О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ. Постановление. Правительство РФ. 22.05.04 249

Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Цель и основные направления реформирования
                         бюджетного процесса

     Целью предусмотренного   настоящей   Концепцией    реформирования
бюджетного  процесса  является  создание  условий  и  предпосылок  для
максимально эффективного управления государственными  (муниципальными)
финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.
     Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса
от   "управления  бюджетными  ресурсами  (затратами)"  на  "управление
результатами"   путем   повышения   ответственности    и    расширения
самостоятельности  участников  бюджетного  процесса  и администраторов
бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
     В рамках  концепции  "управления  ресурсами"  бюджет  в  основном
формируется  путем  индексации  сложившихся   расходов   с   детальной
разбивкой  их по статьям бюджетной классификации Российской Федерации.
При соблюдении жестких бюджетных ограничений такой подход обеспечивает
сбалансированность  бюджета и выполнение бюджетных проектировок.  В то
же время ожидаемые результаты бюджетных расходов не обосновываются,  а
управление  бюджетом  сводится главным образом к контролю соответствия
фактических и плановых показателей.
     В рамках  концепции  "управления результатами" бюджет формируется
исходя из целей и планируемых  результатов  государственной  политики.
Бюджетные  ассигнования  имеют  четкую  привязку  к функциям (услугам,
видам деятельности),  при их планировании основное внимание  уделяется
обоснованию   конечных   результатов   в  рамках  бюджетных  программ.
Расширяется  самостоятельность   и   ответственность   администраторов
бюджетных  средств:  устанавливаются  долгосрочные  переходящие лимиты
ассигнований с их ежегодной  корректировкой  в  рамках  среднесрочного
финансового  плана,  формируется  общая сумма ассигнований (глобальный
бюджет) на выполнение определенных  функций  и  программ,  детализация
направлений   использования  которых  осуществляется  администраторами
бюджетных средств,  создаются стимулы  для  оптимизации  использования
ресурсов   (персонала,  оборудования,  помещений  и  т.д.),  приоритет
отдается внутреннему контролю,  ответственность  за  принятие  решений
делегируется  на  нижние  уровни.  Проводится мониторинг и последующий
внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности
администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.
     Ядром новой организации бюджетного процесса должна  стать  широко
применяемая     в    мире    концепция    (модель)    "бюджетирования,
ориентированного на результаты  в  рамках  среднесрочного  финансового
планирования".  Ее  суть  -  распределение  бюджетных  ресурсов  между
администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными
программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных
результатов (предоставления услуг) в  соответствии  со  среднесрочными
приоритетами    социально-экономической    политики   и   в   пределах
прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
     Помимо создания  системы  мониторинга  результативности бюджетных
расходов эта модель предполагает  переход  к  многолетнему  бюджетному
планированию   с   установлением  четких  правил  изменения  объема  и
структуры ассигнований и повышением предсказуемости  объема  ресурсов,
которым  управляют  администраторы  бюджетных средств.  В связи с этим
возникает  необходимость  в  группировке  расходных   обязательств   в
зависимости  от  степени  их  предопределенности и правил планирования
ассигнований на их выполнение.  Процедура  составления  и  утверждения
бюджета  должна  быть  переориентирована на выработку четких расходных
приоритетов и оценку их реализации (что  влечет  за  собой  укрупнение
планируемых   позиций   и   изменение   перечня  и  формата  бюджетных
документов)   с   существенным    расширением    полномочий    органов
исполнительной власти при исполнении бюджета.
     Таким образом,  реформирование бюджетного  процесса  предлагается
осуществить по следующим направлениям:
     а) реформирование бюджетной классификации Российской Федерации  и
бюджетного учета;
     б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;
     в) совершенствование среднесрочного финансового планирования;
     г) совершенствование    и     расширение     сферы     применения
программноцелевых методов бюджетного планирования;
     д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.
     В рамках   первого   направления   предусматривается  приближение
бюджетной   классификации   Российской   Федерации    к    требованиям
международных  стандартов  с  учетом  изменений  структуры  и  функций
федеральных органов исполнительной власти  в  рамках  административной
реформы,  а также введение интегрированного с бюджетной классификацией
плана счетов бюджетного учета,  основанного  на  методе  начислений  и
обеспечивающего учет затрат по функциям и программам.
     Второе и   третье   направления   должны   обеспечить   повышение
надежности  среднесрочного прогнозирования объема ресурсов,  доступных
для администраторов бюджетных  средств  в  рамках  принятых  бюджетных
ограничений и приоритетов государственной политики.
     Четвертое - основное - направление  предполагает  формирование  и
включение   в  бюджетный  процесс  процедуры  оценки  результативности
бюджетных расходов,  поэтапный  переход  от  сметного  планирования  и
финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на
достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.
     Пятое направление    предполагает    совершенствование   процедур
составления и рассмотрения бюджета в  соответствии  с  требованиями  и
условиями среднесрочного бюджетного планирования,  ориентированного на
результаты.
     Как показывает  международный опыт,  для перехода к новой системе
бюджетирования наряду  с  обеспечением  устойчивой  сбалансированности
бюджета    необходимы    глубокие    преобразования    всей    системы
государственного управления. Форсированное ее внедрение может привести
к   ослаблению   финансовой   дисциплины,   снижению  подотчетности  и
прозрачности использования  бюджетных  средств,  росту  управленческих
расходов,   неоправданному  усложнению  бюджетного  администрирования.
Кроме того,  предусмотренные этой системой методы и процедуры  требуют
практической отработки.
     Исходя из этого,  при формировании проектов федерального  бюджета
на  2005  и  2006  год  предлагается провести эксперимент по внедрению
методов бюджетного планирования,  ориентированных  на  результаты,  не
требующий внесения изменений в действующее бюджетное законодательство.
В рамках  данного  эксперимента  предполагается  ежегодно  выделять  в
составе   расходов   федерального   бюджета  ассигнования,  подлежащие
распределению  на  конкурсной  основе  между   федеральными   органами
исполнительной  власти  и  реализуемыми ими программами по результатам
формализованной  оценки  представленных  заявок,  включающих  в   себя
доклады  о  результатах и основных направлениях деятельности,  а также
иные  материалы,  позволяющие   оценить   результативность   бюджетных
расходов  и  качество управления бюджетными средствами.  Первоначально
объем  ассигнований,  распределяемый  в  рамках  эксперимента,   может
составлять  до  300 млн.рублей,  в дальнейшем по мере накопления опыта
применения новых методов бюджетного планирования  и  развития  системы
мониторинга  результативности бюджетных расходов и качества управления
бюджетными средствами его доля в  общем  объеме  федерального  бюджета
может возрастать.
     Предусмотренные настоящей   Концепцией   основные   принципы    и
направления  реформирования  бюджетного  процесса относятся к бюджетам
всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
     На федеральном    уровне    реализацию    Концепции   планируется
осуществлять  в  рамках  плана  мероприятий  Правительства  Российской
Федерации,  основной  позицией  которого  является  разработка проекта
федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации
изменений,     касающихся     регулирования    бюджетного    процесса.
Предполагается,  что указанный федеральный закон вступит в  силу  с  1
января  2006 г.,  создав правовую основу для новой системы организации
бюджетного процесса в  Российской  Федерации  начиная  с  формирования
бюджетов на 2007 год.
     Органам государственной власти субъектов Российской  Федерации  и
органам  местного  самоуправления  рекомендуется утвердить собственные
планы по реализации Концепции.  В целях  поддержки  и  распространения
реформы  бюджетного  процесса  и учитывая опыт функционирования с 2002
года созданного в составе федерального  бюджета  Фонда  реформирования
региональных  финансов,  предлагается  расширить применение механизмов
поддержки отобранных на конкурсной основе региональных и муниципальных
программ  бюджетных  реформ  в  рамках  создаваемого с 2005 года фонда
реформирования региональных и муниципальных финансов.

Фрагмент документа "О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа