ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 Г.. Приказ. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз РФ). 27.06.02 584

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 Г.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. СОВРЕМЕННОЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО
                     И РОЛЬ НАУКИ В ЕГО РАЗВИТИИ

     Современное состояние агропромышленного комплекса характеризуется
продолжением  кризисных  процессов,  происходящих  в  аграрном секторе
страны   с   начала   девяностых   годов.  В  годы  реформ  оставалась
неблагоприятной  макроэкономическая  ситуация,  происходило  ухудшение
межотраслевых  экономических  отношений,  крайне  медленно  и локально
развивались  процессы  интеграции и кооперации, происходило устойчивое
сокращение   и   качественное   ухудшение  основных  фондов  сельского
хозяйства,   снижение   плодородия   почв,  генетического  потенциала,
сокращение   посевных   площадей,   поголовья  продуктивных  животных.
Сельское   хозяйство   не   имело   приоритета   в   бюджетной  сфере.
Законодательные акты без достаточного финансового обеспечения отрасли,
реальных механизмов исполнения и политической воли не срабатывали.
     Удельный  вес  сельского  хозяйства в валовом внутреннем продукте
страны сократился за десятилетие в 2,4 раза, на 37% произошло снижение
валовой продукции сельского хозяйства. Противоречивость происшедших за
90-е  годы  преобразований состояла в провозглашении многоукладности в
аграрном  секторе, что определялось объективной необходимостью, но при
практически    полном    устранении   государства   от   регулирования
экономических  отношений; в переходе к рыночным принципам производства
продукции,  что  предоставило  сельским  товаропроизводителям  свободу
выбора  каналов  и  условий  ее  реализации  и в то же время лишило их
гарантий сбыта и защиты от импорта, привело к вытеснению отечественной
продукции   с   внутреннего   рынка;   во  введении  свободного  рынка
материально-технических ресурсов.
     Однако ориентация государства на мировые цены на энергоносители и
другие  средства  производства,  отказ  от  эффективного регулирования
рынка  и  монополизм  производителей  ресурсов вызвали малоуправляемый
рост   внутренних   цен   на   них,  многократный  диспаритет  цен  на
сельскохозяйственную и промышленную продукцию (услуги), резкое падение
покупательной способности сельских товаропроизводителей. Это послужило
одной   из  главных  причин  разрушения  производственного  потенциала
сельского хозяйства, промышленности и сферы услуг, работающих на АПК.
     В  агропромышленном  комплексе  России  в  настоящее время занято
около   30%   всех  работающих  в  сфере  материального  производства,
сосредоточено  более  четверти основных фондов страны. В ходе реформ в
АПК    происходят    глубокие    социально-экономические    изменения.
Осуществлена   земельная  реформа,  сформирован  многоукладный  сектор
экономики   с   различными  формами  собственности  и  хозяйствования.
Укрепляется   рыночная  инфраструктура,  вырабатываются  новые  методы
организации производства и управления.
     Однако   реформирование   аграрного   сектора  не  сопровождается
повышением  эффективности  производства.  В  связи  с резким снижением
производства   собственных   продуктов  российский  рынок  заполняется
импортными    товарами.   За   годы   реформ   значительно   снизились
производственный потенциал и его материально-техническая база. Сведены
к   минимуму   работы  по  сохранению  и  повышению  плодородия  почв,
мелиорации   земель,  социальному  развитию  и  обустройству  сельских
поселений   и  территорий.  Капитальные  вложения  в  агропромышленный
комплекс  резко  сокращены,  что  ведет  к  его  разрушению и усилению
социальной напряженности в сельской местности.
     Кризисная  ситуация  в  аграрном  секторе  в значительной степени
обусловила  низкую  востребованность  научно-технических  достижений в
производстве,  снизила  влияние  научно-технического  прогресса на его
развитие. Бюджетное финансирование научных учреждений на крайне низком
уровне  привело  к  резкому сокращению численности научных работников,
ослаблению   материально-технической   базы   НИУ,  опытных  хозяйств,
свертыванию  исследований по целому ряду важнейших научных направлений
в  АПК.  Тяжелым  финансовым  бременем  лежат  затраты на коммунальное
хозяйство и социальные объекты. Крайне отрицательно сказывается низкий
уровень   государственного   регулирования   в   сельском   хозяйстве,
характерного  для  всех  государств  с  рыночной  экономикой,  а также
ослабление роли Минсельхоза России в регламентации и координации работ
в области карантина, семеноводства, сортоиспытания.
     В    условиях    острой   кризисной   ситуации,   сложившейся   в
агропромышленном   комплексе,   и   перехода   к   рыночной  экономике
исключительно   большое  значение  имеет  разработка  мер,  реализация
которых  позволит вначале стабилизировать, а затем обеспечить развитие
этой  жизненно  важной для общества сферы производства. Правительством
Российской  Федерации  27  июля 2000 г. одобрены "Основные направления
агропродовольственной  политики  на  2001  -  2010 гг." с целью вывода
аграрной   экономики   из  кризисного  состояния,  увеличения  выпуска
сельскохозяйственной    продукции    и    продовольствия,    повышения
экономической     эффективности     агропромышленного    производства,
социального  обновления сельских поселений. Решение этих сложных задач
должно   осуществляться   на   основе  широкого  привлечения  научного
потенциала,   созданного  в  аграрной  сфере,  использования  новейших
достижений науки в производстве.
     Опыт  стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том,
что  наука, наукоемкие технологии, активная инновационная деятельность
являются   исходной   движущей   силой  всей  хозяйственной  жизни,  и
преимущественный     прирост     сельскохозяйственного    производства
обеспечивается   за  счет  реализации  научно-технических  достижений.
Специфика  и  объективные  трудности  в научном обеспечении АПК России
связаны    с   необычайным   разнообразием   и   сложностью   сельской
демографической  ситуации  в  стране, почвенно-климатических условий в
основных  земледельческих  зонах, а также значительными деформациями в
размещении   производительных   сил,   сельскохозяйственных   культур,
необоснованной  распашкой  сенокосов  и  пастбищ,  резким  сокращением
государственной поддержки АПК.
     Научное  обеспечение  стабилизации  и  развития  АПК  в  рыночных
условиях   -  это  выработка  и  реализация  приоритетных  направлений
исследований   и   повышение   роли   науки,   сохранение  и  развитие
научно-технического       потенциала       страны,      переориентация
агропромышленного производства на инновационный, наукоемкий путь. Роль
науки  в  сложившихся  кризисных  условиях  заключается  в выявлении и
выработке  мер  по  устранению негативных тенденций в функционировании
отрасли,      выработке     государственной     стратегии     развития
агропромышленного  комплекса  и  мер  по активизации аграрной политики
государства, получении результатов научных исследований в соответствии
с  потребностями  производства,  инновационной  деятельности на основе
научно-технических   достижений.  Наука  является  важнейшим  ресурсом
национальной  и  продовольственной  безопасности,  фактором влияния на
технологический уровень развития агропромышленного производства.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ АПК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2010 Г.".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа