О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ-СЕМИНАРА С РАБОТНИКАМИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ. Письмо. Управление Министерства РФ по налогам и сборам по г. Москве. 02.09.04 18-10/56976

Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ-СЕМИНАРА С РАБОТНИКАМИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ВОПРОСЫ
              ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ
               ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОВМЕСТНЫХ
               ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК. ПРОБЛЕМНЫЕ
                 ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ
                     ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

     <...>

     МНС  России и МВД России была проведена работа по созданию пакета
документов,  регулирующих вопросы взаимодействия, в том числе приказом
МВД  России  и  МНС  России  от  22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 утверждена
Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых
органов   при   осуществлении   выездных  налоговых  проверок  (приказ
зарегистрирован Минюстом России 26.02.2004 N 5688, доведен письмом МНС
России    от   05.03.2004   N   06-4-03/323).   Указанная   Инструкция
регламентирует вопросы организации и проведения совместных проверок.
     Действующим  законодательством  о  налогах  и  сборах, как мы уже
знаем, предусмотрено разделение полномочий налоговых органов и органов
внутренних дел при проведении налоговых проверок.
     Так,  в  соответствии  со  статьями  82  и 101 Налогового кодекса
функции  налогового  контроля,  в  том  числе  посредством  проведения
налоговых  проверок, а также ведения производства по делам о налоговых
правонарушениях,  относятся  к  компетенции  налоговых органов. Органы
внутренних    дел    не   наделены   полномочиями   по   осуществлению
предусмотренных  Кодексом  процедур  налогового  контроля  и взысканию
соответствующих налоговых санкций. В связи с этим проверки, проводимые
органами внутренних дел, не являются выездными налоговыми проверками.
     Более  того,  органы  внутренних  дел не входят в круг участников
отношений,   регулируемых   законодательством   о   налогах  и  сборах
(Федеральный закон от 30.06.2003 N 86-ФЗ).
     Выездные   налоговые   проверки  проводятся  должностными  лицами
налоговых  органов  с  участием  сотрудников  органов внутренних дел в
соответствии  с  пунктом  1  статьи 36 Налогового кодекса и пунктом 33
статьи  11  Закона  Российской  Федерации  от  18.04.91  N  1026-1  "О
милиции".
     Основаниями  для проведения налоговых проверок с участием органов
внутренних дел являются:
     1)  наличие  у  налогового  органа  данных,  свидетельствующих  о
возможных   нарушениях   налогоплательщиками,   плательщиками  сборов,
налоговыми   агентами   законодательства   о   налогах   и  сборах,  и
необходимости     проверки     указанных     данных     с     участием
специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;
     2)  необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в
качестве  специалистов для участия в проведении конкретных действий по
осуществлению налогового контроля;
     3)  необходимость содействия должностным лицам налогового органа,
проводящим   проверку,   в   случаях  воспрепятствования  их  законной
деятельности,  а  также  обеспечения  мер  безопасности в целях защиты
жизни   и  здоровья  указанных  лиц  при  исполнении  ими  должностных
обязанностей;
     4) назначение выездной налоговой проверки на основании материалов
о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом
внутренних  дел  в  налоговый  орган,  для  принятия  по ним решения в
соответствии с пунктом 2 статьи 36 Налогового кодекса.
     При   этом  хочу  остановиться  на  том,  что  в  соответствии  с
Инструкцией о порядке направления органами внутренних дел материалов в
налоговые  органы  при  выявлении  обстоятельств, требующих совершения
действий,  отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по
ним   решения,  которая  также  утверждена  названным  выше  приказом,
материалы направляются:
     - в  случае  проведения  органом внутренних дел проверки, ревизии
производственной и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии
с  пунктом  25  статьи 11 Закона "О милиции" либо проверки при наличии
признаков  преступления,  связанных  с  нарушением  законодательства о
налогах  и  сборах  в  соответствии  с  пунктом  35  статьи  11 Закона
Российской  Федерации  "О  милиции"  -  в  десятидневный  срок  со дня
подписания соответствующего акта проверки, ревизии;
     - в   случае   если   указанные   действия  не  проводились  -  в
десятидневный   срок   со   дня   выявления  обстоятельств,  требующих
совершения  действий,  отнесенных  Налоговым  кодексом  к  полномочиям
налоговых органов.
     При   выявлении  обстоятельств,  требующих  совершения  действий,
отнесенных  к  полномочиям  налоговых органов, в отношении физического
лица  орган  внутренних  дел  направляет  материалы  в соответствующий
налоговый орган для принятия по ним решения:
     - в  случае  проведения  органом внутренних дел проверки, ревизии
производственной и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии
с  пунктом  25  статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" либо
проверки  при  наличии  признаков преступления, связанных с нарушением
законодательства о налогах и сборах в соответствии с пунктом 35 статьи
11  Закона  Российской Федерации "О милиции" - в десятидневный срок со
дня подписания соответствующего акта проверки, ревизии;
     - в   случае   если   указанные   действия  не  проводились  -  в
десятидневный   срок   со   дня   выявления  обстоятельств,  требующих
совершения  действий,  отнесенных  Налоговым  кодексом  к  полномочиям
налоговых органов.
     В  случаях  возбуждения  в  отношении физического лица уголовного
дела,  отказа  в возбуждении уголовного дела или его прекращения орган
внутренних дел уведомляет об этом налоговый орган в десятидневный срок
со  дня  вынесения  постановления  о  возбуждении  уголовного дела, об
отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении.
     Как  показывает  практика, в настоящее время имеются значительные
резервы  в повышении результативности совместных проверок, в том числе
своевременное   привлечение   сотрудников  органов  внутренних  дел  к
совместным   проверкам   для  их  качественного  документирования  при
выявлении  признаков  налоговых  преступлений,  особенно совершенных в
особо крупных размерах.
     Учитывая,  что  численность  подразделений органов внутренних дел
значительно   меньше   численности   работников   налоговых   органов,
задействование   сотрудников   органов  внутренних  дел  для  сплошной
проверки   всех  финансово-хозяйственных  операций  налогоплательщиков
представляется  невозможным  без  ущерба  для  проведения  ими  других
проверок.
     В  связи  с  этим совместная работа по взаимодействию должна быть
нацелена  прежде  всего  на  использование  всей  информации,  которой
располагают  как  налоговые  органы,  так  и  органы внутренних дел, в
особенности   оперативной   информации,   а   также   выбор   объектов
(организаций,  физических  лиц)  для  совместного проведения проверок,
изначально   требующих   закрепления  признаков  совершения  налоговых
преступлений  и  накопления  максимальной  доказательственной базы для
реализации материалов проверки уголовно-процессуальными методами.
     Это  позволит  исключить  работу проверяющих сотрудников вслепую,
уменьшить    трудоемкость,    срок   проведения   проверки,   повысить
результативность проводимых проверок.
     Всем   известно,   что   проведению  совместных  проверок  должны
предшествовать сбор и обработка информации о налогоплательщике. Именно
на  этом  этапе  и  нужно  начинать взаимодействие налоговых органов и
органов  внутренних  дел  с максимальным использованием информационных
ресурсов обоих ведомств.
     Одной   из   форм   эффективной   организации  проверок  является
организация  одновременно  проверок  налогоплательщиков  и связанных с
ними   контрагентов  и  использование  при  проведении  этих  проверок
встречной   информации.  Либо,  при  отсутствии  реальной  возможности
параллельных     проверок,     целесообразно     проводить    проверки
последовательно  в каждой организации, что позволит применять в полном
объеме   оперативные   данные,   полученные  в  результате  предыдущих
проверок.
     Как  я уже сказала, проведению выездной налоговой проверки должен
предшествовать  предпроверочный  анализ должностными лицами налогового
органа и сотрудниками органа внутренних дел всей имеющейся в налоговом
органе  и  органе внутренних дел информации о налогоплательщике, в том
числе  данных  информационно-аналитического  учета  налогоплательщика,
сведений  об  уплате  им  установленных  законодательством  налогов  и
сборов,   о  результатах  предыдущих  проверок,  данных  бухгалтерской
отчетности  и налоговых деклараций, имеющейся оперативной информации и
т.д., которая может быть использована при проведении проверки.
     При необходимости осуществляются иные предпроверочные мероприятия
(сбор  недостающей  информации о налогоплательщике; получение сведений
(информации)  от лиц, располагающих информацией (документами) о нем, и
лиц, имеющих хозяйственные связи с ним).
     Кроме   того,   изучается   и  анализируется  иная  полученная  в
результате контрольной и оперативно-разыскной деятельности информация,
которая  имеет  или  может  иметь  отношение  к  предмету  предстоящей
проверки.
     Исключительно  важное  значение  приобретают  вопросы обеспечения
налоговых  органов  необходимой  для  подготовки и проведения выездных
налоговых    проверок    оперативной    информацией   о   деятельности
налогоплательщика,  а  также  обеспечения надлежащей физической защиты
проверяющих.
     Основанием  для  проведения  выездной налоговой проверки является
решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее
проведении. В данном решении указываются только те сотрудники, которые
выделены   на  основании  запроса  налогового  органа  для  участия  в
проведении  проверки  и  входящие  в  состав  проверяющей  группы,  за
исключением  сотрудников  органа  внутренних дел, которые привлекаются
для   участия   в  проведении  конкретных  действий  по  осуществлению
налогового  контроля  в  качестве специалистов и (или) для обеспечения
мер  безопасности  в  целях  защиты  жизни  и здоровья должностных лиц
налогового  органа,  проводящих  проверку.  Указанные  лица  не должны
подписывать  акт  выездной  налоговой  проверки  - в этом случае акт в
орган внутренних дел не направляется.
     В  случаях  назначения  выездных  налоговых проверок на основании
постановления   следователя,   вынесенного   по   находящимся   в  его
производстве   уголовным   делам,  в  решении  о  проведении  выездной
налоговой  проверки  должны  учитываться  содержащиеся в постановлении
следователя  предложения  по  характеру,  сроку  и  объему  проверки и
поставленные вопросы.
     Непосредственно перед началом проверки в целях обеспечения четкой
координации  действий участников проверяющей группы проводится рабочее
совещание, на котором:
     - обсуждаются  результаты проведенной предпроверочной подготовки.
На  основе  данных,  полученных  в ходе предпроверочных мероприятий, а
также  особенностей  проверяемого  налогоплательщика  вырабатываются и
согласуются  основные  направления  проведения предстоящей проверки, а
также  определяются  конечные  методы проверки и взаимодействия членов
проверяющей бригады;
     - составляется    аналитическая    схема    выявления   нарушений
законодательства    о   налогах   и   сборах,   по   которым   имеется
соответствующая       оперативная       информация,       формирования
доказательственной   базы   по   этим   нарушениям,  а  также  вопросы
организации  и  тактики  осуществления мер безопасности в целях защиты
жизни и здоровья проверяющих.
     По  результатам  проведенной  подготовительной работы должностное
лицо  налогового  органа,  которому  поручено  возглавлять проверяющую
группу,  может  составить  план  (или  программу) проведения проверки,
включающий  в себя примерный перечень вопросов, а также предполагаемый
перечень  основных  мероприятий, осуществляемых в процессе проверки, с
указанием конкретных исполнителей.
     В ходе проверки круг вопросов может быть расширен или сокращен по
согласованию  с  руководителем  (заместителем руководителя) налогового
органа,  в  том  числе  могут  быть  включены  вопросы, поставленные в
постановлении  следователя,  осуществляющего  расследование уголовного
дела, как возбужденного до начала проверки, так и в процессе проверки.
     Несколько  слов  о  действиях проверяющих при проведении выездных
налоговых проверок.
     В    случае    если   проверкой   установлены   факты   нарушения
законодательства  о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты
необходимые  меры  по  сбору  доказательств.  В  установленном порядке
производятся  снятие  копий с документов и файлов, свидетельствующих о
совершении нарушения законодательства о налогах и сборах, истребование
недостающих  документов,  выемка  документов  и предметов, в том числе
электронных   носителей  информации,  проведение  встречных  проверок,
допросы  свидетелей  и другие действия. При выявлении проверкой фактов
неуплаты   (неполной   уплаты)   сумм  налогов  (сборов)  проверяющими
производится  исчисление  сумм  неуплаченных (не полностью уплаченных)
налогов   (сборов)   и   пеней,  а  также  формируются  предложения  о
привлечении к налоговой, уголовной и административной ответственности.
     В  случаях направления материалов проверки в орган внутренних дел
для  решения  вопроса  о  возбуждении  уголовного  дела  по  признакам
преступлений,   предусмотренных   статьями   198,  199,  199.1,  199.2
Уголовного  кодекса  Российской  Федерации,  производятся расчеты сумм
неуплаченных  налогов  (сборов)  по  их  видам,  налоговым  периодам и
финансовым годам (финансовый год соответствует календарному году).
     При  наличии  необходимости  в  ходе проверки исследуются учетные
документы налогоплательщика, хранящиеся в электронном виде.
     В   случаях  когда  налогоплательщик  воспрепятствует  доступу  к
электронной  базе, а также когда имеется информация или есть основания
предполагать  ведение  двойной  бухгалтерии,  целесообразно произвести
выемку  системных  блоков,  содержащих  информацию  учетных документов
налогоплательщика в электронном виде.
     В   указанном   случае  для  участия  в  проведении  действий  по
осуществлению    налогового    контроля    целесообразно    привлекать
специалистов в области информационных технологий, в том числе из числа
специалистов органов внутренних дел, которым поручается произвести при
необходимости  доступ к информации, анализ цифровых и тестовых данных,
хранящихся  в  электронном  виде,  определить  даты  ввода в компьютер
исследуемой  информации,  изменений содержания документа, восстановить
стертые  файлы  и  записи в базах данных, установить авторство, место,
способ  подготовки  информации  и  т.п.  При  необходимости  изучается
состояние компьютера и периферийных устройств.
     Учетная  и  иная информация, хранящаяся в электронном виде, может
исследоваться как непосредственно на самом компьютере, так и на копиях
этой  информации,  выполненных на бумажных носителях. При исследовании
первичных и сводных учетных документов, хранящихся в электронном виде,
следует  исходить  из  того,  что  в соответствии с пунктом 7 статьи 9
Федерального  закона  от  21.11.96  N  129-ФЗ  "О бухгалтерском учете"
организация  обязана по требованию проверяющих изготовить за свой счет
копии таких документов на бумажных носителях.

Начальник отдела
методологии налоговых проверок
Департамента организации
налогового контроля
Министерства РФ
по налогам и сборам
                                                           Т.Н. Мехова

Фрагмент документа "О НАПРАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛОВ ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ-СЕМИНАРА С РАБОТНИКАМИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа