О ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 27 июля 2010 г. N 643-ПП (ПРМ) В целях обеспечения дальнейшего социально-экономического развития города Москвы, общего улучшения конкурентной среды в городе Москве и инвестиционного климата, создания условий для добросовестной конкуренции посредством формирования механизмов развития конкуренции в городе Москве в целом и в конкретных отраслях городского хозяйства с учетом их особенностей Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Программу развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. (далее - Программа) согласно приложению 1 к настоящему постановлению. 2. Возложить функции координатора Программы на Департамент города Москвы по конкурентной политике. 3. Определить исполнителями Программы, ответственными за отраслевые разделы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, Департамент капитального ремонта жилищного фонда города Москвы, Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы, Департамент транспорта и связи города Москвы, Департамент продовольственных ресурсов города Москвы, Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, Департамент городского строительства города Москвы, Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент здравоохранения города Москвы, Департамент науки и промышленной политики города Москвы, Департамент имущества города Москвы, Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, Департамент территориальных органов исполнительной власти города Москвы, Департамент культуры города Москвы, Департамент образования города Москвы, Департамент физической культуры и спорта города Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Комитет рекламы, информации и оформления города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации города Москвы, Комитет государственных услуг города Москвы, Управление информатизации города Москвы. 4. Установить, что финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на 2010 год и последующие годы по статьям бюджетной классификации по соответствующим направлениям расходов. 5. Органам исполнительной власти города Москвы: 5.1. Осуществлять меры, предусмотренные разделом Программы "Перечень мер по развитию конкуренции, проведение которых является обязательным для всех отраслевых и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, и требования по их реализации". 5.2. Исключить практику наделения государственных унитарных предприятий города Москвы исключительными полномочиями на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при условии возможности выполнения соответствующих заказов другими организациями на рыночных условиях. 6. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы совместно с Московским УФАС России в срок до 1 сентября 2010 г. сформировать совместную Рабочую группу Правительства Москвы и Московского УФАС России по совершенствованию нормативной базы города Москвы и подготовке предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации в области защиты конкуренции. 7. Признать необходимым формирование в городе Москве системы общественного контроля за развитием конкуренции в городе Москве. 8. Утвердить Положение об Общественном совете по развитию конкуренции в городе Москве согласно приложению 2 к настоящему постановлению. 9. Первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы, Департаменту города Москвы по конкурентной политике совместно с Комитетом общественных связей города Москвы во взаимодействии с общественными организациями и представителями бизнес-сообщества в срок до 1 сентября 2010 г. подготовить предложения по формированию Общественного совета по развитию конкуренции в городе Москве. 10. Утвердить требования к доступности информации о конкурентных процедурах и иных конкурентных действиях, раскрываемой органами исполнительной власти города Москвы на официальных сайтах, согласно приложению 3 к настоящему постановлению. 11. Установить, что с 1 сентября 2010 г. проекты целевых и иных программ развития города Москвы (далее - проекты программ) подлежат процедуре общественной оценки на предмет выявления факторов, препятствующих развитию конкуренции. 12. Утвердить Правила проведения процедуры общественной оценки проектов целевых и иных программ развития города Москвы согласно приложению 4 к настоящему постановлению. 13. Департаменту города Москвы по конкурентной политике совместно с Общественным советом по развитию конкуренции в городе Москве в срок до 1 октября 2010 г. разработать и представить на утверждение первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководителю Комплекса экономической политики и развития города Москвы порядок и критерии оценки соответствия подлежащих процедуре общественной оценки проектов программ требованиям развития конкуренции в городе Москве. 14. Департаменту города Москвы по конкурентной политике в рамках своей компетенции осуществлять на постоянной основе координацию и организационно-методическое руководство деятельностью органов исполнительной власти города Москвы в области развития конкуренции в городе Москве, выпуск нормативной и методической документации, регламентирующей действия органов исполнительной власти города Москвы в области развития конкуренции. 15. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 17 января 2006 г. N 33-ПП "О Порядке разработки, утверждения, финансирования и контроля за ходом реализации городских целевых программ в городе Москве" (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 сентября 2006 г. N 744-ПП) согласно приложению 5 к настоящему постановлению. 16. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1480-ПП "О мерах по развитию конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг.", изложив пункт 14 приложения 2 к постановлению в редакции согласно приложению 6 к настоящему постановлению. 17. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Росляка Ю.В. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 27 июля 2010 г. N 643-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 27 июля 2010 года N 643-ПП ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2010-2012 ГГ. Паспорт Программы ---------------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы | Программа развития конкуренции в городе | | | Москве на 2010-2012 гг. | |----------------------------|---------------------------------------------| | Основание для разработки | Программа разработана во исполнение | | Программы | пункта 3 постановления Правительства | | | Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1480-ПП | | | "О мерах по развитию конкуренции в городе | | | Москве на 2010-2012 гг." и в развитие | | | распоряжения Правительства Российской | | | Федерации от 19 мая 2009 г. N 691-р | | | "Об утверждении Программы развития | | | конкуренции в Российской Федерации (вместе | | | с Планом мероприятий по реализации | | | программы развития конкуренции в | | | Российской Федерации на 2009-2012 годы)" | |----------------------------|---------------------------------------------| | Сроки выполнения Программы | 2010-2012 годы | |----------------------------|---------------------------------------------| | Цель Программы | - обеспечение дальнейшего | | | социально-экономического развития города | | | Москвы посредством создания условий для | | | состязательности хозяйствующих субъектов, | | | повышения эффективности и | | | конкурентоспособности экономики города | | | Москвы, модернизации предприятий и | | | создания условий для повышения их | | | конкурентоспособности; | | | - общее улучшение конкурентной среды в | | | городе Москве и инвестиционного климата за | | | счет создания механизмов предотвращения | | | избыточного регулирования, а также | | | улучшения развития транспортной, | | | информационной, финансовой, энергетической | | | инфраструктуры и обеспечения ее | | | доступности для участников рынка; | | | - создание условий для добросовестной | | | конкуренции, открытости рынка города | | | Москвы и противодействия коррупции | |----------------------------|---------------------------------------------| | Источники финансирования | Бюджет города Москвы | | Программы | | |----------------------------|---------------------------------------------| | Основные задачи Программы | Формирование механизмов развития | | | конкуренции в городе Москве в целом и в | | | конкретных отраслях городского хозяйства | | | с учетом их особенностей. | | | Применение данных механизмов в качестве | | | инструмента для достижения задач | | | социально-экономического развития города и | | | отраслей: | | | 1. Повышение информационной прозрачности | | | деятельности органов исполнительной власти | | | и органов местного самоуправления, включая | | | публикацию основных процедур и результатов | | | деятельности. | | | 2. Упрощение начала и ведения | | | предпринимательской деятельности, | | | расширение возможностей для участия | | | индивидуальных предпринимателей и | | | юридических лиц в экономической | | | деятельности и стимулирование такого | | | участия. | | | 3. Сокращение административных барьеров и | | | прямого участия органов исполнительной | | | власти и органов местного самоуправления в | | | хозяйственной деятельности. | | | 4. Организация сбора, анализа и публикации | | | информации о региональных рынках, | | | потребностях в товарах и услугах в целях | | | привлечения новых предпринимателей. | | | 5. Расширение практики заказа социальных | | | (медицинских, образовательных) услуг на | | | основе конкурсных процедур, в том числе | | | путем расширения практики размещения | | | государственных заказов в этих сферах. | | | 6. Развитие инфраструктуры городского | | | хозяйства, в том числе транспортной, | | | энергетической, жилищно-коммунальной, | | | инфраструктуры производственных, торговых | | | объектов и нежилых помещений, потенциально | | | пригодных для ведения бизнеса. | | | 7. Реализация мер развития конкуренции в | | | отдельных отраслях экономики города Москвы | |----------------------------|---------------------------------------------| | Основные мероприятия | Программа состоит из: | | Программы | - общих мероприятий, направленных на | | | улучшение конкурентной среды в городе | | | Москве, проведение которых является | | | обязательным для всех отраслевых и | | | территориальных органов исполнительной | | | власти города Москвы; | | | - мероприятий, направленных на развитие | | | конкурентной среды в отдельных отраслях | | | экономики города Москвы; | | | - мероприятий по формированию нормативной | | | и методической базы в области конкурентной | | | политики в городе Москве и организационных | | | мероприятий по исполнению Программы. | | | Исходя из того, что развитие конкуренции | | | не может происходить в отрыве от | | | мероприятий, направленных на развитие | | | конкретных отраслей городского хозяйства, | | | в целях формирования в городе Москве | | | единых методических подходов к развитию | | | конкуренции и повышения результатов | | | мероприятий, осуществляемых в разных | | | отраслях городского хозяйства, за счет их | | | координации и взаимного дополнения, в | | | Программу включены мероприятия действующих | | | городских целевых программ, имеющие | | | основополагающее значение для развития | | | конкуренции в городе Москве | |----------------------------|---------------------------------------------| | Система организации | Координатор Программы - Департамент города | | управления и контроля | Москвы по конкурентной политике. | | за выполнением Программы | Исполнители Программы - отраслевые и | | | территориальные органы исполнительной | | | власти города Москвы по принадлежности | | | вопросов. | | | Участники Программы - органы | | | исполнительной власти города Москвы, | | | общественные и профсоюзные объединения и | | | организации, представители объединений и | | | организаций бизнес-сообщества, предприятия | | | и организации города Москвы, средства | | | массовой информации. | | | В систему управления реализацией Программы | | | входят следующие рабочие органы: | | | 1. Координатор Программы в лице | | | Департамента города Москвы по конкурентной | | | политике. | | | 2. Рабочая группа Правительства Москвы и | | | Московского УФАС России по | | | совершенствованию нормативной базы города | | | Москвы и подготовке предложений по | | | совершенствованию законодательства | | | Российской Федерации в области защиты | | | конкуренции - совместный коллегиальный | | | орган Правительства Москвы и Московского | | | УФАС России по вопросам разработки | | | стандартов развития конкуренции в городе | | | Москве. | | | 3. Система исполнителей Программы, | | | включающая в свой состав помимо | | | координатора Программы исполнителей по | | | отдельным отраслевым разделам и | | | мероприятиям Программы. | | | Координатор Программы осуществляет функции | | | по технической координации и контролю | | | исполнения Программы, организует | | | выполнение мероприятий организационного, | | | научного и информационного обеспечения | | | реализации Программы. | | | Координатор Программы осуществляет: | | | - координацию деятельности исполнителей | | | Программы и других участников реализации | | | Программы по выполнению мероприятий | | | Программы, формирует проекты ежегодных | | | планов и предложений по приоритетным | | | направлениям и мероприятиям Программы на | | | очередной год; | | | - мониторинг хода реализации Программы, | | | представляет первому заместителю Мэра | | | Москвы в Правительстве Москвы, | | | руководителю Комплекса экономической | | | политики и развития города Москвы отчет о | | | ходе выполнения программных мероприятий за | | | отчетный период. | | | Исполнители Программы представляют | | | координатору Программы отчеты о ходе | | | выполнения программных мероприятий за | | | отчетный период и об ожидаемом выполнении | | | за год. | | | Реализация Программы осуществляется в | | | тесном взаимодействии с Управлением | | | Федеральной антимонопольной службы по | | | Москве, Министерством экономического | | | развития Российской Федерации, | | | общественными и иными негосударственными | | | некоммерческими организациями и | | | бизнес-сообществом | ---------------------------------------------------------------------------- Программа развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (статья 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Свобода конкуренции, за исключением отдельных случаев, определяемых экономической целесообразностью, является основополагающим условием эффективного социально-экономического развития. За последние годы конкуренция в городе Москве в целом развивалась динамично. Департаментом города Москвы по конкурентной политике совместно с Московской торгово-промышленной палатой был проведен опрос свыше 2 тыс. руководителей предприятий и организаций в целях выявления проблемных зон и дополнительных возможностей развития конкуренции в отраслях с учетом потребностей предпринимательского сообщества. Общественная оценка динамики развития конкуренции в городе Москве свидетельствует о значительном возрастании уровня конкуренции во всех отраслях (свыше 70% опрошенных). При этом около 80% считают уровень конкуренции в отрасли очень высоким. Вместе с тем на фоне роста конкуренции, несмотря на предпринимаемые Правительством Москвы меры, также возросло и число случаев недобросовестной конкуренции (65% респондентов). Демпинг, введение в заблуждение потребителей, копирование чужого продукта, незаконное получение и распространение конфиденциальной информации, сговор между юридическими лицами - наиболее распространенные формы недобросовестной конкуренции, отмеченные участниками опроса. Более 90% опрошенных респондентов пользуются информацией, размещаемой на официальных Интернет-сайтах органов исполнительной власти города Москвы, причем 45% обращаются к такой информации каждый день. Наиболее востребованы информация о госзакупках, новости, анонсы мероприятий Правительства Москвы, информация о мерах по предоставлению государственной помощи, продаже и аренде нежилых помещений и т.п. Особое внимание обращается на необходимость предсказуемости и информационной прозрачности действий органов исполнительной власти города Москвы и особенно работе сайтов органов исполнительной власти города Москвы, публикации на них актуальной, полной информации, например, о наличии свободных участков земли и/или помещений, предназначенных для реконструкции, проектов развития территорий (отраслей), о планах госзакупок с заблаговременной (в среднем за полгода до проведения процедур размещения госзаказа) публикацией на официальном сайте. Среди наиболее часто встречающихся предложений можно выделить предложения по: 1. Упрощению начала и ведения предпринимательской деятельности: - сокращение количества и частоты новаций в сфере бухгалтерской и налоговой отчетности, а также установление предельных (не свыше трех лет) сроков хранения такой отчетности; - снижение налоговой нагрузки на предпринимателей; - оказание правовой и консультативной поддержки развитию бизнеса; - внедрение системы онлайн регистрации предприятий, упразднение бумажной волокиты и очередей в регистрирующем органе, введение единой цифровой подписи (для предприятий) для внесения изменений в данные регистрации в режиме реального времени; - внедрение цифровой подписи в качестве полноценного аналога печати предприятия для совершения всех видов сделок. 2. Развитию инфраструктуры городского хозяйства, инфраструктуры производственных, торговых объектов и нежилых помещений, потенциально пригодных для ведения бизнеса, в том числе созданию условий для приобретения нежилых помещений в собственность по реальной цене, минуя спекулянтов-посредников. 3. Совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и усилению гарантий защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц: - изменение административно-карательных отношений контролирующих органов на контрольно-консультативные; - осуществление полномочий контролирующих организаций в соответствии с общедоступными регламентами; - организация контрольной работы таким образом, чтобы предметом контроля были не предприниматели, а их продукция и услуги; - введение системы общественного контроля. 4. Обеспечению равных возможностей получения государственной поддержки. При этом сферы деятельности органов исполнительной власти города Москвы, связанные с предоставлением прав пользования государственным имуществом в том или ином виде (аренда земельных участков, нежилых помещений, предоставление государственной поддержки хозяйствующим субъектам, размещение государственного заказа и т.п.), демонстрировали поступательное развитие конкурентных отношений. Это обусловлено, в первую очередь, необходимостью исполнения соответствующих норм федерального законодательства. Так, в целях совершенствования инструментов развития конкуренции по поддержке малого и среднего предпринимательства принят Закон города Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 "О приватизации государственного имущества города Москвы". Согласно статье 13 установлены предельное значение размера нежилых помещений (до 100 кв. м), на которое распространяется преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемых нежилых помещений, и срок рассрочки платежа за выкупаемое имущество. Постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 2008 г. N 1140-ПП утвержден Перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Передача нежилых помещений, включенных в указанный перечень, осуществляется по результатам проведения конкурсов/аукционов либо в порядке оказания государственной помощи. С учетом требований антимонопольного законодательства доработано положение о государственной имущественной поддержке в виде снижения стоимости аренды за нежилые помещения. Правительством Москвы принято постановление от 9 июня 2009 г. N 533-ПП "Об утверждении Положения об установлении в особом порядке арендной платы за объекты нежилого фонда, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации - города Москвы, составляющие имущественную казну города Москвы". В сфере привлечения инвестиций в экономику города Москвы в ходе сравнительного анализа ситуации в период 2007-2009 гг. просматривается ежегодная тенденция уменьшения количества фактически проведенных конкурентных процедур к запланированному объему, следствием чего является уменьшение объема финансовых средств, привлеченных в бюджет города Москвы в результате инвестиционных торгов. Итоги 2008-2009 гг. выявили несколько основных причин уменьшения количества состоявшихся торгов и низкой заинтересованности потенциальных инвесторов при проведении торгов на право заключения договоров аренды земельных участков. Основные причины, по мнению представителей бизнес-сообщества, следующие: - забюрократизированность процесса предпродажной подготовки объектов, в том числе по причинам: - отсутствия четкого порядка разработки градостроительной документации; - отсутствия структурных подразделений, ответственных за подготовку технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, являющихся необходимыми для расчета стартовой цены и выставления земельного участка на торги; - отсутствия порядка разработки таких технических условий, предварительной работы по расчету предстоящих затрат инвестора на рекультивацию земельного участка для приведения его к состоянию, пригодному для осуществления строительных работ, в то время как получение такой информации необходимо при принятии инвестором решения об участии в торгах; - низкая инвестиционная привлекательность выставляемых на торги объектов в связи с их завышенной стартовой стоимостью и не вызывающим интереса предлагаемым функциональным назначением участка (строительство гостиничных или гаражных комплексов) в совокупности с его местоположением. Решение изложенных проблем возможно при условии выполнения плановых мероприятий, которые должны привлечь потенциальных инвесторов к активному участию в торгах. В целях информационного обеспечения деятельности Правительства Москвы в инвестиционной сфере, своевременного и эффективного информирования жителей, бизнес-сообщества и потенциальных инвесторов об инвестиционных проектах города, а также решения задач упрощения финансового планирования для потенциальных инвесторов и оперативного получения необходимой информации в открытом источнике единого информационного пространства для оценки инвестиционной привлекательности проектов Правительством Москвы принято постановление от 23 июня 2009 г. N 597-ПП "О неотложных мерах по стимулированию инвестиционной и предпринимательской деятельности в городе Москве". В рамках данного постановления Департаментом города Москвы по конкурентной политике ведется работа по созданию Единого информационного инвестиционного портала города Москвы (далее - Инвестиционный портал). С 1 января 2010 г. Инвестиционный портал введен в опытную эксплуатацию по электронному адресу: http://mosinvestportal.ru. При этом конкуренция в отдельных отраслях городского хозяйства развивается неравномерно. Данная особенность прослеживается во взаимосвязи со спецификой развития непосредственно самих отраслей. Так, отрасли городского хозяйства, непосредственно связанные (взаимодействующие) в своей работе с наиболее активной частью предпринимателей - малым бизнесом (Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, Департамент поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы, Департамент продовольственных ресурсов города Москвы, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы и другие), в силу того, что результат их деятельности напрямую зависит от успешности такого взаимодействия, наиболее широко и планомерно используют методы развития конкуренции в качестве одного из средств достижения задач социально-экономического развития отраслей. Вместе с тем органы исполнительной власти города Москвы, взаимодействующие в основном с крупными представителями предпринимательского сообщества, размещающие существенные объемы государственного заказа города Москвы, связанные с развитием инфраструктуры города Москвы, ограничиваются строгим соблюдением требований федерального законодательства о размещении государственного заказа и не используют предоставляемые конкуренцией возможности для стимулирования развития отраслей. Аналогичная ситуация и в отраслях социальной сферы города Москвы, для которых характерно применение различных методов бюджетного финансирования мероприятий (размещение госзаказа, предоставление государственной помощи и т.п.). При этом инструменты развития конкуренции как одно из средств привлечения частных инвестиций применяются мало. В ряде случаев в работе органов исполнительной власти города Москвы присутствует сформировавшаяся в период 90-х годов идеология исключительной ответственности за конкретные отраслевые показатели без учета того, какими методами (конкурентными или нет) они достигнуты. При этом вопросы развития конкуренции воспринимаются автоматически как "досадная необходимость, отвлекающая от конкретной отраслевой работы". Как следствие - формальный подход к данным вопросам. Программа развития конкуренции в городе Москве на 2010-2012 гг. призвана в корне изменить подходы в данном вопросе. Развитие конкуренции на агропродовольственном рынке Развитие конкуренции является одним из обязательных условий обеспечения продовольственной безопасности города Москвы. В рамках исполнения городских целевых программ развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2008-2010 годы и интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города Москвы с сельскохозяйственными товаропроизводителями регионов России на 2007-2009 годы Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы в целях расширения количества поставщиков продовольствия в город Москву по результатам конкурентных процедур проведены 6 отборов организаций, заключено генеральных соглашений и соглашений по поставкам продовольствия в город Москву: на 2008 год соответственно 70 и 21; на 2009 год - 80 и 14; на 2010 год - 86 генеральных соглашений. Совершенствуется инфраструктура проведения конкурентных процедур в городе Москве: 1. Создана нормативно-правовая база для перехода от бюджетного кредитования к субсидированию организаций оптового продовольственного комплекса (далее - ОПК), принимающих участие в мероприятиях по обеспечению продовольственной безопасности города Москвы. 2. К участию в выполнении годовых и сезонных программ поставок продовольствия в город Москву с бюджетной финансовой поддержкой в форме субсидий в 2009 году по итогам отбора привлечено 43 организации. 3. За счет развития конкуренции на оптовом продовольственном рынке города Москвы поставки продовольствия по годовым программам осуществлялись по ценам на 5-7% ниже среднерыночных. В полном объеме обеспечивается потребность Комплекса социальной сферы города Москвы. При этом цена реализации продукции городского заказа в 1,5-2 раза ниже потребительских цен на овощном рынке. В 2008-2009 гг. продолжались работы по развитию и модернизации материально-технической базы оптового продовольственного комплекса. На базе действующих предприятий дополнительно созданы распределительные центры, ориентированные на работу с предприятиями розничной торговли, в том числе магазинами шаговой доступности, аккредитованными магазинами и сетевыми структурами. В результате на предприятиях оптового продовольственного комплекса города Москвы сформирована инфраструктура из распределительных центров, комплексов оптовой торговли продовольствием и оптовых продовольственных рынков, способная обслуживать любой формат предприятий потребительского рынка. Государственно-частное партнерство в рамках программы интеграции позволило создать в субъектах Российской Федерации мощную сельскохозяйственную и производственную базу, обеспеченную современным высокотехнологичным оборудованием, продуктивными породами скота, многофункциональной техникой. Размещение государственного заказа Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы организовано в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Проводится работа по обеспечению информационной поддержки предпринимательства. Введена в промышленную эксплуатацию информационно-аналитическая система оптового продовольственного рынка (ЕГА ИАС ОПР). Системой охвачено 180 крупных и средних предприятий оптового продовольственного рынка (далее - ОПР) и более 1000 предприятий малого бизнеса. Доля охвата оптового оборота продовольствия ЕГА ИАС ОПР в 2009 году составила 71% от общего объема оптового оборота. К системе подключены Департамент экономической политики и развития города Москвы, все префектуры административных округов города Москвы, Государственная инспекция города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Создан портал и сайт www.mosprod.ru Департамента продовольственных ресурсов города Москвы, организована его поддержка, а также взаимодействие со средствами массовой информации, общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями, научной общественностью. Осуществляется публикация актуальной информации: - о заседаниях и решениях Временного координационного совета по финансовому мониторингу организаций оптового продовольственного комплекса по вопросам кредитования организаций в коммерческих банках; - о наличии объемов продовольствия городского резервного продовольственного фонда; - о ресурсной наполняемости оптового продовольственного рынка города Москвы; - о наличии остатков основных видов продовольствия в оптовом продовольственном комплексе по сравнению с минимально допустимым уровнем; - о наличии вакансий на предприятиях оптового продовольственного комплекса города Москвы; - извещений о проведении отбора для предоставления субсидий из бюджета города Москвы; - о предприятиях ОПР города Москвы и их ресурсах в сети Интернет; - о нормативных актах Правительства Москвы, Департамента продовольственных ресурсов города Москвы. Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы проводится работа по стимулированию на конкурентной основе развития товаропроводящих сетей, в том числе структурных логистических звеньев по обеспечению перерабатывающих заводов сельскохозяйственным сырьем и организации сбыта готовой сельскохозяйственной продукции. Организовано проведение отбора организаций пищевой и перерабатывающей промышленности города Москвы для предоставления субсидий из бюджета города Москвы, в том числе за счет средств, получаемых из федерального бюджета, на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2008-2009 гг. на срок до одного года на закупку отечественного сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки. По итогам отбора 2009 года субсидии предоставлены 9 организациям на общую сумму 78,0 млн. руб. Осуществляется расширение практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению, в том числе через рынки и ярмарки "выходного дня" в городах. Организации - исполнители городского заказа реализовывали картофель и овощи горзаказа урожая 2008 года на ярмарках "выходного дня" с января по май 2009 года. Утверждена Городская целевая программа "Комплексная программа обеспечения продовольственной безопасности города Москвы на 2010-2012 годы" (постановление Правительства Москвы от 16 февраля 2010 г. N 131-ПП). Программа предусматривает выполнение ряда приоритетных направлений, одним из которых является развитие конкуренции в сфере агропродовольственного рынка Москвы на период 2010-2012 гг., предусматривающее создание равных условий доступа к ограниченным ресурсам, благоприятной среды для состязательности хозяйствующих субъектов, а также создание саморегулируемых организаций и развитие конкуренции в отрасли. Развитие конкуренции в сфере потребительского рынка и услуг С 1998 года развитие потребительского рынка осуществляется в соответствии с отраслевыми целевыми программами, предусматривающими комплекс мер по созданию условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. В рамках Городской целевой программы развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2007-2009 годы в городе Москве построено 144 крупных торговых объекта за счет средств инвесторов. Наряду с торговыми площадями торговые комплексы включают многозальные кинотеатры, катки, предприятия общественного питания, бытового обслуживания и т.д. Введено в строй 9329 предприятий потребительского рынка и услуг (в том числе 3437 - торговли, 1809 - общественного питания, 4083 - бытового обслуживания), реконструировано 2313 предприятий (в том числе 1161 - торговли, 581 - общественного питания, 571 - бытового обслуживания). К началу 2010 года на тысячу жителей Москвы приходилось: в розничной торговле - 795 кв. м торговой площади, в бытовом обслуживании - 7,6 рабочего места, в общественном питании (общедоступная сеть) - 40,9 посадочного места. В городе Москве активно развиваются отечественные ("Седьмой Континент", "Перекресток", "Пятерочка", "Копейка" и другие) и зарубежные ("Метро Кэш энд Керри", "Ашан", "Media Markt", "ОБИ" и другие) сетевые компании. Их участие в создании современных торговых предприятий позволяет решить проблему обеспечения населения товарами широкого ассортимента и по доступным ценам. На московский потребительский рынок за последние годы стали активно приходить и региональные сети, такие как: ЗАО "Тандер" - магазины "Магнит" (Краснодар), "Карусель" (Санкт-Петербург), ЗАО "Торкас" - магазины "Квартал" и "Виктория" (Калининград) и другие. В городе Москве функционирует порядка трех тысяч предприятий потребительского рынка, входящих в состав сетевых компаний. Ежегодно под патронатом Правительства Москвы проводятся выставочно-ярмарочные мероприятия с участием московских товаропроизводителей, регионов Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья. Большое внимание уделяется поддержке и развитию фирменной торговли предприятий московской промышленности. Общее количество магазинов фирменной торговли московской промышленности продовольственной и непродовольственной сети составляет более 170. В 2009 году активно развивались "ярмарки выходного дня", для их организации выделено 185 площадок, на которых организовано 9,0 тысячи торговых мест. В ярмарках принимают участие промышленные предприятия московской промышленности, предприятия малого и среднего предпринимательства. Повышаются темпы развития сети предприятий бытового обслуживания населения. В последние годы темпы развития сети предприятий бытового обслуживания значительно возросли: если в 2002-2004 гг. было открыто 1249 объектов бытового обслуживания, то в 2005-2007 гг. - 2080, а в 2009 году в городе Москве открыто 1359 объектов. К настоящему времени сеть предприятий бытового обслуживания составляет более 11,0 тыс. объектов. В целях рационального и социально обоснованного размещения предприятий бытового обслуживания населения на территории города Москвы с учетом сложившихся особенностей территориального размещения районов и интересов населения, обеспечения территориальной доступности предприятий по поручению Правительства Москвы Москомархитектурой разработаны дифференцированные расчетные показатели обеспеченности предприятиями бытового обслуживания по административным округам и районам города Москвы. Созданию условий для добросовестной конкуренции будет способствовать организация саморегулируемых организаций в сфере потребительского рынка и услуг. Проводится работа по созданию саморегулируемых организаций на базе профессиональных ассоциаций. Для поддержания прожиточного минимума и покупательской способности малообеспеченных граждан в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 мая 2002 г. N 399-ПП "Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов" создана и успешно функционирует система торгового обслуживания через аккредитованные социальные магазины. В настоящее время Правительством Москвы аккредитовано 622 предприятия торговли для обслуживания лиц льготных категорий, и по результатам проводимого мониторинга цены на товары потребительской корзины в данных магазинах ниже на 15-20% среднегородских по данным Мосгорстата, а лицам льготных категорий (более 450000 граждан) предоставляется 10% скидка. В период 2000-2005 гг. аккредитованным социальным магазинам предоставлялись льготы по арендной плате (в размере 50% от минимальной ставки) и коммунальным платежам (оплата в размере 50%). В 2005 году льготы для аккредитованных магазинов были отменены. Правительством Москвы с 2005 года аккредитованным социальным магазинам предоставляются льготы только по арендной плате на уровне минимальной. Постановлением Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. N 1218-ПП "О дополнительных мерах государственной поддержки организаций и предприятий, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы, на период стабилизации финансовой системы" предусмотрено замораживание ставок арендной платы на уровне 2008 года и установление на 2009 год ставки арендной платы в размере 1000 руб. за 1 кв. в год для всех субъектов малого предпринимательства, что уравняло их с аккредитованными социальными магазинами. Органами власти города Москвы реализуется комплекс мероприятий по развитию системы товарообеспечения и логистики, который должен способствовать оптимизации каналов поступления продовольственных и непродовольственных товаров в розничную торговлю, особенно социальные магазины и магазины шаговой доступности. Прорабатываются вопросы развития системы логистических распределительных центров на базе существующих оптовых предприятий для централизованного снабжения аккредитованных социальных магазинов и предприятий торговли шаговой доступности товарами "потребительской корзины", а также вопросы организации системы снабжения аккредитованных социальных магазинов и магазинов шаговой доступности на базе мелкооптовых магазинов малого формата. С учетом проведения анализа закупочных цен на товары "потребительской корзины" выработаны условия поставок товаров "потребительской корзины" в аккредитованные социальные магазины и магазины шаговой доступности - разработан проект типового документа поставок, определена стоимость транспортной доставки, финансовая поддержка предприятий (кредитные предложения, отсрочки платежей). В целях рационального развития инфраструктуры предприятий розничной торговли, создания условий по комплексному обслуживанию населения товарами и услугами постановлением Правительства Москвы от 20 января 2009 г. N 25-ПП "О совершенствовании комплексного обслуживания населения в сфере потребительского рынка и услуг в городе Москве" предусмотрены: - разработка схемы размещения объектов потребительского рынка и услуг города Москвы в режиме шаговой (пешеходной) доступности на 2009 - 2011 гг. с учетом их специализации, мощности и предоставления социально значимых услуг населению (в том числе на площадях реконструируемых ЦТП); - подготовка методических указаний по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения сети предприятий потребительского рынка и услуг города Москвы (с учетом их структуры, типов и мощности) для дальнейшего включения их в инструкцию по градостроительному проектированию в городе Москве предприятий розничной торговли; - разработка и ввод в действие новых научно обоснованных дифференцированных нормативов минимальной обеспеченности населения сетью предприятий потребительского рынка и услуг, в том числе социально значимых (по типам предприятий и специализации). Вопросы дальнейшего развития конкуренции нашли отражение в Городской целевой программе развития потребительского рынка и услуг города Москвы на 2010-2012 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2009 г. N 1507-ПП. Развитие конкуренции в сфере малого и среднего предпринимательства Создание конкурентных отношений в экономике города Москвы достигается в том числе посредством реализации мероприятий комплексных целевых программ развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве. В рамках Плана мероприятий Комплексной целевой программы развития и поддержки малого предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20 июня 2006 г. N 420-ПП, проводилась работа по устранению необоснованных административных препятствий для создания новых и развития действующих малых предприятий, оптимизации государственного контроля и надзора за предпринимательской деятельностью, повышению информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о нормах и регламентах деятельности контролирующих, надзорных и правоохранительных органов. Осуществлялся комплекс мероприятий в целях: оказания услуг субъектам малого и среднего предпринимательства по вопросам повышения конкурентоспособности и качества продукции, ежегодной актуализации Реестра конкурентоспособных производственных и инновационных предприятий города Москвы, содействия повышению уровня технической и технологической оснащенности малых и средних предприятий, содействия созданию центров коллективного использования оборудования, трансфера технологий, инженерной подготовки производства, промышленного дизайна, мониторинга уровня технической и технологической оснащенности малых и средних предприятий, поддержки малых и средних предприятий в вопросах внедрения современных методов организации производства и перехода к международным стандартам менеджмента и сертификации, содействия развитию на территории города Москвы конкурентоспособных инновационных и производственных малых предприятий, содействия экспортному продвижению продукции малых и средних предприятий и других. Проводилась работа по продвижению на региональные и международные рынки товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, производимых и создаваемых субъектами малого и среднего предпринимательства с использованием инструментов прямого маркетинга (проведение деловых миссий в регионы Российской Федерации и зарубежные страны с предварительным анализом региональных рынков, выявлением потенциальных интересов в регионах интересантов, проведением презентаций товаров/услуг московских субъектов малого и среднего предпринимательства). Оказывалось содействие в установлении партнерских связей субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере промышленной кооперации и инновационной деятельности (привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы к заключению договоров субподряда, в том числе в области инновационной деятельности и промышленного производства с использованием механизмов субконтрактации, трансфера технологий, организации переговоров всех участников инновационного процесса, подготовки и проведения презентационных сессий, межрегиональных и международных бирж субконтрактов, содействие внедрению современных методов организации производства и переходу к международным стандартам менеджмента и сертификации). Проводилась работа по организации участия субъектов малого и среднего предпринимательства в городских, межрегиональных, международных выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях. Организовывалось проведение маркетинговых исследований международных и региональных рынков товаров и услуг для нужд субъектов малого и среднего предпринимательства города Москвы (проведение сбора данных из первичных источников (опросы) и (или) анализа вторичных данных о состоянии товарных и промышленных рынков регионов Российской Федерации и зарубежных стран, подготовка аналитических обзоров и отчетов). Осуществлялись разработка и продвижение коллективных брендов малых и средних производственных предприятий (комплекс мероприятий по разработке юридической и организационной базы использования коллективных брендов, разработке фирменного стиля, рекламных носителей, защиты от подделок, выведения на рынок и продвижения продукции групп малых и средних предприятий под едиными торговыми марками (коллективными брендами). Также город Москва в определенном нормативными правовыми актами Правительства Москвы порядке предоставляет субсидии организациям, оказывающим поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе в рамках предоставления консультационных и правовых услуг. Постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 г. N 724-ПП утверждена Городская целевая программа развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2010-2012 гг. Развитие конкуренции в сфере здравоохранения, на рынках фармацевтической и медицинской продукции За 2007-2009 гг. в области развития конкуренции достигнуты следующие результаты: проводимые для нужд отрасли "Здравоохранение" конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг осуществляются в соответствии с действующим законодательством, регулирующим порядок размещения государственного заказа; количество проведенных аукционов увеличилось с 289 в 2007 году до 2340 в 2008 году (в том числе аукционов в электронной форме со 123 до 856; за первое полугодие 2009 года по отрасли "Здравоохранение" проведено 1320 аукционов в электронной форме); увеличилось количество заявок, подаваемых на участие в торгах, проводимых Департаментом здравоохранения города Москвы. Департаментом здравоохранения города Москвы осуществляется размещение заказа путем проведения торгов на оказание медицинских услуг (в области уроандрологии, стоматологии и т.д.), что способствует развитию конкуренции в сфере услуг здравоохранения. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 18 декабря 2007 г. N 1093-ПП "О мерах по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан" Департамент здравоохранения города Москвы осуществляет полномочия, переданные субъектам Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий": осуществляет контроль за соответствием качества медицинской помощи установленным стандартам в сфере здравоохранения в учреждениях здравоохранения, расположенных на территории города Москвы, в том числе по осуществлению полномочий по лицензированию фармацевтической деятельности (за исключением деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения). На территории города Москвы розничную реализацию лекарственных средств осуществляет более 5000 организаций. Из общего количества аптечных учреждений - 274 аптечных подразделения ГУП города Москвы "Столичные аптеки" (плюс три складских комплекса). Согласно материалам анализа ФАС России рынка услуг розничной торговли лекарственными средствами, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров по итогам 2007 года в городе Москве не выявлено хозяйствующих субъектов с признаками доминирования, а также не просматривается тенденция монополизации рынка лекарственных средств, изделий медицинского назначения и сопутствующих товаров (доля аптечных учреждений ГУП города Москвы "Столичные аптеки" около 9%). Развитие конкуренции в сфере промышленности Промышленный комплекс занимает одно из ведущих мест в экономике города, обеспечивая занятость и доходы значительной части населения, поступления в бюджет составляют около 18% (3-е место после торговли и операций с недвижимостью). Москва является крупным научно-производственным мегаполисом, где сосредоточено более трети научного потенциала России. Общий научно-образовательный и промышленно-инновационный потенциал, включающий интеллектуальные высокопрофессиональные кадры, сосредоточенные в городе Москве, составляет порядка 60% научно-технического потенциала страны. Этот уникальный, не имеющий аналогов в мире потенциал города Москвы способен создавать и осваивать конкурентоспособные научно-технические разработки, отвечающие мировому уровню. Вместе с тем эффективность его использования для обеспечения приоритетов социально-экономического развития города Москвы в настоящее время явно недостаточна. К основным факторам, сдерживающим развитие конкуренции в промышленном секторе экономики Москвы, можно отнести следующие: - сокращение объемов производства из-за недостатка оборотных средств и высокой стоимости коммерческих финансовых ресурсов для их пополнения в условиях кризиса; - высокая доля убыточных организаций в промышленности города, которая в 2009 году превысила 30% по кругу крупных и средних организаций; - низкий удельный вес инновационно-активных организаций промышленности в городе Москве (по обрабатывающим производствам около 13%), что ниже уровня, достигнутого в развитых странах (30% в США); - высокая степень морального и физического износа основных промышленно-производственных фондов и недостаточный уровень инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств; - высокая энергоемкость производимой продукции, превышающая в три - четыре раза аналогичный показатель в странах с развитой экономикой; - неразвитость инновационной инфраструктуры, обеспечивающей интеграцию научно-технической, образовательной сферы и промышленных предприятий, недостаток внедрения результатов научных исследований и разработок; - дефицит квалифицированных рабочих и специалистов в промышленности; - недостаточное развитие информационной инфраструктуры, не позволяющее производителям изучать потенциальные рынки сбыта, устанавливать контакты с новыми контрагентами, открывать свой бизнес и на равных условиях участвовать в конкурентной борьбе за продвижение товара; - несовершенство нормативно-правового обеспечения размещения государственных заказов, отсутствие действенных механизмов, направленных на стимулирование развития промышленного сектора экономики при размещении государственных заказов для нужд города Москвы; - незавершенность проводимой федеральными органами исполнительной власти реформы технического регулирования, предполагающей определение в технических регламентах исчерпывающих требований со стороны государства к параметрам и характеристикам товаров и услуг; - наличие недобросовестной конкуренции, проявляющееся в наводнении товарного рынка дешевой (и часто контрафактной) продукцией из Китая, Турции, Польши и в соответствующей политике организаций оптово-розничной торговли, препятствующей выводу на рынок продукции московских производителей. Для решения перечисленных проблем необходим системный подход на основе применения программно-целевого метода путем принятия и реализации городских целевых программ, предусматривающих развитие различных секторов экономики города, оказывающих непосредственное влияние на развитие промышленного производства. Начиная с 1998 года одним из основных инструментов реализации в городе Москве промышленной политики является принимаемая Правительством Москвы на среднесрочный период Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве. В результате проводимой Правительством Москвы научно-технической и промышленной политики, направленной на повышение конкурентоспособности промышленных производств и развитие конкуренции: 1. Отработаны механизмы поддержки организаций промышленности. Москва - первый регион, который еще с 2001 года начал частично субсидировать процентную ставку по привлекаемым кредитам коммерческих банков. Развивается и такой инструмент привлечения инвестиций в техническое перевооружение производства, как финансовый лизинг за счет частичного погашения лизинговых платежей. 2. Отлажен механизм работы с убыточными организациями. 3. Обеспечивается проведение научно-технических разработок, предусматриваемых к освоению в промышленном производстве по приоритетным направлениям городского хозяйства: медицина, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, топливо и энергетика, строительство и строительные материалы, производственные технологии и наукоемкие материалы, экология и рациональное природопользование, градостроительство и архитектура, технологии безопасности. 4. Развивается инфраструктура промышленной и инновационной деятельности, связанная с созданием конкурентной среды: - система подготовки и переподготовки кадров; - организация и проведение выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятий и поддержка участия в них организаций промышленности и науки; - информационно-имиджевая поддержка промышленной и инновационной деятельности в средствах массовой информации; - городские информационно-коммуникационные ресурсы по промышленности. 5. Создаются условия для выполнения промышленностью социальных функций: обеспечение занятости и доходов работников промышленности, развитие производства медицинской техники и лекарственных препаратов для удовлетворения потребностей медицинских учреждений и населения, сохранение специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, и обеспечение занятости данной категории граждан в промышленности. 6. Получил развитие территориальный аспект реализации промышленной политики, определены промышленные зоны и специализированные производственные территории (утверждены схемы размещения 209 промышленных зон, в том числе 160 в границах производственных зон и 49 вне границ производственных зон), реализуются проекты реновации территорий промышленных предприятий, создания территорий инновационного развития. 7. Отлажен механизм взаимодействия с органами власти Российской Федерации по поддержке организаций оборонно-промышленного комплекса, расположенных в городе Москве. Опыт в обеспечении развития промышленной деятельности на конкурентной основе и механизмы по стимулированию активности организаций промышленности в конкурентной среде нашли отражение и в новой Комплексной программе промышленной деятельности в городе Москве на 2010-2012, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2010 г. N 161-ПП. Развитие конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства Результаты развития конкуренции в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) города Москвы в 2008-2009 гг. --------------------------------------------------------------------------- |Наименование показателя |2008 г. |2009 г. | |----------------------------------------|---------------|----------------| |Ед. |Ед. |% |Ед. |% | |----------------------------------------|-------|-------|-------|--------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |----------------------------------------|-------|-------|-------|--------| |Всего организаций, предоставляющих |1751 | 100 |1185 | 100 | |услуги в сфере ЖКХ | | | | | |----------------------------------------|-------|-------|-------|--------| |В том числе по видам деятельности: | 252 | 14,39| 343 | 28,95 | |управление многоквартирными домами - | | | | | |всего | | | | | |----------------------------------------|-------|-------|-------|--------| |Из них: | | | | | |- государственной формы собственности | 132 | 52,38| 136 | 39,65 | |----------------------------------------|-------|-------|-------|--------| |- частной формы собственности | 120 | 47,62| 207 | 60,35 | |----------------------------------------|-------|-------|-------|--------| |Содержание и ремонт общего имущества в | 749 | 42,78| 745 | 62,87 | |многоквартирных домах - всего | | | | | |----------------------------------------|-------|-------|-------|--------| |Из них: | | | | | |- государственной формы собственности | 32 | 4,27| 39 | 5,23 | |----------------------------------------|-------|-------|-------|--------| |- частной формы собственности | 717 | 95,73| 709 | 95,17 | --------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------- |Сведения |Количество |% | | |организаций,| | | |ед. | | |-----------------------------------------------------|------------|------| |Всего организаций, предоставляющих услуги в сфере ЖКХ| 1138 | 100 | |в 2010 году | | | |-----------------------------------------------------|------------|------| |В том числе по видам деятельности: | | | |управление многоквартирными домами - всего | 411 | 36,2| |-----------------------------------------------------|------------|------| |Из них: | | | |- государственной формы собственности | 137 | 33,4| |-----------------------------------------------------|------------|------| |- частной формы собственности с долей участия в | 274 | 66,6| |уставном капитале субъектов Российской Федерации и | | | |(или) муниципальных образований не более 25% | | | |-----------------------------------------------------|------------|------| |Содержание и ремонт общего имущества в | 727 | 63,8| |многоквартирных домах - всего | | | |-----------------------------------------------------|------------|------| |Из них: | | | |- государственной формы собственности | 32 | 4,4| |-----------------------------------------------------|------------|------| |- частной формы собственности с долей участия в | 695 | 95,6| |уставном капитале субъектов Российской Федерации и | | | |(или) муниципальных образований не более 25% | | | --------------------------------------------------------------------------- Основные направления развития конкуренции: - стимулирование энергоэффективности, развитие рынка услуг управляющих компаний и энергосервисных компаний, привлечение эффективных частных операторов к управлению региональной коммунальной инфраструктурой; - формирование системы тарифообразования, направленной на привлечение в отрасль частных инвестиций; - переход к долгосрочным методам тарифного регулирования с применением метода доходности инвестированного капитала; - стимулирование снижения издержек организаций коммунального комплекса; - создание условий для привлечения к управлению региональной собственностью частных организаций, в том числе с использованием механизмов применения концессионных соглашений; - обеспечение информационной прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса; - передача городского имущества сферы ЖКХ в аренду частным операторам на основе конкурсных процедур с равным доступом для участников рынка. Развитие конкуренции на рынках финансовых услуг По уровню развития финансовой инфраструктуры город Москва опережает другие регионы Российской Федерации. Сегодня Москва не просто столица и крупнейший город России, где проживает около 7% населения страны, но административный, политический, финансовый, научный и культурный центр, в котором аккумулируются огромные ресурсы со всей страны, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Город Москва производит более 18% ВВП России и входит в число 10 крупнейших городов - центров экономической активности мира. В условиях кризиса город Москва в качестве регионального центра сохранил высокую устойчивость и хорошие перспективы для продолжения роста своего потенциала. В 19-м ежегодном отчете "Обзор европейских городов" город Москва признан лидером в категории "Европейская экспансия: города, которые могут ожидать наибольший приток компаний в ближайшие 5 лет". Несмотря на дестабилизирующее влияние мирового финансового кризиса, по-прежнему сохраняются все предпосылки для развития города Москвы как международного центра финансовых услуг. Город Москва является крупнейшим центром концентрации капитала в Центральной и Восточной Европе. На город Москву приходится 70% финансовых потоков России. Здесь сосредоточена 1/3 сбережений населения страны, что обеспечивает устойчивость банковской системы и создает мощный кредитный капитал. В городе Москве расположено почти 90% штаб-квартир работающих в России зарубежных банков и международных финансовых организаций. Московская международная валютная биржа (ММВБ) - крупнейшая биржа России, СНГ, Центральной и Восточной Европы. На ММВБ и Российскую торговую систему (РТС) приходится около 99% отечественного организованного рынка ценных бумаг. В городе Москве зарегистрирована и действует подавляющая часть отечественных страховых компаний, управляющих компаний, пенсионных и инвестиционных фондов. Банки московского региона занимают лидирующее положение в банковской системе России. На территории города Москвы зарегистрировано более 50% от общего количества кредитных организаций страны. На московские банки приходится более 85% активов всей отечественной банковской системы. Из 30 крупнейших банков в городе Москве зарегистрировано 25. Из 339 кредитных организаций России, имеющих уставный капитал размером свыше 300 млн. руб., 220 действует в Московском регионе, что составляет около 70%. Из 206 банков с иностранным участием в городе Москве зарегистрировано 152 (75%). Правительство Москвы проводит небольшое количество конкурсов среди финансовых организаций. И если при проведении конкурсов на право выполнения функций уполномоченного органа Департамента финансов города Москвы по проверке финансового состояния получателей бюджетных кредитов, обеспечения их целевого использования (2003 год) или конкурса среди кредитных организаций города Москвы на право обслуживания персонифицированных социальных счетов граждан (2004) был определен только один победитель, то уже по конкурсу, проведенному в 2005 году на право размещения временно свободных средств бюджета города Москвы на банковских депозитах, количество победителей было увеличено до трех банков. А в 2009 году - до четырех. При этом на уровне Российской Федерации при размещении временно свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах - 30 победителей; при размещении временно свободных средств Государственной корпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ" на банковских депозитах - 29, а при размещении бюджета Санкт-Петербурга на банковских депозитах - 25 победителей. Вместе с этим недостаточно используется механизм конкуренции среди финансовых организаций при реализации городских программ. Например, в программе "Социальная ипотека" и проекте "Социальная карта москвича" принимают участие по одному банку, при том, что масштабы обеих программ позволяют привлечь к их реализации большее число коммерческих банков. Развитие конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок Основные показатели размещения государственного заказа в городе Москве в плане усиления конкуренции поступательно улучшаются. По итогам 2009 года проведено 59,2 тыс. процедур в форме торгов, запросов котировок и аукционов в электронной форме на общую сумму 369,2 млрд. руб. При этом запросами котировок размещено лишь 4% заказа. Доля контрактов, заключаемых без проведения торгов и запросов котировок, снизилась с 13% в 2008 году до 10%. За указанный период в Единой автоматизированной информационной системе торгов зарегистрировано около 81 тыс. государственных контрактов. Из общего количества проведенных процедур определен поставщик по 56,5 тыс. лотов (более 95%). В целом по городу Москве снижение начальных цен по результатам процедур размещения заказа составило 30,2 млрд. руб. Кроме того, государственными заказчиками была обеспечена дополнительная экономия бюджетных средств за счет заключения контрактов по согласованной цене по результатам несостоявшихся аукционов (2,8 млрд. руб.), а также заключения дополнительных соглашений о снижении цен заключенных контрактов без изменения объемов закупаемой продукции (1,8 млрд. руб.). Таким образом, общее снижение начальных цен увеличилось вдвое и составило около 35 млрд. руб. (свыше 9%). В 1,5 раза увеличилось количество участников торгов, и по итогам текущего года среднее количество поданных заявок на один лот составило 3,3. Доля процедур с единственным участником в 2009 году снизилась в два раза и составила менее 20% от общего количества лотов. Вместе с тем изменение основных экономических показателей снижения цены на торгах при переходе от конкурсов к процедурам открытых аукционов не произошло и не принесло ожидаемых результатов. В 2009 году проведено торгов: - в форме конкурсов - 8,1 тыс. на сумму 56,8 млрд. руб., снижение по лотам, где поставщик определен, составило 11,2%; - в форме аукционов - 15,7 тыс. на сумму 297,3 млрд. руб., снижение по лотам, где поставщик определен, составило 7,5%. Доля аукционов в общем объеме процедур по сумме составила более 80%. В то же время при проведении 3,8 тыс. аукционов в электронной форме на сумму 3,2 млрд. руб. снижение начальных цен составило 21,0%, почти в 3 раза превысив аналогичный показатель открытых аукционов. Таким образом, необходимость перехода на размещение заказов преимущественно путем проведения аукционов в электронной форме как наиболее открытой, конкурентной и экономически эффективной форме размещения заказа не вызывает сомнений. Проведение аукционов в электронной форме исключает возможности согласованных действий недобросовестных участников торгов по поддержанию цены на торгах. В рамках реализации Национального плана по борьбе с коррупцией Правительство Москвы ведет активную работу по совершенствованию системы размещения городского заказа. Создана и успешно эксплуатируется единая система, объединяющая весь комплекс задач от стадии планирования размещения заказов до стадии исполнения контрактов. Система охватывает 6 тыс. государственных заказчиков, обеспечивая проведение более 80 тыс. процедур размещения заказа объемом 900 млрд. руб. ежегодно. Информация обо всех процедурах в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ размещена в официальном печатном издании и на сайте в сети Интернет. В рамках единой городской системы проведено свыше 5 тыс. электронных торгов. При этом государственные заказчики города все активнее используют электронные аукционы в практике своей работы. В текущем году данным способом проведено почти 15% всех торгов. Аукционы в электронной форме продемонстрировали ряд важных преимуществ. Прежде всего, это высокая доступность и эффективность проведения торгов, исключение бумажного документооборота, появление возможности формализованного оперативного контроля, анонимность участников размещения заказа. На Единой электронной торговой площадке города Москвы со своих рабочих мест через сеть Интернет ведут торги поставщики из других субъектов Российской Федерации, средний уровень снижения цены составляет 20% при надлежащем качестве исполнения контрактов (по другим видам процедур снижение около 9%), среднее количество участников 4-5 (по другим видам процедур - 3-4). Более 10% электронных аукционов - это заказы для малого бизнеса, при этом в целом более 60% участников торгов являются субъектами малого предпринимательства. На Единой электронной торговой площадке города Москвы размещают заказы и субъекты Российской Федерации, и муниципальные заказчики в рамках "старой редакции" статьи 41 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, а также коммерческие предприятия. При этом коммерческий сектор провел в системе Московских торгов более 2500 электронных аукционов на сумму свыше 3,79 млрд. руб. Кроме того, активно проводятся торги по реализации имущества. Лоты включают в себя неликвидное и невостребованное имущество крупных промышленных предприятий. На текущий момент объем торгов по реализации имущества превысил 1,5 млрд. руб. В 2009 году проведено аукционов в электронной форме - 3,8 тыс. на сумму 3,2 млрд. руб., снижение начальных цен составило 21,0%. В 2009 году проводился комплекс мероприятий по участию города Москвы в отборе национальных операторов торговых площадок для проведения аукционов в электронной форме для государственных и муниципальных заказчиков России (создание компании - оператора электронных аукционов; создание программно-аппаратного комплекса электронной площадки, отвечающего требованиям конкурсной документации). В соответствии с частью 32 статьи 65 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ и в целях проведения в соответствии с главой 3.1 указанного Федерального закона с 1 июля 2009 г. открытых аукционов в электронной форме распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 755-р ОАО "Единая Электронная Торговая Площадка" было определено оператором для проведения открытых аукционов в электронной форме до момента подведения итогов отбора национальных операторов электронных площадок. 21 ноября 2009 г. Министерством экономического развития Российской Федерации объявлен конкурс по отбору электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме. По результатам рассмотрения предложений о проектах лучшими названы пять электронных торговых площадок, в том числе Единая электронная торговая площадка Правительства Москвы. В 2010 году в сфере размещения государственного заказа необходимо: 1. Продолжение реализации комплекса мер, направленных на расширение конкуренции, обеспечение максимальной экономической эффективности размещения заказа, привлечение добросовестных исполнителей государственного заказа. 2. Повышение ответственности государственных заказчиков, главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) за планирование, размещение и исполнение заказа. 3. Обеспечение применения штрафных санкций за ненадлежащее исполнение государственных контрактов. 4. Продолжение практики привлечения представителей правоохранительных, контролирующих органов в качестве наблюдателей по особо значимым для города торгам. 5. Расширение практики направления по результатам проведения торгов материалов в Московское УФАС России для проверки фактов согласованных действий участников размещения заказа. 6. Осуществление комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности использования существующих информационных ресурсов всех органов исполнительной власти города Москвы при размещении государственного заказа и привлечения инвестиций, а именно: - согласование проектов правовых актов исключительно в Корпоративной информационной системе Правительства Москвы с использованием ЭЦП; - использование возможности проведения видеоконференцсвязи при проведении процедур торгов всей городской системой размещения государственного заказа. Развитие конкуренции в сфере культуры (в том числе в организации и проведении культурно-массовых мероприятий) Одной из основных задач развития конкуренции в городе Москве в сфере культуры является обеспечение социально-культурного развития города Москвы, в первую очередь путем создания благоприятной социальной ситуации, реализации конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации, совершенствования взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти, создания института государственно-частного партнерства в деле развития социально-культурной сферы стимулирования и поддержки творческих инициатив, обеспечения свободы творчества и развития конкуренции в городе Москве. Основные направления работы в сфере культуры: 1. Обеспечение доступности культурных благ для всех массовых групп и слоев общества, включая инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями. 2. Модернизация социально-культурной сферы города Москвы, укрепление материальной инфраструктуры, внедрение современных информационных технологий в деятельность учреждений культуры. 3. Поддержка культурной деятельности различных этнических групп, проживающих в городе Москве. 4. Поддержка в условиях многонационального города Москвы различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества. 5. Сохранение и пропаганда, особенно в молодежной среде, культурного наследия и культурного потенциала города Москвы как основы культурной идентификации и единства российского общества. 6. Поддержка в репрезентативном состоянии уникальных культурно-природных комплексов столицы (парков, музеев-заповедников, музеев-усадеб, зоопарка), сохранение их природной среды, внедрение экологического просвещения в деятельность всех типов учреждений культуры. 7. Развитие межрегиональных и международных культурных связей города Москвы с целью интеграции культуры города в европейское и мировое культурное пространство. 8. Стимулирование и поддержка разнообразных творческих инициатив, защита и обеспечение свободы творчества. 9. Эффективное взаимодействие с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере культуры, искусства, досуга, образования, просвещения. 10. Организация и проведение ряда инновационных проектов: - учреждение стипендий для наиболее одаренных детей, учащихся, студентов; - установление специальных премий для талантливой молодежи в области культуры и искусства; - дальнейшее повышение прозрачности проведения конкурсов на получение субсидий (грантов) среди театральных и музыкальных инновационных проектов и программ в области исполнительских искусств. 11. Поддержка инициатив различных общественных и иных негосударственных некоммерческих организаций: - обеспечение взаимодействия органов государственной власти с различными общественными и творческими организациями; - привлечение общественных творческих организаций к активному участию в реализации программ в сфере культуры и искусства; - формирование инновационных механизмов взаимодействия государственных структур с общественными и иными негосударственными некоммерческими организациями; - организационная поддержка наиболее значимых мероприятий и культурных проектов, подготовленных общественными и творческими организациями; - активизация всех форм работы по патриотическому воспитанию молодежи совместно с ветеранскими организациями; - сотрудничество Департамента культуры города Москвы с Московским городским профессиональным союзом работников культуры. 12. Дальнейшее развитие проекта "Открытая сцена", который проводится в целях создания условий для развития исполнительских искусств, расширения возможностей использования творческого потенциала, поддержки художественных инновационных проектов. Развитие конкуренции в деле реализации театральных инновационных проектов и программ в сфере исполнительских искусств. 13. Повышение информационной прозрачности деятельности органов власти и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности. 14. Сокращение административных барьеров. Основные направления развития конкуренции в сфере культуры: 1. Дальнейшее повышение прозрачности деятельности, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности. Публичная оценка деятельности учреждений культуры. 2. Развитие практики государственного заказа по организации и проведению культурно-массовых мероприятий на основе конкурсных процедур. Развитие конкуренции в сфере физической культуры и спорта Общественные отношения в области физической культуры и спорта характеризуются высокой степенью саморегулирования. В процессе развития российского законодательства, регламентирующего общественные отношения в области физической культуры и спорта, особенно в предшествующее десятилетие, наметилась тенденция по сокращению объема государственного регулирования таких отношений. Исключено лицензирование в области физкультурно-спортивной деятельности. В связи с развитием законодательства о техническом регулировании значительно сокращено количество обязательных требований к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области физической культуры и спорта. Вместе с тем органы государственной власти остаются крупнейшим заказчиком физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в интересах населения как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Наибольший объем физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг в городе Москве по таким направлениям, как подготовка спортивного резерва, проведение физкультурных и спортивных мероприятий, спортивных |