РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ. Руководящий документ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 08.02.96 РД 3112199-0199-

Фрагмент документа "РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Специализация подвижного состава по классам опасных грузов
     
     Основным видом     специализированного     подвижного    состава,
применяемого для  перевозок  опасных  грузов,  являются  автомобильные
цистерны.  Они  позволяют  обеспечивать  безопасные  режимы  перевозки
опасных грузов в  жидком  и  газообразном  состоянии.  В  используемых
автоцистернах  поддерживается  необходимое  давление.  Они  отличаются
высокой  степенью  герметичности.  Особые  условия  перевозок  опасных
грузов  предъявляют  специальные  требования к конструкции и оснащению
автомобильных цистерн. Поэтому при проектировании транспортных средств
(цистерн)  следует учитывать требования,  которые касаются материалов,
применяемых для  изготовления  цистерн,  конструктивных  особенностей,
оборудования  для  погрузки-разгрузки  и  испытаний опытных и серийных
образцов.
     Общие требования  к  автоцистернам  (емкостью  не  менее  500  л)
независимо от класса опасного груза содержат следующие положения:
     - материалы,  применяемые для  изготовления  цистерн,  не  должны
поддаваться воздействию опасных веществ,  способствовать их разложению
и не образовывать с ними вредных и опасных соединений;
     - прочностные   характеристики   автоцистерн   должны   учитывать
динамические нагрузки,  возникающие при перевозках,  а также позволять
выдерживать    без   нарушения   герметичности   лобовые   удары   при
дорожно-транспортных происшествиях;
     - крепление цистерн на базовых автомобилях должно быть  надежным,
исключающим  всякую возможность перемещения относительно рамы базового
автомобиля;
     - заправочное   оборудование  цистерн  должно  предохраняться  от
механических  повреждений   и   иметь   надежные   системы   закрытия,
исключающие утечки и проливы перевозимых опасных веществ;
     - дренажные  и  газосбрасывающие  устройства   должны   исключать
возможность выплескивания через них жидких веществ.
     Минимум установленного   на   автомобилях-цистернах  оборудования
включает в себя:  вентиль для заполнения и слива (выпуска) перевозимых
веществ;   вентиль  отбора  паров  перевозимых  веществ;  вентиль  для
выравнивания давления  и  выпуска  (сброса)  паров  из  верхней  части
цистерны;  предохранительный  клапан;  манометр;  устройство  контроля
уровня жидкости.
     Маркировка цистерн,  по  Рекомендациям  Комитета  экспертов  ООН,
должна содержать следующие сведения:  страну-изготовителя  или  марку,
регистрационный номер,  год изготовления, пробное и рабочее давление в
паскалях,  объем  в  литрах,  дату   первоначального   гидравлического
испытания,   шифр   ООН   конструкции   цистерны,  материал  цистерны,
облицовочный материал, дату последнего испытания, наименование и номер
ООН   перевозимого   вещества,  массу  брутто  цистерны,  массу  самой
цистерны.
     Сжатые, сжиженные  (кроме  переохлажденных)  и  растворенные  под
давлением газы перевозят  в  автоцистернах,  конструкции  и  оснащение
которых,  помимо  общих требований,  отвечают специальным требованиям,
имеющим много идентичного с требованиями к объемам, служащим первичной
упаковкой.
     При изготовлении  цистерн  для  грузов  класса 2 не рекомендуется
использовать алюминиевые сплавы ввиду сложности достижения необходимой
герметичности при сварке обечаек большого диаметра. Стальные цистерны,
испытываемые  давлением  свыше  5,9  МПа,  при  сдаче  в  эксплуатацию
проходят обязательный дефектоскопический контроль сварных швов. Расчет
трубопроводов  проводится  по   величине   испытательного   (пробного)
давления.
     Все цистерны  объемом  свыше  2000 л оборудуют предохранительными
клапанами  не  более  двух  на  цистерну.  Цистерны  меньшего   объема
изготавливают   с   предохранительными   пластинами  (мембранами)  или
плавкими элементами одноразового действия.
     В отдельных   случаях   разрешается   применять   цистерны    без
предохранительных  устройств  при соблюдении требований по обеспечению
их  взрывобезопасности  при  интенсивном  нагреве  (будучи   полностью
охваченными   огнем)  в  течение  30  мин.  Предохранительные  клапаны
срабатывают при давлении, равном 0,9 - 1,0 от пробного давления.
     Их пропускная способность определяется из  расчета,  что  площадь
поперечного сечения выбирается не менее 20 кв. см на каждые 30 куб. см
емкости цистерны.
     Сжиженные газы, критическая температура которых равна или выше 70
ёC,  перевозят  в  автомобильных  цистернах,  имеющих   термоизоляцию.
Термоизоляцию   выполняют   в  виде  наружной  обшивки,  имеющей  слой
изоляционных материалов,  например насыпные материалы типа  "аэрогель"
или  "перлит".  Рекомендуется  использовать  вакуумную  или  воздушную
прослойку толщиной около 4 см.
     Сжатые, сжиженные и растворенные под давлением  газы,  обладающие
огнеопасными   свойствами,  перевозят  в  цистернах,  отвечающих  ряду
дополнительных требований. В эту группу газов входят:
     - сжатые  газы:  окись  углерода,  водород,  метан,  водяной газ,
синтетический газ,  бытовой газ, сжатый нефтяной газ (высококалорийный
газ);
     - сжиженные газы:  сжиженный нефтяной газ,  сероводород,  пропан,
циклопропан, пропилен, бутан, изобутан, бутадиен, бутилен, изобутилен,
окись   метила   (диметиловый   эфир),   окись   метила    и    винила
(метиловиниловый эфир),  хлорид метила, хлорид этила, хлорциан, хлорид
винила,  бромид  винила,   монометиламин   (метиламин),   диметиламин,
триметиламин,   моноэтиламин   (этиламин),  окись  этилена,  метиловый
меркаптан, этан, этилен;
     - переохлажденные сжиженные газы: метан, этан и их смеси, а также
этилен;
     - газы, растворенные под давлением: ацетилен.
     В основном  требования  пожаробезопасности  распространяются   на
различное технологическое оборудование автомобильных цистерн.
     Все отверстия цистерн диаметром свыше 1,5 мм, кроме оборудованных
предохранительными   клапанами,  должны  быть  снабжены  устройствами,
препятствующими проникновению через них перевозимых газов (для случая,
когда   отверстие   необходимо   только  для  залива  опасного  груза,
достаточно применения обратных клапанов).  Уровень заливки  необходимо
контролировать по измерительным приборам,  отличным по своему действию
от прозрачных трубок,  работающих по принципу сообщающихся сосудов,  и
приборов  поплавкового  типа.  Термометры  не должны погружаться в газ
непосредственно  через  отверстие  в   стенке   цистерны.   Необходимо
предусмотреть  дистанционное измерение температуры с выводом показаний
на наружную стенку цистерны или в кабину водителя.
     Транспортное средство  должно иметь сзади по всей ширине цистерны
бампер,  в  достаточной  степени  предохраняющий  от   ударов   сзади.
Расстояние  между  задней  стенкой  цистерны  и  задней частью бампера
должно составлять не  менее  100  мм  (это  расстояние  отмеряется  от
крайней  задней  точки  стенки  цистерны  или от выступающей арматуры,
соприкасающейся с перевозимым веществом).
     Трубопроводы и   вспомогательное  оборудование,  установленные  в
верхней части резервуара, должны быть защищены от повреждений в случае
опрокидывания.  Такая  защитная  конструкция  может быть изготовлена в
форме усиливающих колец,  защитных колпаков, поперечных или продольных
элементов, форма которых должна обеспечить эффективную защиту.
     Трубопроводы выполняют цельнотянутыми или электросварными.
     Применяемые на      цистернах      насосы,      компрессоры     и
счетчики-расходомеры рассчитывают на то же  рабочее  давление,  что  и
цистерны,  и  устанавливают  в  местах,  исключающих  их  механическое
повреждение.  Электроприводы  этих  приборов  имеют   взрывобезопасное
исполнение.
     Двигатель и    выхлопную     трубу     оборудуют     специальными
приспособлениями   или   располагают  таким  образом,  чтобы  избежать
нагревания груза.
     Особое внимание   уделяют   защите   цистерны   от   статического
электричества  при  заливе  и  опорожнении  цистерн.  Для  этой   цели
используют заземлительные устройства на корпусе и арматуре цистерны.
     Автоцистерны, используемые  на  перевозках  легковоспламеняющихся
жидкостей, условно подразделяют на три типа:
     А -  цистерны,  оборудованные  вентиляционным  приспособлением  и
предохранительным клапаном (давление срабатывания клапана не превышает
          4
2,5 x   10   Па)   с  пламяотсекателями  и  по  своей  конструкции  не
предусматривающие герметичного закрытия,  но не допускающие  вытекания
жидкости;
     В - цистерны,  имеющие  предохранительные  клапаны  с   давлением
                          5
срабатывания 1,5   x   10   Па   и   вентиляционное    устройство    с
пламяотсекателями;
     С - герметически закрывающиеся цистерны,  отвечающие требованиям,
предъявляемым  при  перевозке  сжатых,  сжиженных  и  растворенных под
давлением газов.
     В соответствии  с требованиями ДОПОГ при международных перевозках
на  цистернах  делается  надпись,  определяющая,  к  какому  типу  она
относится, например "ДОПОГ, тип А".
     Для легковоспламеняющихся  жидкостей,  давление  пара которых при
                                       5
температуре 50 ёC не превышает 1,1 x 10  Па,  и  в  зимнее  время  для
автомобильного топлива, давление пара которого при температуре   50 ёC
                      5
не превышает  1,5 x 10  Па, рекомендуется применять цистерны всех трех
типов.  Соответственно  для  жидкостей,  давление  пара  которых   при
                                        5
температуре 50 ёC не превышает 1,75 x 10 Па, применяют цистерны типа В
                                                     5
и С, а для жидкостей с давлением пара более 1,75 x 10 Па - тип цистерн
С.
     В последние     годы     в     мировой     практике     перевозок
легковоспламеняющихся   веществ   все  более  широкое  распространение
находят цистерны из стеклопластиков (армированных пластмасс). Основным
преимуществом  этих  цистерн  является  низкая  теплопроводность,  что
значительно повышает безопасность  перевозок.  Кроме  того,  небольшая
удельная   масса  и  повышенная  прочность  стеклопластиков  позволяют
уменьшить собственную  массу  цистерны  и  увеличить  грузоподъемность
транспортного  средства.  Наряду  с  этим  цистерны из стеклопластиков
имеют высокую коррозионную стойкость и применимы для перевозок опасных
грузов классов 5 и 8.  В эксплуатации эти цистерны просты, удобны и не
требуют  для  этих  целей   дополнительных   затрат.   Все   описанные
характеристики  цистерн  из армированных пластмасс делают их одними из
наиболее  перспективных  технических  средств  для  перевозки  опасных
грузов.
     При перевозке   в    цистернах    из    армированных    пластмасс
легковоспламеняющихся  жидкостей  с температурой вспышки не выше 55 ёC
особое внимание уделяют защите цистерн от статического электричества.
     Для этого необходимо соблюдать следующие требования:
     - все металлические части цистерны и  транспортного  средства,  а
также  электропроводящие  покрытия  корпуса  должны  быть электрически
взаимосвязаны;
     - электрическое   сопротивление  между  каждой  электроподводящей
                                     6
частью и шасси не должно превышать 10  Ом;
     - электрическое  сопротивление  разряду  на  землю   поверхностей
цистерны, предназначенных для передвижения  обслуживающего  персонала,
                      8                                    9
не должно превышать 10  Ом, для остальных поверхностей - 10  Ом.
     Соблюдение всех вышеописанных требований  при  проектировании,  а
также  при  эксплуатации  цистерн  из  армированных пластмасс позволит
значительно  повысить  безопасность  перевозок  многих  видов  опасных
грузов.
     Некоторые виды опасных грузов требуют определенных  температурных
режимов перевозки,  например органические перекиси (подкласс 5.2).  На
этих перевозках можно применять автомобили с изотермическими  кузовами
и  автомобили-рефрижераторы  при  условии  соответствия их технических
характеристик  общим   требованиям,   предъявляемым   к   транспортным
средствам,  перевозящим  опасные  грузы,  и  следующим  дополнительным
требованиям:
     - обеспечить  необходимые  температурные  режимы  в течение всего
времени перевозки независимо от температуры окружающей среды;
     - предохранять  кабину  водителя  от  проникновения  в  нее паров
перевозимых веществ;
     - осуществлять контроль температурных режимов из кабины водителя;
     - вентиляция кузова должна не вызывать  нарушения  температурного
режима и не допускать вредных паров в окружающую среду;
     - применяемые   хладоагенты   должны   быть   невоспламеняющимися
(допускается  в  отдельных  случаях  применение  жидких  кислорода или
воздуха);
     - рефрижераторные  установки должны функционировать независимо от
работы двигателя.
     Значительную опасность   представляют   перевозки   радиоактивных
веществ,  что предопределяет  требования  к  специализации  подвижного
состава  автомобильного  транспорта.  Основную  защитную  функцию  при
перевозке  этих  грузов  несут  упаковочные   комплекты,   и   поэтому
специализация   транспортных  средств  требует  применения  следующего
дополнительного оборудования:
     - защитного  свинцового  экрана у переднего борта автомобиля (для
радиационных упаковок III и IV транспортных категорий);
     - поддона из нержавеющей стали или пластика;
     - приспособления для крепления радиационных упаковок;
     - брезента для покрытия кузова;
     - металлического ящика  с  замком  для  перевозки  малогабаритных
радиационных упаковок;
     - аварийного  инструмента,  средств   индивидуальной   защиты   и
ликвидации последствий инцидентов;
     - шести знаков радиационной опасности на подставках;
     - средств пожаротушения (в кузове и кабине автомобиля).
     Защитные экраны изготавливают из свинцовых листов толщиной 5  мм,
обшитых   с   двух  сторон  нержавеющей  сталью.  Экран  целесообразно
располагать на  расстоянии  50  -  70  см  от  кабины  водителя,  а  в
образовавшемся отсеке хранить ящик аварийного комплекта.
     Создание и  широкое  применение  специализированного   подвижного
состава  на  перевозках  опасных  грузов  с  учетом конкретных свойств
перевозимых  веществ  и  условий  эксплуатации  позволит   значительно
повысить эффективность работы автомобильного транспорта и безопасность
перевозочного процесса в данной области  специализированных  перевозок
грузов.
     

Фрагмент документа "РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа