Фрагмент документа "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. GUIDELINES FOR QUALITY AND/OR ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEMS AUDITING ГОСТ Р ИСО 19011-2003".
6.5. Проведение аудита на месте 6.5.1. Проведение предварительного совещания Предварительное совещание проводят с руководством проверяемой организации или, где это возможно, с теми, кто отвечает за проверяемые подразделения или процессы. Цель предварительного совещания: а) подтверждение плана аудита; б) предоставление краткого обзора плана выполнения аудита; в) подтверждение каналов обмена информацией; г) предоставление возможностей проверяемой организации задать вопросы. ------------------------------------------------------------------ | Практическая помощь - Предварительное совещание | | Как правило, при внутренних аудитах малых предприятий на| |предварительном совещании объявляют о том, что аудит начинается,| |и объясняют характер аудита. | | В других случаях предварительное совещание считают| |официальным и ведут регистрацию присутствующих на нем. В роли| |председателя должен быть руководитель аудиторской группы. На| |совещании необходимо выполнить следующее: | | а) представить участников, включая их роль в аудите; | | б) подтвердить цели, области, критерии аудита; | | в) подтвердить график проведения аудита и другие соглашения| |с проверяемой организацией, связанные с аудитом (даты и время| |заключительного совещания, любые промежуточные совещания| |аудиторской группы и руководства проверяемой организации и| |дальнейшие изменения); | | г) ознакомить с методами и процедурами аудита, включая| |информирование проверяемой организации о том, что свидетельства| |аудита будут основаны на выборках доступных данных и в аудите| |будет присутствовать элемент неопределенности; | | д) подтвердить официальные каналы связи между аудиторской| |группой и проверяемой организацией; | | е) подтвердить язык, используемый при аудите; | | ж) подтвердить, что проверяемая организация будет| |информирована о ходе аудита во время его проведения; | | и) подтвердить, что любые ресурсы и средства, необходимые| |аудиторской группе, будут доступны; | | к) подтвердить обеспечение конфиденциальности; | | л) подтвердить обеспечение безопасности работы, ознакомление| |с процедурами на случай чрезвычайной ситуации и обеспечение| |безопасности для аудиторской группы; | | м) подтвердить наличие, роль и фамилии всех сопровождающих| |лиц; | | н) ознакомить с методами составления отчетов, включая| |классификацию несоответствий; | | о) информировать об условиях, при которых аудит может быть| |прекращен; | | п) информировать о системе рассмотрения апелляций по| |проведению или заключениям по результатам аудита | ------------------------------------------------------------------ 6.5.2. Обмен информацией в ходе аудита В зависимости от сложности аудита может возникнуть необходимость в заключении официального соглашения по обмену информацией в ходе аудита между аудиторской группой и проверяемой организацией. В аудиторской группе периодически проводят обмен информацией, оценивают ход аудита и, при необходимости, перераспределяют обязанности между членами аудиторской группы. Во время аудита руководитель аудиторской группы должен периодически обмениваться информацией о ходе аудита и всех связанных с этим вопросах с проверяемой организацией и заказчиком аудита. Свидетельство, полученное во время аудита, относительно предполагаемого непосредственного и существенного риска (например, связанного с безопасностью, охраной окружающей среды или качеством) должно быть без задержки доведено до сведения проверяемой организации и, если необходимо, заказчика аудита. Информация, выходящая за пределы области аудита, должна также приниматься во внимание и доводиться до сведения руководителя аудиторской группы, чтобы осуществить обмен информацией с проверяемой организацией и заказчиком аудита. Если свидетельство аудита указывает на невыполнимость целей аудита, руководитель аудиторской группы должен доложить проверяемой организации и заказчику о причинах принятия соответствующих мер, включающих корректировку и переутверждение плана аудита, изменение целей или области аудита или прекращение аудита. Любые изменения области аудита, которые могут быть заметными в ходе выполнения аудита, следует анализировать и утверждать должным образом. 6.5.3. Роль и обязанности сопровождающих лиц и наблюдателей Сопровождающие лица и наблюдатели не являются аудиторами, поэтому они не должны оказывать влияния на проведение аудита или вмешиваться в проведение аудита. Сопровождающие лица, назначенные проверяемой организацией, должны оказывать помощь группе, действовать по просьбе руководителя аудиторской группы и выполнять следующие обязанности: а) обеспечение контактов и назначение времени для бесед; б) обеспечение посещений определенных мест производственной площадки или организации; в) обеспечение того, чтобы правила и процедуры по безопасности были известны и соблюдались членами аудиторской группы; г) исполнение роли лиц, свидетельствующих в ходе аудита от имени проверяемой организации; д) предоставление разъяснений или оказание помощи при сборе информации. 6.5.4. Сбор и верификация информации Во время аудита информация, относящаяся к целям аудита, области и критериям аудита, включая информацию, касающуюся взаимодействия между подразделениями, деятельности и процессов, должна быть собрана путем необходимых выборок и верифицирована. Свидетельством аудита может быть только информация, которая может быть верифицирована. Свидетельства аудита должны быть зарегистрированы. Свидетельство аудита основано на выборках подходящих данных. Поэтому имеется элемент неопределенности при проведении аудита, и выводы аудита должны учитывать эту неопределенность. На рисунке 3 приведена блок-схема процесса, начиная от сбора информации до получения заключения по результатам аудита. --------------------------------------- | Источники информации | --------------------------------------- \/ --------------------------------------- |Сбор выборочных данных и верификация | --------------------------------------- \/ Свидетельства аудита --------------------------------------- | Оценка по критериям аудита | --------------------------------------- \/ Выводы аудита --------------------------------------- | Анализ | --------------------------------------- \/ --------------------------------------- | Заключение по результатам аудита | --------------------------------------- Рисунок 3. Блок-схема процесса - от сбора информации до получения заключений по результатам аудита Методы сбора информации включают: - опросы; - наблюдения за деятельностью; - анализ документов. ------------------------------------------------------------------ | Практическая помощь - Источники информации | | Выбранные источники информации зависят от области и| |комплексности аудита и включают в себя: | | а) опросы работников; | | б) наблюдения за деятельностью, окружающей производственной| |средой и условиями работы; | | в) документы (политика, цели, планы, процедуры, стандарты,| |инструкции, лицензии и разрешительные документы, спецификации,| |чертежи, контракты и заказы); | | г) записи (протоколы) проверок, протоколы совещаний, отчеты| |(акты) по аудитам, записи по мониторингу программ и результаты| |измерений; | | д) итоговые данные, показатели анализа и результативности; | | е) информацию по программам выборочного исследования| |проверяемой организации и управлению выборками и процессами| |измерений; | | ж) отчеты, источниками которых могут быть, например,| |обратная связь от потребителей, другая соответствующая| |информация, получаемая извне, оценки поставщиков; | | и) компьютеризованные базы данных и веб-сайты. | | | | Практическая помощь - Проведение опросов | | Опросы проводят с учетом ситуации и опрашиваемого лица. При| |этом аудитор должен принимать во внимание следующее: | | а) опросы проводят в подразделениях с лицами, выполняющими| |работы или решающими задачи в пределах области аудита; | | б) опрос работников проводят в обычное рабочее время и, где| |это возможно, на рабочем месте; | | в) опрашиваемое лицо должно быть психологически| |подготовлено к опросу, опрос следует вести доброжелательно; | | г) необходимо объяснить причину опроса и осуществляемые| |записи; | | д) опрос можно начинать с просьбы рассказать о своей работе;| | е) необходимо избегать наводящих вопросов; | | ж) результаты опроса должны быть обобщены и| |проанализированы вместе с опрашиваемым лицом; | | и) необходимо поблагодарить опрашиваемое лицо за| |сотрудничество | ------------------------------------------------------------------ 6.5.5. Формирование выводов аудита Для получения выводов аудита свидетельства аудита должны быть сопоставлены с критериями аудита. Выводы аудита указывают на соответствие или несоответствие критериям аудита. Если это определено целями аудита, выводы аудита могут определять возможности для улучшения. Аудиторская группа, при необходимости, должна собираться для анализа выводов аудита на определенных этапах во время аудита. Соответствия критериям аудита должны быть обобщены с указанием мест расположения, подразделений или процессов, которые подвергались аудиту. Если это предусмотрено планом аудита, отдельные выводы аудита о соответствии и подтверждающие их свидетельства также должны быть записаны. Несоответствия и подтверждающие их свидетельства аудита должны быть записаны и классифицированы (ранжированы). Они должны быть проанализированы с проверяемой организацией для подтверждения объективности свидетельств аудита. Необходимо устранить разногласия во мнениях по свидетельствам аудита и/или выводам аудита, а неразрешенные проблемы документально оформить. 6.5.6. Подготовка заключения по результатам аудита Аудиторская группа до заключительного совещания должна выполнить следующее: а) рассмотреть выводы аудита и другую соответствующую информацию, собранную во время аудита, на соответствие целям аудита; б) согласовать заключения по результатам аудита с учетом неопределенности, присущей процессу аудита; в) подготовить рекомендации, если это предусмотрено целями аудита; г) обсудить действия по результатам аудита, если это входит в план аудита. ------------------------------------------------------------------ | Практическая помощь - Заключения по результатам аудита | | Заключения по результатам аудита должны содержать: | | а) степень соответствия системы менеджмента критериям| |аудита; | | б) результативность внедрения, поддержания и улучшения| |системы менеджмента; | | в) возможности процесса анализа со стороны руководства для| |обеспечения постоянной пригодности системы менеджмента, ее| |адекватности, результативности и улучшения. | | Если это определено целями аудита, то заключения по| |результатам аудита могут включать рекомендации относительно| |улучшений, взаимоотношений в бизнесе (предпринимательской| |деятельности), сертификации/регистрации или дальнейшей| |деятельности по аудиту | ------------------------------------------------------------------ 6.5.7. Проведение заключительного совещания Цель заключительного совещания, председателем которого является руководитель аудиторской группы, - представить выводы и заключения по аудиту таким образом, чтобы они были признаны проверяемой организацией и, при необходимости, были согласованы сроки предоставления плана корректирующих и предупреждающих действий. Участники заключительного совещания должны представлять проверяемую организацию, заказчика аудита и другие стороны. Если это необходимо, руководитель аудиторской группы должен изложить свое мнение проверяемой организации относительно сложившихся во время аудита ситуаций, которые могут уменьшить доверие к заключениям по результатам аудита. Во многих случаях, например при внутреннем аудите малого предприятия, на заключительном совещании просто сообщаются выводы и заключение по результатам аудита. В других ситуациях при аудите совещание должно быть официальным с ведением протокола и списка присутствующих. Любые разногласия по выводам и/или заключению по результатам аудита между аудиторской группой и проверяемой организацией должны быть обсуждены и, по возможности, разрешены. Если нет единого мнения, то это должно быть зарегистрировано. Если это предусмотрено целями аудита, то должны быть представлены рекомендации по улучшению с указанием, что они не носят обязательного характера. |
Фрагмент документа "НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И/ИЛИ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА. GUIDELINES FOR QUALITY AND/OR ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEMS AUDITING ГОСТ Р ИСО 19011-2003".