коллективной памяти, обогащения и развития интеллекта нации; - обеспечить доступность музеев и выставочных залов для различных категорий населения, прежде всего детей, подростков и пенсионеров. 3.3. Библиотеки (таблица 3 <*>) Задачи и решения Основная задача, стоящая перед библиотеками Москвы, - их становление в качестве полифункциональных культурных комплексов, дальнейшее расширение видов библиотечных услуг населению. Целевая комплексная программа развития публичных библиотек Москвы как информационных интеллект-центров на 2004-2006 гг., принятая на заседании Правительства Москвы в июне 2004 года (ППМ от 08.06.2004 N 389-ПП), является подпрограммой в составе программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)" и направлена на совершенствование деятельности публичных библиотек города как информационных, культурных и образовательных центров для различных категорий населения. Планируется продолжить реализацию программы модернизации публичных библиотек города Москвы. Системой программных мероприятий учтена необходимость продолжения работ по обеспечению возможности получения информации посетителями как из сети Интернет, так и из локальных сетей, делающих доступным общегородской библиотечный ресурс, а также по решению проблем создания и пополнения сводного каталога, страхового фонда библиотек, повышения квалификации библиотечных работников, увеличения информационных ресурсов на различных носителях, проведению капитального и текущего ремонта помещений библиотек и др. Программа предусматривает поддержку специальных библиотечных проектов, нацеленных на восстановление и укрепление культурных, исторических и духовных ценностей народов России. В ней также предусмотрены проекты, прививающие различным категориям населения, в том числе подросткам, молодежи, интерес к чтению, культурному наследию, формирующие разнообразие литературного интереса, способствующие повышению культурного, образовательного уровня. Ожидаемые результаты Реализация программных мероприятий: - позволит публичным библиотекам города стать полифункциональными культурными комплексами, совершенствовать информационно-библиотечное обслуживание населения Москвы, включить библиотечные ресурсы в единое информационное пространство столичного мегаполиса; - будет способствовать духовному возрождению молодого поколения, а также повышению культурного и образовательного уровня пользователей городских и окружных библиотек. 3.4. Клубы и иные учреждения досуга (таблица 4 <*>) Задачи и решения Основным направлением деятельности в клубно-досуговой сфере является сохранение социокультурных функций клубных учреждений Москвы независимо от их ведомственной принадлежности, статуса и формы собственности. Учитывая современную социально-экономическую ситуацию в городе, Программа нацелена на сохранение клуба как массового и демократичного учреждения, реально обеспечивающего всем категориям населения доступность культурного досуга. Основными задачами учреждений культуры клубного типа должны стать: - осуществление государственной культурной политики по сохранению и развитию отечественной культуры; - поддержка социокультурных инициатив и любительского творчества различных групп населения; - организация в клубных учреждениях различных форм просветительской деятельности, общедоступных разнообразных услуг в соответствии с интересами и запросами посетителей; - развитие социально-творческих заказов различных учреждений, организаций по проведению целевых клубных программ и мероприятий. Для решения поставленных задач предполагается поэтапное внедрение в городе социальных заказов клубным учреждениям в соответствии с принятыми социокультурными программами. В целях повышения эффективности клубной деятельности, общей модернизации досуговых учреждений Программа предлагает разработать перспективные целевые установки и приоритетные направления развития клубных учреждений Москвы в рамках соответствующей целевой подпрограммы комплексного развития с учетом их специфики. Проведение системного анализа деятельности учреждений культуры клубного типа с конечной целью поддержания наиболее передовых и результативных начинаний, инновационных досуговых проектов является не только составляющей частью этой Программы, но и необходимой, актуальной предпосылкой развития этих учреждений культуры на современном этапе. Перспективное концептуальное направление развития клубных учреждений - разработка и создание системы новых учреждений - молодежных многофункциональных центров клубного типа, оснащение и введение их в эксплуатацию в каждом районе города путем последовательной разработки, создания и внедрения в социально-культурную сферу. Молодежные интерактив-центры будут создаваться двумя путями: на основе модернизации действующих клубов либо путем создания новых интерактив-центров как на базе приспособления старых помещений, так и строительства новых специализированных модульных зданий. Предполагается, что новые молодежные интерактив-центры будут иметь своеобразный узнаваемый архитектурный облик и возводиться по модульному принципу с помощью современных строительных технологий. По стилистике и техническому оснащению они будут отвечать запросам молодых москвичей, составят реальную альтернативу ночным клубам, позволят формировать молодежную субкультуру в русле общечеловеческих ценностей и культурных традиций. На период действия Программы предстоит провести существенный объем подготовительных работ по реформации деятельности существующих клубов и разработке проектно-сметной документации для строительства новых объектов, для их интеграции в культурно-досуговую сферу в качестве конкурентоспособных участников рынка свободного времени подростков и молодежи. Направления деятельности отдельных клубов, соответствующие концепции развития клубных учреждений столицы, уже сейчас находят приоритетную поддержку города. Они отобраны во всех округах столицы, отражены в целом ряде программных мероприятий. Это фестивали, марафоны, циклы тематических программ, направленных на интеграцию в общество людей с различными возможностями, интересами, а также на борьбу с наркоманией, на пропаганду национальных культур и народного творчества. Ожидаемые результаты В результате выполнения Программы клубная деятельность станет: - особенно значимой в обеспечении духовного здоровья человека и развитии его функциональных возможностей, в преодолении антисоциальных явлений - преступности, наркомании, алкоголизма и т.д., в востребованности и реализации творческого потенциала и социальной активности населения; - реальным инструментом социальной политики, проводимой в городе по отношению ко всем группам населения, включая социально незащищенных людей и инвалидов, способствуя их социальной адаптации и участию в реальной культурной деятельности. 3.5. Парки культуры и отдыха (таблица 5 <*>) Задачи и решения Важное место в системе рекреационного обслуживания населения занимают парки культуры и отдыха. Они предоставляют людям возможность реализовать свои потребности в общении с природой, досуге, развлечении, спорте, а также отдыхать при минимальных затратах финансовых средств. В современном городе парк - это самое демократичное и самое экологически чистое учреждение культуры и досуга. В качестве первоочередной выдвигается задача повышения роли парковых учреждений в развитии городской инфраструктуры, активизации их участия в формировании облика столицы как мирового культурного центра. Осуществление программных установок предполагает: - совершенствование организационно-правовой базы деятельности парков, управленческих структур, а также существующего порядка земельного и имущественного пользования; - реализацию генеральных схем развития парков, особенно в части функционального зонирования территории, обеспечение соответствия культурной инфраструктуры парков социально-демографическому, социально-культурному и этнокультурному составу посетителей парков, регуляцию доступности объектов и программ парка основным социальным группам и категориям населения столицы; - разработку механизма лизинга с целью приобретения аттракционного оборудования для парков. Важнейшим фактором, характеризующим деятельность парков на современном этапе, является распространение маркетинговой стратегии на их социально-культурную сферу. Это предполагает повышение экономической состоятельности парковых учреждений, привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное и социально взвешенное сотрудничество парков с финансовыми и деловыми структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, разработку инвестиционных контрактов на привлечение внебюджетных средств для создания современной инфраструктуры паркового объекта. Важным специфическим аспектом работы парков на современном этапе является эколого-просветительская деятельность. В принятой и утвержденной Правительством Москвы экологической программе на 2003-2005 гг. разработана специальная подпрограмма "Экологическое образование и просвещение, пропаганда охраны окружающей среды". Основные приоритеты подпрограммы учтены в программе "Культура Москвы (2005-2007 гг.)": - вовлечение населения в общегородские экологические мероприятия; - проведение общегородских экологических праздников; - привлечение внимания населения к городским экологическим проблемам; - воспитание бережного отношения к природному наследию города Москвы; - проведение акций и мероприятий, побуждающих к сохранению, созиданию и приумножению экологических ценностей; - проведение специальных экологических информационных кампаний. Взаимодействие осуществляют Департаменты природопользования и охраны окружающей среды, жилищно-коммунального хозяйства города Москвы, межведомственный координационный совет по экологическому образованию при Департаменте образования города Москвы. Совместно с Комитетом по культуре города Москвы будут проведены смотры-конкурсы парков культуры и отдыха по экологическому просвещению различных категорий населения с целью формирования экологической культуры москвичей. Ряд позиций Программы направлен на формирование новых подходов к сотрудничеству парков с общественными и международными экологическими организациями. В этом плане в рамках Программы найдут свое продолжение проекты IAAPA - Международной ассоциации развлекательных парков и аттракционов. Предусматривается также развитие в парках телекоммуникационной сети. Ожидаемые результаты Результатами выполнения программных установок должны стать: - повышение социальной, экологической, архитектурно-ландшафтной значимости парков на современном этапе и оказание им поддержки в выходе на качественно новый уровень развития; - развитие инфраструктуры парков и внедрение в практику их деятельности современных форм культурного и рекреационного обслуживания населения, учитывающих мировые тенденции паркового строительства; - расширение ассортимента разнообразных видов услуг и форм работы с посетителями с учетом различных возрастных и социальных категорий; - повышение роли парков в сохранении природной среды города и экологическом просвещении; - разработка, освоение и внедрение механизмов бюджетного кредитования и привлечения внебюджетных источников финансирования деятельности парковых учреждений Москвы. 3.6. Кинематография (таблица 6 <*>) Задачи и решения Основной задачей в области кинофикации и кинопроката в современных условиях является пропаганда отечественного кино и лучших образцов зарубежных фильмов, а также обеспечение рыночного механизма государственной поддержки кинопроката и кинопоказа на возвратной основе. В условиях рыночных отношений при наличии значительного количества киносетей, ориентирующихся преимущественно на американские кассовые фильмы невысокого художественного качества, Программа нацеливает организаторов московского кинопроката на разработку конкретных мер по демонстрации отечественной кинопродукции. Программой предусмотрен ряд мер по укреплению материальной базы прокатной сети за счет привлечения бюджетного кредита и внебюджетных источников. Механизмом государственного регулирования развития кинопроката, предоставления населению досуговых услуг в сфере кино будет являться деятельность государственного унитарного предприятия города Москвы "Московское кино" - государственной кинопрокатной компании, призванной обеспечить потребности зрителей в духовном развитии средствами киноискусства, а также эффективное функционирование государственной киносети и имущественного комплекса, используя различные источники финансирования. Дальнейшее развитие государственного унитарного предприятия "Московское кино" будет строиться на принципах управления в рамках единой инвестиционной, хозяйственной, ценовой и финансовой стратегии. Это позволит повысить экономическую и социальную эффективность репертуарной, прокатной и рекламной политики, снизить себестоимость отдельных проектов, в том числе и за счет использования проката фильмов так называемым "вторым экраном" (повторное получение прибыли без вложения средств). Создание единой системы учета и контроля посещаемости, кассовых сборов киносети, в частности через механизм электронного кинобилета, привлечет дополнительные средства для развития городской киноотрасли. Важным направлением в деле преобразования кинофикации города явится дальнейшее восстановление городской детской киносети в форме государственных учреждений культуры, изменение ее репертуара и воздействие средствами кино на воспитание подрастающего поколения. В рамках Программы для оптимизации этой работы предполагается ряд мер по развитию детской киносети города, что позволит в условиях продуманной репертуарной политики привлекать детскую и юношескую аудиторию для пропаганды различных областей знаний и достижений российской и мировой культуры, используя при этом современные технологии. Ожидаемые результаты Положительным результатом выполнения раздела Программы в области кинофикации станет создание и обеспечение рыночного механизма, государственной поддержки отечественной кинематографии на возвратной основе для расширения спектра и повышения доступности современных киноуслуг широким массам населения. Планируемое развитие системы детских кинотеатров позволит обеспечить широкое привлечение детской, подростковой аудитории к зрелищным мероприятиям, расширит поле пропаганды отечественного киноискусства. 3.7. Образовательные учреждения (таблица 7 <*>) Задачи и решения Задачами, которые предстоит реализовать в мероприятиях Программы по образовательным учреждениям, являются: - повышение уровня и качества дополнительного образования, доступности культурных благ для учащейся молодежи; - выявление юных талантов, создание условий для развития и реализации их творческого потенциала; - обеспечение системы учреждений научно-методической литературой; - сохранение и повышение уровня научно-методической подготовки кадрового состава учебных учреждений. Решение этих задач нашло отражение в соответствующей системе программных мероприятий. Ожидаемые результаты Выполнение мероприятий Программы позволит: - оптимизировать и сохранить тенденцию устойчивого роста числа учащихся в учреждениях дополнительного образования; - повысить качество образования в соответствии с современными требованиями; - использовать учебные программы нового поколения для детских музыкальных, художественных школ и школ искусств; - повысить квалификацию руководящих и педагогических кадров. 3.8. Охрана художественного наследия (таблица 8 <*>) Задачи и решения Основными задачами всестороннего развития этого направления являются: - научно-историческое обоснование и формирование культурной политики города в решении проблем создания его градостроительного и архитектурно-художественного облика; - обеспечение участия специалистов и творческой общественности в подготовке и проведении конкурсов на лучшие проекты памятников и памятных знаков; - совершенствование работы Художественно-экспертного совета по скульптуре, монументальному и декоративному искусству при Комитете по культуре города Москвы и Московского художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам и ремеслам при Комитете по культуре города Москвы; - обеспечение создания, установки и открытия тематических памятных знаков и мемориальных досок к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. в качестве приоритетного направления работы по данному разделу в 2005 году; - дальнейшее совершенствование работы Московской службы по сохранению культурных ценностей в части взаимодействия с таможенными органами в вопросах контроля вывоза и ввоза культурных ценностей и пресечения контрабанды, перевода постов искусствоведов-экспертов на таможнях Шереметьево, Домодедово и Внуково на круглосуточный режим работы, оснащения подразделений Службы оргтехникой и оборудованием, необходимым для создания банка данных и проведения технологической экспертизы художественных произведений. Ожидаемые результаты Результатами реализации Программы в области монументального искусства будут являться: - обеспечение выполнения распоряжений Правительства Москвы по созданию на высоком художественном уровне памятников и мемориальных знаков, в том числе: в 2005 году - Московскому городскому голове Н.А. Алексееву, Янке Купале, С.В. Образцову, генералу Шарлю де Голлю, в 2006 году - воинам-москвичам, погибшим в Афганистане, выпускникам Соловецкой школы юнг, М.А. Булгакову, в 2007 году - В.П. Чкалову, Хансу Кристиану Андерсену, в ознаменование 300-летия инженерных войск России; - создание организационно-технических и правовых основ для сохранения культурных ценностей, их атрибуции и контроля за их перемещением. 3.9. Межрегиональное и международное сотрудничество (таблица 9 <*>) Задачи и решения Москва - многонациональный город. Восприятие многообразных явлений национальных культур и традиций реально способствует солидарному взаимодействию и общению с другими городами и странами в интересах гуманизма, общего прогресса и экономического процветания. Развитие статуса Москвы как крупнейшего российского и мирового культурного, туристического центра, усиление влияния российской культуры в мире и дальнейшее участие Москвы в программе ООН "Культура мира" предполагают расширение партнерских связей Москвы с субъектами Российской Федерации, российскими и зарубежными городами и регионами. Правовую основу международного и межрегионального культурного сотрудничества 2005-2007 гг. по линии Комитета по культуре города Москвы составляют соглашения, заключаемые Правительством Москвы с зарубежными городами, субъектами, городами и областями регионов Российской Федерации, а также ежегодные планы международных и межрегиональных мероприятий, утверждаемые распоряжениями Правительства Москвы. На основании соглашений, подписанных Правительством Москвы, Комитет по культуре города Москвы заключил порядка 40 протоколов о сотрудничестве с зарубежными и российскими партнерами, выполнение которых осуществляется во взаимодействии с Департаментом международных связей города Москвы и Комитетом межрегиональных связей и национальной политики города Москвы. Мероприятия Программы 2005-2007 гг. предусматривают решение следующих основных задач культурного сотрудничества: - формирование и реализация стратегии Правительства Москвы в области международного и межрегионального культурного сотрудничества; - планомерная работа по повышению качества и уровня проведения крупных городских международных и межрегиональных культурных акций (Дней культуры и т.п.) и отдельных мероприятий по линии музейно-выставочных, театрально-концертных обменов; - постоянное совершенствование договорно-правовой базы в рамках осуществления международного и межрегионального культурного сотрудничества; - активная деятельность по установлению и развитию культурных связей Правительства Москвы с городами и регионами зарубежных стран (включая страны СНГ и Балтии), городами и регионами Российской Федерации; - оказание содействия российским культурным центрам за рубежом в организации и проведении крупных общественно значимых культурных программ, оказание поддержки российским соотечественникам за рубежом в сохранении культурной, этнической и языковой самобытности; - участие московских учреждений культуры в реализации международного и межрегионального культурного сотрудничества на основе прямых партнерских связей; - организация деятельности, направленной на проведение планомерной кадровой политики (повышение квалификации и т.п.) в сфере осуществления международного и межрегионального культурного сотрудничества; - решение задач, связанных с привлечением к финансовому участию различных организаций (предприятий, банков, фирм и т.д.) в реализации международных и межрегиональных культурных проектов; - организация и проведение мероприятий, связанных с памятными и праздничными датами российской и международной культурной жизни. Ожидаемые результаты Результатами реализации Программы в области межрегионального и международного сотрудничества должны стать: - укрепление культурных связей на международном и межрегиональном уровне, которые в силу ряда объективных причин были в значительной степени нарушены либо развивались в последнее время пассивно и недостаточно результативно; - расширение партнерских связей Москвы с субъектами Российской Федерации, странами СНГ, российскими и зарубежными городами; - сохранение преемственности лучших традиций многовековых отношений Москвы в сфере культуры с другими городами России и мира, что определит формирование положительного имиджа российской культуры в странах ближнего и дальнего зарубежья. 3.10. Проведение ежегодных городских общественно значимых и социально-культурных мероприятий (таблица 10 <*>) Задачи и решения Москва - крупнейший культурный мегаполис мира, где ежедневно проводятся десятки культурных акций. Ряд из них представляет особое значение для культурного имиджа города, успешно формирует культурный облик столицы, консолидирует сознание москвичей, вносит существенный вклад в решение актуальных социально-политических проблем. При формировании Программы исходя из поручений Правительства Москвы, предложений общественных объединений и с учетом традиций, поддержанных москвичами, в нее включены мероприятия, посвященные Дню России, Дню города, Рождественским праздникам, а также молодежные программы патриотической направленности, акции, пропагандирующие здоровый образ жизни. Их реализации будет способствовать созданная в городе устойчивая система конкурсного отбора и государственного заказа на разработку сценариев городских праздников и народных гуляний, посвященных наиболее знаменательным событиям и датам в истории государства и города Москвы. Проведение общественно значимых для города мероприятий обусловлено следующими задачами: - повышение социальной и культурной значимости массовых городских театрализованных программ, проводимых в дни официальных государственных и городских праздников; - адресная направленность городских массовых мероприятий; - высокий организационный и культурный уровень проведения важнейших массовых мероприятий в городе: в 2005 году - 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, в 2007 году - 860-летия основания Москвы; - повышение духовного и культурного уровня всех слоев населения с ориентацией на организацию досуговых мероприятий в районах массовой жилой застройки; - интеллектуализация культурного досуга молодежи путем привлечения в эту сферу наиболее ярких представителей отечественной науки и культуры, а также взаимодействия учреждений и организаций культуры в создании и реализации совместных творческих проектов. Ожидаемые результаты Система программных мероприятий, предусмотренных в данном разделе, позволит обеспечить: - повышение духовного и культурного уровня всех слоев населения и социальной значимости крупных городских проектов в сфере культуры; - сохранение традиций проведения на высоком профессиональном уровне массовых городских театрализованных и концертных программ, посвященных государственным и городским праздникам; - достижение инновационного развития культурной среды и расширение культурного пространства города за счет использования современных технологий в театрально-концертной и досуговой сферах, а также дальнейшей ориентации на организацию этой работы в жилых микрорайонах; - интеллектуализация культурного досуга молодежи, борьба средствами культуры с такими негативными явлениями, как наркомания и алкоголизм; - гармонизация межнациональных отношений жителей многонационального мегаполиса на основе взаимодействия и взаимообмена национальных культур. 3.11. Повышение эффективности кадрового, социального и правового обеспечения (таблица 11 <*>) Задачи и решения Программа предусматривает модернизацию отраслевой системы повышения квалификации работников отрасли, проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства в библиотеках, музеях, музыкальных школах, клубах и в парках, участие в городских конкурсах "Менеджер года" и "Женщина года". Социальная защищенность работников отрасли связана, в первую очередь, с мерами повышения заработной платы. Наряду с традиционными мерами Правительства Москвы по увеличению заработной платы работникам бюджетной сферы за счет региональных надбавок предусмотрено совершенствование механизма платных услуг населению, что позволит получать дополнительную прибыль учреждениям культуры и направлять ее на увеличение фонда заработной платы. Величина заработной платы будет находиться в прямой зависимости от активности работника и его вклада в создаваемый культурный продукт. Важное место в социальной поддержке работников сферы культуры занимает решение жилищных проблем. Объемы жилой площади по социальному найму, по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа, выделяемой Комитету по культуре города Москвы, будут ежегодно определяться при утверждении программы реализации жилой площади распорядительными документами Правительства Москвы. Приоритетное право получения жилой площади в 2005-2007 гг. будет предоставлено сотрудникам, проживающим в квартирах коммунального заселения, общежитиях, молодым семьям. Предусмотрены организация выполнения программы адресной поддержки ветеранов отрасли, участников Великой Отечественной войны, а также целевые посещения ветеранами отрасли центров дневного пребывания муниципальных районов. Программа впервые предусматривает проведение среди московских театров смотра-конкурса на лучший социальный пакет для работников театров, что позволит привлечь внимание к решению социальных вопросов в трудовых коллективах и продемонстрировать на примере лучших театральных коллективов высокую эффективность социальной работы. Профилактическая работа среди учреждений культуры по вопросам здорового образа жизни и культуры здоровья, различные виды страхования являются предметом специальных программных мероприятий. Программа предусматривает создание системы обеспечения правовой информацией подведомственных учреждений культуры. Ожидаемые результаты Реализация Программы предусматривает: - повышение престижа работников сферы культуры; - сохранение и поощрение квалифицированных кадров; - создание условий для закрепления на рабочих местах молодых кадров; - сохранение традиций профессиональной преемственности в области культуры. 3.12. Научно-исследовательская, методическая и информационно-издательская, творческая деятельность (таблица 12 <*>) А. Научно-исследовательская и методическая деятельность Задачи и решения Эффективная работа учреждений культуры и искусства, заведений культуры московского мегаполиса невозможна без научных исследований, анализа и прогнозов развития культурной среды города, обоснований планируемых мероприятий. Координация этой работы, а также самостоятельная научная, методическая и экспериментальная деятельность осуществляется Единым научно-методическим центром Комитета по культуре города Москвы. Центр осуществляет свою деятельность в интересах всех учреждений культуры, способствуя решению наиболее значимых, актуальных социокультурных проблем. Программой предусмотрена реорганизация Государственного учреждения города Москвы "Единый научно-методический центр Комитета по культуре города Москвы" в Государственное научно-исследовательское учреждение города Москвы "Московский государственный научно-исследовательский институт социально-культурных программ" без выделения дополнительных финансовых ресурсов, что позволит существенно повысить уровень научного и методического обеспечения отрасли. Программа включает проведение: - ежегодных научно-практических конференций, "круглых столов" по вопросам и проблемам культуры московского мегаполиса, исследований новых тенденций в сфере культуры в условиях социальных трансформаций. Предполагается разработка: - нормативно-методических документов по обеспечению деятельности различных типов учреждений отрасли культуры; - научных методик оптимизации системы управления в отрасли культуры и др. Ожидаемые результаты - укрепление научно-методической базы функционирования и развития учреждений культуры Москвы; - своевременное выявление негативных тенденций во взаимодействии учреждений культуры и общества; - организация и внедрение комплексного мониторинга состояния культуры московского мегаполиса в условиях социальных реформ и обоснование стратегического планирования развития отрасли культуры. Б. Информационно-издательская, творческая деятельность Задачи и решения Программой предусмотрено издание докладов, монографий, журналов, альманахов, научно-методических сборников по результатам социологических исследований, методических рекомендаций по повышению эффективности работы учреждений культуры города, среди них ежегодные доклады о ходе выполнения городской целевой комплексной программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)", ежеквартальные сборники "Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура" ("П.О.И.С.К."), методические рекомендации по повышению эффективности работы учреждений культуры московского мегаполиса и др. Ожидаемые результаты В ходе реализации Программы будет осуществлено: - своевременное информационное и научно-методическое обеспечение отрасли культуры; - обеспечение доступности населению актуальной культурной информации, приобщение его к культурной жизни столицы и решению ее проблем. Раздел 4. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КОМИТЕТА ПО КУЛЬТУРЕ ГОРОДА МОСКВЫ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ, МОСКОВСКИМ ГОРОДСКИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ СОЮЗОМ РАБОТНИКОВ КУЛЬТУРЫ, УЧАСТВУЮЩИМИ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ГОРОДА Эффективность государственной политики в области культуры во многом определяется согласованностью действий Комитета по культуре города Москвы со всеми структурами Правительства Москвы, подразделениями Комплекса социальной сферы города Москвы, Комплекса развития научно-производственного потенциала города Москвы, с Московским городским профессиональным союзом работников культуры. В то же время результативность деятельности структур Правительства Москвы во многом зависит от состояния культурной среды города, и развитие сотрудничества с Комитетом по культуре города Москвы является для них также важным фактором. В настоящей Программе предусмотрен комплексный системный подход в решении многих общественно значимых проблем, задач. Их решение будет способствовать сохранению и развитию Москвы как крупнейшего мирового и российского культурного центра, социально-культурной среды столицы, а также культурной преемственности поколений, лучших традиций и новаций. 4.1. Система программных мероприятий Комитета по культуре города Москвы со структурными подразделениями Правительства Москвы, участвующими в реализации социальных программ города (таблица 13 <*>) Данная система программных мероприятий объединяет усилия Комитета по культуре города Москвы и других подразделений Правительства Москвы в решении задач по повышению культурного уровня москвичей, совместной социальной адаптации населения Москвы к современным условиям, созданию позитивных культурных ориентиров у молодежи, а также по предотвращению распространения негативных явлений в обществе. Мероприятия этого раздела направлены на реализацию прав человека, на приобщение москвичей к национальной и мировой культуре и развитие их творческих способностей. Основная организационная роль в этой работе принадлежит Комитету по культуре города Москвы. 4.2. Совместные программные мероприятия Департамента образования города Москвы с Комитетом по культуре города Москвы (таблица 14 <*>) Сфера совместной деятельности Департамента образования города Москвы и Комитета по культуре города Москвы предусматривает разработку и реализацию совместных проектов, программ и мероприятий по: - улучшению положения детей в Москве, педагогической, социальной и правовой помощи семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; - повышению уровня и качества дополнительного образования, доступности культурных благ для детей и учащейся молодежи; - регулярному обсуждению проблемных вопросов на совместных заседаниях коллегий; - проведению конференций, симпозиумов, "круглых столов" по проблемам культуры. В Программе намечены следующие направления деятельности, связанные с осуществлением совместных проектов, мероприятий и программ: - организация конкурсов, фестивалей, выставок детского творчества, а также творчества подростков, учащейся молодежи, ветеранов, женщин и лиц с ограниченными возможностями, инвалидов и др.; - присуждение грантов, премий победителям, в том числе ежегодной Московской премии в сфере экологического образования и просвещения "Неувядаемый цвет"; выпуск каталогов лучших художественных работ; - участие в программах Дня города, Дня Победы, Дней исторического и культурного наследия Москвы, Международного дня охраны памятников и достопримечательных мест, Всемирного дня охраны окружающей среды, Всемирного дня Земли и других общественно значимых мероприятий и дат; - разработка нормативных документов, учебно-методической литературы и культурно-досуговых программ, связанных с художественным творчеством, с использованием научного потенциала учреждений культуры и образования; - активизация межведомственных творческих контактов, например, организация творческих встреч с артистами, музыкантами, художниками, дизайнерами, а также с поэтами, писателями, учеными-культурологами; - организация внутригородской концертной деятельности с участием лучших детских и молодежных творческих коллективов и исполнителей; - совершенствование издательско-полиграфической деятельности, предусматривающей выпуск продукции, связанной с реализацией Программы, например, афиши (сводного календаря) массовых культурно-досуговых мероприятий для детей и подростков, путеводителя "Музеи, выставочные залы и театры Москвы юному москвичу"; - информационная поддержка общественно значимых мероприятий и проектов в сфере культуры. 4.3. Совместные программные мероприятия Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы с Комитетом по культуре города Москвы (таблица 15 <*>) В целях организационного обеспечения и творческого насыщения городских молодежных мероприятий, а также мероприятий, связанных с развитием семейного досуга, Программа предусматривает совместную работу Комитета по делам семьи и молодежи города Москвы с творческой интеллигенцией и работниками культуры. Молодежь - наиболее активная, динамичная часть населения, и от уровня ее духовности, культуры во многом зависит социальное спокойствие и стабильность общества. Наиболее одаренным детям, учащимся, студентам, победителям и участникам конкурсов и фестивалей запланировано учреждение стипендий. Предусмотрено установление специальных премий для талантливой молодежи в области культуры и искусства. Среди мероприятий Программы - фестивали, посвященные различным направлениям молодежной культуры, в том числе Московский фестиваль студенческого творчества "Фестос", мероприятия, связанные с семейным досугом, нравственным, патриотическим воспитанием и т.п. 4.4. Совместные программные мероприятия Комитета физической культуры и спорта города Москвы с Комитетом по культуре города Москвы (таблица 16 <*>) Взаимодействие Комитетов учитывает совместную организацию и осуществление проектов по пропаганде здорового образа жизни, формирование экологического мышления, проведение спортивно-развлекательных праздников, культурных программ для зрителей и участников спортивных акций. Среди запланированных мероприятий: - Московская спартакиада "Спорт для всех"; - городской праздник "Спортивная Москва салютует Великой Победе"; - Московская декада инваспорта и др. 4.5. Совместные программные мероприятия Комитета общественных связей города Москвы с Комитетом по культуре города Москвы (таблица 17 <*>) В Программе предусмотрены мероприятия, направленные на: - обеспечение тесного взаимодействия органов власти с общественными и творческими организациями, привлечение их к активному участию в формировании городской культурной среды, реализации программ и проектов в сфере культуры и искусства; - формирование современных механизмов взаимодействия государственных структур с общественными творческими организациями; - поддержку общественно значимых культурных проектов и мероприятий творческих, общественных организаций Москвы; - реализацию программ патриотического воспитания, воспитания толерантности, гражданственности, а также эстетическое, экологическое просвещение москвичей, поддержку творческих общественных организаций, работающих в этих и других направлениях. В программный перечень включено осуществление проектов, посвященных Дню города, 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, 860-летию Москвы, Всемирному дню охраны окружающей среды, другим общественно значимым датам. Программа включает меры по поддержке инициатив молодежных, женских, студенческих и других общественных организаций. 4.6. Совместные программные мероприятия Департамента социальной защиты населения города Москвы с Комитетом по культуре города Москвы (таблица 18 <*>) Предлагаемые Программой мероприятия направлены на решение проблемы реабилитации и социальной адаптации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, поддержку наименее социально защищенных слоев населения. В рамках этой деятельности предусмотрены: - внедрение в практику работы различных апробированных моделей социокультурной реабилитации инвалидов, лиц с ограниченными возможностями всех возрастных категорий; - распространение лучшего опыта работы с инвалидами, лицами с ограниченными возможностями, наименее социально защищенными категориями населения учреждений культуры; - организация фестивалей, конкурсов и выставок творчества инвалидов, лиц с ограниченными возможностями, в том числе детей и подростков. 4.7. Совместные программные мероприятия Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы с Комитетом по культуре города Москвы (таблица 19 <*>) Разработанная система совместных программных мероприятий полностью отвечает общим задачам программы "Культура Москвы (2005-2007 гг.)". Ее особенностью является практическое осуществление городской культурной политики в сфере межрегиональных связей, основные направления которой следующие: - укрепление и развитие межрегиональных и межнациональных культурных связей; - привлечение к активному участию в формировании городской культурной среды творческих организаций Москвы и регионов России; - поддержка общественно значимых проектов творческих союзов Москвы и региональных национально-культурных центров; - развитие программ патриотического воспитания молодежи Москвы и регионов, инициатив молодежных организаций. В этой системе мероприятий Комитет по культуре города Москвы ставит своей целью оказать организационную поддержку и применить имеющийся практический опыт в проведении межрегиональных поэтических фестивалей, межрегиональной выставки "Московская палитра", межрегиональных мероприятий с участием детей ("Елка Мэра"), выставок произведений изобразительных искусств из собраний региональных музеев и галерей, которые находятся в "горячих точках" России, а также в проведении национальных культурных праздников. 4.8. Сотрудничество Комитета по культуре города Москвы с Московским городским профессиональным союзом работников культуры, государственными, общественными организациями, объединениями и творческими союзами города Москвы Программой предусмотрена деятельность в рамках Московского трехстороннего соглашения между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями промышленников и предпринимателей (работодателей), в том числе: - внедрение принципов социального партнерства в области социально-трудовых отношений в организациях культуры, повышение эффективности работы организаций и учреждений отрасли в интересах города; - подготовка проектов, направленных на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность учреждений и организаций отрасли; - подготовка общегородских мероприятий научно-практического, культурно-просветительного, спортивно-оздоровительного и досугового характера; - приоритетное оказание финансовой и организационной помощи учреждениям, действующим в системе социального партнерства города, обеспечивающим реализацию обязательств по Московскому трехстороннему соглашению; - контроль за рациональным использованием зданий и сооружений ведомственных учреждений и организаций. Раздел 5. УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Основные задачи и мероприятия по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений культуры, их финансовое обеспечение на 2005-2007 гг. (приложения N 1-10) <*> Программа "Культура Москвы (2005-2007 гг.)" в части развития материально-технической базы учреждений культуры направлена на решение двух основных блоков задач: - создание новых современных условий для творческой деятельности учреждений культуры за счет капитальных вложений в новое строительство объектов с максимально возможным увеличением доли внебюджетных инвестиций; - поддержка и поэтапное развитие материально-технической базы, технического оснащения отрасли за счет средств, выделяемых городом на текущее содержание, а также доходов от основной уставной и предпринимательской деятельности учреждений культуры. Первый блок задач решается в основном за счет капитальных вложений в отрасль (бюджетных и внебюджетных инвестиций). Увеличение объема городской инвестиционной программы (приложение N 1 <*>) по отрасли планируется при базовом варианте с 3,0 млрд. руб. в 2005 году до 3,3 млрд. руб. в 2007 году, при реалистическом - до 5,2 млрд. руб., при оптимистическом - до 6,5 млрд. руб. Основные приоритеты (основа базового варианта) - завершение реконструкции Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, строительство здания театра "Мастерская П. Фоменко", завершение строительства фондохранилища Дарвиновского музея, начало реконструкции театра "Геликон-опера", Мультимедийного комплекса актуальных искусств по ул. Остоженке, детских музыкальных школ имени Гнесиных и имени Ю. Шапорина. Реалистический вариант финансирования Программы позволит увеличить вводную программу с 12 объектов по базовому варианту до 16-17 объектов, в определенной степени сократить "долгострой" (остаток сметной стоимости строительства по ранее принятым распорядительным документам, предусматривающим бюджетное финансирование, превысил 20,0 млрд. руб.). Оптимистический вариант позволит приступить к реализации проектов реконструкции окружных объектов местной сети обслуживания в тех районах, где в связи с дефицитом земельных участков нет возможности рассматривать варианты привлечения сторонних инвестиций. На основании постановления Правительства Москвы от 27.08.2002 N 695-ПП НИиПИ Генерального плана города Москвы по заказу Комитета по культуре осуществляет разработку Генеральной схемы развития и размещения объектов культуры на территории города до 2020 года. В рамках разработки проведен анализ и дана оценка существующего состояния сети объектов культуры в Москве на 01.01.2004. По оценке, проведенной в ходе этой работы, потребность в расчетной сети местного уровня обслуживания (детские музыкальные школы и школы искусств, библиотеки, кинотеатры, выставочные залы и клубы) составляет в настоящее время около 4,7 млн. кв. м общей площади при сложившейся сети 0,9 млн. кв. м. Дефицит общей площади учреждений культуры составляет 3,8 млн. кв. м. В среднем в год осуществляется ввод не более 10,0-15,0 тыс. кв. м площади для размещения объектов местного уровня обслуживания с учетом передачи в городскую сеть ведомственных учреждений. Самый острый недостаток по всем видам культурного обслуживания существует в новых жилых районах за пределами МКАД, входящих в состав Северо-Западного, Восточного, Юго-Восточного и Юго-Западного административных округов (Митино, Новокосино, Жулебино, Бутово). Дальнейшее развитие сети учреждений культуры местного уровня, поэтапное устранение диспропорций в обеспечении населения объектами культуры повседневного и периодического обслуживания населения должно быть решено в основном за счет внебюджетных инвестиций (приложение N 2 <*>) в строительство многофункциональных комплексов при возможной точечной застройке и в строительство профильных учреждений при комплексной застройке и реконструкции микрорайонов в соответствии с проектами планировок. Программой предусматривается начало строительства и реконструкции 12 культурно-досуговых центров, 5 библиотек, 6 детских музыкальных школ. За счет сторонних инвестиций предполагается укрепить материально-техническую базу 17 театров, из них по 9 инвестиционные контракты имеются или находятся в стадии заключения (Детский театр эстрады, театры МОСТ, "На Юго-Западе", имени Пушкина и др.), а по остальным предполагается проработка вопроса включения их в реестр конкурсных объектов в качестве доли города (театры "Человек", "Жар-птица", имени Р. Симонова, "Около дома Станиславского", "Гжель", "Новый драматический театр" и др.). Доля внебюджетных средств в период реализации Программы должна составить не менее 45-50% от объема городской инвестиционной программы, что оптимально для продолжающегося переходного процесса от планово-экономических к рыночным отношениям. Второй блок задач предполагается решить за счет средств, выделяемых на текущее содержание подведомственной сети. Комплексные капитальные ремонты (приложение N 3 <*>) объектов в период реализации Программы будут осуществляться исходя из фактической финансовой возможности этапами по разработанной и согласованной в установленном порядке проектно-сметной документации. Особенно остро стоит вопрос проведения реставрационных работ в зданиях - памятниках истории и культуры, находящихся на балансе Главного управления охраны памятников и переданных учреждениям культуры на основании охранно-арендных договоров, предусматривающих проведение восстановительных работ за счет средств арендаторов. Оплата этих дорогостоящих работ традиционно осуществляется в рамках средств, выделяемых Комитету по культуре города Москвы по статье "Капитальный ремонт", что в условиях дефицита финансирования зачастую приводит к дальнейшему обветшанию помещений. В целях сохранения культурного наследия в Москве представляется своевременным по аналогии с федеральной целевой программой "Культура России (2002-2005 годы)" отдельно выделить эту задачу (приложение N 8 <*>) с учетом реализации мероприятий, предусмотренных имеющимися постановлениями Правительства Москвы по данному направлению ("Венок русских усадеб" и др.). Приоритетные направления капитального ремонта городских учреждений - концентрация средств на завершение затянувшихся ремонтов театров "У Никитских ворот", "Центр режиссуры и драматургии", имени Моссовета, на Малой Бронной, библиотеки имени Н.В. Гоголя. Аналогичный подход к решению этих задач предполагается и по окружным объектам. Реалистический и оптимистический варианты финансирования Программы позволят приступить к реализации ряда проектов: по капитальному ремонту театров "Ромэн", имени М. Ермоловой, имени Н.В. Гоголя, Юного зрителя, парков имени М. Горького, "Сокольники", а также реставрационным работам в музеях имени В.А. Тропинина, имени А.Н. Скрябина, объектах Музея истории Москвы (Западный и Восточный флигеля, Конный двор усадьбы "Кузьминки"), музейного объединения "Музеон" (Дом Третьяковых), Музея-панорамы "Бородинская битва" (Кутузовская изба) и др. Для решения ежегодных задач, связанных со спецификой работы учреждений культуры, по подготовке к открытию сезонов театров, парков (на эти цели направляется до 50-60% выделяемых в настоящее время средств) предусмотренные расходы на текущий ремонт (приложение N 4 <*>) в среднем соответствуют уровню основных макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. Кроме того, не менее 30-35% от общего объема затрат дополнительно предусматривается за счет вложений доходов от основной уставной и предпринимательской деятельности учреждений. Техническое перевооружение отрасли полагается осуществить за счет приобретения оборудования по импорту, средств инвестиционной программы (оборудование, не входящее в сметы строек), приобретения оборудования и предметов длительного пользования по городскому заказу, приобретения музыкальных инструментов для детских музыкальных школ (приложения N 1 <*>, 5 <*>, 6 <*>, 7 <*>). Общая потребность сформирована на основе результатов инвентаризации имеющегося оборудования, финансирование будет осуществляться исходя из фактической финансовой возможности. К числу приоритетных направлений будут отнесены работы по информатизации отрасли в соответствии с утвержденной в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва" Концепцией использования информационно-коммуникационных технологий в культуре (приложение N 7 <*>). Будут продолжены работы по расширению корпоративной сети публичных библиотек и оснащению их оборудованием в рамках реализации программы по созданию информационных интеллект-центров. К концу 2007 года их число будет доведено до 175 единиц (приложение N 5 <*>). В период 2005-2007 гг. предполагается завершение программы по переоборудованию детских кинотеатров в объеме 189,8 млн. руб. (приложение N 6 <*>). Общая расчетная потребность в средствах на продолжение работ по созданию условий свободного передвижения и адаптации инвалидов и малоподвижных групп населения в учреждениях культуры составляет 44,91 млн. руб., из них объем средств, запланированных по отрасли "Культура, искусство и кинематография" в утвержденной программе Департамента социальной защиты на 2004-2006 гг., - 27,25 млн. руб.; работы в объеме 45,03 млн. руб. предполагается выполнить в составе реализации проектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта учреждений культуры, дополнительная потребность составляет 44,91 млн. руб. и может рассматриваться в случае финансирования Программы по оптимистическому варианту (приложение N 10 <*>). В целях продолжения реализации задачи выполнения мероприятий по обеспечению комплексной безопасности учреждений культуры Программой предусмотрено 661,6 млн. руб. (приложение N 9 <*>). Расчет выполнен от базового уровня затрат, предусмотренных на указанные цели в 2005 году, в соответствии с основными макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 гг. В период 2005-2007 гг. планируется завершить разработку концепций безопасности, учитывающих специфику деятельности по всем типам учреждений культуры (театры, парки, музеи, библиотеки, клубные учреждения, образовательные учреждения), паспортов безопасности по каждому учреждению, в необходимом объеме обеспечить городские учреждения специализированным оборудованием, приступить к реализации мероприятий. Раздел 6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Основные направления развития финансирования учреждений культуры в условиях рыночных отношений Структура ресурсного обеспечения базируется на имеющемся кадровом, организационном и финансовом потенциале отрасли, а также на действующих нормативно-правовых актах. Программа предполагает смешанное финансирование. 1. Средства городского бюджета, в том числе: - бюджетные ассигнования, предусмотренные городом на поддержку отрасли; - другие бюджеты: целевые бюджетные фонды развития территорий округов, целевые бюджетные вложения в развитие отрасли других городских структур (Департаменты: образования, социальной защиты населения, Комитеты: по делам семьи и молодежи, межрегиональных связей и национальной политики, общественных связей города Москвы, Москомспорт). 2. Внебюджетные источники, в том числе: - доходы от основной уставной, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений культуры; - спонсорские средства; - строительство и реконструкция на основе инвестиционных контрактов. При формировании программных бюджетных показателей на 2005-2007 годы за основу приняты нормы Закона города Москвы от 09.10.2002 "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Москве", постановления Правительства Москвы от 22.06.2004 N 425-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы и перспективном финансовом плане на 2005-2007 годы", а также Закона города Москвы от 15.12.2004 N 85-ЗК "О бюджете города Москвы на 2005 год". Объемы финансирования, необходимые для выполнения Программы, представлены в трех разделах: I - финансирование текущей деятельности учреждений культуры; II - финансирование развития материально-технической базы учреждений культуры; III - городская инвестиционная программа по отрасли "Культура, искусство и кинематография". В целях гибкого реагирования на социально-экономическую обстановку в городе Программой рассматривается возможность финансирования мероприятий по трем сценарным вариантам: базовому, реалистическому, оптимистическому (см. таблицу N 8). Объемы бюджетной поддержки отрасли, предусмотренные на реализацию Программы в 2005 году во всех трех сценарных вариантах, полностью соответствуют бюджетным показателям, установленным Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 2005 год". В 2006-2007 годах ход реализации программных мероприятий предполагается по следующим сценарным вариантам: Базовый вариант предполагает стабильное развитие отрасли и проведение тех мероприятий, финансирование которых предусмотрено на уровне бюджета предыдущего года с индексацией (повышением) установленных объемов в последующие годы в соответствии с макроэкономическими показателями прогноза социально-экономического развития города Москвы на 2005-2007 годы (индекс роста 1,07-1,08 процента). Базовый сценарий реализации программных мероприятий не предполагает развитие новой сети учреждений культуры, кроме возможных единичных случаев за счет внутреннего перераспределения бюджетных средств по отрасли. Реалистический вариант предусматривает не только стабильное развитие отрасли, но и дополнительное развитие ее в приоритетных направлениях. При этом бюджетное финансирование текущей деятельности осуществляется по базовому сценарию, а приоритетные направления, обозначенные значком (флажок), так называемые "точки роста" отрасли, реализуются с учетом выделяемой бюджетной поддержки. Данный уровень финансирования позволяет начать ряд новых проектов, имеющих социально востребованный и имиджевый характер. При этом предполагается, что ввод новых учреждений культуры (до 5 учреждений в год) будет осуществляться в рамках перспективного плана развития города и прежде всего в районах массовой жилой застройки. В реалистическом варианте финансирование отрасли на последующие годы рассчитано в пределах роста до 17 процентов к предыдущему году. Оптимистический вариант предусматривает безусловное выполнение всего комплекса задач, поставленных в Программе. При этом предполагается осуществление финансирования всех мероприятий Программы, открытие до 10 новых учреждений культуры. Финансирование отрасли на последующие годы по этому сценарному варианту - в пределах до 20 процентов к предыдущему году. Объемы финансирования и источники финансирования (в млн. руб.), предусмотренные программой "Культура Москвы (2005-2007 гг.)", рассчитанные по трем сценарным вариантам - базовому, реалистическому и оптимистическому, приводятся в таблице N 5. Таблица N 5 ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ПРОГРАММОЙ "КУЛЬТУРА МОСКВЫ (2005-2007 гг.)" -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | N | Разделы | Сроки по | Объемы финансирования | Источники финансирования, млн. руб. | | п/п | финансирования | годам | Программы | | | | Программы | | | | |------|-----------------------|-----------|--------------------------------------------|--------------------------------------------------------------------------------------| | | | | базовый | реалистический | оптимистический| Городской бюджет отрасли | ЦБФРТ | Другие | Внебюджет. | | | | | | | |----------------------------------------------| | бюджеты | средства | | | | | | | | базовый | реалистический| оптимистический | | | | |------|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | I. Объемы финансирования текущей деятельности учреждений культуры | |------|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Театральная и | 2005- | 12430,8 | 12446,4 | 14822,4 | 7704,7 | 7720,3 | 10096,3 | | | 4726,1 | | | концертно-гастрольная | 2007 | | | | | | | | | | | | деятельность |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 3704,1 | 3704,1 | 3704,1 | 2216,4 | 2216,4 | 2216,4 | | | 1487,7 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 4002,1 | 4006,7 | 4653,9 | 2537,4 | 2542,0 | 3189,2 | | | 1464,7 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 4724,6 | 4735,6 | 6464,4 | 2950,9 | 2961,9 | 4690,7 | | | 1773,7 | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 2. | Деятельность музеев и | 2005- | 2640,2 | 2825,6 | 3261,9 | 2325,9 | 2511,3 | 2947,6 | | | 314,3 | | | выставочных залов | 2007 | | | | | | | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 781,2 | 781,2 | 781,2 | 686,7 | 686,7 | 686,7 | | | 94,5 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 878,1 | 965,5 | 1085,8 | 772,3 | 859,7 | 980,0 | | | 105,8 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 980,9 | 1078,9 | 1394,9 | 866,9 | 964,9 | 1280,9 | | | 114 | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 3. | Деятельность | 2005- | 2870,5 | 3012,1 | 3672,9 | 2829,1 | 2970,7 | 3631,5 | | | 41,4 | | | библиотек | 2007 | | | | | | | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 826,1 | 826,1 | 826,1 | 813,1 | 813,1 | 813,1 | | | 13,0 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 950,6 | 1008,7 | 1189,0 | 936,8 | 994,9 | 1175,2 | | | 13,8 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 1093,8 | 1177,3 | 1657,8 | 1079,2 | 1162,7 | 1643,2 | | | 14,6 | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 4. | Деятельность клубных и| 2005- | 1923,1 | 1967,4 | 2381,0 | 1616,9 | 1661,2 | 2074,8 | | | 306,2 | | | прочих учреждений | 2007 | | | | | | | | | | | | культуры | | | | | | | | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 564,2 | 564,2 | 564,2 | 467,1 | 467,1 | 467,1 | | | 97,1 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 637,6 | 654,6 | 771,0 | 535,6 | 552,6 | 669,0 | | | 102 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 721,3 | 748,6 | 1045,8 | 614,2 | 641,5 | 938,7 | | | 107,1 | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 5. | Парки культуры и | 2005- | 2115,1 | 2446,2 | 2733,9 | 1239,3 | 1570,4 | 1858,1 | | | 875,8 | | | отдыха | 2007 | | | | | | | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 620,5 | 620,5 | 620,5 | 356,9 | 356,9 | 356,9 | | | 263,6 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 701,5 | 849,3 | 928,8 | 410,4 | 558,2 | 637,7 | | | 291,1 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 793,1 | 976,4 | 1184,6 | 472,0 | 655,3 | 863,5 | | | 321,1 | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 6. | Кинематография | 2005- | 167,4 | 198,3 | 216,1 | 102,3 | 133,2 | 151,0 | | | 65,1 | | | | 2007 | | | | | | | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 45,8 | 45,8 | 45,8 | 30,4 | 30,4 | 30,4 | | | 15,4 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 57,4 | 71,1 | 77,3 | 34,0 | 47,7 | 53,9 | | | 23,4 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 64,2 | 81,4 | 93,0 | 37,9 | 55,1 | 66,7 | | | 26,3 | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 7. | Художественное | 2005- | 4836,4 | 4894,8 | 6251,3 | 4620,8 | 4679,2 | 6035,7 | | | 215,6 | | | образование | 2007 | | | | | | | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 1356,7 | 1356,7 | 1356,7 | 1289,7 | 1289,7 | 1289,7 | | | 67,0 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 1595,0 | 1618,7 | 1991,1 | 1524,1 | 1547,8 | 1920,2 | | | 70,9 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 1884,7 | 1919,4 | 2903,5 | 1807,0 | 1841,7 | 2825,8 | | | 77,7 | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 8. | Охрана | 2005- | 91,6 | 91,6 | 106,4 | 91,6 | 91,6 | 106,4 | | | | | | художественного | 2007 | | | | | | | | | | | | наследия |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 28,0 | 28,0 | 28,0 | 28 | 28 | 28 | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 31,2 | 31,2 | 34,6 | 31,2 | 31,2 | 34,6 | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 32,4 | 32,4 | 43,8 | 32,4 | 32,4 | 43,8 | | | | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 9. | Межрегиональное и | 2005- | 251,4 | 251,4 | 282,8 | 251,4 | 251,4 | 282,8 | | | | | | международное | 2007 | | | | | | | | | | | | сотрудничество |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 77,7 | 77,7 | 77,7 | 77,7 | 77,7 | 77,7 | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 83,9 | 83,9 | 93,2 | 83,9 | 83,9 | 93,2 | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 89,8 | 89,8 | 111,9 | 89,8 | 89,8 | 111,9 | | | | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 10. | Общественно значимые | 2005- | 1043,9 | 1043,9 | 1043,9 | 945,9 | 945,9 | 945,9 | | | 98,0 | | | мероприятия | 2007 | | | | | | | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 353,0 | 353,0 | 353,0 | 326,7 | 326,7 | 326,7 | | | 26,3 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 315,5 | 315,5 | 315,5 | 283,5 | 283,5 | 283,5 | | | 32,0 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 375,4 | 375,4 | 375,4 | 335,7 | 335,7 | 335,7 | | | 39,7 | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 11. | Повышение | 2005- | 5,3 | 5,3 | 14,6 | 3,9 | 3,9 | 13,2 | | | 1,4 | | | эффективности | 2007 | | | | | | | | | | | | кадрового, | | | | | | | | | | | | | социального | | | | | | | | | | | | | и правового | | | | | | | | | | | | | обеспечения |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,2 | 1,2 | 1,2 | | | 0,3 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 1,8 | 1,8 | 6,3 | 1,3 | 1,3 | 5,8 | | | 0,5 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 2,0 | 2,0 | 6,8 | 1,4 | 1,4 | 6,2 | | | 0,6 | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 12. | Научно- | 2005- | 53,7 | 53,7 | 63,7 | 48,3 | 48,3 | 58,3 | | | 5,4 | | | исследовательская, | 2007 | | | | | | | | | | | | методическая и | | | | | | | | | | | | | информационно- | | | | | | | | | | | | | издательская | | | | | | | | | | | | | деятельность |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 16,3 | 16,3 | 16,3 | 14,5 | 14,5 | 14,5 | | | 1,8 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 17,9 | 17,9 | 20,9 | 16,1 | 16,1 | 19,1 | | | 1,8 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 19,5 | 19,5 | 26,5 | 17,7 | 17,7 | 24,7 | | | 1,8 | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | 13. | Совместные проекты с | 2005- | 45,3 | 88,6 | 104,0 | 45,3 | 88,6 | 104,0 | | | | | | подразделениями | 2007 | | | | | | | | | | | | Комплекса социальной | | | | | | | | | | | | | сферы |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 14,0 | 14,0 | 14,0 | 14 | 14 | 14 | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 15,1 | 33,9 | 38,3 | 15,1 | 33,9 | 38,3 | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 16,2 | 40,7 | 51,7 | 16,2 | 40,7 | 51,7 | | | | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | Итого по I разделу | 2005- | 28474,7 | 29325,3 | 34954,9 | 21825,4 | 22676,0 | 28305,6 | | | 6649,3 | | | | 2007 | | | | | | | | | | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 8389,1 | 8389,1 | 8389,1 | 6322,4 | 6322,4 | 6322,4 | | | 2066,7 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 9287,7 | 9658,8 | 11205,7 | 7181,7 | 7552,8 | 9099,7 | | | 2106,0 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 10797,9 | 11277,4 | 15360,1 | 8321,3 | 8800,8 | 12883,5 | | | 2476,6 | |------|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | II. Объемы финансирования развития материально-технической базы учреждений культуры | |------|-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. | Капитальный и текущий | 2005- | 2046,9 | 2258,8 | 2592,3 | 1694,1 | 1906,0 | 2239,5 | 84,4 | | 268,4 | | | ремонт учреждений | 2007 | | | | | | | | | | | | культуры |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2005 | 623,6 | 623,6 | 623,6 | 522,9 | 522,9 | 522,9 | 19,6 | | 81,1 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2006 | 687,3 | 750,2 | 914,5 | 565,8 | 628,7 | 793,0 | 32,3 | | 89,2 | | | |-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | | 2007 | 736,0 | 885,0 | 1054,2 | 605,4 | 754,4 | 923,6 | 32,5 | | 98,1 | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | В том числе: | | | | | | | | | | | |------|-----------------------|-----------|----------|----------------|----------------|-----------|---------------|------------------|-----------|--------------|------------| | | капитальный и текущий | 2005- | 674,0 | 729,5 | 776,9 | 589,6 | 645,1 | 6925 | 84,4 | | | | | ремонт окружных | 2007 | | | | | | | | | | |