экономический рост развитых стран. Как показывают результаты экономических расчетов, недавно опубликованные в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), инвестиции в ИКТ в 1990-е годы обеспечили определенный вклад в экономический рост не только США, но и других развитых стран. За последние два десятилетия ИКТ обеспечивали от 0,2 до 0,5 процентных пункта роста экономики в зависимости от страны. Во второй половине 1990-х годов вклад инвестиций в ИКТ в экономический рост увеличился и уже обеспечивал от 0,3 до 0,9 процентных пункта роста в изученных странах. Учитывая, что эффект использования ИКТ наблюдается в различных по масштабам и социально-экономическим особенностям странах, эти оценки представляется обоснованным перенести на экономику Москвы и предположить, что широкомасштабное использование ИКТ обеспечит не менее 0,4-0,6% экономического роста в год. Важный вклад в экономику города будет вносить и развитие собственно сектора ИКТ как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности и роста во всех других отраслях. Показатели развития и использования ИКТ в городе В полном объеме задачи оценки текущего положения дел в сфере электронного развития города, прогноза развития событий (с учетом реализации ГЦП "Электронная Москва" в том или ином объеме) и обозначения промежуточных и целевых показателей Программы могут быть решены только в результате проведения оценки готовности Москвы к электронному развитию, запланированной на 2003 г., и в рамках мероприятия по созданию и реализации системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу. Пока комплексного исследования готовности Москвы к электронному развитию в городе не проводилось, поэтому на данном этапе возможно только обозначение примерных ориентиров развития города, выбор направлений мониторинга реализации Программы и описание основных показателей. Следует сказать, что такой подход - выбор базовых показателей электронного развития, обозначение целевых значений этих показателей, достижению которых должна способствовать реализация плана действий, и постоянное измерение значений этих показателей по ходу исполнения Программы - используется в программе "Электронная Европа" и во многих других национальных и региональных программах развития информационного общества. Опираясь на мировой опыт и исходя из целей и задач ГЦП "Электронная Москва", предлагается следующий набор базовых критериев и показателей движения Москвы к информационному обществу и их целевых значений: 1. Доступность ИКТ. Наличие у граждан и организаций доступа к современным информационно-коммуникационным технологиям является важнейшим условием реализации возможностей информационного общества. Доступ к ИКТ определяется комбинацией существования и доступности телекоммуникационной инфраструктуры самой по себе (прежде всего Интернета), а также необходимого аппаратно-программного обеспечения. Качество и пропускная способность сетей наряду с удобством и развитостью сервиса поставщиков телекоммуникационных услуг и ИТ компаний также являются существенным параметром доступности ИКТ. В этой группе показателей главными являются показатели проникновения (распространения) ИКТ, прежде всего, Интернета. На осень 2002 г. в Москве пользователями Интернета были 27% взрослого населения в возрасте 18 лет и старше (под пользователем в данном случае понимается человек, который хотя бы раз за последние полгода выходил в Интернет - опрос Фонда общественного мнения). Для России этот показатель равен 8%, для Санкт-Петербурга - 21% взрослого населения, в среднем по Европейского союзу он составляет 50% (в Финляндии - 60%, в Швеции - 82%, в Испании - 29%), причем в городах этот показатель заметно выше. Для Москвы реалистично поставить задачу достичь в ближайшие 3 года сегодняшних среднеевропейских показателей проникновения Интернета (50%, при этом еженедельная аудитория должна составлять 40% взрослого населения), а к концу реализации Программы приблизиться к среднеевропейским показателям на тот период времени (2007 г.). Число пользователей Интернета по новым сетям доступа, создаваемым в рамках Программы, вырастет в 2003-2007 гг. с 8,8 до 595,0 тысячи абонентов. На достижение этих целей будет работать целый ряд мероприятий Программы: создание центров общественного доступа, информатизация школ, библиотек и т.п. В этой группе на этапе реализации мониторинга должны также отслеживаться следующие показатели: число центров общественного доступа на 1000 жителей, доля домохозяйств, имеющих компьютер и доступ к Интернету, цена доступа к Интернету для частных пользователей и организаций, проникновение стационарной телефонной и сотовой связи. В Московском регионе в настоящее время (ноябрь 2002 г.) проникновение сотовой связи составляет 50% населения (в России на конец года - 12,4%, в ряде европейских стран этот показатель достигает 90%). По прогнозам экспертов, к концу 2003 года доля пользователей сотовой связью в Московском регионе может достичь 60-65% и наступит очередное насыщение - рост замедлится. 2. Информационное неравенство. Преодоление информационного неравенства, определяемого как социальная дифференциация населения, по новому принципу - принципу возможностей доступа к ИКТ. Так, в настоящее время в Москве неравенство в использовании Интернета различными социально-демографическими группами выражено менее резко, чем во всей России, но по-прежнему Интернет-аудитория Москвы существенно более мужская, молодая, образованная и богатая, чем население города в целом. В Москве сегодня средний доход на одного члена семьи у пользователей Интернета более чем в полтора раза выше, чем у людей, не использующих Интернет; сетью пользуются 34% мужского населения города и только 21% женщин; пользователями являются 52% населения в возрастной группе 18-34 года и только 5% - в возрастной группе старше 55 лет; пользователями Интернета являются 46% населения Москвы с высшим образованием, 17% людей, имеющих среднее специальное образование, и только 1% населения, имеющего образование ниже среднего. На преодоление информационного неравенства направлена специальная подпрограмма "Электронной Москвы", ориентированная на массовое обучение горожан (прежде всего муниципальных служащих и социально незащищенных слоев населения) использованию ИКТ, разворачивание точек общественного доступа и т.п. В результате реализации Программы можно ожидать к 2007 г. ликвидацию информационного неравенства по гендерному принципу (примерно равное число пользователей мужчин и женщин), существенное сокращение информационного разрыва, связанного с возрастом, уровнем образования и доходами, таким образом, чтобы различия доли в населении какой-либо социально-демографической группы и доли этой группы среди пользователей ИКТ не превышали 1,2-1,4 раза (сейчас в Москве максимальный разрыв - 1,9 раза для лиц с высшим образованием). 3. Реализация концепции "электронного правительства". Ключевым направлением реализации "электронного правительства" в Москве является осуществление взаимодействий органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами на основе ИКТ, поэтому основным показателем по этому направлению Программы является процент базовых общественных услуг, доступных через Сеть. Список таких услуг для оценки степени реализации концепции "электронного правительства" разработан Европейским союзом и включает 12 услуг для граждан и 8 - для организаций. Для слежения за прогрессом реализации концепции "электронного правительства" предлагается использовать оценки степени реализации этих услуг по следующей шкале: (0) нет такой услуги в Сети; (1) публикация информации в Сети; (2) одностороннее взаимодействие; (3) двустороннее взаимодействие; (4) заключение сделки полностью с использованием ИКТ, включая доставку и оплату. В настоящее время степень реализации в Москве общественных услуг находится на 1 или 0 уровне. В результате реализации ГЦП "Электронная Москва" ожидается перевод 70% базовых услуг, находящихся в компетенции города, на электронную форму реализации и достижение 2-3, а в отдельных случаях 4, уровня реализации услуг по шкале Европейского союза. 4. Использование ИКТ в различных сферах деятельности. Образование. Использование ИКТ в образовании считается одним из важнейших направлений развития информационного общества. Интеграция ИКТ в учебный процесс позволяет, с одной стороны, получить учащимся навыки, необходимые для жизни и работы в современном обществе, и, с другой стороны, создает предпосылки для коренного изменения технологии получения нового знания посредством более эффективной организации познавательной деятельности. В развитых странах в последние годы предпринимались большие усилия по обеспечению учебных заведений современными ИКТ. Сегодня в некоторых странах обеспечен 100% доступ школ к Интернету, по Европейскому союзу в среднем этот показатель превышал на конец 2001 г. 80%. Основными показателями для оценки уровня использования ИКТ в образовательных учреждениях города являются число учащихся на один компьютер, используемый в учебных целях, и на один компьютер, подключенный к Интернету; доля школ, имеющих различные каналы доступа к Интернету. Эти же показатели используются в ЕС в качестве базовых показателей развития информационного общества и позволяют проводить международные сопоставления. В Москве большинство школ имеют доступ к Интернету, но в основном это доступ по коммутируемой линии, поэтому основная задача школьной информатизации в части развития инфраструктуры - предоставление школам широкополосного доступа к Сети. В результате реализации ГЦП "Электронная Москва" предполагается обеспечить более 50% школ доступ к Интернету по каналам ISDN, ADSL и другим широкополосным каналам. Как показал пилотный опрос московских школ, проведенный ИРИО осенью 2002 г., сегодня на один компьютер приходится в среднем 34 школьника, тогда как в Европейском союзе значение этого показателя в 2001 г. было 12 школьников на один компьютер. На один компьютер, подключенный к Интернету в Москве, приходится 92 школьника (в ЕС - 25 учащихся). В результате реализации ГЦП "Электронная Москва" предполагается обеспечить школы достаточным количеством компьютерной техники, чтобы на один компьютер в 2005 г. приходилось не более 15 учеников. Здравоохранение. Основными показателями, характеризующими реализацию целей и задач ГЦП "Электронная Москва" в сфере здравоохранения, являются следующие индикаторы: доля населения Москвы старше 16 лет, использующая Интернет для поиска медицинской информации; наличие компьютера и доступа к Интернету на рабочем месте у врачей, ведущих прием пациентов; доля врачей, ведущих электронные записи историй болезни. Малый бизнес. Если средний и крупный бизнес может самостоятельно обеспечить себя доступом к современным ИКТ, то информатизация малого бизнеса требует содействия городских властей. В рамках Программы предусмотрены мероприятия по содействию предприятиям малого бизнеса в использовании ИКТ для ведения бизнеса. Показателями Программы для этой сферы информатизации являются: доля малых предприятий, имеющих компьютеры и доступ к Интернету по различным каналам; доля персонала, занятого в малом бизнесе и использующего компьютер в своей работе; доля предприятий, использующих Интернет и мобильные технологии для проведения коммерческих операций (продажа и покупка товаров и услуг). 5. Развитие сектора ИКТ и контент-индустрии. Развитие информационной индустрии (сектор ИКТ и контент-индустрия) как наиболее рентабельной и быстрорастущей сферы экономики, создающей к тому же предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях, является важным направлением Программы "Электронная Москва". Доля сектора ИКТ в экономике города, в числе занятых, в расходах на НИОКР является основным показателем развития этой сферы экономики. Достоверной статистики о роли сектора ИКТ в экономике России и Москвы не существует, но с 2003 г. после введения нового классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) такую статистику можно будет получать, используя определение и группировки классов экономической деятельности, относящихся к сектору ИКТ, которые предложены Организацией экономического сотрудничества и развития. В результате реализации ГЦП "Электронная Москва" и развития предпринимательской деятельности в сфере ИКТ ожидается, что к 2007 г. доля сектора ИКТ в экономике города будет составлять не менее 6-8%. Объем финансирования Программы По экспертным оценкам, за 1997-2002 годы из бюджета города на создание информационных систем израсходовано около 3 миллиардов рублей. На 2003 год в бюджете города на указанные цели запланировано 3,47 миллиарда рублей. С 2004 г. планируется основную часть бюджетных средств на информатизацию расходовать в рамках ГЦП "Электронная Москва", что должно увеличить эффективность и скоординированность использования средств. Расходы на ИКТ должны формироваться из трех источников: бюджет города, инвестиционные средства и привлеченные внебюджетные средства. Бюджетные средства должны составлять не более 1/3 всех расходов на Программу (не более 20 млрд. руб.), все остальные средства на реализацию Программы должны привлекаться из других источников. В частности, для привлечения инвестиционных средств предусматривается продажа на инвестиционном конкурсе 25% акций ОАО "Электронная Москва". Распределение консолидируемых внебюджетных и привлекаемых инвестиционных средств в процессе реализации ГЦП "Электронная Москва", а также суммарные расходы по Программе из всех источников приведены в следующей таблице 1. Таблица 1 ----------------------------------------------------------- |Год |2003|2004 |2005 |2006 |2007 |2003-2007| |------------------|----|-----|-----|-----|-----|---------| |Бюджет города, |3470| 3902| 4053| 4221| 4259| 19905 | |миллионы рублей | | | | | | | |------------------|----|-----|-----|-----|-----|---------| |Внебюджетные |1788| 8813|10411|11563|10355| 42930 | |и инвестиционные | | | | | | | |средства, миллионы| | | | | | | |рублей | | | | | | | |------------------|----|-----|-----|-----|-----|---------| |Всего по |5258|12715|14464|15784|14614| 62835 | |Программе, | | | | | | | |миллионы рублей | | | | | | | ----------------------------------------------------------- В течение 2003 года средства из бюджета ГЦП планируется в первую очередь выделять на интегрирующие подпрограммы; подпрограммы, обеспечивающие информационную безопасность, и подпрограммы, имеющие высокую значимость для города. На осуществление интеграционных, обеспечивающих подпрограмм и подпрограмм обеспечения безопасности планируется израсходовать в 2003 году около 1,9 миллиарда рублей, из них бюджетные средства составляют менее 1 миллиарда рублей. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА" -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |N |Наименование мероприятия|Сроки |Государ-|Финансирование по годам (тыс. руб.) |Пользователи|Ожидаемые результаты| |п/п | |------|ственный|-----------------------------------------------| | | | | |начало|заказчик|годы |всего |бюджет |внебюджетные| | | | | |------| | |по годам|-------------------|средства | | | | | |конец | | | |лимит |иные | | | | | | | | | | |Программы|бюджетные| | | | | | | | | | | |источники| | | | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | |1. Система подпрограмм и мероприятий Программы: интеграционные и обеспечивающие подпрограммы | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | |Раздел 1.1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В Г. МОСКВЕ | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.1.1.1. |Создание реестра |2003 |Государ-|2003 | 1000| 1000| | |Правитель- |- создание | | |действующих нормативных |---- |ственный|2004 | 4000| 4000| | |ство Москвы,|стабильной | | |актов (всех уровней), |2004 |заказчик|2005 | - | - | | |Мосгордума, |и гармоничной | | |регулирующих сферу ИКТ | |-коорди-|2006 | - | - | | |разработчики|системы правовых | | | | |натор |2007 | - | - | | |нормативных |актов, направленных | | | | | |-----|--------|---------| | |актов |на обеспечение | | | | | |итого| 5000| 5000| | | |вхождения г. Москвы | |---------|------------------------|------| |-----|--------|---------|---------|------------| |в информационное | |1.1.1.2. |Проведение правовых |2003 | |2003 | 1000| 1000| | | |общество; | | |исследований |---- | |2004 | - | - | | | |- законодательное | | |и формирование |2003 | |2005 | - | - | | | |закрепление прав | | |перспективного плана | | |2006 | - | - | | | |граждан на | | |разработки и изменения | | |2007 | - | - | | | |информацию и базовые| | |законодательства в сфере| | |-----|--------|---------| | | |информационно-комму-| | |информатизации и связи | | |итого| 1000| 1000| | | |никационные услуги; | |---------|------------------------|------| |-----|--------|---------|---------|------------| |- обеспечение | |1.1.1.3. |Разработка новых |2003 | |2003 | 4000| 4000| | | |разработки | | |законодательных |---- | |2004 | 11300| 11300| | | |нормативно-правовых | | |и нормативных актов |2007 | |2005 | 15300| 15300| | | |и методологических | | |г. Москвы | | |2006 | 15300| 15300| | | |вопросов других | | |для нормативного | | |2007 | 15500| 15500| | | |мероприятий | | |обеспечения проектов ГЦП| | |-----|--------|---------| | | |Программы; | | |"Электронная Москва" | | |итого| 61400| 61400| | | |- устранение | | | | | | | | | | | |неопределенности | | | | | | | | | | | |и неоднозначности | | | | | | | | | | | |в применении | | | | | | | | | | | |законодательных | | | | | | | | | | | |актов разного | | | | | | | | | | | |уровня; | | | | | | | | | | | |- снятие | | | | | | | | | | | |законодательных | | | | | | | | | | | |и административных | | | | | | | | | | | |барьеров движения | | | | | | | | | | | |Москвы | | | | | | | | | | | |к информационному | | | | | | | | | | | |обществу; | | | | | | | | | | | |- повышение | | | | | | | | | | | |эффективности | | | | | | | | | | | |Программы, создание | | | | | | | | | | | |нормативной базы для| | | | | | | | | | | |различных форм | | | | | | | | | | | |финансирования | | | | | | | | | | | |проектов | | | | | | | | | | | |и программных | | | | | | | | | | | |мероприятий | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | |Раздел 1.2. ОБЩЕСИСТЕМНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОРОДСКОЙ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.2.1. |Среда электронного взаимодействия | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.2.1.1. |Разработка проектной |2003 |Государ-|2003 | 3000| 3000| | | |- постоянно | | |документации |---- |ственный|2004 | - | - | | | |действующий механизм| | |общегородской среды |2003 |заказчик|2005 | - | - | | | |формирования | | |электронного | |-коорди-|2006 | - | - | | | |и функционирования | | |взаимодействия | |натор, |2007 | - | - | | | |Среды электронного | | | | |Департа-|-----|--------|---------| | | |взаимодействия | | | | |мент |итого| 3000| 3000| | | |органов власти между| |---------|------------------------|------|экономи-|-----|--------|---------|---------|------------|------------|собой, | |1.2.1.2. |Создание и развитие |2003 |ческой |2003 | 5000| 5000| | | |с хозяйствующими | | |общегородской Среды |---- |политики|2004 | 15000| 15000| | | |субъектами | | |электронного |2007 |и разви-|2005 | 20000| 20000| | | |и населением; | | |взаимодействия городских| |тия |2006 | 20000| 20000| | | |- информационно- | | |органов власти между | |города |2007 | 15000| 15000| | | |коммуникационная | | |собой, с хозяйствующими | |Москвы |-----|--------|---------| | | |инфраструктура | | |субъектами и населением | | |итого| 75000| 75000| | | |сетевых сервисов, | |---------|------------------------|------| |-----|--------|---------|---------|------------|------------|обеспечивающих | |1.2.1.3. |Создание и развитие |2003 | |2003 | 4000| 4000| | | |интероперабельность | | |систем ведения |---- | |2004 | 2000| 2000| | | |городских | | |общегородских |2007 | |2005 | 2000| 2000| | | |информационных | | |классификаторов | | |2006 | 2000| 2000| | | |систем | | |и справочников | | |2007 | 2000| 2000| | | | | | | | | |-----|--------|---------| | | | | | | | | |итого| 12000| 12000| | | | | |---------|------------------------|------| |-----|--------|---------|---------|------------|------------|--------------------| |1.2.1.4. |Создание модели |2003 | |2003 | - | - | | | |- актуализация | | |интеграционного |---- | |2004 | 3000| 3000| | | |обобщенной для | | |информационного |2007 | |2005 | - | - | | | |города Москвы | | |пространства Москвы | | |2006 | - | - | | | |структуры | | |(МИИПМ) на основе | | |2007 | - | - | | | |геоинформационных | | |геоинформационных | | |-----|--------|---------| | | |потоков с учетом | | |ресурсов, содержащих | | |итого| 3000| 3000| | | |общемосковских, | | |официальные | | | | | | | | |общероссийских | | |классифицированные | | | | | | | | |и международных | | |и гармонизированные | | | | | | | | |стандартов, | | |сведения об объектах | | | | | | | | |классификаторов | | |жизнедеятельности, | | | | | | | | |и справочников; | | |расположенных в пределах| | | | | | | | |- доработка и ввод | | |городской территории | | | | | | | | |в действие | | | | | | | | | | | |Регламента | | | | | | | | | | | |информационного | | | | | | | | | | | |взаимодействия | | | | | | | | | | | |проектных, | | | | | | | | | | | |строительных, | | | | | | | | | | | |эксплуатирующих | | | | | | | | | | | |и контролирующих | | | | | | | | | | | |организаций города | | | | | | | | | | | |на основе данных | | | | | | | | | | | |Геофонда г. Москвы | |---------|------------------------|------| |-----|--------|---------|---------|------------|------------|--------------------| |1.2.1.5. |Создание и внедрение |2003 | |2003 | - | - | | | |- модернизация, | | |типовых модулей системы |---- | |2004 | 5000| 5000| | | |тиражирование и ввод| | |информационного |2007 | |2005 | 10000| 10000| | | |в эксплуатацию | | |взаимодействия городских| | |2006 | 3000| 3000| | | |типовых модулей | | |автоматизированных | | |2007 | - | - | | | |системы | | |систем и баз данных | | |-----|--------|---------| | | |взаимодействия | | |на основе | | |итого| 18000| 18000| | | |органов власти | | |усовершенствованных | | | | | | | | |города Москвы | | |геоинформационных | | | | | | | | |и подведомственных | | |технологий реализации | | | | | | | | |им проектных, | | |МИИПМ в среде | | | | | | | | |строительных, | | |Internet/Intranet | | | | | | | | |эксплуатирующих | | | | | | | | | | | |и контролирующих | | | | | | | | | | | |организаций при | | | | | | | | | | | |использовании | | | | | | | | | | | |геоинформационных | | | | | | | | | | | |ресурсов г. Москвы | | | | | | | | | | | |на основе | | | | | | | | | | | |современных ИКТ | | | | | | | | | | | |и ГИС | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.2.2. |Технологические решения для городской информационно-коммуникационной инфраструктуры | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.2.2.1. |Подготовка технико- |2003 |Государ-|2003 | 8000| 8000| | | |- унификация | | |экономического |---- |ственный|2004 | - | - | | | |используемых | | |обоснования создания |2003 |заказчик|2005 | - | - | | | |аппаратно- | | |прикладных платформ | |-коорди-|2006 | - | - | | | |программных средств;| | |для городской | |натор |2007 | - | - | | | |- повышение | | |информационной | | |-----|--------|---------| | | |эффективности | | |инфраструктуры | | |итого| 8000| 8000| | | |использования | |---------|------------------------|------| |-----|--------|---------|---------|------------|------------|ресурсов и снижение | |1.2.2.2. |Разработка требований |2003 | |2003 | 1900| 1900| | | |затрат на создание | | |к программно-аппаратным |---- | |2004 | - | - | | | |и эксплуатацию | | |комплексам |2003 | |2005 | - | - | | | |городских | | |для использования | | |2006 | - | - | | | |информационных | | |в городских службах | | |2007 | - | - | | | |систем; | | |и органах власти | | |-----|--------|---------| | | |- снижение затрат | | | | | |итого| 1900| 1900| | | |на внедрение | |---------|------------------------|------| |-----|--------|---------|---------|------------|------------|и использование | |1.2.2.3. |Создание прикладных |2004 | |2003 | - | | | - | |информационных | | |платформ для городской |---- | |2004 | 150000| | | 150000| |технологий в целевых| | |информационной |2007 | |2005 | 150000| | | 150000| |и иных программах, | | |инфраструктуры | | |2006 | 155000| | | 155000| |финансируемых | | | | | |2007 | 155000| | | 155000| |городом | | | | | |-----|--------| | |------------| | | | | | | |итого| 610000| | | 610000| | | |---------|------------------------|------| |-----|--------|---------|---------|------------|------------| | |1.2.2.4. |Создание/выбор типовых |2003 | |2003 | 3000| 3000| | | | | | |программно-аппаратных |---- | |2004 | 2000| 2000| | | | | | |комплексов для городских|2003 | |2005 | - | - | | | | | | |служб и ведомств | | |2006 | - | - | | | | | | | | | |2007 | - | - | | | | | | | | | |-----|--------|---------| | | | | | | | | |итого| 5000| 5000| | | | | |---------|------------------------|------| |-----|--------|---------|---------|------------|------------| | |1.2.2.5. |Перевод городских служб |2004 | |2003 | - | - | | | | | | |и ведомств на |---- | |2004 | 30000| 30000| | | | | | |использование типовых |2007 | |2005 | 30000| 30000| | | | | | |программно-аппаратных | | |2006 | 25000| 25000| | | | | | |комплексов | | |2007 | 25000| 25000| | | | | | | | | |-----|--------|---------| | | | | | | | | |итого| 110000| 110000| | | | | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.2.3. |Система обеспечения информационной безопасности | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.2.3.1. |Разработка и реализация |2003 |Государ-|2003 | 20000| 20000| | | |- концепция | | |мероприятий |---- |ственный|2004 | 15000| 15000| | | |мониторинга | | |по обеспечению |2007 |заказчик|2005 | 10000| 10000| | | |и прогнозирования | | |информационной | |-коорди-|2006 | 10000| 10000| | | |информационной | | |безопасности | |натор; |2007 | 10000| 10000| | | |безопасности; | | | | |Управле-|-----|--------|---------| | | |- предупреждение | | | | |ние |итого| 65000| 65000| | | |и устранение | |---------|------------------------|------|Прави- |-----|--------|---------|---------|------------|------------|потенциальных угроз | |1.2.3.2. |Создание и развитие |2003 |тельства|2003 | 25000| 25000| | - | |информационной | | |удостоверяющего центра, |---- |Москвы |2004 | 150000| 30000| | 120000| |безопасности; | | |выдающего сертификаты |2004 |по эко- |2005 | 150000| | | 150000| |- пресечение | | |ключей ЭЦП | |номичес-|2006 | 150000| | | 150000| |реализуемых угроз | | | | |кой |2007 | 150000| | | 150000| |информационной | | | | |безопас-|-----|--------|---------| |------------| |безопасности; | | | | |ности |итого| 625000| 55000| | 570000| |- обеспечение | |---------|------------------------|------|города |-----|--------|---------|---------|------------|------------|защищенности | |1.2.3.3. |Разработка концепции |2003 |Москвы; |2003 | 2000| 2000| | - | |информационных | | |программно-аппаратного |---- |Комитет |2004 | 60000| - | | 60000| |ресурсов города | | |комплекса мониторинга |2007 |по теле-|2005 | 60000| - | | 60000| |от внешних | | |и защиты информационных | |коммуни-|2006 | 50000| - | | 50000| |и внутренних угроз | | |ресурсов города Москвы | |кациям |2007 | 50000| - | | 50000| | | | |от внешних и внутренних | |и сред- |-----|--------|---------| |------------| | | | |угроз информационной | |ствам |итого| 222000| 2000| | 220000| | | | |безопасности | |массовой| | | | | | | | |---------|------------------------|------|информа-|-----|--------|---------|---------|------------|------------| | |1.2.3.4. |Создание и развитие |2003 |ции |2003 | 10000| 10000| | | | | | |защищенного центра |---- |города |2004 | 120000| 120000| | | | | | |резервного хранения |2007 |Москвы |2005 | 110000| 110000| | | | | | |данных информационных | | |2006 | - | - | | | | | | |ресурсов города Москвы | | |2007 | - | - | | | | | | | | | |-----|--------|---------| | | | | | | | | |итого| 240000| 240000| | | | | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | |Раздел 1.3. РАЗВИТИЕ ОБЩЕГОРОДСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ, ОБЩЕГОРОДСКИХ ПУБЛИЧНЫХ РЕСУРСОВ И СОВРЕМЕННОЙ | | |ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МОСКВЫ | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.1. |Система городских порталов | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.1.1. |Создание Московского |2003 |Комитет |2003 | 20000| 20000| | | |- предоставление | | |городского портала |---- |по теле-|2004 | 24000| 24000| | | |доступа горожанам | | | |2007 |коммуни-|2005 | 24000| 24000| | | |и организациям | | | | |кациям |2006 | 24000| 24000| | | |к разнообразным | | | | |и сред- |2007 | 24000| 24000| | | |информационным | | | | |ствам |-----|--------|---------| | | |ресурсам и сервисам | | | | |массовой|итого| 116000| 116000| | | | | |---------|------------------------|------|информа-|-----|--------|---------|---------|------------|------------|--------------------| |1.3.1.2. |Создание Московского |2003 |ции |2003 | 5000| 5000| | | |- координация усилий| | |портала развития |---- |города |2004 | 5000| 5000| | | |основных движущих | | | |2007 |Москвы, |2005 | 5000| 5000| | | |сил развития | | | | |Государ-|2006 | 5000| 5000| | | |информационного | | | | |ственный|2007 | 5000| 5000| | | |общества; | | | | |заказчик|-----|--------|---------| | | |- создание | | | | |-коорди-|итого| 25000| 25000| | | |благоприятных | | | | |натор | | | | | | |условий для | | | | | | | | | | | |эффективной | | | | | | | | | | | |реализации Программы| | | | | | | | | | | |"Электронная | | | | | | | | | | | |Москва"; | | | | | | | | | | | |- повышение доверия | | | | | | | | | | | |в партнерских | | | | | | | | | | | |отношениях между | | | | | | | | | | | |государством, | | | | | | | | | | | |бизнесом | | | | | | | | | | | |и гражданским | | | | | | | | | | | |обществом в процессе| | | | | | | | | | | |перехода | | | | | | | | | | | |к информационному | | | | | | | | | | | |обществу | |---------|------------------------|------|--------|-----|--------|---------|---------|------------|------------|--------------------| |1.3.1.3. |Подготовка Концепции |2003 |Государ-|2003 | 2000| 2000| | | |- обеспечение | | |и проектной документации|---- |ственный|2004 | - | - | | | |электронного | | |ИС "Правительственный |2003 |заказчик|2005 | - | - | | | |взаимодействия | | |портал города Москвы" | |-коорди-|2006 | - | - | | | |Правительства Москвы| | | | |натор |2007 | - | - | | | |с гражданами, | | | | | |-----|--------|---------| | | |хозяйствующими | | | | | |итого| 2000| 2000| | | |субъектами; | |---------|------------------------|------| |-----|--------|---------|---------|------------|------------|- "прозрачность" | |1.3.1.4. |Создание ИС |2004 | |2003 | - | - | | | |системы управления | | |"Правительственный |---- | |2004 | 8000| 10000| | | |городом для | | |портал города Москвы" |2007 | |2005 | 10000| 12000| | | |населения | | | | | |2006 | 10000| 22000| | | | | | | | | |2007 | 12000| 28000| | | | | | | | | |-----|--------|---------| | | | | | | | | |итого| 72000| 72000| | | | | |---------|------------------------|------|--------|-----|--------|---------|---------|------------|------------|--------------------| |1.3.1.5. |Создание на базе ИСИО |2004 |Департа-|2003 | - | - | | | |- информирование | | |публичных порталов |---- |мент |2004 | 20000| 20000| | | |граждан | | |Комплекса архитектуры, |2005 |градо- |2005 | 15000| 15000| | | |и предприятий | | |строительства, развития | |строи- |2006 | - | - | | | |о планах | | |и реконструкции города | |тельной |2007 | - | - | | | |градостроительного | | | | |политики|-----|--------|---------| | | |развития и ходе | | | | |развития|итого| 35000| 35000| | | |строительства | | | | |и рекон-| | | | | | |в городе; ведение | | | | |струкции| | | | | | |каталогов московской| | | | |города | | | | | | |строительной | | | | |Москвы | | | | | | |продукции, | | | | | | | | | | | |технологии | | | | | | | | | | | |мониторинга цен | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.2. |Общегородская интегрированная автоматизированная система учета с использованием пластиковых карт (Социальная карта | | |москвича) | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.2.1. |Создание общегородской |2003 |Департа-|2003 | 32000| 12000| | 20000| |- повышение | | |интегрированной системы |---- |мент |2004 | 250000| 50000| | 200000| |эффективности | | |учета с использованием |2007 |экономи-|2005 | 640000| 240000| | 400000| |использования | | |пластиковых карт | |ческой |2006 | 600000| 200000| | 400000| |целевых бюджетных | | | | |политики|2007 | 15000| 15000| | - | |средств | | | | |и разви-|-----|--------|---------| |------------| | | | | | |тия |итого| 1537000| 517000| | 1020000| | | |---------|------------------------|------|города |-----|--------|---------|---------|------------|------------|--------------------| |1.3.2.2. |Создание Московского |2003 |Москвы |2003 | 815000| 35000| | 780000| |- повышение | | |социального регистра |---- | |2004 | 430000| 170000| | 260000| |эффективности | | |(проект "Социальная |2005 | |2005 | 372000| 125000| | 247000| |использования | | |карта москвича") | | |2006 | - | - | | - | |целевых бюджетных | | | | | |2007 | - | - | | - | |средств; | | | | | |-----|--------|---------| |------------| |- повышение | | | | | |итого| 1617000| 330000| | 1287000| |достоверности данных| | | | | | | | | | | |о льготниках | | | | | | | | | | | |в городских базах | | | | | | | | | | | |данных; | | | | | | | | | | | |- улучшение | | | | | | | | | | | |социального | | | | | | | | | | | |обслуживания | | | | | | | | | | | |льготных категорий | | | | | | | | | | | |населения | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.3. |Единая городская база данных населения (ЕГБДН) Москвы | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.3.1. |Развитие Единой |2003 |Департа-|2003 | 25000| 20000| 5000| | |- повышение качества| | |городской базы данных |---- |мент |2004 | 15000| 15000| - | | |социально- | | |населения (ЕГБДН) Москвы|2005 |экономи-|2005 | 15000| 15000| - | | |экономических | | | | |ческой |2006 | - | - | - | | |решений, принимаемых| | | | |политики|2007 | - | - | - | | |органами | | | | |и разви-|-----|--------|---------|---------| | |государственной | | | | |тия |итого| 55000| 50000| 5000| | |власти и местного | | | | |города | | | | | | |самоуправления | | | | |Москвы | | | | | | |за счет | | | | | | | | | | | |предоставления | | | | | | | | | | | |достоверной | | | | | | | | | | | |и многоаспектной | | | | | | | | | | | |информации | | | | | | | | | | | |о населении; | | | | | | | | | | | |- сокращение | | | | | | | | | | | |расходов бюджетных | | | | | | | | | | | |средств на | | | | | | | | | | | |организацию | | | | | | | | | | | |социально- | | | | | | | | | | | |демографических | | | | | | | | | | | |исследований | | | | | | | | | | | |и переписей | | | | | | | | | | | |населения путем | | | | | | | | | | | |их автоматизации; | | | | | | | | | | | |- изменение | | | | | | | | | | | |характера труда | | | | | | | | | | | |сотрудников ЗАГС, | | | | | | | | | | | |ПВС и жилищно- | | | | | | | | | | | |эксплуатационных | | | | | | | | | | | |организаций, | | | | | | | | | | | |повышение культуры | | | | | | | | | | | |обслуживания | | | | | | | | | | | |населения, | | | | | | | | | | | |ликвидация очередей | |---------|------------------------|------|--------|-----|--------|---------|---------|------------|------------|--------------------| |1.3.3.2. |Модернизация |2003 |Финансо-|2003 | 10000| | | 10000| |- усиление контроля | | |автоматизированной |---- |во- |2004 | - | | | - | |за режимом | | |системы учета населения |2005 |хозяй- |2005 | - | | | - | |пребывания граждан | | |(АСУН). | |ственное|2006 | - | | | - | |РФ и иностранных | | |Создание базы данных | |управле-|2007 | - | | | - | |граждан | | |иностранных граждан | |ния |-----|--------| | |------------| |на территории | | |и лиц без гражданства, | |Мэрии |итого| 10000| | | 10000| |г. Москвы; | | |временно пребывающих | |Москвы | | | | | | |- улучшение | | |на территории г. Москвы.| | | | | | | | |обслуживания | | |Создание базы данных | | | | | | | | |населения при | | |проживающих | | | | | | | | |оформлении | | |в гостиничном комплексе | | | | | | | | |паспортно-визовых | | |г. Москвы | | | | | | | | |документов | | | | | | | | | | | |и регистрационных | | | | | | | | | | | |действий; | | | | | | | | | | | |- организация учета | | | | | | | | | | | |проживающих на | | | | | | | | | | | |территории г. Москвы| | | | | | | | | | | |иностранных граждан;| | | | | | | | | | | |- повышение | | | | | | | | | | | |эффективности | | | | | | | | | | | |мероприятий | | | | | | | | | | | |по организации | | | | | | | | | | | |реагирования | | | | | | | | | | | |и раскрытия | | | | | | | | | | | |совершенных | | | | | | | | | | | |преступлений | | | | | | | | | | | |и чрезвычайных | | | | | | | | | | | |происшествий, охране| | | | | | | | | | | |общественного | | | | | | | | | | | |порядка; | | | | | | | | | | | |- улучшение | | | | | | | | | | | |информационного | | | | | | | | | | | |обеспечения органов | | | | | | | | | | | |внутренних дел | | | | | | | | | | | |Московского региона | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.4. |Система обеспечения городских закупок | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.4.1. |Создание и развитие |2003 |Департа-|2003 | 5000| 5000| | | | | | |информационной системы |---- |мент |2004 | 7000| 7000| | | | | | |обеспечения городских |2007 |науки |2005 | 10000| 10000| | | | | | |закупок | |и промы-|2006 | - | - | | | | | | | | |шленной |2007 | - | - | | | | | | | | |политики|-----|--------|--------| | | | | | | | |города |итого| 22000| 22000| | | | | | | | |Москвы | | | | | | | | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.5. |Система навигации и телематики для городского управления и населения | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.5.1. |Создание и развитие |2003 |Управле-|2003 | - | - | | | |- повышение | | |системы навигации |---- |ние |2004 | 231316| 231316| | | |эффективности | | |и телематики |2007 |транс- |2005 | 300000| 300000| | | |функционирования | | |для городского | |порта |2006 | 300000| 300000| | | |служб городского | | |управления и населения | |и связи |2007 | 449352| 449352| | | |хозяйства, процесса | | | | |города |-----|--------|--------| | | |управления | | | | |Москвы, |итого| 1280668| 1280668| | | |и контроля | | | | |Управле-| | | | | | |за подвижными | | | | |ние | | | | | | |и стационарными | | | | |город- | | | | | | |объектами городских | | | | |ского | | | | | | |служб и ведомств | | | | |заказа | | | | | | |(наземный | | | | |города | | | | | | |общественный, | | | | |Москвы | | | | | | |специальный | | | | | | | | | | | |и коммунальный | | | | | | | | | | | |транспорт, охрана | | | | | | | | | | | |и сопровождение | | | | | | | | | | | |транспортных | | | | | | | | | | | |средств, помещений | | | | | | | | | | | |и других объектов); | | | | | | | | | | | |- улучшение | | | | | | | | | | | |транспортного | | | | | | | | | | | |обслуживания | | | | | | | | | | | |населения, | | | | | | | | | | | |обеспечение | | | | | | | | | | | |информацией | | | | | | | | | | | |специальных | | | | | | | | | | | |технических средств | | | | | | | | | | | |для коллективного | | | | | | | | | | | |пользования | | | | | | | | | | | |гражданами | | | | | | | | | | | |с частичной и полной| | | | | | | | | | | |потерей слуха | | | | | | | | | | | |и зрения; | | | | | | | | | | | |- выработка наиболее| | | | | | | | | | | |рациональных | | | | | | | | | | | |маршрутов, | | | | | | | | | | | |уменьшение | | | | | | | | | | | |бесполезного | | | | | | | | | | | |пробега | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.6. |Автоматизированная система мониторинга Генерального плана города Москвы | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.6.1. |Создание |2003 |Департа-|2003 | 10000| 10000| | | |- сокращение времени| | |автоматизированной |---- |мент |2004 | 40000| 40000| | | |и повышение | | |системы мониторинга |2005 |градо- |2005 | 40000| 40000| | | |обоснованности | | |Генерального плана | |строи- |-----|--------|--------| | | |принятия важных | | |города Москвы | |тельной |итого| 90000| 90000| | | |стратегических | | | | |политики| | | | | | |управленческих | | | | |развития| | | | | | |решений | | | | |и рекон-| | | | | | |Правительства Москвы| | | | |струкции| | | | | | |и руководителями | | | | |города | | | | | | |комплексов | | | | |Москвы | | | | | | |городского | | | | | | | | | | | |управления | | | | | | | | | | | |по вопросам | | | | | | | | | | | |реализации | | | | | | | | | | | |Генерального плана | | | | | | | | | | | |развития города | | | | | | | | | | | |Москвы; | | | | | | | | | | | |- постоянный рост | | | | | | | | | | | |удовлетворенности | | | | | | | | | | | |населения на основе | | | | | | | | | | | |информированности | | | | | | | | | | | |о градостроительных | | | | | | | | | | | |программах | | | | | | | | | | | |и о результатах их | | | | | | | | | | | |реализации | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.7. |Система обеспечения безопасности города | |---------|--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| |1.3.7.1. |Проект "Создание системы|2003 |Финансо-|2003 | 30000| 20000| 10000| - | |- повышение | | |обеспечения безопасности|---- |во- |2004 | 1200000| - | - | 1200000| |безопасности | | |города" |2007 |хозяй- |2005 | 2200000| - | - | 2200000| |граждан, зданий | | | | |ственное|2006 | 3000000| - | - | 3000000| |и сооружений на | | | | |управле-|2007 | 2800000| - | - | 2800000| |территории города | | | | |ние |-----|--------|--------|----------|------------| |за счет повышения | | | | |Мэрии |итого| 9230000| 20000| 10000| 9200000| |эффективности работы| |---------|------------------------|------|Москвы |-----|--------|--------|----------|------------|------------|правоохранительных | |1.3.7.2. |Разработка единых |2004 | |2003 | - | - | | | |органов и аварийных | | |требований к системам |---- | |2004 | 14000| 14000| | | |служб; | | |комплексной безопасности|2004 | |2005 | - | - | | | |- сокращение | | | | | |2006 | - | - | | | |бюджетных затрат | | | | | |2007 | - | - | | | |на ликвидацию | | | | | |-----|--------|--------| | | |последствий | | | | | |итого| 14000| 14000| | | |чрезвычайных | |---------|------------------------|------|--------|-----|--------|--------|----------|------------|------------|ситуаций на | |1.3.7.3. |Развитие КАСУ ДЧ ГУВД |2003 |Финансо-|2003 | 7588000| - | 608000| 150000| |основании их раннего| | |г. Москвы |---- |во- |2004 | 350000| 350000| - | - | |обнаружения; | | |и информационных |2005 |хозяй- |2005 | 300000| 300000| - | - | |- значительное | | |ресурсов ГУВД | |ственное|2006 | 200000| 200000| - | - | |повышение подготовки| | | | |управле-|2007 | - | - | - | - | |населения | | | | |ние |-----|--------|--------|----------|------------| |и организаций по | | | | |Мэрии |итого| 1608000| 850000| 608000| 150000| |вопросам их действий| |---------|------------------------|------|Москвы |-----|--------|--------|----------|------------|------------|по предупреждению | |1.3.7.4. |Информатизация |2003 | |2003 | 700000| | 700000| | |и ликвидации | | |управления общественной |---- | |2004 | - | | - | | |чрезвычайных | | |безопасностью |2003 | |2005 | - | | - | | |ситуаций различного | | | | | |2006 | - | | - | | |характера | | | | | |2007 | - | | - | | | | | | | | |-----|--------| |----------| | | | | | | | |итого| 700000| | 700000| | | | |---------|------------------------|------|--------|-----|--------|--------|----------|------------|------------| | |1.3.7.5. |Создание городского |2004 |Управле-|2003 | - | - | | | | | | |ситуационного центра |---- |ние |2004 | 12000| 12000| | | | | | |прогнозирования |2005 |Прави- |2005 | 6000| 6000| | | | | | |и предотвращения угроз | |тельства|2006 | - | - | | | | | | |экономической | |Москвы |2007 | - | - | | | | | | |безопасности | |по эко- |-----|--------|--------| | | | | | | | |номичес-|итого| 18000| 18000| | | | | | | | |кой | | | | | | | | | | | |безопас-| | | | | | | | | | | |ности | | | | | | | | | | | |города | | | | | | | | | | | |Москвы | | | | | | | | |---------|------------------------|------|--------|-----|--------|--------|----------|------------|------------| | |1.3.7.6. |Создание опытного |2003 |ГУ ГОЧС |2003 | 9500| 9500| | | | | | |участка Единого |---- |города |2004 | 54500| 54500| | | | | | |дежурно-диспетчерского |2004 |Москвы; |2005 | - | - | | | | | | |центра города Москвы | |Финансо-|2006 | - | - | | | | | | |на базе единого канала | |во- |2007 | - | - | | | | | | |реагирования | |хозяйст-|-----|--------|--------| | | | | | |на чрезвычайные | |венное |итого| 64000| 64000| | | | | | |ситуации | |управле-| | | | | | | | | |в Зеленоградском АО | |ние | | | | | | | | |---------|------------------------|------|Мэрии |-----|--------|--------|----------|------------|------------| | |1.3.7.7. |Создание Единого |2003 |Москвы |2003 | 5000| 5000| | | | | | |дежурно-диспетчерского |---- | |2004 | 275000| 275000| | | | | | |центра города Москвы |2006 | |2005 | 340000| 340000| | | | | | |на базе единого канала | | |2006 | 480000| 480000| | | | | | |реагирования | | |2007 | 300000| 300000| | | | | | |на чрезвычайные ситуации| | |-----|--------|--------| | | | | |