Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".
2.1. Автомобильная промышленность в структуре национальной экономики Российская автомобильная промышленность представлена предприятиями во всех сегментах автомобилестроения: производство легковых автомобилей, легких коммерческих автомобилей, грузовых автомобилей и автобусов, прицепного состава, специальной и военной автомобильной техники, автомобильных компонентов (двигателей, трансмиссий, ходовых частей, автотракторного электрооборудования и автомобильной электроники и др.), автомобильных материалов, а также научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими организациями. Всего в отрасли действует около 400 предприятий и организаций. В настоящий момент автомобильная промышленность Российской Федерации создает порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях - производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, отрасль создает около 1000000 рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение обеспечивает в смежных отраслях дополнительную занятость в экономике страны около 4,5 млн. человек. Оценка текущих и прогнозных макроэкономических параметров развития автомобилестроения в России представлена в таблице N 1. Таблица N 1 ОЦЕНКА ТЕКУЩИХ И ПРОГНОЗНЫХ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ В РОССИИ --------------------------------------------------------------------------- |п/п| Параметры | 2008 | 2009 | 2020 | Источник данных | | | | |(оценка)|(прогноз)| | |-----------------------------|------|--------|---------|-----------------| |Макроэкономические: | | | | | |-----------------------------|------|--------|---------|-----------------| |1 |ВВП (с учетом индекса |32743 |38743 |63366 |Минэкономразвития| | |дефляции), млрд. руб. | | | |России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |2 |Численность населения, |142,0 |141,9 |134,17 |Росстат | | |млн. чел | | | | | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |3 |Численность трудоспособ- |68,5 |66,4 |67,9 |Минэкономразвития| | |ного населения, млн. чел.| | | |России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |4 |Доля автомобильной |0,98% |0,57% |2,38% |Минэкономразвития| | |промышленности в ВВП, % | | | |России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |5 |Количество занятых в |0,7% |0,6% |0,6% |Минэкономразвития| | |автомобильной | | | |России | | |промышленности от общего | | | | | | |числа трудоспособного | | | | | | |населения, % | | | | | |-----------------------------|------|--------|---------|-----------------| |Рынок и производство: | | | | | |-----------------------------|------|--------|---------|-----------------| |Объем внутреннего рынка <1>, | | | | | |тыс. шт. | | | | | |-----------------------------|------|--------|---------|-----------------| |6 |1. В целом |3202,3|1557,4 |4166,6 |Минпромторг | | | | | | |России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |7 |2. ЛА |2801 |1400 |3600 |Минпромторг | | | | | | |России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |8 |3. ЛКА |210 |102 |350 |Минпромторг | | | | | | |России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |9 |4. Грузовые а/м |171 |44 |190 |Минпромторг | | | | | | |России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |10 |5. Автобусы |20,3 |11,4 |26,6 |Минпромторг | | | | | | |России | |-----------------------------|------|--------|---------|-----------------| |Внутреннее производство, | | | | | |тыс. шт. | | | | | |-----------------------------|------|--------|---------|-----------------| |11 |1. В целом |1793,6|723,6 |3745 | | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |12 |2. ЛА |1469,4|596,9 |3150 |Минпромторг | | | | | | |России, Росстат | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |13 |3. ЛКА |196,5 |75,0 |280 |Минпромторг | | | | | | |России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |14 |4. Грузовые а/м |103,7 |40,1 |280 |Минпромторг | | | | | | |России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |15 |5. Автобусы |24,0 |11,6 |35 |Минпромторг | | | | | | |России | |------------------------------------|--------|---------|-----------------| |Автомобильный парк: | | | | |------------------------------------|--------|---------|-----------------| |16 |Парк легковых автомобилей|32 |33,2 |52 |Минэкономразвития| | |(млн.) на конец года | | | |России, Минпром- | | | | | | |торг России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |17 |Обеспеченность, |225 |229 |363 |Минэкономразвития| | |автомобилей/тыс. | | | |России, Минпром- | | |населения | | | |торг России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |18 |Коэффициент выбытия, % от|4% |3% |6% |Минэкономразвития| | |парка | | | |России, Минпром- | | | | | | |торг России | |---|-------------------------|------|--------|---------|-----------------| |19 |Плотность парка, |44,79 |44,71 |41,7 |Росстат, Минпром-| | |автомобилей/км дорог | | | |торг России | --------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> Без учета импорта подержанных автомобилей. Общие производственные мощности по выпуску автомобильной техники в России на конец 2008 года составили 2602,52 <2> тыс. штук в год (против 2239 <2> тыс. шт. на начало года). При этом наибольшее относительное увеличение производственных мощностей произошло в сегменте производства автобусов - за счет технического перевооружения действующих мощностей и роста производительности. Рост производственных мощностей в сегментах производства легковых и грузовых автомобилей обусловлен как проведенным техническим перевооружением, так и вводом новых мощностей. -------------------------------- <2> Без учета производства на неспециализированных мощностях. Данные статистики подтверждают тот факт, что, с одной стороны, имеющиеся производственные мощности не могут обеспечить перспективные потребности внутреннего рынка, а, с другой стороны, в большинстве своем остаются недозагруженными. Во многом это объясняется сложившейся рыночной ситуацией ввиду низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции и изношенности производственной инфраструктуры. Изменение производственных мощностей и данные об их использовании приведены в таблице N 2. Таблица N 2 ИЗМЕНЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МОЩНОСТЕЙ В АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ДАННЫЕ ОБ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В 2008 ГОДУ ------------------------------------------------------------------------------------------ | Наименование | Мощность | Мощность | % | Среднегодовая | Выпуск |Использование| | производства | на начало | на начало |изменения| мощность, |продукции|среднегодовой| | | 2008 года | 2009 года |мощности | действовавшая | в 2008 | мощности в | | | | |в 2008 г.| в 2008 году | году | 2008 году | | | | | | | | (%) | | | | | | | | | |--------------|-----------|-----------|---------|---------------|---------|-------------| | Автомобили | 435,7 | 517,7 | 118,8% | 480,8 | 262 |54,7 | | грузовые | | | | | | | | (включая | | | | | | | | шасси), | | | | | | | | тыс. шт. | | | | | | | |--------------|-----------|-----------|---------|---------------|---------|-------------| | Автобусы | 55,7 | 80,2 | 143,9% | 72,7 | 40,3 |55,5 | | (включая | | | | | | | | шасси), | | | | | | | | тыс. шт. | | | | | | | |--------------|-----------|-----------|---------|---------------|---------|-------------| | Автомобили | 1837,99 | 1979,6 | 107,7% | 1957,9 | 1437,97 |73,4 | | легковые, | | | | | | | | тыс. шт. | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------ Российская автомобильная промышленность в период мирового экономического кризиса оказалась одной из наиболее "пострадавших" отраслей экономики. Производство легковых автомобилей в 2009 году сократилось на 59,4% по сравнению с 2008 годом и составило 597 тыс. штук. Отечественных моделей легковых автомобилей в 2009 г. изготовлено 316,9 тыс. шт. (36,1% объема 2008 г.), или 53,1% общего объема производства легковых автомобилей. Выпуск автомобилей иностранных брендов составил 280,1 тыс. шт. (47,3% объема 2008 года), или 46,9% общего объема производства легковых автомобилей, в том числе предприятиями, работающими в режиме "промышленной сборки", - 192,2 тыс. шт. (51,1% объема 2008 г.). Общий объем отгруженной в 2009 году продукции легкового автомобилестроения составил 227,0 млрд. руб. (59,2% объема 2008 г.). Производство грузовых автомобилей в 2009 году составило 91,4 тыс. шт. (35,7% объема 2008 г.). Грузовых автомобилей иностранных моделей в 2009 г. изготовлено 7,4 тыс. шт. (40,6% объема 2008 г.), что составляет 8,1% общего производства грузовых автомобилей. Общий объем отгруженной в 2009 году продукции грузового автомобилестроения составил 79,6 млрд. руб. (49,8% объема 2008 г.). Автобусов в 2009 г. изготовлено 35,5 тыс. шт. (на 46,3% меньше, чем за 2008 г.), при этом изготовлено 4,5 тыс. шт. автобусов иностранных марок (104,5% к 2008 г.), или 12,7% общего объема производства автобусов. Общий объем отгруженной в 2009 году продукции по автобусам составил 12,6 млрд. руб. (56,6% объема 2008 г.). Общий объем отгрузки продукции собственного производства по предприятиям автомобилестроения (включая производство автомобильных двигателей и компонентов) составил в 2009 году 489,5 млрд. руб. (56% объема 2008 года), в том числе предприятиями, находящимися исключительно в российской собственности, 226,5 млрд. руб., или 46% общего объема отгруженной в 2009 г. продукции. В январе - октябре 2009 года сальдированный финансовый результат по отрасли составил минус 60,8 млрд. руб. (в отличие от суммарной прибыли за аналогичный период 2008 г. - 19,9 млрд. руб.), в том числе: - по производству автомобилей - минус 57057,8 млн. руб. (легковых автомобилей - минус 40559,7 млн. руб., грузовых автомобилей - минус 11843,1 млн. руб., автобусов - минус 251,1 млн. руб.); - по производству двигателей внутреннего сгорания для автомобилей - минус 3033,3 млн. руб.; - по производству частей и принадлежностей автомобилей и их двигателей - минус 3999,9 млн. руб. При этом в налоговую систему России за период январь - октябрь 2009 от предприятий автомобилестроения поступило более 39,8 млрд. руб. налогов и сборов (включая единый социальный налог и платежи во внебюджетные фонды), что составляет около 3% общей суммы поступлений по обрабатывающим отраслям промышленности. Потребности внутреннего рынка автотранспортных средств в 2009 г. были удовлетворены за счет внутреннего производства (отечественных и локализованных иностранных автопроизводителей) по легковым автомобилям на 53,7% (41% в 2008 г.), по грузовым автомобилям на 69,6% (50,6% в 2008 г.), по автобусам на 92% (86,3% 2008 года). Динамика рыночной ситуации по основным сегментам автомобильного производства представлена на рисунках N 1 - 4 (не приводятся). В то же время экспертные оценки перспектив изменения рынка автомобильной техники в России, проведенные с учетом анализа автомобильного парка, уровня обеспеченности населения и транспортного комплекса в целом, свидетельствуют о его тенденциях к значительному росту в долгосрочной перспективе. Восстановление докризисного уровня автомобильного рынка прогнозируется экспертами уже к 2013 - 2014 годам (рис. N 1 - 4). С учетом создания Таможенного союза Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан, предусматривающего право беспошлинного ввоза автомобилей в страны Таможенного союза, у российских производителей, а также у предприятий, функционирующих на территории Российской Федерации в режиме "промышленной сборки", появляется возможность увеличения объема сбыта готовой продукции на авторынках Казахстана и Республики Беларусь. Объем рынка легковых автомобилей Казахстана и Республики Беларусь в 2009 году оценивается в 240 - 250 тыс. автомобилей, основную часть которых составляют подержанные машины. В связи с этим введение Единого таможенного тарифа, а также синхронизация принципов "промышленной сборки" автомобилей позволит существенно повысить уровень конкурентоспособности лицензионных продуктов, собираемых на предприятиях иностранных производителей в Российской Федерации, и создаст дополнительные возможности для наращивания объемов производства на российских заводах. При этом российские производители смогут в полной мере воспользоваться преимуществами общего рынка с Белоруссией и Казахстаном только при условии приведения налоговых и таможенных условий, действующих в указанных странах, в соответствие с условиями, действующими в Российской Федерации, а также перехода на использование единых технических регламентов. С ростом платежеспособного спроса структура внутренних автомобильных рынков Казахстана и Белоруссии, ввиду вступления в силу Единого таможенного тарифа, будет сдвигаться в сторону потребления новых легковых автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации. Другим направлением, по которому может развиваться взаимодействие указанных стран и Российской Федерации в сфере производства автомобилей, является создание соответствующих интегрированных структур (особенно в сфере грузовых автомобилей), что будет способствовать повышению экономической эффективности автомобилестроительных предприятий, в том числе за счет оптимизации производственных мощностей, унификации модельного ряда и используемых компонентов, расширения сбытовой сети. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА".