ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 30.06.10 1101-Р

Фрагмент документа "ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

IV. Совершенствование разграничения полномочий
        и организация деятельности публично-правовых образований
     
     Наряду   с   обеспечением   долгосрочной   сбалансированности   и
устойчивости  бюджетной  системы  Российской  Федерации для реализации
целей и задач Программы необходимо четкое определение полномочий (прав
и   ответственности)   и   принципов   деятельности  публично-правовых
образований  (Российской  Федерации,  субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований).
     Это  является  необходимым  условием  для устранения дублирования
функций  и  полномочий  между публично-правовыми образованиями и между
органами  государственной власти (органами местного самоуправления) на
уровне  одного  публично-правового образования, которое приводит как к
увеличению  бюджетных  расходов, так и к размыванию ответственности за
результаты деятельности.
     Федеральным  законодательством уже закреплены основы деятельности
публично-правовых образований.
     К  ним, в частности, относятся принципы установления и исполнения
расходных  обязательств, организации бюджетного процесса, заключения и
исполнения   государственных   (муниципальных)   контрактов,   правила
размещения  заказов  на  поставки  товаров, выполнение работ, оказание
услуг  для  государственных  (муниципальных)  нужд,  способы  и  формы
оказания    государственных    (муниципальных)    услуг,   организация
государственной (муниципальной) службы.
     В   тех  сферах,  где  органы  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и органы местного самоуправления самостоятельно
определяют  правила своей деятельности, федеральное регулирование, как
правило,  должно определять их общую методологию, направления развития
и основы взаимодействия.
     Дальнейшее  развитие  федерального  законодательства в этой сфере
должно исходить из следующих принципов:
     возможность  для  субъектов  Российской Федерации и муниципальных
образований  и  их  заинтересованность самостоятельно формировать свои
расходные   обязательства   исходя   из   интересов   и   предпочтений
региональных  (местных)  сообществ и общих приоритетов государственной
политики в соответствующих сферах;
     недопустимость  возникновения "необеспеченных мандатов" и решений
федеральных  органов  исполнительной  власти,  влекущих  возникновение
выпадающих доходов;
     объективная,  формализованная  и  прозрачная система межбюджетных
трансфертов;
     наличие  стимулов  для  повышения  эффективности государственного
(муниципального)    управления    и    при    необходимости   санкций,
обеспечивающих  соблюдение  законодательно  установленных требований и
финансовой дисциплины.
     Для реализации указанных принципов, в частности, целесообразно:
     расширить  полномочия  субъектов  Российской  Федерации  в  сфере
социальной   защиты   населения,  в  том  числе  с  учетом  адресности
предоставления социальной помощи;
     перевести  начиная  с  2012  года  финансовое обеспечение милиции
общественной  безопасности  за  счет  средств  федерального  бюджета с
одновременной  передачей  на  уровень  субъектов  Российской Федерации
федеральных  бюджетных  учреждений,  деятельность которых не связана с
выполнением   исключительных  полномочий  Российской  Федерации,  либо
сокращением   межбюджетных   трансфертов  или  расширением  полномочий
субъектов   Российской   Федерации   за   счет   передачи  федеральных
полномочий;
     отказаться  от  неформализованных каналов предоставления бюджетам
субъектов  Российской  Федерации  финансовой поддержки из федерального
бюджета;
     обеспечить  повышение  обусловленности  предоставления финансовой
помощи  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  путем установления
обязательств  не только по повышению качества управления региональными
(муниципальными)  финансами,  но  и  проведения  структурных  реформ и
повышения результативности деятельности;
     осуществить   начиная   с   2012   года   постепенный  переход  к
консолидации субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках
ключевых   направлений   государственной   политики   (государственных
программ)  в  сферах  совместного  ведения  с  установлением условий и
критериев   эффективности   их   предоставления,   ответственности  за
результаты    использования    и    достижение    поставленных   целей
предоставления;
     осуществить  начиная  с  2012 года постепенное сокращение числа и
объема  субвенций  бюджетам  субъектов  Российской  Федерации  за счет
передачи федеральных полномочий с передачей соответствующих финансовых
ресурсов;
     повысить  эффективность  применения  инструментов  воздействия на
бюджетную   политику   субъектов  Российской  Федерации  с  учетом  их
дотационности,  в  том  числе  с  введением при необходимости внешнего
управления;
     проводить  мониторинг  управления государственным (муниципальным)
долгом   на  региональном  и  местном  уровнях  с  учетом  показателей
задолженности  государственных (муниципальных) унитарных предприятий с
целью  предотвращения  рисков возникновения обязательств у бюджетов по
погашению накопленной задолженности;
     предоставлять    межбюджетные    трансферты   с   учетом   оценки
эффективности  деятельности  органов  исполнительной  власти субъектов
Российской Федерации и исполнительных органов местного самоуправления,
в том числе оценки созданных институциональных условий для привлечения
инвесторов в регион и муниципалитет соответственно.
     В  целом  совершенствование  разграничения  расходных  полномочий
предполагается осуществлять в рамках сложившихся пропорций закрепления
доходов   за   бюджетами  бюджетной  системы  Российской  Федерации  с
проведением  "обмена"  расходными обязательствами. При этом необходимо
рассмотреть   вопрос   о   повышении   налоговой  автономии  субъектов
Российской  Федерации и муниципалитетов как предпосылки стабильности и
предсказуемости  доходов  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации и
местных  бюджетов,  а  также  создания условий для более тесной увязки
налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в соответствующие бюджеты, с
объемом,  качеством  и  доступностью  предоставляемых  государственных
(муниципальных)   услуг   (осуществляемых  функций),  а  следовательно
повышения  ответственности  органов  государственной  власти и органов
местного самоуправления за результаты проводимой ими политики.
     Одновременно  планируется  реализовать  принцип администрирования
бюджетных  доходов, согласно которому главные администраторы бюджетных
доходов  (за  исключением  Федеральной  налоговой  службы),  созданные
соответствующими      публично-правовыми     образованиями,     должны
администрировать  только доходы, поступающие в бюджеты соответствующих
публично-правовых   образований,   а  также  повысить  ответственность
Федеральной  налоговой  службы  при  выполнении ею полномочий главного
администратора  доходов  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  и
местных бюджетов.
     Завершение  начатого  в  2000-х  годах  разграничения расходных и
доходных    полномочий,    создание    новых   видов   государственных
(муниципальных)    учреждений    позволяет    поставить    вопрос    о
гражданско-правовой  правоспособности  публично-правовых  образований,
поскольку  в  гражданском  обороте  должна  быть  полная  ясность, кто
действует   от  имени  публично-правового  образования,  а  кто  -  от
собственного  имени.  Участникам гражданского оборота для защиты своих
интересов   необходимо   понимание,   как   и   за   счет  чего  будет
обеспечиваться    ответственность    по    обязательствам,    принятым
публично-правовыми  образованиями,  их  органами  или  созданными  ими
юридическими  лицами.  Это  является  важнейшей предпосылкой повышения
доверия  к  публично-правовым  образованиям  не только как к субъектам
экономической  деятельности,  но  и  как  к  субъектам государственной
(муниципальной) политики.
     При    этом    необходимо    рассмотреть   вопрос   о   наделении
публично-правовых  образований  статусом  юридического лица, а также о
том,  что созданные ими органы управления и казенные учреждения должны
выступать    в    гражданских    правоотношениях   только   от   имени
соответствующего  публично-правового образования. Большинство нынешних
бюджетных  учреждений,  как  и  автономные учреждения, должны получить
возможность действовать от своего имени, иметь собственное имущество и
доходы,   в  том  числе  получая  субсидии  из  бюджетов  на  оказание
государственных (муниципальных) услуг.
     Учитывая  изложенное,  а  также  с  целью повышения эффективности
управления государственной (муниципальной) собственностью предлагается
рассмотреть  вопрос  о целесообразности существования в составе вещных
прав  права  хозяйственного  ведения  и  права оперативного управления
исходя  в  том  числе  из  возможности предоставления государственного
имущества на иных основаниях.
     Кроме  того,  становится  актуальной задача оптимизации структуры
органов  государственной  власти  и  органов местного самоуправления с
целью  централизации  исполнения  специально созданными для этих целей
организациями   таких   функций   (непосредственно   не   связанных  с
государственным  (муниципальным)  управлением),  как поставки товаров,
выполнение  работ и оказание услуг для государственных (муниципальных)
нужд,  обеспечение  органов  государственной власти и органов местного
самоуправления   соответствующими   кадрами,   строительство  объектов
государственной (муниципальной) собственности и т.п.
     Реализация   этого   принципа   в  сфере  управления  финансовыми
ресурсами  на  основе  единого  бюджетного  счета, учета и составления
финансовой   отчетности   доказала   свою   эффективность   и  создает
предпосылки  для  его  распространения  на  другие  сферы деятельности
публично-правового образования.
     Эффективное   решение   обозначенных  в  разделе  задач  позволит
получить  реальное  снижение  бюджетных  расходов  на  государственное
управление и местное самоуправление.
     

Фрагмент документа "ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа