Фрагмент документа "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ.".
Развитие конкуренции в сфере промышленности Промышленный комплекс занимает одно из ведущих мест в экономике города, обеспечивая занятость и доходы значительной части населения, поступления в бюджет составляют около 18% (3-е место после торговли и операций с недвижимостью). Москва является крупным научно-производственным мегаполисом, где сосредоточено более трети научного потенциала России. Общий научно-образовательный и промышленно-инновационный потенциал, включающий интеллектуальные высокопрофессиональные кадры, сосредоточенные в городе Москве, составляет порядка 60% научно-технического потенциала страны. Этот уникальный, не имеющий аналогов в мире потенциал города Москвы способен создавать и осваивать конкурентоспособные научно-технические разработки, отвечающие мировому уровню. Вместе с тем эффективность его использования для обеспечения приоритетов социально-экономического развития города Москвы в настоящее время явно недостаточна. К основным факторам, сдерживающим развитие конкуренции в промышленном секторе экономики Москвы, можно отнести следующие: - сокращение объемов производства из-за недостатка оборотных средств и высокой стоимости коммерческих финансовых ресурсов для их пополнения в условиях кризиса; - высокая доля убыточных организаций в промышленности города, которая в 2009 году превысила 30% по кругу крупных и средних организаций; - низкий удельный вес инновационно-активных организаций промышленности в городе Москве (по обрабатывающим производствам около 13%), что ниже уровня, достигнутого в развитых странах (30% в США); - высокая степень морального и физического износа основных промышленно-производственных фондов и недостаточный уровень инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств; - высокая энергоемкость производимой продукции, превышающая в три - четыре раза аналогичный показатель в странах с развитой экономикой; - неразвитость инновационной инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию научно-технической, образовательной сферы и промышленных предприятий, недостаток внедрения результатов научных исследований и разработок; - дефицит квалифицированных рабочих и специалистов в промышленности; - недостаточное развитие информационной инфраструктуры, не позволяющее производителям изучать потенциальные рынки сбыта, устанавливать контакты с новыми контрагентами, открывать свой бизнес и на равных условиях участвовать в конкурентной борьбе за продвижение товара; - несовершенство нормативно-правового обеспечения размещения государственных заказов, отсутствие действенных механизмов, направленных на стимулирование развития промышленного сектора экономики при размещении государственных заказов для нужд города Москвы; - незавершенность проводимой федеральными органами исполнительной власти реформы технического регулирования, предполагающей определение в технических регламентах исчерпывающих требований со стороны государства к параметрам и характеристикам товаров и услуг; - наличие недобросовестной конкуренции, проявляющееся в наводнении товарного рынка дешевой (и часто контрафактной) продукцией из Китая, Турции, Польши и в соответствующей политике организаций оптово-розничной торговли, препятствующей выводу на рынок продукции московских производителей. Для решения перечисленных проблем необходим системный подход на основе применения программно-целевого метода путем принятия и реализации городских целевых программ, предусматривающих развитие различных секторов экономики города, оказывающих непосредственное влияние на развитие промышленного производства. Начиная с 1998 года одним из основных инструментов реализации в городе Москве промышленной политики является принимаемая Правительством Москвы на среднесрочный период Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве. В результате проводимой Правительством Москвы научно-технической и промышленной политики, направленной на повышение конкурентоспособности промышленных производств и развитие конкуренции: 1. Отработаны механизмы поддержки организаций промышленности. Москва - первый регион, который еще с 2001 года начал частично субсидировать процентную ставку по привлекаемым кредитам коммерческих банков. Развивается и такой инструмент привлечения инвестиций в техническое перевооружение производства, как финансовый лизинг за счет частичного погашения лизинговых платежей. 2. Отлажен механизм работы с убыточными организациями. 3. Обеспечивается проведение научно-технических разработок, предусматриваемых к освоению в промышленном производстве по приоритетным направлениям городского хозяйства: медицина, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, топливо и энергетика, строительство и строительные материалы, производственные технологии и наукоемкие материалы, экология и рациональное природопользование, градостроительство и архитектура, технологии безопасности. 4. Развивается инфраструктура промышленной и инновационной деятельности, связанная с созданием конкурентной среды: - система подготовки и переподготовки кадров; - организация и проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий и поддержка участия в них организаций промышленности и науки; - информационно-имиджевая поддержка промышленной и инновационной деятельности в средствах массовой информации; - городские информационно-коммуникационные ресурсы по промышленности. 5. Создаются условия для выполнения промышленностью социальных функций: обеспечение занятости и доходов работников промышленности, развитие производства медицинской техники и лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей медицинских учреждений и населения, сохранение специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, и обеспечение занятости данной категории граждан в промышленности. 6. Получил развитие территориальный аспект реализации промышленной политики, определены промышленные зоны и специализированные производственные территории (утверждены схемы размещения 209 промышленных зон, в том числе 160 в границах производственных зон и 49 вне границ производственных зон), реализуются проекты реновации территорий промышленных предприятий, создания территорий инновационного развития. 7. Отлажен механизм взаимодействия с органами власти Российской Федерации по поддержке организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных в городе Москве. Опыт в обеспечении развития промышленной деятельности на конкурентной основе и механизмы по стимулированию активности организаций промышленности в конкурентной среде нашли отражение и в новой Комплексной программе промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 161-ПП. |
Фрагмент документа "О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ.".