О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ. Постановление. Правительство Москвы. 19.04.05 238-ПП

Фрагмент документа "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

3. Проблемы развития законодательства и пути их решения

     Законодательство города  Москвы  находится в постоянном развитии.
Это  обусловлено  как   необходимостью   совершенствования   правового
регулирования  по предметам ведения города Москвы,  так и изменениями,
происходящими  в  федеральном  законодательстве  в  сфере  совместного
ведения.
     Однако бурное развитие городского  законодательства  в  эти  годы
породило   и   целый   ряд   острых  противоречий,  иных  существенных
недостатков, основными из которых являются:
     - значительная     неравномерность     и     несбалансированность
урегулирования важнейших сфер жизнедеятельности города;
     - наличие   большого   количества   дублирующих,   а   нередко  и
противоречащих друг другу правовых актов,  изданных в разное  время  с
учетом текущих потребностей;
     - декларативность   и   безадресность   многих   правовых   норм,
отсутствие эффективного механизма их реализации. Суть проблемы нередко
не  в  отсутствии  правовых  актов,  а  скорее  в  избытке   правового
материала,  который  невозможно  реализовать  на практике.  Отсутствие
единого правообеспечения на уровне как отдельных правовых актов, так и
целых  отраслей  или  институтов права сводит к нулю эффект даже самых
нужных и прогрессивных законов;
     - перераспределение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти в рамках  административной  реформы  не  всегда
подкрепляется  рациональным перераспределением законодательных функций
от центра к регионам,  что ведет к сужению  правового  поля  субъектов
Российской Федерации;
     - не всегда правильно избирается объем  правового  регулирования,
что  ведет  к  деформации  законодательства,  решению  многих  частных
вопросов при отсутствии общей стратегии правового регулирования;
     - уязвимым     местом     остается    поддержание    стабильности
законодательства  -  важнейшего  условия  его  эффективности.  Слишком
частые   и  не  всегда  оправданные  жизнью  изменения  "правил  игры"
дезориентируют граждан и правоприменителей,  вырабатывают неуважение к
закону,  дестабилизируют  правосознание  населения,  вносят сумятицу в
работу;
     - отсутствие  четкой  иерархии правовых актов,  единый порядок их
опубликования и вступления в силу;
     - наличие  в  законах города большого количества отсылочных норм.
Это порождает огромный массив  подзаконных  актов,  в  котором  сложно
порой   бывает  разобраться  специалисту,  не  говоря  уже  о  рядовом
москвиче;
     - недостаточное внимание уделяется своевременной отмене актов.  В
связи с этим назрела необходимость очищения законодательства города от
устаревших,   малоэффективных   актов,   повышения  социально-правовой
обоснованности правовых норм;
     - недостаточные  доступность  и  понимание москвичами принимаемых
нормативных правовых актов в городе.
     Для дальнейшего      повышения      эффективности      городского
законодательства в ближайшие годы необходимо:
     - последовательно     добиваться    стабильности,    полноты    и
непротиворечивости  актов  законодательства  города,  обеспечивая  тем
самым систематический подход к решению правовых задач;
     - детально  определить  порядок  принятия  и  вступления  в  силу
различных  видов  правовых  актов  и  установить  четкое иерархическое
сопоставление всех правовых актов города.  Виды правовых актов  города
закреплены  в  Уставе  города  Москвы  (законы города Москвы,  решения
Уставного суда города Москвы, постановления Московской городской Думы,
акты  Мэра  и  Правительства  Москвы,  акты  органов и должностных лиц
исполнительной  власти).  Однако   порядок   вступления   в   силу   и
опубликования городских правовых актов,  порядок признания утратившими
силу,  их характеристики с точки зрения нормативного  содержания  либо
нигде  не  установлены,  либо  указываются крайне расплывчато.  Даже в
области регулирования законотворческой деятельности действует не один,
а   четыре   законодательных   акта:   "О   законах  города  Москвы  и
постановлениях   Московской    городской    Думы",    "О    толковании
законодательных  актов  города Москвы",  "О порядке внесения изменений
(дополнений) в Устав города Москвы",  "О  гражданской  законодательной
инициативе  в городе Москве".  Решение указанной задачи возможно путем
разработки специального консолидированного нормативного акта -  закона
города Москвы о правовых актах города Москвы;
     - создать единый реестр правовых актов города  и  внутригородских
муниципальных  образований.  Создание  такого  реестра  требуется  для
формирования непротиворечивой системы законодательства города.  Реестр
позволит организовать четкий контроль за правотворческой деятельностью
в городе Москве;
     - постоянно   вести   работу   по  систематизации  и  кодификации
законодательства.   Систематизация   законодательства   имеет    целью
упорядочение  накопленного нормативно-правового материала и достижение
внутреннего единства правовых установлений.  В первую  очередь  -  это
всесторонний  анализ  законодательных  актов  с  целью  определения их
взаимосвязей,  выявление противоречий, дублирования, пробелов и других
недостатков.  Логическим завершением является выработка предложений по
совершенствованию самих  исследуемых  правовых  актов.  Как  следствие
вместо нескольких отдельных законов необходима разработка комплексного
закона в определенной сфере.  Собрание  действующего  законодательства
Москвы является основой для такой работы.
     Наличие большого  количества  законов,   регулирующих   различные
отрасли  жизни  города,  обуславливает  необходимость  более  широкого
внедрения в практику законодательной деятельности  кодификации  актов.
Первый  опыт  такого рода получен - принят Избирательный кодекс города
Москвы.  На сегодняшний день вполне сложились условия для  продолжения
процесса  кодификации  правовых  актов по таким сферам,  как жилищное,
градостроительное, экологическое законодательство.
     Вместе с  тем необходимо учитывать,  что кодификация представляет
собой самую сложную  форму  систематизации  законодательства,  которая
предполагает его глубокий анализ и переработку.  Кодификация не должна
являться самоцелью, здесь уместен принцип избирательности;
     - сформировать  электронный  банк  правовой  информации  на  базе
Собрания действующего законодательства города Москвы.  Существующие на
сегодняшний  день  электронные системы правовой информации не в полной
мере охватывают действующее законодательство города Москвы. В процессе
подготовки  Собрания законодательства выявлены действующие акты города
30-х годов прошлого века.  В то время как  правовые  системы  обладают
сформированным  банком  законодательных  актов,  начиная только с 1990
года.  Создание электронного банка как источника  систематизированной,
непротиворечивой  правовой  информации  необходимо,  как  для  органов
исполнительной власти города, так и для населения;
     - создать   единую   городскую   систему  правового  мониторинга.
Мониторинг  права,  как  постоянный   комплексный   анализ   правового
пространства города Москвы, представляет собой системное наблюдение за
реализацией законодательства (конкретного закона) с целью  оценки  его
эффективности  и  последующей  оптимизации.  В  процессе осуществления
мониторинга анализируется динамика достижения определенных результатов
в ходе применения законов,  накапливается информация,  необходимая для
оценки    эффективности    законодательства    и    дальнейшего    его
совершенствования.    При    этом    обеспечивается    получение    от
правоприменителей аналитической информации о состоянии регулируемых  в
той или иной отрасли отношений, о выявленных пробелах, противоречиях в
правовом регулировании, недостатках механизмов реализации законов. Все
это    способствует    формированию    общей   картины   о   состоянии
законодательства и его применении.
     Основными формами  осуществления  правового  мониторинга являются
введение в практику работы органов исполнительной власти города Москвы
подготовки  правовых  актов  о  мерах  по реализации принятых законов,
разработки системы правового мониторинга,  изучение судебной  практики
по  делам  об  обжаловании законов города,  проведение социологических
опросов населения города о  качестве  законодательной  работы,  тесное
взаимодействие   с   Прокуратурой  города  Москвы,  органами  юстиции,
органами внутренних дел  и  другими  правоохранительными  органами  по
вопросам исполнения законов города Москвы.
     Особое внимание  следует  уделить  учету   мнения   москвичей   о
реализации  законов  города  Москвы.  Важную  роль  при  осуществлении
правового  мониторинга  имеет  проведение  регулярных  социологических
опросов населения города Москвы о проблемах, возникающих у граждан при
реализации городского законодательства.  Также  существенное  значение
при  проведении правового мониторинга имеет проведение социологических
опросов в отношении проектов  законов.  Такого  рода  опросы  позволят
избежать возможных трудностей в правоприменительной практике;
     - разработать  и  осуществить  систему  мер   по   информированию
населения   о   городском   законодательстве.   Необходимо  дальнейшее
расширение  издания  информационных  материалов,   включая   отдельные
буклеты,   популярные  брошюры,  комментарии  к  законам  по  наиболее
актуальным вопросам (социальные,  трудовые, жилищные права и др.). При
этом  следует обеспечить доступность для населения таких изданий путем
бесплатного  их  распространение  в  государственных  и  муниципальных
органах, а также в библиотеках.
     Развитие и  применение  в  настоящее   время   информационных   и
коммуникационных   технологий   обуславливает   и   развитие  правовой
информатизации -  создание  электронных  версий  нормативных  правовых
актов,  размещение  различных  изданий  по вопросам законодательства в
сети Интернет,  в том числе их  обнародование  на  официальных  сайтах
органов государственной власти Москвы, а также помещение информации на
электронных носителях;
     - постоянно повышать уровень правовой культуры и профессионализма
всех  управленческих  кадров,  в  первую  очередь  -   вовлеченных   в
нормотворческий  процесс.  Реализация  законодательства в значительной
степени зависит от уровня  правовой  культуры  управленческих  кадров.
Недостаточность  правовых  знаний  у  государственных  и муниципальных
служащих зачастую  служит  препятствием  для  повышения  эффективности
управленческих  решений.  Большое  значение  имеет  правовое  обучение
государственных   и   муниципальных   служащих   в    рамках    курсов
профессиональной подготовки и повышения квалификации;
     - активизировать работу по  правовому  просвещению  москвичей.  В
правовом  просвещении  населения  важную роль играют средства массовой
информации.  Представляется  оправданным  выпуск   регулярных   циклов
публикаций,  теле-  и  радиопередач  о законодательстве и практике его
применения.  Желательно введение постоянных правовых  рубрик  во  всех
окружных и районных газетах.  В целом следует иметь в виду, что только
комплексный,  дифференцированный  подход   к   организации   правового
воспитания  различных  категорий  москвичей  может  дать положительные
результаты.  В уважительном отношении москвичей к  законам  видится  и
важное условие эффективности законодательной деятельности.

Фрагмент документа "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ГОРОДА МОСКВЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа