О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)". Постановление. Правительство Москвы. 05.04.05 180-ПП

Оглавление


Страницы: 1  2  3  



              О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ
                  "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                           5 апреля 2005 г.
                               N 180-ПП

                                 (Д)


     В   целях  решения  задач  комплексного  социально-экономического
развития    города    в   соответствии   с   основными   направлениями
государственной    политики    в    сфере    культуры,   определенными
постановлением  Правительства  Российской Федерации от 14 декабря 2000
г.  N 955 "О федеральной целевой программе "Культура России (2001-2005
годы)",  и в соответствии с Законом города Москвы от 11 июля 2001 г. N
34   "О   государственных   целевых   программах   в   городе  Москве"
Правительство Москвы постановляет:
     1.  Утвердить  городскую  целевую комплексную программу "Культура
Москвы (2005-2007 гг.)" (далее - Программа) согласно приложению.
     2.  Определить основными задачами реализации Программы устойчивое
развитие отрасли культуры и расширение культурного пространства города
за      счет     развития     творческих     инициатив,     укрепления
материально-технической   базы   учреждений   культуры   и  творческих
коллективов,   организации   их   взаимодействия   с  общественными  и
творческими организациями, действующими в сфере культуры и искусства.
     Нацелить   деятельность  исполнителей  и  участников  программных
мероприятий на решение актуальных проблем города:
     - гражданско-патриотическое воспитание;
     - воспитание культуры межнациональных отношений;
     - развитие  системы  художественного  и  эстетического воспитания
детей;
     - обеспечение доступности культурных ценностей;
     - организация системы социально-культурной реабилитации инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями;
     - пропаганда  здорового  образа  жизни, профилактика наркомании и
алкоголизма;
     - профилактика  беспризорности  и  безнадзорности  среди  детей и
подростков.
     3.  Возложить  на  Комитет  по  культуре  города  Москвы  функции
государственного   заказчика   -  координатора  работы  по  выполнению
мероприятий  Программы.  Обеспечить  взаимоувязанность  ее положений с
федеральной  целевой  программой  "Культура  России (2001-2005 годы)",
Генеральным  планом  развития  Москвы  до  2020 года, а также целевыми
программами    структурных    подразделений    Правительства   Москвы,
участвующих в реализации социальной политики города.
     4.  Возложить  функции  государственных  заказчиков  Программы  в
части,  их  касающейся,  на  Департамент  образования  города  Москвы,
Департамент  социальной  защиты  населения  города Москвы, Департамент
экономической  политики  и  развития  города  Москвы, Комитет по делам
семьи  и  молодежи города Москвы, Комитет физической культуры и спорта
города  Москвы,  Комитет  общественных  связей  города Москвы, Комитет
межрегиональных  связей  и национальной политики города Москвы в целях
обеспечения безусловного выполнения Программы.
     Государственным  заказчикам  представлять  в  Комитет по культуре
города  Москвы  информацию  о ходе выполнения мероприятий Программы за
каждое  полугодие  (1  августа  и  1  февраля)  с указанием финансовых
затрат.
     5.   Определить  статус  Программы  как  базового  документа  для
разработки   планов,   программ  и  проектов  социально-экономического
развития  административных  округов  и города в целом в части развития
сферы культуры и искусства.
     6.  Считать  Целевую  комплексную  программу  развития  публичных
библиотек   города  Москвы  как  информационных  интеллект-центров  на
2004-2006  годы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 8
июня  2004  г.  N  389-ПП,  подпрограммой  в составе городской целевой
комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)".
     7.  Комитету общественных связей города Москвы, Комитету по делам
семьи   и   молодежи   города   Москвы  в  ходе  реализации  Программы
организовать   взаимодействие   учреждений   культуры  и  общественных
организаций  города,  в том числе профсоюзов, ветеранских организаций,
национальных объединений, в воспитательной работе с детьми и молодежью
и   поддержку   негосударственных  организаций,  действующих  в  сфере
культуры.
     8.  Префектурам  административных  округов  города  Москвы внести
изменения   в  программы  социально-экономического  развития  округов,
руководствуясь   задачами,   приоритетными   направлениями   работы  и
мероприятиями в сфере культуры, предусмотренными Программой, исходя из
возможностей  средств  целевого  бюджетного  фонда развития территорий
города  Москвы в пределах годовых лимитов, предусмотренных на эти цели
в 2005-2007 гг.
     9.  В  соответствии  с  постановлением Правительства Москвы от 30
ноября  2004  г. N 824-ПП "О выводе сторонних организаций с территорий
парков   культуры   и   отдыха   "Сокольники",  "Измайлово"  и  "Фили"
префектурам  Восточного  и  Западного  административных округов города
Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы, Комитетом по
культуре   города   Москвы  и  дирекциями  государственных  учреждений
культуры  (парки  культуры и отдыха) активизировать в 2005 году работу
по   выводу   сторонних   непрофильных  предприятий  и  организаций  с
территорий парков культуры и отдыха города Москвы.
     10.    Комитету    по   культуре   города   Москвы   осуществлять
финансирование  мероприятий  Программы  за  счет и в пределах средств,
предусмотренных в бюджете города Москвы на соответствующий год.
     11.  Пресс-службе Мэра и Правительства Москвы организовать работу
по   информационному   обеспечению  Программы  в  городских  средствах
массовой информации.
     12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецову Л.И.
     О  ходе выполнения постановления докладывать Мэру Москвы ежегодно
в I квартале.

Мэр Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
5 апреля 2005 г.
N 180-ПП


                                                            Приложение

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                 от 5 апреля 2005 года
                                                              N 180-ПП

               ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
                  "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 ГГ.)"

                               Паспорт
               городской целевой комплексной программы
                  "Культура Москвы (2005-2007 гг.)"

-----------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование         | Городская целевая комплексная программа "Культура Москвы       |
| Программы            | (2005-2007 гг.)"                                               |
|----------------------|----------------------------------------------------------------|
| Дата принятия        | Распоряжение Правительства Москвы от 27.12.2004 N 2619-РП      |
| правового акта о     | "О Плане работы Правительства Москвы на первое полугодие       |
| разработке           | 2005 года"                                                     |
| Программы            |                                                                |
|----------------------|----------------------------------------------------------------|
| Государственный      | Комитет по культуре города Москвы                              |
| заказчик -           |                                                                |
| координатор          |                                                                |
| Программы            |                                                                |
|----------------------|----------------------------------------------------------------|
| Государственные      | Департаменты: образования, социальной защиты населения,        |
| заказчики            | экономической политики и развития города Москвы; Комитеты:     |
|                      | по делам семьи и молодежи, физической культуры и спорта,       |
|                      | общественных связей, межрегиональных связей и национальной     |
|                      | политики города Москвы                                         |
|----------------------|----------------------------------------------------------------|
| Основные             | - структурные подразделения Комитета по культуре города        |
| разработчики         | Москвы;                                                        |
| Программы            |----------------------------------------------------------------|
|                      | - Институт социально-политических исследований Российской      |
|                      | академии наук;                                                 |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | - Единый научно-методический центр Комитета по культуре        |
|                      | города Москвы ООО;                                             |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | - "Экокультура"                                                |
|----------------------|----------------------------------------------------------------|
| Цель Программы       | Основной целью Программы являются оптимизация и                |
|                      | модернизация культурной сферы столицы, ее творческое и         |
|                      | технологическое совершенствование, повышение роли культуры     |
|                      | в воспитании, просвещении и в обеспечении досуга жителей       |
|                      | столицы                                                        |
|----------------------|----------------------------------------------------------------|
| Задачи Программы     | - совершенствование форм государственной поддержки             |
|                      | творческой деятельности, создание благоприятных условий для    |
|                      | развития и реализации имеющегося потенциала творческих сил     |
|                      | столицы;                                                       |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | - комплексная модернизация и создание инфраструктуры           |
|                      | учреждений культуры города с целью повышения культурного       |
|                      | уровня и разнообразия услуг в досуговой сфере. Развитие        |
|                      | многофункциональных культурных центров на базе                 |
|                      | "классических" учреждений культуры;                            |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | - устранение неравномерности развития социально-культурной     |
|                      | инфраструктуры в округах и районах города. Приоритетное        |
|                      | развитие социально-культурной инфраструктуры в новых,          |
|                      | особенно отдаленных от центральной части города, жилых         |
|                      | массивах;                                                      |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | - обеспечение приоритетного развития учреждений культуры и     |
|                      | досуга, ориентированных на работу с подростками и              |
|                      | молодежью. Разработка и создание системы новых учреждений -    |
|                      | молодежных многофункциональных центров клубного типа;          |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | - повышение уровня взаимодействия учреждений и организаций     |
|                      | культуры в создании и реализации совместных творческих         |
|                      | проектов, а также эффективное использование возможностей       |
|                      | современной информационно-коммуникативной среды для            |
|                      | проведения культурной политики города;                         |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | - организация и поддержка в условиях многонационального        |
|                      | мегаполиса различных форм межнационального культурного         |
|                      | обмена и сотрудничества, обеспечивающих рост                   |
|                      | взаимопонимания и взаимоуважения жителей города различных      |
|                      | наций и народностей;                                           |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | - наращивание межрегиональных и международных культурных       |
|                      | связей Москвы в целом и прямых партнерских связей отдельных    |
|                      | творческих коллективов и учреждений культуры;                  |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | - дальнейшее развитие материально-технической и финансовой     |
|                      | базы учреждений культуры города                                |
|----------------------|----------------------------------------------------------------|
| Сроки и этапы        | 2005-2007 годы                                                 |
| выполнения           |                                                                |
| Программы            |                                                                |
|----------------------|----------------------------------------------------------------|
| Перечень разделов и  | 1. Развитие учреждений культуры города и совершенствование     |
| основных             | их деятельности. Система мероприятий Комитета по культуре      |
| мероприятий          | города Москвы по всем типам учреждений культуры и видам        |
|                      | деятельности.                                                  |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | 2. Взаимодействие Комитета по культуре города Москвы со        |
|                      | структурными подразделениями Комплекса социальной сферы        |
|                      | города Москвы, Комплекса развития научно-производственного     |
|                      | потенциала города Москвы, межрегиональных и общественных       |
|                      | отношений и с Московским городским профессиональным союзом     |
|                      | работников культуры. Система совместных мероприятий            |
|                      | структурных подразделений Комплекса социальной сферы города    |
|                      | Москвы и подразделений Комплекса развития научно-              |
|                      | производственного потенциала города Москвы, межрегиональных    |
|                      | и общественных отношений с Комитетом по культуре города        |
|                      | Москвы.                                                        |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | 3. Укрепление и развитие материально-технической базы          |
|                      | учреждений культуры. Система мероприятий по укреплению и       |
|                      | развитию материально-технической базы учреждений культуры,     |
|                      | включая информатизацию отрасли и оснащение                     |
|                      | специализированным оборудованием                               |
|----------------------|----------------------------------------------------------------|
| Исполнители          | Комитет по культуре города Москвы, подразделения Комплекса     |
| разделов             | социальной сферы города Москвы, подразделения Комплекса        |
| и основных           | развития научно-производственного потенциала города Москвы,    |
| мероприятий          | межрегиональных и общественных отношений, учреждения и         |
|                      | организации культуры города Москвы, префектуры                 |
|                      | административных округов города Москвы, научные и              |
|                      | образовательные организации, творческие союзы и деятели        |
|                      | искусств                                                       |
|----------------------|----------------------------------------------------------------|
| Объемы и источники   | Объем бюджетного финансирования, необходимый для реализации    |
| финансирования       | Программы, уточняется ежегодно при формировании бюджета на     |
| Программы            | очередной финансовый год исходя из возможностей бюджета        |
|                      | города Москвы и его доходной части.                            |
|                      | Впервые в Программе рассматривается возможность                |
|                      | финансирования                                                 |
|                      | реализации мероприятий в период 2005-2007 годов по трем        |
|                      | вариантам: базовому, реалистическому, оптимистическому.        |
|                      | При этом предусматриваются наращивания и стабилизации          |
|                      | внебюджетной составляющей в структуре общего бюджета           |
|                      | учреждений                                                     |
|                      | культуры в размере до 30%.                                     |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | Сроки по      | Объемы финансирования Программы, млн. руб.,    |
|                      | годам         | по вариантам                                   |
|                      |---------------|------------------------------------------------|
|                      |               | базовый  | реалистический| оптимистический     |
|                      |---------------|----------|---------------|---------------------|
|                      | 2005-2007 гг. | 49056,8  |   54344,1     | 63432,8             |
|                      |---------------|----------|---------------|---------------------|
|                      | В том числе:  |          |               |                     |
|                      |---------------|----------|---------------|---------------------|
|                      | 2005          | 14421,4  |   15086,5     | 15086,5             |
|                      |---------------|----------|---------------|---------------------|
|                      | 2006          | 16272,5  |   18085,9     | 21382,7             |
|                      |---------------|----------|---------------|---------------------|
|                      | 2007          | 18363,9  |   21171,7     | 26963,6             |
|----------------------|----------------------------------------------------------------|
| Ожидаемые            | 1. Повышение художественного и профессионального уровня,       |
| результаты           | разнообразия культурной среды города за счет                   |
| выполнения           | государственной поддержки творческих сил в театральной и       |
| Программы            | концертно-гастрольной, музейно-выставочной, а также в          |
|                      | сфере художественного образования, кинематографии, охраны      |
|                      | художественного наследия и др.                                 |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | 2. Совершенствование и модернизация деятельности учреждений    |
|                      | сферы культуры (музеев, выставочных залов, библиотек,          |
|                      | клубов, парков культуры и отдыха, кинотеатров), мобилизация    |
|                      | их резервов за счет внедрения новых коммуникативных,           |
|                      | информационных и управленческих технологий, а также            |
|                      | укрепления сотрудничества с общественными объединениями и      |
|                      | творческими союзами.                                           |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | 3. Создание на основе действующих учреждений культуры          |
|                      | многофункциональных культурных центров с развитой              |
|                      | инфраструктурой за счет освоения современных форм              |
|                      | культурно-досуговой деятельности и внедрения современных       |
|                      | учреждений культуры - молодежных многофункциональных           |
|                      | центров.                                                       |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | 4. Достижение инновационного развития и расширения             |
|                      | культурной среды города за счет укрепления культурных          |
|                      | традиций и введения новаций в культурную жизнь Москвы.         |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | 5. Обеспечение доступности учреждений культуры, культурных     |
|                      | благ для всех категорий населения путем равномерного           |
|                      | развития социально-культурной инфраструктуры во всех           |
|                      | районах города, а также за счет льготного и бесплатного        |
|                      | посещения культурных учреждений учащимися, создания            |
|                      | необходимых условий для лиц с ограниченными возможностями.     |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | 6. Формирование позитивного образа Москвы, повышение ее        |
|                      | международного авторитета за счет интеграции культуры          |
|                      | города в мировое и общероссийское культурное пространство.     |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | 7. Гармонизация межнациональных отношений на основе            |
|                      | взаимодействия и взаимообмена культур жителей                  |
|                      | многонационального мегаполиса.                                 |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | 8. Достижение нового качественного уровня в кадровом,          |
|                      | социальном, правовом и научно-методическом обеспечении,        |
|                      | рост социальной защищенности работников отрасли, повышение     |
|                      | престижа работы в учреждениях культуры города.                 |
|                      |----------------------------------------------------------------|
|                      | 9. Устойчивое функционирование и развитие учреждений           |
|                      | культуры города за счет планомерного укрепления                |
|                      | материально-технической базы, в том числе за счет ввода        |
|                      | дополнительных площадей учреждений культуры в количестве       |
|                      | 95416,6 (базовый вариант), 106510,5 (реалистический            |
|                      | вариант), 221899,2 кв. м (оптимистический вариант). Кроме      |
|                      | того, за счет проведения капитального ремонта: при базовом     |
|                      | варианте - 48 объектов культуры, при реалистическом - 51       |
|                      | объект культуры, при оптимистическом варианте - 110            |
|                      | объектов культуры                                              |
-----------------------------------------------------------------------------------------

                               Введение

     Настоящая  Программа  является  основным  базовым  документом для
разработки   планов,   программ  и  проектов  социально-экономического
развития  административных  округов  и  города  Москвы в целом в части
развития сферы культуры и искусства на период 2005-2007 гг.
     При   создании   Программы   применен  программно-целевой  метод,
направленный  на  развитие  культуры  Москвы  в  период продолжающихся
качественных   социально-экономических   реформ.  Система  мероприятий
Программы  отражает  преемственность  с  выполненной городской целевой
комплексной программой "Культура Москвы (2002-2004 гг.)" и согласована
с действующими городскими и федеральными целевыми программами.
     Пути  решения проблем культурной сферы, предложенные в Программе,
учитывают   опыт  реализации  государственной  культурной  политики  в
2002-2004  годах,  а  также  основаны  на  результатах фундаментальных
комплексных      научных      исследований,     проведенных     Единым
научно-методическим   центром   Комитета  по  культуре  города  Москвы
совместно  с Институтом социально-политических исследований Российской
академии наук в 2002-2004 гг., среди которых: "Социальная сфера города
в   оценках   населения   столицы",   "Москвичи   о  повышении  своего
образовательного,  культурного уровня и организации досуга", "Москвичи
о  состоянии публичных библиотек города", "Мнение москвичей о театрах,
театральном  искусстве:  состояние  и  тенденции  развития",  "Влияние
средств   массовой  информации  на  формирование  культурных  запросов
молодежи   в   Москве",   "Молодежь   и  преступность",  "Профилактика
негативных   явлений   в   молодежной   среде  средствами  культуры  и
искусства", "Молодые москвичи об историко-культурных, патриотических и
интернациональных традициях столицы", "Экология сознания, духовности и
культуры",  "Молодежь  и  музыка",  "Клуб  - вчера, сегодня и завтра",
"Клуб  - центр культурных традиций и инноваций", "Москвичи о символике
Москвы  и  России". Информационно-аналитическими источниками Программы
являются  материалы  Московского  городского  комитета государственной
статистики,  подразделений  Комплекса  социальной  сферы Правительства
Москвы,  ГИВЦ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской
Федерации,  Единого  научно-методического  центра Комитета по культуре
города    Москвы,    Института   социально-политических   исследований
Российской    академии    наук,    официальная    информация   органов
государственной  власти, учреждений культуры, общественных объединений
и творческих союзов.

             Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
            НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

           1.1. Обоснование применения программных методов
         для модернизации и целевой поддержки сферы культуры
                            города Москвы

     Опыт  культурного  строительства в современных условиях и большой
культурный     потенциал     столицы    обуславливают    необходимость
систематической  комплексной модернизации и целевой поддержки развития
сферы  культуры  города.  Инструментом  осуществления стратегических и
оперативных мер по реализации культурной политики Правительства Москвы
должна  стать городская целевая комплексная программа "Культура Москвы
(2005-2007 гг.)".
     Многообразие   учреждений   культуры   и  сфер  их  деятельности,
составляющих  отрасль  культуры  Москвы,  необходимость решать стоящие
перед  ней  проблемы  в  тесном  взаимодействии с органами власти всех
уровней,   с   государственными   и  негосударственными  учреждениями,
общественными   организациями   и  творческими  союзами  обуславливают
необходимость  решения  поставленных  задач  программными  методами  в
рамках  городской целевой программы. Полноценное достижение конкретных
и  перспективных  целей  в  развитии  такого  сложного  комплекса  как
культура   Москвы   возможно   только   при   наличии   среднесрочного
стратегического плана - программы комплексного развития.

               1.2. Основные итоги реализации программы
                  "Культура Москвы (2002-2004 гг.)"

     Происходящие   в   России   с  начала  90-х  годов  политические,
экономические  и  социальные  процессы  привели к частичному изменению
культурных  ориентиров  у  части  молодежи,  к  потере  в определенной
степени  традиционных культурных ценностей полиэтнического московского
мегаполиса.
     Преодоление этих тенденций стало намечаться в последние 2-3 года.
Значительная  роль в этом принадлежит разработке и успешной реализации
городской  целевой  комплексной  программы "Культура Москвы (2002-2004
гг.)",  утвержденной постановлением Правительства Москвы от 02.07.2002
N 487-ПП.
     В  ходе  реализации  программы удалось на основе целевого, научно
обоснованного,     адресного     подхода    обеспечить    согласование
направленности  функционирования  учреждений  культуры  с работой всей
социальной  сферы  города  Москвы.  Особенностью  программы  "Культура
Москвы  (2002-2004  гг.)"  стало  активное  взаимодействие Комитета по
культуре  города  Москвы  со  структурными  подразделениями  Комплекса
социальной    сферы   города   Москвы   и   с   Московским   городским
профессиональным  союзом  работников  культуры,  творческими союзами и
деятелями искусств.
     Необходимо  отметить,  что  практически  вся  система программных
мероприятий,   отраженная   в   бюджетных  показателях,  установленных
Правительством   Москвы   на  развитие  культуры,  в  2002-2004  годах
выполнена.
     За  отчетный  период  существенно  выросла доступность культурных
ценностей   и   услуг   для   населения.   Как   показали   результаты
социологических    исследований,   значение   этого   факта   получило
положительную оценку в общественном сознании горожан.
     Так, в настоящее время подавляющее большинство москвичей считает,
что в Москве есть все возможности для повышения культурного уровня <1>
(см. диаграмму 1).

-----------------------------------
     <1>   Социологическое   исследование   "Москвичи  о  возможностях
повышения  своего  образовательного,  культурного уровня и организации
досуга", ЕНМЦ Комитета по культуре города Москвы, М., 2003.

     Приводится  диаграмма  1  "Есть  ли  в Москве все возможности для
повышения культурного уровня?".

     Нет - 26%
     Да  - 74%

     О положительных результатах реализации программы "Культура Москвы
(2002-2004   гг.)"   свидетельствует   и   динамика  мнений  москвичей
относительно  общей  культурной  ситуации  в  столице.  Если в 2002 г.
положительную  оценку  деятельности  городских  органов власти в сфере
культуры  давали  лишь  54% жителей столицы, то в 2004 г. - уже 62%, а
среди молодежи - 73%.
     Выполнение  системы программных мероприятий учреждениями культуры
разных  типов  позволило  достичь  определенных успехов в приобщении к
культуре самых разных социальных групп москвичей.
     В  сфере  театрального искусства период реализации предшествующей
программы  характеризуется  возрастанием  интереса  москвичей  к этому
жанру  искусства.  На  московской  театральной  сцене появилось немало
новых   талантливых   постановок,   характеризующихся  оригинальностью
драматургии,  режиссерских решений и исполнительского мастерства. Было
выпущено  283  премьерных  спектакля.  Общее  число зрителей составило
более 12 млн. чел., что на 11% больше, чем за предыдущие три года.
     Впервые  в  городе Москве осуществлялось бюджетное финансирование
не   только   репертуарных   театров,   но  и  независимых  творческих
коллективов    различных    организационно-правовых   форм   и   видов
собственности (на конкурсной основе).
     Развитию  театрального  искусства  в  Москве  способствовали  уже
получившие  признание  и  новые  фестивальные  и конкурсные проекты, в
частности,  "Золотая маска", Международный театральный фестиваль имени
А.П. Чехова, Пасхальный фестиваль, театральный проект "Открытая сцена"
и др.
     Музеи  и  выставочные  залы  Москвы  за истекший период развивали
новые  формы работы с населением города и гостями столицы. Пополнялись
новыми, в том числе уникальными, экспонатами музейные фонды.
     В   выставочных   залах   города  демонстрировались  произведения
художников  из  многих  стран  ближнего и дальнего зарубежья, регионов
России.
     Всего  в  Москве  за три года прошло более 1200 выставок, которые
посетили свыше 10 млн. человек.
     Ярким событием в жизни города стало проведение Дней исторического
и культурного наследия.
     Была   продолжена   работа   по   совершенствованию  деятельности
библиотек,  расширению книжного фонда, расширению работы с населением.
Как   хорошее   и  удовлетворительное  оценивают  состояние  публичных
библиотек 75% экспертов <2>.

-----------------------------------
     <2> Социологическое исследование "О состоянии публичных библиотек
в Москве", ЕНМЦ, ИСПИ РАН, М., 2004.

     Принципиально  новый  подход  к работе с населением характеризует
разработанную   и   принятую  Программу  развития  на  базе  библиотек
комплексных интеллект-центров.
     Активно развивалась работа в клубах и Домах культуры. За истекший
период  в  клубных  учреждениях работало свыше 5600 формирований, было
проведено  около  50  тыс.  культурно-досуговых  мероприятий,  которые
посетили 1,5 млн. человек.
     Наиболее    доступными,    демократичными,    посещаемыми   всеми
категориями  населения  объектами  социально-культурной инфраструктуры
оставались  парки  культуры и отдыха. За три истекших года их посетило
более  30  млн. человек, что на 12% больше, чем в предыдущий период. С
целью оптимизации развития парков столицы в новых условиях в 2004 году
была разработана Концепция комплексного развития "Парки Москвы".
     За  отчетный  период  82 государственных муниципальных кинотеатра
посетило  около 9 млн. чел. Валовой сбор от кинопроката составил более
8  млн.  руб.  Основным  стратегическим направлением в ходе реализации
программы  в  области  кинофикации  и  кинопроката  являлось повышение
уровня   государственного   регулирования  в  этой  сфере,  увеличение
численности  фильмов  отечественного  производства.  В результате этой
работы  количество отечественных фильмов на московском экране возросло
с 5% в 2002 году до 14% в 2004 году.
     В    ходе    выполнения   мероприятий   программы   в   городских
образовательных  учреждениях  -  детских  музыкальных  школах,  школах
искусств,  средних  специальных  учебных  заведениях удалось сохранить
устойчивый  рост числа учащихся, повысить качество образования за счет
новых методик и привлечения квалифицированных кадров.
     В сотрудничестве с таможенными и правоохранительными органами был
усилен контроль за вывозом и ввозом культурных ценностей через границу
Российской Федерации.
     Устанавливались   памятники   и   мемориальные  доски  выдающимся
деятелям  истории,  культуры  и  искусства  в  Москве, других регионах
России  и  за  рубежом  при  широком  участии  общественности, органов
местного самоуправления.
     В   области   межрегионального  и  международного  сотрудничества
решались   задачи   по   сохранению  статуса  Москвы  как  крупнейшего
российского и мирового культурного центра.
     Было  проведено  52  культурные  программы в рамках Дней Москвы в
зарубежных и российских городах и Дней зарубежных и российских городов
в  Москве.  На базе прямых связей между учреждениями культуры Москвы и
городов-партнеров   проведено   165  международных  и  межрегиональных
мероприятий.
     Общественно  значимые  массовые  культурные  мероприятия  успешно
формировали   культурный   облик   столицы,  консолидировали  сознание
москвичей,    внесли   существенный   вклад   в   решение   актуальных
государственных   социально-политических  проблем.  О  масштабах  этой
деятельности свидетельствуют следующие цифры: всего за истекший период
в  той или иной степени в них приняли участие 28 млн. москвичей, более
50  тыс.  профессиональных артистов и участников народных коллективов.
Режиссерами,  сценаристами  и  постановщиками  было  создано около 300
оригинальных творческих проектов.
     Особое  внимание  и широкий отклик у москвичей нашли мероприятия,
посвященные   Дню   города,   Рождественские  праздники,  мероприятия,
связанные  с  подготовкой  к  60-летию  Победы в Великой Отечественной
войне,    Днем    России,    молодежные    программы    патриотической
направленности, акции, пропагандирующие здоровый образ жизни.
     Важнейшими   показателями   по  объектам  культуры  являются  как
количественные   характеристики   (посещаемость  <3>  и  др.),  так  и
качественные - привлекательность для москвичей, а также художественный
и интеллектуальный уровень предлагаемого культурного продукта.

-----------------------------------
     <3> Данные Москомстата по посещаемости в целом по всем возрастным
группам.  Исследования  ЕНМЦ  Комитета  по  культуре  города  Москвы и
Института   социально-политических   исследований  РАН  проводились  в
молодежной аудитории.

     Динамика   спроса  на  культурный  продукт  -  рост  посещаемости
учреждений культуры города Москвы в 2002-2004 годах при незначительном
росте числа бюджетных учреждений культуры приводится в таблице N 1.

                                                           Таблица N 1

                   ПОСЕЩАЕМОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

                                                           (млн. чел.)
-------------------------------------------------------------------
| Наименование типа учреждений культуры   | 2002  | 2003  | 2004  |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Театры                                  | 3,3   | 3,4   | 3,5   |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Музеи и выставочные залы                | 3,1   | 3,2   | 4,25  |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Библиотеки                              | 17,2  | 17,5  | 17,9  |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Парки культуры и отдыха                 | 10,5  | 12,0  | 13,4  |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Кинотеатры                              | 2,9   | 3,84  | 5,0   |
|-----------------------------------------|-------|-------|-------|
| Учреждения культуры клубного типа       | 0,53  | 0,69  | 0,84  |
| (Дворцы                                 |       |       |       |
| культуры, Дома культуры, клубы и прочие |       |       |       |
| учреждения)                             |       |       |       |
-------------------------------------------------------------------

     Достижению данных позитивных сдвигов способствовал целый ряд мер,
предусмотренных  программой.  Прежде всего, это увеличение численности
посетителей, получивших возможность бесплатно или на льготных условиях
пользоваться культурными благами в театрах, музеях, выставочных залах,
клубах  по  интересам,  интеллект-центрах,  парках культуры и отдыха и
т.п. Сумма государственной компенсации для предоставления этих льгот в
2002-2004   годах   составила   более  40  млн.  руб.,  что  позволило
воспользоваться ими 1,1 млн. москвичей.
     Ориентация  на  приобщение  подрастающего  поколения к культурным
достижениям,  взятая  театрами,  музеями  и выставочными залами, нашла
реальное  отражение в неуклонном увеличении этой категории посетителей
(таблица N 2).

                                                           Таблица N 2

            ДОСТУПНОСТЬ ПОТРЕБЛЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО ПРОДУКТА -
         ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА БЕСПЛАТНОЙ
                          (ЛЬГОТНОЙ) ОСНОВЕ

                                                           (тыс. чел.)
---------------------------------------------------------------
| Наименование учреждений культуры   | 2002  | 2003  | 2004   |
|------------------------------------|-------|-------|--------|
| Театры (учащиеся)                  | 161,5 | 203,1 | 245,2  |
|------------------------------------|-------|-------|--------|
| Музеи и выставочные залы           | 119,9 | 121,6 | 127,5  |
| (учащиеся)                         |       |       |        |
---------------------------------------------------------------

     Основные  положения  данной  программы  органически  сочетались с
содержанием    федеральных    и    городских   комплексных   программ,
затрагивавших  проблемы  сферы культуры, были ориентированы на решение
наиболее  актуальных  общегосударственных  и  городских проблем, в том
числе  на  воспитание гражданственности и патриотизма, противодействие
негативному  влиянию  массовой культуры, на борьбу с такими явлениями,
как  правовой  нигилизм,  пьянство,  наркомания  и  т.п.,  что придало
системный  характер деятельности учреждений культуры и досуга столицы,
повысило  ее  эффективность, укрепило влияние органов власти Москвы на
городскую сферу культуры и т.д.
     Реальное  расширение  возможностей для культурного досуга горожан
разного   уровня  обеспеченности  отражают  результаты  мониторинговых
социологических опросов 2001-2004 годов, приведенные на диаграмме 2.

     Приводится диаграмма 2.

     Ориентация  на  обеспечение доступности культурных ценностей всем
социальным  слоям  москвичей  получила  отражение  в  ценовой политике
учреждений  культуры. Доступность конкретной услуги для потенциального
потребителя  зависит  от ее востребованности и уровня цены на нее. При
этом  устанавливаемые  московскими  учреждениями  культуры  цены почти
всегда  ниже,  чем  они  были  бы  в чисто рыночных условиях, т.е. без
поддержки  государства.  Общий  объем  платных  услуг, предоставляемых
населению  учреждениями  культуры  и  досуга города в период 2002-2004
гг.,  ежегодно  повышался  и достиг в 2004 году максимального уровня -
1737,2 млн. руб.
     Положительная   тенденция  наметилась  в  материальной  поддержке
кадрового  состава  учреждений  культуры,  который  является важнейшим
условием   развития  отрасли.  Согласно  постановлениям  Правительства
Москвы  от  18.12.2001 N 1157-ПП и от 02.09.2003 N 734-ПП "О повышении
тарифных  ставок  (окладов)  Единой  тарифной  сетки  по  оплате труда
работников  организаций  бюджетной  сферы"  за  период  2002-2004  гг.
средняя   заработная   плата  работников  подведомственных  учреждений
культуры  ежегодно  увеличивалась (таблица N 3): в 2002 г. - на 44%, в
2003 г. - на 32%, в 2004 г. - на 43,2%.

                                                           Таблица N 3

           РОСТ СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ
                 ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

--------------------------------------------------------------------------
| N    | Наименование         | Среднемесячная         | Проценты (%)    |
| п/п  | учреждения           | заработная плата       | роста зарплаты  |
|      |                      | (руб.)                 | к 2003 году     |
|------|----------------------|------------------------|-----------------|
|      |                      | за 2003  |  за 2004    |                 |
|      |                      | год      |  год        |                 |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 1.   | Театры               | 5900     |  8727       |  147,9          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 2.   | Музеи                | 5020     |  6844       |  136,3          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 3.   | Парки культуры и     | 5749     |  9108       |  158,4          |
|      | отдыха               |          |             |                 |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 4.   | Библиотеки           | 2938     |  4492       |  152,9          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 5.   | Дома культуры и      | 2288     |  3309       |  144,6          |
|      | клубы                |          |             |                 |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 6.   | Выставочные залы     | 2216     |  3015       |  136,0          |
|      | округов              |          |             |                 |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
| 7.   | Музыкальные школы    | 3994     |  5338       |  133,7          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
|      | Итого по культуре    | 4680     |  6631       |  141,7          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
|      | Кинотеатры           | 4423     |  6455       |  145,9          |
|------|----------------------|----------|-------------|-----------------|
|      | Всего по Комитету    | 4701     |  6734       |  143,2          |
--------------------------------------------------------------------------

     Учитывая   низкий   уровень   среднемесячной   заработной   платы
работников  библиотек,  в  целях  дальнейшей  социальной  поддержки  и
оказания  им  дополнительной  адресной  помощи  решением Правительства
Москвы  с  1  октября  2003  года  библиотекарям установлены городские
доплаты до уровня прожиточного минимума. В результате заработная плата
библиотекарей  системы Комитета по культуре города Москвы по сравнению
с 2002 годом увеличилась на 87%.
     Комитет   по   культуре  города  Москвы  обеспечил  реализацию  и
своевременное  финансирование  обязательств  Правительства  Москвы  по
Московскому трехстороннему соглашению и Соглашению между Министерством
труда  и  социального  развития  Российской Федерации и Правительством
Москвы   на  2004  год  по  установлению  минимума  оплаты  труда  для
работников  подведомственных  учреждений культуры: с 1 мая 2004 года -
2000 руб., с 1 октября 2004 года - 2500 руб.

            1.3. Результаты реализации системы программных
          мероприятий по укреплению материально-технической
                    базы культуры за 2002-2004 гг.

     Благодаря  усилиям  Правительства  Москвы,  Комплекса  социальной
сферы  города  Москвы,  совместной  работе Комитета по культуре города
Москвы  и  подведомственных  ему  учреждений  и  организаций с другими
структурными   подразделениями   Правительства   Москвы  были  сделаны
существенные  шаги в развитии отрасли по направлениям: строительство и
реконструкция   объектов   культуры   (А),   капитальный  ремонт  (Б),
техническое переоснащение объектов культуры (В).

                   А. Строительство и реконструкция

     Основным   направлением  бюджетных  капиталовложений  в  развитие
отрасли  являлась  адресная  инвестиционная  программа строительства и
реконструкции объектов культуры.
     По театрам и концертным залам:
     - завершены  строительство Московского международного Дома музыки
в  составе  культурного  центра  "Красные  Холмы",  Московского театра
"Луны",   реконструкция   Московского   театра   под  руководством  А.
Джигарханяна, "Ведогонь-театра" в г. Зеленограде;
     - продолжались   строительство   и   реконструкция:   Московского
академического    театра    им.    К.С.    Станиславского    и   Вл.И.
Немировича-Данченко,  Московского  театра "ET CETERA" под руководством
А. Калягина, МТКЦ под руководством А. Градского, МТФЦ под руководством
Л. Рюминой.
     По музеям и выставочным залам:
     - завершена   реконструкция   картинной   галереи  И.  Глазунова,
завершено строительство нового здания галереи А. Шилова;
     - продолжались    работы    по    строительству    фондохранилища
Дарвиновского   музея,   комплексной   реконструкции   и   реставрации
Московского  планетария,  объектам  Государственного музея-заповедника
"Коломенское";
     - развернута   реконструкция   Центрального   выставочного   зала
"Манеж".
     По библиотекам:
     - осуществлен  ввод  библиотеки-фонда "Русское зарубежье", второй
очереди    библиотеки-читальни    им.    И.С.   Тургенева;   завершена
реконструкция библиотеки искусств им. А. Боголюбова.
     По кинотеатрам:
     - в  2004  году  введены  в  эксплуатацию  3  детских кинотеатра,
подготовлены  к сдаче еще 2 детских кинотеатра, организована работа по
подготовке  проектной  документации  на  реконструкцию 14 кинотеатров,
входящих в состав ГУП "Московское кино".
     По детским музыкальным школам и школам искусств:
     - завершены реконструкция здания детской художественной школы N 2
и  строительство  нового  здания  Детской  музыкальной  школы им. В.В.
Андреева в Северо-Западном административном округе города Москвы;
     - начата  реконструкция  с  расширением  площадей  детской  школы
искусств  N 13 в Митино (Северо-Западный административный округ города
Москвы),  завершена разработка проектной документации на строительство
детской музыкальной школы в Зеленограде;
     - выпущены постановления Правительства Москвы о реконструкции ДШИ
им.  С.  Рихтера (Южный административный округ города Москвы), ДШИ им.
Римского-Корсакова (Восточный административный округ города Москвы).
     По клубным учреждениям:
     - выпущено  постановление  Правительства  Москвы  о реконструкции
Государственного  дома  культуры  "Гармония"  (Южный  административный
округ  города Москвы), принято решение о строительстве в Юго-Восточном
округе        многофункционального       культурно-спортивного       и
общественно-делового  центра  на  территории парка 850-летия Москвы за
счет внебюджетных источников.
     По Московскому зоопарку:
     - завершена реконструкция павильона "Слоновник".
     По объектам монументального искусства:
     - установлены  памятники: В.И. Сурикову, Б. Окуджаве, Ф. Нансену,
А.  Навои,  Е.Ф. Гнесиной, испанским добровольцам, погибшим в России в
годы Великой Отечественной войны, воинам-интернационалистам, бюст К.К.
Рокоссовского;     памятные     знаки     -     доблести    российских
моряков-черноморцев, жертвам террористического акта на Дубровке и др.,
а также 27 мемориальных досок.
     Основная  доля капитальных вложений в объекты отрасли приходилась
на  городской  бюджет.  Общий  объем средств, выделенных из городского
бюджета, за указанный период составил 11,1 млрд. рублей.
     В  2002-2004 гг. объемы бюджетного финансирования строительства и
реконструкции   отрасли  превышали  плановые  показатели  программы  и
составили 101,1% от предусмотренных программой.
     В  связи с удорожанием стоимости работ, материалов и оборудования
претерпели корректировку стоимостные показатели общего объема работ по
объектам,  что  привело  к  переносу  сроков  ввода  ряда  объектов на
последующие годы.
     По  объективным  причинам  не представилось возможным реализовать
все  инвестиционные намерения о строительстве и реконструкции объектов
культуры,  по  которым были приняты постановления Правительства города
Москвы.  Вместе  с  тем  с  привлечением  сторонних инвестиций удалось
осуществить  реконструкцию  зданий Московского театра "Современник", в
ходе    реализации    Программы    восстановления    и   реконструкции
государственного  парка  культуры  и отдыха "Таганский" была проведена
реконструкция    физкультурно-оздоровительного    комплекса   на   его
территории. В рамках комплексной застройки микрорайонов получены новые
помещения   под   размещение   библиотеки   N  12  им.  Н.Ф.  Погодина
(Центральный  административный  округ  города  Москвы) и детской школы
искусств "Старт" (Центральный административный округ города Москвы), а
также  здание  детской  музыкальной  школы  N  49  им.  В.В.  Андреева
(Северо-Западный административный округ города Москвы).

                        Б. Капитальный ремонт

     Продолжался капитальный ремонт зданий:
     - театров:  имени  Моссовета,  на  Малой  Бронной,  "У  Никитских
ворот", имени Пушкина;
     - музеев:  "Кусково",  "Останкино",  Маяковского,  истории города
Москвы, Высоцкого, Цветаевой, "Бородинская панорама" и др.
     Выполнен большой объем работ по подготовке к открытию театральных
сезонов  в  московских  театрах,  к летним сезонам в парках культуры и
отдыха, по подготовке учреждений культуры к зиме.
     Правительством   Москвы   выделены   дополнительные  средства  на
укрепление материально-технической базы целого ряда организаций, в том
числе   театров:  на  Таганке,  имени  Маяковского,  имени  Моссовета,
оперетты,  "Уголок  дедушки  Дурова". За счет дополнительных бюджетных
ассигнований  завершены  ремонтные  работы  по устройству вентиляции и
пожарного выхода в большом зрительном зале театра "Модернъ".
     Комплексный  капитальный  ремонт  объектов продолжается исходя из
фактической   финансовой   возможности   этапами  по  разработанной  и
согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации.

           В. Техническое переоснащение учреждений культуры

     Продолжалась  планомерная  работа  по  техническому переоснащению
учреждений  культуры города, которая опиралась на реальные возможности
финансирования отрасли (таблица N 4).

                                                           Таблица N 4

            ОБЪЕМ СРЕДСТВ ВАЛЮТНЫХ АССИГНОВАНИЙ, ГОРОДСКОЙ
      ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И ГОРОДСКОГО ЗАКАЗА, НАПРАВЛЕННЫХ
         НА ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                                                         (в млн. руб.)
-----------------------------------------------------
| Источники              | 2002    | 2003   | 2004  |
| финансирования         |         |        |       |
|------------------------|---------|--------|-------|
| Валютные ассигнования  | 73,7    | 84,7   | 96,0  |
|------------------------|---------|--------|-------|
| Инвестиционная         | 53,1    | 15,0   | 10,0  |
| программа              |         |        |       |
|------------------------|---------|--------|-------|
| Городской заказ        | 15,5    | 15,5   | 15,5  |
-----------------------------------------------------

     Общий   объем  средств,  направленных  на  техническое  оснащение
организаций культуры, составил около 380 млн. рублей.
     За   счет   средств  Инвестиционной  программы  в  2002-2004  гг.
закуплено  и  установлено  новое  оборудование (в том числе кресла для
зрительных  залов, светотехническая и звуковая аппаратура) в следующих
театрах: имени Моссовета, оперетты, имени Пушкина, "Модернъ", имени К.
Станиславского,  "Жар-птица",  сатиры,  "Ромэн", имени В. Маяковского,
"Современник",  имени  М. Ермоловой, на Малой Бронной, клоунады, Новом
драматическом, "Экспромт".
     Приобретено  новое  оборудование  для библиотеки имени Некрасова,
музеев  "Останкино",  "Кусково", центра образования "Монотон" и других
организаций.
     Была  продолжена  реализация  программы  переоборудования детских
кинотеатров.  В 2003-2004 гг. завершены работы в кинотеатрах "Юность",
"Искра", "Салют", "Вымпел" и "Полет".
     Выделенные из городского бюджета средства в объеме 48 млн. рублей
позволили  решить  вопрос  обновления и приобретения новых музыкальных
инструментов для детских музыкальных школ.
     В области информатизации отрасли "Культура":
     - осуществлялось  поэтапное  насыщение  организаций  компьютерной
техникой, современным программным обеспечением;
     - в   основном   выполнена   Комплексная  программа  модернизации
публичных  библиотек г. Москвы, в рамках которой создана корпоративная
информационная сеть в 42 базовых библиотеках;
     - разработана   и   утверждена   Правительством   Москвы  Целевая
комплексная  программа  развития публичных библиотек города Москвы как
информационных  интеллект-центров  на  2004-2006  годы,  целью которой
являются  создание центров правовой и деловой информации, формирование
системы  социально  активной  профориентации  молодежи, предоставление
свободного  доступа  в  Интернет  для  эффективного поиска информации,
дополнительного образования;
     - разработана          Концепция         по         использованию
информационно-коммуникационных  технологий  в  культуре,  определяющая
основные  направления  работ  по  созданию условий для доступа широких
слоев  населения  к  отечественному  и мировому культурному наследию и
охватывающая   следующие   направления:  публичные  библиотеки,  музеи
Москвы, театрально-концертные организации, кинотеатры, парки культуры,
клубы и досуговые центры, органы управления культурой.
     Работа   по   обеспечению   антитеррористической  безопасности  в
подведомственных    организациях    велась   по   двум   направлениям:
организационному и техническому.
     На  базе  театра  "Ромэн"  проведены совместные учения с участием
представителей  силовых  структур,  органов  исполнительной  власти  и
руководителей  учреждений  культуры,  на  которых  отработаны  вопросы
взаимодействия  спецслужб  и  администраций  учреждений  культуры  при
возникновении угрозы совершения террористических актов и ликвидации их
последствий.
     Одним  из  основных  организационных  этапов  являлась разработка
паспортов  безопасности  в  каждом  учреждении  культуры.  За отчетный
период  паспорта  разработаны  в  76%  организаций культуры городского
подчинения и около 50% организаций окружного уровня.
     На   работы   по   оснащению  учреждений  культуры  оборудованием
безопасности было выделено из бюджета 410 млн. рублей. Реализация этих
средств, а также средств префектур и внебюджетных источников позволила
обеспечить  практически  все городские и окружные организации кнопками
экстренного   вызова   милиции,   городские   учреждения   -   ручными
металлодетекторами, установить дополнительные посты вневедомственной и
частной    охраны,    значительно    увеличить    количество    систем
видеонаблюдения  и  охранной  сигнализации, арочных металлодетекторов.
Проведены  подготовительные  работы по установке и модернизации систем
пожаротушения  в  целом  ряде организаций культуры, в первую очередь в
крупных театрах.
     За прошедший период на реализацию мероприятий по созданию условий
свободного  передвижения  и  адаптации инвалидов и малоподвижных групп
населения  в  учреждениях культуры из городского бюджета было выделено
целевым  назначением 88,583 млн. руб. За счет указанных средств работы
проведены   на   72   объектах  культуры:  установлено  19  инвалидных
подъемников,    оснащены    радиотрансляционным    оборудованием   для
слабослышащих  11  московских театров, специализированное оборудование
для  слабовидящих  размещено  в  26  городских и окружных библиотеках,
выполнены   работы  по  приспособлению  ряда  помещений  (оборудование
санузлов,  въездные  и внутренние пандусы, расширение проемов дверей и
др.),  практически  во всех округах созданы отдельные базовые объекты,
полностью   приспособленные   для  посещений  лицами  с  ограниченными
физическими возможностями.
     В  отчетный  период  продолжалась  поэтапная работа по приведению
имущественных прав подведомственных Комитету по культуре города Москвы
учреждений и организаций в соответствие действующему законодательству,
нормативным правовым актам Правительства Москвы.
     В  результате  на  сегодняшний  день  в  основном  решены вопросы
предоставления  права  оперативного управления занимаемыми помещениями
большинству учреждений культуры как городского, так и окружного уровня
подчинения  (театрально-концертным  организациям, музеям и выставочным
залам,  библиотекам,  Домам  и Дворцам культуры, клубным организациям,
детским музыкальным учреждениям, паркам культуры и отдыха).
     Правительством   Москвы   приняты  распорядительные  документы  о
предоставлении театрам и паркам культуры и отдыха права сдачи в аренду
помещений,  находящихся  в  оперативном  управлении,  и  использования
полученных   от   аренды   средств   в   полном   объеме  на  развитие
материально-технической базы.
     Эти  решения  оказали  существенную помощь организациям культуры,
дали возможность привлекать дополнительные ассигнования на собственное
развитие, совершенствование своей деятельности.
     Таким  образом,  период  2002-2004  гг. в развитии сферы культуры
Москвы   с   полным   основанием   можно  характеризовать  как  период
стабильного   развития   отрасли.   Учреждения   культуры  и  субъекты
культурной    политики    города   (творческие   союзы,   общественные
организации, работники сферы культуры и др.) постепенно адаптировались
к  изменяющимся  экономическим  и  социально-политическим  условиям  в
стране,   активно   включились  в  процесс  восстановления  культурных
традиций и успешно использовали мировой опыт культурного строительства
в условиях открытого общества.

                   1.4. Содержание основных проблем
              в сфере культуры Москвы и пути их решения

     Основные  проблемы в сфере культуры Москвы были обусловлены общей
социально-экономической ситуацией в стране. Состояние культурной среды
города   как   крупнейшего   российского  мегаполиса  было  достаточно
противоречиво.
     С  одной стороны, заметная часть населения столицы, в особенности
молодежь,  в  значительной  степени находилась под влиянием негативных
тенденций массовой культуры, отрывающей ее от отечественной культурной
традиции.   С  другой  стороны,  опыт  исторического  развития  России
свидетельствовал о способности отечественной культуры к положительному
развитию даже в сложившихся условиях.
     Выявленные  за  отчетный  период  проблемы  существенным  образом
оказывали  влияние  на  формирование системы программных мероприятий и
рассматриваются далее по 7 блокам:
     1.   Проблемы   в  развитии  социально-культурной  инфраструктуры
города:
     - неравномерность  в развитии социально-культурной инфраструктуры
районов  столицы  в  зависимости от их географического расположения по
отношению к историческому центру столицы;
     - сохраняющееся  неравенство  материальных возможностей различных
социально-демографических  и  социальных  групп и слоев в приобщении к
культурным ценностям и услугам.
     2. Проблемы в культурно-досуговой сфере:
     - неконкурентоспособность   государственных   культурно-досуговых
учреждений  в  борьбе  за свободное время молодежи с ночными клубами и
коммерческими   досуговыми   центрами  по  причине  несформированности
специфической   современной   инфраструктуры,   а   также  по  причине
отсутствия инновационного содержания;
     - низкий  уровень досугового продукта, предоставляемого населению
большинством  коммерческих  учреждений и организаций массового досуга,
насаждающего  культ жестокости, сексуальной распущенности и героизацию
криминала;
     - неразвитость  системы  социальной  рекламы,  пропаганды  лучших
образцов отечественной и зарубежной культуры и искусства;
     - низкий уровень взаимодействия учреждений и организаций культуры
в  создании  и  реализации  совместных  творческих  проектов,  а также
неполное  использование  для  проведения  культурной  политики  города
возможностей современной информационно-коммуникативной среды.
     3.  Проблемы в области воспитания гражданственности, патриотизма,
национального взаимоуважения:
     - на  фоне  успешно проводимых в городе крупных, масштабных акций
патриотической  направленности  явная  недостаточность локальных ярких
творческих  проектов  в  деле  пропаганды историко-культурных традиций
Москвы и России, имеющих решающее значение в индивидуальном воспитании
патриотического сознания и гражданственности молодого москвича;
     - предотвращение   отдельных   попыток   национальной  культурной
обособленности диаспор путем повышения уровня культурного взаимообмена
и взаимообогащения москвичей разных национальностей.
     4.  Проблемы  в  нормативно-правовом  обеспечении,  управлении  и
финансировании отрасли:
     - недостаточное   внедрение   информационных   и  коммуникативных
технологий  в сферу практической деятельности управленческих структур,
учреждений и организаций культуры;
     - серьезное  отставание средней заработной платы работников сферы
культуры  от  среднего  уровня таковой в других отраслях, приводящее к
недостатку   и   текучести   квалифицированных   кадров   на  объектах
социально-культурной инфраструктуры;
     - отсутствие  эффективного  механизма регулирования и контроля за
качеством   услуг,   предоставляемых  негосударственными  учреждениями
культуры и досуга;
     - отсутствие   эффективных  механизмов  привлечения  внебюджетных
ассигнований  в  сферу  культуры и слабое развитие предпринимательской
деятельности на объектах культуры.
     5.  Проблемы  в  информационном,  кадровом  и научно-методическом
обеспечении сферы культуры:
     - отсутствие  планового  мониторинга  общественного мнения и, как
следствие, отсутствие прогностических выводов о современных запросах и
потребностях населения в социально-культурной сфере;
     - недостаточно   эффективное   внедрение  в  практику  учреждений
культурно-досуговой    сферы    научных    разработок,    рекомендаций
специалистов, отечественного и мирового опыта.
     6.  Проблемы  в  сфере  укрепления  материально-технической  базы
культуры:
     - объемы  выделенных в 2002-2004 годах из бюджета ассигнований на
техническое  оснащение  отставали  от реальных потребностей отрасли. В
результате   техническое  оснащение  значительного  числа  организаций
культуры оставалось на прежнем уровне;
     - в  ряде  театров  имеющееся светотехническое и звукотехническое
оборудование  практически  исчерпало  сроки  эксплуатации  и  подлежит
замене  и  модернизации,  в  неудовлетворительном  состоянии находится
оборудование  механики сцены, зрительных залов, гримерных, театральных
цехов, фойе, зрительских буфетов;
     - недостаточно    оснащение    экономических,    технических    и
административных  служб  отрасли  современной  компьютерной  техникой,
оргтехникой,  мебелью,  есть  насущная  потребность  в  замене  кресел
зрительных залов;
     - во   многих   музеях  значительно  превышены  нормы  размещения
музейных  фондов  в имеющихся фондохранилищах, а также возможные сроки
эксплуатации технологического оборудования;
     - в  последние  годы практически не обновлялся парк аттракционов,
имеющееся  аттракционное  оборудование  находится  на  пределе  сроков
эксплуатации;
     - во    многих    библиотеках    весьма   изношено   библиотечное
оборудование,  слаба  оснащенность  средствами  малой механизации, что
приводит к чрезвычайному увеличению трудоемкости библиотечной работы;
     - недостаточное   оснащение  детских  образовательных  учреждений
культуры мебелью, оргтехникой;
     - информатизация   отрасли  по-прежнему  значительно  отстает  от
требований  сегодняшнего  дня, в ряде учреждений культуры недостаточно
оснащение компьютерной и иной современной техникой.
     7.  Проблемы в области упорядочения имущественных прав учреждений
культуры:
     - в течение длительного времени не находят решения вопросы вывода
с территорий городских парков культуры и отдыха сторонних организаций,
не отвечающих профилю деятельности и природоохранному статусу парков;
     - по-прежнему   острым   остается   вопрос   размещения   детских
образовательных учреждений в зданиях других систем и ведомств;
     - требуют  рассмотрения  также вопросы упорядочения имущественных
прав по отдельным учреждениям культуры.
     Основы  разрешения данных проблем были заложены в ходе реализации
городской  целевой  комплексной  программы "Культура Москвы (2002-2004
гг.)".  Сохраняя  необходимую  преемственность  в контексте реализации
основных  направлений  программы на 2005-2007 гг., предстоит, в первую
очередь,  добиться  необратимости  позитивной  динамики развития сферы
культуры,  системности  в  деятельности  учреждений  культуры и досуга
города,     эффективного    взаимодействия    всех    заинтересованных
подразделений Правительства Москвы.

             Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ,
          ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

                2.1. Основные цели и задачи Программы

     Программа    направлена    на    сохранение   и   развитие   сети
государственных   учреждений   культуры,  на  реализацию  их  богатого
творческого  потенциала, что должно вовлечь в культурный процесс самые
разные слои и группы городского населения.
     Основной  целью  Программы  являются  оптимизация  и модернизация
культурной    сферы   столицы,   ее   творческое   и   технологическое
совершенствование, повышение роли культуры в воспитании, просвещении и
в обеспечении досуга жителей столицы.
     Целевые показатели Программы:
     - поддержка   творческих  сил  столицы  и  создание  условий  для
реализации их потенциала;
     - улучшение качества, разнообразия, уровня и объема услуг в сфере
культуры, развитие сети учреждений культуры и их модернизация;
     - формирование   общественной  атмосферы  Москвы  как  культурной
столицы России.
     Приоритетными задачами Программы являются:
     1. Создание благоприятных условий для творческого и плодотворного
труда  артистов,  художников,  композиторов,  писателей, драматургов -
всех  творческих  сил,  вносящих  свой  созидательный вклад в культуру
города Москвы.
     2.   Развитие   социально-культурной   инфраструктуры   города  и
культурно-досугового потенциала учреждений культуры:
     - социально-культурное   обновление  и  комплексная  модернизация
учреждений     культуры    города    с    целью    увеличения    видов
культурно-досуговых   услуг,   предоставляемых   различным  категориям
населения.  Развитие  "классическими учреждениями культуры" функций по
формированию культурно-досугового продукта;
     - расширение  доступности культурных благ, различных видов и форм
культурного  досуга  для  как  можно  большего  числа жителей столицы,
особенно  в  отдаленных  от центральной части города жилых массивах, с
одновременным  развитием системы платных услуг по дополнительным видам
деятельности учреждений культуры в досуговой сфере;
     - повышение   уровня   взаимодействия  учреждений  и  организаций
культуры  в  создании  и  реализации совместных творческих проектов, а
также  эффективное  использование  для  проведения культурной политики
города возможностей современной информационно-коммуникативной среды.
     3.  Обеспечение  приоритетного  развития  учреждений  культуры  и
досуга, ориентированных на работу с подростками и молодежью:
     - в  перспективе  планируется  разработка  и внедрение в практику
нового  типа  клубного учреждения - интерактив-центра на базе строений
модульного типа, сооружаемых в районах массовой жилой застройки.
     Создание  сети  городских  интерактив-центров  составит  реальную
альтернативу  частным  ночным  клубам  и позволит направить молодежную
субкультуру в русло общечеловеческих ценностей и культурных традиций.
     4.   Воспитание   гражданственности,  патриотизма,  национального
взаимоуважения:
     - ориентация учреждений культуры на деятельность, направленную на
воспитание  у  населения,  в  первую  очередь  подростков  и молодежи,
патриотизма,  идеи  возрождения  России,  гражданской ответственности,
доверия и уважения к органам государственной власти, Вооруженным силам
страны,  толерантности  по  отношению к людям другой национальности на
основе   представления   лучших   образцов   традиционной  культуры  и
этнопросвещения;
     - поддержка  инициатив и проектов в области культуры и искусства,
формирующих   образ   мышления   и   поведения,   отвечающий  понятиям
патриотизма,   заботы   об   общем   благе,  социальной  солидарности,
национальной и религиозной толерантности и т.д.;
     - консолидация   усилий   деятелей   культуры   и   искусства  на
формировании   у  подрастающих  поколений  высокой  гражданственности,
патриотизма, чувства ответственности за судьбу Родины;
     - организация   и   поддержка   в   условиях   многонационального
мегаполиса   различных  форм  межнационального  культурного  обмена  и
сотрудничества,  обеспечивающих  рост взаимопонимания и взаимоуважения
представителей  всех  наций  и  народностей,  проживающих  в городе, -
создание  целостной  системы  по  формированию  культуры межличностных
отношений средствами искусства и просветительского досуга;
     - сохранение  единого  культурного пространства Москвы. Поддержка
(в том числе на грантовой основе) культурных проектов, направленных на
преодоление национальной культурной обособленности, националистических
тенденций;
     - развитие  межрегиональных  и  международных  культурных  связей
Москвы  с  целью  интеграции  культуры  города в европейское и мировое
культурное пространство.
     5.  Информационное,  кадровое  и  научно-методическое обеспечение
сферы культуры:
     - формирование  новой  системы подготовки и переподготовки кадров
модернизируемых учреждений культуры;
     - модернизация     системы    научно-методического    обеспечения
культурно-досуговой     сферы     на     основе    сотрудничества    с
научно-исследовательскими  учреждениями и высшими учебными заведениями
города Москвы;
     - систематическое   изучение   общественного  мнения  и  запросов
населения,     особенно     подростково-молодежной     категории,    в
социально-культурной сфере;
     - внедрение    современных   информационных   и   коммуникативных
технологий  в сферу практической деятельности управленческих структур,
учреждений   и   организаций   культуры  путем  повышения  технической
оснащенности и кадрового обеспечения.
     6.  Нормативно-правовое  обеспечение  отрасли,  совершенствование
управления и финансирования:
     - приведение   в  соответствие  с  действующим  законодательством
организационно-правовых  форм  управленческих  структур, организаций и
учреждений сферы культуры;
     - разработка  и  введение эффективного механизма государственного
регулирования  и контроля за деятельностью коммерческих и общественных
учреждений    и    организаций,   осуществляющих   культурно-досуговую
деятельность,   а   также  за  качеством  предоставляемых  ими  услуг.
Разработка принципов взаимодействия государственных органов культуры и
негосударственных организаций, действующих в сфере культуры города;
     - поэтапный   перевод  учреждений  культуры  досуговой  сферы  на
деятельность по договору о государственном заказе;
     - разработка  и  переход к системе грантовой поддержки учреждений
культуры,   принимающих   активное   участие  в  реализации  городских
социальных программ;
     - дальнейшее развитие системы грантовой поддержки государственных
театрально-концертных    организаций    при   формировании   принципов
репертуарной политики;
     - разработка   и  внедрение  эффективных  механизмов  привлечения
внебюджетных  ассигнований  в  сферу  культуры  и  развитие легитимной
предпринимательской деятельности на объектах культуры.

                  2.2. Ожидаемые результаты и сроки
                         реализации Программы

     Качество    и    состав    разработанной   системы   мероприятий,
взаимоувязанных  по срокам, исполнителям, по обеспечению финансовыми и
кадровыми   ресурсами,   позволяют  с  уверенностью  говорить,  что  в
результате  их  реализации  будут  созданы  благоприятные  условия для
развития  творческих  сил, появления новых образцов искусства, а также
для  успешного  функционирования  объектов культуры в период 2005-2007
гг.
     Стратегическое планирование основных направлений развития отрасли
в  2005-2007  годах  исходит  из  реальных  потребностей формирования,
укрепления  и  модернизации  культурной  среды  города Москвы, а также
усиления ее влияния на подрастающие поколения.
     Планируемые  меры  призваны  поддержать  творческие силы столицы,
создать    условия   для   равноправного   участия   молодых   авторов
(композиторов,  сценаристов,  поэтов,  художников  и др.) в творческом
соревновании и в конечном итоге способствовать повышению творческого и
интеллектуального уровня культурного продукта.
     Программные  мероприятия  призваны обеспечить развитие учреждений
культуры  в качестве многофункциональных культурных центров с развитой
инфраструктурой, в частности, информационных интеллект-центров на базе
публичных  библиотек.  Программа  ориентирует  на  активизацию  усилий
учреждений   и  организаций  для  достижения  инновационного  развития
культурной среды и расширения культурного пространства города.
     Сохранение     объектов     культуры     города     и    развитие
материально-технической  и финансовой базы функционирования учреждений
культуры   позволят   обеспечить   доступность   населения   Москвы  к
учреждениям   культуры   и   получения  возможности,  в  том  числе  в
материальном аспекте, высокого культурного уровня проведения досуга, а
также   удовлетворения   запросов   подростковых  и  молодежных  групп
населения в сфере досуга, культуры и искусства.
     Предусмотренное взаимодействие Комитета по культуре города Москвы
со  структурными  подразделениями  Правительства  Москвы,  как показал
анализ   результатов  городской  целевой  программы  "Культура  Москвы
(2002-2004   гг.)",   а  также  творческое  взаимодействие  учреждений
культуры  разных  типов  должны  положительно отразиться на достижении
цели Программы и решении поставленных социально-экономических задач.
     Программа        предполагает        гармонизацию       отношений
национально-этнических  групп  населения  Москвы, создание предпосылок
для   их  взаимодействия  и  межнационального  сотрудничества,  что  в
условиях  такого  многонационального  мегаполиса  как  Москва является
особенно актуальным.
     Выполнение  программных  мероприятий  значительно усилит значение
Москвы  как культурного центра мирового значения, будет способствовать
усилению  ее  влияния  на  развитие  межрегиональных  и  международных
связей.
     Впервые  в практике стратегического планирования развития отрасли
применен сценарный подход к реализации целевой программы в зависимости
от   обеспечения   финансовыми   ресурсами   по  вариантам  "базовый",
"реалистический"    и   "оптимистический".   Сценарный   подход   дает
возможность   сохранить  тенденции  развития  отрасли  путем  адресной
поддержки  приоритетных  культурных  проектов:  два  варианта  из трех
(реалистический и оптимистический) предполагают поддержку приоритетных
направлений   развития   отрасли,   что  характеризует  Программу  как
инновационную.  Одновременно  можно  говорить о создании определенного
интеллектуального  и творческого задела, который сложится в результате
благоприятных  социально-экономических  условий  для работы творческих
коллективов и деятелей культуры в городе Москве.
     Среди   источников  финансирования  доминирует  бюджетная  часть,
которая  составляет  около  70%  общего бюджета учреждений культуры. В
ближайшие     годы     объекты     культуры     Москвы    активизируют
предпринимательскую   деятельность,   доход   от  которой  может  быть
использован  для  решения задач развития материальной базы и повышения
социально-экономического положения коллективов.
     Ожидаемые результаты в части материально-технического обеспечения
отрасли изложены в разделе 5.
     Сроки    реализации    системы   взаимоувязанных   по   ресурсам,
исполнителям  и  срокам выполнения программных мероприятий - 2005-2007
годы,  хотя  концептуально  Программа  выходит  за рамки этих сроков и
определяет  характер  функционирования  объектов  культуры  и на более
отдаленную перспективу.

      Раздел 3. ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ
        ДОСТИЖЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ПРОГРАММОЙ ЦЕЛЕЙ, С УКАЗАНИЕМ
          СРОКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО ГОДАМ, ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
      И ТРЕБУЕМЫХ РЕСУРСОВ (РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА
                 И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

        3.1. Театральная и концертно-гастрольная деятельность
                           (таблица 1 <*>)

                           Задачи и решения

     Одним   из   важнейших  направлений  в  сфере  культуры  является
дальнейшее  развитие театральной и гастрольно-концертной деятельности.
Для  укрепления  тенденций  развития  театров  столицы,  сохранения  и
формирования зрительского интереса к театральному искусству необходимо
совершенствование      и      расширение      репертуара,     создание
высокохудожественного     театрального     продукта     (постановление
Правительства Москвы от 08.06.2004 N 389-ПП).
     При   этом   комплекс   программных  мероприятий  государственной
поддержки  культуры  и  искусства,  разработанный  с  учетом  реальных
финансовых     возможностей     бюджета,    определяет    приоритетное
финансирование   основных   направлений   этой   работы.   В   области
театрального дела и концертно-гастрольной деятельности это:
     - совершенствование     и     расширение     системы     целевого
государственного  заказа  путем выделения грантов, создание детского и
молодежного репертуара;
     - дальнейшее развитие проекта "Открытая сцена", поддержка молодых
режиссеров,  драматургов, актеров, музыкантов, включение в театральный
оборот дополнительных сценических площадок;
     - бесплатное   посещение  учащимися  школ  театров  и  концертных
организаций,  что  позволит  рассчитывать  на  культурно  образованное
общество будущего;
     - творческая  поддержка  театров,  театров-студий, размещенных за
пределами Садового кольца, в районах массовой жилой застройки;
     - поддержка    гастрольной   деятельности,   адресная   поддержка
театрального и филармонического обмена.
     В   этих   целях   в   Программе  уделено  значительное  внимание
мероприятиям,  пропагандирующим лучшие образцы искусства, направленным
на   формирование   эстетического   вкуса,   воспитание  подрастающего
поколения   в   духе  патриотизма,  гражданственности,  толерантности,
гуманизма,  демократических  ценностей, приобщение различных категорий
населения  (ветеранов, пенсионеров, женщин, молодежи и др.) к духовным
и нравственным корням российской культуры.
     В  рамках  проекта  "Открытая сцена" Программой предусматривается
создание  за  счет внутренних финансовых ресурсов Комитета по культуре
города  Москвы  (включая соответствующую материально-техническую базу)
как минимум двух новых сценических площадок.
     Программой    предусмотрено    введение    в    практику    новых
организационных форм проведения гастролей.
     Создание      необходимых     условий     для     художественного
совершенствования,   участия   в   гастролях,  фестивалях,  конкурсах,
творческих  мастерских,  лабораториях, семинарах, встречах с мастерами
будет  являться  формой  поддержки молодых дарований, решения кадровых
проблем  концертной деятельности. Для более тщательной организационной
подготовки  ряда  крупных  фестивалей и конкурсов, с целью оптимизации
расходования финансовых средств изменена периодичность их проведения -
раз в два - три года.
     В  целях  более  эффективного  использования  бюджетных средств в
области  концертной  работы  предусматривается  поэтапный переход ряда
концертных     организаций    (имеющих    значительную    коммерческую
составляющую) на полное самофинансирование.
     Приоритетное  финансирование будет осуществляться в виде целевого
государственного   заказа   на   конкурсной   основе   на  музыкальные
произведения  для  детей  и юношества, а также на высокохудожественные
концертные    программы    в    области    классического    искусства,
предназначенные для самых широких слоев населения столицы.

                         Ожидаемые результаты

     Результатами   реализации   Программы   в   области  театрального
искусства и концертно-гастрольной деятельности должны стать:
     - совершенствование   и   развитие   театральной   среды  города,
сохранение  лучших  традиций  и  внедрение  апробированных  новаций  в
театральную жизнь общества;
     - обновление   и   обогащение  репертуара  театров  постановками,
имеющими  патриотическое и гражданское содержание, ориентированными на
детскую и юношескую аудитории;
     - повышение доступности театрального искусства для жителей Москвы
и гостей столицы России;
     - эстетическое  воспитание молодежи, формирование художественного
вкуса;
     - решение  кадровой  проблемы  театров,  выявление  и закрепление
новых руководителей театральных коллективов;
     - создание  условий  для  творческого  роста  молодежи, поддержка
молодых талантов;
     - поддержка  творческих проектов выдающихся деятелей театрального
искусства и ветеранов сцены;
     - рост  авторитета  российского театрального искусства за рубежом
путем проведения серии ежегодных международных театральных фестивалей;
     - улучшение материально-технической базы театральных учреждений;
     - создание  условий  для  выявления  молодых  дарований  в  сфере
концертной деятельности;
     - совершенствование концертных программ разных жанров, расширение
репертуара, повышение исполнительского мастерства.

            3.2. Музеи и выставочные залы (таблица 2 <*>)

                           Задачи и решения

     В  настоящее  время  изменился  не только спектр, но и содержание
социальных  функций современного музея. Современный музей - это прежде
всего   тщательно   отобранная,  научно  и  профессионально  освоенная
музейная  коллекция,  полностью  поставленная  на  службу посетителю в
понятных  и комфортных для него формах музейной коммуникации. При этом
важную  роль  играет  тот  факт,  что  за  последние годы существенный
прогресс   наблюдается   как  в  зарубежном,  так  и  в  отечественном
музееведении.  Появились  новые  технические  возможности  хранения  и
экспонирования   музейных   предметов,   новые   технологии   создания
экспозиций, современные формы взаимодействия музея с посетителем.
     Современный  музей  представляет  собой сложную саморазвивающуюся
систему,    осуществляющую    широкий    спектр   социальных   функций
(образовательная,    воспитательная,    просветительская,   досуговая,
документирования  и  хранения)  и  адекватно реагирующую на конкретные
запросы общества.
     В   целях   обогащения   палитры   художественной  жизни  Москвы,
приобщения  москвичей  и  гостей  города к достижениям отечественной и
мировой  культуры  и  искусства,  получения  новых  знаний,  улучшения
образования,   сохранения   и   развития   культурной   среды  Москвы,
обеспечения  доступности  культурных  благ  для  всех социальных слоев
населения,   улучшения   функционирования  социально-культурной  сферы
города  в  целом  Программой  планируется дальнейшее совершенствование
музейной и выставочной деятельности, а также развитие их сети.
     В  рамках  Программы  предусмотрено  поэтапное  решение  проблемы
дефицита  площадей  для  Музея  истории  города  Москвы, строительство
специальных   фондохранилищ  Государственному  Дарвиновскому  музею  в
рамках  подготовки  к  100-летию  музея  (2007  год), Государственному
биологическому музею имени К.А. Тимирязева.
     Современные  музеи  становятся респектабельными участниками рынка
интеллектуальных  услуг  в  области  культуры  и  досуга.  Развитие их
инфраструктуры  и  предпринимательской деятельности в период 2005-2007
гг. позволит им закрепиться на этих позициях.
     Мероприятия Программы включают участие музеев и выставочных залов
в  международном,  общероссийском и межрегиональном культурном обмене,
проведении Дня города, Дня охраны окружающей среды, Дней исторического
культурного  наследия,  а также в фестивалях: "Интермузей", имени В.А.
Тропинина,  "Песни  народов  мира",  современного искусства керамики и
стекла, наивного искусства, музыки А.Н. Скрябина, исторических театров
и др.
     Важнейшей  частью  работы  музеев,  выставочных залов является их
участие    в   патриотическом,   эстетическом   воспитании   молодежи,
экологическом   просвещении   и   многих  других  программах.  Система
мероприятий    ориентирует    музеи    на    необходимость    выявлять
культурно-символические   ресурсы  Москвы,  создавать  и  тиражировать
привлекательный для населения, туристов и инвесторов образ столицы.
     Программой  предусмотрен  ряд  мероприятий в музеях и выставочных
залах,    посвященных   празднованию   60-летия   Победы   в   Великой
Отечественной  войне,  а  также  значимых  для  города  и  страны  дат
(50-летие  Государственного  музея  А.С.  Пушкина, 100-летие академика
С.П. Королева, 225-летие художника В.А. Тропинина и др.).
     Для  повышения  эффективности  использования  имеющегося большого
потенциала музеев и выставочных залов предполагается:
     - сохранение, пополнение, изучение и представление фондов;
     - разработка   и   внедрение   новых  информационных  технологий,
современных технологических систем охраны и сохранения фондов;
     - разработка нового музейного продукта;
     - внедрение современных форм и методов работы с посетителями;
     - решение  проблемы дефицита выставочных площадей и помещений для
фондохранилищ;
     - выделение  средств  для  комплектования  музейных коллекций, их
обработки и публичного представления;
     - развитие  системы подготовки кадров, повышения их квалификации,
научно-методической и научно-исследовательской работы.

                         Ожидаемые результаты

     Осуществление мероприятий, намеченных Программой, позволит:
     - поддерживать   и   развивать  многофункциональную  деятельность
музеев   и   выставочных   залов   Москвы,   закрепив   их  позиции  в
культурно-досуговой сфере, создавать новые музейные объекты с развитой
инфраструктурой,  приблизив  музейную  систему  к современным запросам
населения;
     - поддержать  внедрение современных форм публичного представления
музейных ценностей и музейной коммуникации, повысить образовательный и
культурный уровень посетителей;
     - сберечь  для  будущих поколений культурное наследие московского
мегаполиса  как источник пополнения духовных сил общества и сохранения

Страницы: 1  2  3  


Оглавление