лотков предусматривают водоприемную сеть. 9.9. Воду с мостового полотна при необходимости следует отводить за его пределы через водоотводные трубки. Диаметр трубок и их количество следует, как правило, назначать по расчету исходя из продольного уклона моста, его длины, а также расчетного расхода дождевых (поверхностных) вод, определяемого по СНиП 2.04.03-85. При продольных уклонах i <= 10 промилле следует устанавливать водоотводные трубки диаметром не менее 150 мм; при i > 10 промилле в обоснованных случаях водоотводные трубки допускается не устанавливать. 9.10. Независимо от величины продольного уклона при наличии водоупоров по направлению стока воды, в частности, у тротуаров, приливов (утолщений - для стальных мостов) у конструкций деформационных швов, замкнутых сечений и в других местах, где возможно скопление воды, следует предусматривать дренаж и дренажные трубки диаметром 40-60 мм. Число рядов дренажных трубок, установленных в пониженных местах вдоль моста, при двухстороннем поперечном уклоне должно быть не менее 2. 9.11. Верх водоотводных трубок следует устраивать ниже поверхности, с которой отводится вода, не менее чем на 1 см. Верх дренажных трубок следует располагать в дренажном слое под асфальтобетонным покрытием. При этом необходимо обеспечить заводку гидроизоляции в трубку или исключить зазоры между трубкой и защитными покрытиями на стальных мостах и, кроме того, в обоих случаях исключить засорение трубки материалом дренажного слоя. Водоотводные и дренажные трубки должны отстоять от нижней поверхности плиты проезжей части не менее чем на 50 мм, причем конец дренажных трубок должен быть срезан, как правило, под углом 45 градусов. 9.12. Дренажный слой следует устраивать в защитном слое покрытия; при этом состав дренажного слоя необходимо назначать по специальным Техническим условиям. 9.13. Организованный отвод воды от водоотводных трубок за пределы конструкций моста следует предусматривать по навесным лоткам с уклонами не менее 50 промилле и трубам в систему водостока. Конструкция лотков и труб должна обеспечивать их удобный осмотр и очистку от грязи водой под давлением. Навесные водоотводные лотки следует изготовлять из коррозионно - стойких материалов. Трубы, колена, отстойники и другую арматуру водоотводной системы рекомендуется предусматривать по сортаменту изделий, применяемых в наружной канализации и для водопровода. Конструкция деформационных швов 9.14. Конструкция деформационных швов должна обеспечивать необходимую свободу для предусматриваемых продольных и поперечных линейных и угловых перемещений пролетных строений моста, а также обеспечивать плавность проезда и эксплуатационную надежность. Конструктивное решение деформационных швов на ширине мостового полотна (включая ездовое полотно, тротуары, в том числе служебные, и карнизы) следует принимать одинаковым. Конструкции деформационных швов следует предусматривать водонепроницаемыми. Конструкцию деформационного шва и требования к ней принимают по техническим условиям, утвержденным в установленном порядке. Конструкции деформационных швов должны быть доступны для ухода, надзора и ремонта в процессе эксплуатации. 9.15. Ширина разрывов, создаваемых конструкцией деформационных швов в уровне покрытия, не должна превышать 80 мм; в обоснованных случаях ширину разрывов допускается увеличивать до 120 мм. 9.16. В местах постановки конструкций деформационных швов следует предусматривать усиленную защиту несущих конструкций пролетных строений и опор, элементов конструкций деформационных швов и одежды ездового полотна от преждевременного разрушения, в том числе для стальных элементов - от коррозии металла. Для обетонирования узлов сопряжения следует применять бетоны класса не ниже В40 с маркой по водонепроницаемости не ниже W10 и с морозостойкостью F300 по классификации дорожного бетона с испытанием в солях. Метизы для прикрепления конструкций швов должны иметь антикорозионное покрытие, как правило, кадмиевое или цинковое толщиной не менее 9 мкм. 9.17. В конструкции деформационных швов следует предусматривать решения, обеспечивающие надежный и плотный контакт с примыкающим асфальтобетонным покрытием. 9.18. При проектировании следует обеспечить условия, исключающие отвод воды из конструкций водонепроницаемых деформационных швов на фасадные поверхности пролетных строений и поверхности опор мостов. 9.19. Рабочую поверхность конструкций деформационных швов следует располагать в одном уровне с покрытием проезжей части; допускаемое отклонение уровня конструкции деформационного шва от уровня проезжей части при установке трехметровой рейки поперек оси конструкции деформационного шва следует принимать равным +0; -3 мм на всей ширине проезжей части. Ограждающие элементы мостового полотна 9.20. На мостах следует устанавливать барьерные, парапетные (жесткие) или комбинированные (барьерные, устанавливаемые на сплошном борту, полужесткие) ограждения. Применение барьерных ограждений с использованием тросов не допускается. При отсутствии тротуаров и служебных проходов на мостах допускается устанавливать совмещенные с перилами ограждения не ближе 0,5 м от края пролетного строения; высоту таких ограждений принимают не менее 1,1 м. 9.21. Металлические барьерные ограждения следует принимать по ГОСТ 26804-86; усиленные типы металлических барьерных ограждений допускается применять по специальным ТУ. Парапетные и комбинированные ограждения следует предусматривать по специальным ТУ. Из парапетных ограждений к использованию рекомендуются ограждения типа "Нью - Джерси". 9.22. В необходимых случаях парапетные и комбинированные ограждения следует рассчитывать на прочность и устойчивость положения при наезде на них автомобиля. Класс бетона парапетных (или борта комбинированных) ограждений следует принимать не ниже В40; марку по водонепроницаемости и морозостойкости - по таблице 6 настоящих норм. В железобетонных и бетонных ограждениях использовать накрывные плиты для их облицовки не допускается. 9.23. Высоту борта в комбинированных ограждениях следует назначать не менее 0,15 м. 9.24. На барьерных или комбинированных ограждениях со стороны тротуаров рекомендуется предусматривать защитные экраны, предохраняющие пешеходов от забрызгивания. Опорные части 9.25. Балочные пролетные строения опирают на неподвижные, односторонне линейно - подвижные и всесторонне линейно - подвижные опорные части. При этом опорные части, как правило, должны обеспечивать всесторонние угловые перемещения опорных узлов пролетного строения. 9.26. Положение балочных пролетных строений на опорах на стадиях строительства и эксплуатации следует фиксировать постановкой необходимого и достаточного количества неподвижных и односторонне линейно - подвижных опорных частей. 9.27. Плоскости опирания балочных пролетных строений на опорные части и опорных частей на опоры должны быть горизонтальными. В обоснованных случаях, учитывающих конструкцию опорных частей, балочные пролетные строения допускается опирать на опорные части по наклонной плоскости с уклоном не более 5 промилле. 9.28. Для криволинейных в плане балочных пролетных строений предусматривают полюсно - лучевое или тангенциальное расположение опорных частей. При этом перемещения в опорных частях и реакции на опорные части необходимо вычислять с учетом криволинейности пролетных строений. 9.29. Железобетонные подферменные площадки под опорные части рекомендуется предусматривать из фибробетона. В зонах конструкций деформационных швов при расчете железобетонных подферменных площадок на местное сжатие (смятие) по пп. 3.89-3.90 СНиП 2.05.03-84* на давление, передаваемое на них опорными частями, расчетные сопротивления R (в конструкциях без косвенного b,loc армирования) и R (в конструкциях с косвенным армированием) следует b принимать с коэффициентами условия работы соответственно равными 0,9 и 0,95. 9.30. Линейные (продольные и поперечные) перемещения торцов пролетных строений следует определять с учетом направления линейных перемещений, допускаемых опорными частями в опорном сечении. При этом необходимо выполнять требования п. 9.14 настоящих норм. Приложение А к МГСН 5.02-99 (справочное) ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНЕНИЙ, РАЗВИВАЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯ, ПРАВИЛА И РЕКОМЕНДАЦИИ СНиП 2.05.03-84* "МОСТЫ И ТРУБЫ" 1. Раздел "Область применения" 1. В п. 1.1 расширена область применения норм. 3. Раздел "Общие требования" В подразделе "Общие указания" введено требование по расчетному сроку службы сооружений - п. 3.3; оговорены условия проектирования и сравнения вариантов - пп. 3.1, 3.2, 3.5-3.7. В подразделе "Градостроительно - планировочные требования" оговорены общие положения - пп. 3.8-3.11; применительно к условиям г. Москвы приведены требования по расположению сооружений в плане и продольном профиле - п. 3.12; по ширине сооружений и их элементов - пп. 3.13-3.17; по высотным габаритам - пп. 3.18-3.19 (в частности, увеличена минимальная высота габарита проезда под путепроводами - п. 3.18); подходам - пп. 3.20-3.22; по ограждениям - пп. 3.23-3.25; расположению линий рельсового и городского пассажирского транспорта - пп. 3.26-3.28 (в частности, разрешено размещение остановочных пунктов на мостах и эстакадах в "карманах" - п. 3.27); прокладке инженерных коммуникаций - пп. 3.29-3.33 (по существу, запрещается прокладка коммуникаций под тротуарами - п. 1.30); обеспечению безопасности дорожного движения - пп. 3.34-3.36; транспортным развязкам в разных уровнях - пп. 3.37-3.44 (вновь введенные требования). В подразделе "Деформации" ужесточено требование по прогибам стальных и сталежелезобетонных пролетных строений - п. 3.45. Впервые сформулированы архитектурные и экологические требования - соответственно пп. 3.46-3.52 и 3.53-3.56. Подраздел "Эксплуатационные требования" расширен по сравнению с действующими нормами - пп. 3.57-3.62 (в частности, введено требование о разработке паспорта сооружения - п. 3.60). 4. Раздел "Нагрузки и воздействия" Раздел содержит пп. 4.1-4.5. Здесь, учитывая необходимость повышения надежности и долговечности мостов, а также интеграции с европейскими странами, введена новая (увеличенная) нормативная временная нагрузка; уточнены нагрузки на тротуары и перила мостов; оговорены условия загружения на транспортных развязках; уточнены коэффициенты трения для опорных частей и углы рассеивания пятна нагружения от колеса. 5. Раздел "Требования к материалам, расчеты и конструирование железобетонных, стальных и сталежелезобетонных конструкций" В подразделе "Железобетонные конструкции" с учетом накопленного опыта повышены требования к материалам - бетону, железобетону и арматуре - пп. 5.1-5.5; уточнены расчетные и конструктивные требования к железобетонным пролетным строениям, в частности, к монолитным конструкциям, к железобетонным конструкциям транспортных развязок; на основании опыта применения уточнены минимальные толщины элементов и величины защитного слоя арматуры - пп. 5.6-5.33. В подразделе "Стальные конструкции" расширены расчетные и конструктивные требования, в т.ч. уточнена методика расчета на выносливость, впервые сформулированы общие требования по антикоррозионной защите стальных конструкций - пп. 5.34-5.39. В подразделе "Сталежелезобетонные конструкции" расширены расчетные конструктивные требования, направленные на повышение долговечности конструкций, - пп. 5.40-5.46. 6. Раздел "Основания, фундаменты, опоры и подпорные стены" В подразделе "Основания, фундаменты и опоры" на основании практики возведения и проектирования опор и фундаментов, в том числе на МКАД, уточнены и расширены требования к инженерно - геологическим изысканиям, расчету, материалам и конструкции фундаментов и опор применительно к условиям строительства в г. Москве. Указанные дополнения содержатся в подподразделах: "Основные положения" - пп. 6.1-6.4; "Нормативные и расчетные значения характеристик грунтов" - пп. 6.5-6.7; "Подземные и поверхностные воды" - пп. 6.8-6.9; "Выбор оснований и типов фундаментов" - пп. 6.10-6.11; "Расчеты несущей способности оснований и фундаментов" - пп. 6.12-6.21; "Материалы" - п. 6.22; "Общие указания по конструированию" - пп. 6.23-6.27; "Конструирование фундаментов мелкого заложения и свайных фундаментов" - пп. 6.28-6.36; "Особенности проектирования фундаментов в карстово - опасной зоне" - пп. 6.37-6.41. Требования, изложенные в подразделе "Подпорные стены" - пп. 6.42-6.65, сформулированы впервые. 7. Раздел "Транспортные и пешеходные развязки" Раздел содержит подразделы: "Транспортные развязки" - пп. 7.1-7.8; "Пешеходные мосты" - пп. 7.9-7.16; "Пешеходные сооружения тоннельного типа" - пп. 7.17-7.37; "Транспортные сооружения тоннельного типа" - пп. 7.38-7.60. Требования, изложенные в этих подразделах, сформулированы впервые. 8. Раздел "Вантовые мосты" Требования этого раздела - пп. 8.1-8.9 сформулированы впервые. 9. Раздел "Мостовое полотно и опорные части" Требования, изложенные в разделе, в целом основаны на опыте проектирования и сооружения мостов при реконструкции МКАД; они дополняют и расширяют требования существующих норм по одежде ездового полотна - пп. 9.1-9.7; отводу воды и дренажу - пп. 9.8-9.12; конструкции деформационных швов - пп. 9.14-9.19; ограждающим элементам мостового полотна - пп. 9.20-9.24; опорным частям - пп. 9.25-9.30. Здесь впервые сформулированы требования к гидроизоляции мостового полотна - п. 9.4; дренажу - пп. 9.10-9.11; установке конструкций деформационных швов - п. 9.19; типу применяемых ограждений - п. 9.20; к опорным частям, в том числе для криволинейных в плане пролетных строений, - п. 9.28. Приложение Б к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ СРОКИ СЛУЖБЫ ЧАСТЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ И МОСТОВЫХ СООРУЖЕНИЙ Таблица Б.1 ---------------------------------------------------------------------- |N | Вид частей и элементов сооружений (конструкций) | Срок службы,| |п/п| | лет | |---|--------------------------------------------------|-------------| | 1 | 2 | 3 | |---|--------------------------------------------------|-------------| |1. | Фундаменты: | | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - на буровых столбах диаметром 1 м и более | 120 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - на забивных железобетонных сваях | 100 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - мелкого заложения | 90 | |---|--------------------------------------------------|-------------| |2. | Опоры: | | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - массивные из бетона естественного твердения | 100 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - массивные сборно - монолитные | 90 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - стенчатые монолитные железобетонные | 90 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - стоечные сборные | 70 | |---|--------------------------------------------------|-------------| |3. | Пролетные строения: | | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - стальные из низколегированных сталей | 100 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - стальные из углеродистых сталей | 80 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - железобетонные монолитные | 100 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - железобетонные сборные | 70 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - железобетонные сборно - монолитные | 80 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - сталежелезобетонные с монолитной плитой | 100 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - сталежелезобетонные со сборно - | | | | монолитной плитой | 90 | |---|--------------------------------------------------|-------------| |4. | Опорные части: | | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - стальные литые | 100 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - стальные из проката | 80 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - из полимерных материалов, в том числе | | | | резинометаллические | 20 | |---|--------------------------------------------------|-------------| |5. | Подпорные стены: | | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - массивные бетонные | 90 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - железобетонные монолитные | 90 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - сборно - монолитные | 70 | |---|--------------------------------------------------|-------------| |6. | Мостовое полотно в целом | 20 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | Отдельные элементы: | | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - тротуары железобетонные сборно - монолитные | 40 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - перильные ограждения: | | | | стальные, в т.ч. чугунные | 40 | | | железобетонные | 20 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - барьерные ограждения | 10 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - деформационные швы | 10 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - асфальтобетонное покрытие | 10 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - гидроизоляция | 20 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - система водоотвода, в т.ч. дренаж | 10 | |---|--------------------------------------------------|-------------| |7. | Сопряжение с насыпью (в целом): | 40 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - укрепление конусов | 30 | |---|--------------------------------------------------|-------------| | | - дренаж у устоев, подпорных стен | 40 | ---------------------------------------------------------------------- Примечание. За прогнозируемый срок службы принят период функционирования частей и элементов сооружения без ограничения по эксплуатации при условии обеспечения нормально текущего содержания и выполнения ремонта. Приложение В к МГСН 5.02-99 (обязательное) ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВОЗДЕЙСТВИЙ МОСТОВ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Таблица В.1 ----------------------------------------------------------------------------- | Вид воздействий |Строительство|Эксплуатация | | | |------------------------| | | |Мост |Движение | | | |(как |по мосту | | | |инженерное |транспортных| | | |сооружение)|средств | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |---------------------------------------------------------------------------| | На природу | |---------------------------------------------------------------------------| | Видоизменение ландшафта | | + <1> | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Внедрение в геоморфологическое | + | + | | | строение (оползни, осыпи и т.п.) | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Нарушение условий поверхностного | | + | | | стока | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Нарушение естественного уровня | | + | | | протекания грунтовых вод | | | | | (осушение, переувлажнение почв) | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Нарушение гидрологического режима | | + | | | и сечения реки (изменение береговой| | | | | линии, активизация русловых | | | | | процессов и т.д.) | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Нарушение условий среды обитания | + | + | + | | растений, животных и рыб | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Загрязнение и запыление воздушной | | | + | | среды и почвы, шумовое воздействие,| | | | | вибрация от потока транспортных | | | | | средств | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Загрязнение водных объектов | | | + | | поверхностным стоком с мостового | | | | | сооружения | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Загрязнение и запыление воздушной | + | | | | среды, почвы, поверхностных и | | | | | грунтовых вод от различных видов | | | | | строительных работ, машин и | | | | | механизмов на стройплощадках | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Загрязнение и сужение русла реки | + | | | | при строительстве опор | | | | |---------------------------------------------------------------------------| | На объекты хозяйственной деятельности | |---------------------------------------------------------------------------| | Нарушение функционирования | + | + | | | коммуникаций | | | | |---------------------------------------------------------------------------| | На социальную среду | |---------------------------------------------------------------------------| | Снос строений, переселение, | + | | | | связанное с отводом земель под | | | | | строительство | | | | |------------------------------------|-------------|-----------|------------| | Нанесение ущерба памятникам | + | | | | истории, культуры и объектам | | | | | археологии | | | | ----------------------------------------------------------------------------- -------------------------------- <1> Знаком "+" отмечены виды воздействий, учитываемые при проведении экологического обоснования на стадиях строительства и эксплуатации моста. Приложение Г к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ОВОС "ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ" В состав и содержание раздела рекомендуется включать: 1. Оценку современного состояния окружающей среды: - оценку современного состояния природной окружающей среды (атмосфера, гидросфера, геологическая и почвенная среда, растительный и животный мир); - оценку существующей техногенной нагрузки на компоненты окружающей среды; - оценку современной социальной обстановки. 2. Ориентировочную количественную оценку воздействия моста на окружающую среду по каждому варианту размещения: - характеристику мостового перехода; - оценку воздействия на компоненты окружающей природной среды, социальные условия; - оценку возможности развития опасных техногенных процессов и аварийных ситуаций; - оценку возможных мероприятий по предотвращению (минимизации) воздействий; - разработку системы локального мониторинга. 3. Эколого - экономическую оценку инвестиций в строительство мостового перехода: - оценку экологического и экономического ущерба для природной среды при различных вариантах размещения мостового перехода; - альтернативную оценку стоимости природоохранных мероприятий, обеспечивающих экологическую безопасность природной среды и населения. 4. Выбор варианта размещения мостового перехода с экологической позиции. 5. Рекомендации по последующим этапам разработки экологического обоснования (ООС). Приложение Д к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ООС "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ" В состав и содержание раздела рекомендуется включать: I. Краткий анализ состояния окружающей среды на территории предполагаемого строительства: 1.1. Природные условия: - климатическая характеристика (тип климата, метеорологические показатели, определяющие условия рассеяния загрязняющих веществ в атмосфере: температурный режим, средняя максимальная температура наиболее жаркого месяца, температурные инверсии, их повторяемость и продолжительность, среднее количество осадков за год, их распределение в течение года, ветровой режим, средняя скорость ветра по направлениям, повторяемость штилей, скорость ветра по средним многолетним данным, повторяемость которой составляет 5% - u*, коэффициент, зависящий от стратификации атмосферы, коэффициент рельефа местности); - ландшафтная характеристика территории; - геоморфологические условия (тип рельефа, абсолютные отметки и относительные высоты); - геологическое строение и гидрогеология района; - гидрологические условия (уровни водных объектов минимальные, максимальные расчетной обеспеченности, ледовый режим, толщина льда, сроки замерзания и вскрытия водоема, гидравлические элементы потока: ширина, глубина, средняя скорость течения на участке пересечения, гидравлический радиус, шероховатость русла, уклон, коэффициент извилистости, характер руслового процесса, характеристика существующего водопользования в зоне размещения мостового сооружения, размеры и границы прибрежных полос и водоохранных зон); - почвенно - растительные условия (тип почв, водопроницаемость, пористость, гранулометрический состав почв, эродированность почвенного покрова, деградированные земли, состояние растительности, состав пород, возраст, полнота, бонитет); - состояние животного мира, в том числе ихтиофауны. 1.2. Хозяйственные аспекты использования территории: - характер антропогенной нагрузки (наличие промпредприятий, существующей транспортной сети, общее влияние хозяйственной деятельности на компоненты природной среды); - фоновые значения показателей загрязнения природных компонентов (атмосферы, в том числе существующих уровней шума; водных объектов, в том числе коэффициент донной аккумуляции веществ; почвы и т.п.). 1.3. Социальная среда: - численность населения района тяготения, качество среды обитания; - данные о наличии памятников истории, культуры, археологии. II. Характеристику намечаемой деятельности: - данные о существующем уровне и перспективной интенсивности движения и составе транспортного потока; - определение типов и характера вероятных воздействий мостового сооружения на окружающую среду - строительные воздействия (временный характер); эксплуатационные воздействия, связанные с функционированием объекта как инженерного сооружения; воздействия от передвижных источников (транспорта). III. Прогноз изменения состояния окружающей среды в период строительства и эксплуатации мостового сооружения: - уровень загрязнения атмосферы отработавшими газами при движении транспорта по мостовому сооружению и скопления техники при строительно - монтажных работах; то же по запыленности; - уровень шумового воздействия трассы и шума от технологических процессов на примагистральную территорию; - то же для вибрации (в основном для реконструируемых сооружений); - уровень загрязнения поверхностного стока с мостового сооружения и со стройплощадок с определением предельно допустимого сброса (ПДС) в водный объект; - оценка влияния строительства мостового сооружения на подземные воды и геологическую среду; - зона превышения содержания свинца над предельно допустимой концентрацией (ПДК) в почве примагистральной территории; - рекомендации по рекультивации временно занимаемых земель; - прогнозируемая оценка изменения в растительном покрове, растительности, в животном мире, в том числе ихтиофауне; - эстетические аспекты изменения ландшафта после строительства мостового сооружения; - вопросы обеспечения транспортной доступности и сохранения местных путей сообщения после строительства мостового сооружения; сохранения памятников истории, культуры, объектов археологии (при их наличии). IV. Природоохранные мероприятия, подбор проектных решений и мероприятий по уменьшению негативного влияния мостового перехода на окружающую среду: - посадка защитной полосы зеленых насаждений, устройство шумозащитных экранов, валов, очистных сооружений в пределах водоохранных зон водных объектов и т.п.; - мероприятия по сохранению и защите памятников истории, культуры, археологии; - предложения по компенсации ущерба, причиняемого в период строительства и эксплуатации населению и окружающей среде, включая отчуждение земельных участков, снос зданий и т.п.; - предложения по компенсации ущерба рыбным запасам; - предложения по компенсации ущерба зеленым насаждениям. V. Возможность аварийных ситуаций и оценка экологического риска. VI. Обеспечение организации локального экологического мониторинга. Примечания: 1. Исходные данные в виде таблиц, карт, планов, справок, технических условий и согласований оформляют в приложениях к пояснительной записке по экологическому обоснованию. В планы (или карты) включают следующие графические документы: схематический ситуационный план мостового сооружения с нанесением границ промышленных и селитебных территорий, охранных и защитных зон, зон рекреационного использования; стройгенплан объекта с указанием мест размещения источников загрязнения; ситуационный план с нанесением основных намечаемых проектных мероприятий по охране окружающей среды и зон негативного влияния в границах предельно допустимых значений. 2. Климатическую характеристику получают в отделе экологических расчетов и справок Московского центра по гидрометеорологии и наблюдению природной среды; рыбохозяйственную характеристику водного объекта - в Мосрыбводе. Сведения о фоновых концентрациях загрязняющих веществ получают: для атмосферы - в отделе экологических расчетов и справок (ОЭРС) Московского центра по гидрометеорологии и наблюдению природной среды, для водных объектов - в Московско - Окском бассейновом водохозяйственном управлении (МОБВУ), по шуму и вибрации - в Московском городском центре государственного санитарно - эпидемиологического надзора. Приложение Е к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) ПЕРЕЧЕНЬ РАСЧЕТОВ, НОРМАТИВНЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1. Расчеты уровня загрязнения атмосферы отработавшими газами при движении транспортных средств по мостовому сооружению и от работы техники при строительно - монтажных работах. При этом выполняют: - расчеты массового выброса загрязняющих веществ атмосферу по четырем основным примесям - оксиду углерода СО, оксидам азота (в пересчете на NО ), суммарным углеводородам СН и сернистому ангидриду 2 SО (согласно Методическим указаниям по расчету массовых выбросов от 2 автотранспорта в городах, НИИАТ, 1997); - расчеты рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере (по Методике расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ОНД - 86 (Госкомгидромет, 1986), или по программам, реализующим основные положения указанной Методики или Методики, утвержденной ГГО им. А.И. Воейкова). Сравнение полученных результатов с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) выполняют по данным из Перечня ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, N 3086-84 (основной список) с дополнениями. 2. Расчеты уровня шумового воздействия и воздействия вибрации трассы на примагистральную территорию и шума и вибрации от технологических процессов строительства (при наличии в зоне влияния мостового сооружения жилой застройки). Допустимые уровни шума в помещении нормированы в Санитарных нормах СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки", М., 1997. Расчет прогнозируемого уровня шума, требуемого его снижения и расчет экранирующих сооружений выполняют по СНиП 11-12-77 "Защита от шума" (в т.ч. по программам, реализующим основные положения СНиП и результаты научных исследований). Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях принимают по МГСН 2.04-97. 3. Расчет зоны превышения содержания свинца. Для расчетов зоны превышения содержания свинца над предельно допустимой концентрацией (ПДК) в почве примагистральной территории используют методику Рекомендаций по учету требований охраны окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов, Минтранс, 1995. Полученные результаты сравнивают с данными по Перечню ПДК и ОДК химических веществ в почве, Минздрав, 1991. 4. Расчет предельно допустимого сброса (ПДС) в водный объект, определение уровня загрязнения поверхностного стока с мостового сооружения и со стройплощадок. Расчет ПДС в водный объект и определение уровня загрязнения поверхностного стока, а также необходимость его сбора, отведения и очистки принимают с учетом Правил охраны поверхностных вод, Госкомприрода, 1991. При этом выполняют: - расчет объема годового стока (ливневого, талого, моечного) с мостового сооружения или стройплощадки (по СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения"); - расчет количества загрязняющих веществ, содержащихся в стоке (удельные показатели загрязнения принимают по СН 496-77 "Временная инструкция по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод"); - расчет ПДС (расчет выполняют по Методическим указаниям по установлению ПДС веществ, поступающих в водные объекты со сточными водами, или по рекомендованным Госкомприродой программам для расчета норм ПДС). В зависимости от категории водного объекта полученные в результате расчетов концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе сравнивают с предельно допустимыми концентрациями по Обобщенному перечню ПДК и ОБУВ вредных веществ в воде водных объектов, используемых для рыбохозяйственных целей, или Списку ПДК вредных веществ в водных объектах хозяйственно - бытового и культурно - бытового водопользования. Примечание. Необходимые расчеты и нормативные требования приведены также в Инструкции по разработке раздела охраны окружающей среды проектной документации на стадиях ТЭО и проект (рабочий проект) для строительства в Москве, М., 1994 и в другой нормативной документации. Приложение Ж к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) МЕТОД УЧЕТА КРУЧЕНИЯ В РАСЧЕТАХ ВНЕЦЕНТРЕННО СЖАТЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В сжатой зоне бетона при действии крутящего момента следует рассмотреть два случая разрушения бетона: от растяжения и от сжатия. При этом предельную несущую способность сжатой части сечения на кручение по растяжению следует определять по формуле: ---------- / "сигма" "тау" вм "сигма" M = W R (\/1 - --------- - ------------), k1 k bt R R b bt а по сжатию - по формуле: ------------ / "сигма" вм M = W R (\/1 - ---------). k2 k b R b В приведенных формулах приняты следующие обозначения: W - момент сопротивления сжатой зоны сечения при кручении; k R , R - расчетные сопротивления бетона соответственно на bt b растяжение и сжатие, принимаемые по СНиП 2.05.03-84*; "сигма" - среднее сжимающее напряжение в сечении от вм внецентренно приложенной силы; "тау" - касательные напряжения в сечении от действия "сигма" поперечной силы. Для последующих расчетов из двух найденных значений крутящих моментов М и М следует принимать наименьшее - М . При k1 k2 k,min проверке сечения на внецентренное сжатие с двухосным эксцентриситетом с учетом действия крутящего момента должны быть выполнены следующие условия: N M M M xy k xy k ---- + ------- <= 1 и ----- + ------ <= 1, 0 0 N M M M xy k,min xy k,min где: N и М - действующие внешние силы при внецентренном сжатии; xy ху 0 0 N и М - несущая способность сечения по нормальной силе и ху ху изгибающему моменту; М - действующий в сечении внешний крутящий момент. k Внецентренно сжатый железобетонный элемент с внешней нагрузкой в виде крутящего момента М следует армировать с учетом этого момента. k При этом для коробчатых сечений площадь поперечной арматуры (хомутов) в плитном элементе определяют по формуле: M k A >= l -----------, s,xom A R k s,xom а площадь продольной арматуры по формуле: A R s,хом s,хом A >= L ---------------, s,прод lR s,прод где: l - шаг хомутов; R , R - расчетное сопротивление на растяжение s,хом s,прод соответственно хомутов и продольной арматуры, принимаемое по СНиП 2.05.03-84*; L - периметр контура площадью А /2; здесь А - удвоенная k k площадь фигуры, ограниченная средней линией замкнутого профиля; A , A - площадь соответственно хомутов и продольной s,хом s,прод арматуры. При расположении хомутов под углом 45 градусов к продольной оси площадь арматуры в элементе определяют по формуле: 2M k A >= l --------------, s,45 градусов - \/2A R k s,xom где: l - шаг поперечной арматуры вдоль продольной оси элемента. Дополнительную продольную арматуру, воспринимающую крутящий момент, рекомендуется располагать в углах сечения. Если касательные напряжения от действующего крутящего момента >= 0,6 Rbt, то поперечную арматуру (хомуты) рекомендуется располагать с шагом, величина которого не должна превышать минимального значения из следующих размеров: 1/2 наименьшего из поперечных размеров элемента; 1/3 наибольшего из поперечных размеров элемента; 20 см. Расчеты с учетом кручения по второй группе предельных состояний следует выполнять по СНиП 2.05.03-84*. Приложение И к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) ОПРЕДЕЛЕНИЕ НОРМАЛЬНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В СЕЧЕНИЯХ КРИВОЛИНЕЙНЫХ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ БАЛОК В РАСЧЕТАХ НА ТРЕЩИНОСТОЙКОСТЬ Нормальные напряжения в сечениях предварительно напряженных криволинейных пролетных строений следует вычислять от нормальных усилий в предположении упругой работы материала. В общем случае нормальные напряжения в бетоне в точке сечения с координатами v, w (рис. И.1 - а) при действии нормальной силы N и изгибающих моментов М и M определяют по формуле (1): v w N M M v w "сигма" = --- + -- W + -- V + "сигма" , (1) вu A I I nm v w где: А, I , I - площадь и моменты инерции поперечного сечения v w относительно осей v и w; "сигма" - суммарные изменения напряжений в данной точке nm сечения, вызванные усадкой, ползучестью бетона и другими длительными действиями. При этом напряжения в элементах арматуры вычисляют по формулам (2) и (2`): - для напрягаемой арматуры: "сигма" = "сигма" - Sum "Дельта" "сигма" + pu p p E p + -- "сигма" , (2) E вu в - для ненапрягаемой арматуры: E s "сигма" = -- "сигма" , (2`) su E вu в где: "сигма" - напряжения, отвечающие контролируемому усилию; р Sum "Дельта" "сигма" - потери предварительного напряжения; p Е , E , Е - модули упругости напрягаемой, ненапрягаемой р s в арматуры и бетона; "сигма" - напряжение в бетоне на уровне центра тяжести вu сечения элемента арматуры. При натяжении арматуры до бетонирования величину "сигма" в вu формулах (2) и (2`) следует определять по формуле (1) от воздействия полных постоянных и временных нагрузок. Если натяжение арматуры производится после бетонирования, то напряжения "сигма" следует вu определять от той части нагрузок, которую прикладывают к конструкции после натяжения арматуры. Кроме продольных напряжений "сигма" , в сечениях пролетных вu строений следует определить нормальные напряжения "сигма" в вv горизонтальной и "сигма" в вертикальной плоскостях, вызванные вw криволинейным расположением напрягаемой или ненапрягаемой арматуры (рис. И.1 - б), а также от предварительного напряжения хомутов или поперечной арматуры плит; "сигма" и "сигма" от вv вw предварительного напряжения хомутов или поперечной арматуры следует определять по СНиП 2.05.03-84*. Распределенные усилия, передаваемые бетону от криволинейной арматуры с продольным напряжением "сигма" - для напрягаемой или pu "сигма" - для ненапрягаемой арматуры, будут равны (рис. И.1 - в): su "сигма" A "сигма" A pu p pu p q = -----------; q = ----------- либо vp R wp R uv uw "сигма" A "сигма" A su p su p q = -----------; q = -----------, (3) vp R wp R uv uw где: R , R , А - радиусы кривизны продольных осей арматуры и uv uw р площадь ее поперечного сечения. При этом напряжения "сигма" (или pu "сигма" ) необходимо принимать с соответствующими знаками. Если su арматура растянута, то сжимающие усилия q и q направлены к vp wp центру кривизны; при сжатой арматуре те же усилия направлены в противоположную сторону (см. рис. И.1 - в). ---------------------------------------------------------------------- Приводится рисунок И.1 "Схемы к определению нормальных напряжений в криволинейных балках" (а - система координат, б - криволинейный участок, в - эпюры напряжений). ---------------------------------------------------------------------- Под действием усилий q и q в бетоне балок пролетных vp wp строений возникают сжимающие и растягивающие нормальные напряжения. Так как арматура искривляется в стенках или плитах несущих конструкций, нормальные напряжения условно определяют для прямоугольных элементов, в плоскости которых действуют указанные силы (см. сечения А-А; Б-Б и В-В на рис. И.1 - в). Напряжения "сигма" и "сигма" от сил q и q следует вv вw vр wp вычислять по формулам (4): 2 a q v 3 | vp "сигма" = 2q --- (- l - a )|- --- ; (4) вv vp 3 2 v v | В l В w w w 2 a q w 3 | wp "сигма" = 2q ---- (- l - a )|- ---, вw wp 3 2 w w | В l В v w w где: a и a - расстояния от грани рассматриваемого элемента, v w наиболее удаленной от центра кривизны криволинейной арматуры, до точки, в которой определяются напряжения; В , l , В и l - толщина и ширина прямоугольных элементов v v w w (см. рис. И.1 - б). Члены формулы (4), расположенные за вертикальной чертой, учитывают в том случае, когда расстояния а или a больше, чем v w расстояние от наиболее удаленной грани до арматуры. При наличии в плите или стенке балки нескольких криволинейных элементов арматуры напряжения по формулам (4) следует определять от каждого из них, а затем суммировать напряжения. При проверке трещиностойкости сечений следует учитывать изменения няпряжений в бетоне и арматуре от ползучести и усадки бетона, от длительных деформаций бетона. Влияние длительных деформаций бетона на нормальные напряжения в сечениях балок допускается оценивать на основе теории старения. В случае несимметричного сечения пролетного строения с произвольно расположенной арматурой (рис. И.2) при усилиях от собственного веса и сил предварительного напряжения изменения напряжений в арматуре (потери) от ползучести бетона вычисляют по формуле (5): "сигма" во "Дельта" "сигма" = --------- K, (5) ap "ми" с 2 2 A е A е в w в v где "ми" = "ми" (1 + ----- + -----) - условный коэффициент с p I I vв wв армирования; A p "ми" = -- - коэффициент армирования; p A в "сигма" - начальное напряжение в бетоне на уровне центра тяжести во арматуры; e , e - координаты центра тяжести арматуры площадью сечения А v w относительно центра тяжести бетоного сечения (см. рис. И.2); Е - модуль упругости бетона; в А - площадь поперечного сечения конструкции (площадь бетона); в I , I - моменты инерции бетонного сечения относительно осей vв wв v, w; E - модуль упругости арматуры; p A - площадь поперечного сечения арматуры; p -B"фи" t K = 1 - e - коэффициент, учитывающий влияние ползучести бетона и принимаемый по таблице И.1; n"ми" с B = -----------; 1 + n"ми" с E p n = -- отношение модулей упругости; E в "фи" - характеристика ползучести бетона. t Приводится рисунок И.2 "Схемы расчета несимметричного сечения пролетного строения на длительные воздействия". Таблица И.1 --------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------- |n|"фи" = "фи" |Значение коэффициента К при "ми" , равном | |n|"фи" = "фи" |Значение коэффициента К при "ми" , равном | | | t k| с | | | t k| с | | | |---------------------------------------------| | | |---------------------------------------------| | | |0,005|0,01|0,02|0,04|0,06|0,08|0,1 |0,2 |0,3 | | | |0,005|0,01|0,02|0,04|0,06|0,08|0,1 |0,2 |0,3 | |-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| |-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| |4| 0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | |4| 0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | | | 1 |0,02 |0,04|0,07|0,13|0,18|0,21|0,25|0,36|0,42| | | 1 |0,02 |0,04|0,07|0,13|0,18|0,21|0,25|0,36|0,42| | | 2 |0,04 |0,08|0,14|0,24|0,32|0,39|0,44|0,59|0,66| | | 2 |0,04 |0,08|0,14|0,24|0,32|0,39|0,44|0,59|0,66| | | 3 |0,06 |0,11|0,20|0,34|0,44|0,52|0,58|0,74|0,81| | | 3 |0,06 |0,11|0,20|0,34|0,44|0,52|0,58|0,74|0,81| |-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| |-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| |6| 0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | |6| 0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | | | 1 |0,03 |0,06|0,10|0,18|0,23|0,27|0,32|0,42|0,47| | | 1 |0,03 |0,06|0,10|0,18|0,23|0,27|0,32|0,42|0,47| | | 2 |0,06 |0,11|0,19|0,32|0,41|0,48|0,53|0,66|0,72| | | 2 |0,06 |0,11|0,19|0,32|0,41|0,48|0,53|0,66|0,72| | | 3 |0,08 |0,16|0,27|0,44|0,55|0,62|0,67|0,81|0,86| | | 3 |0,08 |0,16|0,27|0,44|0,55|0,62|0,67|0,81|0,86| |-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| |-|-------------|-----|----|----|----|----|----|----|----|----| |8| 0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | |8| 0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 |0 | | | 1 |0,04 |0,07|0,13|0,21|0,27|0,32|0,36|0,46|0,51| | | 1 |0,04 |0,07|0,13|0,21|0,27|0,32|0,36|0,46|0,51| | | 2 |0,06 |0,14|0,24|0,39|0,48|0,54|0,59|0,71|0,76| | | 2 |0,06 |0,14|0,24|0,39|0,48|0,54|0,59|0,71|0,76| | | 3 |0,08 |0,20|0,34|0,52|0,62|0,69|0,74|0,84|0,88| | | 3 |0,08 |0,20|0,34|0,52|0,62|0,69|0,74|0,84|0,88| --------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------- Изменения напряжений в бетоне сечения (потери) в точке с координатами v и w следует определять по формуле (6): "сигма" K A e во в w "Дельта" "сигма" = - ------------- (1 + ------- w + вр "ми" I с vв A e в v + ------- v). (6) I wв Изменения напряжений в бетоне на уровне центра тяжести арматуры, т.е. при w = e и v = e , будут равны: w v "Дельта" "сигма" = -"сигма" K. вр во Потери напряжений в арматуре, вызванные усадкой, определяют по формуле (7): "эпсилон" E ks в "Дельта" "сигма" = ------------- K , (7) as "ми" s с где: K - коэффициент, учитывающий влияние усадки бетона и s сопровождающей ее ползучести и принимаемый по таблице И.2; "эпсилон" - конечное значение деформации усадки. ks Изменения напряжений в бетоне сечений от усадки определяют по формуле (8): "эпсилон" E K A e ks в s в w "Дельта" "сигма" = - --------------- "ми" (1 + ---- w + вs "ми" p I с vв A e в v + ---- v). (8) I wв Таблица И.2 --------------------------------------------------------- |n|"фи" |Значение коэффициента K при "ми" , равном | | | k| s с | | | |-----------------------------------------------| | | | 0,005|0,01|0,02|0,04|0,05|0,1 |0,2 |0,3 |0,5 | |-|-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| |4| 0| 0,02 |0,04|0,07|0,14|0,17|0,29|0,44|0,55|0,67| | | 1| 0,02 |0,04|0,07|0,13|0,15|0,25|0,36|0,42|0,49| | | 2| 0,02 |0,04|0,07|0,12|0,14|0,22|0,29|0,33|0,37| | | 3| 0,02 |0,04|0,07|0,11|0,13|0,19|0,24|0,27|0,29| |-|-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| |6| 0| 0,03 |0,06|0,11|0,19|0,23|0,37|0,55|0,64|0,75| | | 1| 0,02 |0,05|0,10|0,18|0,21|0,31|0,42|0,47|0,53| | | 2| 0,02 |0,05|0,10|0,16|0,18|0,25|0,33|0,36|0,39| | | 3| 0,02 |0,05|0,09|0,15|0,17|0,22|0,27|0,28|0,30| |-|-----|-------|----|----|----|----|----|----|----|----| |8| 0| 0,03 |0,07|0,14|0,24|0,29|0,44|0,62|0,71|0,80| | | 1| 0,03 |0,07|0,13|0,22|0,25|0,36|0,46|0,51|0,55| | | 2| 0,03 |0,07|0,12|0,19|0,22|0,29|0,35|0,84|0,88| | | 3| 0,03 |0,07|0,11|0,17|0,19|0,24|0,28|0,29|0,30| --------------------------------------------------------- Приложение К к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) ЗНАЧЕНИЯ РЕДУКЦИОННЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ Таблица К.1 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |В/l | Значения редукционного коэффициента "ни"* для схем по рис. К.1 - б | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | Схема N 1 | Схема N 2 | | |------------------------------------------------------------------------|-------------------------------------------------------------------------| | | X = 0 | X = 0,25l | X = 0,5l | X = 0 | X = 0,25l | X = 0,5l | |----|------------------------|-----------------------|-----------------------|-------------------------|-----------------------|-----------------------| | |"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0 |"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1| |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |0,05| 0,91 | 0,86 | 0,99 | 0,98 | 0,99 | 0,99 | 0,71 | 0,64 | 0,92 | 0,89 | 0,99 | 0,96 | |0,10| 0,84 | 0,77 | 0,98 | 0,96 | 0,98 | 0,97 | 0,58 | 0,50 | 0,85 | 0,76 | 0,96 | 0,91 | |0,20| 0,70 | 0,60 | 0,93 | 0,86 | 0,95 | 0,89 | 0,41 | 0,32 | 0,68 | 0,55 | 0,86 | 0,72 | |0,40| 0,52 | 0,38 | 0,77 | 0,62 | 0,81 | 0,67 | 0,24 | 0,17 | 0,42 | 0,31 | 0,58 | 0,40 | |0,60| 0,42 | 0,30 | 0,62 | 0,47 | 0,66 | 0,51 | 0,18 | 0,12 | 0,32 | 0,22 | 0,41 | 0,29 | |0,80| 0,32 | 0,22 | 0,46 | 0,32 | 0,50 | 0,35 | 0,12 | 0,08 | 0,21 | 0,14 | 0,24 | 0,18 | |1,00| 0,27 | 0,18 | 0,37 | 0,26 | 0,40 | 0,28 | 0,11 | 0,07 | 0,16 | 0,12 | 0,20 | 0,15 | |1,50| 0,17 | 0,12 | 0,20 | 0,16 | 0,21 | 0,17 | 0,09 | 0,06 | 0,11 | 0,09 | 0,15 | 0,11 | |2,00| 0,12 | 0,09 | 0,15 | 0,11 | 0,16 | 0,12 | 0,07 | 0,05 | 0,09 | 0,07 | 0,13 | 0,09 | |----|------------------------------------------------------------------------|-------------------------------------------------------------------------| |B/l | Схема N 3 | Схема N 4 | |----|------------------------------------------------------------------------|-------------------------------------------------------------------------| | | X = 0 | X = 0,25l | X = 0,5l | X = 0 | X = 0,25l | X = 0,5l | |----|------------------------|-----------------------|-----------------------|-------------------------|-----------------------|-----------------------| | |"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0 |"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1|"омега" = 0|"омега" = 1| |----|------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------|-------------|-----------|-----------|-----------|-----------|-----------| |0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | |0,05| 0,89 | 0,85 | 1,0 | 1,0 | 0,96 | 0,92 | 0,76 | 0,68 | 1,0 | 1,0 | 0,88 | 0,82 | |0,10| 0,82 | 0,76 | 1,0 | 1,0 | 0,92 | 0,86 | 0,62 | 0,54 | 1,0 | 1,0 | 0,79 | 0,70 | |0,20| 0,68 | 0,61 | 1,0 | 1,0 | 0,84 | 0,77 | 0,45 | 0,38 | 1,0 | 1,0 | 0,63 | 0,52 | |0,40| 0,52 | 0,44 | 1,0 | 1,0 | 0,70 | 0,60 | 0,27 | 0,21 | 0,92 | 0,76 | 0,44 | 0,32 | |0,60| 0,44 | 0,36 | 0,94 | 0,88 | 0,61 | 0,49 | 0,20 | 0,16 | 0,69 | 0,56 | 0,34 | 0,24 | |0,80| 0,35 | 0,28 | 0,88 | 0,75 | 0,52 | 0,38 | 0,13 | 0,10 | 0,46 | 0,35 | 0,24 | 0,16 | |1,00| 0,31 | 0,25 | 0,76 | 0,62 | 0,46 | 0,34 | 0,12 | 0,08 | 0,35 | 0,28 | 0,20 | 0,14 | |1,50| 0,22 | 0,12 | 0,52 | 0,37 | 0,33 | 0,23 | 0,09 | 0,06 | 0,20 | 0,16 | 0,12 | 0,08 | |2,00| 0,18 | 0,14 | 0,38 | 0,27 | 0,27 | 0,18 | 0,09 | 0,06 | 0,19 | 0,15 | 0,08 | 0,07 | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Примечание. Величину "омега" определяют из выражения "омега" = а /(b x t ) (здесь обозначения приняты по рис. К.1); для x l l консольных плит следует вводить множитель, равный 0,85. Приводится рисунок К.1 "Схемы для определения значений редукционных коэффициентов". Приложение Л к МГСН 5.02-99 (обязательное) ХАРАКТЕРНЫЕ КРИТИЧЕСКИЕ СЕЧЕНИЯ И ТОЧКИ В ОРТОТРОПНОЙ ПЛИТЕ ПРИ РАСЧЕТЕ НА ВЫНОСЛИВОСТЬ 1. Расчет на выносливость ортотропной плиты необходимо выполнять в зонах, указанных ниже (рис. Л.1): А и D - по основному металлу листа настила в зоне продольных сварных швов и стыка поперечных балок; В - по основному металлу продольного ребра в зоне пересечения его с поперечной балкой; С - по основному металлу листа настила в зоне поперечных сварных швов и стыков продольных ребер; Е - по основному металлу листа настила в местах продольных угловых швов прикрепления стенки главной балки и по металлу угловых швов прикрепления стенки главной балки к верхнему поясу; F - по основному металлу вертикального поперечного ребра жесткости в месте его приварки к верхнему продольному ребру жесткости главной балки. 2. Эффективные коэффициенты концентрации напряжений в расчетах на выносливость следует принимать по приложению 17 к СНиП 2.05.03-84*. 3. Для зоны В за расчетные необходимо принимать напряжения в нижней фибре продольного ребра только от местной нагрузки при коэффициенте асимметрии цикла переменных напряжений, равном нулю. Приводится рисунок Л.1 "Расположение зон ортотропной плиты, рассчитываемых на выносливость". Приложение М к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) РАСЧЕТ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ НА ВИХРЕВОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ (ВЕТРОВОЙ РЕЗОНАНС) Критическую скорость ветра, при которой возникают резонансные колебания сооружения в направлении, перпендикулярном ветровому потоку, следует определять в зависимости от отношения ширины пролетного строения в уровне нижних поясов - в (м) к высоте сечения d (м) по одной из ниже приведенных формул: d в V = 6,5 - для - < 5,0; kp T d в в V = (1,1 - + 1) для 5 <= - < 10; kp T d d в V = 12 - для - >= 10, kp T d где Т - период собственных колебаний конструкции по i-й форме. Амплитуду интенсивности динамической силы F (z), Н/м, с i координатой вдоль пролетного строения Z при колебаниях сооружения по i-й форме допускается определять по формуле: F (z) = F ,"альфа" (z), i oi i где: F = C q d - амплитуда интенсивности силы на конце консоли oi y kp,i или в середине пролета; 2 q = 0,613V - скоростной напор, Па, соответствующий kp,i kp,i критической скорости V ; kp,i C - коэффициент поперечной силы, принимаемый равным 0,5, - для y элементов с поперечными сечениями, имеющими угловые точки, 0,25 - для элементов круговой формы; "альфа" (z) - относительная ордината i-й формы собственных i колебаний (если принять коэффициенты распределения амплитуд i-й формы колебаний в виде "альфа" = y /y и положить y = 1, ij ij in in то "альфа" = y ). ij ij Для консолей постоянного сечения допускается учитывать в расчетах только первую форму собственных колебаний. Резонансные усилия и перемещения конструкции в сечении с координатой Z определяют по формуле: "пи" x (z) = -------- x (z), рез "дельта" с где: x (z) - прогиб, изгибающий момент или поперечная сила от с статически приложенной ветровой нагрузки F (z), вычисленной для i v = v ; кр "дельта" - логарифмический декремент колебаний, принимаемый равным: 0,05 - для железобетонных конструкций, 0,03 - для стальных конструкций и 0,04 - для сталежелезобетонных конструкций. Расчетные суммарные усилия и перемещения элементов при проверке на резонанс допускается определять по формуле: ----------------------- / 2 2 x(z) = \/ x (z) + [x (z) + x (z)], рез c д где: x (z) и x (z) - перемещение, изгибающий момент или поперечная д c сила соответственно от динамической и статической ветровой нагрузки, соответствующей q . кр,i Приложение Н к МГСН 5.02-99 (рекомендуемое) РАСЧЕТ ПРОЛЕТНЫХ СТРОЕНИЙ НА КРУТИЛЬНЫЙ ФЛАТТЕР Критическую скорость ветра V , при которой возникает флаттер, в ф общем случае следует определять из уравнения (1): l 2 2 l 2 EI "Int." ("Тета"``) dz + (GI - Nr ) "Int." ("Тета"`) dz 2 w 0 k 0 V = ---------------------------------------, (1) ф 2 2S 1 2 l 2 (mr -- + -- "ро"B K )"Int." "Тета" dz 2 2 m 0 B где: B"омега" ф S = --------- - параметр, отражающий зависимость между V ф характеристиками флаттера: критической скорости ветра V и ф круговой частотой колебаний пролетного строения "омега" при ф ширине конструкции В. Значения S для сечения в виде узкого прямоугольника в зависимости от отношения крутильной ("омега" ) к k изгибной ("омега" ) частоте собственных колебаний пролетного строения и дана на рис. H.1 - a; "Тета"(z) - аппроксимирующая функция, задаваемая с учетом граничных условий при кручении пролетного строения. "Int." - интеграл. Пояснения к остальным обозначениям приведены к формуле (2). При определении V по уравнению (1) для висячих мостов к ф 2 выражению в скобках (GI - Nr ) следует добавлять слагаемое Нв / 2, k 2 где Н - распор, а в - расстояние между подвесками поперек пролетного строения. Для консольной балки длиной l критическую скорость ветра V ф определяют по формуле (2): ------------------------------------ / 2 2 "пи" / 2GI EI "пи" Nr / k w V = --- / -------------- (--- x ----- - ---- + 1), (2) ф / 2 2lB\/ "альфа" "ро"K GI 4l GI m k k где: EI и GI - жесткости сечения балки (стержня) при кручении; w k N - сжимающая сила в балке (стержне); 2 кгс x с "ро" = 0,121 ------- - плотность воздуха; 4 м К - производная от коэффициента аэродинамического момента, m определяемая опытным путем. Для сечения в виде тонкой пластины К = m 1,6; I + I 2 x y r = -------, здесь I , I и A - соответственно моменты инерции A x y и площадь поперечного сечения; В - ширина поперечного сечения; 2 2 2 2mr S кгс x c "альфа" = 1 + --------; m [--------] - погонная масса 4 2 "ро"K B м m пролетного строения (m = q/g). Для висячего моста с центральным пролетом l и величиной распора Н критическую скорость ветра определяют по формуле (3): ------------------------------------------- / 2GI EI 2 2 2 2 n"пи" / k w n "пи" Нв Nr V = ---- /------------- (---- x ------- + ----- - ---- + 1), (3) ф lB \/ 2 "альфа" "ро"K GI l 2GI GI m k k k где n = 1, 2, 3... - порядковый номер форм колебаний пролетного строения. Остальные обозначения приведены к формуле (2). В формуле (3) сжимающая сила N, действующая на балку жесткости, может равняться нулю или величине распора Н в зависимости от конструкции моста. При Н = 0 из формулы (3) получают формулу для свободно опертой балки. Формулы (2) и (3) применяют для сечений в виде тонкого прямоугольника. Для других форм поперечного сечения пролетного строения к критической скорости ветра, вызывающей флаттер V , по ф формулам (2) и (3) следует вводить множитель - коэффициент формы, величина которого с учетом данных экспериментальных исследований приведена на рисунке Н.1 - б. Согласно требованию п. 2.24 СНиП 2.05.03-84* величина V , ф полученная из уравнения (1) или по формулам (2) и (3), с учетом коэффициента формы должна быть больше максимальной скорости ветра, возможного в районе расположения моста, не менее чем в 1,5 раза. Приводится рисунок H.1 "Значения параметров при расчете пролетных строений на крутильный флаттер": (а - графические зависимости между "омега" параметром S и величиной отношения k --------; "омега" u б - величина параметра "эта" (коэффициента формы) для пролетных строений с характерными формами поперечного сечения). |