Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".
4.2. Создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей трансфер результатов сектора исследований и разработок в российскую и глобальную экономику, а также развитие МСП в инновационной сфере Подзадачи: (1) образование финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; (2) развитие производственно-технологической инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.); (3) содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы; (4) развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности. Ключевые проблемы - Существующая инновационная инфраструктура не обеспечивает сбалансированного доступа к различным ресурсам (активам) и услугам для участников инновационного процесса, что ограничивает коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. - Сектор новых инновационных компаний является основным источником нововведений, однако развитие инновационной инфраструктуры не вполне адекватно реальным проблемам развития инновационного МСП - государственная система поддержки МСП до недавнего времени была недостаточно ориентирована на нужды инновационного сегмента малого предпринимательства <1>. -------------------------------- <1> В последнее время наметилась тенденция к изменению данной ситуации. Так, например, в результате реализации мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, инициированных Минэкономразвития России в 2005 г. и финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, планируется создание более 40 бизнес-инкубаторов, 5 - 7 региональных венчурных фондов, а также оказание финансовой поддержки малым экспортно-ориентированным предприятиям. При этом около 90% из 2,6 млрд. рублей, выделяемых на паритетной основе из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, будут направлены на поддержку именно инновационного малого предпринимательства. - Малые и средние инновационные фирмы недостаточно интегрированы в цепочки формирования стоимости, как следствие - неразвита кооперационная сеть "наука и образование - инновационный малый и средний бизнес - крупный бизнес", что препятствует распространению знаний из сектора исследований и разработок и их капитализации в российской экономике. - Важнейшую роль в инновационном процессе играют не только сами субъекты, но и отношения между ними. Однако в настоящее время плохо развиты институты, стимулирующие связи между научными, учебными организациями и инновационными фирмами, между крупными компаниями и МСП. - Низкая эффективность инновационной деятельности обусловлена неразвитостью (нерациональностью) существующих институтов (правил, законов), регулирующих экономические отношения в инновационной сфере. Институты в инновационной сфере не обеспечивают цивилизованное и гармонизированное в рамках глобальной экономики функционирование четырех конкурентных рынков: (1) интеллектуальных активов, (2) инновационного капитала <1>, (3) инновационной продукции и (4) услуг по поддержке инновационной деятельности. -------------------------------- <1> Инновационный капитал - капитал, связанный с инвестиционным финансированием инновационной деятельности и рынком ценных бумаг компаний отраслей высоких технологий; включает объемы финансирования НИОКР в рамках инновационного процесса, венчурный капитал, капитал, привлекаемый за счет размещения ценных бумаг предприятий отраслей высоких технологий, и долгосрочные банковские кредиты на расширение инновационной деятельности компаний. Основные меры 1. Создание финансовых институтов, обеспечивающих непрерывность финансирования бизнес-проектов на всех стадиях инновационного цикла; перераспределение государственного финансирования на программы поддержки инновационных проектов, находящихся на начальной стадии Создание фондов "посевного" финансирования (для разработки прототипа продукта, проведения его испытаний, патентования, подготовки бизнес-плана); инициирование программы "посевного" финансирования в РАН и других академиях наук, имеющих государственный статус, а также в вузовском секторе. Расширение государственной поддержки новых инновационных компаний на этапе старта. Страхование возможных убытков компаний на начальных стадиях их развития от осуществления технологических инвестиций. Финансовая поддержка инновационных фирм, находящихся на ранних этапах развития; масштабирование программы СТАРТ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Формирование и развитие фондов поддержки малого инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации, ресурсное обеспечение их деятельности. Стимулирование развития венчурного финансирования, совершенствование правового регулирования деятельности венчурных фондов; существенное расширение масштабов деятельности Венчурного инвестиционного фонда (государственного "Фонда фондов", капитализирующего другие венчурные фонды). Формирование нормативно-организационных условий для формирования фондового рынка высокотехнологичных компаний (создания "бирж высоких технологий"), оценка возможностей создания специализированного сегмента фондового рынка для торговли ценными бумагами высокотехнологичных компаний. Совершенствование нормативно-правовых условий деятельности государственных фондов, поддерживающих инновационную деятельность (прежде всего, в части оптимизации правил использования их финансовых ресурсов). Определение процедур закрепления и передачи прав на интеллектуальную собственность в ходе реализации инновационных проектов, получивших поддержку государственных фондов. Обеспечение конкурсности предоставления поддержки государственными фондами, транспарентности расходов и достигнутых результатов. Разработка системы мониторинга и управления деятельностью фондов прямых инвестиций и венчурных фондов в инновационной сфере, созданных с государственным участием (в том числе с участием субъектов Российской Федерации). Повышение координации деятельности государственных фондов, поддерживающих инновационную деятельность для обеспечения последовательной поддержки инновационных проектов на всех стадиях. 2. Развитие производственно-технологической инфраструктуры Содействие развитию сети технопарков в составе крупных вузов и научных организаций либо в качестве отдельных юридических лиц. Разработка нормативных правовых основ и механизмов передачи основных фондов из вузов или научных организаций технопаркам, инновационно-технологическим центрам, бизнес-инкубаторам. Разработка нормативно-методической базы для определения статуса основных элементов инновационной инфраструктуры (прежде всего, технопарков, бизнес-инкубаторов), использующих государственное имущество для осуществления своей деятельности, включая установление критериев их создания. Расширение деятельности Российского фонда технологического развития и других внебюджетных фондов поддержки НИОКР по созданию элементов региональной инновационной инфраструктуры, включая венчурные фонды и инновационно-технологические центры при крупных научно-производственных комплексах (корпорациях). Разработка нормативно-правовых процедур передачи имущественных комплексов инновационно-технологическим центрам и технопаркам в ходе приватизации государственного имущества в научно-технической сфере. Развитие сети центров трансфера технологий, включая решение проблем их бюджетного финансирования и совершенствование деятельности в области патентования, поиска инвесторов, обеспечения охраны прав на интеллектуальную собственность и т.п. Развитие системы финансовой аренды (лизинга) уникального научного, технологического и производственного оборудования для целей формирования сети центров коллективного пользования. Государственная поддержка создания и функционирования инжиниринговых центров. Поддержка реализации пилотных проектов, в ходе которых отрабатываются новые механизмы организации научно-технологической деятельности (например, по созданию Центров коммерциализации научно-технических разработок при крупных научных организациях). Обеспечение развития инновационной деятельности и мер ее государственной поддержки в наукоградах. Совершенствование системы управления элементами производственно-технологической инфраструктуры. Обеспечение эффективности взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти при обеспечении функционирования элементов инновационной инфраструктуры. 3. Содействие развитию кооперационных связей между субъектами инновационной системы Государственная поддержка исследований и разработок, проводимых малыми предприятиями совместно с вузами и научными организациями. Развитие "инновационного пояса" академической науки, включая, в частности, реализацию специального проекта по стимулированию инновационной активности в академическом секторе в рамках программы ТАСИС. Внесение инновационной деятельности в типовой устав вуза в качестве одного из основных видов уставной деятельности организации. Содействие развитию наукоградов, обеспечение ежегодного мониторинга результатов их деятельности. Формирование технико-внедренческих зон в непосредственной близости от крупных научных, производственных и образовательных организаций; стимулирование организации на базе технико-внедренческих зон региональных инновационных кластеров. Содействие формированию на базе вузов малых высокотехнологичных предприятий. Обеспечение реализации пилотных проектов по формированию региональных инновационных систем в инновационно активных субъектах Российской Федерации, а также распространения лучшей практики на другие регионы России. Разработка нормативного регулирования смешанных частно-государственных форм финансирования научных исследований, развитие частно-государственного партнерства в научной и инновационной сфере. Разработка и распространение примерной формы договора между образовательным (или научным) государственным учреждением, являющимся обладателем интеллектуальной собственности, и малым предприятием, осуществляющим внедрение этого актива в хозяйственный оборот. Расширение практики поддержки коммерциализации результатов исследований научных коллективов, работающих совместно с малыми инновационными предприятиями (масштабирование соответствующей совместной программы Российского фонда фундаментальных исследований и Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере). Стимулирование и обеспечение за счет бюджетных средств финансовой поддержки участия студентов и аспирантов в краткосрочных научно-исследовательских проектах в малых инновационных фирмах. Разработка концепции стимулирования инновационной активности предприятий. Формирование общероссийского, отраслевых и региональных советов работодателей по технологической политике. 4. Развитие информационной, экспертно-консалтинговой и образовательной инфраструктуры инновационной деятельности Создание и поддержка федерально-региональной базы данных по научно-исследовательским разработкам технического характера, созданным за счет бюджетных средств, включая информацию о введении результатов в хозяйственный оборот. Создание специализированных баз данных удаленного доступа по услугам сопровождения инновационной деятельности. Содействие созданию центров контрактации, а также экспертно-консалтинговых организаций, оказывающих услуги по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, технологическому аудиту. Поддержка создания коучинг- и тренинг-центров, осуществляющих информационно-консультационные функции, как в виде самостоятельной сети центров, так и при вузах. Создание системы многоуровневого непрерывного образования в инновационной сфере и связанного с ним процесса формирования инновационной культуры в научном сообществе и предпринимательском секторе. Формирование государственного заказа на профессиональную переподготовку (повышение квалификации) в области инновационной деятельности, в т.ч. для работников государственных научных и образовательных учреждений. Организация обязательного обучения сотрудников государственных учреждений образования и науки в форме профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в области инновационного менеджмента. Развитие сети Центров повышения квалификации и профессиональной переподготовки в инновационной сфере при лицензированных в этой области вузах, обучение преподавателей и подготовка учебно-методических материалов. Реализация программ поддержки обучения персонала компаний новым технологиям. Пропаганда успехов и опыта работы в сфере инновационной деятельности в средствах массовой информации, а также обеспечение государственной поддержки проведения инновационной выставочно-ярмарочной деятельности в регионах Российской Федерации. Программная часть Программная часть включает: реализацию раздела развития инновационной инфраструктуры ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы; разработку и реализацию с 2007 г. федеральной целевой программы "Научно-технологическая база России", включающей мероприятия по созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры; реализацию мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в части мер по государственной поддержке малого инновационного предпринимательства; реализацию программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; реализацию Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы в части обучения (переподготовки) специалистов высшей квалификации в сфере интеллектуальной собственности. Целевые индикаторы --------------------------------------------------------------------------- | | 2004 | 2007 | 2010 | 2015 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |1. Прирост числа малых инновационных | | | | | |предприятий (единиц/в год) | | | | | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |инерционная динамика | 58 | 65 | 75 | 100 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |с учетом реализации Стратегии | 58 | 70 | 85 | 120 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |2. Удельный вес инновационной продукции | | | | | |в общем объеме продаж промышленной | | | | | |продукции малых предприятий (%) | | | | | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |инерционная динамика | 0,4 | 0,5 | 0,6 | 1,1 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |с учетом реализации Стратегии | 0,4 | 0,7 | 1,0 | 1,5 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |3. Объем инвестиций фондов, | | | | | |осуществляющих прямые и венчурные | | | | | |инвестиции в компании | | | | | |высокотехнологичных секторов (млрд. | | | | | |руб.) | | | | | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |инерционная динамика | 9,0 | 16,0 | 31,0 | 40,0 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |с учетом реализации Стратегии | 9,0 | 36,0 | 125,0 | 320,0 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |4. Объем инновационной продукции (услуг, | | | | | |связанных с инновациями), реализованной | | | | | |организациями инновационной | | | | | |инфраструктуры (млрд. руб.) | | | | | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |инерционная динамика | 5,5 | 16,5 | 22,0 | 40,0 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------|-------| |с учетом реализации Стратегии | 5,5 | 29,5 | 50,0 | 80,0 | --------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".