О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 5 апреля 2005 г. N 180-ПП (Д) В целях решения задач комплексного социально-экономического развития города в соответствии с основными направлениями государственной политики в сфере культуры, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2000 г. N 955 "О федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005 годы)", и в соответствии с Законом города Москвы от 11 июля 2001 г. N 34 "О государственных целевых программах в городе Москве" Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить городскую целевую комплексную программу "Культура Москвы (2005-2007 гг.)" (далее - Программа) согласно приложению. 2. Определить основными задачами реализации Программы устойчивое развитие отрасли культуры и расширение культурного пространства города за счет развития творческих инициатив, укрепления материально-технической базы учреждений культуры и творческих коллективов, организации их взаимодействия с общественными и творческими организациями, действующими в сфере культуры и искусства. Нацелить деятельность исполнителей и участников программных мероприятий на решение актуальных проблем города: - гражданско-патриотическое воспитание; - воспитание культуры межнациональных отношений; - развитие системы художественного и эстетического воспитания детей; - обеспечение доступности культурных ценностей; - организация системы социально-культурной реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; - пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании и алкоголизма; - профилактика беспризорности и безнадзорности среди детей и подростков. 3. Возложить на Комитет по культуре города Москвы функции государственного заказчика - координатора работы по выполнению мероприятий Программы. Обеспечить взаимоувязанность ее положений с федеральной целевой программой "Культура России (2001-2005 годы)", Генеральным планом развития Москвы до 2020 года, а также целевыми программами структурных подразделений Правительства Москвы, участвующих в реализации социальной политики города. 4. Возложить функции государственных заказчиков Программы в части, их касающейся, на Департамент образования города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Департамент экономической политики и развития города Москвы, Комитет по делам семьи и молодежи города Москвы, Комитет физической культуры и спорта города Москвы, Комитет общественных связей города Москвы, Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы в целях обеспечения безусловного выполнения Программы. Государственным заказчикам представлять в Комитет по культуре города Москвы информацию о ходе выполнения мероприятий Программы за каждое полугодие (1 августа и 1 февраля) с указанием финансовых затрат. 5. Определить статус Программы как базового документа для разработки планов, программ и проектов социально-экономического развития административных округов и города в целом в части развития сферы культуры и искусства. 6. Считать Целевую комплексную программу развития публичных библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров на 2004-2006 годы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 8 июня 2004 г. N 389-ПП, подпрограммой в составе городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)". 7. Комитету общественных связей города Москвы, Комитету по делам семьи и молодежи города Москвы в ходе реализации Программы организовать взаимодействие учреждений культуры и общественных организаций города, в том числе профсоюзов, ветеранских организаций, национальных объединений, в воспитательной работе с детьми и молодежью и поддержку негосударственных организаций, действующих в сфере культуры. 8. Префектурам административных округов города Москвы внести изменения в программы социально-экономического развития округов, руководствуясь задачами, приоритетными направлениями работы и мероприятиями в сфере культуры, предусмотренными Программой, исходя из возможностей средств целевого бюджетного фонда развития территорий города Москвы в пределах годовых лимитов, предусмотренных на эти цели в 2005-2007 гг. 9. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30 ноября 2004 г. N 824-ПП "О выводе сторонних организаций с территорий парков культуры и отдыха "Сокольники", "Измайлово" и "Фили" префектурам Восточного и Западного административных округов города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы, Комитетом по культуре города Москвы и дирекциями государственных учреждений культуры (парки культуры и отдыха) активизировать в 2005 году работу по выводу сторонних непрофильных предприятий и организаций с территорий парков культуры и отдыха города Москвы. 10. Комитету по культуре города Москвы осуществлять финансирование мероприятий Программы за счет и в пределах средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год. 11. Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы организовать работу по информационному обеспечению Программы в городских средствах массовой информации. 12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И. О ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно в I квартале. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 5 апреля 2005 г. N 180-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 5 апреля 2005 года N 180-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)" Паспорт городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)" ----------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы | | Программы | (2005-2007 гг.)" | |----------------------|----------------------------------------------------------------| | Дата принятия | Распоряжение Правительства Москвы от 27.12.2004 N 2619-РП | | правового акта о | "О Плане работы Правительства Москвы на первое полугодие | | разработке | 2005 года" | | Программы | | |----------------------|----------------------------------------------------------------| | Государственный | Комитет по культуре города Москвы | | заказчик - | | | координатор | | | Программы | | |----------------------|----------------------------------------------------------------| | Государственные | Департаменты: образования, социальной защиты населения, | | заказчики | экономической политики и развития города Москвы; Комитеты: | | | по делам семьи и молодежи, физической культуры и спорта, | | | общественных связей, межрегиональных связей и национальной | | | политики города Москвы | |----------------------|----------------------------------------------------------------| | Основные | - структурные подразделения Комитета по культуре города | | разработчики | Москвы; | | Программы |----------------------------------------------------------------| | | - Институт социально-политических исследований Российской | | | академии наук; | | |----------------------------------------------------------------| | | - Единый научно-методический центр Комитета по культуре | | | города Москвы ООО; | | |----------------------------------------------------------------| | | - "Экокультура" | |----------------------|----------------------------------------------------------------| | Цель Программы | Основной целью Программы являются оптимизация и | | | модернизация культурной сферы столицы, ее творческое и | | | технологическое совершенствование, повышение роли культуры | | | в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга жителей | | | столицы | |----------------------|----------------------------------------------------------------| | Задачи Программы | - совершенствование форм государственной поддержки | | | творческой деятельности, создание благоприятных условий для | | | развития и реализации имеющегося потенциала творческих сил | | | столицы; | | |----------------------------------------------------------------| | | - комплексная модернизация и создание инфраструктуры | | | учреждений культуры города с целью повышения культурного | | | уровня и разнообразия услуг в досуговой сфере. Развитие | | | многофункциональных культурных центров на базе | | | "классических" учреждений культуры; | | |----------------------------------------------------------------| | | - устранение неравномерности развития социально-культурной | | | инфраструктуры в округах и районах города. Приоритетное | | | развитие социально-культурной инфраструктуры в новых, | | | особенно отдаленных от центральной части города, жилых | | | массивах; | | |----------------------------------------------------------------| | | - обеспечение приоритетного развития учреждений культуры и | | | досуга, ориентированных на работу с подростками и | | | молодежью. Разработка и создание системы новых учреждений - | | | молодежных многофункциональных центров клубного типа; | | |----------------------------------------------------------------| | | - повышение уровня взаимодействия учреждений и организаций | | | культуры в создании и реализации совместных творческих | | | проектов, а также эффективное использование возможностей | | | современной информационно-коммуникативной среды для | | | проведения культурной политики города; | | |----------------------------------------------------------------| | | - организация и поддержка в условиях многонационального | | | мегаполиса различных форм межнационального культурного | | | обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост | | | взаимопонимания и взаимоуважения жителей города различных | | | наций и народностей; | | |----------------------------------------------------------------| | | - наращивание межрегиональных и международных культурных | | | связей Москвы в целом и прямых партнерских связей отдельных | | | творческих коллективов и учреждений культуры; | | |----------------------------------------------------------------| | | - дальнейшее развитие материально-технической и финансовой | | | базы учреждений культуры города | |----------------------|----------------------------------------------------------------| | Сроки и этапы | 2005-2007 годы | | выполнения | | | Программы | | |----------------------|----------------------------------------------------------------| | Перечень разделов и | 1. Развитие учреждений культуры города и совершенствование | | основных | их деятельности. Система мероприятий Комитета по культуре | | мероприятий | города Москвы по всем типам учреждений культуры и видам | | | деятельности. | | |----------------------------------------------------------------| | | 2. Взаимодействие Комитета по культуре города Москвы со | | | структурными подразделениями Комплекса социальной сферы | | | города Москвы, Комплекса развития научно-производственного | | | потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных | | | отношений и с Московским городским профессиональным союзом | | | работников культуры. Система совместных мероприятий | | | структурных подразделений Комплекса социальной сферы города | | | Москвы и подразделений Комплекса развития научно- | | | производственного потенциала города Москвы, межрегиональных | | | и общественных отношений с Комитетом по культуре города | | | Москвы. | | |----------------------------------------------------------------| | | 3. Укрепление и развитие материально-технической базы | | | учреждений культуры. Система мероприятий по укреплению и | | | развитию материально-технической базы учреждений культуры, | | | включая информатизацию отрасли и оснащение | | | специализированным оборудованием | |----------------------|----------------------------------------------------------------| | Исполнители | Комитет по культуре города Москвы, подразделения Комплекса | | разделов | социальной сферы города Москвы, подразделения Комплекса | | и основных | развития научно-производственного потенциала города Москвы, | | мероприятий | межрегиональных и общественных отношений, учреждения и | | | организации культуры города Москвы, префектуры | | | административных округов города Москвы, научные и | | | образовательные организации, творческие союзы и деятели | | | искусств | |----------------------|----------------------------------------------------------------| | Объемы и источники | Объем бюджетного финансирования, необходимый для реализации | | финансирования | Программы, уточняется ежегодно при формировании бюджета на | | Программы | очередной финансовый год исходя из возможностей бюджета | | | города Москвы и его доходной части. | | | Впервые в Программе рассматривается возможность | | | финансирования | | | реализации мероприятий в период 2005-2007 годов по трем | | | вариантам: базовому, реалистическому, оптимистическому. | | | При этом предусматриваются наращивания и стабилизации | | | внебюджетной составляющей в структуре общего бюджета | | | учреждений | | | культуры в размере до 30%. | | |----------------------------------------------------------------| | | Сроки по | Объемы финансирования Программы, млн. руб., | | | годам | по вариантам | | |---------------|------------------------------------------------| | | | базовый | реалистический| оптимистический | | |---------------|----------|---------------|---------------------| | | 2005-2007 гг. | 49056,8 | 54344,1 | 63432,8 | | |---------------|----------|---------------|---------------------| | | В том числе: | | | | | |---------------|----------|---------------|---------------------| | | 2005 | 14421,4 | 15086,5 | 15086,5 | | |---------------|----------|---------------|---------------------| | | 2006 | 16272,5 | 18085,9 | 21382,7 | | |---------------|----------|---------------|---------------------| | | 2007 | 18363,9 | 21171,7 | 26963,6 | |----------------------|----------------------------------------------------------------| | Ожидаемые | 1. Повышение художественного и профессионального уровня, | | результаты | разнообразия культурной среды города за счет | | выполнения | государственной поддержки творческих сил в театральной и | | Программы | концертно-гастрольной, музейно-выставочной, а также в | | | сфере художественного образования, кинематографии, охраны | | | художественного наследия и др. | | |----------------------------------------------------------------| | | 2. Совершенствование и модернизация деятельности учреждений | | | сферы культуры (музеев, выставочных залов, библиотек, | | | клубов, парков культуры и отдыха, кинотеатров), мобилизация | | | их резервов за счет внедрения новых коммуникативных, | | | информационных и управленческих технологий, а также | | | укрепления сотрудничества с общественными объединениями и | | | творческими союзами. | | |----------------------------------------------------------------| | | 3. Создание на основе действующих учреждений культуры | | | многофункциональных культурных центров с развитой | | | инфраструктурой за счет освоения современных форм | | | культурно-досуговой деятельности и внедрения современных | | | учреждений культуры - молодежных многофункциональных | | | центров. | | |----------------------------------------------------------------| | | 4. Достижение инновационного развития и расширения | | | культурной среды города за счет укрепления культурных | | | традиций и введения новаций в культурную жизнь Москвы. | | |----------------------------------------------------------------| | | 5. Обеспечение доступности учреждений культуры, культурных | | | благ для всех категорий населения путем равномерного | | | развития социально-культурной инфраструктуры во всех | | | районах города, а также за счет льготного и бесплатного | | | посещения культурных учреждений учащимися, создания | | | необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями. | | |----------------------------------------------------------------| | | 6. Формирование позитивного образа Москвы, повышение ее | | | международного авторитета за счет интеграции культуры | | | города в мировое и общероссийское культурное пространство. | | |----------------------------------------------------------------| | | 7. Гармонизация межнациональных отношений на основе | | | взаимодействия и взаимообмена культур жителей | | | многонационального мегаполиса. | | |----------------------------------------------------------------| | | 8. Достижение нового качественного уровня в кадровом, | | | социальном, правовом и научно-методическом обеспечении, | | | рост социальной защищенности работников отрасли, повышение | | | престижа работы в учреждениях культуры города. | | |----------------------------------------------------------------| | | 9. Устойчивое функционирование и развитие учреждений | | | культуры города за счет планомерного укрепления | | | материально-технической базы, в том числе за счет ввода | | | дополнительных площадей учреждений культуры в количестве | | | 95416,6 (базовый вариант), 106510,5 (реалистический | | | вариант), 221899,2 кв. м (оптимистический вариант). Кроме | | | того, за счет проведения капитального ремонта: при базовом | | | варианте - 48 объектов культуры, при реалистическом - 51 | | | объект культуры, при оптимистическом варианте - 110 | | | объектов культуры | ----------------------------------------------------------------------------------------- Введение Настоящая Программа является основным базовым документом для разработки планов, программ и проектов социально-экономического развития административных округов и города Москвы в целом в части развития сферы культуры и искусства на период 2005-2007 гг. При создании Программы применен программно-целевой метод, направленный на развитие культуры Москвы в период продолжающихся качественных социально-экономических реформ. Система мероприятий Программы отражает преемственность с выполненной городской целевой комплексной программой "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" и согласована с действующими городскими и федеральными целевыми программами. Пути решения проблем культурной сферы, предложенные в Программе, учитывают опыт реализации государственной культурной политики в 2002-2004 годах, а также основаны на результатах фундаментальных комплексных научных исследований, проведенных Единым научно-методическим центром Комитета по культуре города Москвы совместно с Институтом социально-политических исследований Российской академии наук в 2002-2004 гг., среди которых: "Социальная сфера города в оценках населения столицы", "Москвичи о повышении своего образовательного, культурного уровня и организации досуга", "Москвичи о состоянии публичных библиотек города", "Мнение москвичей о театрах, театральном искусстве: состояние и тенденции развития", "Влияние средств массовой информации на формирование культурных запросов молодежи в Москве", "Молодежь и преступность", "Профилактика негативных явлений в молодежной среде средствами культуры и искусства", "Молодые москвичи об историко-культурных, патриотических и интернациональных традициях столицы", "Экология сознания, духовности и культуры", "Молодежь и музыка", "Клуб - вчера, сегодня и завтра", "Клуб - центр культурных традиций и инноваций", "Москвичи о символике Москвы и России". Информационно-аналитическими источниками Программы являются материалы Московского городского комитета государственной статистики, подразделений Комплекса социальной сферы Правительства Москвы, ГИВЦ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Единого научно-методического центра Комитета по культуре города Москвы, Института социально-политических исследований Российской академии наук, официальная информация органов государственной власти, учреждений культуры, общественных объединений и творческих союзов. Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ 1.1. Обоснование применения программных методов для модернизации и целевой поддержки сферы культуры города Москвы Опыт культурного строительства в современных условиях и большой культурный потенциал столицы обуславливают необходимость систематической комплексной модернизации и целевой поддержки развития сферы культуры города. Инструментом осуществления стратегических и оперативных мер по реализации культурной политики Правительства Москвы должна стать городская целевая комплексная программа "Культура Москвы (2005-2007 гг.)". Многообразие учреждений культуры и сфер их деятельности, составляющих отрасль культуры Москвы, необходимость решать стоящие перед ней проблемы в тесном взаимодействии с органами власти всех уровней, с государственными и негосударственными учреждениями, общественными организациями и творческими союзами обуславливают необходимость решения поставленных задач программными методами в рамках городской целевой программы. Полноценное достижение конкретных и перспективных целей в развитии такого сложного комплекса как культура Москвы возможно только при наличии среднесрочного стратегического плана - программы комплексного развития. 1.2. Основные итоги реализации программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" Происходящие в России с начала 90-х годов политические, экономические и социальные процессы привели к частичному изменению культурных ориентиров у части молодежи, к потере в определенной степени традиционных культурных ценностей полиэтнического московского мегаполиса. Преодоление этих тенденций стало намечаться в последние 2-3 года. Значительная роль в этом принадлежит разработке и успешной реализации городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)", утвержденной постановлением Правительства Москвы от 02.07.2002 N 487-ПП. В ходе реализации программы удалось на основе целевого, научно обоснованного, адресного подхода обеспечить согласование направленности функционирования учреждений культуры с работой всей социальной сферы города Москвы. Особенностью программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" стало активное взаимодействие Комитета по культуре города Москвы со структурными подразделениями Комплекса социальной сферы города Москвы и с Московским городским профессиональным союзом работников культуры, творческими союзами и деятелями искусств. Необходимо отметить, что практически вся система программных мероприятий, отраженная в бюджетных показателях, установленных Правительством Москвы на развитие культуры, в 2002-2004 годах выполнена. За отчетный период существенно выросла доступность культурных ценностей и услуг для населения. Как показали результаты социологических исследований, значение этого факта получило положительную оценку в общественном сознании горожан. Так, в настоящее время подавляющее большинство москвичей считает, что в Москве есть все возможности для повышения культурного уровня <1> (см. диаграмму 1). ----------------------------------- <1> Социологическое исследование "Москвичи о возможностях повышения своего образовательного, культурного уровня и организации досуга", ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы, М., 2003. Приводится диаграмма 1 "Есть ли в Москве все возможности для повышения культурного уровня?". Нет - 26% Да - 74% О положительных результатах реализации программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" свидетельствует и динамика мнений москвичей относительно общей культурной ситуации в столице. Если в 2002 г. положительную оценку деятельности городских органов власти в сфере культуры давали лишь 54% жителей столицы, то в 2004 г. - уже 62%, а среди молодежи - 73%. Выполнение системы программных мероприятий учреждениями культуры разных типов позволило достичь определенных успехов в приобщении к культуре самых разных социальных групп москвичей. В сфере театрального искусства период реализации предшествующей программы характеризуется возрастанием интереса москвичей к этому жанру искусства. На московской театральной сцене появилось немало новых талантливых постановок, характеризующихся оригинальностью драматургии, режиссерских решений и исполнительского мастерства. Было выпущено 283 премьерных спектакля. Общее число зрителей составило более 12 млн. чел., что на 11% больше, чем за предыдущие три года. Впервые в городе Москве осуществлялось бюджетное финансирование не только репертуарных театров, но и независимых творческих коллективов различных организационно-правовых форм и видов собственности (на конкурсной основе). Развитию театрального искусства в Москве способствовали уже получившие признание и новые фестивальные и конкурсные проекты, в частности, "Золотая маска", Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова, Пасхальный фестиваль, театральный проект "Открытая сцена" и др. Музеи и выставочные залы Москвы за истекший период развивали новые формы работы с населением города и гостями столицы. Пополнялись новыми, в том числе уникальными, экспонатами музейные фонды. В выставочных залах города демонстрировались произведения художников из многих стран ближнего и дальнего зарубежья, регионов России. Всего в Москве за три года прошло более 1200 выставок, которые посетили свыше 10 млн. человек. Ярким событием в жизни города стало проведение Дней исторического и культурного наследия. Была продолжена работа по совершенствованию деятельности библиотек, расширению книжного фонда, расширению работы с населением. Как хорошее и удовлетворительное оценивают состояние публичных библиотек 75% экспертов <2>. ----------------------------------- <2> Социологическое исследование "О состоянии публичных библиотек в Москве", ЕНМЦ, ИСПИ РАН, М., 2004. Принципиально новый подход к работе с населением характеризует разработанную и принятую Программу развития на базе библиотек комплексных интеллект-центров. Активно развивалась работа в клубах и Домах культуры. За истекший период в клубных учреждениях работало свыше 5600 формирований, было проведено около 50 тыс. культурно-досуговых мероприятий, которые посетили 1,5 млн. человек. Наиболее доступными, демократичными, посещаемыми всеми категориями населения объектами социально-культурной инфраструктуры оставались парки культуры и отдыха. За три истекших года их посетило более 30 млн. человек, что на 12% больше, чем в предыдущий период. С целью оптимизации развития парков столицы в новых условиях в 2004 году была разработана Концепция комплексного развития "Парки Москвы". За отчетный период 82 государственных муниципальных кинотеатра посетило около 9 млн. чел. Валовой сбор от кинопроката составил более 8 млн. руб. Основным стратегическим направлением в ходе реализации программы в области кинофикации и кинопроката являлось повышение уровня государственного регулирования в этой сфере, увеличение численности фильмов отечественного производства. В результате этой работы количество отечественных фильмов на московском экране возросло с 5% в 2002 году до 14% в 2004 году. В ходе выполнения мероприятий программы в городских образовательных учреждениях - детских музыкальных школах, школах искусств, средних специальных учебных заведениях удалось сохранить устойчивый рост числа учащихся, повысить качество образования за счет новых методик и привлечения квалифицированных кадров. В сотрудничестве с таможенными и правоохранительными органами был усилен контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей через границу Российской Федерации. Устанавливались памятники и мемориальные доски выдающимся деятелям истории, культуры и искусства в Москве, других регионах России и за рубежом при широком участии общественности, органов местного самоуправления. В области межрегионального и международного сотрудничества решались задачи по сохранению статуса Москвы как крупнейшего российского и мирового культурного центра. Было проведено 52 культурные программы в рамках Дней Москвы в зарубежных и российских городах и Дней зарубежных и российских городов в Москве. На базе прямых связей между учреждениями культуры Москвы и городов-партнеров проведено 165 международных и межрегиональных мероприятий. Общественно значимые массовые культурные мероприятия успешно формировали культурный облик столицы, консолидировали сознание москвичей, внесли существенный вклад в решение актуальных государственных социально-политических проблем. О масштабах этой деятельности свидетельствуют следующие цифры: всего за истекший период в той или иной степени в них приняли участие 28 млн. москвичей, более 50 тыс. профессиональных артистов и участников народных коллективов. Режиссерами, сценаристами и постановщиками было создано около 300 оригинальных творческих проектов. Особое внимание и широкий отклик у москвичей нашли мероприятия, посвященные Дню города, Рождественские праздники, мероприятия, связанные с подготовкой к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, Днем России, молодежные программы патриотической направленности, акции, пропагандирующие здоровый образ жизни. Важнейшими показателями по объектам культуры являются как количественные характеристики (посещаемость <3> и др.), так и качественные - привлекательность для москвичей, а также художественный и интеллектуальный уровень предлагаемого культурного продукта. ----------------------------------- <3> Данные Москомстата по посещаемости в целом по всем возрастным группам. Исследования ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы и Института социально-политических исследований РАН проводились в молодежной аудитории. Динамика спроса на культурный продукт - рост посещаемости учреждений культуры города Москвы в 2002-2004 годах при незначительном росте числа бюджетных учреждений культуры приводится в таблице N 1. Таблица N 1 ПОСЕЩАЕМОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ (млн. чел.) ------------------------------------------------------------------- | Наименование типа учреждений культуры | 2002 | 2003 | 2004 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Театры | 3,3 | 3,4 | 3,5 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Музеи и выставочные залы | 3,1 | 3,2 | 4,25 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Библиотеки | 17,2 | 17,5 | 17,9 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Парки культуры и отдыха | 10,5 | 12,0 | 13,4 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Кинотеатры | 2,9 | 3,84 | 5,0 | |-----------------------------------------|-------|-------|-------| | Учреждения культуры клубного типа | 0,53 | 0,69 | 0,84 | | (Дворцы | | | | | культуры, Дома культуры, клубы и прочие | | | | | учреждения) | | | | ------------------------------------------------------------------- Достижению данных позитивных сдвигов способствовал целый ряд мер, предусмотренных программой. Прежде всего, это увеличение численности посетителей, получивших возможность бесплатно или на льготных условиях пользоваться культурными благами в театрах, музеях, выставочных залах, клубах по интересам, интеллект-центрах, парках культуры и отдыха и т.п. Сумма государственной компенсации для предоставления этих льгот в 2002-2004 годах составила более 40 млн. руб., что позволило воспользоваться ими 1,1 млн. москвичей. Ориентация на приобщение подрастающего поколения к культурным достижениям, взятая театрами, музеями и выставочными залами, нашла реальное отражение в неуклонном увеличении этой категории посетителей (таблица N 2). Таблица N 2 ДОСТУПНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОДУКТА - ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА БЕСПЛАТНОЙ (ЛЬГОТНОЙ) ОСНОВЕ (тыс. чел.) --------------------------------------------------------------- | Наименование учреждений культуры | 2002 | 2003 | 2004 | |------------------------------------|-------|-------|--------| | Театры (учащиеся) | 161,5 | 203,1 | 245,2 | |------------------------------------|-------|-------|--------| | Музеи и выставочные залы | 119,9 | 121,6 | 127,5 | | (учащиеся) | | | | --------------------------------------------------------------- Основные положения данной программы органически сочетались с содержанием федеральных и городских комплексных программ, затрагивавших проблемы сферы культуры, были ориентированы на решение наиболее актуальных общегосударственных и городских проблем, в том числе на воспитание гражданственности и патриотизма, противодействие негативному влиянию массовой культуры, на борьбу с такими явлениями, как правовой нигилизм, пьянство, наркомания и т.п., что придало системный характер деятельности учреждений культуры и досуга столицы, повысило ее эффективность, укрепило влияние органов власти Москвы на городскую сферу культуры и т.д. Реальное расширение возможностей для культурного досуга горожан разного уровня обеспеченности отражают результаты мониторинговых социологических опросов 2001-2004 годов, приведенные на диаграмме 2. Приводится диаграмма 2. Ориентация на обеспечение доступности культурных ценностей всем социальным слоям москвичей получила отражение в ценовой политике учреждений культуры. Доступность конкретной услуги для потенциального потребителя зависит от ее востребованности и уровня цены на нее. При этом устанавливаемые московскими учреждениями культуры цены почти всегда ниже, чем они были бы в чисто рыночных условиях, т.е. без поддержки государства. Общий объем платных услуг, предоставляемых населению учреждениями культуры и досуга города в период 2002-2004 гг., ежегодно повышался и достиг в 2004 году максимального уровня - 1737,2 млн. руб. Положительная тенденция наметилась в материальной поддержке кадрового состава учреждений культуры, который является важнейшим условием развития отрасли. Согласно постановлениям Правительства Москвы от 18.12.2001 N 1157-ПП и от 02.09.2003 N 734-ПП "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" за период 2002-2004 гг. средняя заработная плата работников подведомственных учреждений культуры ежегодно увеличивалась (таблица N 3): в 2002 г. - на 44%, в 2003 г. - на 32%, в 2004 г. - на 43,2%. Таблица N 3 РОСТ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ -------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование | Среднемесячная | Проценты (%) | | п/п | учреждения | заработная плата | роста зарплаты | | | | (руб.) | к 2003 году | |------|----------------------|------------------------|-----------------| | | | за 2003 | за 2004 | | | | | год | год | | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 1. | Театры | 5900 | 8727 | 147,9 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 2. | Музеи | 5020 | 6844 | 136,3 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 3. | Парки культуры и | 5749 | 9108 | 158,4 | | | отдыха | | | | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 4. | Библиотеки | 2938 | 4492 | 152,9 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 5. | Дома культуры и | 2288 | 3309 | 144,6 | | | клубы | | | | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 6. | Выставочные залы | 2216 | 3015 | 136,0 | | | округов | | | | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | 7. | Музыкальные школы | 3994 | 5338 | 133,7 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | | Итого по культуре | 4680 | 6631 | 141,7 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | | Кинотеатры | 4423 | 6455 | 145,9 | |------|----------------------|----------|-------------|-----------------| | | Всего по Комитету | 4701 | 6734 | 143,2 | -------------------------------------------------------------------------- Учитывая низкий уровень среднемесячной заработной платы работников библиотек, в целях дальнейшей социальной поддержки и оказания им дополнительной адресной помощи решением Правительства Москвы с 1 октября 2003 года библиотекарям установлены городские доплаты до уровня прожиточного минимума. В результате заработная плата библиотекарей системы Комитета по культуре города Москвы по сравнению с 2002 годом увеличилась на 87%. Комитет по культуре города Москвы обеспечил реализацию и своевременное финансирование обязательств Правительства Москвы по Московскому трехстороннему соглашению и Соглашению между Министерством труда и социального развития Российской Федерации и Правительством Москвы на 2004 год по установлению минимума оплаты труда для работников подведомственных учреждений культуры: с 1 мая 2004 года - 2000 руб., с 1 октября 2004 года - 2500 руб. 1.3. Результаты реализации системы программных мероприятий по укреплению материально-технической базы культуры за 2002-2004 гг. Благодаря усилиям Правительства Москвы, Комплекса социальной сферы города Москвы, совместной работе Комитета по культуре города Москвы и подведомственных ему учреждений и организаций с другими структурными подразделениями Правительства Москвы были сделаны существенные шаги в развитии отрасли по направлениям: строительство и реконструкция объектов культуры (А), капитальный ремонт (Б), техническое переоснащение объектов культуры (В). А. Строительство и реконструкция Основным направлением бюджетных капиталовложений в развитие отрасли являлась адресная инвестиционная программа строительства и реконструкции объектов культуры. По театрам и концертным залам: - завершены строительство Московского международного Дома музыки в составе культурного центра "Красные Холмы", Московского театра "Луны", реконструкция Московского театра под руководством А. Джигарханяна, "Ведогонь-театра" в г. Зеленограде; - продолжались строительство и реконструкция: Московского академического театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Московского театра "ET CETERA" под руководством А. Калягина, МТКЦ под руководством А. Градского, МТФЦ под руководством Л. Рюминой. По музеям и выставочным залам: - завершена реконструкция картинной галереи И. Глазунова, завершено строительство нового здания галереи А. Шилова; - продолжались работы по строительству фондохранилища Дарвиновского музея, комплексной реконструкции и реставрации Московского планетария, объектам Государственного музея-заповедника "Коломенское"; - развернута реконструкция Центрального выставочного зала "Манеж". По библиотекам: - осуществлен ввод библиотеки-фонда "Русское зарубежье", второй очереди библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева; завершена реконструкция библиотеки искусств им. А. Боголюбова. По кинотеатрам: - в 2004 году введены в эксплуатацию 3 детских кинотеатра, подготовлены к сдаче еще 2 детских кинотеатра, организована работа по подготовке проектной документации на реконструкцию 14 кинотеатров, входящих в состав ГУП "Московское кино". По детским музыкальным школам и школам искусств: - завершены реконструкция здания детской художественной школы N 2 и строительство нового здания Детской музыкальной школы им. В.В. Андреева в Северо-Западном административном округе города Москвы; - начата реконструкция с расширением площадей детской школы искусств N 13 в Митино (Северо-Западный административный округ города Москвы), завершена разработка проектной документации на строительство детской музыкальной школы в Зеленограде; - выпущены постановления Правительства Москвы о реконструкции ДШИ им. С. Рихтера (Южный административный округ города Москвы), ДШИ им. Римского-Корсакова (Восточный административный округ города Москвы). По клубным учреждениям: - выпущено постановление Правительства Москвы о реконструкции Государственного дома культуры "Гармония" (Южный административный округ города Москвы), принято решение о строительстве в Юго-Восточном округе многофункционального культурно-спортивного и общественно-делового центра на территории парка 850-летия Москвы за счет внебюджетных источников. По Московскому зоопарку: - завершена реконструкция павильона "Слоновник". По объектам монументального искусства: - установлены памятники: В.И. Сурикову, Б. Окуджаве, Ф. Нансену, А. Навои, Е.Ф. Гнесиной, испанским добровольцам, погибшим в России в годы Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, бюст К.К. Рокоссовского; памятные знаки - доблести российских моряков-черноморцев, жертвам террористического акта на Дубровке и др., а также 27 мемориальных досок. Основная доля капитальных вложений в объекты отрасли приходилась на городской бюджет. Общий объем средств, выделенных из городского бюджета, за указанный период составил 11,1 млрд. рублей. В 2002-2004 гг. объемы бюджетного финансирования строительства и реконструкции отрасли превышали плановые показатели программы и составили 101,1% от предусмотренных программой. В связи с удорожанием стоимости работ, материалов и оборудования претерпели корректировку стоимостные показатели общего объема работ по объектам, что привело к переносу сроков ввода ряда объектов на последующие годы. По объективным причинам не представилось возможным реализовать все инвестиционные намерения о строительстве и реконструкции объектов культуры, по которым были приняты постановления Правительства города Москвы. Вместе с тем с привлечением сторонних инвестиций удалось осуществить реконструкцию зданий Московского театра "Современник", в ходе реализации Программы восстановления и реконструкции государственного парка культуры и отдыха "Таганский" была проведена реконструкция физкультурно-оздоровительного комплекса на его территории. В рамках комплексной застройки микрорайонов получены новые помещения под размещение библиотеки N 12 им. Н.Ф. Погодина (Центральный административный округ города Москвы) и детской школы искусств "Старт" (Центральный административный округ города Москвы), а также здание детской музыкальной школы N 49 им. В.В. Андреева (Северо-Западный административный округ города Москвы). Б. Капитальный ремонт Продолжался капитальный ремонт зданий: - театров: имени Моссовета, на Малой Бронной, "У Никитских ворот", имени Пушкина; - музеев: "Кусково", "Останкино", Маяковского, истории города Москвы, Высоцкого, Цветаевой, "Бородинская панорама" и др. Выполнен большой объем работ по подготовке к открытию театральных сезонов в московских театрах, к летним сезонам в парках культуры и отдыха, по подготовке учреждений культуры к зиме. Правительством Москвы выделены дополнительные средства на укрепление материально-технической базы целого ряда организаций, в том числе театров: на Таганке, имени Маяковского, имени Моссовета, оперетты, "Уголок дедушки Дурова". За счет дополнительных бюджетных ассигнований завершены ремонтные работы по устройству вентиляции и пожарного выхода в большом зрительном зале театра "Модернъ". Комплексный капитальный ремонт объектов продолжается исходя из фактической финансовой возможности этапами по разработанной и согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации. В. Техническое переоснащение учреждений культуры Продолжалась планомерная работа по техническому переоснащению учреждений культуры города, которая опиралась на реальные возможности финансирования отрасли (таблица N 4). Таблица N 4 ОБЪЕМ СРЕДСТВ ВАЛЮТНЫХ АССИГНОВАНИЙ, ГОРОДСКОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И ГОРОДСКОГО ЗАКАЗА, НАПРАВЛЕННЫХ НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (в млн. руб.) ----------------------------------------------------- | Источники | 2002 | 2003 | 2004 | | финансирования | | | | |------------------------|---------|--------|-------| | Валютные ассигнования | 73,7 | 84,7 | 96,0 | |------------------------|---------|--------|-------| | Инвестиционная | 53,1 | 15,0 | 10,0 | | программа | | | | |------------------------|---------|--------|-------| | Городской заказ | 15,5 | 15,5 | 15,5 | ----------------------------------------------------- Общий объем средств, направленных на техническое оснащение организаций культуры, составил около 380 млн. рублей. За счет средств Инвестиционной программы в 2002-2004 гг. закуплено и установлено новое оборудование (в том числе кресла для зрительных залов, светотехническая и звуковая аппаратура) в следующих театрах: имени Моссовета, оперетты, имени Пушкина, "Модернъ", имени К. Станиславского, "Жар-птица", сатиры, "Ромэн", имени В. Маяковского, "Современник", имени М. Ермоловой, на Малой Бронной, клоунады, Новом драматическом, "Экспромт". Приобретено новое оборудование для библиотеки имени Некрасова, музеев "Останкино", "Кусково", центра образования "Монотон" и других организаций. Была продолжена реализация программы переоборудования детских кинотеатров. В 2003-2004 гг. завершены работы в кинотеатрах "Юность", "Искра", "Салют", "Вымпел" и "Полет". Выделенные из городского бюджета средства в объеме 48 млн. рублей позволили решить вопрос обновления и приобретения новых музыкальных инструментов для детских музыкальных школ. В области информатизации отрасли "Культура": - осуществлялось поэтапное насыщение организаций компьютерной техникой, современным программным обеспечением; - в основном выполнена Комплексная программа модернизации публичных библиотек г. Москвы, в рамках которой создана корпоративная информационная сеть в 42 базовых библиотеках; - разработана и утверждена Правительством Москвы Целевая комплексная программа развития публичных библиотек города Москвы как информационных интеллект-центров на 2004-2006 годы, целью которой являются создание центров правовой и деловой информации, формирование системы социально активной профориентации молодежи, предоставление свободного доступа в Интернет для эффективного поиска информации, дополнительного образования; - разработана Концепция по использованию информационно-коммуникационных технологий в культуре, определяющая основные направления работ по созданию условий для доступа широких слоев населения к отечественному и мировому культурному наследию и охватывающая следующие направления: публичные библиотеки, музеи Москвы, театрально-концертные организации, кинотеатры, парки культуры, клубы и досуговые центры, органы управления культурой. Работа по обеспечению антитеррористической безопасности в подведомственных организациях велась по двум направлениям: организационному и техническому. На базе театра "Ромэн" проведены совместные учения с участием представителей силовых структур, органов исполнительной власти и руководителей учреждений культуры, на которых отработаны вопросы взаимодействия спецслужб и администраций учреждений культуры при возникновении угрозы совершения террористических актов и ликвидации их последствий. Одним из основных организационных этапов являлась разработка паспортов безопасности в каждом учреждении культуры. За отчетный период паспорта разработаны в 76% организаций культуры городского подчинения и около 50% организаций окружного уровня. На работы по оснащению учреждений культуры оборудованием безопасности было выделено из бюджета 410 млн. рублей. Реализация этих средств, а также средств префектур и внебюджетных источников позволила обеспечить практически все городские и окружные организации кнопками экстренного вызова милиции, городские учреждения - ручными металлодетекторами, установить дополнительные посты вневедомственной и частной охраны, значительно увеличить количество систем видеонаблюдения и охранной сигнализации, арочных металлодетекторов. Проведены подготовительные работы по установке и модернизации систем пожаротушения в целом ряде организаций культуры, в первую очередь в крупных театрах. За прошедший период на реализацию мероприятий по созданию условий свободного передвижения и адаптации инвалидов и малоподвижных групп населения в учреждениях культуры из городского бюджета было выделено целевым назначением 88,583 млн. руб. За счет указанных средств работы проведены на 72 объектах культуры: установлено 19 инвалидных подъемников, оснащены радиотрансляционным оборудованием для слабослышащих 11 московских театров, специализированное оборудование для слабовидящих размещено в 26 городских и окружных библиотеках, выполнены работы по приспособлению ряда помещений (оборудование санузлов, въездные и внутренние пандусы, расширение проемов дверей и др.), практически во всех округах созданы отдельные базовые объекты, полностью приспособленные для посещений лицами с ограниченными физическими возможностями. В отчетный период продолжалась поэтапная работа по приведению имущественных прав подведомственных Комитету по культуре города Москвы учреждений и организаций в соответствие действующему законодательству, нормативным правовым актам Правительства Москвы. В результате на сегодняшний день в основном решены вопросы предоставления права оперативного управления занимаемыми помещениями большинству учреждений культуры как городского, так и окружного уровня подчинения (театрально-концертным организациям, музеям и выставочным залам, библиотекам, Домам и Дворцам культуры, клубным организациям, детским музыкальным учреждениям, паркам культуры и отдыха). Правительством Москвы приняты распорядительные документы о предоставлении театрам и паркам культуры и отдыха права сдачи в аренду помещений, находящихся в оперативном управлении, и использования полученных от аренды средств в полном объеме на развитие материально-технической базы. Эти решения оказали существенную помощь организациям культуры, дали возможность привлекать дополнительные ассигнования на собственное развитие, совершенствование своей деятельности. Таким образом, период 2002-2004 гг. в развитии сферы культуры Москвы с полным основанием можно характеризовать как период стабильного развития отрасли. Учреждения культуры и субъекты культурной политики города (творческие союзы, общественные организации, работники сферы культуры и др.) постепенно адаптировались к изменяющимся экономическим и социально-политическим условиям в стране, активно включились в процесс восстановления культурных традиций и успешно использовали мировой опыт культурного строительства в условиях открытого общества. 1.4. Содержание основных проблем в сфере культуры Москвы и пути их решения Основные проблемы в сфере культуры Москвы были обусловлены общей социально-экономической ситуацией в стране. Состояние культурной среды города как крупнейшего российского мегаполиса было достаточно противоречиво. С одной стороны, заметная часть населения столицы, в особенности молодежь, в значительной степени находилась под влиянием негативных тенденций массовой культуры, отрывающей ее от отечественной культурной традиции. С другой стороны, опыт исторического развития России свидетельствовал о способности отечественной культуры к положительному развитию даже в сложившихся условиях. Выявленные за отчетный период проблемы существенным образом оказывали влияние на формирование системы программных мероприятий и рассматриваются далее по 7 блокам: 1. Проблемы в развитии социально-культурной инфраструктуры города: - неравномерность в развитии социально-культурной инфраструктуры районов столицы в зависимости от их географического расположения по отношению к историческому центру столицы; - сохраняющееся неравенство материальных возможностей различных социально-демографических и социальных групп и слоев в приобщении к культурным ценностям и услугам. 2. Проблемы в культурно-досуговой сфере: - неконкурентоспособность государственных культурно-досуговых учреждений в борьбе за свободное время молодежи с ночными клубами и коммерческими досуговыми центрами по причине несформированности специфической современной инфраструктуры, а также по причине отсутствия инновационного содержания; - низкий уровень досугового продукта, предоставляемого населению большинством коммерческих учреждений и организаций массового досуга, насаждающего культ жестокости, сексуальной распущенности и героизацию криминала; - неразвитость системы социальной рекламы, пропаганды лучших образцов отечественной и зарубежной культуры и искусства; - низкий уровень взаимодействия учреждений и организаций культуры в создании и реализации совместных творческих проектов, а также неполное использование для проведения культурной политики города возможностей современной информационно-коммуникативной среды. 3. Проблемы в области воспитания гражданственности, патриотизма, национального взаимоуважения: - на фоне успешно проводимых в городе крупных, масштабных акций патриотической направленности явная недостаточность локальных ярких творческих проектов в деле пропаганды историко-культурных традиций Москвы и России, имеющих решающее значение в индивидуальном воспитании патриотического сознания и гражданственности молодого москвича; - предотвращение отдельных попыток национальной культурной обособленности диаспор путем повышения уровня культурного взаимообмена и взаимообогащения москвичей разных национальностей. 4. Проблемы в нормативно-правовом обеспечении, управлении и финансировании отрасли: - недостаточное внедрение информационных и коммуникативных технологий в сферу практической деятельности управленческих структур, учреждений и организаций культуры; - серьезное отставание средней заработной платы работников сферы культуры от среднего уровня таковой в других отраслях, приводящее к недостатку и текучести квалифицированных кадров на объектах социально-культурной инфраструктуры; - отсутствие эффективного механизма регулирования и контроля за качеством услуг, предоставляемых негосударственными учреждениями культуры и досуга; - отсутствие эффективных механизмов привлечения внебюджетных ассигнований в сферу культуры и слабое развитие предпринимательской деятельности на объектах культуры. 5. Проблемы в информационном, кадровом и научно-методическом обеспечении сферы культуры: - отсутствие планового мониторинга общественного мнения и, как следствие, отсутствие прогностических выводов о современных запросах и потребностях населения в социально-культурной сфере; - недостаточно эффективное внедрение в практику учреждений культурно-досуговой сферы научных разработок, рекомендаций специалистов, отечественного и мирового опыта. 6. Проблемы в сфере укрепления материально-технической базы культуры: - объемы выделенных в 2002-2004 годах из бюджета ассигнований на техническое оснащение отставали от реальных потребностей отрасли. В результате техническое оснащение значительного числа организаций культуры оставалось на прежнем уровне; - в ряде театров имеющееся светотехническое и звукотехническое оборудование практически исчерпало сроки эксплуатации и подлежит замене и модернизации, в неудовлетворительном состоянии находится оборудование механики сцены, зрительных залов, гримерных, театральных цехов, фойе, зрительских буфетов; - недостаточно оснащение экономических, технических и административных служб отрасли современной компьютерной техникой, оргтехникой, мебелью, есть насущная потребность в замене кресел зрительных залов; - во многих музеях значительно превышены нормы размещения музейных фондов в имеющихся фондохранилищах, а также возможные сроки эксплуатации технологического оборудования; - в последние годы практически не обновлялся парк аттракционов, имеющееся аттракционное оборудование находится на пределе сроков эксплуатации; - во многих библиотеках весьма изношено библиотечное оборудование, слаба оснащенность средствами малой механизации, что приводит к чрезвычайному увеличению трудоемкости библиотечной работы; - недостаточное оснащение детских образовательных учреждений культуры мебелью, оргтехникой; - информатизация отрасли по-прежнему значительно отстает от требований сегодняшнего дня, в ряде учреждений культуры недостаточно оснащение компьютерной и иной современной техникой. 7. Проблемы в области упорядочения имущественных прав учреждений культуры: - в течение длительного времени не находят решения вопросы вывода с территорий городских парков культуры и отдыха сторонних организаций, не отвечающих профилю деятельности и природоохранному статусу парков; - по-прежнему острым остается вопрос размещения детских образовательных учреждений в зданиях других систем и ведомств; - требуют рассмотрения также вопросы упорядочения имущественных прав по отдельным учреждениям культуры. Основы разрешения данных проблем были заложены в ходе реализации городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)". Сохраняя необходимую преемственность в контексте реализации основных направлений программы на 2005-2007 гг., предстоит, в первую очередь, добиться необратимости позитивной динамики развития сферы культуры, системности в деятельности учреждений культуры и досуга города, эффективного взаимодействия всех заинтересованных подразделений Правительства Москвы. Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2.1. Основные цели и задачи Программы Программа направлена на сохранение и развитие сети государственных учреждений культуры, на реализацию их богатого творческого потенциала, что должно вовлечь в культурный процесс самые разные слои и группы городского населения. Основной целью Программы являются оптимизация и модернизация культурной сферы столицы, ее творческое и технологическое совершенствование, повышение роли культуры в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга жителей столицы. Целевые показатели Программы: - поддержка творческих сил столицы и создание условий для реализации их потенциала; - улучшение качества, разнообразия, уровня и объема услуг в сфере культуры, развитие сети учреждений культуры и их модернизация; - формирование общественной атмосферы Москвы как культурной столицы России. Приоритетными задачами Программы являются: 1. Создание благоприятных условий для творческого и плодотворного труда артистов, художников, композиторов, писателей, драматургов - всех творческих сил, вносящих свой созидательный вклад в культуру города Москвы. 2. Развитие социально-культурной инфраструктуры города и культурно-досугового потенциала учреждений культуры: - социально-культурное обновление и комплексная модернизация учреждений культуры города с целью увеличения видов культурно-досуговых услуг, предоставляемых различным категориям населения. Развитие "классическими учреждениями культуры" функций по формированию культурно-досугового продукта; - расширение доступности культурных благ, различных видов и форм культурного досуга для как можно большего числа жителей столицы, особенно в отдаленных от центральной части города жилых массивах, с одновременным развитием системы платных услуг по дополнительным видам деятельности учреждений культуры в досуговой сфере; - повышение уровня взаимодействия учреждений и организаций культуры в создании и реализации совместных творческих проектов, а также эффективное использование для проведения культурной политики города возможностей современной информационно-коммуникативной среды. 3. Обеспечение приоритетного развития учреждений культуры и досуга, ориентированных на работу с подростками и молодежью: - в перспективе планируется разработка и внедрение в практику нового типа клубного учреждения - интерактив-центра на базе строений модульного типа, сооружаемых в районах массовой жилой застройки. Создание сети городских интерактив-центров составит реальную альтернативу частным ночным клубам и позволит направить молодежную субкультуру в русло общечеловеческих ценностей и культурных традиций. 4. Воспитание гражданственности, патриотизма, национального взаимоуважения: - ориентация учреждений культуры на деятельность, направленную на воспитание у населения, в первую очередь подростков и молодежи, патриотизма, идеи возрождения России, гражданской ответственности, доверия и уважения к органам государственной власти, Вооруженным силам страны, толерантности по отношению к людям другой национальности на основе представления лучших образцов традиционной культуры и этнопросвещения; - поддержка инициатив и проектов в области культуры и искусства, формирующих образ мышления и поведения, отвечающий понятиям патриотизма, заботы об общем благе, социальной солидарности, национальной и религиозной толерантности и т.д.; - консолидация усилий деятелей культуры и искусства на формировании у подрастающих поколений высокой гражданственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу Родины; - организация и поддержка в условиях многонационального мегаполиса различных форм межнационального культурного обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост взаимопонимания и взаимоуважения представителей всех наций и народностей, проживающих в городе, - создание целостной системы по формированию культуры межличностных отношений средствами искусства и просветительского досуга; - сохранение единого культурного пространства Москвы. Поддержка (в том числе на грантовой основе) культурных проектов, направленных на преодоление национальной культурной обособленности, националистических тенденций; - развитие межрегиональных и международных культурных связей Москвы с целью интеграции культуры города в европейское и мировое культурное пространство. 5. Информационное, кадровое и научно-методическое обеспечение сферы культуры: - формирование новой системы подготовки и переподготовки кадров модернизируемых учреждений культуры; - модернизация системы научно-методического обеспечения культурно-досуговой сферы на основе сотрудничества с научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями города Москвы; - систематическое изучение общественного мнения и запросов населения, особенно подростково-молодежной категории, в социально-культурной сфере; - внедрение современных информационных и коммуникативных технологий в сферу практической деятельности управленческих структур, учреждений и организаций культуры путем повышения технической оснащенности и кадрового обеспечения. 6. Нормативно-правовое обеспечение отрасли, совершенствование управления и финансирования: - приведение в соответствие с действующим законодательством организационно-правовых форм управленческих структур, организаций и учреждений сферы культуры; - разработка и введение эффективного механизма государственного регулирования и контроля за деятельностью коммерческих и общественных учреждений и организаций, осуществляющих культурно-досуговую деятельность, а также за качеством предоставляемых ими услуг. Разработка принципов взаимодействия государственных органов культуры и негосударственных организаций, действующих в сфере культуры города; - поэтапный перевод учреждений культуры досуговой сферы на деятельность по договору о государственном заказе; - разработка и переход к системе грантовой поддержки учреждений культуры, принимающих активное участие в реализации городских социальных программ; - дальнейшее развитие системы грантовой поддержки государственных театрально-концертных организаций при формировании принципов репертуарной политики; - разработка и внедрение эффективных механизмов привлечения внебюджетных ассигнований в сферу культуры и развитие легитимной предпринимательской деятельности на объектах культуры. 2.2. Ожидаемые результаты и сроки реализации Программы Качество и состав разработанной системы мероприятий, взаимоувязанных по срокам, исполнителям, по обеспечению финансовыми и кадровыми ресурсами, позволяют с уверенностью говорить, что в результате их реализации будут созданы благоприятные условия для развития творческих сил, появления новых образцов искусства, а также для успешного функционирования объектов культуры в период 2005-2007 гг. Стратегическое планирование основных направлений развития отрасли в 2005-2007 годах исходит из реальных потребностей формирования, укрепления и модернизации культурной среды города Москвы, а также усиления ее влияния на подрастающие поколения. Планируемые меры призваны поддержать творческие силы столицы, создать условия для равноправного участия молодых авторов (композиторов, сценаристов, поэтов, художников и др.) в творческом соревновании и в конечном итоге способствовать повышению творческого и интеллектуального уровня культурного продукта. Программные мероприятия призваны обеспечить развитие учреждений культуры в качестве многофункциональных культурных центров с развитой инфраструктурой, в частности, информационных интеллект-центров на базе публичных библиотек. Программа ориентирует на активизацию усилий учреждений и организаций для достижения инновационного развития культурной среды и расширения культурного пространства города. Сохранение объектов культуры города и развитие материально-технической и финансовой базы функционирования учреждений культуры позволят обеспечить доступность населения Москвы к учреждениям культуры и получения возможности, в том числе в материальном аспекте, высокого культурного уровня проведения досуга, а также удовлетворения запросов подростковых и молодежных групп населения в сфере досуга, культуры и искусства. Предусмотренное взаимодействие Комитета по культуре города Москвы со структурными подразделениями Правительства Москвы, как показал анализ результатов городской целевой программы "Культура Москвы (2002-2004 гг.)", а также творческое взаимодействие учреждений культуры разных типов должны положительно отразиться на достижении цели Программы и решении поставленных социально-экономических задач. Программа предполагает гармонизацию отношений национально-этнических групп населения Москвы, создание предпосылок для их взаимодействия и межнационального сотрудничества, что в условиях такого многонационального мегаполиса как Москва является особенно актуальным. Выполнение программных мероприятий значительно усилит значение Москвы как культурного центра мирового значения, будет способствовать усилению ее влияния на развитие межрегиональных и международных связей. Впервые в практике стратегического планирования развития отрасли применен сценарный подход к реализации целевой программы в зависимости от обеспечения финансовыми ресурсами по вариантам "базовый", "реалистический" и "оптимистический". Сценарный подход дает возможность сохранить тенденции развития отрасли путем адресной поддержки приоритетных культурных проектов: два варианта из трех (реалистический и оптимистический) предполагают поддержку приоритетных направлений развития отрасли, что характеризует Программу как инновационную. Одновременно можно говорить о создании определенного интеллектуального и творческого задела, который сложится в результате благоприятных социально-экономических условий для работы творческих коллективов и деятелей культуры в городе Москве. Среди источников финансирования доминирует бюджетная часть, которая составляет около 70% общего бюджета учреждений культуры. В ближайшие годы объекты культуры Москвы активизируют предпринимательскую деятельность, доход от которой может быть использован для решения задач развития материальной базы и повышения социально-экономического положения коллективов. Ожидаемые результаты в части материально-технического обеспечения отрасли изложены в разделе 5. Сроки реализации системы взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения программных мероприятий - 2005-2007 годы, хотя концептуально Программа выходит за рамки этих сроков и определяет характер функционирования объектов культуры и на более отдаленную перспективу. Раздел 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ПРОГРАММОЙ ЦЕЛЕЙ, С УКАЗАНИЕМ СРОКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО ГОДАМ, ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ И ТРЕБУЕМЫХ РЕСУРСОВ (РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) 3.1. Театральная и концертно-гастрольная деятельность (таблица 1 <*>) Задачи и решения Одним из важнейших направлений в сфере культуры является дальнейшее развитие театральной и гастрольно-концертной деятельности. Для укрепления тенденций развития театров столицы, сохранения и формирования зрительского интереса к театральному искусству необходимо совершенствование и расширение репертуара, создание высокохудожественного театрального продукта (постановление Правительства Москвы от 08.06.2004 N 389-ПП). При этом комплекс программных мероприятий государственной поддержки культуры и искусства, разработанный с учетом реальных финансовых возможностей бюджета, определяет приоритетное финансирование основных направлений этой работы. В области театрального дела и концертно-гастрольной деятельности это: - совершенствование и расширение системы целевого государственного заказа путем выделения грантов, создание детского и молодежного репертуара; - дальнейшее развитие проекта "Открытая сцена", поддержка молодых режиссеров, драматургов, актеров, музыкантов, включение в театральный оборот дополнительных сценических площадок; - бесплатное посещение учащимися школ театров и концертных организаций, что позволит рассчитывать на культурно образованное общество будущего; - творческая поддержка театров, театров-студий, размещенных за пределами Садового кольца, в районах массовой жилой застройки; - поддержка гастрольной деятельности, адресная поддержка театрального и филармонического обмена. В этих целях в Программе уделено значительное внимание мероприятиям, пропагандирующим лучшие образцы искусства, направленным на формирование эстетического вкуса, воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, гражданственности, толерантности, гуманизма, демократических ценностей, приобщение различных категорий населения (ветеранов, пенсионеров, женщин, молодежи и др.) к духовным и нравственным корням российской культуры. В рамках проекта "Открытая сцена" Программой предусматривается создание за счет внутренних финансовых ресурсов Комитета по культуре города Москвы (включая соответствующую материально-техническую базу) как минимум двух новых сценических площадок. Программой предусмотрено введение в практику новых организационных форм проведения гастролей. Создание необходимых условий для художественного совершенствования, участия в гастролях, фестивалях, конкурсах, творческих мастерских, лабораториях, семинарах, встречах с мастерами будет являться формой поддержки молодых дарований, решения кадровых проблем концертной деятельности. Для более тщательной организационной подготовки ряда крупных фестивалей и конкурсов, с целью оптимизации расходования финансовых средств изменена периодичность их проведения - раз в два - три года. В целях более эффективного использования бюджетных средств в области концертной работы предусматривается поэтапный переход ряда концертных организаций (имеющих значительную коммерческую составляющую) на полное самофинансирование. Приоритетное финансирование будет осуществляться в виде целевого государственного заказа на конкурсной основе на музыкальные произведения для детей и юношества, а также на высокохудожественные концертные программы в области классического искусства, предназначенные для самых широких слоев населения столицы. Ожидаемые результаты Результатами реализации Программы в области театрального искусства и концертно-гастрольной деятельности должны стать: - совершенствование и развитие театральной среды города, сохранение лучших традиций и внедрение апробированных новаций в театральную жизнь общества; - обновление и обогащение репертуара театров постановками, имеющими патриотическое и гражданское содержание, ориентированными на детскую и юношескую аудитории; - повышение доступности театрального искусства для жителей Москвы и гостей столицы России; - эстетическое воспитание молодежи, формирование художественного вкуса; - решение кадровой проблемы театров, выявление и закрепление новых руководителей театральных коллективов; - создание условий для творческого роста молодежи, поддержка молодых талантов; - поддержка творческих проектов выдающихся деятелей театрального искусства и ветеранов сцены; - рост авторитета российского театрального искусства за рубежом путем проведения серии ежегодных международных театральных фестивалей; - улучшение материально-технической базы театральных учреждений; - создание условий для выявления молодых дарований в сфере концертной деятельности; - совершенствование концертных программ разных жанров, расширение репертуара, повышение исполнительского мастерства. 3.2. Музеи и выставочные залы (таблица 2 <*>) Задачи и решения В настоящее время изменился не только спектр, но и содержание социальных функций современного музея. Современный музей - это прежде всего тщательно отобранная, научно и профессионально освоенная музейная коллекция, полностью поставленная на службу посетителю в понятных и комфортных для него формах музейной коммуникации. При этом важную роль играет тот факт, что за последние годы существенный прогресс наблюдается как в зарубежном, так и в отечественном музееведении. Появились новые технические возможности хранения и экспонирования музейных предметов, новые технологии создания экспозиций, современные формы взаимодействия музея с посетителем. Современный музей представляет собой сложную саморазвивающуюся систему, осуществляющую широкий спектр социальных функций (образовательная, воспитательная, просветительская, досуговая, документирования и хранения) и адекватно реагирующую на конкретные запросы общества. В целях обогащения палитры художественной жизни Москвы, приобщения москвичей и гостей города к достижениям отечественной и мировой культуры и искусства, получения новых знаний, улучшения образования, сохранения и развития культурной среды Москвы, обеспечения доступности культурных благ для всех социальных слоев населения, улучшения функционирования социально-культурной сферы города в целом Программой планируется дальнейшее совершенствование музейной и выставочной деятельности, а также развитие их сети. В рамках Программы предусмотрено поэтапное решение проблемы дефицита площадей для Музея истории города Москвы, строительство специальных фондохранилищ Государственному Дарвиновскому музею в рамках подготовки к 100-летию музея (2007 год), Государственному биологическому музею имени К.А. Тимирязева. Современные музеи становятся респектабельными участниками рынка интеллектуальных услуг в области культуры и досуга. Развитие их инфраструктуры и предпринимательской деятельности в период 2005-2007 гг. позволит им закрепиться на этих позициях. Мероприятия Программы включают участие музеев и выставочных залов в международном, общероссийском и межрегиональном культурном обмене, проведении Дня города, Дня охраны окружающей среды, Дней исторического культурного наследия, а также в фестивалях: "Интермузей", имени В.А. Тропинина, "Песни народов мира", современного искусства керамики и стекла, наивного искусства, музыки А.Н. Скрябина, исторических театров и др. Важнейшей частью работы музеев, выставочных залов является их участие в патриотическом, эстетическом воспитании молодежи, экологическом просвещении и многих других программах. Система мероприятий ориентирует музеи на необходимость выявлять культурно-символические ресурсы Москвы, создавать и тиражировать привлекательный для населения, туристов и инвесторов образ столицы. Программой предусмотрен ряд мероприятий в музеях и выставочных залах, посвященных празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также значимых для города и страны дат (50-летие Государственного музея А.С. Пушкина, 100-летие академика С.П. Королева, 225-летие художника В.А. Тропинина и др.). Для повышения эффективности использования имеющегося большого потенциала музеев и выставочных залов предполагается: - сохранение, пополнение, изучение и представление фондов; - разработка и внедрение новых информационных технологий, современных технологических систем охраны и сохранения фондов; - разработка нового музейного продукта; - внедрение современных форм и методов работы с посетителями; - решение проблемы дефицита выставочных площадей и помещений для фондохранилищ; - выделение средств для комплектования музейных коллекций, их обработки и публичного представления; - развитие системы подготовки кадров, повышения их квалификации, научно-методической и научно-исследовательской работы. Ожидаемые результаты Осуществление мероприятий, намеченных Программой, позволит: - поддерживать и развивать многофункциональную деятельность музеев и выставочных залов Москвы, закрепив их позиции в культурно-досуговой сфере, создавать новые музейные объекты с развитой инфраструктурой, приблизив музейную систему к современным запросам населения; - поддержать внедрение современных форм публичного представления музейных ценностей и музейной коммуникации, повысить образовательный и культурный уровень посетителей; - сберечь для будущих поколений культурное наследие московского мегаполиса как источник пополнения духовных сил общества и сохранения |