О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ. Постановление. Правительство РФ. 22.05.04 249

Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Необходимость и предпосылки реформирования
                         бюджетного процесса

     В 1990-х - начале  2000-х  годов  в  бюджетной  сфере  Российской
Федерации были проведены крупные структурные реформы.
     В основном  была   решена   задача   обеспечения   финансовой   и
макроэкономической  стабильности.  Принятый в 1998 году и вступивший в
силу с 2000  года  Бюджетный  кодекс  Российской  Федерации  установил
основы бюджетной системы и бюджетного процесса. Были внедрены элементы
среднесрочного  финансового  планирования  с  распределением  ресурсов
"сверху вниз" в рамках жестких бюджетных ограничений. Завершен переход
к  казначейскому   обслуживанию   исполнения   федерального   бюджета.
Упорядочена   система   финансовой   поддержки   субъектов  Российской
Федерации.
     В то   же  время,  несмотря  на  определенные  успехи  в  области
реформирования  бюджетной  системы,  в  России   в   настоящее   время
отсутствуют  включенные  в  бюджетный процесс механизмы среднесрочного
планирования и обеспечения результативности  бюджетных  расходов,  что
проявляется в:
     а) разработке  среднесрочного  финансового  плана   для   каждого
бюджетного  цикла  отдельно,  годовом  периоде  планирования бюджетных
расходов, неопределенности объема и структуры ассигнований, выделяемых
главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств
(далее - администраторы бюджетных средств);
     б) предоставлении   бюджетных  средств  на  основе  корректировки
(индексации) ассигнований прошлых лет в условиях  низкой  формализации
механизмов  перераспределения  бюджетных  ресурсов и отсутствия четких
критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий  в
соответствии с приоритетами государственной политики;
     в) отсутствии четких формулировок целей  и  конечных  результатов
использования бюджетных средств, а также критериев оценки деятельности
администраторов бюджетных средств;
     г) формальном  характере  применяемых методов программно-целевого
планирования (в том числе разработки и реализации федеральных  целевых
программ);
     д) ограниченности полномочий  и,  следовательно,  ответственности
администраторов   бюджетных  средств  при  формировании  и  исполнении
бюджета;
     е) преобладании   внешнего  контроля  за  соответствием  кассовых
расходов плановым показателям при отсутствии  процедур  и  методологии
внутреннего   и   внешнего   контроля   (мониторинга)   обоснованности
планирования и результатов использования бюджетных средств;
     ж) отсутствии  четкого  закрепления  доходов бюджетной системы за
администраторами соответствующих платежей;
     з) отсутствии  системы оценки финансового результата деятельности
органов власти разных уровней и закрепления за определенными  органами
государственной  власти  и  органами местного самоуправления активов и
обязательств соответственно Российской Федерации,  субъекта Российской
Федерации или муниципального образования;
     и) затянутости  и  громоздкости  процедуры  рассмотрения  проекта
бюджета    законодательными   (представительными)   органами   власти,
ориентированной на  технические  детали  в  ущерб  оценке  приоритетов
бюджетной политики и их реализации;
     к) нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между
законодательными (представительными) и исполнительными органами власти
и т.д.
     Таким образом,  сложившиеся  традиции  и  организация  бюджетного
процесса  существенно  ограничивают  возможности  и  институциональные
стимулы    повышения    эффективности    управления   государственными
(муниципальными)    финансами    и     переориентации     деятельности
администраторов   бюджетных   средств   с   освоения   выделенных   им
ассигнований на достижение конечных общественно значимых  и  измеримых
результатов.
     В настоящее  время   складываются   благоприятные   условия   для
ускорения  бюджетной  реформы.  Созданный в 2004 году Стабилизационный
фонд  Российской   Федерации   обеспечивает   повышение   устойчивости
федерального  бюджета  к  негативным  воздействиям внешнеэкономической
конъюнктуры.  В  рамках  реализации  Программы   развития   бюджетного
федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года,  одобренной
постановлением Правительства Российской Федерации от 15  августа  2001
г.  N  584,  заложены  основы принципиально новой системы межбюджетных
отношений,  обеспечивающей четкое разграничение расходных  и  доходных
полномочий   органов   власти   разных  уровней,  а  также  сокращение
обязательств,  установленных федеральными законами для  бюджетов  всех
уровней   без   учета   возможностей   по   их   выполнению  (далее  -
"необеспеченные мандаты"). В соответствии с одобренными Правительством
Российской   Федерации   принципами  начата  подготовка  к  проведению
реструктуризации бюджетного сектора и бюджетных учреждений.

Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа