Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)"".
1.2. Основные итоги реализации программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" Происходящие в России с начала 90-х годов политические, экономические и социальные процессы привели к частичному изменению культурных ориентиров у части молодежи, к потере в определенной степени традиционных культурных ценностей полиэтнического московского мегаполиса. Преодоление этих тенденций стало намечаться в последние 2-3 года. Значительная роль в этом принадлежит разработке и успешной реализации городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 02.07.2002 N 487-ПП. В ходе реализации программы удалось на основе целевого, научно обоснованного, адресного подхода обеспечить согласование направленности функционирования учреждений культуры с работой всей социальной сферы города Москвы. Особенностью программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" стало активное взаимодействие Комитета по культуре города Москвы со структурными подразделениями Комплекса социальной сферы города Москвы и с Московским городским профессиональным союзом работников культуры, творческими союзами и деятелями искусств. Необходимо отметить, что практически вся система программных мероприятий, отраженная в бюджетных показателях, установленных Правительством Москвы на развитие культуры, в 2002-2004 годах выполнена. За отчетный период существенно выросла доступность культурных ценностей и услуг для населения. Как показали результаты социологических исследований, значение этого факта получило положительную оценку в общественном сознании горожан. Так, в настоящее время подавляющее большинство москвичей считает, что в Москве есть все возможности для повышения культурного уровня <1> (см. диаграмму 1). ----------------------------------- <1> Социологическое исследование "Москвичи о возможностях повышения своего образовательного, культурного уровня и организации досуга", ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы, М., 2003. Приводится диаграмма 1 "Есть ли в Москве все возможности для повышения культурного уровня?". Нет - 26% Да - 74% О положительных результатах реализации программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" свидетельствует и динамика мнений москвичей относительно общей культурной ситуации в столице. Если в 2002 г. положительную оценку деятельности городских органов власти в сфере культуры давали лишь 54% жителей столицы, то в 2004 г. - уже 62%, а среди молодежи - 73%. Выполнение системы программных мероприятий учреждениями культуры разных типов позволило достичь определенных успехов в приобщении к культуре самых разных социальных групп москвичей. В сфере театрального искусства период реализации предшествующей программы характеризуется возрастанием интереса москвичей к этому жанру искусства. На московской театральной сцене появилось немало новых талантливых постановок, характеризующихся оригинальностью драматургии, режиссерских решений и исполнительского мастерства. Было выпущено 283 премьерных спектакля. Общее число зрителей составило более 12 млн. чел., что на 11% больше, чем за предыдущие три года. Впервые в городе Москве осуществлялось бюджетное финансирование не только репертуарных театров, но и независимых творческих коллективов различных организационно-правовых форм и видов собственности (на конкурсной основе). Развитию театрального искусства в Москве способствовали уже получившие признание и новые фестивальные и конкурсные проекты, в частности, "Золотая маска", Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова, Пасхальный фестиваль, театральный проект "Открытая сцена" и др. Музеи и выставочные залы Москвы за истекший период развивали новые формы работы с населением города и гостями столицы. Пополнялись новыми, в том числе уникальными, экспонатами музейные фонды. В выставочных залах города демонстрировались произведения художников из многих стран ближнего и дальнего зарубежья, регионов России. Всего в Москве за три года прошло более 1200 выставок, которые посетили свыше 10 млн. человек. Ярким событием в жизни города стало проведение Дней исторического и культурного наследия. Была продолжена работа по совершенствованию деятельности библиотек, расширению книжного фонда, расширению работы с населением. Как хорошее и удовлетворительное оценивают состояние публичных библиотек 75% экспертов <2>. ----------------------------------- <2> Социологическое исследование "О состоянии публичных библиотек в Москве", ЕНМЦ, ИСПИ РАН, М., 2004. Принципиально новый подход к работе с населением характеризует разработанную и принятую Программу развития на базе библиотек комплексных интеллект-центров. Активно развивалась работа в клубах и Домах культуры. За истекший период в клубных учреждениях работало свыше 5600 формирований, было проведено около 50 тыс. культурно-досуговых мероприятий, которые посетили 1,5 млн. человек. Наиболее доступными, демократичными, посещаемыми всеми категориями населения объектами социально-культурной инфраструктуры оставались парки культуры и отдыха. За три истекших года их посетило более 30 млн. человек, что на 12% больше, чем в предыдущий период. С целью оптимизации развития парков столицы в новых условиях в 2004 году была разработана Концепция комплексного развития "Парки Москвы". За отчетный период 82 государственных муниципальных кинотеатра посетило около 9 млн. чел. Валовой сбор от кинопроката составил более 8 млн. руб. Основным стратегическим направлением в ходе реализации программы в области кинофикации и кинопроката являлось повышение уровня государственного регулирования в этой сфере, увеличение численности фильмов отечественного производства. В результате этой работы количество отечественных фильмов на московском экране возросло с 5% в 2002 году до 14% в 2004 году. В ходе выполнения мероприятий программы в городских образовательных учреждениях - детских музыкальных школах, школах искусств, средних специальных учебных заведениях удалось сохранить устойчивый рост числа учащихся, повысить качество образования за счет новых методик и привлечения квалифицированных кадров. В сотрудничестве с таможенными и правоохранительными органами был усилен контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей через границу Российской Федерации. Устанавливались памятники и мемориальные доски выдающимся деятелям истории, культуры и искусства в Москве, других регионах России и за рубежом при широком участии общественности, органов местного самоуправления. В области межрегионального и международного сотрудничества решались задачи по сохранению статуса Москвы как крупнейшего российского и мирового культурного центра. Было проведено 52 культурные программы в рамках Дней Москвы в зарубежных и российских городах и Дней зарубежных и российских городов в Москве. На базе прямых связей между учреждениями культуры Москвы и городов-партнеров проведено 165 международных и межрегиональных мероприятий. Общественно значимые массовые культурные мероприятия успешно формировали культурный облик столицы, консолидировали сознание москвичей, внесли существенный вклад в решение актуальных государственных социально-политических проблем. О масштабах этой деятельности свидетельствуют следующие цифры: всего за истекший период в той или иной степени в них приняли участие 28 млн. москвичей, более 50 тыс. профессиональных артистов и участников народных коллективов. Режиссерами, сценаристами и постановщиками было создано около 300 оригинальных творческих проектов. Особое внимание и широкий отклик у москвичей нашли мероприятия, посвященные Дню города, Рождественские праздники, мероприятия, связанные с подготовкой к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Днем России, молодежные программы патриотической направленности, акции, пропагандирующие здоровый образ жизни. Важнейшими показателями по объектам культуры являются как количественные характеристики (посещаемость <3> и др.), так и качественные - привлекательность для москвичей, а также художественный и интеллектуальный уровень предлагаемого культурного продукта. ----------------------------------- <3> Данные Москомстата по посещаемости в целом по всем возрастным группам. Исследования ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы и Института социально-политических исследований РАН проводились в молодежной аудитории. Динамика спроса на культурный продукт - рост посещаемости учреждений культуры города Москвы в 2002-2004 годах при незначительном росте числа бюджетных учреждений культуры приводится в таблице N 1. Таблица N 1 ПОСЕЩАЕМОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ (млн. чел.) ------------------------------------------------------------------- | Наименование типа учреждений культуры | 2002 | 2003 | 2004 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Театры | 3,3 | 3,4 | 3,5 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Музеи и выставочные залы | 3,1 | 3,2 | 4,25 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Библиотеки | 17,2 | 17,5 | 17,9 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Парки культуры и отдыха | 10,5 | 12,0 | 13,4 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Кинотеатры | 2,9 | 3,84 | 5,0 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Учреждения культуры клубного типа | 0,53 | 0,69 | 0,84 | | (Дворцы | | | | | культуры, Дома культуры, клубы и прочие | | | | | учреждения) | | | | ------------------------------------------------------------------- Достижению данных позитивных сдвигов способствовал целый ряд мер, предусмотренных программой. Прежде всего, это увеличение численности посетителей, получивших возможность бесплатно или на льготных условиях пользоваться культурными благами в театрах, музеях, выставочных залах, клубах по интересам, интеллект-центрах, парках культуры и отдыха и т.п. Сумма государственной компенсации для предоставления этих льгот в 2002-2004 годах составила более 40 млн. руб., что позволило воспользоваться ими 1,1 млн. москвичей. Ориентация на приобщение подрастающего поколения к культурным достижениям, взятая театрами, музеями и выставочными залами, нашла реальное отражение в неуклонном увеличении этой категории посетителей (таблица N 2). Таблица N 2 ДОСТУПНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОДУКТА - ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА БЕСПЛАТНОЙ (ЛЬГОТНОЙ) ОСНОВЕ (тыс. чел.) --------------------------------------------------------------- | Наименование учреждений культуры | 2002 | 2003 | 2004 | |------------------------------------|-------|-------|--------| | Театры (учащиеся) | 161,5 | 203,1 | 245,2 | |------------------------------------|-------|-------|--------| | Музеи и выставочные залы | 119,9 | 121,6 | 127,5 | | (учащиеся) | | | | --------------------------------------------------------------- Основные положения данной программы органически сочетались с содержанием федеральных и городских комплексных программ, затрагивавших проблемы сферы культуры, были ориентированы на решение наиболее актуальных общегосударственных и городских проблем, в том числе на воспитание гражданственности и патриотизма, противодействие негативному влиянию массовой культуры, на борьбу с такими явлениями, как правовой нигилизм, пьянство, наркомания и т.п., что придало системный характер деятельности учреждений культуры и досуга столицы, повысило ее эффективность, укрепило влияние органов власти Москвы на городскую сферу культуры и т.д. Реальное расширение возможностей для культурного досуга горожан разного уровня обеспеченности отражают результаты мониторинговых социологических опросов 2001-2004 годов, приведенные на диаграмме 2. Приводится диаграмма 2. Ориентация на обеспечение доступности культурных ценностей всем социальным слоям москвичей получила отражение в ценовой политике учреждений культуры. Доступность конкретной услуги для потенциального потребителя зависит от ее востребованности и уровня цены на нее. При этом устанавливаемые московскими учреждениями культуры цены почти всегда ниже, чем они были бы в чисто рыночных условиях, т.е. без поддержки государства. Общий объем платных услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры и досуга города в период 2002-2004 гг., ежегодно повышался и достиг в 2004 году максимального уровня - 1737,2 млн. руб. Положительная тенденция наметилась в материальной поддержке кадрового состава учреждений культуры, который является важнейшим условием развития отрасли. Согласно постановлениям Правительства Москвы от 18.12.2001 N 1157-ПП и от 02.09.2003 N 734-ПП "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" за период 2002-2004 гг. средняя заработная плата работников подведомственных учреждений культуры ежегодно увеличивалась (таблица N 3): в 2002 г. - на 44%, в 2003 г. - на 32%, в 2004 г. - на 43,2%. Таблица N 3 РОСТ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ -------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Среднемесячная | Проценты (%) | | п/п | учреждения | заработная плата | роста зарплаты | | | | (руб.) | к 2003 году | |------|----------------------|------------------------|-----------------| | | | за 2003 | за 2004 | | | | | год | год | | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 1. | Театры | 5900 | 8727 | 147,9 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 2. | Музеи | 5020 | 6844 | 136,3 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 3. | Парки культуры и | 5749 | 9108 | 158,4 | | | отдыха | | | | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 4. | Библиотеки | 2938 | 4492 | 152,9 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 5. | Дома культуры и | 2288 | 3309 | 144,6 | | | клубы | | | | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 6. | Выставочные залы | 2216 | 3015 | 136,0 | | | округов | | | | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 7. | Музыкальные школы | 3994 | 5338 | 133,7 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | | Итого по культуре | 4680 | 6631 | 141,7 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | | Кинотеатры | 4423 | 6455 | 145,9 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | | Всего по Комитету | 4701 | 6734 | 143,2 | -------------------------------------------------------------------------- Учитывая низкий уровень среднемесячной заработной платы работников библиотек, в целях дальнейшей социальной поддержки и оказания им дополнительной адресной помощи решением Правительства Москвы с 1 октября 2003 года библиотекарям установлены городские доплаты до уровня прожиточного минимума. В результате заработная плата библиотекарей системы Комитета по культуре города Москвы по сравнению с 2002 годом увеличилась на 87%. Комитет по культуре города Москвы обеспечил реализацию и своевременное финансирование обязательств Правительства Москвы по Московскому трехстороннему соглашению и Соглашению между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Правительством Москвы на 2004 год по установлению минимума оплаты труда для работников подведомственных учреждений культуры: с 1 мая 2004 года - 2000 руб., с 1 октября 2004 года - 2500 руб. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)"".