ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ. Приказ. Министерство промышленности и энергетики РФ. 21.12.04 176

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

6. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
                       О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГЛАМЕНТЕ

     6.1.  Текст  закона  должен  способствовать  наиболее  полному  и
правильному  его  пониманию  теми  лицами,  которым адресован закон, и
соответствовать   выработанным  теорией  и  практикой  правотворчества
правилам законодательной техники.
     6.2. Федеральный закон имеет следующие официальные реквизиты:
     6.2.1.  наименование  формы  акта:  "Закон Российской Федерации о
поправке   к   Конституции   Российской   Федерации...",  "Федеральный
конституционный  закон...", "Федеральный закон...", "Кодекс Российской
Федерации..." и т.д.;
     6.2.2. заголовок федерального закона;
     6.2.3. дату принятия федерального закона Государственной Думой;
     6.2.4. дату одобрения федерального закона Советом Федерации;
     6.2.5. подпись Президента Российской Федерации;
     6.2.6. место и дату подписания федерального закона;
     6.2.7. регистрационный номер: "N ... ФЗ";
     6.2.8.  заголовок  должен  быть  кратким и точно отражать предмет
закона.
     6.3. Содержание правовой нормы составляют:
     6.3.1. условия, при которых эта норма должна действовать;
     6.3.2.  правило  поведения,  т.е. указание на права и обязанности
участников правоотношений;
     6.3.3. меры государственного принуждения (санкции), которые могут
применяться к нарушителям данной нормы.
     6.4. Содержание правовой нормы должно определяться исходя из:
     6.4.1. целей подготавливаемого закона;
     6.4.2.  положений  Конституции  Российской Федерации, федеральных
конституционных  законов,  а  также международных договоров Российской
Федерации;
     6.4.3. принципов соответствующей отрасли права;
     6.4.4.  рекомендаций  юридической  науки  о  наиболее эффективном
варианте  правового  регулирования  соответствующего вида общественных
отношений.
     6.5.  Содержание  нормы  права  в тексте закона излагается в виде
нормативных   правовых   предписаний  -  правовых  формул,  выражающих
законченную мысль.
     6.6.  Рекомендуется применять следующие виды нормативных правовых
предписаний:
     6.6.1.  предписание-принцип  -  закрепляет  исходные, руководящие
нормативные положения общего характера, имеющие значение для отдельной
отрасли, подотрасли, института права либо права в целом;
     6.6.2. предписание-цель;
     6.6.3.  предписание-дефиниция  -  содержит  определение  понятия,
используемого в законе;
     6.6.4.  управомочивающее  предписание  -  закрепляет субъективные
права   (право  действовать  определенным  способом)  граждан  и  иных
субъектов права;
     6.6.5.   императивное  предписание  -  закрепляет  такой  вариант
поведения   граждан  и  иных  субъектов  права,  которому  они  должны
неукоснительно следовать. К императивным предписаниям относятся:
     6.6.5.1.  обязывающее  предписание  -  устанавливает  обязанность
граждан и иных субъектов права действовать определенным образом;
     6.6.5.2.   запрещающее  предписание  -  устанавливает  запрет  на
совершение каких-либо деяний (активного действия либо бездействия);
     6.6.5.3.  диспозитивное  предписание  - предоставляет возможность
сторонам  самим с помощью договора устанавливать права и обязанности в
правоотношении,  а  при отсутствии такого договора восполняет пробел в
волеизъявлении сторон;
     6.6.5.4.  предписание-стимул - содержит материальные, моральные и
другие стимулы, побуждающие граждан и иных субъектов права действовать
определенным образом;
     6.6.5.6.  бланкетное  предписание  - включающее отсылку к другому
нормативному   правовому  акту,  содержащему  подробную  регламентацию
соответствующих  прав и обязанностей; устанавливает ответственность за
нарушение каких-либо правил поведения, закрепленных другим нормативным
правовым актом;
     6.6.5.7.  отсылочное  предписание  -  содержит  отсылку  к другой
статье  того  же  закона  либо другому нормативному правовому акту или
отдельной статье, иной части;
     6.6.5.8.   обеспечивающее   предписание   -   закрепляет  решение
правотворческого органа о признании акта или его части утратившим силу
либо о внесении в него изменений и дополнений.
     6.6.6.  При формулировании нормативного предписания рекомендуется
оценить   возможные   последствия  его  применения,  с  тем  чтобы  не
проектировать   норм,   действие  которых  может  повлечь  негативные,
нежелательные для личности, общества и государства результаты.
     6.6.7.  Устанавливаемые  законом  права и обязанности должны быть
реальными,  соответствовать  современному уровню развития регулируемых
общественных  отношений,  иметь надежный правовой механизм их защиты и
охраны.
     Разработку   механизма   реализации   норм   права  рекомендуется
рассматривать  как одну из основных задач по проектированию эффективно
действующих норм права.
     6.6.8.  При  подготовке проекта должна быть обеспечена логическая
последовательность   изложения   правовых  норм  и  переход  от  общих
положений к конкретным.
     Общие  предписания определяют, цели закона, сферу регулируемых им
отношений   (предмет   закона),   а   также   принципы   регулирования
соответствующей  отрасли  законодательства  либо  отдельного правового
института.
     6.6.9. Нормы, составляющие содержание законопроекта, как правило,
располагаются в следующей последовательности:
     6.6.9.1. сфера действия закона;
     6.6.9.2. определение основных понятий, используемых в законе;
     6.6.9.3. цели и задачи;
     6.6.9.4. конкретные нормативные положения;
     6.6.9.5. заключительные и переходные положения.
     6.6.10.   Как   правило,   сначала   формулируются   регулятивные
предписания    (разрешающие,    управомочивающие,    обязывающие   или
запрещающие    определенное    поведение),   а   затем   охранительные
предписания,   содержащие   санкции,   закрепляющие   способы   защиты
нарушенных прав и др.
     6.6.11.  В  случаях,  когда  необходимо  разъяснить цели и мотивы
принятия закона, в него включается вступительная часть - преамбула.
     Нормативные предписания в преамбулу не включаются.
     6.6.12.  В  зависимости  от  предмета  закона, объема и характера
нормативного  материала  нормативные предписания группируются в тексте
проекта по отдельным структурным частям: статьям, главам, разделам.
     При  этом  более  высокую ступень деления можно использовать лишь
тогда,  когда  низшая  ступень  уже использована. Например, не следует
употреблять рубрику "раздел", если в законе нет глав.
     Части, разделы, главы и статьи имеют заголовки.
     6.6.13.  В  крупных  систематизированных законах могут выделяться
особые   структурные   части,   содержащие  общие  положения,  имеющие
определяющее значение для содержания всего закона.
     6.6.14.  В  законах  нормативные  предписания  излагаются  в виде
статей, имеющих порядковый номер.
     Статьи  нумеруются  арабскими  цифрами. Нумерация статей в законе
должна быть сквозной для всего акта.
     6.6.15.  Статьи могут подразделяться на абзацы, именуемые частями
и  имеющие  порядковые  номера.  Части  статей могут подразделяться на
пункты и подпункты.
     6.6.16.   В   статьях,   содержащих  перечисления,  каждый  абзац
обозначается арабской цифрой со скобкой или буквой.
     6.6.17.  Если  несколько  нормативных  правовых предписаний тесно
связаны  между собой и обусловливают друг друга, возможно для удобства
пользования и применения помещать их в одной статье.
     6.6.18.   Федеральные   законы  излагаются  на  русском  языке  -
государственном языке Российской Федерации.
     6.6.19.   Следует  стремиться  к  ясности  и  точности  изложения
нормативных  предписаний. Их содержание должно быть доступно и понятно
должностным лицам и гражданам.
     6.6.20.  Нормы  закона  формулируются  по  возможности короткими,
четкими  фразами,  доступными  для  понимания  словами. Не допускается
употребление  устаревших  и  многозначных  слов  и выражений, образных
сравнений, эпитетов, метафор.
     В  случае  необходимости используются юридические, экономические,
технические  и  другие  специальные  термины.  При  этом целесообразно
давать определения малоизвестных терминов.
     6.6.21.  Термины  должны  употребляться  в проекте только в одном
значении    в   соответствии   с   общепринятой   терминологией.   При
использовании  понятий  следует  исходить из общепринятых определений,
содержащихся в словарях. Для обозначения одних и тех же понятий должны
использоваться одни и те же термины.
     Если  термины,  используемые  в  законопроекте,  имеют  несколько
значений или смысл, отличающийся от обычного, в тексте проекта следует
указать,  какой  смысл  придается  термину,  с  тем  чтобы  обеспечить
правильное толкование закона.
     6.6.22.  Определения  наиболее  важных  терминов, употребляемых в
законе  и  являющихся  общими  для всех его предписаний, целесообразно
давать в одной статье, обычно помещаемой в начале текста.
     6.6.23. Целесообразно использовать следующие виды отсылок:
     6.6.23.1.  отсылки  к нормам данного закона для обеспечения связи
между его общими и конкретными, специальными положениями;
     6.6.23.2.  отсылки  к  нормативным  правовым  актам более высокой
юридической  силы,  когда  необходимо выявить правообразующий источник
данного закона;
     6.6.23.3.  отсылки  к  международным  договорам, требующим для их
исполнения принятия внутригосударственных актов.
     6.6.24.  Отсылки могут быть сделаны к конкретному закону в целом,
его   частям,   отдельным   статьям   или   отдельным   их  частям,  к
законодательству в целом.
     Не допускаются отсылки к норме, которая, в свою очередь, отсылает
к другой норме, а также к еще не принятым законам или иным нормативным
правовым актам.
     В  тексте  отсылки указывается название акта, к которому делается
отсылка,  его  номер  и  дата опубликования, а если делается отсылка к
определенным статьям этого акта, указываются также номера статей.
     6.6.25.  Целесообразно  избегать  включения в проект федерального
закона примечаний.
     Примечания   допускаются,   если   необходимо   дать  определение
какого-либо  используемого  в  статье  понятия либо поместить короткий
комментарий,  который поможет точнее уяснить смысл изложенных в статье
предписаний.
     6.6.26.   В   случае  необходимости  в  законопроекты  помещаются
приложения.
     6.6.26.1.  К  законопроекту  могут  прилагаться таблицы, графики,
схемы, образцы документов.
     6.6.26.2.  Если  приложение относится к отдельной части закона, в
нем должно быть указано, к каким разделу, главе, статье оно относится.
     6.6.27.  В качестве обязательного компонента в федеральном законе
должны    быть    предусмотрены    специальные    правовые   средства,
обеспечивающие  его  соблюдение  (меры  поощрения,  контроля,  порядок
разрешения  споров  и т.д.), а также способы защиты установленных прав
граждан и иных лиц.
     В  проекте  закона, который содержит предписания, устанавливающие
обязанности   государственных  и  общественных  органов,  предприятий,
организаций, должностных лиц и граждан, следует сформулировать санкции
за  их  неисполнение  в  случае,  если  такие  санкции  отсутствуют  в
действующем законодательстве. Если же такие санкции уже предусмотрены,
то  следует  дать отсылку к устанавливающим их действующим нормативным
правовым актам.
     6.6.28.   В   соответствии  с  Регламентом  Государственной  Думы
Федерального  Собрания  Российской  Федерации  непосредственно в текст
внесенного  в  Государственную  Думу  Федерального Собрания Российской
Федерации законопроекта должны быть включены следующие положения:
     6.6.28.1. о сроке и порядке вступления в силу федерального закона
или отдельных его положений;
     6.6.28.2.  о  признании  утратившими  силу  и  о  приостановлении
действия  ранее  принятых законов или отдельных их положений в связи с
принятием данного федерального закона;
     6.6.28.3.   о   приведении  Президентом  Российской  Федерации  и
Правительством   Российской   Федерации   своих   правовых   актов   в
соответствие с принятым федеральным законом.
     6.6.29.   Изменения,   вносимые  в  действующие  законы,  следует
оформлять  в  виде  новой редакции изменяемых статей. Могут быть также
изложены в новой редакции отдельные части статей.
     Если  нет  необходимости  полностью  излагать изменяемые статьи в
новой  редакции,  в  их  текст  вносятся уточнения (в частности, путем
исключения, добавления отдельных слов, фраз).
     6.6.30.  Дополнения,  включаемые  в  действующий  закон,  уместно
оформлять  в виде новых статей закона либо частей, абзацев действующих
статей  и  располагать  в  зависимости от логики изложения материала в
акте.


                                                        Приложение N 1

                                          к Методическим рекомендациям
                                 по разработке и подготовке к принятию
                                      проектов технических регламентов

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПОДГОТОВКЕ К ПРИНЯТИЮ ПРОЕКТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа