Фрагмент документа "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ".
3. Проблемы развития законодательства и пути их решения Законодательство города Москвы находится в постоянном развитии. Это обусловлено как необходимостью совершенствования правового регулирования по предметам ведения города Москвы, так и изменениями, происходящими в федеральном законодательстве в сфере совместного ведения. Однако бурное развитие городского законодательства в эти годы породило и целый ряд острых противоречий, иных существенных недостатков, основными из которых являются: - значительная неравномерность и несбалансированность урегулирования важнейших сфер жизнедеятельности города; - наличие большого количества дублирующих, а нередко и противоречащих друг другу правовых актов, изданных в разное время с учетом текущих потребностей; - декларативность и безадресность многих правовых норм, отсутствие эффективного механизма их реализации. Суть проблемы нередко не в отсутствии правовых актов, а скорее в избытке правового материала, который невозможно реализовать на практике. Отсутствие единого правообеспечения на уровне как отдельных правовых актов, так и целых отраслей или институтов права сводит к нулю эффект даже самых нужных и прогрессивных законов; - перераспределение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти в рамках административной реформы не всегда подкрепляется рациональным перераспределением законодательных функций от центра к регионам, что ведет к сужению правового поля субъектов Российской Федерации; - не всегда правильно избирается объем правового регулирования, что ведет к деформации законодательства, решению многих частных вопросов при отсутствии общей стратегии правового регулирования; - уязвимым местом остается поддержание стабильности законодательства - важнейшего условия его эффективности. Слишком частые и не всегда оправданные жизнью изменения "правил игры" дезориентируют граждан и правоприменителей, вырабатывают неуважение к закону, дестабилизируют правосознание населения, вносят сумятицу в работу; - отсутствие четкой иерархии правовых актов, единый порядок их опубликования и вступления в силу; - наличие в законах города большого количества отсылочных норм. Это порождает огромный массив подзаконных актов, в котором сложно порой бывает разобраться специалисту, не говоря уже о рядовом москвиче; - недостаточное внимание уделяется своевременной отмене актов. В связи с этим назрела необходимость очищения законодательства города от устаревших, малоэффективных актов, повышения социально-правовой обоснованности правовых норм; - недостаточные доступность и понимание москвичами принимаемых нормативных правовых актов в городе. Для дальнейшего повышения эффективности городского законодательства в ближайшие годы необходимо: - последовательно добиваться стабильности, полноты и непротиворечивости актов законодательства города, обеспечивая тем самым систематический подход к решению правовых задач; - детально определить порядок принятия и вступления в силу различных видов правовых актов и установить четкое иерархическое сопоставление всех правовых актов города. Виды правовых актов города закреплены в Уставе города Москвы (законы города Москвы, решения Уставного суда города Москвы, постановления Московской городской Думы, акты Мэра и Правительства Москвы, акты органов и должностных лиц исполнительной власти). Однако порядок вступления в силу и опубликования городских правовых актов, порядок признания утратившими силу, их характеристики с точки зрения нормативного содержания либо нигде не установлены, либо указываются крайне расплывчато. Даже в области регулирования законотворческой деятельности действует не один, а четыре законодательных акта: "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы", "О толковании законодательных актов города Москвы", "О порядке внесения изменений (дополнений) в Устав города Москвы", "О гражданской законодательной инициативе в городе Москве". Решение указанной задачи возможно путем разработки специального консолидированного нормативного акта - закона города Москвы о правовых актах города Москвы; - создать единый реестр правовых актов города и внутригородских муниципальных образований. Создание такого реестра требуется для формирования непротиворечивой системы законодательства города. Реестр позволит организовать четкий контроль за правотворческой деятельностью в городе Москве; - постоянно вести работу по систематизации и кодификации законодательства. Систематизация законодательства имеет целью упорядочение накопленного нормативно-правового материала и достижение внутреннего единства правовых установлений. В первую очередь - это всесторонний анализ законодательных актов с целью определения их взаимосвязей, выявление противоречий, дублирования, пробелов и других недостатков. Логическим завершением является выработка предложений по совершенствованию самих исследуемых правовых актов. Как следствие вместо нескольких отдельных законов необходима разработка комплексного закона в определенной сфере. Собрание действующего законодательства Москвы является основой для такой работы. Наличие большого количества законов, регулирующих различные отрасли жизни города, обуславливает необходимость более широкого внедрения в практику законодательной деятельности кодификации актов. Первый опыт такого рода получен - принят Избирательный кодекс города Москвы. На сегодняшний день вполне сложились условия для продолжения процесса кодификации правовых актов по таким сферам, как жилищное, градостроительное, экологическое законодательство. Вместе с тем необходимо учитывать, что кодификация представляет собой самую сложную форму систематизации законодательства, которая предполагает его глубокий анализ и переработку. Кодификация не должна являться самоцелью, здесь уместен принцип избирательности; - сформировать электронный банк правовой информации на базе Собрания действующего законодательства города Москвы. Существующие на сегодняшний день электронные системы правовой информации не в полной мере охватывают действующее законодательство города Москвы. В процессе подготовки Собрания законодательства выявлены действующие акты города 30-х годов прошлого века. В то время как правовые системы обладают сформированным банком законодательных актов, начиная только с 1990 года. Создание электронного банка как источника систематизированной, непротиворечивой правовой информации необходимо, как для органов исполнительной власти города, так и для населения; - создать единую городскую систему правового мониторинга. Мониторинг права, как постоянный комплексный анализ правового пространства города Москвы, представляет собой системное наблюдение за реализацией законодательства (конкретного закона) с целью оценки его эффективности и последующей оптимизации. В процессе осуществления мониторинга анализируется динамика достижения определенных результатов в ходе применения законов, накапливается информация, необходимая для оценки эффективности законодательства и дальнейшего его совершенствования. При этом обеспечивается получение от правоприменителей аналитической информации о состоянии регулируемых в той или иной отрасли отношений, о выявленных пробелах, противоречиях в правовом регулировании, недостатках механизмов реализации законов. Все это способствует формированию общей картины о состоянии законодательства и его применении. Основными формами осуществления правового мониторинга являются введение в практику работы органов исполнительной власти города Москвы подготовки правовых актов о мерах по реализации принятых законов, разработки системы правового мониторинга, изучение судебной практики по делам об обжаловании законов города, проведение социологических опросов населения города о качестве законодательной работы, тесное взаимодействие с Прокуратурой города Москвы, органами юстиции, органами внутренних дел и другими правоохранительными органами по вопросам исполнения законов города Москвы. Особое внимание следует уделить учету мнения москвичей о реализации законов города Москвы. Важную роль при осуществлении правового мониторинга имеет проведение регулярных социологических опросов населения города Москвы о проблемах, возникающих у граждан при реализации городского законодательства. Также существенное значение при проведении правового мониторинга имеет проведение социологических опросов в отношении проектов законов. Такого рода опросы позволят избежать возможных трудностей в правоприменительной практике; - разработать и осуществить систему мер по информированию населения о городском законодательстве. Необходимо дальнейшее расширение издания информационных материалов, включая отдельные буклеты, популярные брошюры, комментарии к законам по наиболее актуальным вопросам (социальные, трудовые, жилищные права и др.). При этом следует обеспечить доступность для населения таких изданий путем бесплатного их распространение в государственных и муниципальных органах, а также в библиотеках. Развитие и применение в настоящее время информационных и коммуникационных технологий обуславливает и развитие правовой информатизации - создание электронных версий нормативных правовых актов, размещение различных изданий по вопросам законодательства в сети Интернет, в том числе их обнародование на официальных сайтах органов государственной власти Москвы, а также помещение информации на электронных носителях; - постоянно повышать уровень правовой культуры и профессионализма всех управленческих кадров, в первую очередь - вовлеченных в нормотворческий процесс. Реализация законодательства в значительной степени зависит от уровня правовой культуры управленческих кадров. Недостаточность правовых знаний у государственных и муниципальных служащих зачастую служит препятствием для повышения эффективности управленческих решений. Большое значение имеет правовое обучение государственных и муниципальных служащих в рамках курсов профессиональной подготовки и повышения квалификации; - активизировать работу по правовому просвещению москвичей. В правовом просвещении населения важную роль играют средства массовой информации. Представляется оправданным выпуск регулярных циклов публикаций, теле- и радиопередач о законодательстве и практике его применения. Желательно введение постоянных правовых рубрик во всех окружных и районных газетах. В целом следует иметь в виду, что только комплексный, дифференцированный подход к организации правового воспитания различных категорий москвичей может дать положительные результаты. В уважительном отношении москвичей к законам видится и важное условие эффективности законодательной деятельности. |
Фрагмент документа "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ".