагается разработать предложения по созданию единого социокультурного пространства на территориях внутригородских муниципальных образований в городе Москве, повышению качества предоставляемых услуг, по эффективным механизмам социальной сплоченности местного сообщества, инновационным методам, способам и формам работы с населением, в том числе через просветительскую деятельность в сфере местного самоуправления, активизации участия граждан в процессах самоорганизации с целью совместной защиты конституционных прав, контроля над деятельностью государственных и муниципальных органов, взаимопомощи и добровольного участия в решении местных проблем на территории внутригородского муниципального образования, участия в социально-воспитательной и патриотической работе с молодежью, в избирательных кампаниях, публичных слушаниях, референдумах и т.д. Отдельная задача в работе с населением требует создания постоянно действующей системы просветительской деятельности среди населения, молодежи, школьников, детей группы риска, важным элементом является информирование как о состоянии дел на территории муниципального образования, так и о результатах деятельности органов местного самоуправления, органов исполнительной власти по решению проблем жизнедеятельности москвичей, перспективам развития территории внутригородского муниципального образования и города в целом. Это потребует внести изменения в сюжеты регулярных выпусков телевизионной передачи "Местное самоуправление. Имеем право", сделать их более проблемными и интересными для населения. Можно ввести отдельную рубрику для населения "По вашему сигналу". В этом случае само понятие "информирование населения" расширится от освещения только проблем и результатов деятельности органов местного самоуправления до общих проблем территории и результатов совместной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных организаций, объединений, населения, что поможет жителям почувствовать себя причастными к решению задач на своей территории и, возможно, станет стимулом более активного участия в решении вопросов местного значения. Должны быть проработаны предложения по мониторингу: - проблем населения на территории внутригородского муниципального образования; - потребностей населения муниципального образования в направлениях муниципальных услуг; - оценки населением деятельности органов местного самоуправления. Со стороны органов исполнительной власти целесообразно оказание содействия в создании и выпуске на телеканале "Доверие" программ, пропагандирующих ценности семьи (например, передачи "История моей семьи", репортажи "Молодая семья", телепередачи "Родительская школа" и т.д.). Отдельное внимание при работе с населением должно быть отведено при содействии органов исполнительной власти созданию и выпуску на телеканале "Доверие" программ, посвященных профилактике и лечению алкоголизма и других зависимостей, программ, пропагандирующих ценности семьи, с участием детских и семейных психологов, юристов. В средствах периодических печатных изданий необходимо размещение специальных тематических полос, например, по профилактике социального сиротства в городе, консультациям по правам потребителей и т.д. Необходима разработка предложений по совершенствованию информационной политики в целях повышения интереса граждан к занятиям физической культурой, спортом, участию в досуговых мероприятиях, в решении вопросов местного значения. Со стороны органов местного самоуправления на основе проведенного мониторинга должны проводиться мероприятия, предусматривающие: - решение выявленных проблем, в том числе в форматах муниципальных программ и проектов; - формирование муниципального заказа (для муниципальных учреждений) и обеспечение контроля за исполнением поставленных задач; - взаимодействие с социально ориентированными организациями; - содействие созданию общественных объединений граждан, молодежных, детских общественных движений; - привлечение заинтересованных граждан, в том числе молодежи и студентов, на общественных началах для организации физкультурно - оздоровительной и спортивной работы во дворах. Таким образом, идеология изложенной концепции Городской целевой программы государственной поддержки и развития местного самоуправления в городе Москве на 2011-2013 гг. в достаточной степени соответствует принципам и положениям Концепции городской целевой программы по административной реформе в городе Москве на 2010-2011 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 октября 2009 г. N 1146-ПП, в части: - определения центрального направления - управления по результатам, стандартизации и регламентации предоставляемых услуг; - предоставления информации об услугах в электронной форме; - оптимизации (рационализации) функций органов местного самоуправления; - повышения эффективности взаимодействия с органами исполнительной власти и обществом; - модернизации системы информационного обеспечения органов власти; - регламентации деятельности органов местного самоуправления. Более того, проведение предлагаемых преобразований местного самоуправления в городе Москве возможно исключительно при корректировке и внесении изменений в действующее законодательство, разработке новых законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, а также организации и координации деятельности органов местного самоуправления уполномоченным органом исполнительной власти, в полном объеме ответственным за методологию, координацию и внедрение таких преобразований. Целевые индикаторы и показатели реализации Программы должны базироваться на идеологии и показателях оценки конечных результатов деятельности, удовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг и деятельностью органов местного самоуправления, эффективности использования бюджетных ресурсов, определенных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", с учетом особенностей организации местного самоуправления в городе Москве, и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" в части реализации переданных органам местного самоуправления государственных полномочий. Данный подход обусловлен тем, что ряд мероприятий Программы направлен на создание условий для эффективной реализации органами местного самоуправления переданных отдельных государственных полномочий, поэтому от итоговых показателей их деятельности будут зависеть итоговые показатели деятельности органов исполнительной власти города Москвы. В качестве целевых показателей и индикаторов предлагается использовать: - показатели повышения эффективности осуществления органами местного самоуправления деятельности в части конкретизации и количественной оценки конечных результатов достижения планируемых (задаваемых) целей, задач и мероприятий по каждому из вопросов местного значения; - показатели увеличения удельного веса жителей внутригородского муниципального образования, принимающих прямо или косвенно участие в решении вопросов местного значения, социально-воспитательной и патриотической работе с молодежью, детьми группы риска, лицами с ограниченными возможностями здоровья; - показатели расширения материально-технической базы, спектра услуг для населения в сфере организации досуговой, социально - воспитательной, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, объединения усилий участников многофункциональной межотраслевой территориальной сети социально-воспитательной работы с населением; - показатели позитивной динамики увеличения вовлеченности населения всех возрастных и социальных групп в систематические занятия и массовые мероприятия; - индикаторы повышения эффективности использования, в том числе загруженности имеющихся материальных ресурсов, координации трудовых и финансовых ресурсов, объединения усилий по разработке новых инновационных технологий работы с населением и приобщением его к здоровому образу жизни; - показатели повышения эффективности бюджетных расходов в части организации исполнения местных бюджетов при осуществлении переданных государственных полномочий; - показатели повышения качества и доступности для населения муниципальных услуг по социально-воспитательной работе, физической культуре и спорту; - индикаторы повышения прозрачности деятельности органов местного самоуправления, органов исполнительной власти города Москвы, организаций, общественных объединений; - показатели интеграции органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций в многофункциональную систему реализации услуг в сфере социально - воспитательной работы. В соответствии с целями и задачами Программы возможно выделить дополнительно следующие показатели результативности ее реализации: - доля услуг, оценка качества и доступности предоставления муниципальных услуг, перечень которых удовлетворяет потребителей различных социальных и возрастных групп; - уровень использования органами местного самоуправления на безвозмездной основе помещений, спортивных площадок и спортивных сооружений по договорам, соглашениям для организации занятий физической культурой и спортом; привлечения молодежи к решению вопросов местного самоуправления; - повышение уровня обеспеченности спортивными площадками, сооружениями, спортивными залами и помещениями для организации занятий с населением по месту жительства в расчете на 1000 жителей, что соответствует требованиям федерального законодательства; - увеличение количества видов спорта и досуговых направлений, предоставляемых населению, в том числе с учетом выявленной у населения потребности; - увеличение количества проведенных органами местного самоуправления спортивно-массовых, досуговых, социально-воспитательных мероприятий (единиц на 1000 жителей), в том числе проведенных совместно с общественными объединениями и иными негосударственными некоммерческими организациями, учреждениями, молодежными организациями; - увеличение доли мероприятий социально-воспитательной направленности с участием несовершеннолетних, детей группы риска, лиц с ограниченными возможностями здоровья в общем количестве мероприятий, проведенных органами местного самоуправления непосредственно или совместно с органами исполнительной власти и общественными организациями; - повышение количества и профессионального качества кадровой обеспеченности реализации переданных государственных полномочий и вопросов местного значения; - сокращение протестов и представлений органов прокуратуры, предписаний контролирующих органов исполнительной власти города Москвы за счет систематизации и совершенствования нормативно-правового, организационно-методического обеспечения деятельности, повышения квалификации муниципальных кадров и проведения органами исполнительной власти консультаций и предварительных экспертиз; - экономия бюджетных средств за счет совместной реализации с соисполнителями программных мероприятий по физической культуре и спорту, досугу, патриотическому воспитанию молодежи, работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья; - показатели поэтапного перехода в муниципальном управлении к новым информационным технологиям с созданием единой городской автоматизированной системы муниципального управления. |
Фрагмент документа "О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2008-2010 ГГ. И КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ М".