Страницы: 1 2 О РЕОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Г. МОСКВЫ И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ Г. МОСКВЫ, ПОЛОЖЕНИЯ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ Г. МОСКВЫ, ПОЛОЖЕНИЯ О МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (Редакция на 15.03.2005) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 4 марта 1997 г. N 156 (ЮИАИ) В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.05.96 N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлением Правительства Москвы и Коллегии МЧС России от 07.05.96 N 410-6 "О Плане совершенствования Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" по согласованию с МЧС России Правительство Москвы постановляет: 1. Осуществить реорганизацию Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (Штаб ГОЧС г. Москвы) в Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (Главное управление ГОЧС г. Москвы). 2. Установить, что начальником гражданской обороны города Москвы является Премьер Правительства Москвы. 3. Утратил силу. 4. Утратил силу. 5. Утвердить Положение о гражданской обороне города Москвы (приложение 4). 6. Утвердить Положение о Московской городской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (приложение 5). 7. Начальнику Штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы Кистанову Е.М.: 7.1. До 1 апреля 1997 года провести переаттестацию сотрудников бывшего Штаба ГОЧС г. Москвы, укомплектовать необходимыми специалистами Главное управление ГОЧС г. Москвы. 7.2. До 1 апреля 1997 года представить в Москомимущество необходимые документы для переоформления договоров аренды на занимаемые Штабом ГОЧС г. Москвы и его структурными подразделениями здания и помещения (приложение 6). 8. Москомимуществу оформить в установленном порядке имущественно-правовые отношения на здания и помещения, занимаемые Главным управлением ГОЧС г. Москвы и его структурными подразделениями. 9. Департаменту финансов обеспечить финансирование Главного управления ГОЧС г. Москвы в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете 1997 года на содержание Штаба ГОЧС г. Москвы. Введение дополнительной штатной численности работников, содержащихся за счет бюджета города Москвы, в соответствии с утвержденной организационной структурой осуществлять поэтапно в течение года. 10. Руководителям департаментов, главных управлений, управлений и комитетов Правительства Москвы, префектам административных округов: 10.1. В трехмесячный срок разработать и представить на утверждение в установленном порядке положения о функциональных и территориальных подсистемах Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС). 10.2. Организовать разработку, согласование и утверждение положений о ведомственных и объектовых звеньях МГСЧС. 11. МНТЦ "Регион" в двухмесячный срок разработать типовые положения о территориальных и функциональных подсистемах и звеньях МГСЧС. 12. Признать утратившим силу постановление Правительства Москвы от 24.11.92 N 979 "Об утверждении Положения о гражданской обороне г. Москвы". 13. Пресс-центру Мэрии и Правительства Москвы опубликовать в "Вестнике Мэрии Москвы" приложения 1, 4, 5 к настоящему постановлению. 14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 4 марта 1997 г. N 156 Приложение N 1 к постановлению Правительства Москвы от 4 марта 1997 года N 156 ПОЛОЖЕНИЕ О ГЛАВНОМ УПРАВЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ ГОРОДА МОСКВЫ Утратило силу. Приложение N 2 к постановлению Правительства Москвы от 4 марта 1997 года N 156 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС Г. МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЙ ГОЧС АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ Г. МОСКВЫ, ОТДЕЛОВ ГОЧС РАЙОНОВ Г. МОСКВЫ Утратила силу. Приложение N 3 к постановлению Правительства Москвы от 4 марта 1997 года N 156 ШТАТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС Г. МОСКВЫ, УПРАВЛЕНИЙ ГОЧС АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ Г. МОСКВЫ, ОТДЕЛОВ ГОЧС РАЙОНОВ Г. МОСКВЫ, СОДЕРЖАЩИХСЯ ЗА СЧЕТ БЮДЖЕТА ГОРОДА МОСКВЫ Утратила силу. Приложение N 4 к постановлению Правительства Москвы от 4 марта 1997 года N 156 ПОЛОЖЕНИЕ О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ ГОРОДА МОСКВЫ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи, порядок построения и функционирования гражданской обороны г. Москвы, полномочия органов власти города и района, отраслевых и функциональных органов городской администрации, объектов народного хозяйства, права и обязанности граждан Москвы в области гражданской обороны. <*> 1.2. Гражданская оборона г. Москвы проводит комплекс мероприятий, реализуемый органами власти города и районов, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, службами гражданской обороны, отраслевыми и функциональными органами городской администрации, организациями, с имеющимися у них силами и средствами гражданской обороны, добровольными объединениями в целях защиты населения и народного хозяйства г. Москвы от опасностей, возникающих при военных действиях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. 1.3. Мероприятия гражданской обороны проводятся как в мирное, так и в военное время на всей территории города с учетом особенностей каждого округа, района, отрасли, объекта в рациональном сочетании с экономическими, социальными и оборонными мероприятиями. 1.4. Гражданская оборона г. Москвы организуется и ведется в соответствии с законодательством Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, директивами Председателя Правительства - начальника гражданской обороны Российской Федерации и первого заместителя начальника гражданской обороны - министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, нормативными и правовыми актами органов исполнительной власти города Москвы. 1.5. Характер, объемы, сроки и порядок проведения мероприятий по подготовке и ведению гражданской обороны определяются Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и Правительством Москвы в рамках разграничения сфер деятельности и полномочий. 1.6. В мирное время силы и средства гражданской обороны Москвы привлекаются к проведению на территории города аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями и другими причинами. 1.7. Должностные лица органов исполнительной власти, местного самоуправления, объектов и граждане города, виновные в невыполнении либо уклоняющиеся от выполнения обязанностей по гражданской обороне, несут установленную законом материальную, административную и иную ответственность. -------------------------------- <*> Под объектами народного хозяйства понимаются предприятия, объединения, учреждения и организации как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы хозяйства, независимо от организационно-правовых форм, расположенные на единой территории в пределах границ г. Москвы. В целях краткости изложения в дальнейшем объекты народного хозяйства будут именоваться "объекты". 2. Задачи гражданской обороны 2.1. Основными задачами гражданской обороны Москвы являются: - защита населения от воздействия современных средств поражения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций; - оповещение населения об угрозе нападения противника, возникновения чрезвычайных ситуаций, о порядке действий в сложившейся обстановке; - проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ; - первоочередное жизнеобеспечение населения и прежде всего пострадавшего; - разработка и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования отраслей и объектов народного хозяйства города в условиях военного времени; - защита продовольствия, водоисточников, пищевого сырья, фуража, сельскохозяйственных животных и растений, других материальных и культурных ценностей от воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций; - создание и поддержание в готовности систем управления, сил и средств, резервов имущества гражданской обороны; - обеспечение мобилизационной готовности гражданской обороны; - подготовка руководящего состава органов управления, сил и средств гражданской обороны, обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при военных действиях, а также в чрезвычайных ситуациях. 2.2. Задачи гражданской обороны решаются путем проведения комплекса экономических, организационных, инженерно-технических, оборонно-массовых и специальных мероприятий, осуществляемых как заблаговременно, так и в военное время. 3. Руководство гражданской обороной и ее организационная структура 3.1. Гражданская оборона Москвы организуется по территориально-производственному принципу. 3.2. Общее руководство гражданской обороной города осуществляет Премьер Правительства Москвы. Премьер Правительства Москвы по должности является начальником гражданской обороны г. Москвы. 3.3. Руководство гражданской обороной в административных округах города осуществляют префекты, в районах города - главы Управ, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны. 3.4. Руководство гражданской обороной в ведомственных структурах и на объектах независимо от их организационно-правовых форм осуществляют руководители этих ведомственных структур и объектов, которые по должности являются начальниками гражданской обороны соответствующих ведомственных структур или объектов. 3.5. Начальники гражданской обороны всех уровней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны на соответствующих территориях, в отраслях, на объектах. Им предоставляется право в пределах своей компетенции издавать приказы по вопросам гражданской обороны. Приказы начальников гражданской обороны города, административных округов и районов города, ведомств и объектов в пределах их компетенции обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами. 3.6. Для управления и контроля за выполнением мероприятий по гражданской обороне, предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовностью к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации последствий применения современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций при начальниках гражданской обороны создаются органы управления гражданской обороны. 3.7. Органами управления гражданской обороны (органами управления ГО) являются: - Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (Главное управление ГОЧС г. Москвы); - Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям административного округа (Управление ГОЧС административного округа); - отдел по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям района города (отдел ГОЧС района). - штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (штабы ГОЧС) в ведомствах и на объектах независимо от их организационно-правовых форм. 3.8. Руководители органов управления ГО административно-территориальных образований, ведомственных структур и объектов являются по должности заместителями соответствующих начальников гражданской обороны и имеют право отдавать от их имени распоряжения по вопросам гражданской обороны, обязательные для исполнения подчиненными начальнику гражданской обороны должностными лицами, органами управления, формированиями, а также гражданами. О наиболее важных распоряжениях, отданных по своей инициативе, руководитель органа управления ГО докладывает начальнику гражданской обороны. 3.9. Начальник Главного управления ГОЧС г. Москвы является по должности первым заместителем начальника гражданской обороны города. 3.10. Главное управление ГОЧС Москвы, управления ГОЧС административных округов, отделы ГОЧС районов города являются воинскими учреждениями и комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. <**> Управления ГОЧС административных округов находятся в прямом подчинении Главного управления ГОЧС г. Москвы. Отделы ГОЧС районов города находятся в прямом подчинении соответствующих управлений ГОЧС административных округов. 3.11. Задачи, полномочия и обязанности начальников гражданской обороны и органов управления ГО определяются действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами, издаваемыми вышестоящими начальниками гражданской обороны, органами исполнительной власти и настоящим Положением. 3.12. Подготовка руководящего состава и специалистов по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям в Москве осуществляется в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УМЦ ГО и ЧС) города и административных округов. УМЦ ГО и ЧС города - государственное образовательное учреждение, комплектуется военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие назначаются на должности МЧС России. УМЦ ГО и ЧС административных округов функционируют под руководством УМЦ ГО и ЧС города на правах его структурных подразделений. 3.13. Главное управление ГОЧС г. Москвы, УМЦ ГО и ЧС г. Москвы, управления ГОЧС административных округов являются юридическими лицами, имеют гербовые печати, штампы и бланки, расчетные счета в банковских учреждениях и другие необходимые для хозяйственной деятельности и выполнения стоящих перед ними задач официальные атрибуты. 3.14. Для обеспечения накопления, хранения, обслуживания и ремонта имущества гражданской обороны, проведения пусконаладочных и ремонтных работ инженерно-технического оборудования защитных сооружений ГО в Москве созданы и функционируют Спецпредприятие при Правительстве Москвы и Специальное пусконаладочное управление Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства. Указанные предприятия и учреждения являются юридическими лицами и функционируют в соответствии с законодательством, а также утвержденными в установленном порядке уставами. Главное управление ГОЧС г. Москвы руководит их деятельностью в пределах предоставленных ему Правительством Москвы полномочий. 3.15. Организационная структура и штатная численность органов управления ГОЧС города, административных округов, районов города, УМЦ ГО и ЧС в части укомплектования работниками, содержащимися за счет городского бюджета, определяются Правительством Москвы. Структура, штатные должности штаба ГОЧС ведомства, объекта, его персональный состав определяются их руководителем. 3.16. Для решения вопросов, связанных с подготовкой и проведением эвакуационных мероприятий гражданской обороны, создаются городская, окружные, районные, ведомственные и объектовые эвакуационные комиссии, которые возглавляют соответственно заместитель Премьера Правительства Москвы, заместители префектов, заместители глав Управ, заместители руководителей ведомств, объектов. Деятельность эвакуационных комиссий регламентируется положениями об этих комиссиях, утверждаемыми соответствующими начальниками гражданской обороны. 3.17. Для выполнения специальных мероприятий гражданской обороны, подготовки для этого сил и средств, а также для обеспечения действий формирований в ходе проведения аварийно-спасательных работ создаются службы ГО города, округов, районов, ведомств, объектов. Решение о создании служб ГО в городе принимает Правительство Москвы, в округах и районах - префекты и главы их Управ, в ведомствах и на объектах - их руководители в зависимости от необходимости и наличия соответствующей базы для их создания. Задачи, организация и функции служб гражданской обороны определяются положениями о службах. Положение о службе гражданской обороны города разрабатывается и подписывается руководителем службы и утверждается начальником гражданской обороны Москвы после согласования с Главным управлением ГОЧС города и непосредственным руководителем начальника службы. Положение о службе гражданской обороны округа (района) согласовывается с управлением (отделом) ГОЧС округа (района), руководителем вышестоящего органа по отношению к начальнику службы и утверждается начальником гражданской обороны округа (района). Положение о службе гражданской обороны объекта утверждается начальником гражданской обороны объекта. Инструкции и указания городских служб гражданской обороны по вопросам, входящим в их компетенцию, обязательны для выполнения всеми подведомственными им структурными подразделениями, окружными, районными и объектовыми службами. Ответственность за готовность органов управления службы, сил и средств, включенных в ее состав, возлагается на руководителей ведомственных структур и объектов, на базе которых они созданы. 3.18. Для выполнения мероприятий гражданской обороны, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются невоенизированные формирования гражданской обороны. Формирования создаются по территориально-производственному принципу в административных округах, районах и на объектах народного хозяйства. Порядок создания, комплектования, обеспечения, стимулирования и применения невоенизированных формирований гражданской обороны определяется Положением о невоенизированных формированиях гражданской обороны, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Постановлениями Правительства Москвы, распоряжениями префектов административных округов, руководителей ведомств и объектов могут создаваться штатные аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования постоянной готовности. Для выполнения задач гражданской обороны решением Правительства Москвы могут привлекаться расположенные на территории города ведомственные специализированные аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные формирования, медицинские учреждения, строительно-монтажные организации независимо от их организационно-правовой формы. В аварийно-спасательных и других неотложных работах под руководством органов управления гражданской обороны могут принимать участие добровольные организации аттестованных спасателей. Для выполнения задач гражданской обороны Москвы могут привлекаться установленным порядком силы и средства федерального подчинения, в том числе части и подразделения Войск гражданской обороны Российской Федерации, Инженерных и Химических войск Министерства обороны Российской Федерации. -------------------------------- <**> Перечень районов города, в которых создаются отделы ГОЧС, являющиеся воинскими учреждениями, устанавливается МЧС России по согласованию с Правительством Москвы. 4. Полномочия и обязанности органов исполнительной власти г. Москвы в области гражданской обороны 4.1. Правительство Москвы: - разрабатывает основные направления развития и совершенствования гражданской обороны города; - организует выполнение в Москве общегосударственных мероприятий гражданской обороны; - организует разработку плана гражданской обороны г. Москвы; - в пределах своей компетенции издает нормативные акты в области гражданской обороны и организует разработку проектов законодательных актов для рассмотрения и принятия их городской Думой; - организует и обеспечивает создание и поддержание в постоянной готовности сил и средств, технических систем управления, оповещения и связи гражданской обороны; - организует выполнение мероприятий по защите и жизнеобеспечению населения, по подготовке и проведению эвакуации в безопасные районы, размещению, развертыванию лечебных и других обеспечивающих жизнедеятельность населения учреждений; - осуществляет меры по накоплению фонда коллективных средств защиты населения и поддержанию его в готовности к приему укрываемых; - обеспечивает подготовку городского хозяйства к устойчивому функционированию в военное время; - обеспечивает соблюдение требований нормативных документов по гражданской обороне в процессе развития экономики города, его застройки; - организует проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения; - разрабатывает и организует реализацию городских целевых, в том числе научно-технических, программ в области гражданской обороны; - создает и содержит в интересах гражданской обороны города запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов; - определяет объемы и обеспечивает накопление, хранение, замену, освежение и поддержание в готовности имущества гражданской обороны; - определяет в проекте бюджета города объемы ассигнований на мероприятия гражданской обороны и порядок их использования; - устанавливает лимит численности работников в органах управления и учреждениях гражданской обороны города, содержащихся за счет городского бюджета. 4.2. Главное управление ГОЧС г. Москвы: - разрабатывает и организует выполнение мероприятий, направленных на обеспечение защиты населения от опасностей, возникающих при военных действиях, а также участвует в подготовке к устойчивому функционированию народного хозяйства города в военное время; - принимает меры к поддержанию в постоянной готовности систем управления, оповещения и связи к функционированию в военное время; - руководит созданием сил и средств гражданской обороны города; - организует управление и взаимодействие сил и средств при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения; - организует планирование и контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны в городе; - организует контроль за состоянием гражданской обороны Москвы и выполнением требований руководящих документов по проблемам гражданской обороны; - организует контроль за планированием, проектированием и строительством защитных сооружений гражданской обороны; - организует контроль за поддержанием в готовности фонда коллективных средств защиты; - организует подготовку органов управления и формирований гражданской обороны, обучение населения, планирует и проводит учения и тренировки; - осуществляет организационно-методическое руководство и координацию деятельности органов управления ГО округов, районов города, городских служб, ведомственных структур и объектов; - обеспечивает боевую и мобилизационную готовность Главного управления ГОЧС г. Москвы, подчиненных ему управлений ГОЧС и других учреждений гражданской обороны, а также формируемых подразделений. Главное управление ГОЧС имеет право: - принимать в пределах своей компетенции решения, выдавать обязательные для исполнения предписания по вопросам гражданской обороны начальникам гражданской обороны округов, районов города, ведомств, объектов, а также начальникам служб гражданской обороны города; - разрабатывать и вносить на рассмотрение Правительства Москвы предложения по дальнейшему развитию гражданской обороны, повышению ее готовности, совершенствованию форм и методов работы при решении задач гражданской обороны; - заслушивать руководителей гражданской обороны по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления ГОЧС, требовать от них выполнения руководящих документов, распоряжений начальника гражданской обороны Москвы, принимать меры к устранению выявленных недостатков, возбуждать ходатайства о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении указанных требований; - разрабатывать проекты нормативных актов в области гражданской обороны и вносить их в установленном порядке на рассмотрение Правительством Москвы; - запрашивать и получать на безвозмездной основе от органов управления и объектов, расположенных на территории города, независимо от организационно-правовых форм сведения о ходе выполнения требований гражданской обороны и другую информацию, необходимую для выполнения возложенных на Главное управление ГОЧС задач; - пользоваться страховым фондом документации для проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации ЧС; - иметь специальные транспортные средства, оборудованные утвержденными в установленном порядке опознавательными знаками, специальными сигналами и средствами связи. 4.3. Органы власти административно-территориальных образований города: - осуществляют общее руководство и обеспечивают постоянную готовность гражданской обороны административно-территориальных образований; - планируют и организуют выполнение в части, касающейся округа, района, общегородских мероприятий гражданской обороны, а также мероприятий, предусмотренных к реализации органами исполнительной власти своего административно-территориального образования; - организуют разработку плана гражданской обороны административно-территориального образования, осуществляют методическое руководство планированием мероприятий ГО в подведомственных структурах; - осуществляют меры по поддержанию в готовности подведомственных органов управления, сил и средств гражданской обороны; - организуют выполнение мероприятий гражданской обороны объектами, расположенными на подведомственной территории; - организуют оповещение подчиненных органов управления и населения по сигналам гражданской обороны; - организуют аварийно-спасательные и другие неотложные работы и руководят их проведением; - осуществляют подготовку и содержание в готовности фонда коллективных средств защиты, сил и средств гражданской обороны административно-территориального образования, обучение по гражданской обороне населения, проживающего на его территории; - организуют планирование и выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования в военное время расположенных на территории округа объектов; - организуют контроль за накоплением, хранением и поддержанием в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны; - создают системы наблюдения и контроля за радиоактивным загрязнением, химическим и бактериологическим заражением; - обеспечивают контроль за выполнением требований руководящих документов и принятых решений по вопросам гражданской обороны на территории округа; - несут ответственность за состояние гражданской обороны на подведомственной территории. 4.4. Отраслевые и функциональные органы городской администрации Общие обязанности отраслевых и функциональных органов городской администрации: - осуществляют руководство подготовкой и ведением гражданской обороны в отрасли; - разрабатывают с учетом специфики отрасли и доводят до подведомственных структурных подразделений и объектов отраслевые требования, нормативные акты по вопросам планирования, организации и ведения гражданской обороны; - планируют и обеспечивают выполнение в отрасли мероприятий по защите персонала, подготовке сил и средств гражданской обороны; - обеспечивают выполнение в подведомственных структурах требований руководящих документов и принятых вышестоящими органами решений по вопросам гражданской обороны; - планируют и обеспечивают выполнение мероприятий по повышению устойчивости функционирования подведомственных структур в военное время; - обеспечивают соблюдение требований нормативных документов по гражданской обороне в процессе развития отрасли; - разрабатывают план гражданской обороны отрасли, осуществляют методическое руководство планированием работы по гражданской обороне в подведомственных структурах; - создают и поддерживают в постоянной готовности систему управления отраслью в военное время, а также силы и средства гражданской обороны отрасли; - организуют накопление и поддержание в готовности фонда коллективных средств защиты; - организуют обучение по гражданской обороне работников отрасли; - принимают меры по обеспечению аварийно-спасательных и других неотложных работ в подведомственных структурах, а по своему функциональному предназначению и на других объектах города; - планируют и организуют подготовку к эвакуации в безопасные районы подведомственных органов управления и объектов для продолжения их производственной деятельности; - организуют и обеспечивают в интересах отрасли проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны, разрабатывают и вносят предложения в общегородские программы; - осуществляют контроль за выполнением мероприятий гражданской обороны в подведомственных структурах; - несут ответственность за состояние гражданской обороны в отрасли; - взаимодействуют с администрацией округов и других районов, ведомств при совместном решении задач гражданской обороны; - обеспечивают создание и функционирование служб гражданской обороны. Кроме общих обязанностей отраслевые и функциональные органы городской администрации выполняют специальные обязанности по гражданской обороне, связанные с их функциональным предназначением, которые определяются Правительством Москвы. 4.5. Объекты народного хозяйства На предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от их организационно-правовых форм в полном объеме проводятся мероприятия, направленные на выполнение задач ГО. Все предприятия, учреждения и организации учитываются в управлении ГОЧС административного округа по месту размещения. При аренде организацией, предприятием помещений вопросы защиты работников арендуемого предприятия от воздействия современных средств поражения и чрезвычайных ситуаций отражаются в договорах об аренде. Руководитель объекта осуществляет непосредственное руководство гражданской обороной и несет личную ответственность за ее постоянную готовность, своевременное выполнение мероприятий гражданской обороны и безопасность своих сотрудников. Руководители объектов: - планируют и осуществляют мероприятия по защите рабочих и служащих, основных производственных фондов, сырья и др. материальных ценностей от воздействия средств поражения в соответствии с установленными в Российской Федерации и г. Москве нормативами; - разрабатывают планы гражданской обороны; - проводят мероприятия, направленные на повышение устойчивости функционирования своего производства в военное время; - создают, оснащают и поддерживают в готовности невоенизированные формирования гражданской обороны, организуют подготовку личного состава; - организуют накопление, хранение и поддержание в готовности индивидуальных и коллективных средств защиты, специального имущества гражданской обороны; - осуществляют обучение по гражданской обороне рабочих и служащих, а также населения, проживающего в ведомственных жилых домах; - организуют проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на объекте; - создают и поддерживают в постоянной готовности локальные и объектовые системы оповещения; - создают необходимые условия персоналу объекта для выполнения им обязанностей по гражданской обороне. 5. Права и обязанности граждан Москвы в области гражданской обороны 5.1. Граждане Москвы в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением имеют право: - на защиту своей жизни и здоровья от последствий военных действий; - безвозмездно пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, а также другим имуществом гражданской обороны; - на получение пострадавшими от военных действий медицинской, материальной, финансовой помощи, обеспечение жильем, продовольствием, предметами первой необходимости в порядке и по нормам, установленным Правительством Москвы; - проходить обучение, получать знания и практические навыки по вопросам защиты от современных средств поражения и действий в очагах поражения; - получать компенсацию за ущерб, причиненный здоровью при выполнении мероприятий гражданской обороны; - на пенсионное обеспечение и другие льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в случае увечья или потери трудоспособности при выполнении обязанностей по гражданской обороне; - на пенсионное обеспечение для членов семьи в связи с потерей кормильца (погибшего, получившего увечья или потерю трудоспособности) при выполнении обязанностей по гражданской обороне; - безвозмездно пользоваться питанием, оборудованием, транспортом и жильем на период участия в составе сил гражданской обороны в военное время и во время учений по гражданской обороне в мирное время; - на личное страхование на случай гибели или причинения вреда здоровью при выполнении мероприятий гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными или иными бедствиями. Страхование военнослужащих осуществляется на основе норм Закона "О статусе военнослужащих". Лица, не являющиеся военнослужащими, привлекаемые к выполнению указанных мероприятий по решению Правительства Москвы, органов власти административных округов и районов города, руководителей ведомств и объектов, подлежат страхованию за счет средств этих органов и объектов. 5.2. Граждане Москвы обязаны: - соблюдать требования законодательных и других нормативных актов по гражданской обороне, а также приказы, распоряжения и указания органов управления гражданской обороны; - принимать участие в выполнении мероприятий гражданской обороны; - проходить обучение по гражданской обороне; - знать сигналы гражданской обороны и умело действовать при их подаче; - знать основные способы и средства защиты от последствий применения современных средств поражения, уметь оказывать само- и взаимопомощь пострадавшим; - бережно относиться к материально-технической базе и имуществу гражданской обороны. 6. Финансирование и материально-техническое обеспечение гражданской обороны 6.1. Работники Главного управления ГОЧС г. Москвы, управления ГОЧС административных округов, отделов ГОЧС районов города, УМЦ ГО и ЧС, пунктов управления, лабораторий и других учреждений гражданской обороны города, административных округов и районов города, ведомств и объектов, за исключением военнослужащих, содержатся за счет бюджета города Москвы, а также собственных средств ведомств и объектов. 6.2. Военнослужащие штатных органов управления и учреждений гражданской обороны Москвы содержатся за счет федерального бюджета Российской Федерации. 6.3. Финансирование мероприятий гражданской обороны Москвы осуществляется: - в административно-территориальных образованиях города, на объектах, подведомственных городской администрации, - за счет средств городского бюджета, собственных бюджетов административно-территориальных образований, а также за счет внебюджетных средств префектур и районных Управ; - в организациях, подчиненных федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации, - за счет средств федерального бюджета; - на других объектах и в негосударственных ведомственных структурах - за счет собственных средств этих объектов и ведомственных структур. 6.4. Финансирование мероприятий гражданской обороны может осуществляться за счет общественных фондов. 6.5. Финансирование мероприятий гражданской обороны, требующих капитальных вложений, включая строительство защитных сооружений, пунктов управления, систем связи и оповещения, складов для хранения имущества гражданской обороны, осуществляется за счет средств городского бюджета установленным порядком. 6.6. Расходы, связанные с проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, осуществляются за счет средств бюджета города Москвы, фондов финансовых и материальных ресурсов, а также за счет ведомств и объектов, в интересах которых проводятся указанные работы. 6.7. Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам гражданской обороны осуществляется за счет бюджета города Москвы, а также средств ведомственных структур и объектов, в интересах которых они проводятся. 6.8. Финансирование мероприятий гражданской обороны осуществляется наряду с другими оборонными мероприятиями в первоочередном порядке. 6.9. Для обеспечения учреждений гражданской обороны, невоенизированных формирований, защитных сооружений, рабочих, служащих и населения города имуществом гражданской обороны в г. Москве, ведомствах и объектах независимо от организационно-правовых форм создаются запасы этого имущества. К имуществу гражданской обороны Москвы относятся: - средства индивидуальной защиты; - приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля; - приборы и комплекты специальной обработки; - средства фильтровентиляции и регенерации воздуха защитных сооружений гражданской обороны; - индивидуальные средства медицинской помощи; - средства связи и оповещения и другие материально-технические средства, созданные или закупленные за счет бюджетов города, округов, районов, ведомств и объектов для использования в интересах гражданской обороны города. 6.10. В случае изменения форм собственности ведомственные структуры и объекты должны сохранить целевое назначение объектов гражданской обороны (защитные сооружения ГО, пункты управления, склады и др.), а также задания по их созданию, содержанию и накоплению. 6.11. Порядок накопления, хранения и использования имущества гражданской обороны определяется Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы. 6.12. Правительство Москвы устанавливает льготы органам управления ГОЧС по налогам за использование земли, служебные помещения, коммунальные и эксплуатационные расходы. Приложение N 5 к постановлению Правительства Москвы от 4 марта 1997 года N 156 ПОЛОЖЕНИЕ О МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 1. Настоящее Положение определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования Московской городской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Московская городская система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (МГСЧС). Положение разработано на основании Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указа Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года N 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". 2. Основными задачами МГСЧС являются: - проведение в интересах Москвы единой политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС), защиты при их возникновении жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, окружающей природной среды города; - разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий города от ЧС; - учет всех возможных потенциальных источников ЧС, в том числе расположенных за пределами города, определение степени их опасности для населения и территорий города в зависимости от величины риска возникновения и тяжести последствий возможных ЧС; - прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС для населения и городского хозяйства, определение на основе прогноза потребностей в силах, материально-технических и финансовых ресурсах для ликвидации ЧС; - создание и обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС; - разработка и осуществление городских, участие в федеральных и межрегиональных целевых и комплексных научно-технических программах, направленных на предупреждение и снижение последствий ЧС, защиту населения и среды его обитания, повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС; - сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС; - повышение уровня безопасности населения и территорий города при разработке и реализации проектов и программ социально-экономического характера; - осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; - проведение работ по ликвидации ЧС, жизнеобеспечению населения, в первую очередь пострадавшего; - создание, совершенствование и обеспечение функционирования городской системы подготовки органов управления, подготовки и повышения квалификации специалистов МГСЧС, обучения населения действиям в ЧС; - реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; - создание, рациональное хранение и использование резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - осуществление сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС с органами власти Московской области и других регионов, а также участие в международном сотрудничестве; - своевременная и достоверная информация общественности и населения Москвы о состоянии безопасности, принимаемых в городе мерах по ее повышению, о сложившейся в результате ЧС обстановке и принятых органами власти и управления решениях, установленных режимах функционирования и деятельности населения в конкретной обстановке; - осуществление мероприятий по социальной защите населения города, которое пострадало или может пострадать при возникновении ЧС. 3. МГСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов исполнительной власти г. Москвы, ее территориальных единиц и отраслевых структур, организации, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС, органы управления, силы и средства объектов народного хозяйства, расположенных на территории г. Москвы (приложение). <*> 4. МГСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет четыре уровня: территориальный (городской), территориальный (административные округа), местный (городские районы) и объектовый. 5. Территориальные подсистемы МГСЧС создаются в территориальных единицах Москвы для предупреждения и ликвидации ЧС и состоят из окружных (административного округа) подсистем МГСЧС, представляющих территориальный уровень, и районных (районов города) звеньев МГСЧС, представляющих местный уровень. 6. Функциональные подсистемы МГСЧС предназначены для организации работы по защите населения и территорий Москвы от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Функциональные подсистемы МГСЧС состоят из органов управления, сил и средств, подчиненных органам исполнительной власти г. Москвы, а также федерального подчинения, непосредственно решающих задачи по наблюдению и контролю за состоянием природной среды и обстановки на потенциально опасных объектах, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, защите жизни и здоровья людей, обеспечению устойчивости функционирования народного хозяйства города, созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов. При этом в состав отдельных функциональных подсистем могут входить органы управления, силы и средства нескольких ведомств, решающие схожие или дополняющие друг друга задачи. -------------------------------- <*> Под объектами народного хозяйства понимаются предприятия, объединения, учреждения и организации как сферы материального производства, так и непроизводственной сферы хозяйства независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на единой территории в пределах границ г. Москвы. Наименование, основные задачи, организация, состав сил и средств, порядок деятельности конкретных функциональных подсистем МГСЧС определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями соответствующих отраслевых и функциональных органов городской администрации по согласованию с Правительством Москвы. Координация деятельности функциональной подсистемы возлагается на заместителя Премьера Правительства Москвы или на одного из руководителей органа городской администрации, входящего в состав комиссии Правительства Москвы по чрезвычайным ситуациям. Руководящими органами подсистем являются органы управления базовых организаций. При необходимости для организации функционирования подсистемы, координации деятельности входящих в ее состав организаций может создаваться коллегиальный координирующий орган. Возглавляет этот орган один из руководителей базовой организации. В его состав включаются руководящий состав и специалисты всех входящих в подсистему организаций. Функции департаментов, комитетов, главных управлений, управлений и организаций города Москвы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяет Правительство Москвы. 7. Каждый уровень МГСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям - органы управления ГОЧС), органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения. 8. Координирующими органами МГСЧС являются: - на территориальном (городском) уровне - комиссия Правительства Москвы по чрезвычайным ситуациям; - на территориальном (административные округа) - комиссия префектуры административного округа по чрезвычайным ситуациям; - на местном уровне, охватывающем территорию района города Москвы, - комиссия районной Управы по чрезвычайным ситуациям. Возглавляет комиссию по чрезвычайным ситуациям (далее - КЧС) руководитель либо первый заместитель руководителя органа исполнительной власти, органа местного самоуправления. На объектовом уровне, охватывающем территорию объекта народного хозяйства, - объектовая КЧС. Возглавляет объектовую КЧС руководитель либо первый заместитель руководителя объекта народного хозяйства. Положения о КЧС органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также объектовых КЧС утверждаются руководителями соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и объектов народного хозяйства. 9. Основными задачами КЧС Правительства Москвы являются: - проведение в городе единой политики в области предупреждения и ликвидации ЧС; - организация разработки и реализации мероприятий по дальнейшему развитию, совершенствованию и повышению эффективности работы МГСЧС; - руководство деятельностью подсистем и звеньев МГСЧС; - организация разработки и осуществления мероприятий по предупреждению, уменьшению социально-экономического ущерба от последствий ЧС в интересах всего города; - участие в разработке и осуществлении федеральных и межрегиональных целевых и комплексных научно-технических программ, организация разработки и реализации городских программ по проблемам предупреждения и ликвидации ЧС в интересах населения и территорий Москвы; - организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование ЧС; - обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям в ЧС, а также создание и поддержание в готовности пунктов управления; - формирование системы экономических и правовых мер, направленных на предупреждение ЧС, обеспечение техногенной и экологической безопасности в городе; - руководство созданием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; - руководство работами по ликвидации ЧС, возникших на территории Страницы: 1 2 |