СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Протокол. Министерство образования и науки РФ. 15.02.06 1

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Фонд содействия развитию малых форм предприятий
                      в научно-технической сфере

     Цель
     Главная цель Фонда - оказание прямой финансовой, информационной и
иной  помощи  малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по
разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на
основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности;

     Опыт и масштаб применения
     Фонд    содействия    развитию    малых    форм   предприятий   в
научно-технической сфере (ФСМП) имеет более чем 10-летний опыт работы,
располагает     представительствами     в    25    регионах    России.
Представительства   ФСМП   в  регионах  информируют  общественность  о
деятельности  Фонда,  содействуют  предприятиям  в  подготовке заявок,
предоставляют Фонду информацию о предприятиях-заявителях, осуществляют
контроль за ходом выполнения проектов.

     Законодательная база
     Фонд  образован Постановлением Правительства Российской Федерации
от  3  февраля  1994  года N 65 в форме государственной некоммерческой
организации.  По  существу  своей  деятельности  и  в  соответствии  с
Федеральным  законом  "О  государственной научно-технической политике"
Фонд,  как  один  из  трех  государственных  научных  фондов, является
государственным научным учреждением.

     Особенности подхода
     ФСМП   работает   по   следующим   основным   базовым  принципам,
сформулированным  в  самом начале деятельности Фонда, которые остаются
практически неизменными:
     - Фонд  осуществляет  поддержку  только  юридических  лиц в форме
малых инновационных компаний <1>;
--------------------------------
     <1>  Под  малыми  инновационными  компаниями понимаются компании,
соответствующие   законодательному   определению  малого  предприятия,
основным    видом    деятельности   которых   является   инновационная
деятельность  -  выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных
на  создание  и  организацию  производства  принципиально  новой или с
новыми  потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
создание  и  применение  новых  или модернизацию существующих способов
(технологий)   ее   производства,   распространения  и  использования;
применение     структурных,     финансово-экономических,     кадровых,
информационных  и  иных  инноваций  (нововведений) при выпуске и сбыте
продукции  (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или
создающих условия для такой экономии.

     - экспертиза заявок осуществляется внешними экспертами, причем не
только   по  их  научно-техническому  содержанию,  но  и  по  вопросам
финансового,  экономического,  производственного характера, проработке
платежеспособного  рынка.  Аппарат  Фонда  проводит  только формальную
экспертизу заявок на наличие в них всех необходимых документов;
     - решение  о  финансовой поддержке проектов принимается на основе
рейтингового  голосования конкурсной комиссии Фонда, в составе которой
по  согласованию  с  наблюдательным  советом  представлены специалисты
различного профиля;
     - экспертиза  заявок  должна  быть бесплатной. Компенсация затрат
Фонда  на  организацию  экспертизы  должна  осуществляться за счет уже
принятых проектов и быть минимальной;
     - деятельность  Фонда  должна  быть максимально скоординирована с
аналогичными/дополняющими   программами   федеральных  и  региональных
органов исполнительной власти
     - поддержка  проектов  за счет средств федерального бюджета может
осуществляться  как  на  безвозвратной  (в  форме  грантов),  так и на
возвратной   основе.   В   последнем   случае  предприятия  не  должны
предоставлять  Фонду  гарантии и залоги в обеспечение возврата заемных
средств,  проценты  по  займам  не  должны  превышать половины учетной
ставки  Центрального  Банка,  а  сроки  возврата  средств  должны быть
достаточными для коммерческой окупаемости проекта;
     - не  более  половины  средств  Фонда  должна  использоваться  на
поддержку проектов заявителей из московского региона;
     - заявки  от  предприятий  из  регионов  России  должны поступать
непосредственно  в Фонд, но в наиболее наукоемких регионах России Фонд
должен  иметь свои представительства для информирования общественности
о  деятельности  Фонда,  содействия  предприятиям в подготовке заявок,
предоставления  Фонду  информации о предприятии-заявителе, контроля за
ходом выполнения проекта;
     - при   рассмотрении  заявок  предпочтение  отдавать  проектам  с
паритетным  участием  в  финансировании  работы  наряду  со средствами
федерального  бюджета и других источников финансирования. Доля средств
Фонда в проекте НИОКР не должна превышать 50%.
     Специфика    деятельности   Фонда   обуславливает   необходимость
эффективной   координации   с   аналогичными/дополняющими  программами
федеральных и региональных органов исполнительной власти.

     Объект поддержки
     Малые инновационные компании.

     Основные позитивные эффекты
     ФСМП  рассматривается  как  инструмент проведения государственной
политики  развития  и поддержки малых предприятий в научно-технической
сфере,  включающий  оказание  прямой финансовой, информационной и иной
помощи   малым  инновационным  предприятиям,  реализующим  проекты  по
разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на
основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности,
а  также  как  инструмент создания и развития инфраструктуры поддержки
малого инновационного предпринимательства.
     Основные  показатели - количество полученных и профинансированных
от     малых     предприятий     проектов,     количество    созданных
инновационно-технологических центров, освоение поддерживаемыми фирмами
в своем производстве новых технологий, объем выпущенной ими продукции,
объем налоговых отчислений этих фирм.

     Необходимые затраты
     Правительством  Российской  Федерации  установлено,  что  в  ФСМП
ежегодно   направляется  фиксированный  процент  средств  федерального
бюджета  на  гражданскую  науку.  При  образовании  ФСМП  эта величина
составляла  0,5%.  По  мере  развития деятельности Фонда, признания ее
научно-технической общественностью, рассмотрения итогов деятельности в
Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Федерального
Собрания  Российской  Федерации  эта величина возрастала и в настоящее
время составляет 1,5%.

     Целевые индикаторы по применению инструмента
     С  момента  основания  в  ФСМП  подано  6500  проектов  от  малых
предприятий из 50 регионов России.
     Профинансировано более 2000 проектов на сумму 1,7 млрд. руб. Фонд
имеет представительства в 25 регионах России.
     При  финансовой  поддержке  Фонда в 11 регионах России создано 24
ИТЦ, объединяющих более 250 малых предприятий научно-технической сферы
с общим объемом производства более 3 млрд. руб. в год.
     Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве свыше 1000
запатентованных  изобретений,  выпустили  на  их  основе  продукции на
десятки  миллиардов  рублей,  их отчисления государству в виде налогов
превышают в 2,4 раза сумму полученных ими бюджетных средств, стоимость
их  основных  фондов  увеличилась  в  11,3 раза, а выработка на одного
работающего  в  12,7  раза (на компаниях по информационным технологиям
достигла  1,5  млн.  рублей),  на  фирмах созданы тысячи новых рабочих
мест.  Предприятия получили столько же новых патентов, а их сотрудники
-  четыре  государственных  премии  в  области  науки  и техники. Доля
продукции  малых  инновационных компаний и выросших из них за эти годы
средних  компаний  в общем объеме российской продукции по ряду изделий
составляет  десятки  процентов,  а  по некоторым (программный продукт,
научное и экологическое приборостроение) приближается к 100%.
     Около   15,0%   средств   Фонда  направляются  на  создание  сети
инновационно-технологических  центров  (создано по России около 30 ИТЦ
площадью  100  тыс.  кв.  метров,  предоставленных  для  размещения на
льготных   условиях   сотням   предприятий),  развитие  инфраструктуры
трансфера  технологий,  вовлечение студенчества и молодых ученых РАН и
университетов  в  инновационное предпринимательство, поддержку участия
компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров.
     Фонд в соответствии со своими уставными функциями постоянно ведет
мониторинг   состояния  малого  инновационного  предпринимательства  в
стране,  анализирует  ситуацию, информирует о ней и своей деятельности
научно-техническую    общественность    и   Правительство   Российской
Федерации, формирует соответствующие предложения.

     Основные этапы применения инструмента
     Фонд  образован Постановлением Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 1994 года N 65.
     При  образовании  Фонда  на его деятельность направлялось 0,5% от
средств  федерального  бюджета на гражданскую науку. В настоящее время
этот показатель составляет 1,5%.
     В  ближайшей  перспективе  Фонд  предполагает  осуществлять  свою
основную деятельность в направлении:
     - поддержки   малых   инновационных   компаний,   находящихся  на
начальной стадии развития (программа "СТАРТ");
     - содействия   процессу   коммерциализации   результатов  научной
деятельности,  созданной  в  основном  за  счет  средств  Федерального
бюджета  инновационными  предприятиями (программа "ТЕМП"), в том числе
на  основе партнерства университетов и малых инновационных предприятий
(программа "ПУСК");
     - активного   участия   в   создании   особых  экономических  зон
технико-внедренческого  типа  и технопарков посредством финансирования
инновационных проектов их резидентов.

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа