Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".
3. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Цель Главная цель Фонда - оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности; Опыт и масштаб применения Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСМП) имеет более чем 10-летний опыт работы, располагает представительствами в 25 регионах России. Представительства ФСМП в регионах информируют общественность о деятельности Фонда, содействуют предприятиям в подготовке заявок, предоставляют Фонду информацию о предприятиях-заявителях, осуществляют контроль за ходом выполнения проектов. Законодательная база Фонд образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 65 в форме государственной некоммерческой организации. По существу своей деятельности и в соответствии с Федеральным законом "О государственной научно-технической политике" Фонд, как один из трех государственных научных фондов, является государственным научным учреждением. Особенности подхода ФСМП работает по следующим основным базовым принципам, сформулированным в самом начале деятельности Фонда, которые остаются практически неизменными: - Фонд осуществляет поддержку только юридических лиц в форме малых инновационных компаний <1>; -------------------------------- <1> Под малыми инновационными компаниями понимаются компании, соответствующие законодательному определению малого предприятия, основным видом деятельности которых является инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг); создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования; применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии. - экспертиза заявок осуществляется внешними экспертами, причем не только по их научно-техническому содержанию, но и по вопросам финансового, экономического, производственного характера, проработке платежеспособного рынка. Аппарат Фонда проводит только формальную экспертизу заявок на наличие в них всех необходимых документов; - решение о финансовой поддержке проектов принимается на основе рейтингового голосования конкурсной комиссии Фонда, в составе которой по согласованию с наблюдательным советом представлены специалисты различного профиля; - экспертиза заявок должна быть бесплатной. Компенсация затрат Фонда на организацию экспертизы должна осуществляться за счет уже принятых проектов и быть минимальной; - деятельность Фонда должна быть максимально скоординирована с аналогичными/дополняющими программами федеральных и региональных органов исполнительной власти - поддержка проектов за счет средств федерального бюджета может осуществляться как на безвозвратной (в форме грантов), так и на возвратной основе. В последнем случае предприятия не должны предоставлять Фонду гарантии и залоги в обеспечение возврата заемных средств, проценты по займам не должны превышать половины учетной ставки Центрального Банка, а сроки возврата средств должны быть достаточными для коммерческой окупаемости проекта; - не более половины средств Фонда должна использоваться на поддержку проектов заявителей из московского региона; - заявки от предприятий из регионов России должны поступать непосредственно в Фонд, но в наиболее наукоемких регионах России Фонд должен иметь свои представительства для информирования общественности о деятельности Фонда, содействия предприятиям в подготовке заявок, предоставления Фонду информации о предприятии-заявителе, контроля за ходом выполнения проекта; - при рассмотрении заявок предпочтение отдавать проектам с паритетным участием в финансировании работы наряду со средствами федерального бюджета и других источников финансирования. Доля средств Фонда в проекте НИОКР не должна превышать 50%. Специфика деятельности Фонда обуславливает необходимость эффективной координации с аналогичными/дополняющими программами федеральных и региональных органов исполнительной власти. Объект поддержки Малые инновационные компании. Основные позитивные эффекты ФСМП рассматривается как инструмент проведения государственной политики развития и поддержки малых предприятий в научно-технической сфере, включающий оказание прямой финансовой, информационной и иной помощи малым инновационным предприятиям, реализующим проекты по разработке и освоению новых видов наукоемкой продукции и технологий на основе принадлежащей этим предприятиям интеллектуальной собственности, а также как инструмент создания и развития инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства. Основные показатели - количество полученных и профинансированных от малых предприятий проектов, количество созданных инновационно-технологических центров, освоение поддерживаемыми фирмами в своем производстве новых технологий, объем выпущенной ими продукции, объем налоговых отчислений этих фирм. Необходимые затраты Правительством Российской Федерации установлено, что в ФСМП ежегодно направляется фиксированный процент средств федерального бюджета на гражданскую науку. При образовании ФСМП эта величина составляла 0,5%. По мере развития деятельности Фонда, признания ее научно-технической общественностью, рассмотрения итогов деятельности в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации эта величина возрастала и в настоящее время составляет 1,5%. Целевые индикаторы по применению инструмента С момента основания в ФСМП подано 6500 проектов от малых предприятий из 50 регионов России. Профинансировано более 2000 проектов на сумму 1,7 млрд. руб. Фонд имеет представительства в 25 регионах России. При финансовой поддержке Фонда в 11 регионах России создано 24 ИТЦ, объединяющих более 250 малых предприятий научно-технической сферы с общим объемом производства более 3 млрд. руб. в год. Поддержанные Фондом предприятия освоили в производстве свыше 1000 запатентованных изобретений, выпустили на их основе продукции на десятки миллиардов рублей, их отчисления государству в виде налогов превышают в 2,4 раза сумму полученных ими бюджетных средств, стоимость их основных фондов увеличилась в 11,3 раза, а выработка на одного работающего в 12,7 раза (на компаниях по информационным технологиям достигла 1,5 млн. рублей), на фирмах созданы тысячи новых рабочих мест. Предприятия получили столько же новых патентов, а их сотрудники - четыре государственных премии в области науки и техники. Доля продукции малых инновационных компаний и выросших из них за эти годы средних компаний в общем объеме российской продукции по ряду изделий составляет десятки процентов, а по некоторым (программный продукт, научное и экологическое приборостроение) приближается к 100%. Около 15,0% средств Фонда направляются на создание сети инновационно-технологических центров (создано по России около 30 ИТЦ площадью 100 тыс. кв. метров, предоставленных для размещения на льготных условиях сотням предприятий), развитие инфраструктуры трансфера технологий, вовлечение студенчества и молодых ученых РАН и университетов в инновационное предпринимательство, поддержку участия компаний в выставках, семинарах, подготовку менеджеров. Фонд в соответствии со своими уставными функциями постоянно ведет мониторинг состояния малого инновационного предпринимательства в стране, анализирует ситуацию, информирует о ней и своей деятельности научно-техническую общественность и Правительство Российской Федерации, формирует соответствующие предложения. Основные этапы применения инструмента Фонд образован Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 года N 65. При образовании Фонда на его деятельность направлялось 0,5% от средств федерального бюджета на гражданскую науку. В настоящее время этот показатель составляет 1,5%. В ближайшей перспективе Фонд предполагает осуществлять свою основную деятельность в направлении: - поддержки малых инновационных компаний, находящихся на начальной стадии развития (программа "СТАРТ"); - содействия процессу коммерциализации результатов научной деятельности, созданной в основном за счет средств Федерального бюджета инновационными предприятиями (программа "ТЕМП"), в том числе на основе партнерства университетов и малых инновационных предприятий (программа "ПУСК"); - активного участия в создании особых экономических зон технико-внедренческого типа и технопарков посредством финансирования инновационных проектов их резидентов. |
Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".