О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" (РЕДАКЦИЯ НА 03.08.2004). Постановление. Правительство Москвы. 13.05.03 367-ПП

Оглавление


Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  


науки и промышленной политики города Москвы.

           2.3.3. Развитие рынка телекоммуникаций г. Москвы

                         Постановка проблемы

     В  настоящее  время отрасль связи и информатизации остается одной
из  наиболее  перспективных и динамично развивающихся базовых отраслей
экономики,  обладающих потенциалом долгосрочного экономического роста.
По  прогнозам  специалистов,  развитие  телекоммуникаций  будет еще не
менее  20  лет  определять  перспективы  мирового  научно-технического
прогресса.
     Телекоммуникации  являются  также  одной из наиболее динамичных и
быстрорастущих  базовых  отраслей  экономики  России и Москвы, имеющей
большие  возможности  для  дальнейшего  долговременного  роста. Если к
началу  реформ  в  СССР и России отставание отрасли от передовых стран
(по комплексной оценке) составляло 25-30 лет, то к настоящему времени,
по   существу,   создана   ее  новая  архитектура.  Отрасль  постоянно
наращивала  свое  участие  в  развитии  национальной  экономики.  Доля
телекоммуникаций  в  ВВП  страны за десятилетие возросла в 5-6 раз и к
1999 г. достигла соответственно 2,1-2,7% валового внутреннего продукта
страны.  Общий  доход отрасли связи и информатизации увеличился в 2001
г. на 40%.
     Москва,  безусловно,  является  лидирующим  российским регионом в
области  информатизации  и  развития телекоммуникаций. По состоянию на
начало  2001  года  из общего количества более 9600 лицензий, выданных
Министерством РФ по связи и информатизации на оказание различного вида
услуг  связи,  свыше  1500  распространяло свое действие на территорию
Москвы.  Из  общего  количества  альтернативных  операторов  связи 60%
сосредоточено на территории Москвы и Московской области.
     Экономическая  и  технологическая  ситуация  сильно различается в
различных сегментах рынка телекоммуникаций.

                          Обычная телефония

     В  развитых  странах  мира  уровень  телефонизации  достигает  60
(иногда до 90) абонентских линий на 100 человек. В России к концу 2002
г.   телефонная   плотность   (с   учетом  альтернативных  операторов)
увеличилась  до  24,5%.  Плотность  телефонизации в Москве существенно
выше,  чем  в России. На 100 жителей в конце 2001 г. приходилось около
51 телефонного номера, что тем не менее несколько ниже уровня развитых
стран.
     В  этом  секторе  рынка  велика степень монополизации. Телефонная
сеть  общего  пользования  в  Москве монополизирована фактически одним
оператором  - ОАО "Московская городская телефонная сеть". Сравнительно
большие   емкости   имеют   частные   компании:  МТУ-информ,  Комстар,
Комбеллга, Совинтел, Эквант и ряд других, но они работают в основном с
корпоративными  клиентами.  В  результате  спрос  на услуги телефонной
связи не уменьшается, очередь на установку телефона МГТС растет, темпы
развития телефонной сети МГТС недостаточны.

                            Сотовая связь

     К  ноябрю  2002  года  в  России  число  абонентов  сотовой связи
достигло  15,5  млн.  человек,  уровень  проникновения  превысил  10%.
Основной  прирост  числа  абонентов сотовой связи обеспечили операторы
стандарта  GSM,  доля  которого  составила  на 1 января 2001 г. 85% от
общего числа абонентов сотовой связи.
     Москва  следует  в  русле  общемировых тенденций развития сотовой
телефонной  связи.  В  столице  представлены  практически все основные
стандарты,   существующие  в  мире:  GSM-900/1800  (МТС,  Вымпелком  и
Мегафон),  AMPS/DAMPS  (Вымпелком),  NMT-450 (МСС), CDMA (Персональные
коммуникации).
     Уровень  проникновения  сотовой  связи  в Москве на конец 2002 г.
составил  45%. По оценкам экспертов, потенциальный рынок сотовой связи
в  столице  близок к насыщению, эксперты прогнозируют увеличение этого
показателя до 60% к 2005-2007 гг. В условиях обострившейся конкуренции
крупнейшие  операторы  для  сохранения  существующей клиентской базы и
привлечения  новых  абонентов  стремятся  не  только  проводить гибкую
тарифную  политику,  но  также развивать новые услуги и внедрять новые
технологии. Две ведущие компании московского рынка сотовой связи - МТС
и   Вымпелком   -   в   настоящее  время  предлагают  своим  абонентам
беспроводный   доступ   в   Интернет   (WAP-доступ)   и  приступили  к
строительству опытных зон сетей GPRS.

                          Доступ в Интернет

     Аналитики  телекоммуникационного  рынка  предсказывают дальнейший
быстрый рост Интернета, его российского сегмента, а также увеличение в
Интернете объемов электронной торговли и рекламы.
     Число  российских пользователей Интернета, которые хотя бы раз за
последние  полгода пользовались Сетью, в сентябре 2002 г. достигло 8,8
млн.   человек.   Общее  число  пользователей,  которые  хотя  бы  раз
пользовались Интернетом, превысило, по данным Минсвязи России, 10 млн.
человек. Этот показатель вырастет к 2004 г., как ожидается, до 15 млн.
человек, что составит 10,5% населения. В Японии аналогичный показатель
составляет  в настоящее время 12%, в США - около 50%, в Стокгольме уже
более 70% населения пользуется Интернетом. В Москве, по данным опросов
Фонда   общественного   мнения,  в  сентябре  2002  г.  пользователями
Интернета были 27% населения.
     Низкий  доход на душу населения, малое количество кредитных карт,
слабая  и  весьма  раздробленная  инфраструктура  информатики и связи,
скромные  возможности логистики тормозят процесс массового продвижения
Интернета  в  России.  В  Москве  в 1999 г. общий объем рынка передачи
данных  оценивался  в  76,7  млн. долл. США, в 2001 г. он превысил 101
млн.  долл.  США,  а  в  2002 г. возрастет, как ожидается, до 121 млн.
долл.  США.  По  оценкам  экспертов, возможности роста рынка доступа в
Интернет в Москве еще велики.

                           Политика Москвы

     В   большинстве   высокоиндустриальных   стран   телекоммуникации
включены в систему хозяйственно-стратегических приоритетов, с которыми
связано  формирование  "информационной  экономики".  Связь  становится
крупнейшим  в  мире бизнесом. По имеющимся прогнозам, данная тенденция
сохранится   и  в  будущем.  В  частности,  прогнозируется,  что  доля
информационно-коммуникационного  сектора в валовом внутреннем продукте
США, Германии и Японии увеличится к 2015 году до 5-5,3% (в 1998 г. она
составляла 2,4-2,9%).
     Систему  мероприятий  городских  властей  по дальнейшему развитию
столичных  телекоммуникаций следует формировать, учитывая роль данного
сегмента   рынка   в   городской   экономике,   опыт  государственного
регулирования  телекоммуникационного  рынка,  а  также предпринимаемые
федеральным   правительством  шаги  по  интеграции  страны  в  мировую
экономику и вступлению во Всемирную торговую организацию.
     Как   показывает   опыт   мирового   экономического  развития,  в
хозяйственном      механизме     функционирования     телекоммуникаций
государственная  регламентация играет решающую роль. Учитывая огромную
важность    информационно-коммуникационной    среды    в   социальном,
экономическом,  военном, политическом отношениях, государство защищает
и  жестко  регулирует  ее  развитие. Во всех странах развитой рыночной
экономики до 80-х годов эволюция отрасли связи осуществлялась в рамках
государственной  (в США - частной) регулируемой монополии. Конкуренции
внутри комплекса почти не было. Общая тенденция к устранению монополии
в  области  услуг  связи  начала  складываться  в середине 80-х годов.
Основные  принципы  регулирования телекоммуникаций в переходный период
от  монопольного  режима  к  конкуренции были сформулированы в 1997 г.
Совещательной  группой  Всемирной  торговой  организации (ВТО). Тем не
менее  крупнейшие  национальные компании достаточно успешно удерживают
свои рынки, гибко приспосабливаясь к новому регламенту. Можно считать,
что  действующий  в  настоящее время в сфере телекоммуникаций механизм
государственного  регулирования  сочетает стимулирование конкуренции с
жестким  государственным  контролем важнейших показателей деятельности
предприятий    связи.   При   этом   меняются   не   столько   степень
государственного   надзора,   сколько   формы  регулирования  отрасли.
Государство   продолжает   управлять   стратегическими   направлениями
развития  связи,  но  уже  с  помощью  косвенных  методов воздействия.
Следует   ожидать   дальнейшего  ослабления  прямого  государственного
воздействия   на   сферу   связи  и  перехода  к  системе,  где  будут
доминировать элементы конкурентно-рыночного регулирования.

                  Цели и задачи дальнейшего развития
                      городских телекоммуникаций

     Основная  цель  дальнейшего развития городских телекоммуникаций -
повышение  уровня благосостояния городского населения и качества жизни
до уровня крупнейших городов высокоразвитых стран мира. Удовлетворение
потребности органов власти города, хозяйствующих субъектов и населения
г.   Москвы   в  информации  и  современных  услугах  связи.  Создание
стимулирующих   условий  для  развития  городских  телекоммуникаций  и
обеспечения их конкурентного преимущества на российском рынке.
     Система   регулирования  городского  телекоммуникационного  рынка
должна  обеспечить  решение  двух  задач:  развитие телекоммуникаций в
интересах  обеспечения  потребностей  всех  слоев  населения в базовых
телекоммуникационных  услугах  и эффективного воздействия на городскую
экономику,     повышение    инновационной    активности    предприятий
телекоммуникационного сектора г. Москвы, их восприимчивости к новейшим
разработкам в сфере телекоммуникаций.

                         Система мероприятий

     Для       удовлетворения       информационно-телекоммуникационных
потребностей  органов  власти,  хозяйствующих субъектов и населения г.
Москвы следует предусмотреть следующий комплекс мероприятий.
     1. Учитывая высокую зависимость связи от технико-технологического
уровня  основных  компонентов  информационно-индустриального комплекса
экономики,  для преодоления технико-технологического отставания Москвы
от   уровня   ведущих   стран  разработать  подпрограмму  поддержки  и
финансирования   развития   информационных   технологий,  определяющих
стратегические направления научно-технического прогресса.
     2.  Разработать  механизмы  обеспечения государственной поддержки
развития  технологий  телекоммуникаций со стороны городских властей за
счет:
     - совершенствования налоговой политики;
     - налогового стимулирования разработки и освоения техники связи;
     - бюджетного    кредитования    фирм,    ведущих   стратегические
исследования и разработки в области новейших ИКТ.
     3.   Исключить   возрождение  монополизма  в  развитии  городских
телекоммуникаций  и  создать  условия  для  свободной  конкуренции при
сохранении государственного контроля за данным сегментом рынка.
     4.       Поддерживать       инвестиционную      привлекательность
телекоммуникационного бизнеса Москвы.
     5. Создать условия для гарантированного доступа к базовым услугам
телекоммуникаций (обычная телефония, как перспективная цель - доступ к
услугам Интернета) социально незащищенных слоев населения.
     6.   Создать   условия   и  разработать  необходимые  нормативные
документы,  обязывающие  застройщиков  при  возведении  новых  жилых и
офисных знаний оснащать их современной кабельной инфраструктурой.

            Ожидаемые результаты и социально-экономические
                             последствия

     Повышение  уровня  благосостояния городского населения и качества
жизни  за  счет  удовлетворения  потребности  органов  власти  города,
хозяйствующих   субъектов   и  населения  г.  Москвы  в  информации  и
современных услугах связи.

                         Ресурсы подпрограммы

     Источниками  финансирования  Программы являются бюджет г. Москвы,
внебюджетные    и    благотворительные   фонды,   а   также   средства
негосударственного предпринимательского сектора.

                     Организационное обеспечение

     Организация  выполнения  подпрограммы  возлагается  на Управление
транспорта  и  связи  города  Москвы  и Комитет по телекоммуникациям и
средствам массовой информации города Москвы.

            2.3.4. Поддержка и развитие контент-индустрии
                              г. Москвы

                         Постановка проблемы

     Москва - всемирно признанный центр науки, культуры и образования,
генератор    информационных   ресурсов   мирового   значения,   однако
неразвитость  контент-индустрии  не  позволяет наладить экспорт самого
выгодного  товара  -  информации  и  сдерживает  развитие  собственной
экономики,  науки  и образования. Неэффективно используются культурные
ресурсы   Москвы,   многие   кратко   живущие  информационные  события
(спектакли,  концерты,  выставки,  фестивали)  не документируются и не
сохраняются  для  потомков  (иначе  как  в  рецензиях).  Совершенно не
используются  возможности  и  преимущества  московского  образования и
науки по производству образовательного и научного содержания, особенно
для экспорта, в то время как московские педагогические и научные школы
до сих пор пользуются уважением в мире.
     Москва  занимала и занимает лидирующее положение в стране в сфере
производства и распространения массовой информации. Это, прежде всего,
относится  к электронным СМИ - телевидению и радио. В Москве действуют
около  полутора  десятков телеканалов, более 20 радиостанций, причем в
их  число  входят все крупнейшие национальные медиакомпании. В 2001 г.
были   в  основном  преодолены  последствия  кризиса  1998  г.,  объем
рекламного  рынка,  по оценке экспертного совета Российской ассоциации
рекламных  агентств,  в  2001 г. вырос на 54% и достиг 1730 млн. долл.
США  (по  другим  оценкам  -  1200  млн.),  из  которых на телевидение
приходилось  480  млн. Причем основные рекламные бюджеты приходятся на
центральные СМИ.
     Вторым  по  значимости  средством  массовой  информации  являются
газеты.  В  Москве  в 2000 г. издавалось более 677 газет (почти 12% от
общероссийского  их  количества,  что давало при этом почти 53% общего
разового  тиража  всех  российских газет). Около половины издаваемых в
Москве  газет (333) являются общероссийскими, им принадлежит более 2/3
общего  тиража  московских  газет.  Российский рынок рекламы в газетах
достиг в 2001 г. 310 млн. долларов США.
     Наиболее  перспективные и быстроразвивающиеся формы представления
и распространения информации - CD-ROM-издания и Интернет. С финансовой
точки  зрения  объем  этой  деятельности  пока не очень значителен, но
ситуация  быстро  меняется.  Объем продаж информации, представленной в
Интернете,  оценивался  в  5  млн.  долларов США в 1998 г. Объем рынка
рекламы   в   Интернете,   по  оценке  экспертного  совета  Российской
ассоциации  рекламных  агентств,  вырос  в 2001 г. на 67% и составил 4
млн. долларов США.
     Развитие  СМИ  как  наиболее  значимого сектора контент-индустрии
осложняется целым рядом проблем:
     - недостаток квалифицированных кадров, в т.ч. управленческих;
     - непрозрачность  отношений  СМИ  с  коммерческими  структурами и
государством, затрудняющая развитие СМИ как обычных бизнес-проектов;
     - проблемы  достоверности  информации об аудитории, тиражах СМИ и
других  статистических  данных  о  СМИ  (проблемы измерения аудитории,
тиражного аудита и т.п.);
     - диспропорция   российского   рынка  в  сторону  государственных
компаний.
     Одна  из  острых  проблем  развития  печатной контент-индустрии -
состояние   системы   распространения   печатной   продукции,  которая
формирует  сегодня  одну из наиболее затратных частей бюджета СМИ. Два
основных  канала  распространения - подписка и розница имеют серьезные
проблемы,   которые  препятствуют  успешному  и  динамичному  развитию
издательского бизнеса:
     - недостаточная  конкуренция  на  рынке подписки, низкое качество
доставки подписных тиражей (в первую очередь, по срокам);
     - непрозрачность    системы    распространения   для   издателей,
отсутствие  рычагов  управления  конечной  подписной  ценой  издания и
розничным ценообразованием;
     - отсутствие достоверной статистики системы распространения;
     - барьеры   для   выхода  новых  изданий  на  рынок,  создаваемые
распространителями;
     - отсутствие   стандартных  технических  требований  к  розничным
торговым точкам.
     При  реализации  политики  Москвы  по  отношению к СМИ необходимо
исходить  из  того,  что  базирование  и  успешное  развитие  в городе
всероссийских  и  городских средств массовой информации (прежде всего,
телевидения)  очень  выгодно  Москве.  Это  обеспечивает ей выполнение
функций  информационной,  идеологической  и  политической  метрополии,
формирует  важный  сектор  экономики города, создает рабочие места для
высококвалифицированных кадров.
     Для   реализация   экономических  возможностей  контент-индустрии
Москвы  необходимо  разработать и реализовать специальную подпрограмму
развития   отрасли,  ориентированную  на  поддержку  электронных  СМИ,
печатных  и  CD-ROM-изданий,  контент-индустрии  в  Интернете  и др. В
рамках   этой   подпрограммы  необходимо  также  разработать  комплекс
мероприятий по развитию системы распространения печатной продукции.

                      Цели и задачи подпрограммы

     Целью     подпрограммы    является    повышение    инвестиционной
привлекательности   и  создание  благоприятных  условий  для  развития
конкурентоспособной  контент-индустрии  г.  Москвы,  а также поддержка
размещения на электронных носителях культурного наследия г. Москвы.

                       Мероприятия подпрограммы

     1.  Разработка подпрограммы развития контент-индустрии г. Москвы,
которая должна включать:
     - мероприятия   по   формированию   благоприятных   условий   для
дальнейшего развития системы московских электронных издательств;
     - систему мер для стимулирования экспорта информационных ресурсов
московских производителей;
     - мероприятия  по  борьбе  с  пиратством  и защите авторских прав
производителей и владельцев информационных ресурсов;
     - разработку  новых  правил  и  нормативных документов финансовой
поддержки  СМИ органами власти (на конкурсной основе, в виде грантов и
инвестиций) и их косвенного (налогового) стимулирования;
     - мероприятия по поддержке процессов информатизации в СМИ;
     - введение налоговых льгот для электронной торговли информацией;
     - осуществление     мероприятий    противодействия    незаконному
распространению контент-продукции.
     2.   Формирование   системы  государственного  заказа  московским
производителям на социально значимый контент на электронных носителях.
Финансирование   оцифровки   и  размещения  на  электронных  носителях
культурно-исторического наследия города.
     3.  Создание  системы  бесплатных  или  частично  бесплатных (для
системы  московского  образования, для некоммерческого использования и
т.п.) культурных и образовательных ресурсов.
     4.  Разработка  и  реализация комплекса мероприятий по развитию в
Москве  системы  информационной  поддержки  распространения печатной и
аудиовизуальной продукции.

             Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

     Увеличение   экономического   значения   производства   контента,
создание  новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов,
введение прозрачных механизмов поддержки СМИ.

                        Ресурсное обеспечение

     Источниками  финансирования  Программы являются бюджет г. Москвы,
внебюджетные    и    благотворительные   фонды,   а   также   средства
негосударственного предпринимательского сектора.

                Организационное обеспечение и контроль

     Организационное  обеспечение  и  контроль выполнения подпрограммы
возлагаются  на  Комитет  по  телекоммуникациям  и  средствам массовой
информации города Москвы.

             2.3.5. Создание условий для развития Москвы
               как центра науки и инноваций в сфере ИКТ

                         Постановка проблемы

     Очевидно,  что  наука  играет  огромную роль в жизни современного
общества.  Экономический  рост  и  создание рабочих мест все в большей
степени  зависят  от  инновационной  активности, которая подразумевает
успешную   коммерциализацию  результатов  исследований  и  разработок.
Наибольшей   инновационной   активностью  отличаются  предприятия  ИКТ
сектора,  в  котором  разработка  и  коммерциализация новых технологий
является важнейшим условием конкурентоспособности.
     Москва последние десятилетия являлась одним из крупнейших мировых
научных  центров.  В Москве сосредоточены ведущие научные учреждения и
вузы   страны.   Тем  не  менее,  характеризуя  потенциал  Москвы  как
"информационного  города"  и  перспективы  инновационного развития ИКТ
сектора,  нельзя не обратить внимание на бедственное положение науки -
основного  источника  инноваций  в  современном  обществе.  Бюджетного
финансирования  хватает только на коммунальные платежи и крайне низкую
зарплату      сотрудников     научно-исследовательских     учреждений,
экспериментальная  база науки практически не обновляется. В результате
происходит,  с  одной  стороны,  массовая "утечка умов" как за пределы
страны,  так и в другие сферы деятельности, а, с другой стороны, явная
перегрузка  исследователей  добыванием  дополнительных доходов. В этих
условиях  становится  реальной  угроза  деградации  значительной части
научного потенциала Москвы.
     Большая   часть   научных   учреждений   Москвы   управляется   и
финансируется   федеральными   органами,  однако  в  свете  перспектив
вхождения  Москвы  в  информационное  общество  город заинтересован не
только  в  развитии  областей  науки,  непосредственно удовлетворяющих
нужды  городского хозяйства, но и в развитии перспективных направлений
фундаментальной  и прикладной науки на своей территории, прежде всего,
в  областях,  связанных  с  развитием  ИКТ.  В то же время действующее
законодательство    запрещает    субъекту    Федерации   финансировать
фундаментальные  исследования,  что  не  позволяет  Москве  полноценно
участвовать в развитии науки.
     Во  времена  СССР  Москва была центром национальной инновационной
системы,   сложившейся  в  условиях  государственной  собственности  и
централизованной   административной   системы  управления.  Ликвидация
союзных  министерств, приватизация и рыночные преобразования разрушили
эту  систему. Инновационный процесс, налаженный в рамках ведомственной
системы,   был  сломан,  в  результате  чего  исчезла  организационная
структура,   административно   связывающая   производство  и  науку  и
обеспечивающая   внедрение   разработок,   рыночные  же  инновационные
механизмы   полноценно  пока  не  заработали.  Значительно  сократился
платежеспособный  спрос  на  результаты  НИОКР.  Финансирование многих
отраслевых НИИ и КБ просто прекратилось. Москву эти процессы затронули
наиболее   сильно.  Темпы  падения  промышленного  производства  здесь
опережали   общероссийские.  Резко  снизилась  и  общая  инновационная
продуктивность предприятий Москвы.
     Не  требует  доказательств  то,  что для Москвы жизненно важно не
просто сохранить свой инновационный потенциал, но реконструировать его
таким  образом,  чтобы  Москва  стала  центром  инноваций  и  в рамках
формирующейся на рыночных основаниях российской инновационной системы.
Для   этого   должна   быть   разработана  и  реализована  специальная
подпрограмма, нацеленная на формирование в Москве функционально полной
и  эффективно  действующей  институциональной инфраструктуры поддержки
инноваций, связанных с производством и использованием ИКТ.
     Одно  из  важных  направлений поддержки НИОКР и инноваций в сфере
ИКТ  - конвергенция телекоммуникационных и традиционных информационных
технологий   с   Интернет-технологиями.   Это,  например,  объединение
телефонной   связи   с  возможностями  Интернета,  создание  устройств
конвергенции   телевизионных  приемников  и  персональных  компьютеров
(Web-TV),   направленных  на  создание  интерактивного  телевидения  с
использованием  обратной связи телевизионно-компьютерного устройства с
телестудией через Интернет.
     Последнее  время  в  Москве  также  появились  первые  реализации
проектов,   направленных  на  конвергенцию  существующих  традиционных
технологий  с  Интернет-технологиями, в первую очередь, IP-телефония в
Интернете  и с помощью Интернета; телевизионное вещание через Интернет
(например,  проект  канала  "ТВ-Центр"  и  компании Sun Microsystems);
IP-радио   (вещание  радиостанций  через  Интернет,  например,  проект
радиостанции  "Говорит Москва" и Научно-образовательной сети FREEnet);
создание    устройств    конвергенции   телевизионных   приемников   и
персональных   компьютеров   (например,   проект   "Телеком"  компании
"Рикор-Электроникс");  интеграция  СМИ  и Интернета (интерактивное ТВ,
виртуальные   издательства);   интерактивные   применения  мультимедиа
(видеоконференции,  дистанционный мониторинг, дистанционные обучение и
образование,  телемедицина);  перенос  в  Интернет  деловых операций и
стандартов (электронная коммерция во всех ее разновидностях).
     В настоящее время в основном реализованы только пилотные проекты,
экономическая целесообразность которых должна быть проверена временем.
В  то  же  время  следует иметь в виду, что данное направление во всем
мире  считается одним из самых перспективных для возможных инвестиций.
Поэтому  необходимо  разработать специальные программы, способствующие
развитию  и  освоению  новейших  ИКТ с целью максимальной конвергенции
функций телефона, радио, телевидения, передачи данных в одном цифровом
потоке.

                      Цели и задачи подпрограммы

     Цель подпрограммы:
     Формирование  в  Москве  эффективной  региональной  инновационной
системы в сфере ИКТ.
     Задачи подпрограммы:
     - содействие   формированию   и   развитию  функционально  полной
инфраструктуры   поддержки  инноваций  и,  прежде  всего,  ее  базовых
элементов  (венчурных  фондов,  инновационно-технологических центров и
т.п.);
     - создание  благоприятных условий для привлечения в инновационную
сферу финансовых и других ресурсов из различных источников;
     - создание  условий  для  стимулирования инновационной активности
предприятий сектора ИКТ;
     - содействие   созданию   системы  подготовки  кадров  в  области
коммерциализации технологий и венчурного предпринимательства.

                   Система мероприятий подпрограммы

     - разработка  концепции и организационных мероприятий по развитию
в Москве системы венчурного финансирования;
     - создание  финансовых стимулов для инновационного инвестирования
(налоговые  кредиты, создание привлекательных условий для инвестиций в
малые  инновационные  предприятия,  налоговые  стимулы  для проведения
НИОКР);
     - разработка    и   принятие   необходимых   нормативных   актов,
регулирующих инновационную деятельность в экономике Москвы;
     - поддержка    программ    обучения    специалистов   в   области
коммерциализации  технологий  и  венчурного финансирования, пропаганда
успешного опыта инновационных фирм;
     - анализ состояния московской региональной инновационной системы,
проблем    инновационного    предпринимательства    и    барьеров    в
распространении   знаний   и  технологий,  разработка  предложений  по
стимулированию инновационной активности московских предприятий сектора
ИКТ;
     - создание   концепции   использования   в   городе  конвергенции
технологий, разработка и реализация плана программных мероприятий.

                         Ожидаемые результаты

     Формирование  венчурных  фондов  и предприятий, рост инвестиций в
инновационную  сферу,  появление  быстрорастущих технологических фирм,
создание новых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов.
     В   качестве   показателей   эффективности   подпрограммы   можно
использовать   индикаторы   прироста  негосударственных  инвестиций  в
инновационную сферу.

                         Ресурсы подпрограммы

     Источниками  финансирования  Программы являются бюджет г. Москвы,
внебюджетные    и    благотворительные   фонды,   а   также   средства
негосударственного предпринимательского сектора.

                     Организационное обеспечение

     Организация  выполнения  подпрограммы  возлагается на Департамент
науки и промышленной политики города Москвы.

           3. СИСТЕМА ПОДПРОГРАММ И МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ:
       МЕРОПРИЯТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО, НАУЧНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО
           ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГЦП "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"

            Раздел 3.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
               ПРОГРАММЫ, МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

                         Постановка проблемы

     Успешная  реализация ГЦП "Электронная Москва" возможна только при
широкой    общественной   поддержке,   достаточной   информированности
населения  и  предприятий  города  о  целях,  задачах  и  мероприятиях
Программы.  Для  создания этих условий требуется разработать целый ряд
демонстрационно-просветительских и рекламных проектов, в число которых
должны  войти, в частности, издание научно-популярных книг, буклетов и
журналов;  подготовка  информационных  материалов для СМИ; организация
представительства  Программы  в  Интернете;  проведение  конференций и
выставок,  ориентированных  на  специалистов и широкие слои населения,
участие  в  международном  сотрудничестве и деятельности международных
организаций в области использования ИКТ для развития.
     Разработка  и проведение информационной кампании по популяризации
ГЦП   "Электронная   Москва",  демонстрации  и  пропаганде  социальных
возможностей   ИКТ   проводятся   в   соответствии   с   утвержденными
приоритетами  информатизации  города. Кампания организуется городскими
властями    по   принципу   смешанного   финансирования   с   участием
коммерческого сектора и общественных организаций.

                      Цели и задачи подпрограммы

     Основная цель - популяризация Программы и ее конкретных разделов,
разъяснение  возможностей  ИКТ, преимуществ и проблем жизни и работы в
информационном обществе широким слоям населения города, стимулирование
участия коммерческих структур в выполнении Программы.
     Основные задачи:
     - определение  основных  направлений  деятельности  Правительства
Москвы по организации информационных компаний;
     - привлечение инвестиций;
     - создание  системы информирования о целях, задачах, мероприятиях
и результатах выполнения ГЦП "Электронная Москва".

                         Система мероприятий

     Для обеспечения общественной поддержки Программы и стимулирования
межрегионального  и  международного  сотрудничества  в  ее  реализации
предлагается реализовать следующие основные мероприятия:
     1. Проведение конференций и семинаров по тематике информационного
общества, в частности, ежегодной конференции "Электронная Москва".
     2.   Обеспечение   участия   и  проведения  выставок  по  профилю
Программы.
     3. Популяризация ГЦП "Электронная Москва", включающая в себя:
     - создание  в  печатных  и  электронных  СМИ специальных рубрик и
публикацию отдельных статей;
     - подготовку и публикацию социальной рекламы;
     - создание и поддержку Интернет-представительства Программы;
     - проведение конкурса на лучшую публикацию в СМИ о Программе;
     - продвижение   информационных  ресурсов,  создаваемых  в  рамках
Программы в международных сетях;
     - издание  научно-популярных  книг,  брошюр, журналов, подготовка
учебных программ для различных слоев населения.
     4.  Поддержка  участия  Москвы  в  международной  деятельности по
развитию и использованию ИКТ.

                         Ожидаемые результаты

     Основным  результатом  выполнения  подпрограммы  будет  повышение
уровня  информированности  населения  и  предприятий  города  о целях,
задачах  и  мероприятиях  Программы,  о возможностях современных ИКТ и
стимулирование  их  к  более  активному использованию этих технологий.
Привлечение коммерческого сектора к активному участию в реализации ГЦП
"Электронная   Москва"  также  рассматривается  как  важный  результат
реализации подпрограммы.

                        Ресурсное обеспечение

     Смешанное финансирование на базе городского бюджета и привлечения
инвестиций  ведущих  телекоммуникационных  компаний  является  основой
финансового    и   материально-технического   ресурсного   обеспечения
подпрограммы.

          Организационное обеспечение и контроль реализации

     Организационное  обеспечение  и  контроль выполнения подпрограммы
возлагаются на Государственного заказчика-координатора Программы.

                Раздел 3.2. УЧЕТ, РЕГИСТРАЦИЯ И ОЦЕНКА
                   ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И СИСТЕМ

                         Постановка проблемы

     За   многолетний  период  за  счет  средств  города  Москвы  были
сформированы   различные   информационные   системы   и  базы  данных,
составляющие  значительный  ресурс,  рассредоточенный  по ведомствам и
организациям,  а  порой неоднократно дублированный и не всегда вовремя
актуализируемый. Такая ситуация не позволяет оперативно решать вопросы
в  режиме on-line. Таким образом, невозможно осуществление эффективной
хозяйственной  деятельности подразделениями органов власти без полного
учета имеющейся информации.

                          Цели подпрограммы

     Целью  подпрограммы  является  создание  в Москве в 2003-2004 гг.
системы  мониторинга  информационных  ресурсов на базе инвентаризации,
учета и стоимостной оценки.

                       Мероприятия подпрограммы

     Основным  мероприятием  Программы  является  создание  и развитие
системы  учета,  регистрации и оценки информационных ресурсов и систем
города Москвы, включающим в себя:
     - выявление  обладателей  информационных  ресурсов,  созданных за
счет средств города Москвы;
     - установление     операторов     и     основных    пользователей
информационного ресурса;
     - получение  сведений  о  содержании,  системе сбора, обработки и
доступа к конкретному информационному наполнению;
     - сбор  информации о предоставляемых бесплатных и платных услугах
для различных пользователей конкретного информационного ресурса;
     - осуществление классификации и интерференции различных ресурсов;
     - проведение   независимой   оценочной   экспертизы   о  рыночной
стоимости каждого информационного ресурса;
     - расчет  обоснованной  стоимости  за пользование информационными
ресурсами для коммерческих целей;
     - оценку эффективности ресурсов;
     - постановку на балансовый учет;
     - осуществление страхования информационных ресурсов;
     - проведение    регулярной    инвентаризации    и    актуализации
экономической оценки;
     - разработку     методологии     по    эффективному    управлению
информационными ресурсами города Москвы.

                Ожидаемый социальный эффект реализации
                     подпрограммы и ее результаты

     Ожидаемые результаты создания современного реестра информационных
ресурсов  города  Москвы будут выражаться в оперативном, достоверном и
всеобъемлющем   удовлетворении   функциональных  потребностей  органов
власти города. Это, в свою очередь, позволит обеспечить на качественно
новом   уровне   работу   с   гражданами  города  Москвы  -  основными
потребителями информационных услуг, юридических лиц.

                         Ресурсы подпрограммы

     Источником   финансирования   Программы  является  бюджет  города
Москвы.

                Организационное обеспечение реализации
                             подпрограммы

     Организационное    обеспечение    подпрограммы   возлагается   на
Уполномоченный орган по управлению информатизацией г. Москвы.

        Раздел 3.3. СОЗДАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
              ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

                         Постановка проблемы

     Достоверной и упорядоченной информации о процессах информатизации
города,  необходимой для принятия обоснованных решений, на сегодняшний
день  не  существует.  Официальная статистика развития и использования
ИКТ в России и Москве остается фрагментарной. Только в 2001 г. впервые
опубликованы  статистические  данные  о  состоянии  сектора  ИКТ  и их
использовании  в различных отраслях экономики, полученные в результате
единовременного  обследования  Госкомстата,  проведенного  в  1999  г.
(опубликованные  данные  не имеют регионального среза, Москва в них не
выделена).  Специальные  мероприятия по разработке системы показателей
развития  ИКТ  сектора  и  по  созданию  системы мониторинга процессов
информатизации   запланированы  в  рамках  ФЦП  "Электронная  Россия".
Аналогичную  работу  необходимо наладить на уровне города, должна быть
создана   система   мониторинга   движения  Москвы  к  информационному
обществу,  результаты  которой позволят своевременно принимать решения
по  корректировке  Программы,  повысить  ее  эффективность  и создадут
необходимый аналитический базис информационной политики города.
     Значение      системы      мониторинга      и     прогнозирования
социально-экономических  последствий развития и широкого использования
ИКТ  выходит  за  рамки  вопросов  научного обеспечения информационной
политики.  Современные ИКТ играют все возрастающую роль в социальной и
экономической  жизни  современного  мегаполиса,  и  их  влияние должно
учитываться при решении широкого круга вопросов городского развития.
     Центральным    элементом   мониторинга   должна   стать   система
показателей  движения  Москвы  к  информационному обществу. Она должна
быть   согласована   с   международными   показателями   и  подходами,
используемыми  и  разрабатываемыми на федеральном уровне. В частности,
последние  3-4  года  в  мире  активно  развивается  новое направление
аналитических  исследований  -  оценка  готовности  стран и регионов к
электронному  развитию. В рамках этих исследований проводятся анализ и
оценка   уровня  развития  ИКТ  инфраструктуры,  использования  ИКТ  в
различных  сферах  деятельности  и социально-экономических предпосылок
электронного  развития.  Результаты  таких  исследований  используются
государственными  органами  при разработке политики стран и регионов в
области  развития  информационного  общества  и  бизнесом при принятии
инвестиционных   планов.   Создаваемая   система   мониторинга  должна
учитывать   мировой   опыт   в   этой   области,  позволять  проводить
международные  сопоставления  и  анализировать  факторы,  влияющие  на
движение Москвы к информационному обществу.
     Мониторинг   и   прогнозирование   процесса   движения  Москвы  к
информационному    обществу,   социальных   последствий   развития   и
широкомасштабного  использования  ИКТ  не  может  проводиться  лишь на
основе  отдельных  заказных  работ.  Необходимо, чтобы мониторингом на
постоянной  основе  занималась  специальная  служба  или  организация.
Организационное    и   нормативно-методическое   обеспечение   системы
мониторинга  должно  быть  разработано  вместе  с системой показателей
движения  Москвы  к  информационному  обществу  в  ряду первоочередных
мероприятий Программы.

                            Цели и задачи

     Целью  подпрограммы  является научное и аналитическое обеспечение
информационной политики и управленческих решений, принимаемых в Москве
при  реализации  ГЦП  "Электронная  Москва",  а также во всех случаях,
когда необходим учет влияния ИКТ на различные стороны жизни города.
     К задачам подпрограммы относятся:
     - разработка  методологии,  системы показателей, инструментария и
нормативной  базы  для  мониторинга  движения Москвы к информационному
обществу;
     - получение и анализ текущих значений показателей движения Москвы
к информационному обществу;
     - определение   значений  целевых  показателей  ГЦП  "Электронная
Москва" на весь период и по этапам;
     - мониторинг   использования   ИКТ  для  развития  ключевых  сфер
деятельности, анализ факторов информатизации;
     - отслеживание     и     прогнозирование    социально    значимых
(распространенных,   устойчиво   воспроизводимых,   жизненно   важных)
проблемных   ситуаций  на  уровне  города,  локальных  территориальных
сообществ  и  личностном  уровне, связанных с широким распространением
новых ИКТ и интеграцией Москвы в глобальное информационное общество;
     - мониторинг  состояния  ИКТ  сектора  и  рынков ИКТ в г. Москве,
анализ  существующих  в  городе  условий  (делового  климата, трудовых
ресурсов  и  адекватного государственного регулирования) для повышения
конкурентоспособности   информационной  индустрии  города,  разработка
рекомендаций по промышленной политике в этой отрасли экономики;
     - мониторинг  хода  и  результатов  реализации  ГЦП  "Электронная
Россия",  разработка  рекомендаций  по  корректировке  и  приоритетных
проектов ГЦП "Электронная Москва" на ближайший год и перспективу.

              Система мероприятий по организации системы
                             мониторинга

     1.  Разработка и реализация системы мониторинга движения Москвы к
информационному обществу:
     - разработка    системы    показателей    движения    Москвы    к
информационному обществу и концепции системы мониторинга;
     - разработка   инструментария   для  получения  текущих  значений
показателей   движения  Москвы  к  информационному  обществу  методами
государственного     статистического     наблюдения    и    выборочных
представительных опросов населения и хозяйствующих субъектов;
     - разработка  системы нормативного и организационного обеспечения
системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу;
     - разработка  информационной  системы  для  мониторинга  движения
Москвы  к  информационному  обществу,  включающей  БД текущих значений
показателей и аналитический модуль;
     - мониторинг   движения   Москвы   к   информационному  обществу,
включающий:
     получение   текущих   значений   показателей  движения  Москвы  к
информационному обществу;
     анализ использования ИКТ в ключевых сферах деятельности города;
     анализ  потребностей  населения и хозяйствующих субъектов в ИКТ и
информационных услугах;
     обследование и анализ рынков ИКТ в г. Москве;
     анализ существующих в городе условий для развития, производства и
эффективного использования ИКТ;
     - подготовка  ежегодного  аналитического  доклада  с результатами
мониторинга  и  рекомендациями  по  приоритетным направлениям и списку
мероприятий ГЦП "Электронная Москва" на очередной финансовый год.
     2.  Проведение  по  международной  методологии  оценки готовности
Москвы  к  информационному  обществу,  нацеленной  на  анализ и оценку
уровня   развития  ИКТ  инфраструктуры  города,  использования  ИКТ  в
различных  сферах  деятельности  и социально-экономических предпосылок
электронного     развития    (делового    климата,    государственного
регулирования,  уровня  развития  человеческого  капитала), результаты
которой позволят определить приоритеты Программы на ближайшие годы.

                         Ожидаемые результаты

     Основным  результатом  реализации подпрограммы является повышение
качества  принимаемых  решений  по вопросам информационной политики г.
Москвы  и управления ГЦП "Электронная Москва" за счет создания системы
научно-аналитического и информационного обеспечения.

                        Ресурсное обеспечение

     Финансирование  подпрограммы  должно осуществляться из городского
бюджета.

                Организационное обеспечение и контроль

     Организация  выполнения  подпрограммы  и функции государственного
заказчика  возлагаются  на  Государственного  заказчика - координатора
Программы.

            ГОРОДСКИЕ РАБОЧИЕ ОРГАНЫ, МЕХАНИЗМЫ И ПОРЯДОК
                РЕАЛИЗАЦИИ И ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

              Городские рабочие органы по реализации ГЦП
                         "Электронная Москва"

     Городские   рабочие  органы  Программы  обеспечивают  управление,
координацию и экспертную поддержку выполнения программных мероприятий.
Основными рабочими органами Программы являются:
     1.   Координационный   совет   по  реализации  городской  целевой
программы "Электронная Москва" (образован постановлением Правительства
Москвы  N  609-ПП  от 6 августа 2002 г. "О городской целевой программе
"Электронная  Москва"),  осуществляющий  координацию работ по переходу
Москвы  к  информационному обществу, а также по строительству в городе
современных интерактивных широкополосных сетей с полным набором услуг.
     2.  Уполномоченный  орган  управления  информатизацией г. Москвы,
осуществляющий    координацию    работ   информатизации   в   порядке,
установленном   Законом   города   Москвы   от  24.10.2001  N  52  "Об
информационных ресурсах и информатизации города Москвы".
     3.  Система заказчиков, включающая в свой состав Государственного
заказчика   -  координатора  Программы  и  государственных  заказчиков
подпрограмм,  отдельных  мероприятий  и  проектов  Программы,  а также
инвесторов  и  заказчиков,  осуществляющих финансирование подпрограмм,
программных  мероприятий и проектов из источников, отличных от бюджета
г. Москвы.
     4.  Дирекция  Программы, осуществляющая технические координацию и
контроль     исполнения     Программы,     выполняющая     мероприятия
организационного,  научного  и  информационного обеспечения реализации
ГЦП "Электронная Москва".
     5.  Экспертный  совет  ГЦП  "Электронная Москва", действующий при
Координационном  совете  Программы,  а  в  периоды  между  заседаниями
Координационного  совета  при Государственном заказчике - координаторе
Программы.  Экспертный  совет  осуществляет  независимую  экспертизу и
подготовку  рекомендаций по вопросам разработки, принятия и реализации
подпрограмм  и  мероприятий ГЦП "Электронная Москва", организовывает и
осуществляет  профессиональную  экспертизу  при проведении конкурсов и
реализации программных мероприятий.
     С  целью  координации создания информационных систем и ресурсов в
комплексах  городского  управления  создаются  коллегиальные органы, а
также   определяются  государственные  заказчики  -  распорядители  по
мероприятиям Программы, реализуемым в соответствующей отрасли.
     Государственный   заказчик-координатор   Программы   осуществляет
функции   главного   распорядителя  бюджетных  средств  по  Программе,
формирует  проекты  ежегодных  планов  и  предложения  по приоритетным
направлениям   и   мероприятиям  Программы,  а  также  их  заказчикам,
определяет   порядок   проведения  конкурсов  по  выбору  исполнителей
подпрограмм,  программных  мероприятий  и  проектов  ГЦП  "Электронная
Москва",  привлечению инвесторов, контролирует деятельность заказчиков
и   инвесторов  по  реализации  подпрограмм,  мероприятий  и  проектов
Программы.
     Государственный   заказчик-координатор   Программы   обеспечивает
деятельность   Координационного   совета   ГЦП  "Электронная  Москва",
осуществляет  городской  государственный  заказ услуг и работ Дирекции
Программы  по техническим координации и контролю исполнения Программы,
выполнению  мероприятий  организационного,  научного и информационного
обеспечения реализации ГЦП "Электронная Москва".
     В  период  между заседаниями Координационного совета осуществляет
координацию   деятельности   государственных   заказчиков   и   других
участников реализации Программы по выполнению подпрограмм, программных
мероприятий и проектов Программы.
     Дирекция   программы   обеспечивает   согласование  требований  к
информационным  системам,  их  совместимость, формирует предложения по
установлению   требований,   технических   условий   и   других  норм,
определяющих  создание  информационных систем, контролирует выполнение
указанных норм при выполнении мероприятий Программы.
     Экспертный  совет Программы осуществляет независимую экспертизу и
подготовку  рекомендаций по вопросам разработки, принятия и реализации
подпрограмм  и  мероприятий ГЦП "Электронная Москва", организовывает и
осуществляет   экспертизу   при   проведении  конкурсов  и  реализации
программных  мероприятий. В соответствии с задачами Экспертного совета
в  его состав входят как специалисты в соответствующих областях, так и
представители    информационной    индустрии,    органов    власти   и
общественности (обществ потребителей, пользователей Интернета и т.п.).
     Перечисленные  выше рабочие органы взаимодействуют в соответствии
со  следующей  организационной схемой административного управления ГЦП
"Электронная Москва" (рис. 3.1).

          ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
          ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"

                          ------------        -----------------
  ------------------------|Мэр Москвы|        |Координационный|
  |Органы управления|     ------------        |совет ГЦП      |
  |ФЦП "Электронная |           |-------------|"Электронная   |
  |Россия"          |     ------------------  |Москва"        |
  ------------------------|Управление      |  |-----------------
                          |информатизации  |  |Экспертный совет|
                          |города Москвы   |  |ГЦП "Электронная|
                          |(государственный|--|Москва"         |
                          |заказчик -      |  ------------------
                          |главный         |
                          |распорядитель   |
                          |средств бюджета)|
                          ------------------
         ------------------------------------------------
  ----------------- ------------ --------------- ---------------
  |Аппарат Мэра   | |Комплексы | |Департаменты,| |Префектуры   |
  |и Правительства| |городского| |комитеты     | |-------------|
  |Москвы         | |управления| |и управления | ||Орган      ||
  |---------------| |----------| |прямого      | ||комплекса  ||
  ||Информацион- || ||Отдел по|| |подчинения   | ||по информа-||
  ||но-технологи-|| ||информа-|| |-------------| ||тизации    ||
  ||ческий центр || ||тизации || ||Отдел      || |-------------|
  |---------------| |----------| ||(сектор)   || ---------------
  ----------------- ------------ ||информати- ||        |
                          |      ||зации      ||        |
                          |      ||территории ||        |
                          |      |-------------|        |
                          |      ---------------        |
      -----------------------------                     |
------------- ------------- -------------       ----------------
|Департамент| |Комитет    | |Управление |       |Управы        |
|-----------| |-----------| |-----------|       |--------------|
||Отдел    || ||Отдел    || ||Отдел    ||       ||Группа      ||
||(сектор) || ||(сектор) || ||(сектор) ||       ||закрепленных||
||по инфор-|| ||по инфор-|| ||по инфор-||       ||специалистов||
||матизации|| ||матизации|| ||матизации||       |--------------|
|-----------| |-----------| |-----------|       ----------------
------------- ------------- -------------

     Рис. 3.1.

     Организационная   схема  административного  управления  городской
целевой  программой  "Электронная  Москва"  для  реализации  некоторых
перечисленных   выше   функций  предусматривает  создание  двух  новых
городских структур:
     - находящегося   в   прямом  подчинении  Мэру  Москвы  Управления
информатизации   города   Москвы,  которое  должно  выполнять  функции
государственного  заказчика и главного распорядителя средств бюджета в
связи с реализацией городской целевой программы "Электронная Москва";
     - открытого    акционерного    общества   "Электронная   Москва",
образованного  в  соответствии с постановлением Правительства Москвы N
609-ПП   от   6   августа  2002  г.  "О  городской  целевой  программе
"Электронная   Москва"   с   целью  координации  работ  и  привлечения
инвестиций при выполнении ГЦП "Электронная Москва".
     В   комплексах  городского  управления  вопросами  информатизации
занимаются,  как  правило,  уже имеющиеся подразделения, отвечающие за
информатизацию,  взаимодействующие с Управлением информатизации города
Москвы. Аналогичные подразделения (отделы или сектора) есть или должны
быть   организованы  в  департаментах,  комитетах  и  управлениях  как
входящих  в  состав  комплексов, так и прямого подчинения Мэру Москвы.
Координация процесса информатизации территориального управления города
осуществляется  отделами  (секторами)  информатизации  территории  при
префектурах   города.   На   более   низком   уровне  территориального
управления,    в    управах,    для   решения   задач   информатизации
предусматривается использование групп закрепленных специалистов.
     Организационная схема разработки и развития информационных систем
в  рамках  городской целевой программы "Электронная Москва" определяет
взаимодействие  городских  структур  на  всех  этапах создания новых и
совершенствования  существующих информационных систем и ресурсов (рис.
3.2).

                   ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СХЕМА РАЗРАБОТКИ
                   И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

                           ------------
                           |Мэр Москвы|
                      ----------------------
--------------        |Правительство Москвы|
|Координа-   |        ----------------------
|ционный     |<-----------------|--------------------------------
|совет ГЦП   |       V          V               V               V
|"Электронная|------------------------------------------ ---------------
|Москва"     ||Аппартат    ||Комплексы  ||Департаменты,| |Префектуры   |
|-------------|Мэра        ||городского ||комитеты     | |-------------|
|Экспертный|/\|и Правитель-||управления ||и управления | ||Отдел      ||
|совет ГЦП || |ства        ||-----------||прямого      | ||(сектор)   ||
|"Элктрон- || |Москвы      |||Орган    |||подчинения   | ||информати- ||
|ная       || |------------|||комплекса|||-------------| ||зации      ||
|Москва"   || ||Информаци-||||по инфор-||||Отдел      || ||территории ||
------------| ||онно-     ||||мации    ||||по         || |-------------|
  /\        | ||технологи-|||-----------|||информати- || ---------------
  |         | ||ческий    ||-------------||зации      ||         /  |         | ||центр     ||        /\   |-------------|         |
  |         | |------------|        |    ---------------         |
  |         | --------------        |                            |
  |         |          /\           |           /\               |
  |         |          |            |           |                |
 ------------------    |          --------------------------     |
 |Поручения       |    |          |Заявки на потребности,  |     |
 |и предложения   |    -----------|требования пользователя,|------
 |по общесистемной|               |конкусная документация, |
 |части           |               |согласование документов |
 ------------------               --------------------------
       |         -------------------------------
       V         V                 --------------  ----------------------
     ----------------              |Определение |  |Дирекция ГЦП        |
     |Управление    |--------------|лимитов,    |->|"Электронная Москва"|
     |информатизации|              |формирование|  |--------------------|
     |города Москвы | -------------|сводного    |  ||Совет главных     ||
     |              | |Запрос на  ||графика     |  ||конструкторов     ||
 --> |(госзаказчик  | |подготовку |--------------  ||------------------||
 |   |общесистемных |-|ТЗ         |--------------->|||Главный         |||
 |   |проектов,     | ------------- -------------  |||конструктор     |||
 |   |госзаказчик - |<--------------|Техническое|--|||направления     |||
 |   |главный       | --------------|задание    |  ||------------------||
 |   |распорядитель | |Утвержденное|-------------  |--------------------|
 |   |средств       |-|техническое |-------------->|                    |
 |   |бюджета)      | |задание     |-------------- |                    |
 |   |              | --------------|Разработка  | |                    |
 |   |              |<--------------|и согласова-|-|                    |
 |   ----------------               |ние         | ----------------------
----------------- ||  --------------|конкурсной  |   /\|
|Инициативные   | |---|Конкурсная  ||документации|   | |
|предложения    | |   |документация|--------------   | |
|субъектов      | |   --------------                 | |
|информационного| V            V                     | | -----------------
|рынка          |------------------------------------| | |Приемка и сдача|
|(пользователей)||Экспертные ||Система конкурсов    || | |в эксплуатацию |
-----------------|организации||по выбору заказчиков,|| | |созданных      |
                 -------------|подрядчиков          || | |систем         |
                              |и инвесторов         || | -----------------
                              -----------------------| |   /\      V
                                V                 ---- V   |  Типовые
                             ------------  --------------- |  модели
                             |Победители|->|Разработанные|--  эксплуатации
                             |конкурсов |  |системы      |    информационных
                             ------------  ---------------    систем

     Рис. 3.2.

     Заявки  на  потребности  в  ресурсах и требования пользователей к
системам   поступают   в   Управление   информатизации  из  комплексов
городского   управления,  из  департаментов,  управлений  и  комитетов
прямого подчинения, а также из префектур.
     Управление  информатизации  города Москвы доводит до дирекции ГЦП
"Электронная Москва" лимиты и сводный график финансирования Программы,
организует подготовку и согласование технических заданий на разработку
новых   и  развитие  существующих  систем,  готовит  документацию  для
проведения  конкурсов  на выполнение функций заказчиков, подрядчиков и
инвесторов  городских  информационных систем. Качество принимаемых при
этом решений проверяется Экспертным советом ГЦП "Электронная Москва" и
экспертизой внешних государственных экспертных организаций.
     Созданные  информационные  системы  передаются  в  эксплуатацию в
соответствии с одной из следующих схем (рис 3.3).

              ТИПОВЫЕ МОДЕЛИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ
             СИСТЕМ В РАМКАХ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
                         "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"

     Во всех вариантах функциями оператора являются:
     1) актуализация информации;
     2) предоставление услуг;
     3) обновление оборудования и программного обеспечения.

     Вариант  1.  Все  функции выполняет один из органов Правительства
Москвы.

                                   --------------
            Информационные услуги  |Другие      |
            ---------------------->|пользователи|
     -----------------             |и население |
     |Пользователь   |             --------------
     |или юридический|
     |держатель      |
     |базы данных    |
     |               |
     |Оператор       |
     |               |
     |Эксплуатирующая|
     |организация    |
     -----------------
             |
     ----------------
     |Информационная|
     |система       |
     ----------------

     Вариант  2.  Функции эксплуатирующей структуры поручены выбранной
по конкурсу организации.

                                   --------------
            Информационные услуги  |Другие      |
            ---------------------->|пользователи|
     -----------------             |и население |
     |Пользователь   |             --------------
     |или юридический|
     |держатель      |
     |базы данных    |
     |               |
     |Оператор       |--      -----------------
     ----------------- -------|Эксплуатирующая|
             |              --|организация    |
     ----------------       | -----------------
     |Информационная|--------
     |система       |
     ----------------

     Вариант 3. Функции оператора и эксплуатирующей структуры поручены
одной организации.

     --------------
     |Другие      |<----------------------------
     |пользователи|  |  Информационные услуги  |
     |и население |  |                         |
     --------------  |                         |
                     V                         |
     -------------------         -------------------
     |Контроль качества|         |Оператор         |
     |услуг.           |<------->|и эксплуатирующая|
     |Контроль         |---------|организация      |
     |актуализации     |         -------------------
     |                 |               |
     |Пользователь     |               |
     -------------------    ----------------
                            |Информационная|
                            |система       |
                            ----------------

     Вариант 4. Функции оператора и эксплуатирующей структуры поручены
разным организациям.

     --------------
     |Другие      |<----------------------------
     |пользователи|  |  Информационные услуги  |
     |и население |  |                         |
     --------------  |                         |
                     V                         |
     -------------------<------->-------------------
     |Контроль качества|---------|Оператор         |
     |услуг.           |         -------------------
     |Контроль         |          |    |
     |актуализации     |   --------    |
     |                 |   |       -----------------
     |Пользователь     |   |       |Эксплуатирующая|
     -------------------   |    ---|организация    |
                ----------------|  -----------------
                |Информационная|-
                |система       |
                ----------------

     Рис. 3.3.

     Типовые   модели  эксплуатации  информационных  систем  в  рамках
городской  целевой программы "Электронная Москва" определяют возможные
варианты  распределения обязанностей между организациями, выполняющими
функции  пользователя  и  оператора  информационных  систем,  а  также
функции   эксплуатирующей  организации.  При  этом  под  пользователем
понимается орган городского управления, который инициировал разработку
и   создание   соответствующей   информационной   системы,   определял
требования  к  ней,  участвовал в ее приемке, использует эту систему в
своей  деятельности  и осуществляет функции собственника этой системы.
Во   всех   вариантах   функциями   оператора   являются  актуализация
информации,   предоставление   услуг   и   обновление  оборудования  и
программного обеспечения системы.
     В   первом   варианте  все  функции  выполняет  орган  городского
управления, являющийся пользователем информационной системы.
     Во   втором  варианте  пользователь  выполняет  также  и  функцию
оператора,  а  функции  эксплуатирующей  организации передаются другой
компании (как правило, на конкурсной основе).
     В  третьем  варианте  две  функции  - оператора и эксплуатирующей
организации - передаются другой компании.
     В четвертом варианте эти две функции передаются разным компаниям.
     В  третьем  и  четвертом  случаях  пользователь  и оператор тесно
взаимодействуют   в  процессе  контроля  за  актуализацией  информации
(функция   оператора)   и   контроля   за   качеством   предоставления
информационных услуг (функция пользователя).
     В  качестве  примера  на  рис.  3.4  показан  случай эксплуатации
информационных   систем   с   участием   ОАО   "Электронная   Москва",
представляющий собой модификацию третьего варианта модели эксплуатации
городских   информационных   систем,  при  котором  функции  оператора
информационной  системы  и  эксплуатирующей организации выполняет одна
организация.    Предполагается,    что,    кроме    интеграционных   и
обеспечивающих  информационных  систем, ОАО "Электронная Москва" может
эксплуатировать  отраслевые  информационные системы на базе специально
создаваемых  для  этого прикладных программных и технических платформ.
Кроме  того, ОАО "Электронная Москва" может выполнять функции Дирекции
ГЦП "Электронная Москва".

            ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ СИЛАМИ ОАО
                         "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"

     --------------
     |Другие      |<----------------------------
     |пользователи|  |  Информационные услуги  |
     |и население |  |                         |
     --------------  |                         |
                     V                         |
     -------------------         -------------------
     |Контроль качества|         |Холдинг ОАО      |
     |услуг.           |<------->|"Электронная     |
     |Контроль за      |         |Москва"          |
     |актуализацией    |         |                 |
     |информации       |         |(оператор        |
     |                 |---------|и эксплуатирующая|
     |Пользователь     |         |организация)     |
     -------------------         -------------------
                                       |
                                       |
                            ----------------
                            |Информационные|
                            |системы       |
                            ----------------

     Рис. 3.4.

     Совет   главных  конструкторов  информационных  систем  городской
целевой  программы  "Электронная  Москва"  представляет  собой рабочий
орган при Дирекции ГЦП "Электронная Москва" (рис. 3.5).
     Совет  главных  конструкторов возглавляет генеральный конструктор
городской  целевой  программы  "Электронная  Москва".  В состав Совета
главных  конструкторов  входят  руководители,  отвечающие  за  процесс
информатизации  в  комплексах  городского  хозяйства, в департаментах,
комитетах  и  управлениях  прямого  подчинения,  а также в префектурах
города.  Кроме  того,  в  состав  Совета  главных конструкторов входят
главные   конструкторы   интеграционных   и   обеспечивающих   систем,
создаваемых в рамках городской целевой программы "Электронная Москва".
     Задачей   Совета   главных   конструкторов  является  координация
процесса  разработки  и  создания отраслевых и интеграционных систем с
целью  обеспечения  их совместимости и взаимодействия для формирования
единого информационного пространства города.

                СТРУКТУРА СОВЕТА ГЛАВНЫХ КОНСТРУКТОРОВ
           ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"

                 -----------------------------
                 |Генеральный конструктор    |
                 |информационных систем      |
                 |городской целевой программы|
                 |"Электронная Москва"       |
                 -----------------------------
  ------------------------------|-------------------------------
  |  ----------------------     |     ------------------------ |
  |  |Главные конструкторы|     |     |Главный конструктор   | |
  |  |интеграционных      |     |     |информационных систем | |
  |  |и обеспечивающих    |     |     |Аппарата Мэра         | |
  |  |систем              |     |     |и Правительства Москвы| |
  |  ----------------------     |     ------------------------ |
  |                             |                              |
  |                             |                              |
  |                             |                              |
----------------   ------------------------   -------------------
|Главные       |   |Главные конструкторы  |   |Главные          |
|конструкторы  |   |информационных        |   |конструкторы     |
|информационных|   |отраслевых систем     |   |информационных   |
|отраслевых    |   |департаментов,        |   |отраслевых систем|
|систем        |   |управлений и комитетов|   |территориального |
|комплексов    |   |прямого подчинения    |   |управления       |
|городского    |   ------------------------   -------------------
|управления    |
----------------

     Рис. 3.5.

              Порядок реализации программных мероприятий
                      и механизмы финансирования

     Состав  программных  мероприятий и проектов, реализуемых в рамках
ГЦП   "Электронная   Москва",   устанавливается  ежегодно  одобренными
Координационным  советом  ГЦП  "Электронная  Москва" и утверждаемыми в
установленном порядке планами программных мероприятий.
     Государственные    заказчики    по   подпрограммам,   программным
мероприятиям  и  проектам  Программы  определяются планами программных
мероприятий.
     Инвесторы  и  заказчики  программных  мероприятий, финансирование
которых должно осуществляться из внебюджетных источников, определяются
для   каждого  программного  мероприятия  в  порядке,  устанавливаемом
Правительством     Москвы     по     представлению    Государственного
заказчика-координатора Программы.
     С  целью  обеспечения  совместимости, стандартизации и унификации
решений,   принимаемых   при   реализации   подпрограмм,   программных
мероприятий   и   проектов,   интеграции   информационных  систем  при
реализации   ГЦП   "Электронная   Москва"  осуществляются  технические
координация и контроль, экспертиза программных мероприятий, проектов и
подпрограмм ГЦП "Электронная Москва".
     Постоянно   действующими  органами,  осуществляющими  технические
координацию и контроль, экспертизу программных мероприятий, проектов и
подпрограмм  ГЦП  "Электронная  Москва", являются Дирекция программы и
Экспертный совет ГЦП "Электронная Москва".
     В  рамках  ГЦП  "Электронная  Москва"  реализуется  двухуровневая
система    экспертизы.    Профессиональная,   техническая   экспертиза
(экспертиза,  основанная  на  владении кодифицированным знанием или на
опыте    работы    в    какой-то   области)   реализуется   в   рамках
специализированных   секций  Экспертного  совета  и  работы  отдельных
экспертов.  Она  проводится  для  оценки  с  научной,  технической или
профессиональной   точки   зрения  проектов,  разработок,  результатов
реализации мероприятий Программы и т.п. Такие секции создаются по всем
подпрограммам   ГЦП   "Электронная   Москва".   Экспертиза  интересов,
разработка  рекомендаций  о приоритетах и распределении финансирования
между    подпрограммами,    окончательные   рекомендации   по   выбору
исполнителей  программных  мероприятий  и  т.п.  должны осуществляться
Экспертным советом Программы.
     В    случаях,    установленных    законодательством,   проводится
государственная  экспертиза  подпрограмм,  проектов  и  результатов их
выполнения.
     Объем  финансирования выполнения Программы утверждается в составе
бюджета города Москвы на очередной финансовый год. С учетом выделенных
бюджетных средств и привлеченных средств из других источников, а также
с учетом экспертных заключений по промежуточным результатам выполнения
мероприятий Программы проводится уточнение списка, сроков выполнения и
объема  финансирования  мероприятий  Программы на очередной финансовый
год.   Предложения  по  корректировке  Программы  получают  заключение
Экспертного совета и утверждаются Координационным советом Программы.
     Выбор   исполнителей  по  мероприятиям  Программы  проводится  на
конкурсной    основе,    если    иное   не   установлено   действующим
законодательством.  Механизмом  реализации Программы предусмотрены три
типа    конкурсов,    соответствующих   различным   видам   бюджетного
финансирования,  используемым  в  Программе,  -  открытые  конкурсы по
размещению  заказов  на  поставку  товаров,  работ  и  услуг;  конкурс
инициативных  проектов в социально значимой сфере на получение грантов
и конкурсы инвестиционных коммерческих проектов на выделение бюджетных
кредитов, другие формы (рис. 3.6).

               КОНКУРСЫ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"

          -------------------------------------------
--------------------- ---------------------- ----------------
|Конкурсные торги   | |Конкурс инициативных| |Конкурс       |
|по закону          | |проектов            | |инвестиционных|
|о городских заказах| ---------------------- |проектов      |
---------------------            |           ----------------
--------------------- ---------------------  ---------------
|Госзакупки товаров,| |Субвенции (гранты),|  |Инвестиции,  |
|работ и услуг      | |безвозмездное      |  |возвратное   |
--------------------- |финансирование     |  |финасирование|
                      |инициативных       |  |коммерческих |
                      |социальных проектов|  |проектов     |
                      ---------------------  |в сфере ИТК  |
                                             ---------------

     Рис. 3.6.

     Конкурсы проводятся в установленном законодательством порядке.
     Схема   финансового   обеспечения   городской  целевой  программы
"Электронная  Москва"  (рис.  3.7) определяет источники финансирования
создания   информационных   систем   и  ресурсов.  Бюджетные  средства
используются  для этих целей только на конкурсной основе. Созданные за
счет  бюджета  информационные  системы  могут капитализироваться путем
инвестирования их в открытое акционерное общество "Электронная Москва"
или  другие  организации  с  увеличением  доли  города  в  их уставном
капитале.    Для   создания   интеграционных   и   отраслевых   систем
Правительство  Москвы  и  ОАО  "Электронная  Москва"  могут привлекать
средства  инвесторов,  включая  размещение  облигаций  или  акций  ОАО
"Электронная Москва" на финансовом рынке. Для этих же целей может быть
использована  прибыль,  получаемая  в  результате предоставления услуг
населению и другим потребителям.
     Кроме   того,  частные  инвесторы  могут  финансировать  создание
информационных   систем  в  рамках  городской  целевой  программы  без
сотрудничества с ОАО "Электронная Москва".

           СХЕМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ
                    ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА"

 ---------------                               ---------------     -------------------
 |Пользователи,|                               |Бюджет Москвы|     |Бюджет Российской|
 |включая      |                               ---------------     |Федерации        |
 |население    |                 Разработка ТЗ (конкурс)|          -------------------
 ---------------            Разработка проекта (конкурс)|              |
  О /\ О |                  Реализация проекта (конкурс)|              |
  к |  п |                                              |              |
  а |  л |                                              |              |
  з |  а |                                              |              |
  а |  т |                                              |              |
  н |  а |                                              |              |
  и |    |                                              |              |
  е |  у |                                              |              |
    |  с |                                              |              |
  у |  л |                                              |              |
  с |  у |                                              |              |
  л |  г |                                              |              |
  у |    |                                              |              |
  г |    V                                              V              |
 -------------- Увеличение уставного капитала      -----------------   |
 |Холдинг ОАО |<-----------------------------------|Условия участия|   |
 |"Электронная| Инвестирование собственных средств |---------------|   |
 |Москва"     |----------------------------------->||Программа    ||<---
 --------------                                    ||"Электронная ||
  А |  Д /\ /\                                     ||Москва"      ||
  к |  е |  |                                      |---------------|
  ц |  н |  |                                      -----------------
  и |  е |  |                                        /  и |  ж |  |                                        |
  , |  н |  |                                        |
    |  ы |  |                                        |
  о |  е |  |                                        |
  б |    |  |                                        |
  л |  с |  |                                        |
  и |  р |  |                                        |
  г |  е |  |                                        |
  а |  д |  |                                        |
  ц |  с |  |                                        |
  и |  т |  |                                        |
  и |  в |  |                                        |
    |  а |  -------------------------------          |
    V    |                                |          |
-------------                      --------------------
|Финансовый |                      |Частные инвестиции|
|рынок      |                      --------------------
-------------

     Рис. 3.7.

     Механизм  финансирования  и  реализации Программы предусматривает
привлечение  внебюджетных  источников  для  реализации  Программы. Это
средства  негосударственных  коммерческих  структур для инвестирования
коммерческих   проектов;   средства   доноров  и  благотворителей  для
финансирования  социально  значимых  проектов  и средства федерального
бюджета   (в   т.ч.   ФЦП   "Электронная   Россия")   для  совместного
финансирования  проектов  Программы,  представляющих взаимный интерес;
средства   населения,   прежде   всего,   в  области  образовательных,
медицинских,  развлекательных и некоторых других информационных услуг.
На   первом   этапе   реализации  Программы  должны  быть  разработаны
специальные   меры   по  стимулированию  и  привлечению  внебюджетного
финансирования мероприятий Программы.
     Механизм реализации Программы предусматривает использование всего
набора    инструментов    бюджетного   финансирования   и   косвенного
стимулирования   деятельности  по  реализации  мероприятий  Программы,
предусмотренного законодательством Российской Федерации и г. Москвы. К
формам  стимулирования экономической деятельности участников Программы
относятся:
     - предоставление  льгот по налогам и преференций в соответствии с
законодательством Российской Федерации и города Москвы;
     - предоставление  гарантий  Правительства  Москвы для привлечения
инвестиций;
     - предоставление  бюджетных  средств  для финансовой поддержки на
возмездной  и  безвозмездной основе в соответствии с законодательством
Российской Федерации и города Москвы;
     - установление  пониженных  ставок  арендной платы за помещения и
производственные  фонды,  находящиеся в собственности города Москвы, и
земельные  участки,  необходимые  для  реализации  целей  Программы, в
порядке, предусмотренном законодательством;
     - осуществление  реструктуризации  задолженности  по  платежам  в
бюджет города Москвы, изменение сроков уплаты налогов, сборов и пеней,
причитающихся  бюджету города Москвы, а также предоставление налоговых
кредитов и инвестиционных налоговых кредитов согласно законодательству
Российской Федерации и города;
     - бюджетные кредиты.
     В  рамках  подпрограммы  создания нормативно-правовой базы должна
быть  разработана система нормативных документов, определяющих порядок
выполнения  и  финансирования программных мероприятий ГЦП "Электронная
Москва", в том числе:
     - Положение  о  прохождении  заказов  в  рамках городской целевой
программы "Электронная Москва";
     - Положение  о  порядке  приемки, вводе в действие и эксплуатации
информационных систем и ресурсов города Москвы;
     - Положение   о   генеральном  конструкторе  городской  программы
"Электронная Москва" и Совете главных конструкторов Программы;
     - Положение о фонде алгоритмов, программ, информационных ресурсов
и технической документации города Москвы;
     - Положение  о  порядке конкурсного финансирования инвестиционных
проектов;
     - Положение о порядке предоставления бюджетных кредитов, субсидий
и субвенций на социально значимые проекты.

            СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

                 Отличительные особенности Программы

     Городская  целевая  программа  "Электронная  Москва"  относится к
числу комплексных программ технической и социальной направленности.
     При  оценке  эффекта, достигаемого при выполнении этой Программы,
целесообразно учитывать ее отличительные особенности:
     - в    состав   Программы   вошли   подпрограммы   экономической,
технической  и  социальной  направленности,  для  оценки эффективности
выполнения  которых используются показатели разных категорий. Поэтому,
чтобы  обосновать  целесообразность  выделения  средств  на выполнение
Программы, следует учитывать эффекты разных категорий - экономический,
технический,  социальный  и  др.  При  этом  некоторые  из мероприятий
приводят к достижению сразу нескольких эффектов;
     - Программа  рассчитана  на  пять  лет  с  возможным  последующим
продолжением.  В  соответствии  со  сложившейся практикой она занимает
промежуточное  место между среднесрочными и долгосрочными программами,
что  затрудняет  прогнозирование  ожидаемого  эффекта.  Тем  не  менее
прогнозирование   социально-экономического   развития   на  пятилетнюю
перспективу  с  погодовой  разбивкой  возможно  при  условии ежегодной
корректировки.  Что  касается  развития  сферы ИКТ, то, как показывает
опыт,  прогнозирование  ожидаемого эффекта на срок свыше двух-трех лет
редко оказывается достоверным;
     - Программа  будет выполняться одновременно с Федеральной целевой
программой   "Электронная   Россия"   с   частичным  перекрыванием  по
преследуемым    целям.   Принцип   единства   экономической   политики
(Правительства   РФ   и  Москвы  как  субъекта  Российской  Федерации)
предполагает  необходимость  согласования  этих программ в процессе их
выполнения.   При   этом  развитие  города  Москвы  будет  происходить
опережающими  темпами  и  численные значения отдельных показателей для
ожидаемых  конечных  результатов реализации ФЦП "Электронная Россия" в
процессе  выполнения  ГЦП "Электронная Москва" будут превышены как для
относительных   значений,   так   и  для  абсолютных  значений  (после
соответствующего  пересчета  с  учетом реального соотношения населения
России и Москвы).

                     Ожидаемые обобщенные эффекты

     Главный  интегральный  эффект,  который  предполагается достичь в
результате  выполнения  Программы,  состоит в повышении качества жизни
москвичей и гостей Москвы за счет более широкого внедрения современных
ИКТ  в  их  повседневную  жизнедеятельность.  При  этом под "качеством
жизни"  в  широком  толковании  понимается удовлетворенность населения
своей  жизнью  с  точки зрения различных потребностей и интересов. Это
понятие  охватывает:  характеристики  и  показатели  уровня  жизни как
экономической  категории,  условия  труда  и отдыха, жилищные условия,
социальную обеспеченность и гарантии, охрану правопорядка и соблюдение
прав  личности,  природно-климатические условия, показатели сохранения
окружающей  среды, наличие свободного времени и возможности хорошо его
использовать,  наконец,  субъективные  ощущения  покоя, комфортности и
стабильности.
     Таким  образом,  рассматривая  качество  жизни  как  интегральный
показатель    для    оценки    эффективности   выполнения   Программы,
целесообразно  все  выполняемые  мероприятия  по  достигаемому эффекту
разбить  на  следующие  основные  группы:  экономический, технический,
социальный, психологический и экологический.
     Основной  экономический эффект будет состоять в получении прибыли
для  тех  подпрограмм,  которые имеют коммерческую направленность, и в
содействии повышению производительности труда и общему росту экономики
города.
     Основной  технический  эффект будет состоять в повышении объема и
скорости  использования  информации  и  в  более  интенсивном развитии
наукоемких  производств,  связанных,  прежде  всего, с внедрением ИКТ.
Предполагается  в процессе выполнения Программы охватить все население
Москвы. При этом основной социальный эффект будет состоять в повышении
уровня    жизни   граждан,   а   также   сглаживании   социального   и
информационного неравенства.
     Повышение  производительности  труда, частичный переход на работу
на  дому  приведут  к  увеличению  свободного  времени,  которое будет
посвящено   досугу,   а   доступ  к  современным  ИКТ  позволит  более
качественно удовлетворять информационные потребности населения.
     Преимущественным    станет    использование    кабельных   систем
распределения  телевизионных  программ, что приведет к снижению уровня
электромагнитного  излучения.  Увеличится  доля  трудового  населения,
работающего    на   дому,   вследствие   этого   произойдет   снижение
загрязненности  воздуха  выхлопными  газами  личного  и  общественного
автотранспорта.
     При  реализации  городской целевой программы "Электронная Москва"
необходимо  ориентироваться  на  достижение  поставленной  в Программе
цели,  но при этом как сама цель, так и этапы продвижения города к ней
должны  иметь  индикативное  выражение, позволяющее контролировать ход
реализации   Программы.   Целью   ГЦП  "Электронная  Москва"  является
повышение   качества   жизни   москвичей   за  счет  широкомасштабного
использования  ИКТ,  поэтому  в  системе целевых показателей Программы
предлагается  использовать две группы индикаторов: показатели качества
жизни  населения  Москвы  (в  основных  составляющих, раскрывающих это
понятие)  и  показатели  развития  и  использования ИКТ для обновления
ключевых сфер деятельности.

              Влияние инвестиций в ИКТ на экономическое
                           развитие города

     Программа   "Электронная   Москва"   нацелена   на   развитие   и
широкомасштабное использование в городе информационно-коммуникационных
технологий   и   предполагает   в   ближайшие   годы  осуществление  и
стимулирование  масштабных инвестиций в ИКТ. Поэтому первый вопрос, на
который  необходимо  ответить при экономическом обосновании Программы,
это  насколько  совокупные  инвестиции  в  ИКТ влияют на экономическое
развитие  города.  Примерную оценку этого эффекта можно дать, опираясь
на  данные, которые приводились для оценки влияния инвестиций в ИКТ на

Страницы: 1  2  3  4  5  6  7  8  9  


Оглавление