Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ-СЕМИНАРА С РАБОТНИКАМИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ".
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ПРОВЕДЕНИЮ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК, ОФОРМЛЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК (ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ И НЕДОСТАТКИ) Основной упор в решении вопросов повышения эффективности налогового контроля Министерство делает на камеральную проверку, которая является наименее трудозатратной формой налогового контроля по сравнению с выездной налоговой проверкой и не должна уступать ей по степени эффективности, и данными проверками охватываются все 100 процентов налогоплательщиков. Согласно положениям Налогового кодекса при проведении камеральной налоговой проверки налоговым органом могут быть осуществлены все мероприятия налогового контроля, предусмотренные для выездных налоговых проверок, за исключением тех, которые требуют присутствия инспектора непосредственно на проверяемом объекте. Так, при камеральной налоговой проверке могут быть осуществлены следующие мероприятия налогового контроля: истребование у налогоплательщика дополнительных сведений; получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налога; истребование у лиц, связанных с деятельностью проверяемого налогоплательщика, документов, относящихся к деятельности указанного налогоплательщика (встречная проверка); получение пояснений налогоплательщиков; допросы свидетелей; направление запросов в банки о представлении справок по операциям и счетам налогоплательщика и т.д. При этом статья 93 Налогового кодекса не ограничивает права налоговых органов в части количества истребуемых у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) необходимых для проверки документов. В связи с тем, что политика Министерства нацеливает налоговые органы на усиление именно камерального контроля, считаем, что особое внимание следует уделять полноте проведения мероприятий налогового контроля в рамках камеральных проверок, а также использованию в целях подтверждения факта регистрации контрагентов проверяемого налогоплательщика, выявления взаимосвязи между проверяемым налогоплательщиком и его контрагентами для оперативного решения вопросов организации встречных проверок в отношении указанных лиц, а также получения иных сведений базы данных ЕГРН местного уровня, а также при необходимости в целях получения сведений из базы данных ЕГРН регионального и федерального уровня направления запросов в управление МНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации. Особое значение проведение контрольных мероприятий имеет для формирования доказательственной базы. Ведь слабость доказательственной базы - это одна из причин проигрышей в арбитражных судах. В отношении проведения встречных проверок в рамках проведения камеральных налоговых проверок в Регламенте содержится положение, согласно которому встречная проверка может быть проведена как налоговым органом, проводящим камеральную налоговую проверку, так и при необходимости налоговым органом по месту учета лица, связанного с деятельностью проверяемого налогоплательщика. Вместе с тем в настоящее время сложилась практика, когда налоговые органы, находящиеся в различных субъектах Российской Федерации, направляют запросы о проведении встречных проверок крупнейших налогоплательщиков в межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, находящимся в Москве, в то время как сам контрагент находится на территории субъекта Российской Федерации, где находится налоговый орган, направляющий указанный запрос. Такая форма организации проведения встречных проверок не способствует оперативному получению документов, необходимых для проверки, может привести к затягиванию сроков получения необходимых для проведения налоговой проверки документов, а в случае, когда указанные документы необходимы для проведения дальнейших контрольных мероприятий, может привести к невозможности их проведения. Другой причиной проигрышей в судах является несоблюдение процедур проведения камеральных налоговых проверок. В связи с большим количеством поступающих вопросов остановимся на таком виде решения, принимаемом по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, как решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, а точнее на самих мероприятиях, которые могут быть проведены в рамках дополнительных мероприятий. В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля не могут быть проведены те мероприятия налогового контроля, проведение которых Налоговым кодексом предусмотрено только в рамках налоговых проверок. Принятие данного решения может быть обусловлено, в частности, необходимостью проведения мероприятий налогового контроля, которые согласно положению Налогового кодекса могут проводиться вне рамок налоговой проверки (получение пояснений налогоплательщиков, допросы свидетелей, направление запросов в банки о движении средств по счетам налогоплательщика и т.д.), а также непоступлением ответов на запросы о предоставлении сведений (документов), запрошенных в рамках камеральной налоговой проверки, в том числе истребованных при встречных проверках, которые позволят вынести обоснованное решение о привлечении или об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. <...> Заместитель начальника отдела методологии налоговых проверок Департамента организации налогового контроля Министерства РФ по налогам и сборам Н.В. Круглова <...> |
Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ-СЕМИНАРА С РАБОТНИКАМИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ".