Страницы: 1 2 О КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЕ "СИСТЕМА НАВИГАЦИИ И ТЕЛЕМАТИКИ ДЛЯ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАСЕЛЕНИЯ НА 2003-2005 ГОДЫ" (Редакция на 26.10.2004) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 14 октября 2003 г. N 870-ПП (ЮИАИ) В целях повышения качества обслуживания и обеспечения безопасности населения города Москвы, устойчивости функционирования городского транспортного комплекса, службы скорой и неотложной медицинской помощи, служб ГУВД г. Москвы и Главного управления ГОЧС Москвы, коммунальных и других служб городского хозяйства, принятия дополнительных мер по охране стационарных объектов на территории Москвы и Московской области, обеспечения оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные и аварийные ситуации на территории города за счет внедрения системы телематики и навигации и в развитие распоряжения Правительства Москвы от 19 июля 2002 года N 1038-РП "О комплексной городской программе "Система навигации и телематики для городского управления и населения" с учетом положительного опыта проведенных работ в 2002-2003 гг. Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Комплексную городскую программу "Система навигации и телематики для городского управления и населения на 2003-2005 годы" (далее - Программа) согласно приложению 1. 1.2. Перечень работ по реализации Программы (приложение 2). 2. Принять к сведению, что Программа является составной частью городской целевой программы "Электронная Москва", одобренной постановлением Правительства Москвы от 13 мая 2003 года N 367-ПП "О городской целевой программе "Электронная Москва". 3. Возложить: 3.1. Функции главного распорядителя бюджетных средств по Программе на Управление информатизации города Москвы. 3.2. Функции государственного заказчика и распорядителя бюджетных средств по Программе на Департамент транспорта и связи города Москвы. 3.3. Утратил силу. 4. Департаменту транспорта и связи города Москвы совместно с Аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации в IV квартале 2003 года разработать перечень мероприятий по координации Программы с работами по созданию Федеральной системы мониторинга объектов и ресурсов Российской Федерации (ФСМ ОР) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 6 мая 2000 года N К 416 и реализуемой в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия". 5. На основании п. "в" части 4 статьи 6 Закона города Москвы от 15.05.2002 N 26 "О городском государственном заказе" возложить на ОАО "Электронная Москва" функции оператора системы навигации и телематики для городского управления и населения. 5.1. Департаменту транспорта и связи города Москвы, Управлению информатизации города Москвы совместно с ОАО "Электронная Москва" до 15.12.2004 обеспечить разработку положения об операторе системы навигации и телематики для городского управления и населения, регламента функционирования системы навигации и телематики для городского управления и населения и необходимых регламентов информационного взаимодействия. Финансирование указанных работ осуществлять из средств, предусмотренных в разделе 1.3.5 "Система навигации и телематики для городского управления и населения" городской целевой программы "Электронная Москва". 5.2. Департаменту транспорта и связи города Москвы до 20.12.2004 заключить с ОАО "Электронная Москва" договор на выполнение функций оператора системы навигации и телематики для городского управления и населения. 6. Согласиться с предложением Департамента транспорта и связи города Москвы о назначении оператором по предоставлению услуг телематики и навигации открытого акционерного общества "Мобильные телематические системы позиционирования", имеющего заключение по безопасности на применяемые аппаратно-технические средства по результатам специальных исследований в Федеральной службе безопасности Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне". 7. Департаменту транспорта и связи города Москвы подготовить и представить на утверждение в установленном порядке в срок до 30 ноября 2003 года тарифы на услуги телематики и навигации, оказываемые в рамках Программы. 8. Установить, что финансирование расходов по реализации Программы осуществляется за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы по статье "Расходы по развитию городской информационно-телекоммуникационной структуры, информационных ресурсов и доступа москвичей к накопленным информационным ресурсам ("Электронная Москва")". 9. Департаменту транспорта и связи города Москвы по согласованию с Аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации подготовить и в IV квартале 2003 года представить в Правительство Москвы предложения по реализации на базе системы навигации и телематики в 2004-2005 годах пилотного проекта автоматизированной системы мониторинга критически важных объектов инфраструктуры и грузов в городе Москве (как подсистемы ФСМ ОР), имея в виду возможность последующего распространения опыта создания и применения этой системы в масштабах страны. 10. Департаменту транспорта и связи города Москвы, Главному управлению ГОЧС Москвы, Комитету лицензирования города Москвы, Московской транспортной инспекции в IV квартале 2003 года представить в Правительство Москвы предложения о создании на основе системы навигации и телематики подсистемы обеспечения безопасности перевозки, хранения и отпуска опасных грузов, а также проекты дополнительных нормативных актов, регламентирующих порядок выдачи, продления или переоформления лицензий для предпринимателей, осуществляющих перевозки, хранение и отпуск опасных грузов, в соответствии с которыми необходимым условием является наличие у субъектов лицензирования технических средств навигации и телематики, для последующего утверждения соответствующими федеральными службами. 11. Установить, что системы управления объектами города Москвы на базе систем навигации и телематики независимо от ведомственной подчиненности создаются в рамках городской целевой программы "Электронная Москва". 12. Департаменту транспорта и связи города Москвы, Управлению информатизации города Москвы, генеральному конструктору городской целевой программы "Электронная Москва" обеспечить при необходимости выполнение работ, связанных с сопряжением существующих и разрабатываемых автоматизированных систем управления различных служб города с системой навигации и телематики, создаваемой в рамках Программы, с целью формирования единой системы навигации города Москвы. 13. Руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы, первому заместителю Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенову П.Н. с учетом необходимости межведомственной координации при реализации Программы образовать в срок до 30 октября 2003 года рабочую группу. 14. Дополнить приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 29 апреля 2003 года N 304-ПП "О мерах по совершенствованию ценовой и тарифной политики в отраслях города в условиях рыночных отношений" абзацем следующего содержания: "Услуги телематики и навигации, оказываемые с использованием системы навигации и телематики для городского управления и населения". 15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в январе 2004 года. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 14 октября 2003 г. N 870-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 14 октября 2003 года N 870-ПП КОМПЛЕКСНАЯ ГОРОДСКАЯ ПРОГРАММА "СИСТЕМА НАВИГАЦИИ И ТЕЛЕМАТИКИ ДЛЯ ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И НАСЕЛЕНИЯ НА 2003-2005 ГОДЫ" 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ------------------------------------------------------------------------------------ | Наименование Программы | - Комплексная городская программа | | | "Система навигации и телематики для | | | городского управления и населения | | | на 2003-2005 годы" | |-----------------------------|----------------------------------------------------| | Государственный заказчик | - Департамент транспорта и связи | | | города Москвы | |-----------------------------|----------------------------------------------------| | Главный распорядитель | - Управление городского заказа | | бюджетных средств | города Москвы | |-----------------------------|----------------------------------------------------| | Основание для разработки | - распоряжение Правительства Москвы | | Программы | от 19 июля 2002 г. N 1038-РП | | | "О Комплексной городской программе | | | "Система навигации и телематики | | | для городского управления | | | и населения" | |-----------------------------|----------------------------------------------------| | Разработчик Программы | - Департамент транспорта и связи | | | города Москвы | |-----------------------------|----------------------------------------------------| | Основные исполнители | - ОАО "Мобильные Телематические | | Программы | Системы Позиционирования" | | | (ОАО "МТС П"); | | | - организации, определяемые | | | на конкурсной основе после | | | утверждения Программы | | | в установленном порядке | | | в соответствии с законодательством | | | города Москвы | |-----------------------------|----------------------------------------------------| | Основная цель Программы | - повышение эффективности | | | функционирования служб городского | | | хозяйства, обеспечение устойчивого | | | функционирования городского | | | транспортного комплекса, повышение | | | безопасности грузовых и пассажирских | | | перевозок, обеспечение оперативного | | | реагирования на возникающие | | | чрезвычайные и аварийные ситуации | | | на территории города за счет | | | внедрения услуг телематики | | | и навигации в рамках города | |-----------------------------|----------------------------------------------------| | Основные задачи Программы | - развертывание | | | информационно-навигационной сети | | | на территории города Москвы | | | удовлетворяющей законодательству Российской | | | Федерации и нормативным документам в области | | | защиты информации и связи | | | в интересах служб городского | | | хозяйства и формирования пакета | | | услуг для населения; | | | - разработка комплекса мероприятий | | | по координации деятельности | | | соответствующих служб городского | | | хозяйства и городских подразделений | | | федеральных служб в целях | | | согласованности их действий | | | по созданию и интеграции специализированных | | | ведомственных систем оперативного управления, | | | мониторинга и экстренного реагирования, | | | с учетом обеспечения информационной безопасности.| |-----------------------------|----------------------------------------------------| | Сроки реализации Программы | - Программа реализуется в три этапа: | | | 1-й этап - 2003 г.: | | | - разработка системного проекта, | | | включая технико-экономическое | | | обоснование; | | | - инвентаризация маршрутов | | | городского автотранспорта; | | | - разработка рабочего проекта; | | | - развертывание полнофункциональных | | | систем в отдельных транспортных | | | предприятиях г. Москвы; | | | - развертывание работ по расширению | | | пакета прикладных программ, | | | организационно-техническому | | | механизму реализации Программы | | | и интеграции системы навигации | | | и телематики с АСУ городских служб | | | и ведомств. | | | 2-й этап - 2004 г.: | | | - доработка рабочего проекта | | | системы; | | | - развертывание полнофункциональной | | | системы на 10000 абонентских | | | терминалов (с учетом результатов | | | реализации этапа в 2003 году); | | | - проведение работ | | | по функциональному развитию СНТ | | | на основе формирования | | | интеграционного навигационного | | | и информационного пространства | | | г. Москвы; | | | - НИОКР по расширению пакета | | | прикладных программ и интеграции | | | системы с АСУ ведомств; | | | - проведение работ по расширению | | | круга потенциальных | | | пользователей СНТ. | | | 3-й этап - 2005 г.: | | | - увеличение мощности системы | | | до 21000 абонентских терминалов | | | (с учетом результатов реализации | | | этапа в 2004 году); | | | - НИОКР по расширению пакета | | | прикладных программ и интеграции | | | системы с АСУ ведомств; | | | - проведение работ по дальнейшему | | | функциональному развитию СНТ | |-----------------------------|----------------------------------------------------| | Источники финансирования | - средства бюджета г. Москвы, средства | | | федерального бюджета, внебюджетные | | | источники | |-----------------------------|----------------------------------------------------| | Объемы финансирования | - всего на Программу | | | - 1280,7 млн. руб. | | | В том числе: | | | - текущее бюджетное | | | финансирование - 995 млн. руб.; | | | - внебюджетные источники | | | и средства, привлеченные | | | оператором, - 285,7 млн. руб. | ------------------------------------------------------------------------------------ 2. АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ Город Москва является по масштабам своего развития, объемам пассажирских и грузовых перевозок мощной транспортной системой и входит в число крупнейших городов мира. И здесь, как и в других мегаполисах мира, естественно существуют определенные транспортные проблемы, затрагивающие вопросы организации и обеспечения безопасности дорожного движения. Сегодня то, с чем столкнулись Нью-Йорк, Лондон и Париж 20-30 лет назад, в полной мере проявляется в Москве. За последние 10 лет автомобильный парк города увеличился вдвое и составляет в настоящий момент почти 2,5 млн. транспортных средств. Если учесть, что в г. Москве проживает почти 9,0 млн. постоянных жителей, причем из них около 17% - дети и 24% - пенсионеры, то на 1000 жителей среднего возраста приходится практически 470 автотранспортных средств личного пользования, что значительно опережает средний показатель по стране. А что представляет собой транспортная инфраструктура? Протяженность улично-дорожной сети города всего 4300 км, в том числе магистральной - более 1200 км, а плотность - только 1,5 км/кв. км, что в 1,6 раза ниже нормативной. Дефицит протяженности составляет более 300 км, а площадь улично-дорожной сети г. Москвы уступает крупным городам мира в 2-4 раза. Сегодня можно утверждать, что 95% уличной сети города исчерпали пропускную способность, а кольцевые и поперечные связи, разгружающие центр, составляют лишь 35-40% от потребности. Об этом говорит и плотность автомобильных потоков на московских улицах, большую часть которых составляет транспорт индивидуальных владельцев. Автотранспортный потенциал г. Москвы растет ежегодными темпами прироста в размере 5,0%, в т.ч. грузовой автотранспорт - 7,5%, автобусы - 5,2%, легковые - 4,9%, в т.ч. индивидуальных владельцев - 6,3%, и достигает 2,5 млн. единиц. Эти цифры фактически можно увеличить, по крайней мере, на 40 процентов, учитывая роль Москвы как главного транспортного узла и в регионе, и во всей России. Совокупное влияние негативных факторов, действующих в Московском мегаполисе, привело к значительному повышению плотности транспортных потоков, что в свою очередь вызвало сбои в организации движения транспорта, снизило его безопасность, принесло городу значительные экономические потери, а автомобильный транспорт стал оказывать негативное влияние на состояние окружающей среды. Транспортный комплекс Москвы по праву занимает ведущее место в жизнедеятельности населения и городского хозяйства, являясь основным связующим звеном как между хозяйствующими субъектами, так и в обеспечении роста подвижности населения. В настоящее время уровень научно-технического прогресса напрямую определяет конкурентоспособность транспортных систем. И здесь на первое место выходит информация о транспортных процессах на основе телекоммуникационных систем и передовых технологий навигации и связи. Одной из самых активно развивающихся областей применения диспетчерских информационных технологий стал автомобильный транспорт чрезвычайных, аварийных, коммунальных, оперативных служб и служб безопасности. В настоящее время для управления автотранспортом различных ведомств, призванных обеспечивать безопасность граждан и жизнедеятельность городского хозяйства, используются разрозненные системы управления. Эти системы имеют разную степень автоматизации, базируются на различных видах связи и никак не интегрированы, поэтому не обеспечивают обмен информацией в интересах оперативного и комплексного решения задач в условиях возрастающих требований к безопасности граждан, роста объема грузовых и пассажирских перевозок. Не меньшее значение для городского хозяйства имеет внедрение систем телематики на стационарных объектах. Это прежде всего относится к коммунальным службам: ГУП "Мосгаз", ГУП "Мосводоканал", ОАО "Мосэнерго", а также к системам, осуществляющим экологический мониторинг, осуществляющим контроль за состоянием окружающей среды. Широкое применение такие системы найдут при решении задач охраны стратегических объектов, мостов, туннелей, а также подвалов и чердаков зданий различного назначения. Еще одной областью применения систем телематики для стационарных объектов является их использование для охраны дач, коттеджей и т.д. Программа имеет городской статус и ориентирована на повышение эффективности функционирования служб городского хозяйства, обеспечение устойчивого функционирования городского транспортного комплекса, повышение безопасности грузовых и пассажирских перевозок, обеспечение оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные и аварийные ситуации на территории города, формирование пакета услуг для населения, повышение уровня безопасности граждан за счет внедрения услуг телематики и навигации в рамках города. 3. ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ И ТЕЛЕМАТИКИ (СНТ) Основная цель Программы - повышение эффективности функциональных служб городских органов управления по обеспечению безопасности населения, транспортных и других технологических процессов, оперативного реагирования в чрезвычайных и аварийных ситуациях за счет внедрения услуг навигации и телематики. 3.1. Целевые установки Программы Повышение уровня безопасности населения. Улучшение качества транспортного обслуживания населения. Повышение эффективности функционирования системы медицинского обслуживания населения. Повышение эффективности функционирования оперативных городских систем быстрого реагирования в условиях чрезвычайных ситуаций. Повышение транспортной безопасности в городе. Снижение затрат городского бюджета на транспортное обслуживание городского заказа. Обеспечение синхронизации работы муниципальных служб при решении задач городского хозяйства. Снижение негативного воздействия автотранспорта на окружающую среду (экологическая безопасность). Уменьшение напряженности в дорожно-транспортной ситуации в мегаполисе. Обеспечение сохранности имущества населения, производственных и социальных объектов города. Создание системы информационного сопровождения грузодвижения в международном и междугородном сообщениях. Оказание навигационных и телематических услуг в сфере обслуживания детей, инвалидов и больных. Осуществление контроля передвижения транспорта, перевозящего детей и школьников, а также контроль временных маршрутов муниципального транспорта. Оказание навигационных и телематических услуг организациям и населению Московской области, контроль за муниципальным транспортом, осуществляющим перевозки жителей Москвы по территории Московской области. Обеспечение безопасности и контроль состояния стационарных объектов путем передачи сигналов службам быстрого реагирования и иным пользователям от систем охранной и пожарной сигнализации, а также других датчиков и устройств, установленных: - в квартирах, коттеджах и на дачах граждан; - в зданиях, помещениях и на объектах юридических лиц, в том числе ограниченного доступа (чердаки, подвалы, надземные и подземные сооружения); - на групповых объектах (стоянки, гаражи, автозаправочные станции, рынки, коммерческие палатки и т.д.). Автоматизированная передача данных: - от абонентских терминалов при необходимости вызова технической помощи и иных служб; - от исполнительных устройств и датчиков, задействованных в управлении технологическими процессами, в диспетчерские службы; - от датчиков расхода воды, электроэнергии, тепла, газа, установленных в жилых и нежилых зданиях, помещениях и объектах, в диспетчерские и иные информационные центры коммунальных служб; - от датчиков, контролирующих параметры состояния окружающей среды в различных точках города, муниципальным экологическим службам. Контроль состояния городских и ведомственных телефонных, газовых, силовых и иных коммуникаций. Контроль состояния строительных конструкций, мостов, путепроводов, тоннелей в целях недопущения возникновения аварийных ситуаций, попыток проведения террористических акций и т.д. 3.2. Основные задачи системы навигации и телематики (СНТ) Система навигации и телематики за счет реализации организационно-технических мероприятий должна обеспечить получение исходных данных для технологического обеспечения городского управления и населения Москвы и осуществлять телематическое управление сложной инфраструктурой городского хозяйства. Технологической основой для этого должно стать: - развертывание информационно-навигационной сети на территории города Москвы по формированию эффективной системы комплексного обслуживания населения и городских служб; - разработка комплекса мероприятий по координации деятельности соответствующих служб городского хозяйства и городских подразделений федеральных служб по созданию интегрированных систем оперативного управления, мониторинга и экстренного реагирования. 3.3. Сферы применения СНТ 3.3.1. Безопасность населения При решении этой задачи СНТ должна обеспечить: - экстренный вызов правоохранительных органов; - экстренный вызов медицинской помощи и т.д.; - передачу сигналов от абонентских терминалов при угрозе здоровью, жизни, безопасности граждан, делегаций, экспедиций, туристических групп и др.; - оказание навигационных и телематических услуг в сфере обслуживания детей, инвалидов и больных. 3.3.2. Городской пассажирский транспорт (ГУП "Мосгортранс", ГУП "Зеленоградский автокомбинат") Решение задач планируется путем сопряжения СНТ с другими АСУ транспортных предприятий. Применение СНТ должно позволить службам транспортных предприятий осуществлять: - определение местоположения транспортных единиц (ТЕ) на маршрутной сети, в том числе обнаружение сходов с маршрута и самовольное изменение трассы, контроль прохождения укороченных и экспрессных вариантов маршрута; - контроль соблюдения расписаний и графиков движения; - автоматическое регулирование движения ТЕ по маршрутам; - автоматизацию корректировки расписаний движения ТЕ при внеплановых ситуациях на маршрутах движения; - автоматизированное оперативное перераспределение подвижного состава для выравнивания уровня обеспеченности маршрутов; - информационное обеспечение функционирования временных маршрутов; - оперативное извещение диспетчеров об автоматически выявленных нарушениях заданных режимов работы (сход, большое опоздание, выбытие из движения и т.п.) и экстренных сообщениях водителей (вызовы милиции, скорой помощи, пожарной команды, ремонтной бригады и т.п.); - предоставление диспетчерам различной оперативной и справочной информации о работе на маршрутах; - выдачу водителям ответов на запросы (начало очередного рейса, перерыва и т.п.), а также управляющих воздействий, сформированных автоматически и по указаниям диспетчеров в алфавитно-цифровом и мнемоническом виде, организацию речевой связи между диспетчерами и водителями; - сбор информации о пассажиропотоках на маршрутной сети; - оповещение пассажиров на остановочных пунктах об ожидаемом времени прибытия ТЕ; - формирование справок, отчетов и журналов, характеризующих различные стороны перевозочного процесса. 3.3.3. Грузовой автотранспорт (ГУП "Мосавтотранс") Применение СНТ должно позволить транспортным предприятиям города Москвы осуществлять: - позиционирование транспортных средств и мониторинг грузоперевозок в городе Москве; - маршрутизацию специализированных грузоперевозок; - обеспечение связи и информационного обмена оперативными данными как с транспортными средствами, так и между предприятиями, выполняющими грузоперевозки. В последнее время наблюдается значительное увеличение объемов межрегиональных и международных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом. В этих условиях актуальной становится необходимость решения ряда новых задач для транспорта, основанных на использовании средств телематики, навигации и связи, таких как: - информационное обеспечение безопасности перевозок грузов и пассажиров по дорогам и автомагистралям международных транспортных коридоров, проходящих через Московский регион; - координация работы различных видов транспорта в Московском транспортном узле; - обеспечение оперативного обнаружения и оказание помощи при дорожно-транспортных происшествиях, авариях и чрезвычайных ситуациях на дорогах и магистралях Московского региона; - использование средств телематики, навигации и связи в информационном сопровождении схем товародвижения в логистических транспортно-распределительных системах; - построение взаимоувязанных распределенных баз данных о расписаниях движения транспортных средств для перевозки пассажиров, единых систем бронирования и продажи билетов. 3.3.4. Станция скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы (СС и НМП города Москвы) Решение задач планируется в рамках автоматизированной навигационно-диспетчерской системы управления выездными бригадами станции скорой и неотложной медицинской помощи (АНДСУ СС и НМП), которая должна обеспечить: - прием и обработку данных о местоположении и статусном состоянии специализированных выездных бригад, поступающих в диспетчерский центр СС и НМП от бортового оборудования автомобилей; - отображение реального местоположения и статусного состояния специализированных выездных бригад определенных профилей, наличия лекарственных препаратов и состояния специализированного оборудования на любой текущий момент времени на рабочих местах диспетчерского персонала в графическом виде на электронной карте города; - прием и обработку информации от баз данных КАСУ СС и НМП о поступивших экстренных вызовах с отображением их местоположения на электронной карте; - выбор наиболее оперативного и оптимального варианта обслуживания экстренного вызова в зависимости от местоположения и статусного состояния специализированных выездных бригад определенного профиля; - передачу управляющих информационных сообщений на бортовое оборудование автомобиля о вызове специализированной выездной бригады; - выбор оптимальных маршрутов следования специализированных выездных бригад к месту вызова; - автоматизированный мониторинг и контроль за оперативной обстановкой на территории города на любой текущий момент времени для принятия оптимальных решений по управлению работой специализированных выездных бригад; - формирование оперативных и отчетных данных по работе специализированных выездных бригад. 3.3.5. Топливно-энергетическое хозяйство (ГУП "Мосгаз", ОАО "Мосэнерго", МГП "Мосгортепло", ГУП "Мосводосток") Применение СНТ в интересах организаций топливно-энергетического хозяйства города Москвы позволит осуществлять: - контроль передвижения специального транспорта; - учет рабочего времени ремонтных бригад; - оперативную связь с ремонтными бригадами для корректировки маршрутов при изменении обстановки; - использование абонентских терминалов при необходимости вызова технической помощи и иных служб; - передачу информации от исполнительных устройств и датчиков, задействованных в управлении технологическими процессами, в диспетчерские службы; - передачу информации от датчиков расхода воды, электроэнергии, тепла, газа, установленных в жилых и нежилых зданиях, помещениях и объектах, в диспетчерские и иные информационные центры коммунальных служб; - передачу информации от датчиков, контролирующих параметры состояния окружающей среды в различных точках города, муниципальным экологическим службам; - выбор оптимальных маршрутов следования специализированных выездных бригад к месту вызова. 3.3.6. Жилищно-коммунальное хозяйство Применение СНТ в интересах ЖКХ позволит оказывать телематические услуги: - при организации маршрутов и осуществлении вывоза бытовых отходов на территории Москвы и Московской области; - при обеспечении уборки улиц города; - при контроле состояния опасных грузов и маршрутов их передвижения; - при дистанционном мониторинге стационарных объектов; - при измерении и передаче данных об экологической ситуации в городе; - при отслеживании маршрутов автомобилей с целью учета рабочего времени; - при обеспечении оперативной связи с выездными бригадами с целью корректировки маршрутов движения. 3.3.7. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (Главное управление ГОЧС Москвы) Решение задач с использованием средств СНТ планируется в сопряжении с автоматизированным управляющим комплексом "Безопасные перевозки", что позволит осуществлять: - навигационное обеспечение транспортных средств; - мониторинг объектов повышенного риска и ввоза в регион опасных грузов; - передачу управляющих команд с командного пункта на мобильные объекты и прием информации от них; - оптимизацию и отображение маршрутов движения мобильных объектов; - контроль нахождения мобильных объектов в заданных районах и их состояние; - координацию действий подразделений Главного управления ГОЧС Москвы с диспетчерскими центрами и мобильными средствами взаимодействующих служб и ведомств (СС и НМП города Москвы, ГУВД г. Москвы, ГУП "Мосгаз", ГУП "Мосводоканал" и др.). 3.3.8. Главное управление внутренних дел г. Москвы (ГУВД г. Москвы) Задачи решаются при сопряжении с комплексной автоматизированной системой дежурной части (КАСУ ДЧ) ГУВД г. Москвы. Задачи, решаемые по обеспечению общественного порядка: - автоматизированный обмен данными между подразделениями ГУВД г. Москвы; - создание системы оперативного реагирования на нарушения общественного порядка; - контроль передвижения патрульных машин, осуществляющих охрану общественного порядка; - маршрутизация движения оперативного транспорта; - внедрение систем обеспечения безопасности сотрудников, в том числе при выполнении ими специальных заданий; - мониторинг стационарных объектов. 3.3.8.1. Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД г. Москвы (ГИБДД ГУВД г. Москвы) Задачи, решаемые по обеспечению безопасности дорожного движения: - обеспечение оперативного доступа сотрудников ГИБДД ГУВД г. Москвы к служебным базам данных (одновременный доступ не менее 450 экипажей патрульных машин); - получение сотрудниками ГИБДД ГУВД г. Москвы оперативной служебной информации, в том числе об угонах транспортных средств, о совершенных дорожно-транспортных происшествиях, о затруднениях в движении транспорта и т.д.; - обеспечение обмена информацией между сотрудниками патрульно-постовой службы; - сопряжение с общегородской телеавтоматической системой управления дорожным движением "Старт" и использование ее возможностей; - прием и обработка информации из баз данных КАСУ ДЧ о поступивших экстренных вызовах с отображением их местоположения на электронной карте. 3.3.8.2. Управление вневедомственной охраны ГУВД г. Москвы Задачи, решаемые в интересах Управления вневедомственной охраны ГУВД г. Москвы: - определение текущего местоположения патрульных, их оперативный вызов и постановка задач; - оснащение сотрудников вневедомственной охраны оборудованием для обеспечения личной безопасности и контроля; - оснащение сотрудников вневедомственной охраны оборудованием для обеспечения личной безопасности и дистанционного управления и контроля; - установка телематического оборудования для контроля и сопровождения груза; - установка телематического оборудования и предоставление телематических услуг по охране коттеджей и квартир. 3.3.9. ГУП "Мосавтолегтранс" Задачи, которые планируется решать в интересах ГУП "Мосавтолегтранс": - информационное обеспечение диспетчерских служб; - осуществление мониторинга перевозок легковым транспортом в г. Москве и позиционирования транспортных средств; - маршрутизация специализированных рейсов; - обеспечение связи и информационного обмена оперативными данными как с транспортными средствами, так и между предприятиями, выполняющими рейсы; - оперативное извещение диспетчеров об автоматически выявленных нарушениях заданных режимов работы (сход, большое опоздание, выбытие из движения и т.п.) и экстренных сообщениях водителей (вызовы милиции, скорой помощи, пожарной команды, ремонтной бригады и т.п.); - предоставление диспетчерам различной оперативной и справочной информации о работе на маршрутах; - выдача водителям ответов на запросы, а также управляющих воздействий, сформированных автоматически и по указаниям диспетчеров; - организация речевой связи между диспетчерами и водителями, в том числе передача циркулярных групповых сообщений. 3.3.10. Московская транспортная инспекция Задачи, которые планируется решать в интересах Московской транспортной инспекции: - контроль передвижения машин, осуществляющих транспортную инспекцию; - автоматизированный обмен данными контроля между подразделениями МТИ; - оперативный дистанционный доступ работников МТИ к служебным базам данных при выполнении контроля соблюдения лицензионных условий; - сопряжение с АСУ МТИ "Транспортный контроль" при осуществлении международных перевозок в Московском регионе; - координация действий подразделений МТИ с взаимодействующими службами и ведомствами (ГУВД г. Москвы, Главным управлением ГОЧС Москвы, СС и НМП города Москвы, ГУП "Гормост" и др.). 3.4. Другие транспортные задачи В последнее время наблюдается значительное увеличение объемов межрегиональных и международных перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом. В этих условиях актуальной становится необходимость решения ряда новых задач для транспорта, основанных на использовании средств телематики, навигации и связи, таких как: - информационное обеспечение безопасности перевозок грузов и пассажиров по дорогам и автомагистралям международных транспортных коридоров, проходящих через Московский регион; - координация работы различных видов транспорта в Московском транспортном узле; - обеспечение оперативного обнаружения и оказание помощи при дорожно-транспортных происшествиях, авариях и чрезвычайных ситуациях на дорогах и магистралях Московского региона; - использование средств телематики, навигации и связи в информационном сопровождении схем товародвижения в логистических транспортно-распределительных системах; - построение взаимоувязанных распределенных баз данных о расписаниях движения транспортных средств для перевозки пассажиров, единых систем бронирования и продажи билетов. 4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 4.1. Городской наземный пассажирский автотранспорт ГУП "Мосгортранс" и входящее в его состав 31 эксплуатационное предприятие (18 автобусных, 8 троллейбусных парков и 5 трамвайных депо) является крупнейшим городским пассажирским перевозчиком постоянного и временного населения г. Москвы в наземном транспорте маршрутизированного сообщения. Количество транспортных средств - объектов диспетчерского управления составляет в целом по ГУП 7600 единиц, в том числе автобусов - 5165; троллейбусов - 1545; трамваев - 850. Общая численность парка транспортных средств (средний инвентарь) за последнее десятилетие сократилась на 17%, в том числе автобусов - на 15%; троллейбусов - на 19%; трамваев - на 22%. Тенденция сокращения численности парка транспортных средств предприятий ГУП "Мосгортранс" имеет различные причины, в их числе: - недостаточное воспроизводство парка по износу из-за прекращения его финансирования за счет федерального бюджета; - снижение спроса платежеспособных групп постоянного и временного населения на услуги предприятий ГУП вследствие использования ими альтернативных видов наземного городского транспорта (легковых автомобилей, обычных и маршрутных такси); - отсутствие достаточного по условиям текущего финансирования городского муниципального заказа, обусловившее нехватку денежных средств на техническую эксплуатацию подвижного состава и стимулирующее его реализацию или списание. Уменьшение количества единиц транспортных средств ГУП "Мосгортранс" привело к снижению уровня транспортного обслуживания населения города: - общему сокращению числа маршрутов, также плотности маршрутной сети; - росту интервала движения на маршрутной сети, особенно в "межпиковые" периоды суток. В настоящее время до 20% городских автобусных маршрутов в "межпиковые" периоды функционирует по объявленному графику движения, т.е. с интервалом, превышающим 30 мин./час. Основные проблемы нормализации уровня транспортного обслуживания пассажиров предприятиями ГУП "Мосгортранс" могут быть решены только в рамках реализации комплексной программы оздоровления их финансового состояния. Вместе с тем результаты функционального диагностирования ГУП "Мосгортранс" как объекта управления показали, что ряд задач диспетчерского управления перевозчиками пассажиров решается со значительной задержкой во времени или не решается вообще из-за отсутствия оперативного информационного обмена. В результате вышеуказанных проблем в системе эффективного управления движения на маршрутах на остановочных пунктах нередко происходят значительные скопления пассажиров, не имеющих объективной информации о графике движения транспорта. Своевременное оперативное доведение реальной информации о времени прибытия рейсовых транспортных единиц (ТЕ) на каждый остановочный пункт позволит снизить загруженность транспорта за счет перераспределения пассажиропотока в критических ситуациях на другие виды транспорта (маршрутные такси, таксомоторы и т.д.). Диспетчерская служба ГУП "Мосгортранс" функционирует в режиме острого дефицита времени, необходимого для анализа транспортной обстановки, принятия решений по управлению движением и реализации этих решений. В течение суток в системе оперативного диспетчерского управления формируются и оформляются документы около 30 наименований, причем большинство из них - в нескольких экземплярах. Эффективность функционирования системы оперативного диспетчерского управления в ГУП "Мосгортранс" в значительной степени снижает дефицит объективной информации о процессе движения на маршрутах городского пассажирского транспорта. Для диспетчеров конечных станций среднее время запаздывания информации составляет около 0,5 часа. Диспетчерам отдела оперативного управления движением для принятия соответствующих решений необходимо иметь информацию об оперативной обстановке одновременно по целому ряду маршрутов, особенно в тех случаях, когда реализуется управление при решении задач межведомственного взаимодействия, в первую очередь с ГУП "Московский метрополитен". Такая информация предоставляется диспетчерами дискретно за определенные периоды 7 раз в сутки. Проведенный анализ показал, что обеспеченность подвижным составом маршрутов подвержена значительным колебаниям в течение достаточно коротких промежутков времени. Поэтому при возникновении ситуаций, требующих вмешательства диспетчеров, принятие решений и их реализация задерживаются на время получения информации о текущем состоянии движения на маршрутах. Существующая система управления движением из одной точки маршрута не обеспечивает достаточный контроль соблюдения плановых режимов, в результате фактическая регулярность движения (количество своевременных прибытий в пределах установленного допуска к общему количеству) находится на уровне 0,55 при отчетной регулярности на конечной станции 0,92 и выше. Такая система не обеспечивает условия, при которых невозможны грубые, преднамеренные нарушения линейной дисциплины водителями, такие как отстой в неположенное время, неплановые заправки, сокращение маршрута и т.п. По результатам ревизорских проверок можно предположить, что минимум 2-3% рейсов не совершаются по приведенным выше причинам. Фактические потери гораздо выше из-за того, что водители достаточно быстро узнают о ревизорском контроле и предупреждают нарушителей. Одним из наиболее узких мест механизма контроля и учета в системе управления движением является информация о сходах транспортных средств с маршрутной сети по технической неисправности (отказам). В зависимости от дальности нахождения пункта схода от начально-конечного диспетчерского пункта информация о сходе поступает в систему управления движением не ранее чем через 20 минут с момента схода. При этом в целом на принятие решения о возможности восстановления движения сошедшего транспортного средства или необходимости его эвакуации в среднем требуется не менее 2-2,5 часов начиная с момента схода (за исключением трамвая). В целом по экспертным данным, число единиц транспортных средств, сходящих с маршрутной сети по технической неисправности (отказам), ежесуточно составляет до 3-5% общей численности парка подвижного состава, выпускаемого на линию, без учета систематического простоя транспортных средств из-за временного закрытия движения, отказов контактно-кабельной сети, прекращения подачи электроэнергии и других причин. Решение большинства рассмотренных выше проблем неэффективного диспетчерского управления в ГУП "Мосгортранс" возможно в рамках реализации комплексной городской программы "Система навигации и телематики для городского управления и населения". 4.2. Грузовой автомобильный транспорт Автотранспортными предприятиями системы ГУП "Мосавтотранс" осуществляются различные виды перевозок муниципальных и коммерческих грузов. Автотранспортные предприятия системы ГУП "Мосавтотранс" насчитывают 8096 единиц, что составляет около 9% численности грузового автопарка г. Москвы. Значительные объемы перевозок выполняются на условиях подряда или субподряда по поручению Правительства Москвы в рамках транспортного обслуживания предприятий, учреждений и организаций Комплекса городского хозяйства, Комплекса социальной сферы, Комплекса архитектуры, строительства и реконструкции города Правительства Москвы, департаментов и комитетов города Москвы, а также префектур административных округов в соответствии с общегородскими и отраслевыми программами города Москвы. К грузовым перевозкам, требующим использования средств связи и позиционирования, относятся перевозки опасных грузов, перевозки негабаритных и тяжеловесных грузов, строительных конструкций и железобетонных изделий, перевозки детского питания и продуктов для дошкольных образовательных учреждений и школ, рефрижераторные перевозки замороженной пищевой продукции и медицинских препаратов и т.п. С 2001 г. автотранспортные предприятия системы ГУП "Мосавтотранс" принимают активное участие в работе по доставке противогололедных реагентов для обеспечения безопасности дорожного движения в зимний период. Работа осуществляется в координации с организациями ГУП "Доринвест" Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. На сегодняшний день единственными из всех вышеперечисленных видов специализированных перевозок являются перевозки опасных грузов, где уже разработаны и внедряются средства мобильной связи с подвижными объектами. Компании, осуществляющие перевозки опасных грузов, представлены 40 автопредприятиями, имеющими в своем составе 500 бензовозов и 50 газовозов. Поставка бензина осуществляется на 770 лицензированных бензозаправочных станциях. Поставка сжиженного газа осуществляется на 20 лицензированных АГНС, число которых в связи с ежегодным увеличением автопарка столицы должно быть доведено до 80. Маршруты движения и время прохождения бензовозов и газовозов по ним определяются и согласовываются в соответствующих органах (ГИБДД ГУВД г. Москвы, Московской транспортной инспекции, Главном управлении ГОЧС г. Москвы). 4.3. Станция скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы (ССиНМП города Москвы) В настоящее время в состав станции скорой и неотложной медицинской помощи г. Москвы входят 7 региональных объединений, включающие в себя 53 подстанции, центральные функциональные отделы службы: оперативный, госпитализации, акушерства и детства, перевозок больных и пострадавших, психиатрической помощи, организации и контроля за медицинской помощью, врачебно-консультативный пункт, а также ряд подразделений материально-хозяйственного обеспечения и аппарата управления. В среднем городской службой "03" ежесуточно выполняется примерно 7000 вызовов, из них примерно 2500 вызовов, связанных с необходимостью экстренной госпитализации больных и пострадавших. Для обслуживания населения г. Москвы постоянно задействованы 850-900 выездных бригад, классифицированных на определенные типы в зависимости от их назначения и объема оказываемых медицинских услуг. Непосредственное управление выездными бригадами в процессе оказания экстренной медицинской помощи населению осуществляют диспетчерские подразделения, территориально располагающиеся в центральном здании городской службы "03", региональных объединениях и территориальных подстанциях. Для обеспечения управления выездными бригадами со стороны диспетчеров обоих уровней (центрального и региональных) необходима система оперативной радиосвязи службы "03", которая удовлетворяет следующим требованиям: - обеспечение надежной и качественной связью выездных бригад на территории всех административных округов города Москвы; - возможность передавать короткие и длинные блоки данных (местоположение автомобиля, аварийные сообщения, пульс, ЭКГ и т.д.). Выполнение таких требований возможно только на базе современных систем подвижной радиосвязи с возможностью передачи данных. Выполнение таких требований возможно только на базе современных цифровых систем подвижной радиосвязи. Вместе с тем следует отметить, что низкая обеспеченность городской службы "03" современными средствами стационарной и подвижной связи не позволяет в полной мере использовать новейшие информационные технологии, заложенные в основе автоматизированных систем сбора и обработки медицинских данных. С 1998 года на ССиНМП эксплуатируется комплексная автоматизированная система управления деятельностью службы (КАСУ ССиНМП), реализующая следующие основные функции управления процессом оказания экстренной медицинской помощи: - прием и регистрация вызовов с использованием формализованных алгоритмов диалога с вызывающим, включая первичную диагностику, контроль адреса, контроль на дубль обращения, поиск по картотеке хронических пациентов; - формирование и ведение данных о состоянии ресурсов выездных бригад и средств санавтотранспорта; - выбор рациональных вариантов обслуживания вызовов с учетом имеющихся ресурсов выездных бригад; - передача вызовов на подстанции для обслуживания; - контроль за работой выездных бригад по этапам обслуживания вызовов; - формирование и ведение структуры коечного фонда стационаров города, предоставление оперативных данных о состоянии коечного фонда и его загруженности; - выбор оптимального места госпитализации экстренных больных и пострадавших; - прием и регистрация сообщений о констатации смерти от медперсонала выездных бригад, поликлиник и стационаров города; - выбор морга (трупохранилища) и передача вызова бригадам на перевозку тел умерших (погибших) граждан; - накопление и ведение банка данных по результатам обслуживания вызовов, работе выездных бригад и диспетчерского персонала; - информирование населения, медучреждений города, правоохранительных органов по результатам обслуживания вызовов; - формирование оперативно-справочных и отчетно-статистических документов по результатам работы выездных бригад, территориальных подстанций, региональных объединений и службы в целом. Адресная привязка зон обслуживания подстанций и регионов к месту вызова позволяет осуществить оптимальный выбор маршрута адресации вызова. Выбор свободной бригады необходимого типа производится на основе единого оперативного территориального банка данных ресурсного состояния выездных бригад и санавтотранспорта, обслуживающих данную зону или регион. Вместе с тем задействованный в настоящее время в КАСУ ССиНМП дискретный метод управления выездными бригадами недостаточно эффективен. Поиск необходимых ресурсов для обслуживания вызовов осуществляется в определенных (дискретных) точках месторасположения выездных бригад (подстанциях). Это обусловливает существенный непроизводительный пробег санитарного автотранспорта (не менее 30%) и, как следствие, увеличивает время прибытия бригады к месту происшествия. В связи с этим снижаются оперативность работы службы и эффективность оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим. Особенно актуальным является вопрос повышения оперативности для работы специализированных выездных бригад и бригад интенсивной терапии. Данные бригады осуществляют обслуживание вызовов при угрожающих жизни пациента состояниях, и от своевременности их прибытия на место происшествия непосредственно зависит жизнь человека. Учитывая то обстоятельство, что в структуре обращаемости в службу "03" около 30% вызовов требуют безотлагательного оказания экстренной медицинской помощи в связи с жизнеопасным состоянием пациента или фактом происшествия, реализация задачи компьютерно-навигационного управления работой специализированных выездных бригад позволит сохранить жизнь и здоровье многим жителям и гостям столицы. Главной причиной невозможности решения данной проблемы в настоящее время является неразвитость инфраструктуры средств радиосвязи ССиНМП. В настоящее время служба имеет в своем распоряжении лишь 12 пар дуплексных каналов в частотном диапазоне 140-170 МГц, которые задействованы в системах конвенциональной и транкинговой радиосвязи. Конвенциональная радиосвязь построена на основе симплексного или полудуплексного фиксированного частотного радиоканала и использует в своей работе 7 частот с частотным разносом каналов в 25 кГц. Данный вид радиосвязи характеризуется невысоким уровнем качества и надежности. Транкинговая радиосвязь построена в стандарте МРТ 1327 (временное разделение радиоканала связи между абонентами и автоматическое соединение абонентов между собой) и работает на 8 парах частотных каналов с частотным разносом 12,5 кГц. Основным недостатком данного вида связи является ограниченная зона радиопокрытия территории города из-за недостатка базовых станций (сайтов) и ограниченности частотного ресурса. Выхода на городскую телефонную сеть существующая система радиосвязи службы не имеет, средства взаимодействия между радиоабонентами конвенциональной и транкинговой систем отсутствуют. В настоящее время медперсоналом службы используются в работе радиостанции фирмы "Motorola" и радиостанции "Маяк", причем доля последних составляет около 70% от общего числа. Радиостанции "Маяк" полностью выработали свой ресурс, физический износ радиостанций "Motorola" составляет 80-90%. Восстановительный ремонт связан с существенными эксплуатационными затратами и сложностью с запасными частями и комплектующими. В результате на сегодняшний день менее половины автомобилей выездных бригад ССиНМП имеют исправные мобильные радиостанции. Учитывая то обстоятельство, что эффективная работа ССиНМП города Москвы во многом зависит от качества и оперативности приема и передачи информации по обслуживанию вызовов, необходимо в кратчайшие сроки выполнить комплекс работ по обеспечению службы современными высокопроизводительными средствами связи и телематики. 4.4. Транспорт муниципальных коммунальных служб В ведении муниципальных коммунальных служб находятся более 8,3 тыс. единиц транспортных средств. Использование автомобильного парка коммунальных служб ведется в двух направлениях: аварийное и техническое обслуживание станций и населения. Постоянная связь с транспортом коммунальных служб в настоящее время не осуществляется, текущей информацией о местоположении, состоянии и занятости машин, в том числе аварийных, диспетчерские службы не обладают. 4.5. Вывоз мусора В настоящее время услуги по вывозу мусора предлагают более 130 предприятий, которые осуществляют вывоз бытовых отходов на Дмитровский, Хметьевский, Икшинский, Кучинский и другие полигоны (всего - около 300 полигонов). Рост автопарка, занятого вывозом мусора, прогнозируется от 3 до 5% в год за счет развития новых районов. С 1998 г. в ЦАО несколько десятков автомобилей оборудованы системой спутниковой радионавигации, которая позволяет определять местоположение и занятость мусоровозов. Однако большинство мусоровозов средствами связи не оборудованы и никакой информации об их местоположении, маршрутах следования и местах выгрузки мусора, а также состоянии вплоть до прибытия на базу получить невозможно. 4.6. Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (Главное управление ГОЧС г. Москвы) Главное управление ГОЧС г. Москвы имеет в своем составе 10 окружных управлений, 7 поисково-спасательных отрядов, аварийно-спасательный отряд, поисково-водолазный отряд, 23 спасательные станции на воде, 14 спасательных машин. Все спасатели имеют сотовую и УКВ радиосвязь, которые обеспечивают связь с взаимодействующими службами (милиция, скорая помощь, пожарная охрана и др.) и передачу информации о происшествии. В то же время маршрутизация спасательных машин осуществляется примитивным способом, у оперативного дежурного отсутствует текущая информация об их местоположении и состоянии, имеющиеся средства связи не обеспечивают высокоскоростной обмен данными различных форматов. В соответствии с городской программой "Безопасность Москвы" и рядом распорядительных документов Правительства Москвы в системе ГУ ГОЧС г. Москвы функционирует управляющий комплекс "Безопасные перевозки", назначение которого состоит в обеспечении контроля безопасности перевозки автотранспортом опасных грузов и повышение оперативности решения функциональных задач. В комплекс входит модуль "Макет-1" для геоинформационной поддержки функционального комплекса задач, в частности для обоснования решений по согласованию маршрутов перевозок опасных грузов. 4.7. Главное управление внутренних дел г. Москвы (ГУВД г. Москвы) В структуру входят дежурная часть, служба криминальной милиции, ГИБДД ГУВД г. Москвы, отдел по охране порядка на Красной площади, по охране порядка на ВВЦ, окружные УВД, ОМОН. В целом ГУВД г. Москвы подчиняются 10 окружных УВД и около 200 отделов милиции. ГУВД г. Москвы ответственно за следующие направления работ по охране правопорядка на территории Москвы: - выявление административных нарушений; - выявление преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и сильнодействующих веществ; - проверка соблюдения регистрационного учета граждан; - проверка противопожарного состояния объектов; - проведение спецмероприятий; - пресечение и раскрытие особо тяжких преступлений. В течение суточного дежурства в дежурные части поступают около 20 тыс. сообщений, по которым организуется немедленное реагирование. По городу осуществляют дежурство 10 тыс. сотрудников ГУВД г. Москвы (ежесуточно), в том числе в составе 2 тыс. автоэкипажей, маршрут которых закреплен за конкретной территорией. Автопарк ГУВД г. Москвы составляет более 2500 транспортных единиц. ГУВД г. Москвы сотрудничает с рядом компаний по техническому оснащению, в том числе системами передачи данных по радиосредствам, стационарной цифровой радиотелефонной связи, автоматизации. Отдельные подразделения пользуются системами по определению местоположения транспортных средств. Однако существующие системы имеют ограниченную пропускную способность, неполный охват транспортных средств, низкий уровень защиты информации, передаваемой по средствам аналоговой радиосвязи, а также не обеспечивают эффективное взаимодействие патрульных машин с дежурными силами других ведомств и служб. 4.7.1. Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД г. Москвы (ГИБДД ГУВД г. Москвы) В городских округах главной единицей является батальон или полк ДПС (около 200 человек), дежурство в 3 смены по 8 часов. На одном посту обычно дежурят трое сотрудников. В каждом округе Москвы более 60 стационарных постов ДПС (общее количество около 600 стационарных постов). Кроме этого на улицах районного значения имеется более 15 постов ДПС. На МКАД расположено 9 стационарных постов ДПС. Автопарк ГИБДД ГУВД г. Москвы составляет (зарегистрированные ТС) около 950 машин и обновляется раз в 7-8 лет. По заказу Минтранса с 1998 г. началось оснащение постов ГИБДД ГУВД г. Москвы системами мобильной радиосвязи с подразделениями ССиНМП города Москвы, Главным управлением ГОЧС г. Москвы и другими организациями для уменьшения времени вызова необходимой службы. ГИБДД ГУВД г. Москвы использует создаваемую в городе телеавтоматическую систему управления движением транспорта "Старт", которая предназначена для автоматического координированного управления светофорными объектами, оперативного диспетчерского управления движением транспорта на перекрестках в экстремальных ситуациях, телевизионного надзора за транспортной ситуацией в наиболее напряженных узлах дорожно-уличной сети, автоматического мониторинга транспортных потоков и выполнения ряда других задач. Для организации обмена информацией в системе планируется использовать Московскую волоконно-оптическую сеть, связывающую общегородской и зональные центры управления. Однако существующие системы, используемые ГИБДД ГУВД г. Москвы, не в полной мере обеспечивают регулярное поступление информации от патрульных машин с мест дорожно-транспортных происшествий, пресечение несанкционированного использования служебных транспортных средств, получение экипажами патрульных машин оперативной информации об угонах автотранспортных средств, о затруднениях в движении транспорта и совершенных дорожно-транспортных происшествиях. 4.7.2. Управление вневедомственной охраны ГУВД г. Москвы В структуру Управления входят: - 9 отделов по руководству службами вневедомственной охраны при окружных УВД; - 30 межрайонных отделов вневедомственной охраны; - 2 полка и 4 отдела милиции Управления вневедомственной охраны. Всего более 200 мобильных групп милиции и 4 тысячи групп задержания, обеспечивающих охрану 22 тыс. объектов и 162 тыс. квартир, 500 охраняемых автостоянок. Выезд групп к объектам охраны осуществляется на 400 автомашинах. В своей работе служба использует отряды патрулирования, автоэкипажи, системы сигнализации (разработаны в 70-х годах и основаны на стационарной телефонии). Связь с группами задержания осуществляется на УКВ-радиостанциях и не обеспечивает получение информации о местонахождении и состоянии патрульных машин. 4.8. Московская транспортная инспекция В структуру Московской транспортной инспекции входят 4 отдела и 3 окружных подразделения. Для оперативного контроля МТИ использует 20 автомобилей. В задачу МТИ входит контроль выполнения условий лицензирования, выданных на транспортные средства различного назначения, в том числе для перевозки опасных грузов, мусора, перевозки пассажиров в маршрутных такси и других. На сегодняшний день для проведения контроля необходимо провести инвентаризацию более тысячи маршрутов перевозки пассажиров, опасных грузов, бытовых и промышленных отходов. Количество транспортных средств, за которыми необходимо осуществлять оперативный контроль на предмет соблюдения условий лицензирования, составляет более 20000 единиц. Реально существующими силами и средствами сегодня оперативно данную задачу решить невозможно. Использование средств СНТ, установленных на объектах контроля, позволит решить указанную задачу. 4.9. Потенциальные государственные и коммерческие пользователи навигационных и телематических услуг К потенциальным пользователям услуг навигации и телематики можно отнести: - департаменты, комитеты и управления города Москвы; - префектуры административных округов города Москвы; - ГУП "Центр организации дорожного движения города Москвы"; - хозяйствующие субъекты: - ГУП "Мосавтолегтранс"; - инкассаторские службы; - курьерские службы; - службы городского экологического мониторинга; - таможенную службу Центрального федерального округа; - коммерческие компании, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки; - организации, предоставляющие автомобили на прокат; - страховые компании; - режимные объекты; - субъекты рынка недвижимости; - физических лиц. 4.10. Общие недостатки существующих систем Анализ существующих систем управления транспортом ведомств и служб, обеспечивающих жизнедеятельность города, показывает, что они не в полной мере соответствуют современным требованиям. Их общими недостатками являются: - невозможность получить оперативную информацию о состоянии транспортного средства и его агрегатов и влиять на это состояние в экстремальных условиях; - отсутствие технических средств и процедур для организации взаимодействия; - отсутствие единой системы привязки местоположения управляемых объектов к ориентирам в городе для обеспечения возможности мониторинга, анализа ситуации и управления в масштабе города. 5. АРХИТЕКТУРА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ И ТЕЛЕМАТИКИ Структурная схема СНТ СНТ состоит из следующих составных частей: - операторский центр (ОЦ); - выносные диспетчерские пункты (ВДП) и/или диспетчерские центры (ДЦ) пользователей; - абонентские комплекты (АК) и/или терминальные устройства (ТУ). При создании СНТ в качестве мобильной сети радиосвязи используется сотовая сеть GSM. На ее базе предоставляются услуги передачи коротких сообщений, голосовой связи, передачи данных и команд телеуправления объектами пользователей. Для определения местоположения подвижного объекта в СНТ используются системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или GPS. Приводится схема системы навигации и телематики. Операторский центр Операторский центр представляет собой локальную вычислительную сеть, мощность которой определяется количеством обслуживаемых абонентов, количеством предоставляемых услуг, объемом информационной и геоинформационной баз данных. Операторский центр по мере накопления информации, расширения круга предоставляемых услуг и роста числа обслуживаемых абонентов планируется непрерывно развивать и увеличивать вычислительные мощности. Операторский центр представляет собой программно-аппаратную телематическую платформу, обладающую способностью масштабирования. Телематическая платформа ОЦ должна включать в свой состав все необходимые для организации телематических услуг любого вида программно-аппаратные подсистемы: - накопления и поддержания информационной базы для наполнения предоставляемых услуг; - приема и обработки потока запросов от абонентов системы; - маршрутизации потоков сообщений от объектов навигации и телематики к ДЦ и ВДП потребителей и обратно; - формирования ответов на эти запросы от операторов в голосовой форме, автоматических в виде электронного голоса и формализованных в виде коротких или текстовых сообщений; - хранения передаваемой информации (страховые копии) в базах данных; - отправки ответов абонентам; - осуществления по заявкам клиентов мониторинга подвижных и стационарных объектов; - накопления всех событий, возникающих во время эксплуатации системы, включая голосовые сообщения, возникающие при взаимодействии абонентов с операторами системы; - учета и идентификации абонентов; - учета использования абонентами оплаченных ими услуг. Помимо накопления собственных баз данных платформа должна предусматривать использование внешних баз данных либо путем переноса их на магнитном носителе и регулярной корректировки, либо прямым подключением по выделенному каналу связи. Для обслуживания абонентов через Интернет используется собственный узел Интернет, через который можно предоставлять информационно-справочные услуги, информацию о местоположении транспортных средств, оснащенных АК и т.п. Связь с аппаратно-программными средствами оператора мобильной связи осуществляется через телекоммуникационный сервер, мощность которого зависит от потоков обмена информацией между абонентами системы и ее ОЦ. Кроме того, обмен информацией между ОЦ и АК и ТУ организован по радиоканалу через GSM модемы. Количество таких модемов также определяется объемом потоков обмена информацией. Количество рабочих станций операторов определяется количеством абонентов системы, количеством предоставляемых услуг и загрузкой ОЦ. При проектировании ОЦ в качестве базовых предлагаются следующие положения: - максимальное использование преимуществ, которые предоставляют средства сотовой связи по передаче SMS-сообщений; - связь с подвижными объектами в сочетании с возможностью одновременной передачи данных и речевой информации; - обеспечение поддержки работоспособности систем различного функционального назначения, обеспечивающих контроль и управление подвижными и стационарными объектами, которые базируются на использовании средств мобильной связи; - предоставление объектам потребителей рода справочной информации по задачам телематики и позиционирования; - модульность построения со свойствами масштабируемости, т.е. представлять собой единый модельный ряд унифицированных функционально законченных комплексов различной мощности, отличающихся набором выполняемых функций и другими характеристиками, связанными с особенностями конкретного применения, количеством абонентов и объемом передаваемой информации. Программно-техническое обеспечение ОЦ представляет собой совокупность автоматизированных рабочих мест (АРМ), средств организации и ведения массивов информации, средств отображения информации коллективного и индивидуального пользования, объединенных в составе локальной или распределенной вычислительной сети. Технической базой АРМ являются ПЭВМ типа IBM PC, укомплектованные периферийным оборудованием и средствами сбора и передачи информации. Программной базой должны стать готовые (закупаемые) пакеты прикладных программ и разработанные программные средства. В состав ОЦ входят следующие подсистемы. Подсистема обмена информацией с объектами контроля по радиоканалу и через сервер обеспечивает прием пакетов данных от объектов контроля и пользователей, декодирование и проверку, а также передачу объектам контроля и пользователям пакетов данных или речевых сообщений. Подсистема анализа, накопления и обработки данных сохраняет пакеты данных в архиве, выполняет семантический анализ принятых сообщений и обеспечивает реализацию действий, заданных для данной ситуации. Подсистема отображения обеспечивает вывод информации о местоположении, маршрутах движения объектов на электронной карте (детальной и обзорной) и в текстовом виде, а также голосовое и (или) текстовое оповещение об изменении состояния объекта (группы объектов). Подсистема поиска информации обеспечивает определение района местонахождения объектов и предоставление пользователю информации (справок) о передвижении и состоянии объектов контроля на основании данных, накапливаемых в базе данных "Архив". Подсистема планирования маршрутов (для отдельной группы пользователей) формирует описание маршрута для каждого из объектов контроля, которое включает координаты зон или отрезков маршрута, описание территорий (зон) на маршруте, требующих особой реакции, а также временной график передвижения по маршруту. Информационно-справочная подсистема обеспечивает получение справок об объектах (группах объектов) контроля, пользователях, ситуациях, маршрутах движения и местоположении за требуемый промежуток времени, функционировании системы, доступе пользователей к процедурам и данным и т.д. Подсистема установки параметров функционирования предоставляет возможность задавать конфигурацию средств вычислительной техники, размещение программных и информационных файлов, параметры для информационного взаимодействия с объектами и пользователями через каналы связи, управляющие параметры для процедур системы и др. Подсистема контроля и диагностики обеспечивает обнаружение сбоев и отказов в работе оборудования, фиксацию событий данного типа в соответствующих файлах, реализует необходимые действия для устранения последствий возникновения неисправностей. Подсистема технологического обеспечения предназначена для осуществления мероприятий по обеспечению защиты информации, выполнения технологических операций по актуализации, настройке, копированию и восстановлению базы данных центра. В системе должны использоваться геоинформационная система (ГИС), обеспечивающая привязку объектов контроля к картам города различного масштаба и наполнения. Диспетчерский центр (выносной диспетчерский пункт) потребителей ДЦ (ВДП) представляет собой одно или несколько АРМ (в зависимости от решаемых задач и количества объектов контроля), средств организации и ведения массивов информации, средств отображения информации коллективного и индивидуального пользования, объединенных в составе локальной или распределенной вычислительной сети. Технической базой АРМ являются ПЭВМ типа IBM PC, укомплектованные периферийным оборудованием и средствами документирования, сбора и передачи информации. ДЦ (ВДП) обеспечивает прием, обработку, анализ, хранение и документирование поступающей информации от объектов контроля по линиям связи через ОЦ, автоматизацию процессов принятия диспетчерских решений и передачу их на объекты управления. Операторы ДЦ (ВДП) могут осуществлять голосовую связь с объектами контроля, а также принимать и передавать формализованные сообщения. Управление объектов контроля может осуществляться посредством передачи на АК (ТУ) формализованных сообщений для персонала, находящегося на этих объектах, или команд управления на АК, которые их выделяют из массивов сообщений и приводят в действие подключенные к ним исполнительные механизмы (оборудование). В ДЦ (ВДП) фиксируется сигнал с тревожной кнопки (датчика) и другие экстренные сообщения с объектов контроля. После выяснения причин срабатывания тревожных датчиков на объектах контроля или поступления экстренных формализованных сообщений ("нападение на объект", "пожар на объекте", "необходима медицинская помощь", "аварийная ситуация на объекте" и т.п.) диспетчер производит вызов соответствующей службы немедленного реагирования с одновременной трансляцией текущих координат объекта контроля. На ДЦ (ВДП) осуществляется выработка и передача сигналов телематического управления на объекты. По анализу результатов мониторинга при необходимости в ДЦ (ВДП) формируются соответствующие отчетные формы и оперативные донесения, которые передаются в другие системы (центры) и внешние (вышестоящие) организации. Абонентские комплекты (терминальные устройства) В состав терминального устройства входит GSM модем для обеспечения двухсторонней связи между терминалом и ДЦ (ВДП), GPS-приемник для определения текущих координат подвижного объекта, устройство сопряжения с охранными датчиками для контроля за системой охраны объекта и блок сопряжения с исполнительными устройствами. Контроллер терминала работает по программе, записанной в его память, и осуществляет управление всеми устройствами, обрабатывает поступающие от центра команды, формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства, формирует короткие сообщения для передачи в центр. Получив соответствующую команду из центра или от мобильного телефона, терминал может формировать воздействие на соответствующее исполнительное устройство какой-либо системы объекта, например, заблокировать с помощью центрального замка двери автомашины или включить отопление в загородном доме. При установке на автомобиле терминал питается от бортовой сети, при установке на стационарном объекте питание производится от сети переменного тока. Терминал может быть оснащен дополнительными аппаратно-программными блоками, расширяющими его возможности. Дополнительные блоки сопряжения позволяют увеличить количество входов обработки охранных датчиков и выходов управления исполнительными устройствами систем контролируемого объекта. Речевой терминал позволяет организовывать голосовую связь между центром и объектом. Блок резервного питания обеспечивает функционирование терминала при пропадании сетевого или бортового питания. В комплект терминала входят две вынесенные антенны для сотовой связи и для приемника GPS. При построении телематических систем в качестве транспортной сети лучше всего выбирать сеть мобильной связи стандарта GSM. Это связано с тем, что эта сеть в настоящее время и в ближайшем будущем остается самой развитой в России и продолжает бурно развиваться, обеспечивает предоставление развитого сервиса передачи коротких сообщений, обладает развитым роумингом в России и за ее рубежами, а также имеется перспектива развития - в ближайшее время ожидается введение в коммерческую эксплуатацию режима пакетной передачи в стандарте GPRS, что позволит значительно (на несколько порядков) увеличить объемы информации, передаваемой в одном сообщении, расширить функциональные возможности АК и сократит расходы по оплате трафика передачи формализованных сообщений. 6. ИНТЕГРАЦИЯ СИСТЕМЫ НАВИГАЦИИ И ТЕЛЕМАТИКИ С ДЕЙСТВУЮЩИМИ СИСТЕМАМИ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА Возможность существенного повышения эффективности работы муниципальных служб и предприятий от внедрения СНТ обуславливает рост количества таких систем и проектов их создания в г. Москве. В настоящее время ряд муниципальных служб (МС) г. Москвы уже имеет подобные системы, ряд служб планирует их использование в ближайшей перспективе. Интеграция СНТ с автоматизированными системами управления муниципальных служб (АСУ МС) может рассматриваться в двух аспектах: - сопряжение СНТ с АСУ МС, занимающихся обработкой информации, подготовкой документов и планированием работы транспорта; - создание центрального диспетчерского пункта (ЦДП), контролирующего работу других (подобных СНТ) систем диспетчеризации и управления муниципальных служб и закрепленных за ними транспортных средств. Сопряжение с АСУ МС Диспетчерские пункты СНТ, устанавливаемые в муниципальных службах, будут размещаться, как правило, в непосредственной близости с АСУ МС. При этом наиболее рациональным является сопряжение по локальной сети, когда одна или несколько ПЭВМ АСУ МС подключается к сети ДП. В случае невозможности непосредственного подключения к сети средствами операционной системы может быть реализован режим удаленного соединения, например, через выделенные или коммутируемые ТЛФ каналы связи. Для АСУ МС диспетчерский пункт СНТ будет источником информации по работе транспортных средств (ТС). При этом АСУ МС будет формировать запросы на предоставление интересующих данных и команды управления. Команды управления ТС, поступающие от АСУ МС, могут включать: - установку режимов работы абонентских комплектов ТС (включение, выключение, контроль маршрута или расписания, периодическая выдача координат и состояния и т.д.); - управление исполнительными устройствами ТС (блокировка дверей, выключение двигателя, включение режима прослушивания салона ТС и т.д.). АСУ МС могут запрашивать данные для подготовки отчетных форм, предусмотренных отраслевыми требованиями транспортного комплекса и особенностями работы конкретной муниципальной службы, в том числе: - справок о выпуске ТС и возвращении ТС; - справок о прохождении контрольных пунктов маршрута; - справок о движении ТС по маршруту; - справок о незакрытых нарядах; - справок о переключениях ТС с маршрута на маршрут; - справок о распределении ТС; - справок о сходах, возвратах, простоях ТС; - справок о работе водителя; - справок о неисправностях абонентских комплектов ТС и другого оборудования системы; - справок о состоянии вычислительной сети; - справок о состоянии базы данных; - отчетов о работе ТС на маршрутах; - отчетов о работе ТС; - отчетов о работе водителя; - отчетов о работе бригады водителей; - сводных отчетов об исполненном движении; - отчетов о работе диспетчеров, системы и т.д. При сопряжении ДП СНТ с АСУ МС по локальной сети на ПЭВМ АСУ МС, подключенную к сети ДП, ставятся дополнительные модули сопряжения, обеспечивающие: - прием команд и запросов для СНТ от рабочих мест АСУ МС; - преобразование этих команд и запросов в формат СНТ и выдачу по локальной сети в ДП СНТ; - получение от ДП СНТ результатов отработки команд и запросов, их преобразование в формат АСУ МС и выдачу на соответствующие рабочие места АСУ МС, пославшие запрос. Указанные модули сопряжения разрабатываются отдельно для каждой АСУ МС. Вместе с тем дополнительные модули ДП СНТ, обеспечивающие отработку команд и запросов, являются унифицированными для всех АСУ МС. Такой подход позволяет минимизировать трудоемкость работ по сопряжению ДП СНТ и АСУ МС. Создание ЦДП Сопряжение СНТ с существующими и перспективными системами диспетчеризации и управления муниципальных служб г. Москвы может осуществляться с целью реализации функций: - централизованного управления работой транспортных средств (ТС); - централизованного получения и обработки информации по работе ТС автоматизированными системами управления различных муниципальных служб. При этом центральный диспетчерский пункт (ЦДП) СНТ должен иметь каналы связи с диспетчерскими пунктами (ДП) муниципальных служб, обеспечивая при этом: - выдачу запросов на получение информации от ДП по работе отдельных ТС или групп ТС; - получение отчетов по результатам отработки запросов, как разовых, так и периодических, в том числе и по функционированию отдельных ТС в реальном масштабе времени; - выдачу команд управления работой ДП и отдельных ТС; - получение квитанций о выполнении указанных команд управления. Сопряжение СНТ с каждой из существующих и перспективных систем должно обеспечиваться на всех уровнях семиуровневой модели взаимодействия открытых систем, включая уровни: - физический; - канальный; - сетевой; - транспортный; - сеансовый; - представления; - прикладной. Решение задачи сопряжения осложняется тем обстоятельством, что разные системы имеют свои особенности реализации на каждом из перечисленных уровней. В то же время для упрощения задачи сопряжения предпочтителен вариант, когда соответствующие уровни для всех систем, с которыми сопрягается СНТ, реализованы одинаково. Имеются три подхода к решению задачи сопряжения: 1. ЦДП сопрягается с ДП каждой муниципальной системы по каналам, используемым этой системой для решения собственных задач. При этом в качестве протоколов и форматов команд обмена принимаются протоколы и форматы муниципальной системы. 2. ЦДП сопрягается с ДП различных муниципальных систем по одинаковым каналам связи, независимо от того, какие каналы использует каждая муниципальная система. При этом также в качестве форматов команд обмена принимаются форматы муниципальной системы. 3. Как и во втором варианте, ЦДП сопрягается с ДП различных муниципальных систем по одинаковым каналам связи. Для обмена со всеми ДП используются унифицированные протоколы и форматы. Для первого подхода фактическое сопряжение осуществляется на уровне канала связи, поэтому степень унификации реализации отдельных уровней взаимодействия будет минимальным. На ЦДП устанавливается оборудование связи каждой системы. Специальное математическое обеспечение (СМО) ЦДП дополняется модулями, обеспечивающими поддержку такого канала связи и преобразование форматов каждого из ДП во внутренние форматы ЦДП. СМО каждого из ДП дорабатывается только в части дополнения модулем анализа и обработки запросов и отчетов. Функции этого модуля состоят в решении следующих задач: - прием и анализ корректности поступающих от ЦДП запросов и команд управления; - отработка указанных запросов и команд; - формирование и выдача в ЦДП отчетной информации. При минимальной доработке каждого из ДП муниципальных систем указанный подход связан с максимальной трудоемкостью работ по ЦДП. Во-первых, на ЦДП устанавливается аппаратура связи каждой из муниципальных систем. Указанная аппаратура связи может быть, например, УКВ, транкинговой, спутниковой и т.д. Соответственно модули поддержки средств связи также будут специфическими. Наряду с этими недостатками использование данного подхода может оказаться неэффективным по следующим причинам: - ЦДП может находиться вне зоны обслуживания ДП муниципальной системы, и тогда потребуется выбор альтернативного канала связи; - каналы, используемые муниципальной системой для связи с подвижными объектами, могут оказаться крайне неэффективными для решения задач связи между стационарными объектами (ЦДП и ДП). Второй подход связан с попыткой унификации взаимодействия на нижних уровнях. Канал взаимодействия со всеми ДП муниципальных систем выбирается единый, наиболее подходящий по техническим и экономическим показателям. Например, это могут быть коммутируемые или выделенные ВОЛС, ТЛФ каналы или Интернет. Подход требует большей доработки муниципальных ДП, СМО которых дополняется модулями поддержки средств связи ЦДП. Существует два варианта доработки муниципального ДП: - дополнительные модули устанавливаются на одной из ПЭВМ, входящей в состав ДП; - для решения задач сопряжения выделяется дополнительная ПЭВМ (АРМ сопряжения). Недостаток первого варианта состоит в том, что штатная ПЭВМ из состава ДП не рассчитана на установку дополнительных модулей СМО, что может вызвать ухудшение надежностных характеристик ДП. Поэтому предпочтительным, как правило, будет второй вариант. Стыковка с АРМ сопряжения может быть реализована в простейшем виде с использованием, например, локальной сети, последовательного, параллельного или USB-портов. Основными модулями СМО АРМ сопряжения являются: - модуль поддержки средств связи с ЦДП; - модуль поддержки связи с ДП; - модуль диспетчеризации, обеспечивающий координацию работы указанных модулей. Недостатком второго подхода является наличие на ЦДП большого количества разнородных модулей преобразования форматов (из формата муниципальных ДП в форматы ЦДП), что усложняет разработку и последующую эксплуатацию ЦДП. Максимальную степень унификации взаимодействия с муниципальными ДП на всех уровнях обеспечивает третий подход. При этом СМО АРМ сопряжения дополняется модулем преобразования формата конкретного ДП в формат ЦДП. Основным преимуществом подхода является то обстоятельство, что вся специфика функционирования конкретных муниципальных ДП поддерживается средствами самих ДП, а не перекладывается на ЦДП. Наиболее типичным является случай, когда муниципальные ДП представляют собой совокупность ПЭВМ, объединенных в локальную сеть, с выделенным сервером баз данных, доступ к которым осуществляется по технологии "клиент-сервер". В указанном случае поддержка связи с ДП осуществляется средствами локальной сети и доступа к удаленным базам данных, а модуль преобразования форматов выполняет функции: - преобразования форматов ЦДП в SQL запросы к базе данных ДП; - преобразования отчетов по результатам отработки SQL запросов в форматы ЦДП. Фактически здесь реализуется трехзвенная архитектура доступа к данным, широко используемая в настоящее время в распределенных системах. Применение принципов трехзвенной архитектуры имеет преимущества: - приложение на стороне ЦДП использует стандартные запросы для доступа к базам данных всех диспетчерских систем и является максимально простым, т.к. занимается обработкой данных в минимальном объеме; - меньшая чувствительность к качеству канала и потере соединения между ДП и ЦДП; - регулируемое ограничение доступа к данным ДП со стороны ЦДП и простота администрирования; - отсутствие необходимости доработки средств ЦДП при доработке ДП. Функции обмена данными между ЦДП и муниципальными ДП наиболее удобно реализовать на базе каналов Интернет или Интранет. Достаточно эффективным также является использование выделенных или коммутируемых ТЛФ каналов связи. При этом в качестве средств связи могут быть использованы обычные ТЛФ модемы, а в качестве модулей поддержки средств связи - стандартные драйверы устройств. Если потребности в обмене информацией между ЦДП и ДП муниципальных систем превысят возможности перечисленных типов каналов, могут быть использованы и более высокоскоростные каналы обмена информацией. Страницы: 1 2 |