О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)". Постановление. Правительство Москвы. 05.04.05 180-ПП

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1.2. Основные итоги реализации программы
                  "Культура Москвы (2002-2004 гг.)"

     Происходящие   в   России   с  начала  90-х  годов  политические,
экономические  и  социальные  процессы  привели к частичному изменению
культурных  ориентиров  у  части  молодежи,  к  потере  в определенной
степени  традиционных культурных ценностей полиэтнического московского
мегаполиса.
     Преодоление этих тенденций стало намечаться в последние 2-3 года.
Значительная  роль в этом принадлежит разработке и успешной реализации
городской  целевой  комплексной  программы "Культура Москвы (2002-2004
гг.)",  утвержденной постановлением Правительства Москвы от 02.07.2002
N 487-ПП.
     В  ходе  реализации  программы удалось на основе целевого, научно
обоснованного,     адресного     подхода    обеспечить    согласование
направленности  функционирования  учреждений  культуры  с работой всей
социальной  сферы  города  Москвы.  Особенностью  программы  "Культура
Москвы  (2002-2004  гг.)"  стало  активное  взаимодействие Комитета по
культуре  города  Москвы  со  структурными  подразделениями  Комплекса
социальной    сферы   города   Москвы   и   с   Московским   городским
профессиональным  союзом  работников  культуры,  творческими союзами и
деятелями искусств.
     Необходимо  отметить,  что  практически  вся  система программных
мероприятий,   отраженная   в   бюджетных  показателях,  установленных
Правительством   Москвы   на  развитие  культуры,  в  2002-2004  годах
выполнена.
     За  отчетный  период  существенно  выросла доступность культурных
ценностей   и   услуг   для   населения.   Как   показали   результаты
социологических    исследований,   значение   этого   факта   получило
положительную оценку в общественном сознании горожан.
     Так, в настоящее время подавляющее большинство москвичей считает,
что в Москве есть все возможности для повышения культурного уровня <1>
(см. диаграмму 1).

-----------------------------------
     <1>   Социологическое   исследование   "Москвичи  о  возможностях
повышения  своего  образовательного,  культурного уровня и организации
досуга", ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы, М., 2003.

     Приводится  диаграмма  1  "Есть  ли  в Москве все возможности для
повышения культурного уровня?".

     Нет - 26%
     Да  - 74%

     О положительных результатах реализации программы "Культура Москвы
(2002-2004   гг.)"   свидетельствует   и   динамика  мнений  москвичей
относительно  общей  культурной  ситуации  в  столице.  Если в 2002 г.
положительную  оценку  деятельности  городских  органов власти в сфере
культуры  давали  лишь  54% жителей столицы, то в 2004 г. - уже 62%, а
среди молодежи - 73%.
     Выполнение  системы программных мероприятий учреждениями культуры
разных  типов  позволило  достичь  определенных успехов в приобщении к
культуре самых разных социальных групп москвичей.
     В  сфере  театрального искусства период реализации предшествующей
программы  характеризуется  возрастанием  интереса  москвичей  к этому
жанру  искусства.  На  московской  театральной  сцене появилось немало
новых   талантливых   постановок,   характеризующихся  оригинальностью
драматургии,  режиссерских решений и исполнительского мастерства. Было
выпущено  283  премьерных  спектакля.  Общее  число зрителей составило
более 12 млн. чел., что на 11% больше, чем за предыдущие три года.
     Впервые  в  городе Москве осуществлялось бюджетное финансирование
не   только   репертуарных   театров,   но  и  независимых  творческих
коллективов    различных    организационно-правовых   форм   и   видов
собственности (на конкурсной основе).
     Развитию  театрального  искусства  в  Москве  способствовали  уже
получившие  признание  и  новые  фестивальные  и конкурсные проекты, в
частности,  "Золотая маска", Международный театральный фестиваль имени
А.П. Чехова, Пасхальный фестиваль, театральный проект "Открытая сцена"
и др.
     Музеи  и  выставочные  залы  Москвы  за истекший период развивали
новые  формы работы с населением города и гостями столицы. Пополнялись
новыми, в том числе уникальными, экспонатами музейные фонды.
     В   выставочных   залах   города  демонстрировались  произведения
художников  из  многих  стран  ближнего и дальнего зарубежья, регионов
России.
     Всего  в  Москве  за три года прошло более 1200 выставок, которые
посетили свыше 10 млн. человек.
     Ярким событием в жизни города стало проведение Дней исторического
и культурного наследия.
     Была   продолжена   работа   по   совершенствованию  деятельности
библиотек,  расширению книжного фонда, расширению работы с населением.
Как   хорошее   и  удовлетворительное  оценивают  состояние  публичных
библиотек 75% экспертов <2>.

-----------------------------------
     <2> Социологическое исследование "О состоянии публичных библиотек
в Москве", ЕНМЦ, ИСПИ РАН, М., 2004.

     Принципиально  новый  подход  к работе с населением характеризует
разработанную   и   принятую  Программу  развития  на  базе  библиотек
комплексных интеллект-центров.
     Активно развивалась работа в клубах и Домах культуры. За истекший
период  в  клубных  учреждениях работало свыше 5600 формирований, было
проведено  около  50  тыс.  культурно-досуговых  мероприятий,  которые
посетили 1,5 млн. человек.
     Наиболее    доступными,    демократичными,    посещаемыми   всеми
категориями  населения  объектами  социально-культурной инфраструктуры
оставались  парки  культуры и отдыха. За три истекших года их посетило
более  30  млн. человек, что на 12% больше, чем в предыдущий период. С
целью оптимизации развития парков столицы в новых условиях в 2004 году
была разработана Концепция комплексного развития "Парки Москвы".
     За  отчетный  период  82 государственных муниципальных кинотеатра
посетило  около 9 млн. чел. Валовой сбор от кинопроката составил более
8  млн.  руб.  Основным  стратегическим направлением в ходе реализации
программы  в  области  кинофикации  и  кинопроката  являлось повышение
уровня   государственного   регулирования  в  этой  сфере,  увеличение
численности  фильмов  отечественного  производства.  В результате этой
работы  количество отечественных фильмов на московском экране возросло
с 5% в 2002 году до 14% в 2004 году.
     В    ходе    выполнения   мероприятий   программы   в   городских
образовательных  учреждениях  -  детских  музыкальных  школах,  школах
искусств,  средних  специальных  учебных  заведениях удалось сохранить
устойчивый  рост числа учащихся, повысить качество образования за счет
новых методик и привлечения квалифицированных кадров.
     В сотрудничестве с таможенными и правоохранительными органами был
усилен контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей через границу
Российской Федерации.
     Устанавливались   памятники   и   мемориальные  доски  выдающимся
деятелям  истории,  культуры  и  искусства  в  Москве, других регионах
России  и  за  рубежом  при  широком  участии  общественности, органов
местного самоуправления.
     В   области   межрегионального  и  международного  сотрудничества
решались   задачи   по   сохранению  статуса  Москвы  как  крупнейшего
российского и мирового культурного центра.
     Было  проведено  52  культурные  программы в рамках Дней Москвы в
зарубежных и российских городах и Дней зарубежных и российских городов
в  Москве.  На базе прямых связей между учреждениями культуры Москвы и
городов-партнеров   проведено   165  международных  и  межрегиональных
мероприятий.
     Общественно  значимые  массовые  культурные  мероприятия  успешно
формировали   культурный   облик   столицы,  консолидировали  сознание
москвичей,    внесли   существенный   вклад   в   решение   актуальных
государственных   социально-политических  проблем.  О  масштабах  этой
деятельности свидетельствуют следующие цифры: всего за истекший период
в  той или иной степени в них приняли участие 28 млн. москвичей, более
50  тыс.  профессиональных артистов и участников народных коллективов.
Режиссерами,  сценаристами  и  постановщиками  было  создано около 300
оригинальных творческих проектов.
     Особое  внимание  и широкий отклик у москвичей нашли мероприятия,
посвященные   Дню   города,   Рождественские  праздники,  мероприятия,
связанные  с  подготовкой  к  60-летию  Победы в Великой Отечественной
войне,    Днем    России,    молодежные    программы    патриотической
направленности, акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.
     Важнейшими   показателями   по  объектам  культуры  являются  как
количественные   характеристики   (посещаемость  <3>  и  др.),  так  и
качественные - привлекательность для москвичей, а также художественный
и интеллектуальный уровень предлагаемого культурного продукта.

-----------------------------------
     <3> Данные Москомстата по посещаемости в целом по всем возрастным
группам.  Исследования  ЕНМЦ  Комитета  по  культуре  города  Москвы и
Института   социально-политических   исследований  РАН  проводились  в
молодежной аудитории.

     Динамика   спроса  на  культурный  продукт  -  рост  посещаемости
учреждений культуры города Москвы в 2002-2004 годах при незначительном
росте числа бюджетных учреждений культуры приводится в таблице N 1.

                                                           Таблица N 1

                   ПОСЕЩАЕМОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

                                                           (млн. чел.)
-------------------------------------------------------------------
| Наименование типа учреждений культуры   | 2002  | 2003  | 2004  |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Театры                                  | 3,3   | 3,4   | 3,5   |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Музеи и выставочные залы                | 3,1   | 3,2   | 4,25  |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Библиотеки                              | 17,2  | 17,5  | 17,9  |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Парки культуры и отдыха                 | 10,5  | 12,0  | 13,4  |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Кинотеатры                              | 2,9   | 3,84  | 5,0   |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Учреждения культуры клубного типа       | 0,53  | 0,69  | 0,84  |
| (Дворцы                                 |       |       |       |
| культуры, Дома культуры, клубы и прочие |       |       |       |
| учреждения)                             |       |       |       |
-------------------------------------------------------------------

     Достижению данных позитивных сдвигов способствовал целый ряд мер,
предусмотренных  программой.  Прежде всего, это увеличение численности
посетителей, получивших возможность бесплатно или на льготных условиях
пользоваться культурными благами в театрах, музеях, выставочных залах,
клубах  по  интересам,  интеллект-центрах,  парках культуры и отдыха и
т.п. Сумма государственной компенсации для предоставления этих льгот в
2002-2004   годах   составила   более  40  млн.  руб.,  что  позволило
воспользоваться ими 1,1 млн. москвичей.
     Ориентация  на  приобщение  подрастающего  поколения к культурным
достижениям,  взятая  театрами,  музеями  и выставочными залами, нашла
реальное  отражение в неуклонном увеличении этой категории посетителей
(таблица N 2).

                                                           Таблица N 2

            ДОСТУПНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОДУКТА -
         ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА БЕСПЛАТНОЙ
                          (ЛЬГОТНОЙ) ОСНОВЕ

                                                           (тыс. чел.)
---------------------------------------------------------------
| Наименование учреждений культуры   | 2002  | 2003  | 2004   |
|------------------------------------|-------|-------|--------|
| Театры (учащиеся)                  | 161,5 | 203,1 | 245,2  |
|------------------------------------|-------|-------|--------|
| Музеи и выставочные залы           | 119,9 | 121,6 | 127,5  |
| (учащиеся)                         |       |       |        |
---------------------------------------------------------------

     Основные  положения  данной  программы  органически  сочетались с
содержанием    федеральных    и    городских   комплексных   программ,
затрагивавших  проблемы  сферы культуры, были ориентированы на решение
наиболее  актуальных  общегосударственных  и  городских проблем, в том
числе  на  воспитание гражданственности и патриотизма, противодействие
негативному  влиянию  массовой культуры, на борьбу с такими явлениями,
как  правовой  нигилизм,  пьянство,  наркомания  и  т.п.,  что придало
системный  характер деятельности учреждений культуры и досуга столицы,
повысило  ее  эффективность, укрепило влияние органов власти Москвы на
городскую сферу культуры и т.д.
     Реальное  расширение  возможностей для культурного досуга горожан
разного   уровня  обеспеченности  отражают  результаты  мониторинговых
социологических опросов 2001-2004 годов, приведенные на диаграмме 2.

     Приводится диаграмма 2.

     Ориентация  на  обеспечение доступности культурных ценностей всем
социальным  слоям  москвичей  получила  отражение  в  ценовой политике
учреждений  культуры. Доступность конкретной услуги для потенциального
потребителя  зависит  от ее востребованности и уровня цены на нее. При
этом  устанавливаемые  московскими  учреждениями  культуры  цены почти
всегда  ниже,  чем  они  были  бы  в чисто рыночных условиях, т.е. без
поддержки  государства.  Общий  объем  платных  услуг, предоставляемых
населению  учреждениями  культуры  и  досуга города в период 2002-2004
гг.,  ежегодно  повышался  и достиг в 2004 году максимального уровня -
1737,2 млн. руб.
     Положительная   тенденция  наметилась  в  материальной  поддержке
кадрового  состава  учреждений  культуры,  который  является важнейшим
условием   развития  отрасли.  Согласно  постановлениям  Правительства
Москвы  от  18.12.2001 N 1157-ПП и от 02.09.2003 N 734-ПП "О повышении
тарифных  ставок  (окладов)  Единой  тарифной  сетки  по  оплате труда
работников  организаций  бюджетной  сферы"  за  период  2002-2004  гг.
средняя   заработная   плата  работников  подведомственных  учреждений
культуры  ежегодно  увеличивалась (таблица N 3): в 2002 г. - на 44%, в
2003 г. - на 32%, в 2004 г. - на 43,2%.

                                                           Таблица N 3

           РОСТ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ
                 ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

--------------------------------------------------------------------------
| N    | Наименование         | Среднемесячная         | Проценты (%)    |
| п/п  | учреждения           | заработная плата       | роста зарплаты  |
|      |                      | (руб.)                 | к 2003 году     |
|------|----------------------|------------------------|-----------------|
|      |                      | за 2003  |  за 2004    |                 |
|      |                      | год      |  год        |                 |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 1.   | Театры               | 5900     |  8727       |  147,9          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 2.   | Музеи                | 5020     |  6844       |  136,3          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 3.   | Парки культуры и     | 5749     |  9108       |  158,4          |
|      | отдыха               |          |             |                 |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 4.   | Библиотеки           | 2938     |  4492       |  152,9          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 5.   | Дома культуры и      | 2288     |  3309       |  144,6          |
|      | клубы                |          |             |                 |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 6.   | Выставочные залы     | 2216     |  3015       |  136,0          |
|      | округов              |          |             |                 |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 7.   | Музыкальные школы    | 3994     |  5338       |  133,7          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
|      | Итого по культуре    | 4680     |  6631       |  141,7          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
|      | Кинотеатры           | 4423     |  6455       |  145,9          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
|      | Всего по Комитету    | 4701     |  6734       |  143,2          |
--------------------------------------------------------------------------

     Учитывая   низкий   уровень   среднемесячной   заработной   платы
работников  библиотек,  в  целях  дальнейшей  социальной  поддержки  и
оказания  им  дополнительной  адресной  помощи  решением Правительства
Москвы  с  1  октября  2003  года  библиотекарям установлены городские
доплаты до уровня прожиточного минимума. В результате заработная плата
библиотекарей  системы Комитета по культуре города Москвы по сравнению
с 2002 годом увеличилась на 87%.
     Комитет   по   культуре  города  Москвы  обеспечил  реализацию  и
своевременное  финансирование  обязательств  Правительства  Москвы  по
Московскому трехстороннему соглашению и Соглашению между Министерством
труда  и  социального  развития  Российской Федерации и Правительством
Москвы   на  2004  год  по  установлению  минимума  оплаты  труда  для
работников  подведомственных  учреждений культуры: с 1 мая 2004 года -
2000 руб., с 1 октября 2004 года - 2500 руб.

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа