Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ-СЕМИНАРА С РАБОТНИКАМИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ".
ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОВМЕСТНЫХ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК <...> МНС России и МВД России была проведена работа по созданию пакета документов, регулирующих вопросы взаимодействия, в том числе приказом МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 утверждена Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок (приказ зарегистрирован Минюстом России 26.02.2004 N 5688, доведен письмом МНС России от 05.03.2004 N 06-4-03/323). Указанная Инструкция регламентирует вопросы организации и проведения совместных проверок. Действующим законодательством о налогах и сборах, как мы уже знаем, предусмотрено разделение полномочий налоговых органов и органов внутренних дел при проведении налоговых проверок. Так, в соответствии со статьями 82 и 101 Налогового кодекса функции налогового контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведения производства по делам о налоговых правонарушениях, относятся к компетенции налоговых органов. Органы внутренних дел не наделены полномочиями по осуществлению предусмотренных Кодексом процедур налогового контроля и взысканию соответствующих налоговых санкций. В связи с этим проверки, проводимые органами внутренних дел, не являются выездными налоговыми проверками. Более того, органы внутренних дел не входят в круг участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ). Выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Налогового кодекса и пунктом 33 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.91 N 1026-1 "О милиции". Основаниями для проведения налоговых проверок с участием органов внутренних дел являются: 1) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений; 2) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля; 3) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей; 4) назначение выездной налоговой проверки на основании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса. При этом хочу остановиться на том, что в соответствии с Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения, которая также утверждена названным выше приказом, материалы направляются: - в случае проведения органом внутренних дел проверки, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с пунктом 25 статьи 11 Закона "О милиции" либо проверки при наличии признаков преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах в соответствии с пунктом 35 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" - в десятидневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки, ревизии; - в случае если указанные действия не проводились - в десятидневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении физического лица орган внутренних дел направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения: - в случае проведения органом внутренних дел проверки, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с пунктом 25 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" либо проверки при наличии признаков преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах в соответствии с пунктом 35 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" - в десятидневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки, ревизии; - в случае если указанные действия не проводились - в десятидневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом к полномочиям налоговых органов. В случаях возбуждения в отношении физического лица уголовного дела, отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения орган внутренних дел уведомляет об этом налоговый орган в десятидневный срок со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении. Как показывает практика, в настоящее время имеются значительные резервы в повышении результативности совместных проверок, в том числе своевременное привлечение сотрудников органов внутренних дел к совместным проверкам для их качественного документирования при выявлении признаков налоговых преступлений, особенно совершенных в особо крупных размерах. Учитывая, что численность подразделений органов внутренних дел значительно меньше численности работников налоговых органов, задействование сотрудников органов внутренних дел для сплошной проверки всех финансово-хозяйственных операций налогоплательщиков представляется невозможным без ущерба для проведения ими других проверок. В связи с этим совместная работа по взаимодействию должна быть нацелена прежде всего на использование всей информации, которой располагают как налоговые органы, так и органы внутренних дел, в особенности оперативной информации, а также выбор объектов (организаций, физических лиц) для совместного проведения проверок, изначально требующих закрепления признаков совершения налоговых преступлений и накопления максимальной доказательственной базы для реализации материалов проверки уголовно-процессуальными методами. Это позволит исключить работу проверяющих сотрудников вслепую, уменьшить трудоемкость, срок проведения проверки, повысить результативность проводимых проверок. Всем известно, что проведению совместных проверок должны предшествовать сбор и обработка информации о налогоплательщике. Именно на этом этапе и нужно начинать взаимодействие налоговых органов и органов внутренних дел с максимальным использованием информационных ресурсов обоих ведомств. Одной из форм эффективной организации проверок является организация одновременно проверок налогоплательщиков и связанных с ними контрагентов и использование при проведении этих проверок встречной информации. Либо, при отсутствии реальной возможности параллельных проверок, целесообразно проводить проверки последовательно в каждой организации, что позволит применять в полном объеме оперативные данные, полученные в результате предыдущих проверок. Как я уже сказала, проведению выездной налоговой проверки должен предшествовать предпроверочный анализ должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел всей имеющейся в налоговом органе и органе внутренних дел информации о налогоплательщике, в том числе данных информационно-аналитического учета налогоплательщика, сведений об уплате им установленных законодательством налогов и сборов, о результатах предыдущих проверок, данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, имеющейся оперативной информации и т.д., которая может быть использована при проведении проверки. При необходимости осуществляются иные предпроверочные мероприятия (сбор недостающей информации о налогоплательщике; получение сведений (информации) от лиц, располагающих информацией (документами) о нем, и лиц, имеющих хозяйственные связи с ним). Кроме того, изучается и анализируется иная полученная в результате контрольной и оперативно-разыскной деятельности информация, которая имеет или может иметь отношение к предмету предстоящей проверки. Исключительно важное значение приобретают вопросы обеспечения налоговых органов необходимой для подготовки и проведения выездных налоговых проверок оперативной информацией о деятельности налогоплательщика, а также обеспечения надлежащей физической защиты проверяющих. Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении. В данном решении указываются только те сотрудники, которые выделены на основании запроса налогового органа для участия в проведении проверки и входящие в состав проверяющей группы, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекаются для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку. Указанные лица не должны подписывать акт выездной налоговой проверки - в этом случае акт в орган внутренних дел не направляется. В случаях назначения выездных налоговых проверок на основании постановления следователя, вынесенного по находящимся в его производстве уголовным делам, в решении о проведении выездной налоговой проверки должны учитываться содержащиеся в постановлении следователя предложения по характеру, сроку и объему проверки и поставленные вопросы. Непосредственно перед началом проверки в целях обеспечения четкой координации действий участников проверяющей группы проводится рабочее совещание, на котором: - обсуждаются результаты проведенной предпроверочной подготовки. На основе данных, полученных в ходе предпроверочных мероприятий, а также особенностей проверяемого налогоплательщика вырабатываются и согласуются основные направления проведения предстоящей проверки, а также определяются конечные методы проверки и взаимодействия членов проверяющей бригады; - составляется аналитическая схема выявления нарушений законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая оперативная информация, формирования доказательственной базы по этим нарушениям, а также вопросы организации и тактики осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих. По результатам проведенной подготовительной работы должностное лицо налогового органа, которому поручено возглавлять проверяющую группу, может составить план (или программу) проведения проверки, включающий в себя примерный перечень вопросов, а также предполагаемый перечень основных мероприятий, осуществляемых в процессе проверки, с указанием конкретных исполнителей. В ходе проверки круг вопросов может быть расширен или сокращен по согласованию с руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, в том числе могут быть включены вопросы, поставленные в постановлении следователя, осуществляющего расследование уголовного дела, как возбужденного до начала проверки, так и в процессе проверки. Несколько слов о действиях проверяющих при проведении выездных налоговых проверок. В случае если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производятся снятие копий с документов и файлов, свидетельствующих о совершении нарушения законодательства о налогах и сборах, истребование недостающих документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, проведение встречных проверок, допросы свидетелей и другие действия. При выявлении проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) и пеней, а также формируются предложения о привлечении к налоговой, уголовной и административной ответственности. В случаях направления материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и финансовым годам (финансовый год соответствует календарному году). При наличии необходимости в ходе проверки исследуются учетные документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде. В случаях когда налогоплательщик воспрепятствует доступу к электронной базе, а также когда имеется информация или есть основания предполагать ведение двойной бухгалтерии, целесообразно произвести выемку системных блоков, содержащих информацию учетных документов налогоплательщика в электронном виде. В указанном случае для участия в проведении действий по осуществлению налогового контроля целесообразно привлекать специалистов в области информационных технологий, в том числе из числа специалистов органов внутренних дел, которым поручается произвести при необходимости доступ к информации, анализ цифровых и тестовых данных, хранящихся в электронном виде, определить даты ввода в компьютер исследуемой информации, изменений содержания документа, восстановить стертые файлы и записи в базах данных, установить авторство, место, способ подготовки информации и т.п. При необходимости изучается состояние компьютера и периферийных устройств. Учетная и иная информация, хранящаяся в электронном виде, может исследоваться как непосредственно на самом компьютере, так и на копиях этой информации, выполненных на бумажных носителях. При исследовании первичных и сводных учетных документов, хранящихся в электронном виде, следует исходить из того, что в соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организация обязана по требованию проверяющих изготовить за свой счет копии таких документов на бумажных носителях. Начальник отдела методологии налоговых проверок Департамента организации налогового контроля Министерства РФ по налогам и сборам Т.Н. Мехова |
Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ-СЕМИНАРА С РАБОТНИКАМИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ".