МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. Рекомендации. Министерство труда и социального развития РФ. 13.05.04

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Требования охраны труда во время работы

     3.1.  Во  время  работы  работнику,  пользующемуся грузоподъемной
машиной,   следует   руководствоваться   требованиями   и  указаниями,
изложенными  в  руководстве по эксплуатации грузоподъемного механизма,
производственной    инструкции,   проекте   производства   работ   или
технологической карте.
     3.2.  Во  время  работы  работнику,  пользующемуся грузоподъемной
машиной,  не  разрешается  отвлекаться от своих прямых обязанностей, а
также производить чистку, смазку и ремонт машины.
     3.3.   Работнику,   пользующемуся   грузоподъемной   машиной,  не
разрешается  допускать  посторонних  лиц  на рабочую площадку, а также
передавать  управление  грузоподъемной  машиной  другим работникам без
разрешения   инженерно-технического   работника,   ответственного   за
производство работ кранами.
     3.4. Прежде чем начать работать на грузоподъемной машине, следует
убедиться в том, что в зоне работы нет посторонних.
     3.5. Подъем груза следует производить плавно, без рывков.
     3.6. Не допускается оставлять груз в подвешенном состоянии.
     3.7.  Работника,  пользующегося  грузоподъемной  машиной, следует
уведомить  письменно  о  допуске  персонала  (работников)  на  рабочую
площадку    для   производства   ремонтных   или   других   работ   по
наряду-допуску, определяющему условия безопасного производства работ.
     3.8.    При    производстве    работ   работнику,   пользующемуся
грузоподъемной   машиной,   необходимо   руководствоваться  следующими
правилами:
     выполнять сигнал "Стоп" независимо от того, кто его подаст;
     перед  подъемом  или  опусканием  груза следует предупредить всех
находящихся  на  месте  ведения  работ  о  необходимости ухода из зоны
перемещения  груза  и  возможного  падения  груза.  Перемещение  груза
допускается производить только при отсутствии работников в зоне работы
грузоподъемной машины;
     при  загрузке  транспортных  средств  поднимать  и  опускать груз
допускается   только   при   отсутствии   работников  на  транспортных
средствах, в чем работник должен предварительно убедиться;
     крюк  подъемного  механизма следует устанавливать непосредственно
над  грузом так, чтобы при подъеме груза исключить наклонное положение
грузового каната;
     при подъеме груза следует предварительно поднять его на высоту не
более  200  -  300  мм,  чтобы  убедиться  в  правильности  строповки,
надежности  крепления  груза,  после  чего допускается производить его
подъем на нужную высоту;
     перемещаемые    в    горизонтальном    направлении    грузы   или
грузозахватные приспособления следует предварительно приподнять на 500
мм выше встречающихся на пути предметов;
     при   перемещении  груза,  находящегося  вблизи  стены,  колонны,
штабеля,  железнодорожного  вагона,  автомашины,  станка  или  другого
оборудования, следует предварительно убедиться в отсутствии работников
между  перемещаемым  грузом  и  вагонами, стенами, колоннами и другими
сооружениями;
     мелкоштучные    грузы    следует    перемещать    в    специально
предназначенной   для   этого   таре.   При  этом  должна  исключаться
возможность выпадения отдельных грузов;
     перед  подъемом  груза  из  колодца, канавы, траншеи, котлована и
т.п.  и  перед  опусканием  груза  следует  путем опускания свободного
(ненагруженного)  крюка  предварительно  убедиться  в том, что при его
низшем  положении  на  барабане  остаются  навитыми  не менее полутора
витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством;
     укладку  и  разборку  груза  следует  производить  равномерно, не
нарушая   установленные   для   складирования  грузов  габариты  и  не
загромождая проходы;
     следует  внимательно следить за канатами и в случае спадания их с
барабанов  или  блоков, образования петель или обнаружения повреждений
следует приостановить работу грузоподъемной машины;
     при  одновременном  действии  нескольких  талей на одном крановом
пути   во   избежание   их   столкновения  необходимо  соблюдать  меры
безопасности,    изложенные   в   проекте   производства   работ   или
технологической карте;
     крюк  неработающего  грузового  механизма  всегда  должен  быть в
верхнем положении;
     перемещение    груза,    масса    которого   неизвестна,   должно
производиться только после определения его фактической массы;
     при перемещении длинномерных и крупногабаритных грузов их следует
направлять при помощи крюков или оттяжек;
     строповку   грузов   следует   производить   в   соответствии   с
утвержденными  схемами  строповки.  Перемещение  груза,  на который не
разработана  схема  строповки,  необходимо производить в присутствии и
под  руководством работника, ответственного за безопасное производство
работ кранами. Для строповки следует применять стропы, соответствующие
массе  и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их
наклона;
     при  обвязке и зацепке груза канаты и цепи следует накладывать на
основной  массив  (каркас,  раму,  станину)  без  узлов,  перекруток и
петель.  Под  острые  ребра  (углы)  следует  подкладывать специальные
подкладки, предохраняющие стропы от повреждения;
     опускать  перемещаемый груз допускается только на предусмотренные
проектом  производства  работ  или  технологической  картой места, где
исключается   возможность   падения,   опрокидывания   или   сползания
устанавливаемого    груза,    на   место   установки   груза   следует
предварительно  уложить соответствующей прочности подкладки. Укладку и
разборку   грузов   следует   производить   равномерно,   не   нарушая
установленных  для  складирования  грузов  габаритов  и не загромождая
проходы;
     кантовка  грузов  грузоподъемными механизмами может производиться
на   кантовальных   площадках  или  в  специально  отведенных  местах.
Выполнение  такой  работы  допускается  по разработанной технологии, в
которой следует указать последовательность выполнения операций, способ
строповки груза и указания по безопасному выполнению работ;
     выполнять работы следует только в рукавицах.
     3.9.  При  производстве  работ  на  грузоподъемном  механизме  не
допускается:
     перемещать   груз,   застропованный   работниками,   не  имеющими
удостоверения    стропальщика,    а    также    использовать   съемные
грузозахватные  приспособления  без  бирок или клейма. При обнаружении
вышеуказанных  нарушений  следует  прекратить  работу  и  поставить  в
известность работника, ответственного за безопасное производство работ
кранами;
     производить  погрузку  и  разгрузку грузов грузоподъемной машиной
при отсутствии утвержденных схем их правильной обвязки и зацепки;
     поднимать    и   кантовать   груз,   масса   которого   превышает
грузоподъемность  грузоподъемной  машины.  Если работник, пользующийся
грузоподъемной  машиной, не знает массы груза, ему необходимо получить
сведения  (в  письменном  виде)  о  них у работника, ответственного за
безопасное производство работ кранами;
     подтаскивать  груз по земле, рельсам и лагам крюком при наклонном
положении канатов;
     отрывать   крюком   груз,  засыпанный  или  примерзший  к  земле,
заложенный  другими грузами, закрепленный болтами или залитый бетоном,
а также раскачивать груз в целях его отрыва;
     освобождать  грузоподъемной  машиной  защемленные  грузом съемные
грузозахватные приспособления (стропы, клещи и т.п.);
     поднимать  железобетонные изделия, не имеющие маркировки массы, с
поврежденными петлями, груз в таре, заполненной выше бортов;
     передвигать транспортные средства;
     поднимать  людей  или  груз с находящимися на нем людьми, а также
груз, выравниваемый тяжестью людей или поддерживаемый руками;
     передавать  управление  краном  работникам,  не  имеющим  на  это
разрешения,  а  также  допускать  к  самостоятельной работе учеников и
стажеров без контроля за их действиями;
     производить  погрузку грузов в автомашины при нахождении водителя
или других людей в кабине;
     поднимать  баллоны со сжатыми и сжиженными газами, не уложенные в
специальные контейнеры.
     3.10.   Работник,  пользующийся  грузоподъемной  машиной,  обязан
опустить   груз,   прекратить   работу   и   сообщить  об  этом  лицу,
ответственному   за   безопасное   производство   работ  кранами,  при
возникновении  неисправностей, указанных в п. 2.6, а также в следующих
случаях:
     при   поломке   механизмов  и  металлоконструкций  грузоподъемной
машины;
     при  недостаточном  освещении места работы грузоподъемной машины,
сильном снегопаде или тумане;
     при  понижении  температуры  воздуха  ниже  указанной  в паспорте
грузоподъемной машины;
     при  неправильной  укладке  или  спадании  каната  с барабана или
блоков и обнаружении повреждения канатов;
     при  ненадежном  закреплении  грузоподъемной  машины  на  рабочем
месте;
     при отсутствии ограждения привода;
     при  ненадежном  закреплении  каната на барабане или неправильной
его навивке (петли, слабина).
     3.11.  При  работе  с  лебедками  с  ручным  рычажным приводом не
допускается:
     находиться в плоскости качания рычага и под поднимаемым грузом;
     применять рычаг, имеющий длину более предусмотренной техническими
данными лебедки;
     переводить рычаг из одного крайнего положения в другое рывками.
     3.12.  Движение рукоятки обратного хода следует выполнять плавно,
без  рывков  и  заеданий,  а тяговый механизм и канат все время должны
находиться на одной прямой.
     3.13.  После ремонта грузоподъемной машины допускается приступить
к   работе   на   ней   только   при  наличии  письменного  разрешения
инженерно-технического   работника,   ответственного   за   содержание
грузоподъемной машины в исправном состоянии.
     3.14.  При  проведении  погрузочно-разгрузочных  работ необходимо
следить  за  тем, чтобы грузоподъемность стропа соответствовала усилию
массы поднимаемого груза с учетом коэффициента запаса прочности, числу
ветвей  и  углу  наклона, при этом угол между ветвями стропа не должен
превышать 90 град.

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа