О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 25.11.2003). Постановление. Правительство РФ. 27.06.01 483

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 25.11.2003)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                   ее решения программными методами
     
     Русский язык   является   государственным    языком    Российской
Федерации,   средством   межнационального  общения  народов  России  и
государств - участников СНГ,  одним из  шести  официальных  и  рабочих
языков   Организации   Объединенных   Наций,   принадлежит   к   самым
распространенным в мире языкам.  Русский язык  играет  важную  роль  в
обеспечении  консолидации,  единства  и  культурного  развития народов
России,  в  осуществлении  сотрудничества  с  народами  государств   -
участников СНГ и стран Балтии, с мировым сообществом в целом.
     Основой языковой   политики,   включая   политику    в    области
образования,     является    стратегия    сохранения    и    упрочения
сбалансированного    национально-русского    и    русско-национального
двуязычия,  при  котором  обеспечивается  знание  русского  языка  как
государственного  всем  населением  Российской  Федерации,  поощряется
изучение  национальных  языков  населением  ее  республик  и создаются
условия для  гармоничного  взаимодействия  русского  языка  с  другими
языками Российской Федерации.
     Русский язык,  выполняя интеграционную функцию,  является  важным
средством  укрепления  государственности,  обеспечения  культурного  и
хозяйственного развития страны.
     В наши  дни  трудно  не  заметить  снижения культуры речи в языке
художественной  литературы  и  журналистики,  в   средствах   массовой
информации,  в публичных выступлениях, в бытовом общении. Русская речь
страдает от внедрения в нее вульгарных, а иногда и просто непристойных
выражений,  она  засоряется  жаргонными  словами  и  оборотами.  Нормы
литературного языка не соблюдаются,  слова -  паразиты,  неоправданные
иноязычные  заимствования все чаще встречаются в речи ведущих теле - и
радиопередач.
     Обучение русскому    языку   и   литературе   в   образовательных
учреждениях всех типов и видов решающим  образом  влияет  на  реальную
грамотность  населения  и  культуру  речи  общества  в  целом.  Однако
выпускники школ и даже вузов не обладают самыми необходимыми  знаниями
и навыками в орфографии, пунктуации, устной речи.
     Преподаватели русского  языка  и  литературы  в  школах  и  вузах
(особенно    национальных)    ощущают   нехватку   учебно-методической
литературы.  Из-за недостатка средств  не  обеспечивается  необходимый
объем   научно-методической   работы   в   области  русского  языка  и
словесности.  Не  хватает  словарей  и   справочников,   крайне   мало
публикуется  памятников русской письменности и культуры,  произведений
русской  классической  литературы.  Между  тем  в  условиях   нынешней
языковой    ситуации    исключительно    важно   осуществить   издание
академических собраний сочинений  классиков  русской  литературы,  что
поможет  сохранению  и исследованию богатых выразительных возможностей
русского литературного языка.
     Распространение русского   языка   за   рубежом  является  важным
направлением   международной   политики   Российской   Федерации.   Но
современное  положение русского языка в мире,  его функционирование за
пределами России вызывают самую серьезную озабоченность.
     В странах Центральной и Восточной Европы русский язык практически
исключен из учебных программ высших и средних учебных заведений. Резко
сократилось число учителей и преподавателей русского языка, прекратили
свою деятельность  многие  образовательные  центры,  основной  задачей
которых   являлось   оказание  научно-методической  помощи  зарубежным
русистам.  Сокращается число российских  преподавателей,  направляемых
для работы в учебные заведения стран Азии, Африки и Латинской Америки.
Отделения и кафедры русского языка в зарубежных странах практически не
получают  методической  и  материально-технической  помощи  из России.
Число изучающих русский язык в этих странах существенно уменьшилось. В
ряде  государств-участников  СНГ  и  стран  Балтии вытеснение русского
языка из государственных учебных программ  исключает  возможность  его
организованного   изучения.  Свертывание  обучения  на  русском  языке
усиливает социальную напряженность.  Нельзя забывать  о  необходимости
государственной   поддержки   со   стороны  России  стремления  многих
миллионов русских,  проживающих в  государствах  -  участниках  СНГ  и
странах Балтии, сохранить русскую культуру.
     Необходимо также отметить резкое сокращение теле- и  радиовещания
на  русском  языке,  ограничение  информационного,  образовательного и
культурного пространства в  связи  с  вытеснением  русского  языка  из
печатных и электронных средств массовой информации.
     В настоящее  время  в  большинстве   стран   ближнего   зарубежья
использование  русского  языка  как  средства межнационального общения
сохраняется в основном за счет созданной в предшествующие  годы  базы,
которая,   не   имея   внутренней   и  внешней  поддержки,  постепенно
разрушается.
     Качество преподавания   русского   языка   в  зарубежных  учебных
заведениях не всегда отвечает  современным  требованиям.  Существующие
формы   повышения   квалификации   не   обеспечивают   потребности   в
национальных кадрах преподавателей русского языка.
     На территории  России  традиционно  сложившейся  нормой  является
двуязычие и многоязычие,  что служило и  служит  источником  взаимного
обогащения   языков  и  культур.  Государственная  политика  России  в
языковой сфере исходит из основополагающего принципа равноправия  всех
языков  независимо  от  их  правового  статуса,  а также численности и
характера расселения носителей языка.
     В связи  с  этим  чрезвычайно  важно  осознание того,  что будучи
национальным   достоянием   общества   язык   должен   охраняться    и
поддерживаться    государством.    Языковая    политика    как   часть
государственной  политики  должна  быть  направлена   на   обеспечение
оптимального  функционирования  языков  во  всех  сферах общества,  их
дальнейшего развития и взаимодействия.
     Федеральная целевая  программа "Русский язык" на 2002 - 2005 годы
(далее  именуется  -  Программа)  нацелена  на   обновление   языковой
политики, на составление среднесрочных и краткосрочных программ разных
уровней (федеральных, республиканских, местных, межгосударственных).


Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РУССКИЙ ЯЗЫК" НА 2002-2005 ГОДЫ (РЕДАКЦИЯ НА 25.11.2003)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа