Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ, В КОТОРЫХ ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА".
Надзор за процессуальной деятельностью органов дознания Статья 38. Надзор от имени государства за процессуальной деятельностью органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов уполномочен осуществлять военный прокурор (ст. 37 УПК РФ). Организация надзора имеет целью обеспечение своевременного возбуждения уголовных дел о преступлениях, всестороннее и объективное их расследование, строгое соблюдение органами дознания законности по каждому уголовному делу. Оценка деятельности командира воинской части как органа дознания вышестоящим командиром дается по согласованию с военным прокурором. Статья 39. Военный прокурор при осуществлении надзора на данном направлении деятельности: а) обращает внимание на выполнение органами дознания возложенных на них законом задач по борьбе с правонарушениями, по выявлению и устранению ими обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, предупреждению преступных проявлений; б) принимает меры к тому, чтобы ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности, никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах; чтобы задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался аресту без судебного решения; в) проверяет исполнение органами дознания требований законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, требуя принятия необходимых оперативно-розыскных, розыскных и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших; г) обращает внимание на исполнением органами дознания требований закона о немедленном извещении военного прокурора и руководителя военного следственного органа об обнаружении преступления и соблюдение установленного порядка возбуждения уголовных дел; д) принимает меры к неуклонному соблюдению установленного законом порядка расследования преступлений, процессуальных сроков по уголовным делам, прав участников уголовного судопроизводства и других граждан, правильному применению уголовных и уголовно-процессуальных норм; е) поддерживает постоянную связь и контакты с органами дознания, принимает меры к устранению выявленных в их деятельности нарушений, повышению юридической подготовки дознавателей и органов дознания. Статья 40. В ходе досудебного производства по уголовному делу военный прокурор при осуществлении надзора уполномочен: 1) проверять исполнение органами дознания требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; 2) направлять органу дознания соответствующие материалы для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных военным прокурором нарушений уголовного законодательства; 3) требовать от органов дознания для проверки уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе производства проверки по сообщению о преступлении, неотложных следственных действий, исполнения письменного поручения следователя по расследуемому им уголовному делу, работы по установлению лиц, совершивших преступления; 4) требовать от органов дознания устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе производства следственных и иных процессуальных действий; 5) давать органу дознания и дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий; 6) отменять незаконные и необоснованные постановления органа дознания или дознавателя в порядке, установленном УПК РФ, в том числе постановления о возбуждении уголовных дел; 7) разрешать отводы, заявленные органу дознания - командиру воинской части или дознавателю, а также их самоотводы; 8) отстранять орган дознания - командира воинской части или дознавателя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований УПК РФ при производстве процессуальных действий; 9) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи. Незамедлительному изъятию подлежат уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, в том числе повлекших причинение смерти, тяжкого вреда здоровью; о неочевидных преступлениях, требующих раскрытия; при необходимости обеспечения участия в производстве следственных действий защитника; при необходимости возбуждения перед судом ходатайств в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 и ст. 165 УПК РФ; иные уголовные дела, расследование которых связано с производством сложных следственных действий. Если в силу исключительных обстоятельств (климатические условия и т.п.) незамедлительно изъять у органа дознания уголовные дела указанной категории не представляется возможным, орган дознания - командир воинской части или дознаватель может произвести по ним неотложные следственные действия; 10) координировать совместно с военными следственными органами действия органов дознания и дознавателей при производстве ими следственных действий по уголовным делам, находящимся в производстве военных следственных органов, и проведении оперативно-розыскных, розыскных мероприятий; 11) осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Письменные указания военного прокурора органу дознания и дознавателю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными. Статья 41. Надзор военного прокурора за деятельностью органов дознания и дознавателей осуществляется также путем рассмотрения и разрешения жалоб на действия (бездействие) и решения органа дознания и дознавателя, которые могут быть обжалованы в установленном главой 16 УПК РФ порядке военному прокурору либо в военный суд участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы (ст. 123 УПК РФ). Процессуальная обязанность обеспечивать реализацию права обжалования возлагается на орган дознания - командира воинской части, дознавателя, которые обязаны разъяснять его участникам уголовного судопроизводства, принимать жалобы и в течение 24 часов направлять их со своими пояснениями военному прокурору, осуществляющему надзор за процессуальной деятельностью органов дознания. Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через орган дознания, дознавателя (ч. 2 ст. 125 УПК РФ). Статья 42. Полномочия по надзору за исполнением законов органами дознания военным прокурором реализуются также путем проведения прокурорских проверок исполнения законов органами дознания, ознакомления с материалами и другими данными, в которых могут содержаться сведения о правонарушениях (в довольствующих органах, медицинских учреждениях, военных комендатурах, органах МВД России и др.). Статья 43. С целью предупреждения нарушений закона в процессуальной деятельности органов дознания военный прокурор уполномочен знакомиться с организацией работы по осуществлению уголовного преследования в воинской части, с материалами проверок, служебных разбирательств и уголовных дел, давать рекомендации и указания командирам воинских частей, дознавателям о тактике и методике проведения следственных действий. Работа органов дознания периодически обобщается военным прокурором, а результаты анализа используются для организации учебных мероприятий и постановки перед командованием вопросов об улучшении деятельности органов дознания. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСК, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЙ И ОРГАНОВ, В КОТОРЫХ ЗАКОНОМ ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ СЛУЖБА".