Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".
5. Этапы и сроки реализации Стратегии Стратегия в области развития науки и инноваций реализуется в три этапа: первый этап - 2006 - 2007 годы; второй этап - 2008 - 2010 годы третий этап - 2011 - 2015 годы. В соответствии с основными целями на этих этапах определены приоритеты и принципы финансирования соответствующих мероприятий: ----------------------------------------------------------------------------------- | Первый этап | Второй этап | Третий этап | | (2006 - 2007 годы) | (2008 - 2010 годы) | (2011 - 2015 годы) | | | | | |---------------------------------------------------------------------------------| | Основные цели | |---------------------------------------------------------------------------------| | Развитие сектора| Активное позиционирование| Устойчивое и| |исследований и разработок,|сектора исследований и|сбалансированное | |в первую очередь|разработок в глобальной|развитие сектора| |опережающее развитие|экономике. |исследований и| |фундаментальной науки. | Реализация крупных проектов|разработок, | | Повышение восприимчивости|в рамках приоритетных|обеспечивающее | |предпринимательского |направлений развития науки,|расширенное | |сектора к технологическим|технологий и техники|воспроизводство знаний.| |инновациям. |Российской Федерации и| Масштабирование | | Ускоренная "достройка"|приоритетов технологического|реализации крупных| |отдельных элементов|развития. |проектов в рамках| |инновационной | Создание эффективной|приоритетных | |инфраструктуры, |целостной инновационной|направлений развития| |гармонизация институтов в|системы. |науки, технологий и| |сфере инноваций с| |техники Российской| |международными принципами. | |Федерации и приоритетов| | | |технологического | | | |развития. | | | | Развитие | | | |технологической | | | |способности российских| | | |компаний, укрепление| | | |международных позиций| | | |российских | | | |высокотехнологичных | | | |компаний. | | | | Динамичное развитие| | | |современной | | | |инновационной системы,| | | |соответствующей по| | | |основным параметрам| | | |инновационным системам| | | |развитых зарубежных| | | |стран. | |---------------------------------------------------------------------------------| | Основной маневр в управлении ресурсами | |---------------------------------------------------------------------------------| | - Сокращается в| - Опережающий рост| - Увеличение| |абсолютном и относительном|расходов на обновление|бюджетных расходов на| |выражении финансирование|научной и приборной базы,|развитие научных основ| |НИОКР по направлениям, не|усиление |перспективных | |отнесенным к приоритетным|"институционализации" |технологий как основы| |направлениям развития|расходов по исследованиям и|формирования | |науки, технологий и|разработкам. |последующих | |техники Российской| - Увеличение программной|технологических | |Федерации и приоритетам|составляющей в бюджетных|укладов. | |технологического развития,|расходах по научным| - Рост бюджетных| |при этом опережающими|исследованиям и|расходов по реализации| |темпами возрастает|экспериментальным |крупных целевых| |финансирование |разработкам гражданского|программ | |фундаментальных |назначения. |технологического | |исследований. | - Концентрация ресурсов|профиля при сокращении| | - Опережающий рост|в сфере научно-технического|долевого участия| |финансирования |сотрудничества на|государства и| |академического сектора|ограниченном числе проектов|расширении | |науки, существенное|международной кооперации на|внебюджетного | |повышение заработной платы|основе разделения рисков. |финансирования. | |научных работников. | - Консолидация| - Увеличение| | - Оптимизация|программных бюджетных|бюджетных расходов по| |программных расходов|расходов на НИОКР на|формированию крупных| |(увеличение длительности и|ограниченном числе крупных|объектов научной| |объемов контрактов по|федеральных целевых программ|инфраструктуры. | |НИОКР в рамках закупок для|технологического профиля. | - Увеличение доли| |государственных нужд). | - Рост частного|частных и смешанных| | - Государственная|софинансирования научных|фондов поддержки| |поддержка инновационных|разработок на основе|научной и (или)| |проектов смещается на|механизмов частно-|научно-технической | |ранние стадии их|государственного партнерства|деятельности в| |реализации. |в рамках реализации|финансировании сектора| | |приоритетных направлений|исследований и| | |развития науки, технологий и|разработок, расширение| | |техники Российской Федерации|финансирования науки| | |и приоритетов|за счет зарубежных| | |технологического развития. |научных фондов, в| | | - Существенное увеличение|рамках международных| | |бюджетных расходов на|научно-технических | | |развитие отдельных элементов|программ. | | |инновационной финансовой и| - Рост частных| | |производственно- |инвестиций в научную и| | |технологической |инновационную сферу. | | |инфраструктуры. | - Существенное| | | |перераспределение | | | |расходов по поддержке| | | |и развитию| | | |инновационной | | | |инфраструктуры от| | | |государства к частному| | | |бизнесу, выход| | | |государства из части| | | |элементов инновационной| | | |инфраструктуры. | ----------------------------------------------------------------------------------- В рамках этапов реализации Стратегии осуществляются следующие основные группы мероприятий: ------------------------------------------------------------------------------------ | Группы мероприятий, специфические для этапа | |----------------------------------------------------------------------------------| | на первом этапе | на втором этапе | на третьем этапе <1> | | (2006 - 2007 годы) | (2008 - 2010 годы) | (2011 - 2015 годы) | |----------------------------|-----------------------------|-----------------------| | 1.1. Повышение| 2.1. Развитие механизмов| 3.1. Развитие| |результативности сектора|частно-государственного |механизмов частно-| |исследований и разработок |партнерства в инновационной|государственного | | Развитие системы|сфере |партнерства в научной| |определения и реализации| Государственная поддержка|и инновационной сферах | |приоритетных направлений|формирования долгосрочного| Формирование | |проведения исследований,|перспективного |условий и стимулов для| |обеспечивающей реальную|инновационного спроса в|спонсирования частным| |концентрацию ресурсов,|предпринимательском секторе. |бизнесом социально-| |иерархию направлений,| Формирование и реализация|значимых | |включая приоритеты в сфере|4 - 6 крупных федеральных|фундаментальных | |гуманитарных наук, четкие|целевых программ|исследований. | |процедуры участия|технологического профиля. | Расширение участия| |представителей научного и| Расширение практики|частного бизнеса в| |экспертного сообщества,|формирования и реализации|формировании и| |бизнеса, власти в|мегапроектов при смещении|софинансировании | |определении приоритетов. |акцентов на предметно-|деятельности фондов| | Инвентаризация |ориентированные проекты для|поддержки науки и| |имущественных комплексов|определения перспективных|инноваций. | |научных организаций,|направлений технологического| Стимулирование | |включая права на результаты|развития. |расширения участия| |интеллектуальной | |бизнеса в развитии| |деятельности. | 2.2. Стимулирование|инновационной | | Совершенствование |предпринимательского сектора|инфраструктуры. | |механизмов реформирования и|к финансированию НИОКР,| | |приватизации |содействие развитию| 3.2. Реализация| |государственных научных|внутрикорпоративного |прорывных направлений| |организаций, создание|научного сектора и|технологического | |необходимой нормативной|технологического аутсорсинга |развития и| |базы для оптимизации| Государственное |распространения | |организационно-правовых |софинансирование проектов|передовых технологий в| |форм таких организаций. |НИОКР, проводимых крупными|экономике. | | Развитие системы ГНЦ,|частными компаниями в| Формирование и| |создание условий для|сотрудничестве с вузами и|развитие новых| |организации и|научными организациями. |механизмов | |функционирования крупных| Определение требований к|комплексирования | |научно-исследовательских |компаниям по заключению|НИОКР, проводимых| |центров ("национальных|субконтрактов с небольшими|различными | |лабораторий"), |инновационными фирмами при|ведомствами, и их| |институциональная |выполнении работ в рамках|программно-целевой | |концентрация расходов по|заказа для государственных|координации с| |НИОКР. |нужд. |применением различных| | Формирование системы| |механизмов бюджетного| |оценки глобальной| 2.3. Повышение|финансирования. | |конкурентоспособности |инвестиционной | Реализация крупных| |российского сектора|привлекательности и|межведомственных | |исследований, а также|обеспечение воспроизводства|междисциплинарных | |системы мониторинга и|в секторе исследований и|технологических | |оценки результативности|разработок |проектов, | |научных организаций. | Увеличение программной|ориентированных на| | |составляющей в бюджетных|широкое | | 1.2. Повышение|расходах по научным|распространение | |капитализации научных|исследованиям и|технологий в экономике| |организаций и вовлечение в|экспериментальным |и определяющих переход| |хозяйственный оборот|разработкам. |к новым| |результатов | Опережающий рост расходов|технологическим | |интеллектуальной |на обновление научной и|укладам. | |деятельности |приборной базы, усиление| Реализация крупных| | Принципиальное повышение|"институционализации" |научно-технических | |качества и результативности|расходов по исследованиям и|программ с опорой на| |системы охраны прав на|разработкам. |научную координацию со| |результаты исследований и| Реформирования |стороны национальных| |разработок. |государственных научных|лабораторий. | | Передача государством|организаций и изменение их| | |прав на результаты|организационно-правовых форм| 3.3. Привлечение| |интеллектуальной |в целях расширения|частных и зарубежных| |деятельности, полученные за|возможностей привлечения|инвестиций в сектор| |счет бюджетных средств,|внебюджетного |исследований и| |научным организациям, малым|финансирования. |разработок | |инновационным фирмам. | Содействие реализации| Проведение | | Поддержка патентования|"жестких" форм интеграции|приватизаций части| |государственными научными и|научной и образовательной|государственных | |образовательными |деятельности, формирование|научных организаций в| |организациями результатов|крупных интегрированных|целях привлечения| |интеллектуальной |научно-образовательных |стратегических | |деятельности. |комплексов, в том числе|инвесторов и| | Создание с участием|"исследовательских |обеспечения | |государства фондов|университетов". |долгосрочного развития| |"посевного" финансирования. | |при обязательном| | | 2.4. Интеграция и|условии сохранения| | 1.3. Смягчение проблемы|позиционирование сектора|научного профиля. | |дефицита молодых научных|исследований и разработок в| Содействие | |кадров и реализация|глобальной экономике |формированию | |"мягких" форм интеграции| Развитие научно-|устойчивых научно-| |научной и образовательной|технического взаимодействия|производственных | |деятельности |в рамках СНГ, создание|комплексов. | | Предоставление |совместных научных и| Формирование | |исследовательских грантов|технологических центров. |условий и стимулов для| |молодым ученым. | Активное позиционирование|привлечения зарубежных| | Развитие системы базовых|сектора исследований и|инвестиций в интересах| |кафедр при крупных научных|разработок в рамках 7-й|развития научных| |организациях, расширение|Рамочной программы ЕС. |организаций и их| |практики стажировок| Расширение практики|интеграции в| |студентов. |государственного |международную систему| | Развитие системы научно-|софинансирования реализации|научно-технической | |образовательных центров при|тех донорских научных|кооперации. | |крупных вузах. |программ, которые в целом| | | |усиливают международные| 3.4. Развитие| | 1.4. Стимулирование|позиции российских научных|научной инфраструктуры | |технологического |организаций. | Формирование | |перевооружения в| |крупных объектов| |предпринимательском секторе | 2.5. Содействие|научной инфраструктуры| | Снижение пошлин по|формированию "центров|и содействие| |импорту компаниями|превосходства" в научно-|формированию научных и| |передового оборудования и|технической сфере |инновационных | |технологий. | Формирование сети|кластеров на основе| | Налоговое стимулирование,|"национальных лабораторий"|таких объектов. | |в частности, освобождение|по прорывным направлениям| Развитие | |от обложения НДС выполнения|технологического развития,|деятельности ресурсных| |любых НИОКР и ввоза|выступающих в качестве|фондов поддержки| |необходимого для этого|научных координаторов по|научной деятельности. | |технологического |проводимым за счет средств| Формирование и| |оборудования. |федерального бюджета НИОКР. |поддержка "институтов| | Содействие в обмене| Содействие формированию и|развития" в научно-| |лучшим опытом в организации|развитию отраслевых научно-|технической сфере. | |управления инновациями в|технологических "центров| | |корпорациях. |превосходства" (в том числе| 3.5. Развитие рынков| | |на основе ГНЦ и|интеллектуальных | | 1.5. Формирование|"исследовательских |активов и технологий,| |благоприятных условий для|университетов"), |а также фондового| |расширения международной|обеспечивающих разработку|рынка | |технологической интеграции |передовых коммерческих|высокотехнологичных | | Совершенствование |технологий и содействующих|компаний. | |таможенного |их распространению в| Стимулирование | |законодательства в|отраслях экономики. |процессов передачи| |интересах расширения| |прав на результаты| |использования компаниями| 2.6. Развитие|научно-технической | |различных режимов ввоза|инновационной финансовой и|деятельности в| |передовых технологий. |производственно- |интересах расширения| | Развитие системы|технологической |трансфера результатов| |технических регламентов и|инфраструктуры |НИОКР, выполненных за| |гармонизация их с| Существенное расширение|счет средств| |международными. |системы региональных|федерального бюджета. | | Либерализация рынков|венчурных фондов,| Развитие механизмов| |капитала в рамках отдельных|капитализируемых Венчурным|трансфера результатов| |отраслей в интересах|инвестиционным фондом;|НИОКР гражданского,| |создания условий для|содействие формированию|двойного и военного| |прихода иностранных|фондового рынка|назначения. | |технологических инвесторов|высокотехнологичных | Стимулирование | |при обеспечении необходимых|компаний. |капитализации | |требований национальной| Содействие (в том числе|интеллектуальных | |безопасности. |имущественная поддержка)|активов в научно-| | |созданию технопарков и|технологических | | |бизнес-инкубаторов при|организациях. | | |крупных вузах и научных| Содействие развитию| | |организациях. |"бирж высоких| | | Государственная поддержка|технологий". | | |формирования инфраструктуры| | | |технико-внедренческих зон. | | | | Поддержка формирования| | | |региональных инновационных| | | |кластеров. | | ------------------------------------------------------------------------------------ -------------------------------- <1> Представленные основные параметры третьего этапа приведены в относительно общем виде для обозначения ключевых принципов и возможных направлений государственной политики в сфере науки и инновационной деятельности в долгосрочной перспективе, а, соответственно, должны корректироваться исходя из складывающейся в стране социально-экономической ситуации и результатов реализации предыдущих этапов. Стратегия реализуется преимущественно на основе формирования и выполнения совокупности федеральных и ведомственных целевых программ. На начальном этапе системная основа для решения поставленных в Стратегии задач программно формируется за счет реализации: ФЦНТП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы; ФЦП "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы; программ Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда; программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; программ Российского фонда технологического развития; Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы. В последующем в 2006 - 2007 годах эта основа модернизируется и расширяется за счет формирования и реализации следующих федеральных и ведомственных целевых программ: -------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Основное содержание | Тип целевой | Начало | | целевой программы | | программы | реализации | | | | | программы | |---------------------|--------------------------|---------------|-------------| |Развитие научного|Конкурсное финансирование|ведомственная | 2006 г.| |потенциала высшей|научных исследований| | | |школы (2006 - 2008|подведомственных | | | |годы) |Рособразованию вузов и| | | | |научных организаций | | | |---------------------|--------------------------|---------------|-------------| |Приоритетная |Конкурсное финансирование|ведомственная | 2007 г.| |поддержка |фундаментальных | | | |фундаментальных |исследований мирового| | | |исследований |уровня, проводимых| | | |мирового уровня |организациями РАН | | | |---------------------|--------------------------|---------------|-------------| |Ориентированные |Конкурсное финансирование|ведомственная | 2007 г.| |фундаментальные |фундаментальных | | | |исследования в|исследований высших| | | |вузах России на|учебных заведений| | | |2007 - 2009 годы |независимо от их| | | | |ведомственной | | | | |принадлежности | | | |---------------------|--------------------------|---------------|-------------| |Поддержка |Поддержка и развитие|ведомственная | 2007 г.| |уникальных |существующих уникальных| | | |установок и|научно-технических | | | |коллективных форм|объектов и приборной базы| | | |использования |науки, проведение научных| | | |научного |исследований с| | | |оборудования на|использованием их| | | |2007 - 2009 годы |технической и кадровой| | | | |базы | | | |---------------------|--------------------------|---------------|-------------| |Научно- |Ускоренное формирование|федеральная | 2007 г.| |технологическая |технологического | | | |база России |потенциала в соответствии| | | | |с приоритетными| | | | |направлениями развития| | | | |науки, технологий и| | | | |техники Российской| | | | |Федерации и приоритетами| | | | |технологического развития| | | | |и "достройка" необходимых| | | | |элементов инновационной| | | | |инфраструктуры | | | |---------------------|--------------------------|---------------|-------------| |Трансфер двойных|Развитие трансфера|федеральная | 2008 г.| |технологий |технологий между военным| | | | |и гражданским секторами | | | -------------------------------------------------------------------------------- Формирование названных федеральных целевых программ должно осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594, ведомственных целевых программ - в соответствии с Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 N 239. Основные экономические результаты и структурные сдвиги в рамках Стратегии достигаются за счет разработки и реализации федеральных и ведомственных целевых программ, технологическая основа для которых формируется в рамках ФЦП по развитию научно-технологической базы России и разработке двойных технологий, кадровая основа - в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы, субъектная основа - в рамках программных мероприятий по реструктуризации государственного сектора исследований и разработок. Предварительно, в качестве потенциальных (как новых, так и модернизированных) федеральных и ведомственных целевых программ технологического профиля определены <1>: -------------------------------- <1> Необходимо отметить, что в данном случае речь идет лишь о перспективных направлениях формирования ФЦП, соответствующих национальным приоритетам технологического развития. Разработка соответствующих программ должна осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 594, включая подготовку концепции программы, принятие Правительством Российской Федерации решения о разработке программы и т.д. --------------------------------------------------------------------------- | Отраслевая направленность | Характер целевой | Начало реализации | | целевой программы | программы | программы | |----------------------------|-----------------------|--------------------| |Развитие российской|Модернизация | 2006 - 2007 гг. | |авиатехники |существующих | | | |федеральных и| | | |ведомственных программ | | |----------------------------|-----------------------|--------------------| |Федеральная космическая|Модернизация | 2006 г. | |программа России на 2006-|существующих | | |2015 годы |федеральных и| | | |ведомственных программ | | |----------------------------|-----------------------|--------------------| |Развитие российской отрасли|Модернизация | 2006 - 2007 гг. | |ИТ |существующих | | | |федеральных и| | | |ведомственных программ | | |----------------------------|-----------------------|--------------------| |Развитие рынка|Новая программа | 2007 - 2008 гг. | |специализированных | | | |высокотехнологических | | | |медицинских услуг | | | |----------------------------|-----------------------|--------------------| |Разработка и производство|Новая программа | 2007 - 2008 гг. | |оптоэлектронных устройств | | | |----------------------------|-----------------------|--------------------| |Развитие перспективных|Новая программа | 2007 - 2008 гг. | |источников энергии и| | | |средств энергосбережения | | | |----------------------------|-----------------------|--------------------| |Разработка и производство|Новая программа | 2007 - 2008 гг. | |высокотехнологичных | | | |материалов | | | --------------------------------------------------------------------------- В перспективе может быть целесообразным формирование федеральных целевых программ технологического профиля также в сферах использования энергии атомного ядра (управляемого термоядерного синтеза), развития микроэлектроники, биотехнологий. Основные ожидаемые результаты реализации первого этапа Стратегии: повышение эффективности и результативности государственного сектора исследований и разработок; реформирование РАН и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, развитие системы государственных научных центров; формирование нормативной системы, обеспечивающей эффективные стимулы и мотивации к инновационной деятельности, стимулирующей связи между участниками инновационного процесса; "достройка" ряда недостающих элементов инновационной инфраструктуры (прежде всего, центров трансфера технологий); проработка возможных прорывных направлений в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития за счет реализации мегапроектов; разработка целевых федеральных и ведомственных программ технологического профиля. Основные ожидаемые результаты реализации второго этапа Стратегии: модификация состава и структуры государственного сектора науки, оптимизация используемых организационно-правовых форм; создание сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, обеспечивающего расширенное воспроизводство знаний, активное его позиционирование в глобальной экономике; формирование и развитие "центров превосходства" в научной сфере, сети национальных лабораторий, исследовательских университетов; создание эффективной инновационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимодействие сектора исследований и разработок с отечественным предпринимательским сектором; технологическая модернизация экономики на основе передовых технологий; создание и расширение "технологических коридоров", обеспечивающих конкурентоспособность отдельных секторов российской экономики на основе передовых технологий отечественной разработки. Основные ожидаемые результаты реализации третьего этапа Стратегии: достижение уровня научных исследований, соответствующих целям инновационного развития экономики; масштабирование реализации крупных проектов в рамках приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития; динамичное развитие и укрепление международных позиций российских высокотехнологичных компаний; масштабное привлечение частных и зарубежных инвестиций в российский сектор исследований и разработок; формирование системного спроса на результаты исследований и разработок со стороны предпринимательского сектора; динамичное сбалансированное развитие национальной инновационной системы, соответствующей по основным параметрам инновационным системам развитых зарубежных стран. |
Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".