СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Протокол. Министерство образования и науки РФ. 15.02.06 1

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5. Посевные и стартовые фонды финансовой поддержки
          инновационных компаний на ранних стадиях развития

     Цель
     Финансирование  инновационных  проектов, находящихся на начальной
стадии развития, так называемое "посевное" финансирование.
     Финансирование   недавно  образованных  компаний,  нуждающихся  в
средствах  для  проведения  дополнительных  исследований  или создания
пилотных образцов продукции перед выходом на рынок и началом продаж.
     Помощь начинающим компаниям в подготовке вывода продукта на рынок
в   области  менеджмента,  маркетинга,  патентования  и  прочих  видов
деятельности,  связанных с обеспечением коммерциализации продвигаемого
продукта.

     Опыт и масштаб применения
     Фонд    содействия    развитию    малых    форм   предприятий   в
научно-технической сфере с 2003 г. начал новую программу - "СТАРТ".
     Основная      цель     программы     -     содействие     ученым,
инженерно-техническим работникам, студентам, стремящимся разработать и
освоить производство нового товара (изделия, технологий) или услуги на
основе результатов своих научных исследований.
     Предполагается,   что  процесс  становления  малой  инновационной
компании займет до 3-х лет. Первый этап реализации проекта (до 1 года)
является   "посевным"   в  полном  смысле  этого  понятия:  заявитель,
используя   средства  (до  750  тыс.  руб.),  предоставляемые  ему  на
безвозвратной  основе  на проведение НИОКР, осуществляет ряд действий,
которые   позволят  ему  убедиться  в  реальности  (или  нереальности)
коммерциализации результатов его научных исследований.
     Реальной   коммерциализацией   для   данной  программы  считается
развитие  нового  предприятия  (нового подразделения на предприятии) в
конце  третьего года до 5 - 20 сотрудников, имеющих данное предприятие
как  основное  место  работы  (включая  основных  разработчиков),  и с
объемом  реализации нового продукта (услуги) не менее 750 тыс. руб. на
такого сотрудника в год.
     На  второй  и  третий  год  реализации проекта предоставляемое со
стороны  Фонда  финансирование  на  проведение  НИОКР  увеличивается в
зависимости   от   хода   работ,   объема   привлекаемых  исполнителем
внебюджетных источников финансирования, но не превышая суммарно за три
года 4,5 млн. руб.
     Опыт  США  показывает,  что  "вилка"  выделяемых  на  один проект
средств  на  ранних  стадиях инновационного цикла варьируется от 25 до
250 тыс. долларов США.
     Для  данной  программы  Фонд  не  настаивает на переходе основных
разработчиков  проекта  в течение первого года его реализации во вновь
создаваемое предприятие. Однако при отборе проектов для финансирования
на   второй  год  их  реализации  переход  основного  разработчика  на
предприятие  как  основное  место  работы  рассматривается  в качестве
серьезного    доказательства   уверенности   самого   разработчика   в
реализуемости его бизнес-идеи.
     В любом случае в заявке должно быть показано, что заявители имеют
право  на  предлагаемые к коммерциализации научные результаты (наличие
права   собственности   на  патент,  лицензионное  соглашение,  письмо
руководителя научной организации и т.д.).

     Законодательная база
     Существующая  законодательная  база в целом достаточна для начала
программы   "Старт".   Достаточно   развитая   законодательная   база,
регламентирующая  деятельность  посевных и стартовых фондов финансовой
поддержки   инновационных   компаний   на   ранних  стадиях  развития,
отсутствует.

     Особенности подхода
     Финансирование  проектов программы "Старт" осуществляется в форме
государственных  контрактов  на  безвозвратной и безвозмездной основе.
Права   на   вновь   создаваемую   в   процессе   реализации   проекта
интеллектуальную собственность закрепляются за исполнителями контракта
в соответствии со статьей 9.1 Патентного закона Российской Федерации N
22-ФЗ  от  07.02.2003.  В  рамках контракта предусматривается согласие
заявителей на проведение независимого мониторинга.
     Критерии оценки инновационных проектов экспертами:
     - Содержит   ли  заявка  инновацию  (новые  продукт,  услугу  или
технологию) с потенциалом коммерциализации?
     - Не  является ли заявка продолжением исследовательского проекта,
а не проекта, направленного на коммерциализацию?
     - Научное и техническое качество инновации, новизна предлагаемого
решения.
     - Насколько   инновация   близка  к  коммерциализации  (проведены
исследования,  проработаны контакты с соисполнителями, потребителями и
т.д.), достаточен ли для ее коммерциализации срок проекта (3 года)?
     - Экономические    и    социальные   следствия   коммерциализации
инновации.
     - Насколько   правильно   определены  предполагаемые  потребители
инновации и их мотивации?
     - Формирует    ли   инновация   новую   нишу   потребностей   или
удовлетворяет   одну   из   существующих,  замещает  ли  она  одни  из
существующих продуктов или создает принципиально новый вид продукта?
     - Насколько  предполагаемые  план  действий  и финансовые ресурсы
достаточны и оптимальны для коммерциализации инновации?
     - Насколько эффективна предлагаемая схема управления проектом?
     - Уровень квалификации и компетентности участников.
     - Могут  ли  участники эффективно коммерциализовать инновацию, их
предшествующий опыт.
     - Насколько  правильно и полно оценены риски на этапах реализации
проекта?
     - Какова конечная цель заявителей - создать постепенно собственно
крупную или устойчиво работающую малую компанию, или привлечь внимание
крупного  инвестора  или  предприятия  и  продать  им свою компанию? В
последнем случае - вернуться в науку или уйти в бизнес?
     - Необходимость  специальных  решений  на  право  производства  и
реализации нового продукта (услуги).

     Объект поддержки
     Работники сферы науки, образования и промышленности.
     Инновационные  компании на ранних стадиях развития, нуждающиеся в
финансовых средствах для осуществления инновационных проектов на самых
ранних стадиях.

     Основные позитивные эффекты
     Хотя   в   настоящее   время   начинает   развиваться   венчурное
финансирование малых инновационных фирм на стартовой фазе их развития,
в   большинстве  случаев  начальные  стадии  разработки  инновационной
продукции  финансируются  из  собственных  средств  организации, или с
привлечением грантов.
     Принципиальное отличие "посевного финансирования" от венчурного -
оно  безвозмездно и нацелено на финансирование разработки, находящейся
в стадии незавершенной НИОКР.
     Посевные   и   стартовые  фонды  рассматриваются  как  инструмент
обеспечения     инвестиций     для    развития    высокотехнологичного
инновационного бизнеса.

     Необходимые затраты
     На   первых   этапах  образования  посевных  и  стартовых  фондов
необходимо   оказать   государственную   поддержку  таким  фондам  для
активизации   их   деятельности.   Впоследствии   по  мере  увеличения
привлекаемых  средств предпринимательского сектора участие государства
возможно ослабить.
     Общий  объем  финансирования программы "Старт" до 100 млн. руб. в
год.

     Целевые индикаторы по применению инструмента
     Рост  количества  создаваемых  малых  инновационных  компаний - в
целом и по регионам РФ.
     Рост  количества  экономически  успешных  проектов - в целом и по
регионам РФ.
     Объем   средств,   выделяемый  для  финансирования  инновационных
проектов на посевной и стартовой стадиях - в целом и по регионам РФ.
     Количество созданных рабочих мест.

     Объем реализованной продукции.
     Основные этапы применения инструмента
     Разработка  нормативной  базы  и  поддержка  создания  посевных и
стартовых  фондов  (посредством применения инструмента Фонда Фондов) -
2006 год.
     Запуск   программы   финансирования   проектов  малых  и  средних
предприятий на ранних стадиях инновационного цикла в регионах России -
2006 год.

Фрагмент документа "СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа