ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МОСКОВСКИХ ГОРОДСКИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМ "ПРОЕКТИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ" (РЕДАКЦИЯ НА 19.08.2003). Постановление. Правительство Москвы. 07.09.99 848


Страницы: 1  2  3  


50.
     При  этом  число  раковин  на  любом участке бетонной поверхности
площадью 0,04 кв. м (0,2 x 0,2 м) не должно превышать 3.
     Нелицевые  без защитных покрытий бетонные поверхности должны быть
гладкими и не иметь раковин, местных наплывов и впадин, а также околов
ребер  конструкций,  размеры  которых  превышают  следующие предельные
(мм):
     - раковины: по диаметру - 15, по глубине - 5;
     - местные наплывы (по высоте) и впадины (по глубине) - 5;
     - околы бетона: по глубине - 5, по суммарной длине на 1 м ребра -
100.
     При  этом  число  раковин  на  любом участке бетонной поверхности
площадью 0,04 кв. м (0,2 x 0,2 м) не должно превышать 4.

                         Стальные конструкции

                Расчетные и конструктивные требования

     5.34.  При вычислении эффективной ширины поясов балок по п. 4.26*
СНиП  2.05.03-84*  коэффициенты  приведения "ни" следует определять по
таблице 62 СНиП 2.05.03-84* при "сигма"   /"сигма"    = 1,25   "ни"* -
                                       min        max
0,25.   Коэффициент   "ни"* принимают по приложению К.
     При   расчетах  жесткости  пролетных  строений  в  сечение  балок
включают проектную ширину поясов.
     5.35. В опорных сечениях коробчатых пролетных строений необходимо
обеспечивать  передачу  крутящих  моментов  с главных балок на опорные
диафрагмы и опорные части.
     Реакции  в  опорных  частях  рекомендуется  определять  с  учетом
пространственной  работы  пролетных  строений в зависимости от способа
расположения опорных частей и жесткости поперечных несущих конструкций
в опорных сечениях.
     5.36.   Усилия   в   поперечных   несущих  конструкциях  (плитах,
поперечных балках, диафрагмах, стержневых связях) следует определять с
учетом  работы  этих  элементов  от  пространственного  взаимодействия
главных  балок  пролетного  строения  (общий  расчет)  и  от  местного
воздействия нагрузки (местный расчет).
     Верхние пояса диафрагм рекомендуется объединять с нижними поясами
поперечных балок.
     Поперечные  связи  должны быть расположены в плоскости поперечных
подкреплений главных балок.
     5.37.   В   расчетах   на   выносливость   ортотропных   плит   и
сплошностенчатых   балок  следует  учитывать  их  сложное  напряженное
состояние.
     Повреждения,  накапливаемые от общей и местной работы ортотропной
плиты, а также балок, следует суммировать.
     Порядок  расчета  на выносливость частей или элементов пролетного
строения    при   использовании   формулы   (189)   СНиП   2.05.03-84*
рекомендуется следующий:
     - определение  напряжений  от  общей и местной работы (индекс "с"
относят к напряжениям от общей работы, а индекс "р" - от местной);
     - нахождение  приведенных  напряжений  с  учетом  повреждений при
независимом действии отдельных компонентов напряженного состояния:

     -------
     "сигма"   = "сигма"  /"гамма"   ;
            xc          xc        wxc

     -------
     "сигма"   = "сигма"  /"гамма"   ;
            yp          yp        wyp

     -------
     "сигма"   = "сигма"  /"гамма"   ;
            xp          xp        wxp

     -----
     "тау"    = "тау"   /"гамма"    ;
          xyc        xyc        wxyc

     -------
     "сигма"   = "сигма"  /"гамма"   ;
            yc          yc        wyc

     -----
     "тау"    = "тау"   /"гамма"    .
          xyp        xyp        wxyp

     Здесь:
    "сигма"  , "сигма"  ,  "сигма"  , "сигма"  , "тау"   ,    "тау"
           xc         xp          yc         yp       xyc          xyp
- максимальные расчетные напряжения в  точке,  вызванные  нормативными
нагрузками  (с  учетом  динамического  коэффициента  1  +  2/3"ми" - к
подвижной вертикальной нагрузке);
     "гамма"   , "гамма"   ,  "гамма"   ,  "гамма"   ,    "гамма"    ,
           wxc         wxp          wyc          wyp            wxyc
"гамма"     - частные коэффициенты выносливости.
       wxyp

     В общем случае выносливость следует проверять по формуле:
        ----------------------------------------------------
       /-------     -------   2    -------     -------
     \/("сигма"   + "сигма"  )  - ("сигма"   + "сигма"  ) x
               xc          xp             xc          xp
     ------------------------------------------------------
        -------     -------       -------     -------   2
     x ("сигма"   + "сигма"  ) + ("сигма"   + "сигма"  )  + 3 x
               yc          yp            yc          yp
     ----------------------------------------------------
        -----      -----    2
     x ("тау"    + "тау"   )  <= R m,
             xyc        xyp       y

     где R  и m следует принимать по главе 4 СНиП 2.05.03-84*.
          y
     Характерные  критические  сечения и точки для расчета ортотропной
плиты на выносливость следует принимать по приложению Л.
     5.38.   Стальные   конструкции  следует  проектировать  с  учетом
изготовления и монтажа.
     Толщина  листа  ортотропной  плиты для автодорожных мостов должна
быть  не  менее  14  мм. При этом расстояние между продольными ребрами
рекомендуется принимать равным 300 мм.
     5.39.   Антикоррозионную   защиту  стальных  конструкций  следует
выполнять с учетом требований, изложенных в нормативных документах для
мостостроения,  а  также в СНиП 2.03.11-85 и СНиП 3.04.03-85. При этом
необходимо предусматривать:
     - подготовку  металлической поверхности - в соответствии с главой
2  СНиП 3.04.03-85; подготовка поверхности должна отвечать 1-й степени
очистки  по  обезжириванию  и  2-й степени очистки по ГОСТ 9.402-80 от
окислов  (оксидов); радиус закругления острых кромок следует принимать
не менее 2 мм;
     - применение,  как  правило:  для  грунтования - цинконаполненных
лакокрасочных    материалов    на   эпоксидной,   полиуретановой   или
этилселикатной  основах;  для  покрывных  материалов  -  лакокрасочные
материалы на полиуретановой или поливинилхлоридной основах;
     - нанесение   слоев   лакокрасочных   материалов:   на  заводе  -
изготовителе - не менее двух слоев общей толщиной 80 мкм; на монтажной
площадке:  для  балочных  сплошностенчатых  пролетных строений - общей
толщиной  220-260 мкм на наружных поверхностях коробчатого поперечного
сечения  и по согласованию с заказчиком и эксплуатирующей организацией
на   всей   или   части  поверхности  незамкнутого  (открытого  снизу)
поперечного  сечения;  общей  толщиной  140-150  мкм  -  на внутренних
поверхностях  коробчатого  поперечного  сечения,  а  также на части (с
учетом   указанного   условия)  поверхности  незамкнутого  поперечного
сечения.

                   Сталежелезобетонные конструкции

                Расчетные и конструктивные требования

     5.40.  При  использовании для объединения железобетонной плиты со
стальными  балками  гибких  упоров  в  виде привариваемых вертикальных
круглых  стержней  с  головками  эффективный  коэффициент концентрации
напряжений  "бета"  для расчета стальной балки на выносливость следует
принимать равным 3,1.
     5.41.   Минимальный   процент   армирования  железобетонных  плит
проезжей  части  в зонах действия растягивающего плиту момента следует
определять по формуле:

     "Ми"    = R      /0,8 R  ,
         min    bt,ser      sn

     где R       и  R   - расчетные   сопротивления     соответственно
          bt,ser     sn
бетона и арматуры по главе 3 СНиП 2.05.03-84*.

     5.42.  Толщину  железобетонной  плиты проезжей части автодорожных
мостов следует назначать не менее 200 мм.
     Толщина   тротуарной  консоли,  учитываемой  в  составе  рабочего
сечения, должна быть не менее 120 мм.
     5.43.   Объединение  сборной  железобетонной  плиты  со  стальной
конструкцией   упорами  и  анкерами,  замоноличиваемыми  в  окнах,  не
допускается.
     Объединение  упорами и анкерами, замоноличиваемыми в швах сборной
железобетонной  плиты,  допускается  при  ширине  шва не менее 300 мм.
Зазор  между упором или анкером и гранью плиты должен быть не менее 50
мм.  Шов  следует  армировать  на  всю ширину; при этом по граням плит
необходимо предусматривать арматурные выпуски.
     5.44.  Гибкие  упоры  в виде круглых стержней с головками следует
применять  диаметром  не  менее  19  мм и высотой, включая головку, не
менее  100  мм;  диаметр  головки  должен  быть  не менее 1,5 диаметра
стержня.
     5.45.  Толщина  защитного слоя бетона для упоров и анкеров в теле
плиты  должна быть не менее 50 мм. При соединении на сварке расстояние
между  краем сварного шва упора (анкера) и краем стального элемента, к
которому приварен упор (анкер), должно быть не менее 25 мм.
     5.46.  Несъемную опалубку монолитной плиты проезжей части следует
выполнять из материалов, долговечность которых не ниже прогнозируемого
срока  службы  плиты (или пролетного строения в целом), и обеспечивать
ее   сцепление  с  бетоном  специальными  конструктивными  мерами  для
предотвращения отлипания опалубки в процессе эксплуатации.

          6. Основания, фундаменты, опоры и подпорные стены

                    Основания, фундаменты и опоры

                          Основные положения

                            Общие указания

     6.1.   Фундаменты   и   опоры   мостов  следует  проектировать  в
соответствии  с  требованиями СНиП 2.05.03-84*, СНиП 2.02.01-83*, СНиП
2.02.03-85 и настоящих норм.
     6.2. При проектировании фундаментов на оползневых участках, в том
числе  участках,  подверженных  потенциальной  оползневой опасности, в
частности,    техногенного    происхождения,   необходимо   привлекать
специализированные    организации;    специализированные   организации
рекомендуется  привлекать  также  в  необходимых  случаях  для  оценки
стабильности   гидрогеологических   условий  в  процессе  эксплуатации
фундаментов.
     6.3.   При   проектировании  массивных  монолитных  опор  следует
учитывать   способ  и  условия  их  возведения,  отвечающие  принятому
конструктивному   решению  и  в  необходимых  случаях  предусматривать
технологический регламент.
     6.4. При специальном обосновании устои диванного типа допускается
предусматривать на армогрунтовом основании.

                        Характеристики грунтов

     6.5. Инженерно-геологические изыскания следует проводить с учетом
использования материалов геологических фондов.
     Результаты   изысканий   должны   содержать   детальное  описание
распространения  и условий залегания основных геолого - литологических
разновидностей  грунтов,  а также прослоев торфа, илов и других слабых
грунтов;   характеристику   физико-механических   свойств  прорезаемых
грунтов и несущего слоя.
     К  основным параметрам механических свойств грунтов, определяющим
несущую  способность  оснований  и  их  деформации,  следует  относить
параметры, приведенные в п. 2.10 СНиП 2.02.01-83*.
     6.6.   Характеристики   грунтов   природного  сложения,  а  также
искусственного  происхождения  определяют,  как  правило, на основе их
непосредственных  испытаний  в  полевых  или  лабораторных  условиях с
учетом возможного изменения влажности грунтов в процессе строительства
и  эксплуатации  сооружений. При этом нормативные и расчетные значения
характеристик  фунтов  следует  устанавливать на основе статистической
обработки   результатов  испытаний  по  методике,  изложенной  в  ГОСТ
20522-96.
     В  расчетах  оснований  по несущей способности значения расчетных
характеристик   грунтов,   определяемых   по  ГОСТ  20522-96,  следует
принимать  при  доверительной  вероятности  L  = 0,98, а в расчетах по
деформациям - L = 0,9.
     6.7.  При  наличии  в основании фунтов (в том числе юрских глин и
суглинков),  образцы  которых  для  лабораторных  испытаний невозможно
получить  ненарушенной  структуры,  расчетные  значения характеристики
грунтов   следует   определять  по  результатам  штамповых  испытаний,
динамического или статического зондирования.
     При   расположении  под  нижними  концами  забивных  свай  рыхлых
песчаных грунтов или пылевато-глинистых с показателем  текучести  J  >
                                                                   L
0,6 несущую способность следует определять по результатам  статических
испытаний свай.

                    Подземные и поверхностные воды

     6.8.  В  процессе  инженерно-геологических  изысканий должны быть
выявлены  гидрогеологические условия строительной площадки: абсолютные
отметки  уровней  появления  и  установления подземных вод, скорости и
направления  их  течения,  характер сезонного и многолетнего изменений
уровней  вод  во  времени с учетом техногенных факторов, и в частности
отметки  максимального  и  минимального  их уровней, химический состав
подземных  вод  с  целью  определения  их агрессивности по отношению к
материалам  фундаментов, характер гидравлической связи подземных вод с
поверхностными водами открытых водоемов (рек, озер, прудов и т.п.).
     6.9. В процессе изысканий должны быть получены следующие сведения
о  поверхностных  водах:  абсолютные  отметки  и  даты  максимального,
минимального  и  рабочего  уровней  воды  в  водотоках; максимальные и
минимальные  расходы  воды;  даты начала и конца ледостава и ледохода,
толщина  льда,  уровни  ледостава  и  ледохода, возможные заторы льда;
характер и степень агрессивности воды и скорость ее течения.

                  Выбор основания и типа фундаментов

     6.10.  Основание  и тип фундаментов следует выбирать в результате
всестороннего   анализа   следующих  наиболее  существенных  факторов:
особенностей  конструкции  моста,  а также требований, предъявляемых к
фундаментам   в   отношении   допустимых  значений  осадок,  кренов  и
перекосов; значений и характера нагрузок, воспринимаемых фундаментами;
особенностей напластования грунтов и их физико - механических свойств;
наличия  грунтовых  и  поверхностных  вод и их режима; наличия срезок,
подсыпок  и размывов для водотоков; климатических условий; характерных
особенностей  местных  условий,  в  том  числе  наличия оползневых или
потенциально  оползневых  участков  и  наличия  коммуникаций; способов
производства   работ   по   строительству   фундаментов;   результатов
технико-экономического сравнения вариантов фундаментов разных типов.
     6.11.  На  склонах  и  косогорах следует, как правило, устраивать
фундаменты  в  виде  безростверковых  опор или свайные с расположением
ростверка   над  грунтом.  Перед  началом  проектирования  фундаментов
следует  проверить  устойчивость склонов и косогоров на сдвиг в период
эксплуатации сооружения.

         Расчеты несущей способности оснований и фундаментов

     6.12.  При  расчетах  несущей способности оснований и фундаментов
нагрузки  и  воздействия,  а  также  их сочетания следует принимать по
главам 2 и 7 СНиП 2.05.03-84* с учетом требований настоящих норм.
     6.13.   Расчеты   фундаментов,   включающие  определение  усилий,
действующих  в  поперечных сечениях их элементов, давление на грунт, а
также  горизонтальные  и угловые перемещения, допускается производить,
рассматривая   окружающие  фундаменты  немерзлые  грунты  как  упругую
линейно-деформируемую  среду,  характеризуемую  коэффициентом постели,
нарастающим пропорционально глубине.
     При  расчете  свайных  фундаментов  необходимо  учитывать влияние
свойств  грунтов,  характер  внешних нагрузок, условия опирания концов
свай,  глубину их погружения, а также расположение свай в фундаменте и
характеристики жесткости свай (в том числе на осевое сжатие).
     6.14.  В  расчетах  фундаментов  за  расчетную поверхность грунта
допускается  принимать:  для  фундаментов  промежуточных опор мостов -
естественную  поверхность  грунта, а при срезке грунта или возможности
размыва  - поверхность грунта соответственно после срезки или местного
размыва  дна  водотока при расчетном паводке; для фундаментов устоев -
естественную  поверхность  грунта,  а  при  слабом  верхнем слое (илы,
текучие  или текучепластичные глины, суглинки, супеси) - подошву этого
слоя.
     6.15.  Для  устоев  и  береговых  промежуточных  опор со свайными
фундаментами,   ростверки   которых   расположены   над   естественной
поверхностью  грунта,  а  сваи погружены сквозь отсыпанную или намытую
часть  насыпи  с  коэффициентом уплотнения 0,98, расчетную поверхность
грунта  допускается  принимать  на  максимальном  уровне,  на  котором
расстояние  от  плоскости, ограничивающей конус со стороны пролета, до
оси ближайшего ряда свай составляет не менее 3d при толщине (диаметре)
сваи d <= 0,8 м и 2,5 м при d > 0,8 м.
     6.16.  Если  фундаменты  мелкого  заложения  опирают  на скальный
грунт,   гидростатическое   давление  учитывают  только  при  проверке
устойчивости положения их против опрокидывания и сдвига.
     6.17.  При проектировании оснований и фундаментов вблизи зданий и
сооружений  следует оценивать влияние вновь сооружаемых конструкций на
основания  существующих  на  стадиях строительства и эксплуатации. Для
оценки влияния рекомендуется привлекать специализированные организации
и  при  необходимости  предусматривать  технологический  регламент  на
стадии строительства.
     6.18.  Фундаменты  мелкого  заложения  и  свайные фундаменты (как
условные  массивные)  следует  рассчитывать  на  деформации  (осадки и
крены)  под  их  подошвой.  При этом площадь распределения давлений на
подошву  для свайных фундаментов следует определять по приложению 25 к
СНиП 2.05.03-84*. Во всех случаях предельное значение осадки не должно
                                                           -
превышать полную равномерную осадку опоры,  равную 1,5 л \/L (см), где
L - длина меньшего примыкающего к опоре пролета, выраженная в метрах и
принимаемая не менее 25 м.
     6.19.  Расчеты  оснований и фундаментов мелкого заложения следует
производить  в  соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84* (глава 7,
пп. 7.8*, 7.9).
     6.20.   Расчеты   свайных  фундаментов  и  их  оснований  следует
выполнять  по  СНиП  2.02.03-85 (глава 3). В расчете одиночных свай (в
составе фундамента и вне   его)   по   несущей   способности   грунтов
основания  коэффициент надежности "гамма" ,  указанный в   скобках   в
                                         k
п. 3.10 СНиП 2.02.03-85,  следует принимать в случаях,  когда  несущая
способность   сваи   определена   по   результатам  полевых  испытаний
статической нагрузкой или расчетом по результатам штамповых  испытаний
или статического зондирования грунтов.
     Несущую   способность   по   грунту   буровых  свай,  сооружаемых
виброштампованием,  следует  определять,  вводя следующие коэффициенты
условия работы грунта:  под нижним концом сваи для  рыхлых  и  средней
плотности песков "гамма"  = 1,1;   по   боковой     поверхности   сваи
                        cr
"гамма"   = 0,9.
       cf
     6.21.  Отрицательные  (негативные)  силы  трения,  возникающие на
боковой  поверхности свайных элементов при осадке околосвайного грунта
и  направленные  вертикально  вниз,  необходимо  учитывать в следующих
случаях:
     - планировки территории подсыпкой слоя толщиной более 1 м;
     - увеличения  эффективных  напряжений  в  грунте  за  счет снятия
взвешивающего действия воды при понижении уровня подземных вод;
     - незавершенной  консолидации  грунтов  современных и техногенных
отложений; уплотнения несвязных грунтов при динамических воздействиях;
     - просадки грунтов при замачивании.
     Методика  учета  отрицательных  сил  трения приведена в пп. 4.12,
4.13 и главе 8 СНиП 2.02.03-85.

                              Материалы

     6.22.   Для   фундаментов  следует  использовать  тяжелый  бетон,
удовлетворяющий  требованиям ГОСТ 26633-91. Классы бетона по прочности
на  сжатие  и  марки его морозостойкости принимают не ниже указанных в
таблице  10 в зависимости от зон расположения элементов фундаментов по
отношению к поверхности грунта или воды.

                                                            Таблица 10

-----------------------------------------------------------------
|Элементы фундаментов                  |Класс  |Марки бетона    |
|                                      |бетона |по морозо -     |
|                                      |       |стойкости       |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|                   1                  |   2   |       3        |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|В подземной или подводной зоне        |       |                |
|(в грунте или в воде):                |       |                |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Сваи забивные                         | B25   |    200         |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Сваи - оболочки (оболочки)            | B35   |    200         |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Буроопускные сваи - столбы (столбы),  | B27,5 |    200         |
|омоноличиваемые в скважинах           |       |                |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Сваи буровые, бетонируемые в скважинах| B25   |    200         |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Заполнение полости оболочек и уширений| B20   |Не нормируется  |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Заполнение скважин в скальных грунтах | В25   |То же           |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Плита ростверков фундаментов (сборная | В25   |    200         |
|или монолитная)                       |       |                |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|В зоне переменного уровня воды:       |       |                |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Сваи                                  | B35   |    300 <1>     |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Оболочки                              | B35   |    300 <1>     |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Столбы                                | B35   |    300 <1>     |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Плита ростверков фундаментов (сборная | B30   |    300 <1>     |
|или монолитная)                       |       |                |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|В надземной или надводной зоне (над   |       |                |
|грунтом или водой):                   |       |                |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Сваи                                  | B30   |    300         |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Оболочки                              | B35   |    300         |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Столбы                                | B30   |    300         |
|--------------------------------------|-------|----------------|
|Плита ростверков фундаментов (сборная | B27,5 |    300         |
|или монолитная)                       |       |                |
-----------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <1> По классификации дорожного бетона с испытаниями в солях.

     Примечания:
     1.  За  верхнюю  границу  подземной  или подводной зоны принимают
уровень,  расположенный  ниже на 0,5 м нормативной глубины промерзания
грунта или воды (при низком ледоставе).
     2.  За  верхнюю  границу  зоны  переменного уровня воды принимают
отметку  на  1  м выше наивысшего уровня ледохода, за нижнюю - верхнюю
границу подводной зоны.
     3.   Верхнюю  границу  надземной  зоны  принимают  на  1  м  выше
незатопляемой  поверхности  грунта;  за верхнюю границу надводной зоны
принимают верхнюю границу переменного уровня воды.
     4. Элементы фундаментов следует проектировать из бетона, имеющего
марку  по  водонепроницаемости не ниже: W4 для элементов в подводных и
подземных  зонах  (кроме фундаментов мелкого заложения и плиты свайных
ростверков);  W6  для  фундаментов  мелкого  заложения и плиты свайных
ростверков   в   подводных   и  подземных  зонах;  W8  для  элементов,
расположенных  в зонах надводной, надземной и переменного уровня воды,
в том числе не защищенных от попадания на них солей.
     5.  Для элементов фундаментов в подземных и подводных зонах марку
бетона  по  водонепроницаемости следует назначать с учетом фактических
данных по показателям агрессивности жидкой неорганической среды, но не
менее указанной в п. 4 настоящего примечания.

                           Конструирование

                            Общие указания

     6.23.   Принимаемые   в   проектах  конструктивно-технологические
решения  фундаментов  должны  удовлетворять требованиям обеспечения их
эксплуатационной  надежности  при круглогодичном производстве работ по
их сооружению.
     6.24.  Элементы  фундаментов  и  безростверковых  опор в пределах
постоянного или переменного уровня воды должны иметь сплошные сечения.
Допускается   применение   в  городских  мостах  полых  железобетонных
оболочек  со  стенкой толщиной не менее 30 см и двойным армированием в
пределах  водотоков,  в  которых  лед  тает  на  месте, а при ледоходе
толщина  льда  не  превышает  0,5  м. Кроме этого, при полых оболочках
следует    предусмотреть   меры   (например,   дренажные   отверстия),
предотвращающие образование в их стенках трещин от замерзающей воды.
     6.25.  При  проектировании  фундаментов и безростверковых опор на
буронабивных сваях в пределах постоянных водотоков в зонах переменного
уровня  и местного размыва следует использовать неизвлекаемые обсадные
трубы.
     В  зоне переменного уровня постоянных водотоков применение свай -
оболочек, заполненных бетоном, не допускается.
     При  наличии  коррозионной защиты на период прогнозируемого срока
службы  фундамента  стальные  трубы  допускается включать в совместную
работу с бетоном заполнения.
     В  пределах зоны переменного уровня воды частям опор, находящимся
в этой зоне, следует придавать форму, уменьшающую воздействие ледохода
на  опоры. При этом взаимное сопряжение граней фундамента, ростверка и
навесных  льдозащитных  плит  следует  осуществлять  по цилиндрической
поверхности  радиусом  0,75  м.  В  обоснованных  случаях  допускается
уменьшать радиус до 0,3 м.
     6.26.  Для  армирования  элементов  фундаментов и безростверковых
опор  следует  применять стержневую арматуру; применение ненапрягаемой
арматуры диаметром менее 8 мм не допускается.
     6.27.   Вблизи  существующих  сооружений  на  нескальных  грунтах
следует   применять   буровые   сваи,   сооружаемые  с  использованием
инвентарных  обсадных  труб  (при этом в водонасыщенных песках следует
предусматривать  меры, исключающие перебор грунта, в том числе меры по
сохранению грунтовой пробки). В указанных условиях при соответствующем
обосновании  допускается  также  использовать  задавливаемые  и  (или)
буроинъекционные  сваи,  а также сваи других типов, погружение которых
не  вызывает  динамических  и вибрационных воздействий на существующие
сооружения.

                     Фундаменты мелкого заложения

     6.28.  Для  фундаментов,  возводимых  на суше в ненабухающих и не
подверженных пучению крупнообломочных грунтах с песчаным заполнителем,
гравелистых  и  крупных  песках,  глубину заложения подошвы фундамента
(при  наличии  тампонажной подушки, уложенной подводным способом, - ее
подошвы)   следует   принимать   независимо   от   уровня  промерзания
перечисленных грунтов при условии расположения их ниже этого уровня не
менее  чем  на  1  м и отсутствия напорных вод в зоне промерзания. При
прочих  грунтах  и  условиях  подошва фундамента должна быть размещена
ниже расчетной глубины промерзания не менее чем на 0,25 м.
     6.29.  В  пределах  водотоков фундаменты необходимо закладывать в
грунте  на  требуемой по расчету глубине ниже уровня местного размыва,
определяемого при расчетном расходе воды.
     6.30.   Для   омоноличивания   сборных   стоек  опор  в  стаканах
фундаментов рекомендуется использовать бетон на безусадочном цементе.

                          Свайные фундаменты

     6.31. Подошву ростверка необходимо располагать следующим образом:
в  пределах  суши  в  грунтах,  не  подверженных  пучению, при условии
простирания  их не менее чем на 1 м ниже расчетной глубины промерзания
и  отсутствия  напорных надземных вод в зоне промерзания независимо от
ее  глубины  - на любом уровне; на суше в прочих грунтах и условиях, а
также  в пределах поймы реки или в русле периодического водотока - вне
слоя  промерзания  ниже  глубины  промерзания не менее 0,25 м или выше
дневной поверхности грунта на 0,5 м и более - для устоев и 1 м и более
-  для  промежуточных  опор;  в  русле  реки  или на пойме при наличии
ледохода  или истирающих кладку наносов - с таким расчетом, чтобы сваи
не  подвергались  их  воздействию  (если не предусматриваются защитные
меры);  в русле реки при отсутствии промерзания воды до дна - не менее
чем на "дельта" + 0,25 м ниже уровня низкого ледостава, где "дельта" -
толщина льда, м.
     6.32.   Толщину   защитного  слоя  бетона  вблизи  подошвы  плиты
ростверка фундамента, расположенной над грунтом или тампонажным слоем,
следует принимать не менее 10 см.
     6.33.   Толщину   защитного  слоя  бетона  буровых  свай  следует
принимать  не  менее: 10 см - при сооружении без обсадных труб; 7 см -
при  использовании  обсадных  труб  или  подаче  бетона в скважину под
давлением.
     В   сваях  сплошного  сечения,  полых  и  в  сваях  -  оболочках,
расположенных вне акватории, защитный слой бетона следует принимать не
менее 3 см при условии осуществления мер по предотвращению образования
в них трещин.
     6.34.  Свайные  элементы  в  местах  возможного размыва дна русла
подлежат  заглублению  в нескальный грунт ниже уровня местного размыва
на  величину,  определяемую расчетом несущей способности элементов, но
не менее 4 м при расчетном паводке.
     При  опирании  элементов  на  поверхность  скальных  грунтов  без
заделки  в  них неразмываемая толща покровных отложений должна быть не
менее 4 м.
     6.35. Глубину заделки буровых свай в скальный грунт определяют по
расчету  и  принимают  не  менее  0,5  м в сплошных породах с пределом
прочности  на  сжатие 4,91 МПа (50 кгс/кв. см) и выше и не менее 1 м в
остальных породах.
     6.36.  Напряжение  в  бетоне ростверка от давления, передаваемого
торцом  свайного  элемента, как правило, не должно превышать более чем
на 30% расчетное сопротивление бетона ростверка (по нормам для осевого
сжатия  всей площади). В случаях превышения расчетного сопротивления в
ростверках  допускается использовать бетон более высокого класса. Если
напряжения   превышают   расчетное   сопротивление  бетона  ростверка,
допускается  также  над  верхним концом каждой сваи укладывать одну (в
случае превышения на 15-20% расчетного сопротивления бетона ростверка)
или   две   (при   напряжениях,   превышающих   на   20-30%  расчетное
сопротивление  бетона) сетки из стержней диаметром 12 мм. Длину каждой
стороны  сетки  принимают  на  0,5  м  больше толщины ствола элемента.
Размеры  ячеек сетки назначают от 10 x 10 см для забивных свай до 15 x
15 см для буровых свай и оболочек.
     Нижнюю  одиночную  сетку  располагают  непосредственно над торцом
элемента, а верхнюю - на расстоянии 10-15 см от нижней.

                Особенности проектирования фундаментов
                       в карстово-опасной зоне

     6.37. Изыскания и проектирование фундаментов в карстово - опасных
зонах  следует  выполнять  с  учетом  требований,  изложенных  в  СНиП
1.02.07-87  и  в  Инструкции  по  проектированию зданий и сооружений в
районах  г.  Москвы  с  проявлением карстово - суффозионных процессов,
утвержденной исполкомом Моссовета 23.01.84 N 149.
     6.38.  Фундаменты  следует  проектировать  на  основе результатов
проведенных    геофизических    исследований   и   анализа   детальных
исследований грунтов и карстовых образований.
     6.39.   В   районе   карстовых   проявлений   при   наличии   или
прогнозировании  появления  свободных  полостей  применять  фундаменты
мелкого заложения запрещается.
     Фундаменты  мелкого  заложения  в виде общей плиты под опорой или
сооружением   допускается   возводить  только  при  полной  ликвидации
выявленных   (в  частности,  георадиолокацией)  свободных  полостей  с
заполнением  их  бетоном  и  (или) укреплением ослабленных грунтов под
карстовыми полостями.
     6.40.   Под   статически   неопределимыми   сооружениями  следует
возводить  свайные  фундаменты  в  виде  буровых  свай  в стальных или
железобетонных  оболочках - трубах с открытым концом, погружаемых ниже
карстовоопасной  зоны  до  особо  плотных  слоев грунта или скалы. При
расчете  таких  свай  боковое  сопротивление  грунта  или заполнение в
пределах  карстовой  зоны  и  выше  ее не учитывают; в этом случае при
проверке  несущей  способности  свай  следует  учитывать  их работу на
продольный   изгиб  и  выносливость  при  воздействии  знакопеременных
горизонтальных сил.
     6.41.  Решение  о необходимости заполнения карстовой полости (вне
свай)  следует принимать индивидуально для каждого конкретного объекта
на  основе  тщательного  анализа  инженерно  - геологических условий и
параметров карстообразования и проектируемого фундамента.

                           Подпорные стены

                           Общие положения

     6.42.  Подпорные  стены следует проектировать с учетом требований
СНиП 2.06.07-87.
     6.43.   Конструкцию   подпорных   стен   выбирают   с  учетом  их
местоположения,  целевого  назначения,  особенностей проекта основного
сооружения  при использовании стен в сопряжении с подходами, инженерно
- геологических условий, а также на основании технико - экономического
сравнения   вариантов,   в   том  числе  по  выполнению  архитектурных
требований.
     6.44. Наряду с бетонными (или каменными) и железобетонными, в том
числе  профильными  железобетонными тонкостенными либо тонкостенными с
анкерами  или  контрфорсами,  допускается использовать подпорные стены
следующих   типов  при  обеспечении  их  надежности,  долговечности  и
ремонтопригодности:
     - ряжевые  в  виде  жесткого  пространственного  каркаса, емкость
которого заполняют уплотняемым грунтом;
     - армогрунтовые  с  использованием  армоэлементов  в  уплотненном
грунте   либо   рулонных   геотекстильных   материалов,   удерживающих
отсыпанные и уплотненные слои грунта обратной засыпки;
     - из заполненных камнем или гравием габионов, имеющих защемляемые
в грунте засыпки горизонтальные сетки.

                              Материалы

     6.45.   Материалы   для   подпорных   стен  должны  удовлетворять
требованиям СНиП 2.05.03-84*.
     6.46.  Для  подпорных  стен  следует  применять  тяжелый бетон со
следующими характеристиками:
     - по прочности - не ниже класса В25;
     - по   морозостойкости  и  водонепроницаемости  -  по  таблице  6
настоящих норм.
     6.47.  Для  армирования  армогрунтовых подпорных стен допускается
использовать  коррозионно  - стойкие стальные элементы (как анкеры), а
также  геотекстильные  полимерные  и  другие  композитные материалы по
действующим  стандартам  и  ТУ при условии обоснования их надежности и
долговечности,  а  также  обеспечения  защиты  от  воздействия  жидкой
агрессивной среды, солнечной радиации и механических повреждений.

                Конструктивные и расчетные требования

     6.48.  Подпорные  стены  из  бетона  или  железобетона могут быть
монолитными  или  сборно  -  монолитными;  сборные  стены  допускается
применять при согласовании с эксплуатирующей организацией.
     Из  бетона  и  камня рекомендуется возводить монолитные массивные
подпорные стены, а также стены одевающего типа.
     6.49. Фундаменты мелкого заложения и свайные фундаменты подпорных
стен   следует   проектировать  в  соответствии  с  требованиями  СНиП
2.02.01-83* и СНиП 2.02.03-85.
     6.50.  Глубину  заложения  подошвы  железобетонных (или бетонных)
подпорных  стен  следует  принимать в соответствии с требованиями СНиП
2.02.01-83*. При этом глубину заложения подошвы для верховых подпорных
стен  следует  отсчитывать  от  дна кювета, а низовых - от поверхности
грунта по нормали к стене.
     Глубину   заложения   подошвы  армогрунтовых  подпорных  стен  из
геотекстильных материалов следует назначать вне зависимости от глубины
промерзания исходя из несущей способности основания и его осадки.
     6.51.   В   продольном   направлении  подошву  железобетонных  (и
бетонных)  подпорных стен следует располагать на площадке с продольным
уклоном  не  более 0,02; при большем уклоне подошву следует устраивать
ступенчатой.
     6.52.  Толщина  тонкостенных железобетонных подпорных стен должна
быть не менее 20 см.
     6.53.  Подпорные  стены  (кроме  армогрунтовых  из геотекстильных
материалов  и  шпунтовых) необходимо разделять сквозными вертикальными
деформационными   швами   на  всю  высоту  стены,  включая  фундамент.
Расстояние  между  швами  необходимо  устанавливать  в  соответствии с
требованиями  п.  2.5 СНиП 2.06.07-87 с учетом однородности грунта под
подошвой  стены.  При этом расстояние между швами следует принимать не
более, м:
     - для  монолитных массивных бетонных стен и стен с использованием
камня - 20;
     - для монолитных и сборно - монолитных железобетонных стен - 25;
     - для сборных железобетонных стен - 30.
     6.54.  Уплотнения  в  швах  подпорных стен, а также лицевая часть
армогрунтовых  подпорных  стен  из  геотекстильных  материалов  должны
обеспечивать  грунтонепроницаемость и суффозионную устойчивость грунта
обратной засыпки (или армированного грунта для армогрунтовых подпорных
стен);   в  обоих  случаях  рекомендуется  использовать  прокладки  из
геотекстильного материала типа дорнит.
     В  необходимых  случаях  уплотнения  в швах подпорных стен должны
быть водонепроницаемые.
     6.55.  Обратную  засыпку  подпорных  стен  следует  выполнять  из
послойно   уплотняемых  (с  коэффициентом  уплотнения  не  ниже  0,98)
дренирующих  крупнообломочных  или  песчаных (гравелистых, крупных или
средней крупности) грунтов.
     Для   армогрунтовых  подпорных  стен  рекомендуется  использовать
грунты   с   показателем неоднородности  гранулометрического   состава
C  = d  /d   не менее 5, где d   и d   принимают по ГОСТ 25100-95.
 u    60  10                  60    10
     6.56.  Для  снижения  бокового давления грунта на подпорную стену
рекомендуется  предусматривать пассивное армирование обратной засыпки,
в том числе рулонными геотекстильными материалами.
     6.57.   Поверхности   подпорных   стен   (кроме  армогрунтовых  и
каменных),  соприкасающиеся  с  грунтом  (кроме  подошвы  фундамента),
следует     изолировать    защитными    покрытиями,    препятствующими
проникновению воды через стену.
     6.58.  За  подпорной  стеной  на  высоте  не менее 0,5 м над дном
кювета  (для верховых стен) или поверхностью грунта (для низовых стен)
следует   устраивать   пристенный  и  отводящий  в  систему  водосбора
продольный  дренаж  с  уклоном  не  менее  2%.  В теле подпорной стены
необходимо  устраивать  окна  или трубки для пропуска воды из дренажа;
окна  или  трубки  рекомендуется  предусматривать через 2-5 м; диаметр
трубок следует назначать не менее 40 мм.
     С лицевой стороны верховых подпорных стен следует предусматривать
открытые лотки с вертикальными стенками; размеры лотков должны быть не
менее 0,4 x 0,4 м.
     Для  подпорных  стен,  расположенных  на  косогорных участках, за
тыльной гранью следует также предусматривать водоотводный лоток.
     В  ряжевых подпорных стенах со сквозным пространственным каркасом
продольный дренаж не устраивают.
     6.59. На выступах стен и разгрузочных консолях следует устраивать
сливы  с уклоном 2%. Сливы, расположенные со стороны грунта, покрывают
слоем камня и крупного песка.
     6.60.  На  подпорных  стенах  в необходимых случаях устанавливают
ограждения.
     6.61.  Для  удобства  осмотра  и  эксплуатационного  обслуживания
подпорные  стены  следует  снабжать  сходами. Расстояние между сходами
назначают по согласованию с эксплуатирующей сооружение организацией.
     6.62.  Коммуникации - водопровод, теплосети и канализацию следует
располагать  не  ближе  30  м  от подпорных стен с засыпкой; указанные
коммуникации должны иметь защиту в виде футляра или обоймы.
     6.63.  Действующие  на  подпорные  стены  постоянные  и временные
нагрузки  и  воздействия  следует  принимать  по  СНиП  2.05.03-84*  и
настоящим нормам.
     Минимальное  расстояние  от  продольной  оси временной нагрузки в
виде  полосы  АК или тяжелой одиночной колесной нагрузки до внутренней
кромки  стены,  a  также  число  полос  нагрузки  АК на проезжей части
следует определять с учетом требований п. 2.12* СНиП 2.05.03-84*.
     6.64.   Боковое  давление  грунта  на  тыловую  и  лицевую  грани
подпорных стен допускается определять с учетом деформативности стены и
особенностей ее взаимодействия с грунтовой средой.
     6.65.  Расчет  армогрунтовых  и  анкерно - контрфорсных подпорных
стен   следует   вести   по   утвержденным   методикам,  разработанным
специализированными организациями.

                7. Транспортные и пешеходные развязки

                        Транспортные развязки

                           Общие положения

     7.1.  При  проектировании транспортных развязок следует учитывать
требования, изложенные в главе 1 настоящих норм.
     7.2.  На полотне проезжей части развязок при отсутствии тротуаров
на  входящих в развязку мостов, подходов к ним и съездов, как правило,
следует  устанавливать  ограждения повышенной удерживающей способности
(энергоемкостью 400-650 КДж).
     7.3.   При   проектировании   развязок   следует  предусматривать
комплексный подход к водоотводу с проезжих частей отдельных сооружений
и при необходимости устраивать общую водоотводящую сеть.

                Конструктивные и расчетные требования

     7.4.  В  криволинейных  коробчатых эстакадах большой кривизны для
уменьшения  крутящих  моментов,  возникающих от временных и постоянных
нагрузок,  стоечные  или  столбчатые  опоры  рекомендуется располагать
эксцентрично  по  отношению  к  оси  поперечного  сечения, смещая их в
сторону выпуклости кривизны.
     7.5.  Концевые  опорные  сечения  коробчатых  криволинейных балок
следует  снабжать  диафрагмами  для  обеспечения  восприятия  крутящих
моментов.
     7.6. В косых стальных пролетных строениях промежуточные диафрагмы
рекомендуется   располагать  в  одном  сечении  по  ширине  пролетного
строения.
     7.7. При расчете косых и криволинейных в плане пролетных строений
допускается   использовать  поперечные  линии  влияния  от  обобщенной
единичной нагрузки либо поверхности влияния от единичного груза.
     7.8.   При   расчете  и  конструировании  косых  и  криволинейных
пролетных   строений   следует   учитывать   значительное   отклонение
направления главных изгибающих моментов от оси моста.

                           Пешеходные мосты

                           Общие положения

     7.9.  Схемы  планировки  пешеходных  мостов,  их  тип  (открытые,
закрытые  от  атмосферных  воздействий),  вид  применяемых  материалов
следует  определять  в  составе  архитектурно  - планировочных решений
городских районов.
     7.10.  На  пешеходных мостах допускается размещать торговые точки
площадки отдыха и другие объекты социально - культурного назначения.
     7.11. В обоснованных случаях для подъема или спуска с пешеходного
моста  допускается  устройство  эскалаторов или лифтов, а на пролетном
строении - бегущих дорожек.
     При  отсутствии  пандусов  или  средств  механического  подъема -
спуска  следует  предусматривать  устройство  вдоль  лестниц накладных
пандусов для детских колясок.
     7.12. Устройство теплообогрева в прохожей части и входах - сходах
пешеходных мостов должно быть обосновано специальным расчетом.

                Конструктивные и расчетные требования

     7.13.  Ширину  прохожей части пешеходных мостов следует назначать
по п. 3.17 настоящих норм.
     Суммарная  ширина лестниц и пандусов, как правило, должна быть не
менее ширины прохожей части моста, а при совмещении лестниц и пандусов
на спуске (подъеме) - не менее половины ширины для каждого типа схода.
     Ступени  лестниц  должны  иметь  размер  не  менее  14  x 32 см с
количеством их в марше не более 15 (высота ступеней не более 16 см).
     Продольный уклон на мосту не должен превышать 5%.
     Продольные уклоны пандусов принимают по п. 7.19 настоящих норм.
     При криволинейных в плане пандусах их радиус должен быть не менее
6 м.
     7.14.  Перила  пешеходных  мостов  следует  устраивать высотой не
менее 1,1 м с ограждающим бортом высотой не менее 0,1 м.
     7.15. Плита прохожей части открытых пешеходных мостов должна быть
защищена  гидроизоляцией.  Вид  покрытия  на мосту следует назначать с
учетом его эксплуатационных качеств, в том числе износоустойчивости.
     7.16.   Расчет   собственных   колебаний   пешеходных   мостов  с
фундаментами на естественном основании следует, как правило, выполнять
с учетом взаимодействия с грунтом.

                Пешеходные сооружения тоннельного типа

                       Планировочные требования

     7.17.  При  проектировании пешеходных сооружений тоннельного типа
следует   выполнять   градостроительно   -  планировочные  требования,
изложенные в главе 1 настоящих норм, а также в данном разделе.
     7.18.  Пешеходные  сооружения тоннельного типа в разных уровнях с
проезжей частью следует, как правило, предусматривать на магистральных
улицах с непрерывным движением; на улицах с регулируемым движением при
потоке  пешеходов  более  1500  чел./ч  и  ширине улицы более 14 м; на
перекрестках   улиц   с   нерегулируемым   правоповоротным   движением
интенсивностью  более 300 приведенных автомобилей в 1 ч; на площадях и
перекрестках  с  кольцевым саморегулируемым движением транспорта, если
размеры  конфликтующих потоков транспорта и пешеходов требуют введения
светофорного регулирования.
     Расстояние   между   пешеходными  сооружениями  тоннельного  типа
следует, как правило, назначать не менее чем через 300 м.
     7.19.   Минимальную  ширину  лестниц  для  пешеходных  сооружений
тоннельного  типа  следует  принимать  равной 2,25 м с дополнительными
пандусными  сходами  с  каждого торца сооружения шириной по 1,8 м (для
инвалидов и пешеходов с детскими колясками).
     Уклоны  на  пандусах следует назначать 5,0% без площадок отдыха и
8% с площадками отдыха при длине участка пандуса 10 м.
     Размеры  ступеней  принимают  по п. 7.13 настоящих норм. При этом
верхнюю  ступень  на  входе  (выходе) следует приподнимать над уровнем
тротуара для предотвращения попадания воды с тротуара в сооружение.
     Входы  в  пешеходные  сооружения  тоннельного типа (или выходы из
них)  следует располагать на тротуарах или полосах зеленых насаждений,
как  правило, вблизи остановок общественного транспорта при расстоянии
от  борта  до  ограждения  проезжей  части  не  менее 0,5 м. В районах
сложившейся  капитальной  застройки при недостаточной ширине тротуаров
допускается   использовать   для   входов   в   пешеходные  сооружения
тоннельного типа первые этажи прилегающих зданий.

                              Материалы

     7.20.  В  несущих  конструкциях пешеходных сооружений тоннельного
типа   следует   применять   тяжелый   бетон   класса   не   ниже  В25
водонепроницаемости  марки  W12  с  морозостойкостью  F300, причем для
пандусов   и   лестничных   маршей   -   с  морозостойкостью  F300  по
классификации дорожного бетона с испытанием в солях.
     7.21.  Для утепления полов пешеходных сооружений тоннельного типа
следует   применять   керамзитобетон   марки   В7,5  или  другие  виды
теплоизоляции.

                               Нагрузка

     7.22.   Перекрытия   пешеходных   сооружений   тоннельного  типа,
расположенных  под  проезжей частью, следует рассчитывать на временную
вертикальную  нагрузку  от  транспортных  средств, указанную в главе 4
настоящих норм.

                      Конструктивные требования

     7.23.   При   крестовых   и   Н-образных  пешеходных  сооружениях
тоннельного  типа  в  местах  пересечения  пешеходных  потоков следует
принимать  удвовоенную  ширину  пересекающихся  сооружений  на  длине,
равной принятой удвоенной ширине.
     7.24.    Пешеходные    сооружения    тоннельного   типа   следует
проектировать c минимальным заглублением под проезжей частью улиц (без
засыпки).  При  этом  расстояние  от  верха  проезжей  части  до верха
перекрытия  должно  составлять  не  менее 0,4 м (с учетом динамических
воздействий от временных нагрузок по п. 2.22* СНиП 2.05.03-84*).
     Высоту  пешеходных  сооружений  тоннельного  типа в свету следует
принимать  не  менее 2,3 м. При этом высота до низа ригеля должна быть
не менее 2 м.
     Продольный  уклон  пола  пешеходных  сооружений  тоннельного типа
следует  принимать  не  более  40  промилле,  поперечный  уклон  -  10
промилле.
     При   заглублении  пешеходных  сооружений  тоннельного  типа  (по
местным   условиям)  более  5  м  следует  предусматривать  устройство
эскалаторов, а при длине более 150 м - устройство бегущих дорожек.
     7.25.  При  расположении пешеходных сооружений тоннельного типа в
карстово  -  опасных  районах  необходимо  устраивать основание в виде
несущей    распределительной    монолитной    железобетонной    плиты,
рассчитанной на образование под ней суффозионной воронки диаметром 6 м
в любом месте по длине сооружения.
     7.26.  Толщину  гранитных  ступеней лестничных сходов и накрывных
плит   парапетов   следует   принимать   не   менее   60  мм.  Толщина
керамзитобетонного  слоя  в  конструкции  полов  должна  быть не менее
0,15-0,2 м.
     7.27.   В   пешеходных   сооружениях   тоннельного  типа  следует
предусматривать  помещения для электротехнических устройств (щитовых),
ввода  водопровода, насосной станции, устройств по обогреву лестничных
сходов   и   пандусов,  хранения  уборочного  инвентаря  и  размещения
обслуживающего персонала.
     В  узловых  пешеходных сооружениях тоннельного типа рекомендуется
принимать высоту сооружений в свету не менее 2,5 м с устройством в них
помещений  для  попутного  обслуживания пешеходов (размещение торговых
точек,  телефонов  - автоматов, пунктов бытового обслуживания и т.д.).
Также  рекомендуется  предусматривать  в  таких  переходах туалеты для
служебного пользования.
     При  невозможности устройства пандусов необходимо предусматривать
лифты для пешеходов с ограниченной подвижностью (в том числе инвалидов
с колясками).

                      Водоотвод и гидроизоляция

     7.28.  Для  пешеходных  сооружений  тоннельного  типа  с  уровнем
грунтовых  вод  выше  пола  следует  предусматривать  гидроизоляцию по
периметру ствола сооружения.
     В  сухих  грунтах  под  сооружением  устраивают  профилактический
пластовый  дренаж  с  осевым  расположением  дренажной  призмы; в этом
случае гидроизоляцию по днищу не укладывают.
     При  выборе  типа  гидроизоляции  лестничных  сходов  и  пандусов
следует  учитывать  необходимость  обогрева  этих  частей сооружения в
зимних условиях.
     7.29.  По длине пешеходных сооружений тоннельного типа и у сходов
для  сбора  ливневых и сточных (в частности, после промывки полов) вод
следует  устраивать  водоприемные  приямки  и  смотровые  колодцы,  из
которых  воду  по  водосточным  и  дренажным  асбестоцементным  трубам
отводят   в  герметичную  емкость.  Водоприемные  приямки  перекрывают
чугунными  решетками  и  размещают  с  шагом,  не превышающим 20 м. Из
герметичной  емкости  воду  насосами  сбрасывают  в городскую дождевую
канализацию.
     Герметичная  емкость  должна  быть  рассчитана на прием ливневого
стока  с  открытых поверхностей пешеходного тоннеля и часового притока
дренажных вод.
     Для  бесперебойной  работы  по  водосбросу  из емкости в дождевую
канализацию  насосную  станцию  следует комплектовать из двух насосов,
которые   объединяют  системой  автоматики,  обеспечивающей  включение
резервного  насоса при выходе из строя работающего. Производительность
насоса   подбирают   с   учетом  необходимости  водосброса  удвоенного
расчетного объема воды, поступающей в емкость за 1 ч.

                     Эксплуатационные требования

     7.30.   Размещение   трансформаторных   подстанций  в  пешеходных
сооружениях тоннельного типа не допускается.
     7.31.  Пешеходные  сооружения  тоннельного  типа следует оснащать
поливочным  водопроводом  и  обеспечивать ввод водопровода в служебное
помещение   и  в  насосную  станцию  с  размещением  в  одном  из  них
водомерного  узла.  Краны  поливочного водопровода размещают исходя из
длины поливочного шланга 30 м.
     Диаметр водопровода назначают исходя из расчетного расхода воды 2
л/с.
     7.32.  Пешеходные  сооружения  тоннельного  типа следует оснащать
системой снегоудаления (обогрева лестничных сходов).
     Для    снегоудаления   рекомендуется   использовать   систему   с
нагревательным  кабелем.  При этом необходимую мощность электропитания
рассчитывают  исходя  из  потребляемой  мощности  в 0,5 кВА на 1 кв. м
лестничных  и  пандусных  сходов.  При  соответствующем  обосновании в
системе   снегоудаления   допускается  использовать  горячую  воду  от
близлежащей   тепловой  сети.  Для  увеличения  срока  службы  системы
снегоудаления рекомендуется применять полиэтиленовые свариваемые трубы
с  теплоносителем,  температура которого равна 70 град. С. Для этого в
сооружении  необходимо предусматривать тепловой пункт для размещения в
нем бойлерной.
     7.33.  Электроснабжение  пешеходных  сооружений  тоннельного типа
осуществляют  от  близлежащих  трансформаторных  подстанций кабельными
линиями  с  напряжением  380 В. В сооружении должны быть предусмотрены
помещения   (щитовые)   для   распределительных   шкафов   и   прочего
электрооборудования.
     7.34.  Освещение  пешеходных  сооружений  тоннельного типа должно
иметь  три режима работы: ночной, вечерний и дневной; необходимо также
предусматривать аварийное освещение.
     Светильники    для   освещения   следует   защищать   специальной
конструкцией,  предотвращающей акты вандализма; эти конструкции должны
обеспевать пропуск света и быть прочными.
     7.35.   Необходимо   принимать   следующие   нормы   освещенности
пешеходных сооружений тоннельного типа:
     - наименьшая  горизонтальная  освещенность  на уровне пола днем -
100 люкс, в вечернее и ночное время - 40 люкс;
     - наименьшая освещенность открытых лестниц и пандусов - 20 люкс.
     Коэффициент  ослепленности светильных установок следует принимать
не  более  1,15,  а  коэффициент запаса освещенности должен быть равен
1,5.

                       Архитектурные требования

     7.36.  Внутренние  поверхности  пешеходных сооружений тоннельного
типа  должны быть облицованы естественным камнем, наружные поверхности
парапетов - полированным (с видимой стороны) естественным камнем.
     Для  облицовки  внутренних  поверхностей допускается использовать
высококачественные  искусственные  материалы,  морозостойкость которых
принимают не менее F300.
     Художественное   оформление   внутренних   поверхностей   в  виде
настенных  мозаичных  панно  из бронзы, латунных выколок и т.д. должно
быть согласовано с Москомархитектурой и заказчиком.
     Покрытие  полов  рекомендуется  выполнять  из естественного камня
типа  базальта  или  гранита  толщиной  не  менее  40  мм  или цветной
тротуарной плитки (типа арбатской) из высококачественного пескобетона.
     В  узловых  пешеходных сооружениях тоннельного типа рекомендуется
применять   рисунчатые   полы   из   разноцветных   искусственных  или
естественных материалов.
     7.37.  Выходы  (входы)  пешеходных  сооружений  тоннельного  типа
рекомендуется оформлять в виде архитектурно - выразительных прозрачных
павильонов, совмещенных с остановками общественного транспорта.

               Транспортные сооружения тоннельного типа

                            Общие указания

     7.38.  Проектирование  транспортных  сооружений  тоннельного типа
следует  выполнять  по настоящим нормам с учетом в необходимых случаях
требований разделов 7-9 СНиП 32-04-97.
     7.39.   Устройство   принудительной   вентиляции  в  транспортных
сооружениях  тоннельного  типа следует предусматривать по расчету. При
длине   перекрытой   части   сооружения   более   200   м   устройство
принудительной вентиляции является обязательным.
     7.40.  В  состав  транспортных  сооружений  тоннельного типа, как
правило,  должны  входить  проезжая  часть  с разделительной полосой и
служебные проходы (или служебные проходы и коллекторы).
     При    соответствующем    обосновании    допускается   совмещение
транспортных  сооружений  тоннельного  типа и пешеходных переходов при
условии  возведения  глухой  разделительной  стены между сооружением и
проходами.

                       Планировочные требования

     7.41. При проектировании транспортных сооружений тоннельного типа
следует   выполнять   градостроительно   -  планировочные  требования,
изложенные в главе 3 настоящих норм, а также в данном разделе.
     7.42.  По  согласованию  с заказчиком, Москомархитектурой и ГИБДД
проезжую  часть  транспортных сооружений тоннельного типа в стесненных
условиях  допускается  проектировать  без полос безопасности, а ширину
разделительной  полосы  между  встречными  потоками принимать не менее
0,75 м.
     В    транспортных    сооружениях    тоннельного    типа,    кроме
четырехполосных,  при  длине  перекрытой  части более 150 м для отстоя
аварийных   транспортных  средств  следует  предусматривать  резервную
полосу  в каждом направлении движения шириной 3 м, в том числе за счет
полос безопасности.
     Ширину служебных проходов следует назначать не менее 0,75 м.
     При  расположении  транспортных  сооружений  тоннельного  типа на
площадях   или   (и)  вблизи  торговых  и  культурных  центров  города
рекомендуется   максимально   использовать   подземное   пространство,
размещая  над  сооружением  в  первых  двух ярусах (на глубине до 6 м)
торгово   -   рекреационные   комплексы,   совмещенные  с  пешеходными
переходами и автостоянками.
     Въезды  и  выезды  автостоянок  рекомендуется размещать попарно в
уровне   пересекающихся   магистралей,  устраивая  отгонные  полосы  в
транспортном сооружении.

                              Материалы

     7.43.  В несущих конструкциях транспортных сооружений тоннельного
типа   следует   применять   тяжелый   бетон   класса   не   ниже  В25
водонепроницаемости  марки  W12  и с морозостойкостью F300, причем для
несущих   и   ограждающих   конструкций,   находящихся  в  контакте  с
антиобледенителями,   -   с  морозостойкостью  F300  по  классификации
дорожного бетона с испытаниями в солях.

                      Конструктивные требования

     7.44.  Транспортные  сооружения  тоннельного  типа  рекомендуется
проектировать в виде рамных систем.
     7.45.  При  наличии  промежуточных  опор на разделительной полосе
следует  предусматривать  меры  по  их  защите  от наезда транспортных
средств.
     7.46.  При  возведении транспортных сооружений тоннельного типа в
котловане  с шпунтовым ограждением следует устраивать переходные плиты
длиной  не менее 3 м и засыпать пазухи котлованов дренирующим песчаным
грунтом.
     7.47.  При  возведении  транспортных  сооружений тоннельного типа
методом  "стена  в  грунте"  либо  с  использованием  буросекущих  или
бурокасательных  свай  вместо  переходных  плит допускается устраивать
переходные  призмы из щебня, стабилизированного битумом, или из тощего
бетона.
     7.48.  При возведении транспортных сооружений тоннельного типа из
замкнутых  секций  методом  продавливания или стягивания высота грунта
над тоннелем должна составлять не менее 2,5 м.
     7.49.  При  возведении транспортных сооружений тоннельного типа в
карстово  -  опасных  районах  необходимо  предусматривать специальные
конструктивные  мероприятия, обеспечивающие сохранность сооружения при
образовании  карстово  -  суффозионной  воронки  диаметром 6 м под его
подошвой.

       Особенности конструирования и расчета траншейного стыка

     7.50.  Траншейный  стык  сборных  элементов  стен  и  фундаментов
транспортных   сооружений  тоннельного  типа  должен  иметь  следующие
конструктивные  параметры  (рис. 2): высота переднего зуба должна быть
не  менее  1,1  толщины  В стенового блока, а высота заднего зуба - не
менее  0,7  В;  толщина фундамента под подошвой стенового блока должна
быть  не  менее  В;  толщину  переднего и заднего зуба в корне следует
принимать не менее 0,6 м.
     7.51.   Расчет  траншейного  стыка  следует  выполнять  с  учетом
следующих предпосылок (рис. 3):
     - все силы,  действующие на стеновой блок (Е,  М  и  N),  следует
приводить к середине высоты переднего зуба (h );
                                             1
     - изгибающий  момент  следует  определять  с  учетом коэффициента
условия  работы  m  =  0,8,  учитывающего  снижение  величины  момента
относительно передней грани стенки.
     Напряжения  в переднем и заднем зубе траншейного стыка от сил Е и
М определяют на единицу его длины вдоль сооружения.

     Приводится рисунок 2 "Конструктивная схема траншейного стыка".
     Приводится рисунок 3 "Расчетная схема траншейного стыка".

     7.52.  Монолитный  бетон заполнения траншейного стыка должен быть
проверен на местное смятие.
     7.53.  Проверку  прочности и трещиностойкости переднего и заднего
зуба траншейного стыка следует выполнять в соответствии с требованиями
СНиП 2.05.03-84*.

                      Водоотвод и гидроизоляция

     7.54.  В  транспортных сооружениях тоннельного типа, возводимых в
открытом котловане или в шпунтовом ограждении, с наружной стороны стен
следует   предусматривать   гидроизоляцию   и   пристенный  дренаж  (в
частности,  из  полимерного  полотна  с  прилегающей к стене бугристой
поверхностью) с выводом воды в лоток водостока. В случаях расположения
грунтовых  вод  выше  основания конструкции дорожной одежды устраивают
замкнутую  гидроизоляцию  по  внешнему  контуру  сооружения,  а  также
пристенный пластовый дренаж.
     При  возведении  транспортных сооружений тоннельного типа методом
"стена в грунте" либо с использованием буросекущих или бурокасательных
свай  гидроизоляцию  по  внешнему  контуру  сооружения  допускается не
устраивать.   В   этих   случаях  следует  предусматривать  внутренний
пристенный  дренаж с защитной теплоизоляцией и самонесущую ограждающую
конструкцию  с морозостойкостью F300 по классификации дорожных бетонов
с испытаниями в солях.
     При  возведении  транспортных  сооружений  методом  продавливания
допускается  устраивать наружную металлоизоляцию сооружения, используя
лист толщиной не менее 6 мм.
     При совмещении транспортных сооружений тоннельного типа с торгово
-   рекреационными   комплексами   в   транспортных   сооружениях  при
необходимости,   обусловленной   расчетом,   следует   предусматривать
контурную шумо-, паро- и теплоизоляцию.
     7.55.   При   необходимости   под  проезжей  частью  транспортных
сооружений  тоннельного типа следует устраивать ливневую канализацию с
водоприемной   герметичной  емкостью,  рассчитанной  на  сток  воды  с
рамповых частей сооружения от линии водораздела и воды, поступающей из
дренажной системы. Насосную станцию, предназначенную для водосброса из
емкости  в  городскую  канализацию, проектируют с учетом требований п.
7.29 настоящих норм.
     7.56. При проектировании гидроизоляции и защитного слоя пролетных
строений  транспортных  сооружений  тоннельного типа следует соблюдать
требования,  предъявляемые к устройству гидроизоляции и защитного слоя
на   мостах;   при  этом  для  отвода  воды  с  гидроизоляции  следует
предусматривать систему дренажа.

                     Эксплуатационные требования

     7.57.   В   транспортных  сооружениях  тоннельного  типа  следует
предусматривать  помещения для электротехнических устройств (щитовых),
для водопровода и канализации, технических служб, насосных станций.
     Размещение   трансформаторных  подстанций  допускается  только  в
рамповых частях сооружений.
     7.58.  Электроснабжение  транспортных сооружений тоннельного типа
следует   обеспечивать   от   ближайших   трансформаторных  подстанций
кабельными линиями напряжением 380 В.
     7.59.  Средняя  яркость  дорожного  покрытия  в  рамповых  частях
транспортных  сооружений  тоннельного  типа  должна  быть не менее 2,4
кд/кв. м.
     Отношение  максимальной яркости к минимальной по длине сооружения
не  должно превышать 3:1. Среднюю горизонтальную освещенность проезжей
части  в  транспортных  сооружениях тоннельного типа длиной более 60 м
следует принимать по таблице 11.

                                                            Таблица 11

-----------------------------------------------------------------
|Режим освещения  |Средняя горизонтальная освещенность на уровне|
|                 |дорожного покрытия, люкс                     |
|                 |---------------------------------------------|
|                 |на расстоянии от начала въездного портала, м |
|                 |---------------------------------------------|
|                 |  5   |  25  |  50  |   75   |   100  |125 и |
|                 |      |      |      |        |        |более |
|-----------------|------|------|------|--------|--------|------|
|Дневной:         |      |      |      |        |        |      |
|-----------------|------|------|------|--------|--------|------|
|сооружения длиной|      |      |      |        |        |      |
|до 100 м         |1000  | 750  | 500  |   200  |    60  |      |
|-----------------|------|------|------|--------|--------|------|
|сооружения длиной|      |      |      |        |        |      |
|более 100 м      |1000  | 750  | 500  |   300  |   150  |  60  |
|-----------------|------|------|------|--------|--------|------|
|Вечерний и ночной|  60  |  60  |  60  |    60  |    60  |  60  |
-----------------------------------------------------------------

     Примечание.  В сооружениях с прямолинейной трассой длиной до 60 м
искусственное  освещение проектируют с учетом его использования только
в темное время суток.
     Для  освещения  сооружений  используются  светильники  с  широким
несимметричным  боковым  светораспределением  закрытого  исполнения  с
защитным углом не менее 10 градусов.
     Светильники  следует  устанавливать  на  стене,  в  стене или под
потолком  с шагом, обеспечивающим создание непрерывной световой полосы
с  равномерной  (или  близкой  к  равномерной)  освещенностью проезжей
части.
     Для  уменьшения  разницы  в  освещенности  внутри сооружений и на
подходах  к  ним  необходимо  предусматривать  следующие  покрытия: на
внешней части портала, рампах и проезжей части перед въездом (на длине
100-150  м)  -  темные  покрытия  с  коэффициентом  отражения  0,1; на
остальной  (в пределах сооружения) проезжей части - светлое покрытие с
коэффициентом   отражения   0,4;  на  стенах  и  промежуточных  опорах
сооружения  -  покрытие в виде облицовки из материалов с коэффициентом
отражения  не  менее  0,8;  на потолке - покрытие краской (или другими
материалами) светлых тонов с коэффициентом отражения 0,4.

                       Экологические требования

     7.60.  При  возведении  и  эксплуатации  транспортных  сооружений
тоннельного   типа,   как  правило,  следует  обеспечивать  сохранение
естественного  уровня грунтовых вод. Для этого рекомендуется применять
устройство,  принцип  работы  которого  основан  на  равенстве уровней
жидкости   в  сообщающихся  сосудах.  Устройство  проектируют  в  виде
перевернутой  буквы  "п"  из  труб,  охватывающих  стены  сооружения и
проходящих  под  его  дном,  причем  трубы  для пропуска грунтовых вод
перфорируют в уровне их горизонта.

                          8. Вантовые мосты

                           Общие положения

     8.1.   Вантовые   системы   для  городских  мостов  рекомендуется
применять  при  пролетах  более  150 м; для пешеходных мостов вантовые
системы   принимают   для   повышения   архитектурной  выразительности
прилегающей   городской  застройки  и  с  учетом  общих  компоновочных
требований в районе строительства.

                Конструктивные и расчетные требования

     8.2.  В  вантовых  трехпролетных  городских мостах длину бокового
пролета  следует,  как  правило,  принимать  равной:  с железобетонной
балкой  жесткости  -  0,42-0,44 L; со стальной и сталежелезобетонной -
0,38-0,42 L, где L - длина центрального пролета.
     Высоту пилона над уровнем проезда в вантовых мостах рекомендуется
назначать  равной: в двухпилонных схемах - 0,18-0,25 L; в однопилонных
- 0,3-0,4 L, где L также длина центрального пролета.
     В  вантовых  системах,  как  правило,  следует  предусматривать 2
плоскости  вант,  причем  число  вант в каждой плоскости рекомендуется
назначать с учетом длины панели балки жесткости.
     Крайние ванты - оттяжки следует прикреплять к балке жесткости над
опорами или заделывать в устой для обеспечения жесткости системы.
     Расчетное усилие в ванте рекомендуется принимать не более 20 МН.
     Длину  панели  балки  жесткости  рекомендуется принимать с учетом
массы  монтажного  элемента  при  монтаже  балки  жесткости  внавес  и
назначать в пределах 6-15 м.
     Опирание балки жесткости на пилон может быть упругим (опирание на
вертикальных вантах).
     При необходимости (в случаях возникновения отрицательных реакций)
балка  жесткости  должна  быть  закреплена  в  опорах с использованием
анкерующих  устройств;  при  соответствующем  обосновании  допускается
применение пригрузка балки жесткости.
     8.3. Форму поперечного сечения балки жесткости следует определять
с  учетом  общей компоновки системы, количества плоскостей вант, числа
вант,   длины   панелей.   В   расчет  следует  включать  проверку  на
устойчивость  балки жесткости при продольном изгибе и проверку прогиба
от местной нагрузки.
     Поперечное  сечение балки жесткости многовантовой системы с двумя
плоскостями   вант   допускается   принимать   незамкнутым   понизу  и
компоновать из плиты, продольных и поперечных балок, причем поперечное
сечение   железобетонной   балки   жесткости  шириной  менее  15  м  в
обоснованных  случаях  допускается  компоновать  из плиты и продольных
балок либо принимать плитным.
     При  двухплоскостной  системе  вант  с  их  малым числом в каждой
плоскости рекомендуется применять балки жесткости коробчатого сечения.
При  одноплоскостной системе вант применение коробчатого сечения балки
жесткости является обязательным.
     8.4.  Конструкцию  вант  следует  принимать на основе вариантного
сравнения   канатов  различных  типов  с  учетом  технологии  монтажа,
удобства эксплуатации, долговечности и экономичности.
     Проволока  для вант должна иметь прочность на растяжение не менее
1500 Н/кв. мм.
     Продольную  жесткость  вант  следует  определять с учетом эффекта
провисания канатов. В мостах с пролетом более 500 м жесткость наиболее
пологих    вант    следует    повышать    дополнительными   оттяжками,
прикрепленными к середине основных вант.
     Сжимающие  напряжения  в вантах на стадиях монтажа и эксплуатации
не допускаются.
     Ванту допускается формировать не более чем из двух канатов.
     Прикреплять  ванты к пилону следует, как правило, на анкерах, что
позволяет заменять отдельные канаты в условиях эксплуатации.
     Конструкция анкеров для канатов вант должна обеспечивать надежную
заделку  проволок и усталостную прочность каната в зоне его примыкания
к анкеру.
     Для   гашения  колебаний  вант  при  соответствующем  обосновании
допускается применять демпфирующие устройства различных видов.
     8.5.   Узлы   прикрепления   вант   к   балке  жесткости  следует
проектировать    на    основе   уточненных   расчетов   напряженно   -
деформированного  состояния, как правило, по методу конечных элементов
и физического моделирования.
     Сечения  балок  в  узлах  крепления  вант следует рассчитывать на
прочность и устойчивость, вводя редукционные коэффициенты, учитывающие
эффект сдвигового запаздывания.
     8.6.  Конструктивные  решения пилонов вантовых мостов должны быть
увязаны с общими компоновочными решениями и параметрами системы.
     При  пролетах  длиной  более  250 м рекомендуется предусматривать
железобетонные пилоны.
     8.7.  При расчете вантовых мостов следует учитывать технологию их
возведения. Рекомендуется применять расчетные схемы следующих видов:
     а)  невесомая схема - не нагруженная внешними силами, в том числе
собственным  весом, со всеми наложенными на нее внутренними и внешними
связями.   В   общем   случае  в  этой  схеме  имеют  место  состояния
самонапряжения;
     б)  изготовительная  схема - совпадает с невесомой при отсутствии
состояний   самонапряжения.   При   наличии  состояний  самонапряжения
отдельные  связи  разрывают,  в  частности  на  опорах при последующем
регулировании на них;
     в)  эксплуатационная  схема  -  проектная  схема (очертание балки
жесткости)  при  загружении  полной  постоянной  нагрузкой и временной
нагрузкой на требуемой части длины пролетного строения.
     8.8.  Вантовые  мосты  на  стадиях монтажа и эксплуатации следует
рассчитывать на вихревое возбуждение от воздействия ветра и крутильный
флаттер. Для расчета допускается использовать приложения М и Н.
     8.9. Изготовительную длину канатов вант допускается определять по
формуле:

                                             2  2
           E A + T             l            g  l
            о     разм
     L  = ------------- x ------------ x (-------- + 1),
      о                                         2
            T + E A        cos"альфа"       24 T
                 о

     где:
     Е  - модуль упругости прямого каната;
      о
     A - площадь каната;
     "альфа" - угол наклона хорды к горизонтали;
     l - длина горизонтальной проекции каната;
     g - вес погонного метра каната;
     Т     - усилие в канате на стенде при  его  разметке,  если    ее
      разм
выполняют в напряженном состоянии;
     Т  -  усилие  в  канате  от  постоянных нагрузок и регулирования,
вычисленное   в   расчетной   схеме  при  постоянном  значении  модуля
упругости, соответствующем напряжениям к началу эксплуатации.

     Значения  эффективного  модуля  упругости каната в зависимости от
уровня   напряжений   следует   определять   по   формуле  (195)  СНиП
2.05.03-84*.

                 9. Мостовое полотно и опорные части

                       Одежда ездового полотна

     9.1.   Одежду   ездового   полотна   следует   проектировать   по
утвержденным   для  мостостроения  нормативным  документам,  настоящим
нормам и с учем требований СНиП 3.04.03-85.
     9.2.    Одежду    ездового   полотна   рекомендуется   устраивать
многослойной. Для тротуаров (служебных проходов) автодорожных мостов и
для   пешеходных  мостов  одежду  прохожей  части  по  согласованию  с
заказчиком  допускается  принимать из слоя литого асфальта толщиной не
менее 40 мм.
     9.3.  Выравнивающий и защитный слой следует выполнять из тяжелого
бетона на мелком заполнителе по ГОСТ 26633-91. В пролетных строениях с
монолитной  плитой  проезжей  части  выравнивающий слой допускается не
устраивать.  При  специальном  обосновании  защитный  слой допускается
предусматривать из фибробетона.
     9.4.  Для гидроизоляции следует применять материалы (или защитные
системы), разработанные для мостостроения.
     При этом материалы должны обладать следующими свойствами:
     - быть водонепроницаемыми (не иметь признаков проникновения воды)
при давлении воды 0,0981 МПа (1 кгс/кв. см) в течение 2 ч;
     - не  иметь  разрывов  при  растяжении силой не менее 588,6 Н (60
кгс) произвольным образом вырезанного образца (полоски шириной 50 мм);
     - не  иметь  трещин  при  загибе  на  брусе  радиусом  10  мм при
температуре  не  выше  минус  25 град. С (для материалов на полимерной
основе) <1>;
     - быть   устойчивыми   к   агрессии  щелочей,  антиобледенителей,
нефтепродуктов.
     Они также должны иметь:
     - относительное удлинение при разрыве не менее 20%;
     - водопоглощение в течение 24 ч не более 1% по массе;
     - прочность  на раздир с основой в произвольном направлении силой
не менее 107,91 Н (11 кгс/кв. см) - для рулонных материалов;
     - адгезию  к  материалу  проезжей  части  не  менее 0,2943 МПа (3
кгс/кв. см);
     - температуру  хрупкости  битумного  вяжущего  по  Фраасу не выше
минус 32 град. С (для материалов на битумной основе) <2>;
     - температуроустойчивость  (температуру  размягчения  по  КиШ) не
ниже 85 град. С (при защитном слое из бетона) <3>;
     - устойчивость  к  статическому  продавливанию  стальным  шариком
диаметром 10 мм на бетонном основании силой не менее 245,25 Н (25 кгс)
<4>.
--------------------------------
     <1>  При  согласовании  с заказчиком и эксплуатирующей сооружение
организацией - не выше минус 15 град. С.
     <2>  При  согласовании  с заказчиком и эксплуатирующей сооружение
организацией - не выше минус 25 град. С.
     <3>  В  других  случаях температуроустойчивость следует назначать
исходя  из  температуры  двухслойного асфальтобетона 140-160 град. С и
литого асфальта 180-200 град. С.
     <4> При защитном слое из бетона указанную проверку не производят.

     9.5.  Для  покрытия  ездового  полотна  мостов  следует применять
горячий  плотный мелкозернистый двухслойный асфальтобетон типа А или Б
марки I по ГОСТ 9128-84.
     9.6.  Гидроизоляцию  следует выполнять непрерывной по всей ширине
мостового полотна. Гидроизоляцию допускается прерывать у парапетов или
жесткой  части комбинированных ограждений в обоснованных случаях и при
условии  полного  исключения попадания воды под гидроизоляцию в местах
ее обрыва.
     9.7.  Покрытие  ездового полотна следует устраивать из двух слоев
асфальтобетона общей толщиной не менее 100 мм. При наличии специальных
технических  условий  покрытие ездового полотна допускается устраивать
из литого асфальта.
     При   проектировании  ездового  полотна  следует  предусматривать
картограмму  проектных  отметок  для  каждого  слоя  асфальтобетонного
покрытия.

                         Отвод воды и дренаж

     9.8.  За  переходными  плитами  с  обоих  концов моста необходимо
предусматривать   на   насыпи  поперечные  лотки  для  отвода  воды  с
сооружения  или  (и)  подходов  к  нему. При этом в зонах расположения
лотков  обочины  и  откосы  насыпи должны быть укреплены. Отвод воды с
лотков предусматривают водоприемную сеть.

Страницы: 1  2  3