ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 27.06.2001). Закон. Московская городская дума. 04.06.97 16

Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 27.06.2001)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Статья 6. Организация работы органов опеки и попечительства
                    в отношении несовершеннолетних

     6.1.   К  компетенции  главы  Управы  по  осуществлению  опеки  и
попечительства  в  отношении  детей  относится издание распоряжений по
следующим вопросам:
     - о  признании  ребенка  нуждающимся  в государственной защите (в
соответствии с настоящим Законом);
     - о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
     - о  направлении  его  в  учреждение  для  детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
     - об опеке, попечительстве;
     - о  содержании  подопечных и распоряжении их текущими доходами и
имуществом в соответствии с законом;
     - о  разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или
регистрации;  о  разрешении  совершения  от имени подопечного сделок в
случаях,  предусмотренных  законом,  о  порядке  управления имуществом
подопечного;
     - о  разрешении  на  отчуждение,  обмен жилой площади, совершение
всех  сделок,  влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в
государственной защите, прав или изменение объема указанных прав;
     - о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
     - о  защите  жилищных  прав  детей, нуждающихся в государственной
защите,  об  обеспечении  их жилой площадью в случаях, предусмотренных
законодательством;
     - о  присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в
случаях, предусмотренных законодательством;
     - о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
     - о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
     - издание   иных   правовых   актов   в   отношении  защиты  прав
несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.
     6.2. Глава Управы заключает договоры:
     - о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
     - о доверительном управлении имуществом.
     6.3.  Глава  Управы  утверждает  план  по  защите  прав  ребенка,
внесение  в  него  изменений  и  дополнений  на  основании результатов
проверок  его  выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по
защите  прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает
жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка.
     6.4. В соответствии с возложенными на них задачами уполномоченные
службы (организации):
     - организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в
государственной  защите,  заключают  договор  о  социальном патронате,
организуют и проводят работу по социальному патронату;
     - проводят   работу   по   профилактике   социального  сиротства,
жестокого обращения с детьми;
     - дают   заключение   в  суд  об  обоснованности  и  соответствии
усыновления   (удочерения)   интересам   ребенка,  отмене  усыновления
(удочерения),  участвуют  в  заседаниях суда по вопросу установления и
отмены усыновления (удочерения);
     - осуществляют  защиту  прав  и  интересов детей - сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте
до 23 лет;
     - подбирают    лиц,    изъявивших   желание   и   удовлетворяющих
требованиям,   предъявляемым   к   выполнению   обязанностей  опекуна,
попечителя,  патронатного  воспитателя, готовят материалы, необходимые
для  назначения  опекуна,  попечителя,  а  также  об  освобождении или
отстранении  опекуна,  попечителя  от  выполнения  возложенных на него
обязанностей,  заключают  договор о патронатном воспитании (социальном
патронате)  и  осуществляют  функции  опекуна,  попечителя  в  объеме,
установленном  в  плане  по  защите  прав  ребенка и в соответствующем
договоре;
     - ведут  учет  лиц,  в  отношении  которых  установлена опека или
попечительство, переданных на патронатное воспитание;
     - в  установленном  законом  порядке осуществляют защиту личных и
имущественных  прав  и  интересов  подопечных  в  случае использования
опекуном  (попечителем)  опеки  (попечительства)  в корыстных целях, а
также  в  случае  оставления  подопечного  без  надзора  и необходимой
помощи;
     - готовят  материалы  о назначении денежных средств на содержание
подопечного   в   порядке   и  размере,  установленном  Правительством
Российской Федерации;
     - участвуют  в  заседаниях  судов  по делам подопечных в случаях,
предусмотренных законодательством;
     - осуществляют  надзор  за  деятельностью опекунов и попечителей,
патронатных   воспитателей,   оказывают   им   помощь   в  организации
медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
     - проводят  обследование и готовят заключение об условиях жизни и
воспитания ребенка;
     - обеспечивают  временное  устройство  нуждающихся  в  опеке  или
попечительстве   несовершеннолетних   лиц,   а  также  сохранность  их
имущества;
     - осуществляют  подготовку документов и устройство детей - сирот,
детей,  оставшихся  без  попечения родителей, и несовершеннолетних, не
имеющих   нормальных   условий  для  воспитания  в  семье,  под  опеку
(попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание,
усыновление,  а  при  отсутствии  такой возможности - в воспитательное
учреждение,  лечебное  учреждение  или  учреждение  социальной  защиты
населения;
     - ведут   учет   граждан  Российской  Федерации,  проживающих  на
территории   данного   района,  способных  к  выполнению  обязанностей
усыновителя;
     - в  установленном  порядке  готовят  материалы,  необходимые для
усыновления  (удочерения)  детей,  находящихся  на  территории данного
района,  а  также  ведут  учет  детей, в отношении которых произведено
усыновление (удочерение);
     - осуществляют  подбор  лиц,  способных к выполнению обязанностей
приемных   родителей,  патронатных  воспитателей,  дают  заключение  о
возможности  быть  приемными  родителями,  патронатными воспитателями,
готовят проект договора о создании приемной семьи;
     - проводят  подготовку  граждан, изъявивших желание взять ребенка
на воспитание в семью;
     - оказывают  помощь  опекунам  и попечителям, приемным родителям,
патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных;
     - дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя
с подопечным;
     - дают  заключение  о  возможности объявления несовершеннолетнего
полностью дееспособным (эмансипированным);
     - разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в
пределах своей компетенции;
     - возбуждают   в   судах   дела   о  лишении  родительских  прав,
ограничении  родительских  прав,  об  отобрании  ребенка  без  лишения
родителей  родительских  прав,  о  признании  брака недействительным в
случаях,  предусмотренных  статьей  27  Семейного  кодекса  Российской
Федерации,  об  отмене  усыновления  и  другие  дела  в  защиту прав и
охраняемых  законом  интересов  несовершеннолетних; дают заключения по
данным вопросам;
     - дают  заключения  и  участвуют  в  заседаниях  судов  по делам,
связанным  с  воспитанием  детей  и  защитой их личных и имущественных
прав;
     - проводят  обследование  условий  жизни  ребенка,  а также лица,
претендующего  на  его  воспитание,  представляют  заключение в суд по
спорам, связанным с воспитанием детей;
     - участвуют  в  исполнении решений судов о передаче или отобрании
детей в порядке, установленном статьей 66 Семейного кодекса Российской
Федерации;
     - осуществляют  охрану  интересов  неродившегося  наследника  при
разделе наследственного имущества;
     - готовят  документы  для  вынесения  разрешения  вступить в брак
лицам, не достигшим совершеннолетия;
     - привлекают    общественность   к   работе   органов   опеки   и
попечительства;
     - рассматривают   предложения,  заявления  и  жалобы  граждан  по
вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры.
     6.5.    Основанием    для   признания   ребенка   нуждающимся   в
государственной защите является отсутствие родительского попечения над
ребенком  либо  распоряжение органа опеки и попечительства о признании
ребенка  нуждающимся в государственной защите. Порядок, в соответствии
с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка
для  признания  его нуждающимся в государственной защите, утверждается
Правительством Москвы.
     К  числу  детей,  нуждающихся в государственной защите, относятся
дети:
     - родители которых неизвестны;
     - утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
     - отобранные у родителей;
     - родители которых ограничены в родительских правах;
     - родители которых лишены родительских прав;
     - безнадзорные дети;
     - родители   которых   страдают   длительными  заболеваниями,  не
позволяющими  надлежащим  образом осуществлять воспитание и содержание
детей;
     - родители  которых  признаны  недееспособными  (либо ограниченно
дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
     - родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание
в  виде  лишения  свободы,  находятся  в местах содержания под стражей
подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
     - другие  дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в
государственной защите.
     Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае,
если   в   отношении   обоих  или  единственного  родителя,  законного
представителя  ребенка  органом опеки и попечительства (уполномоченной
службой  (организацией)  установлены  основания,  указанные  во втором
абзаце пункта 6.5.
     В  исключительных  случаях при отсутствии оснований для признания
ребенка  нуждающимся  в государственной защите, установленных первым и
вторым  абзацами  пункта  6.5, вопрос об отнесении ребенка к категории
нуждающегося  в  государственной  защите  решается  главой  Управы как
главой органа опеки и попечительства.
     6.6.  Ребенок,  нуждающийся  в государственной защите, может быть
передан  на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной
службой   (организацией)   по   патронату   на  основании  договора  о
патронатном воспитании.
     Ребенок,  достигший  возраста  десяти  лет, может быть передан на
патронатное воспитание только с его согласия.
     Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной
службой  (организацией)  по  патронату  и патронатным воспитателем при
обязательном  условии  разграничения  ответственности по защите прав и
законных   интересов   этого   ребенка   между  родителями  (законными
представителями  ребенка),  патронатным  воспитателем,  уполномоченной
службой (организацией) по патронату.
     При   устройстве   ребенка   должны  учитываться  его  этническое
происхождение,  принадлежность  к  определенной  религии  и  культуре,
родной  язык,  возможность  обеспечения преемственности в воспитании и
образовании.
     Порядок  организации патронатного воспитания детей, нуждающихся в
государственной защите, устанавливается Правительством Москвы.
     6.7.   Над  ребенком,  нуждающимся  в  государственной  защите  и
находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.
     Договор  о  социальном патронате заключается между уполномоченной
службой   (организацией)  по  патронату,  патронатным  воспитателем  и
родителями  при  обязательном  условии разграничения между ними прав и
обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.
     Порядок    организации    социального   патроната   над   детьми,
нуждающимися  в государственной защите, устанавливается Правительством
Москвы.
     6.8.  Патронат  над  ребенком  может осуществляться до достижения
несовершеннолетним возраста 18 лет.
     Срок  патроната  устанавливается в плане по защите прав ребенка и
договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) индивидуально
исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего.
     Патронат над ребенком может устанавливаться:
     - краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев;
     - долгосрочно - от шести месяцев и более.
     Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае,
если  не представляется возможным передать ребенка на усыновление. При
передаче на усыновление ребенка, помещенного на патронатное воспитание
в    семью,   преимущественное   право   усыновления   этого   ребенка
предоставляется    патронатному    воспитателю,   в   семье   которого
воспитывается ребенок.
     В  случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни
и  здоровью  он  может  быть  незамедлительно временно устроен в семью
патронатного  воспитателя  до  решения  вопроса о дальнейшей форме его
устройства.
     6.9.   Разграничение  прав  и  обязанностей  по  защите  законных
интересов  ребенка,  нуждающегося  в  государственной  защите,  -  это
распределение  прав  и обязанностей по законному представительству его
интересов   между   родителями  (законными  представителями)  ребенка,
уполномоченной   службой   (организацией)  по  патронату,  патронатным
воспитателем.
     Основанием  для  разграничения  прав  и  обязанностей  по  защите
законных интересов ребенка является постановление (распоряжение) главы
Управы  о  признании  ребенка нуждающимся в государственной защите или
иные  документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над
этим ребенком.
     Устройство  ребенка  на патронат не влечет за собой возникновения
между  патронатным  воспитателем  и  ребенком, переданным на патронат,
алиментных    и    наследственных    правоотношений,   вытекающих   из
законодательства Российской Федерации.
     Объем    полномочий   патронатного   воспитателя   по   законному
представительству  интересов  детей в соответствии со статьями 26, 28,
37   Гражданского   кодекса  Российской  Федерации  устанавливается  в
договоре   о   патронатном   воспитании.   При  этом  на  патронатного
воспитателя не могут быть возложены:
     - полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за
исключением  права  распоряжаться  причитающимися  несовершеннолетнему
денежными средствами на текущее его содержание);
     - полномочия  по  представлению  интересов  ребенка  в  суде  при
рассмотрении  судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских
прав;+
     - решение   вопроса   о  выезде  ребенка  за  пределы  Российской
Федерации.
     Патронатными  воспитателями  могут быть совершеннолетние граждане
Российской Федерации обоего пола, за исключением:
     - лиц,   признанных   судом   недееспособными   или   ограниченно
дееспособными;
     - супругов,  один  из  которых  признан  судом недееспособным или
ограниченно дееспособным;
     - лиц,  лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом
в родительских правах;
     - лиц,   отстраненных   от   обязанностей   усыновителя,  опекуна
(попечителя),   приемного   родителя,   патронатного   воспитателя  за
ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
     - лиц,  которые  по  состоянию  здоровья  не  могут  осуществлять
родительские права;
     - лиц,  не  имеющих  на  момент заключения договора о патронатном
воспитании  постоянного  места  жительства,  а также жилого помещения,
отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
     - лиц,   имеющих   на  момент  заключения  договора  о  патронате
судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
     Лицо,  изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано
пройти  специальную  подготовку. Специальная подготовка и обследование
семьи    данного    лица    осуществляются    уполномоченной   службой
(организацией)  по  патронату  в  индивидуально  определяемый для него
срок.
     6.10. Уполномоченная служба (организация) по патронату - это:
     - структурное  подразделение  органа  опеки  и попечительства, на
которое   органом   опеки   и   попечительства   возложены  функции  в
соответствии с настоящим Законом;
     - воспитательное,   лечебное  учреждение,  учреждение  социальной
защиты  населения  и другое аналогичное учреждение для детей - сирот и
детей,  оставшихся без попечения родителей, на которое органом опеки и
попечительства  возложены  функции  по  патронату  по  согласованию  с
органом, в ведении которого находится данное учреждение.
     6.11. Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности
родителей  (законных  представителей)  ребенка,  уполномоченной службы
(организации)  по  патронату,  патронатного воспитателя определяются в
договоре   о   патронатном   воспитании   (социальном   патронате)   в
соответствии  с  действующим  законодательством, планом по защите прав
ребенка.
     Родители  имеют  право  на  участие в составлении плана по защите
прав ребенка, на добровольное заключение договора о разграничении прав
и  обязанностей по защите прав их ребенка между ними и органом опеки и
попечительства.
     План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего
возраста   в  обязательном  порядке  должен  согласовываться  с  самим
ребенком.
     Уполномоченная   служба   (организация)   по   патронату  обязана
исполнять  функции  опекуна  (попечителя)  ребенка  в  соответствии  с
перечнем  прав  и обязанностей, установленных в договоре о патронатном
воспитании (социальном патронате), плане по защите прав ребенка.
     Патронатный  воспитатель  обязан  отвечать  за  жизнь  и здоровье
ребенка,  переданного  на  воспитание  в  его семью, выполнять условия
договора о патронатном воспитании.
     Патронатный  воспитатель,  уполномоченная служба (организация) по
патронату  совместно  определяют  способы  воспитания и форму обучения
ребенка с учетом его мнения. Окружное управление образования оказывает
содействие  в  устройстве  ребенка  в образовательные учреждения и при
необходимости в воспитании и образовании ребенка.
     Договор  о патронатном воспитании обязательно содержит положения,
предусматривающие   ответственность   сторон  за  условия  содержания,
воспитания  и  образования  ребенка,  права и обязанности патронатного
воспитателя,  права  и обязанности уполномоченной службы (организации)
по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.
     В  случае  переезда  на  постоянное место жительства патронатного
воспитателя  за  пределы  города Москвы и Московской области договор о
патронатном воспитании расторгается.
     6.12.   Контроль   за   условиями  жизни  и  воспитания  ребенка,
переданного   на   патронат,   осуществляется  уполномоченной  службой
(организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.
     Устанавливается  следующий  порядок проведения посещений: 1 раз в
месяц  в  течение  первых  трех  месяцев  после  передачи  ребенка  на
патронат,  далее  -  1  раз  в три месяца в течение первого года после
передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.
     Не  реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая
в  себя  оценку  состояния  здоровья ребенка, образования ребенка, его
умственного  развития,  самосознания, его внешнего вида и гигиены, его
эмоционального  и  поведенческого  развития,  навыков самообслуживания
ребенка, отношений в семье.
     6.13.  В  течение  действия  договора  о  патронатном  воспитании
патронатный  воспитатель  несет  ответственность  за  нарушение прав и
законных  интересов  ребенка  в  порядке,  предусмотренном действующим
законодательством.


Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ (РЕДАКЦИЯ НА 27.06.2001)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа