Страницы: 1 2 О ПРОГРАММЕ ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ В ИНТЕРЕСАХ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 29 ноября 2005 г. N 932-ПП (ПРМ) В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 2 апреля 2002 г. N 230-ПП "О Городской программе развития науки и технологий города Москвы на 2002-2004 годы", от 14 июня 2005 г. N 422-ПП "О продлении срока действия на 2005 год Городской программы развития науки и технологий города Москвы на 2002-2004 годы" Департаментом науки и промышленной политики города Москвы, ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" совместно с органами исполнительной власти города Москвы выполнены разработки перспективных образцов техники и оборудования для городского хозяйства, проведены исследования и осуществлено практическое освоение в здравоохранении новых методов и средств профилактики, диагностики и лечения онкологических, инфекционных и других опасных заболеваний, осуществлено внедрение новых информационных систем в органах исполнительной власти города Москвы. За период 2002-2005 годов финансировалось более 2,5 тыс. проектов по 25 городским отраслевым программам и приоритетным направлениям развития науки и технологий. Объем бюджетных средств, затраченных на реализацию мероприятий Городской программы развития науки и технологий города Москвы на 2002-2004 годы, составил 3300000 руб. К выполнению научно-технических разработок было привлечено свыше 560 научных организаций, в том числе 120 организаций Российской академии наук и высших учебных заведений, расположенных в городе Москве. По завершенным договорам создано более 130 видов коммунальной, строительной, пожарной, медицинской и специальной техники на сумму 2 млрд. рублей и научно-технической документации на сумму более чем на 900 млн. рублей. Созданная техника передана в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, ГУП "Экотехпром", ГУВД г. Москвы, пожарные части города Москвы, лечебно-профилактические учреждения города и др. Организовано производство отечественного фосфолипидного препарата "Фосфоглив" в капсульной и инъекционной формах и медицинских препаратов генно-инженерного инсулина человека. Регулярно обновляется база данных научно-технических разработок и готовых проектов, в ежегодных каталогах и CD-ROM "Инвестиционные предложения и наукоемкая продукция" публикуется подробная информация о научно-технических разработках на русском и английском языках. С 2002 года издается журнал "Наука Москвы и регионов". За период с 2002 по 2005 год организовано и проведено 41 российское и международное выставочное мероприятие. В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве в основном, осуществляется переориентация выполняемых в городе Москве научных и научно-технических исследований на инновационное развитие города. В целях обеспечения реализации научных исследований, предусмотренных принятыми городскими целевыми программами, правовыми актами Правительства Москвы, реализации Закона города Москвы от 7 июля 2004 г. N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве" Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению информацию ОАО "МКНТ" об итогах выполнения Городской программы развития науки и технологий в интересах города Москвы на 2002-2004 годы. 2. Утвердить Программу прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 годы (далее - Программа) (приложение). 3. Принять к сведению, что: - ежегодные объемы финансирования Программы установлены в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. N 514-ПП "Об исполнении бюджета города Москвы за 2004 год и перспективном финансовом плане города Москвы на 2006-2008 годы"; - Программа в основном направлена на реализацию научной составляющей принятых городских целевых программ. 4. Определить Департамент науки и промышленной политики города Москвы государственным заказчиком Программы и главным распорядителем бюджетных средств по разделу расходов "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" бюджета города Москвы. 5. Назначить руководителя Департамента науки и промышленной политики города Москвы Пантелеева Е.А. персональным руководителем Программы. Поручить руководителю Программы в месячный срок сформировать в установленном порядке координационный совет Программы. 6. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы совместно с ОАО "МКНТ" в двухмесячный срок сформировать тематический план прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006 год и представить его на утверждение персональному руководителю Программы. Тематические планы на 2007 и 2008 годы представлять на утверждение персональному руководителю Программы не позднее 25 декабря предшествующего года. Установить, что: - заявки на финансирование НИОКР планируемого года принимаются до 1 июня текущего года; - распределение объемов финансирования разделов и проектов Программы осуществляется в рамках ежегодных тематических планов персональным руководителем Программы на основе рекомендаций Координационного совета Программы и с учетом приоритетности работ для города. 7. Принять к сведению, что финансирование расходов организаций, обеспечивающих внедрение научно-технических разработок в производство, осуществляется в форме бюджетного кредита и субсидии за счет средств, предусмотренных в бюджете города Москвы на реализацию Комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 годы, в порядке, установленном постановлением Правительства Москвы от 29 июля 2003 г. N 607-ПП. 8. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в месячный срок представить в Комитет города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов заявку и утвержденную конкурсную документацию по выбору организации на право заключения государственного контракта (договора) на выполнение работ по реализации Программы. 9. Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов на основании заявки и конкурсной документации, утвержденной государственным заказчиком Программы, провести в установленном порядке открытый конкурс по выбору исполнителя Программы. 10. Департаменту науки и промышленной политики города Москвы в установленном порядке заключить с победителем конкурса (п. 9) государственный контракт (договор). 11. Департаменту экономической политики и развития города Москвы при формировании проектов бюджетов города Москвы на 2006-2008 годы включать Программу в перечень целевых программ, предусмотренных к финансированию из бюджета города Москвы. 12. Координаторам действующих целевых программ в комплексах городского управления ежегодно до 1 марта представлять в Департамент экономической политики и развития города Москвы и Департамент науки и промышленной политики города Москвы информацию о внедрении результатов разработок, завершенных в рамках Программы. 13. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Пантелеева Е.А. О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в III квартале 2006 года. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 29 ноября 2005 г. N 932-ПП Приложение к постановлению Правительства Москвы от 29 ноября 2005 года N 932-ПП ПРОГРАММА ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПРОЕКТОВ В ИНТЕРЕСАХ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2006-2008 ГОДЫ Паспорт Программы ----------------------------------------------------------------------- | Наименование | Программа прикладных научных исследований | | Программы | и проектов в интересах города Москвы | | | на 2006-2008 годы | |--------------------|------------------------------------------------| | Основание | Постановление Правительства Москвы | | для разработки | от 14 июня 2005 года N 422-ПП | | Программы | "О продлении срока действия на 2005 год | | | Городской программы развития науки | | | и технологий города Москвы | | | на 2002-2004 годы". | | | Постановление Правительства Москвы | | | от 22 июня 2004 года N 425-ПП "О прогнозе | | | социально-экономического развития города | | | Москвы и перспективном финансовом плане | | | на 2005-2007 годы". | | | Постановление Правительства Москвы | | | от 29 июля 2003 года N 607-ПП | | | "О комплексной программе промышленной | | | деятельности в городе Москве | | | на 2004-2006 гг.". | | | Постановление Правительства Москвы | | | от 19 июля 2005 года N 514-ПП | | | "Об исполнении бюджета города Москвы | | | за 2004 год и перспективном финансовом | | | плане города Москвы на 2006-2008 годы". | | | Закон города Москвы от 7 июля 2004 года | | | N 45 "Об инновационной деятельности | | | в городе Москве". | | | Решения Объединенной коллегии | | | по промышленной политике: от 20 мая | | | 2004 года N 96; от 14 октября 2004 года | | | N 104; от 7 сентября 2005 года | | | N 14(122)/1 | |--------------------|------------------------------------------------| | Государственный | Департамент науки и промышленной политики | | заказчик | города Москвы. | | Программы | Персональный руководитель Программы - | | | руководитель Департамента науки | | | и промышленной политики города Москвы | | | Пантелеев Е.А. | |--------------------|------------------------------------------------| | Разработчики | Департамент науки и промышленной политики | | Программы | города Москвы; | | | открытое акционерное общество "Московский | | | комитет по науке и технологиям" | |--------------------|------------------------------------------------| | Головные | Департамент науки и промышленной политики | | исполнители | города Москвы; | | Программы | победитель конкурса | |--------------------|------------------------------------------------| | Цели Программы | Использование научного потенциала города | | | для осуществления стратегических | | | и оперативных мер по реализации целевых | | | научно-технических программ города. | | | Реализация научно-исследовательских работ | | | и проектов для выполнения принятых | | | городских целевых программ и работ, | | | установленных распорядительными | | | документами Правительства Москвы | | | и поручениями руководства города | |--------------------|------------------------------------------------| | Основные задачи | Основными задачами Программы являются: | | Программы | - выполнение на высоком | | | научно-техническом уровне НИОКР, | | | обеспечивающих реализацию городских | | | целевых программ; | | | - увеличение объемов интеллектуальной | | | собственности, принадлежащей городу; | | | - создание научно-технических заделов | | | для увеличения объема производства | | | наукоемких товаров и услуг в валовом | | | региональном продукте города Москвы; | | | - поддержание стабильной | | | социально-экономической ситуации | | | в научной среде города; | | | - создание условий для привлечения | | | в научно-производственную сферу города | | | высококвалифицированных кадров; | | | - увеличение числа занятых | | | в научно-технических отраслях; | | | - развитие материально-технической базы | | | объектов научно-технической | | | и инновационной инфраструктуры | |--------------------|------------------------------------------------| | Сроки реализации | 2006-2008 гг. | | Программы | | |--------------------|------------------------------------------------| | Содержание | Важнейшим элементом формирования | | мероприятий | национальной инновационной системы | | Программы | является региональная научно-техническая | | | и инновационная политика. | | | Причиной усиления ее роли на современном | | | этапе является доминирующее положение | | | наукоемкого производства в экономике | | | города, необходимость к постоянному | | | обновлению технологий и продукции, | | | обеспечивающих качественный уровень жизни | | | населения. | | | Программа включает в себя | | | научно-исследовательские, | | | опытно-конструкторские и технологические | | | работы прикладного характера, | | | направленные на применение новых знаний | | | для достижения практических целей | | | и решения конкретных задач городского | | | хозяйства Москвы и управления | | | экономикой города. | | | Реализация Программы направлена | | | на обеспечение стратегических приоритетов | | | г. Москвы, к которым относятся: | | | здравоохранение; транспорт; энергетика; | | | строительство и строительные материалы; | | | перспективные технологии, материалы | | | и оборудование; экология; инфраструктура | | | и адресная поддержка науки; | | | градостроительство и архитектура; | | | безопасность населения | |--------------------|------------------------------------------------| | Объемы | Общий объем финансирования - 2930,7. | | и источники | В том числе по годам: | | финансирования | 2006 год - 900 <*> | | Программы | 2007 год - 981 <*> | | (млн. руб.) | 2008 год - 1049,7 <*> | | | -------------------------------- | | | <*> Объем финансирования работ по годам | | | реализации Программы уточняется с учетом | | | показателей, принятых в законе о бюджете | | | города Москвы на соответствующий год. | |--------------------|------------------------------------------------| | Ожидаемые | - создание необходимой научно-технической | | результаты | базы для реализации городских целевых | | реализации | программ; | | Программы | - рост объемов коммерчески | | | привлекательных результатов НИР | | | и НИОКР, выполненных в интересах | | | городского хозяйства; | | | - рост объемов интеллектуальной | | | собственности, вовлеченной | | | в хозяйственный оборот; | | | - ежегодный дополнительный объем | | | производства новой | | | и усовершенствованной | | | высокотехнологичной продукции за счет | | | применения созданных передовых | | | технологий; | | | - сохранение рабочих мест в сфере науки | | | (не менее 30 тыс. чел.); | | | - повышение конкурентоспособности | | | созданной научно-технической продукции; | | | - привлечение молодых специалистов | | | к проведению исследований | | | по приоритетным направлениям; | | | - увеличение доли инновационной продукции | | | в общем объеме производства ВРП; | | | - улучшение условий жизнедеятельности | | | города в результате использования новых | | | решений в наиболее важных сферах: | | | экология, безопасность и здоровье | | | населения | |--------------------|------------------------------------------------| | Система | Программа реализуется в рамках выполнения | | реализации | ежегодных тематических планов, | | мероприятий | утверждаемых персональным руководителем | | Программы | Программы | |--------------------|------------------------------------------------| | Система | Управление реализацией Программы | | организации | осуществляется Государственным | | управления | заказчиком - координатором Программы - | | и контроля | Департаментом науки и промышленной политики | | за исполнением | города Москвы. | | Программы | Контроль за ходом реализации Программы | | | осуществляет Правительство Москвы. | | | Государственный заказчик - Департамент | | | науки и промышленной политики города | | | Москвы отвечает за реализацию Программы, | | | осуществление в установленные сроки | | | мероприятий Программы и целевое | | | использование выделенных на реализацию | | | Программы бюджетных средств | ----------------------------------------------------------------------- Пояснительная записка к Программе Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Основными факторами ускорения научно-технического прогресса в отраслях городского хозяйства является расширенный выпуск конкурентоспособной и наукоемкой продукции, в основе которого лежат результаты выполненных НИОКР. Несмотря на то, что в Москве сосредоточено около 60% научно-технического потенциала страны, трудится треть всех научных работников России, более половины докторов и кандидатов наук, стабильное инновационное развитие экономики столицы пока не обеспечено. При огромном научно-техническом потенциале удельный вес Москвы в числе созданных передовых технологий по России в целом не превышает 15%. Не сформирован масштабный и развитой рынок результатов НИОКР, технологий и наукоемкой продукции. В этих условиях важное значение приобретают: научно-техническая и инновационная политика, формируемая Правительством Москвы; комплексные меры поддержки научно-исследовательских организаций; вузов, ведущих НИОКР по приоритетным направлениям; предприятий, осуществляющих разработку и внедрение наукоемкой и высокотехнологичной продукции; бюджетное финансирование НИР и НИОКР в интересах городского хозяйства. Для этого должны быть задействованы все экономические и организационные возможности, имеющиеся у Правительства Москвы, - городской заказ, налоговые льготы, финансовая поддержка, передовые методы управления. Раздел 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы на 2006-2008 гг. (далее - Программа) разрабатывается во исполнение: - постановления Правительства Москвы от 19 июля 2005 года N 520-ПП "О прогнозе социально-экономического развития города Москвы на 2006-2008 годы"; - постановления Правительства Москвы от 29 июля 2003 года N 607-ПП "О комплексной программе промышленной деятельности в городе Москве на 2004-2006 гг."; - постановления Правительства Москвы от 14 июня 2005 года N 422-ПП "О продлении срока действия на 2005 год Городской программы развития науки и технологий города Москвы на 2002-2004 годы"; - Закона города Москвы от 7 июля 2004 года N 45 "Об инновационной деятельности в городе Москве"; - решений Объединенной коллегии по промышленной политике: от 20 мая 2004 года N 96; от 14 октября 2004 года N 104; от 7 сентября 2005 года N 14(122)/1. Программа является продолжением и развитием в современных условиях Городской программы развития науки и технологий в интересах города Москвы на 2002-2004 годы. Программа составляет неотъемлемую часть системы городских нормативных документов, регламентирующих и определяющих перспективы инновационного развития столицы. В эту систему входят: - Закон города Москвы "Об инновационной деятельности в городе Москве"; - Концепция инновационной политики города Москвы; - Комплексная программа промышленной деятельности в городе Москве; - Комплексная программа инноваций на среднесрочный период (разрабатывается согласно постановлению Правительства Москвы от 12.04.2005 N 221-ПП); - Программа прикладных научных исследований и проектов в интересах города Москвы (настоящий документ). Результаты НИОКР, полученные в рамках реализации Программы прикладных научных исследований, должны находить первоочередное внедрение в рамках Комплексной программы промышленной деятельности, а также целевых программ отраслевой направленности, реализуемых в Москве (см. раздел 4). Целью Программы является использование научного потенциала города для осуществления стратегических и оперативных мер по реализации целевых научно-технических программ города. Программа и характер ее основных мероприятий определены в рамках Основ политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, нацелены на практическую реализацию основных положений Закона города Москвы "Об инновационной деятельности в городе Москве". Программа включает в себя научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы прикладного характера, направленные на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач городского хозяйства и управления, в том числе: - создание новой техники и технологий; - разработка новых видов оборудования, материалов и конструкций; - развитие прогрессивных технологических и организационных систем управления; - разработка и развитие нормативно-методической базы управления в отраслях экономики города. Приоритетные направления Программы определены путем анализа задач и проблем социально-экономического развития Москвы (определенных в прогнозах социально-экономического развития города на среднесрочную перспективу), планов развития госсектора с возможностями имеющегося в столице научно-исследовательского потенциала, который может быть использован для решения этих задач. Основными задачами Программы являются: - увеличение объема производства наукоемких товаров и услуг в валовом региональном продукте г. Москвы; - увеличение поступлений в городской бюджет; - поддержание стабильной социально-экономической ситуации в научной среде города; - создание условий для привлечения в научно-производственную сферу города высококвалифицированных кадров; - увеличение числа действующих высокотехнологичных предприятий; - увеличение числа занятых в инновационной сфере; - увеличение числа патентов, регистрируемых на территории Москвы; - развитие материально-технической базы объектов инновационной инфраструктуры. Достижение поставленной цели и решаемых задач обеспечивается выполнением мероприятий Программы, сгруппированных в 9 подпрограмм: Подпрограмма 1. Здравоохранение. Подпрограмма 2. Транспорт. Подпрограмма 3. Энергетика. Подпрограмма 4. Строительство и строительные материалы. Подпрограмма 5. Перспективные технологии, материалы и оборудование. Подпрограмма 6. Экология. Подпрограмма 7. Инфраструктура и адресная поддержка науки. Подпрограмма 8. Градостроительство и архитектура. Подпрограмма 9. Безопасность населения. Выполнение мероприятий Программы позволит существенно повысить уровень комплексности развития инновационной сферы города Москвы, повысить экономическую эффективность ее функционирования, обеспечить результатами научно-технической деятельности важнейшие отрасли экономики и городского хозяйства. Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств городского бюджета составит в 2006-2008 гг. 2930,7 млн. руб. Реализация Программы позволит покрыть бюджетные расходы за счет совокупности экономического, социального и других неэкономических эффектов, полученных в результате разработки и внедрения научно-технических разработок. Финансирование городом Программы позволит существенно увеличить стоимость принадлежащей городу интеллектуальной собственности. В целом ускорение научно-технического прогресса в отраслях городского хозяйства в результате реализации данной Программы станет важнейшим фактором стабильного развития экономики столицы, достижения индикативных показателей экономического роста, заложенных в прогнозе социально-экономического развития города до 2008 года. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ПОДПРОГРАММАМ ---------------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование подпрограммы |Объем финансирования, тыс. | | подпрограммы| |руб. (по годам) | | | |-----------------------------| | | |2006 |2007 |2008 | |-------------|------------------------------------------|---------|---------|---------| | 1. | Здравоохранение | 323,190| 267,000| 281,500| |-------------|------------------------------------------|---------|---------|---------| | 2. | Транспорт | 80,060| 83,000| 100,000| |-------------|------------------------------------------|---------|---------|---------| | 3. | Энергетика | 18,000| 24,000| 32,000| |-------------|------------------------------------------|---------|---------|---------| | 4. | Строительство и строительные материалы | 83,000| 135,000| 124,000| |-------------|------------------------------------------|---------|---------|---------| | 5. | Перспективные технологии, материалы | 143,100| 166,000| 184,000| | | и оборудование | | | | |-------------|------------------------------------------|---------|---------|---------| | 6. | Экология | 49,000| 59,000| 68,700| |-------------|------------------------------------------|---------|---------|---------| | 7. | Инфраструктура и адресная поддержка науки| 115,050| 148,500| 153,000| |-------------|------------------------------------------|---------|---------|---------| | 8. | Градостроительство и архитектура | 60,000| 65,000| 70,000| |-------------|------------------------------------------|---------|---------|---------| | 9. | Безопасность населения | 28,600| 33,500| 36,500| |-------------|------------------------------------------|---------|---------|---------| | | Итого | 900,000| 981,000| 1049,700| ---------------------------------------------------------------------------------------- Раздел 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ Подпрограмма 1. Здравоохранение Цель: Внедрение новых медицинских технологий для обслуживания населения (в т.ч. детей и инвалидов) в лечебно-профилактических учреждениях города Москвы, реализуемых путем разработки и использования новых видов оборудования, лекарственных препаратов для лечения и профилактики социально значимых заболеваний, а также технических средств реабилитации и социальной адаптации инвалидов. Задачи: Создание для лечебно-профилактических учреждений города новой отечественной медицинской техники. Разработка новых технологий лечения наиболее распространенных заболеваний. Организация выпуска отечественных лекарственных препаратов с использованием новейших технологий. Сокращение объема и номенклатуры применяемых импортных лекарственных средств. Создание технических средств, облегчающих быт и трудоустройство инвалидов. Совершенствование градостроительных и проектных решений объектов социального назначения для решения проблем инвалидов. Основные направления исследований: разработка и практическое освоение в здравоохранении новых методов и средств профилактики, диагностики и лечения наиболее распространенных заболеваний: онкологических, инфекционных и других опасных заболеваний; технологии для инвалидов и престарелых; разработка генно-инженерных лекарственных препаратов; внедрение современных диагностических систем на базе новейших достижений биотехнологий и молекулярной биологии; клеточные технологии в восстановительной хирургии; терапии сердечно-сосудистых, онкологических, репродуктивных и нейрональных заболеваний; разработка биоустройств искусственных органов с использованием стволовых клеток. Ожидаемые результаты: Повышение пропускной способности ЛПУ. Сокращение продолжительности операций, снижение процента возникновения осложнений и сокращение сроков пребывания больных в стационаре. Замена импортного медицинского оборудования и препаратов отечественными аналогами. Улучшение условий труда медицинского персонала. Улучшение состояния здоровья москвичей за счет профилактики, раннего выявления и своевременного лечения диагностированных патологических состояний. Улучшение качества жизни инвалидов (в том числе детей-инвалидов); создание единого реабилитационного пространства для социальной адаптации и интеграции инвалидов; создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры города. Обеспечение образовательных муниципальных учреждений техническими средствами для лиц с ограниченными возможностями. Экономия бюджетных средств за счет сокращения закупки по импорту целого ряда наименований медицинской техники и лекарственных средств, в том числе организация производства 10 видов субстанций и 17 лекарственных препаратов. --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Шифр | Наименование программы | Исполнители | Сроки | Объем финансирования, | Пользователь | Значение работ для | | | | | выполнения,| тыс. руб. (по годам) | | города | | | | | начало |------------------------------| | | | | | | --------- | 2006 |2007 |2008 | | | | | | | окончание | | | | | | |-----|--------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|----------------------| |1.1. | Программа | Научный центр | 2006 | 9,000| 9,000| - | Департамент | Замена импортного | | | по взаимодействию | сердечно- | ---- | | | | здравоохранения | кардиохирургического | | | Правительства Москвы | сосудистой | 2007 | | | | города Москвы | оборудования | | | с Научным центром | хирургии им. | | | | | | отечественными | | | сердечно-сосудистой | А.Н. Бакулева, | | | | | | аналогами, | | | хирургии им. А.Н. | ОАО НПО | | | | | | повышение качества | | | Бакулева по НИОКР | "Химавтоматика", | | | | | | кардиологической | | | в области кардиологии | Гематологический | | | | | | помощи жителям | | | в интересах городского | центр г. Москвы | | | | | | города | | | здравоохранения | | | | | | | | |-----|--------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|----------------------| |1.2. | Научно-техническая | ФГУП "ГНЦ РФ | 2006 | 248,090| - | - | Департамент | Разработка новых | | | программа "Разработка | "НИОПИК", | ---- | | | | здравоохранения | технологий лечения | | | и практическое освоение | ГУП "Интермед- | 2006 | | | | города Москвы | целого ряда | | | в здравоохранении новых | биофизхим" и др. | | | | | | заболеваний. | | | методов и средств | | | | | | | Повышение качества | | | профилактики, | | | | | | | диагностики | | | диагностики и лечения | | | | | | | и лечения | | | онкологических, | | | | | | | пациентов. | | | инфекционных и других | | | | | | | Снижение процента | | | опасных заболеваний | | | | | | | возникновения | | | на 2004-2006 годы" | | | | | | | осложнений | | | | | | | | | | и сокращение | | | | | | | | | | сроков пребывания | | | | | | | | | | больных | | | | | | | | | | в стационаре. | | | | | | | | | | Улучшение качества | | | | | | | | | | жизни больных | | | | | | | | | | и условий труда | | | | | | | | | | медицинского | | | | | | | | | | персонала | |-----|--------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|----------------------| |1.3. | Комплексная программа | ООО | 2006 | 4,000| 6,000| - | Департамент | Стабилизация | | | "Разработка методов | "Международная | ---- | | | | здравоохранения | и снижение темпов | | | профилактики | лаборатория | 2007 | | | | города Москвы | роста | | | и фотодинамической | инновационных | | | | | | слабовидения | | | терапии важнейших | технологий | | | | | | и слепоты | | | заболеваний сетчатки" | в офтальмологии" | | | | | | у наиболее | | | | | | | | | | интеллектуальной | | | | | | | | | | части населения | | | | | | | | | | за счет внедрения | | | | | | | | | | фотодинамической | | | | | | | | | | терапии | |-----|--------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|----------------------| |1.4. | Программа по внедрению | НИИ | 2006 | 20,000| 30,000| - | Департамент | Внедрение | | | клеточной терапии | эпидемиологии | ---- | | | | здравоохранения | клеточной терапии | | | различных заболеваний | и микробиологии | 2007 | | | | города Москвы | различных | | | | им. Н.Ф. Гамалеи | | | | | | заболеваний | |-----|--------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|----------------------| |1.5. | Исследования | ИБХ РАМН, | 2006 | 3,000| 7,000| 8,000| Департамент | Разработка новых | | | молекулярных нарушений | НИИ урологии, | ---- | | | | здравоохранения | современных | | | при раке простаты для | МММА им. И.М. | 2008 | | | | города Москвы | методов | | | разработки эффективных | Сеченова, | | | | | | диагностики рака | | | методов диагностики | МНИОИ им. П.А. | | | | | | предстательной | | | и новых подходов | Герцена | | | | | | железы | | | к лечению | | | | | | | | |-----|--------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|----------------------| |1.6. | Научно-техническая | РНЦ | 2006 | 7,000| 8,000| 9,000| Департамент | Повышение качества | | | программа развития, | "Курчатовский | ---- | | | | здравоохранения | диагностики | | | совершенствования | институт", НПЦ | 2008 | | | | города Москвы | и лечения | | | и внедрения | Интервенционной | | | | | | сердечно-сосудистых | | | информационных | кардиоангиологии | | | | | | заболеваний, | | | технологий для | | | | | | | существенное | | | интервенционной | | | | | | | увеличение | | | кардиоангиологии | | | | | | | пропускной | | | | | | | | | | способности | | | | | | | | | | клиники | | | | | | | | | | и эффективности | | | | | | | | | | использования | | | | | | | | | | дорогостоящего | | | | | | | | | | импортного | | | | | | | | | | оборудования | |-----|--------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|----------------------| |1.7. | Разработка мероприятий | Исполнители | 2006 | 6,000| - | - | Департамент | Создание условий | | | по социальной защите | определяются | ---- | | | | социальной | для социальной | | | жителей города Москвы | в установленном | 2006 | | | | защиты населения | интеграции | | | | порядке | | | | | города Москвы | инвалидов. | | | | | | | | | | Обеспечение | | | | | | | | | | независимости и | | | | | | | | | | самодостаточности | | | | | | | | | | инвалидов | | | | | | | | | | в повседневной | | | | | | | | | | жизни | |-----|--------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|----------------------| |1.8. | Разработка новых | Исполнители | 2006 | 26,100| 207,000| 264,500| Департамент | Обеспечение | | | технических средств | определяются | ---- | | | | здравоохранения | городского | | | и методов диагностики, | в установленном | 2008 | | | | города Москвы, | здравоохранения | | | лечения и реабилитации | порядке | | | | | Департамент | отечественной | | | | | | | | | социальной | медицинской | | | | | | | | | защиты населения | техникой | | | | | | | | | города Москвы | и современными | | | | | | | | | | технологиями | | | | | | | | | | лечения. | | | | | | | | | | Продолжение | | | | | | | | | | исследований | | | | | | | | | | в области: | | | | | | | | | | - сердечно- | | | | | | | | | | сосудистых | | | | | | | | | | заболеваний; | | | | | | | | | | - онкологии; | | | | | | | | | | - охраны | | | | | | | | | | материнства | | | | | | | | | | и детства | | | | | | | | | | - других наиболее | | | | | | | | | | распространенных | | | | | | | | | | заболеваний | |-----|--------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|----------------------| | | Итого | | | 323,190| 267,000| 281,500| | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В т.ч. финансирование действующих договоров, заключенных в соответствии с условиями конкурсов, проведенных в 2004-2005 годах, и распорядительными документами Правительства Москвы (уточняется по итогам исполнения финансового плана 2005 года), - 22,900 тыс. руб. Подпрограмма 2. Транспорт Цель: Разработка и расширение производства конкурентоспособной продукции для нужд городского хозяйства. Техническое перевооружение транспорта на основе внедрения перспективных научно-технических разработок. Задачи: Создание новых и совершенствование традиционных видов грузового, городского и пригородного пассажирского транспорта. Продолжение работ по внедрению новых технологий для решения транспортных проблем. Продолжение работ по повышению безопасности движения на Московском метрополитене, улучшение технических и эксплуатационных показателей подвижного состава. Разработка и внедрение энергоэффективных мероприятий на транспортных предприятиях города. Использование на городском транспорте альтернативных экологически чистых видов моторного топлива - диметилового эфира, пропан-бутана, компримированного природного газа, водородных топливных элементов и др. Основные направления исследований: повышение экономичности и безопасности городского транспорта, создание новых и совершенствование традиционных технологий, применяемых для городского и пригородного транспорта. Ожидаемые результаты: Внедрение новых технологий, отказ от закупок по импорту, снижение себестоимости обслуживания городского пассажирского транспорта. Снижение аварийности на автомобильном транспорте, повышение пропускной способности Московского транспортного узла, повышение качества обслуживания пассажиров на Московском метрополитене. Улучшение технико-экономических и эксплуатационных характеристик городского автотранспорта. ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Шифр | Наименование программы | Исполнители | Сроки | Объем финансирования, | Пользователь | Значение работ для | | | | | выполнения,| тыс. руб. (по годам) | | города | | | | | начало |------------------------------| | | | | | | --------- | 2006 |2007 |2008 | | | | | | | окончание | | | | | | |-----|---------------------------|--------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|---------------------| |2.1. | Комплексная целевая | ВНИИСтройдормаш, | 2006 | 40,000| 40,000| 40,000| Департамент | Повышение качества | | | программа освоения | Доркомтехника, | ---- | | | | жилищно- | технического | | | производства | ЗАО "Техника | 2008 | | | | коммунального | обслуживания | | | высокоэффективного | для города", | | | | | хозяйства города | коммунальных сетей | | | оборудования и машин | МГУП Мосв - | | | | | Москвы | города. | | | для жилищно- | водоканалНИИпроект,| | | | | | Повышение | | | коммунального хозяйства | ИОНХ РАН и др. | | | | | | надежности узлов | | | на основе научно- | | | | | | | машин и механизмов, | | | производственной | | | | | | | снижение | | | кооперации московских | | | | | | | эксплуатационных | | | предприятий | | | | | | | затрат | |-----|---------------------------|--------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|---------------------| |2.2. | Создание новых | Исполнители | 2006 | 40,060| 43,000| 60,000| Департамент | Внедрение новых | | | и совершенствование | определяются | ---- | | | | транспорта | технологий, отказ | | | традиционных технологий, | в установленном | 2008 | | | | и связи города | от закупок | | | применяемых для | порядке | | | | | Москвы | по импорту, | | | городского и | | | | | | | снижение | | | пригородного транспорта | | | | | | | себестоимости | | | | | | | | | | обслуживания | | | | | | | | | | городского | | | | | | | | | | пассажирского | | | | | | | | | | транспорта. | | | | | | | | | | Снижение | | | | | | | | | | аварийности на | | | | | | | | | | автомобильном | | | | | | | | | | транспорте, | | | | | | | | | | повышение | | | | | | | | | | пропускной | | | | | | | | | | способности | | | | | | | | | | Московского | | | | | | | | | | транспортного | | | | | | | | | | узла, повышение | | | | | | | | | | качества | | | | | | | | | | обслуживания | | | | | | | | | | пассажиров. | | | | | | | | | | Повышение качества | | | | | | | | | | безопасности | | | | | | | | | | движения | | | | | | | | | | на Московском | | | | | | | | | | метрополитене, | | | | | | | | | | улучшение | | | | | | | | | | технических | | | | | | | | | | и эксплуатационных | | | | | | | | | | показателей | | | | | | | | | | подвижного состава | |-----|---------------------------|--------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|---------------------| | | Итого | | | 80,060| 83,000| 100,000| | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В т.ч. финансирование действующих договоров, заключенных в соответствии с условиями конкурсов, проведенных в 2004-2005 годах, и распорядительными документами Правительства Москвы (уточняется по итогам исполнения финансового плана 2005 года), - 23,100 тыс.руб. Подпрограмма 3. Энергетика Цель: Устойчивое и надежное снабжение потребителей Москвы электрической и тепловой энергией. Повышение эффективности работы топливно-энергетического комплекса города за счет улучшения использования действующих энергетических мощностей и реализации имеющихся резервов снижения топливно-энергетических издержек при выработке, транспортировке и распределении энергоресурсов. Широкое использование возобновляемых источников энергии, таких как солнечная энергия, энергия ветра, сбросное тепло зданий и сооружений, энергия биомассы и твердые бытовые отходы (ТБО), низкопотенциальная тепловая энергия окружающей среды, энергия водных потоков. Задачи: Проведение государственной энергосберегающей политики на предприятиях комплекса топливно-энергетического хозяйства. Выполнение решений Правительства Москвы по вопросам энергосбережения. Техническое перевооружение и модернизация энергоемких производств, повышение их энергетической эффективности и уменьшение экологической нагрузки на окружающую среду. Сокращение непроизводительного расхода энергоресурсов за счет внедрения системы перспективных технических регламентов, отраслевых стандартов и норм расхода энергоресурсов. Развитие инновационной деятельности по созданию и внедрению энергосберегающего оборудования, техники и технологий на предприятиях комплекса и у потребителей энергоресурсов. Основные направления исследований: развитие топливно-энергетического хозяйства, рациональное использование энергии, использование альтернативных источников энергии. Ожидаемые результаты: Экономия топливно-энергетических ресурсов на 20%. Снижение вредных выбросов в атмосферу на 30%. Повышение КПД тепловых агрегатов (установок). Сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов за счет использования вторичных и нетрадиционных источников энергии на 5-10%. Проведение непрерывного технико-экономического мониторинга генеральной схемы теплоснабжения города Москвы. Техническое перевооружение существующих источников, модернизация энергетических сетей. Создание экологически чистых энергоустановок с использованием водорода как альтернативного топлива для получения энергии. Рациональное использование возобновляемых топливно-энергетических ресурсов в интересах города. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Шифр | Наименование программы | Исполнители | Сроки | Объем финансирования, | Пользователь | Значение работ | | | | | выполнения,| тыс. руб. (по годам) | | для города | | | | | начало |------------------------------| | | | | | | --------- | 2006 |2007 |2008 | | | | | | | окончание | | | | | | |-----|---------------------------|------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|---------------------| |3.1. | Городская программа | Исполнители | 2006 | 2,000| 1,000| 5,000| Департамент | Создание | | | перспективного развития | определяются | ---- | | | | топливно- | комфортных условий | | | наружного освещения | в установленном | 2008 | | | | энергетического | проживания | | | Москвы на 2005-2009 годы | порядке | | | | | хозяйства города | в городе Москве, | | | | | | | | | Москвы | обеспечение | | | | | | | | | | безопасных условий | | | | | | | | | | движения | | | | | | | | | | автотранспорта | | | | | | | | | | и пешеходов | | | | | | | | | | в ночное | | | | | | | | | | и вечернее время | |-----|---------------------------|------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|---------------------| |3.2. | Разработка технологий | Исполнители | 2006 | 16,000| 23,000| 27,000| Департамент | Повышение | | | и оборудования для | определяются | ---- | | | | топливно- | эффективности | | | топливно-энергетического | в установленном | 2008 | | | | энергетического | использования | | | хозяйства | порядке | | | | | хозяйства города | топливно- | | | | | | | | | Москвы | энергетических | | | | | | | | | | ресурсов | | | | | | | | | | в Москве | | | | | | | | | | и создание на этой | | | | | | | | | | основе условий для | | | | | | | | | | устойчивого | | | | | | | | | | обеспечения | | | | | | | | | | населения | | | | | | | | | | и экономики города | | | | | | | | | | энергоносителями | | | | | | | | | | в условиях | | | | | | | | | | прогнозируемого | | | | | | | | | | роста валового | | | | | | | | | | регионального | | | | | | | | | | продукта, перевода | | | | | | | | | | экономики | | | | | | | | | | города на | | | | | | | | | | энергосберегающий | | | | | | | | | | путь развития, | | | | | | | | | | уменьшения | | | | | | | | | | негативного | | | | | | | | | | воздействия | | | | | | | | | | энергетического | | | | | | | | | | хозяйства города | | | | | | | | | | на окружающую | | | | | | | | | | среду | |-----|---------------------------|------------------|------------|----------|---------|---------|-------------------|---------------------| | | Итого | | | 18,000| 24,000| 32,000| | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В т.ч. финансирование действующих договоров, заключенных в соответствии с условиями конкурсов, проведенных в 2004-2005 годах, и распорядительными документами Правительства Москвы (уточняется по итогам исполнения финансового плана 2005 года), - 4,200 тыс. руб. Подпрограмма 4. Строительство и строительные материалы Цель: Снижение стоимости вновь строящегося жилья с одновременным повышением его комфортности. Сокращение расходов на обслуживание жилья и его капитальный ремонт. Повышение безопасности проживания населения за счет минимизации рисков, связанных со строительством и эксплуатацией зданий и сооружений, ускорение реализации программы по сносу ветхого жилищного фонда. Задачи: Освоение новых серий жилых домов, внедрение индивидуальных проектов сборно-монолитного домостроения. Улучшение планировочных решений квартир для комфортного проживания. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и сокращение более чем на 7% потребления энергоресурсов строительным комплексом города Москвы в период 2006-2008 годов по сравнению с 2005 годом. Разработка и внедрение в экспериментальном и типовом строительстве энергосберегающих технологий, материалов, приборов и оборудования. Разработка и внедрение новых технологий и материалов для высотного строительства. Переработка отходов строительства и от сноса зданий. Основные направления исследований: технологии строительства и строительных материалов. Ожидаемые результаты: Повышение эффективности работы предприятий стройиндустрии: рост среднегодового объема валовой продукции до 120%, увеличение основных производственных фондов до 110% и занятости работающих до 105%. Снижение себестоимости строительства за счет освоения производства на предприятиях стройиндустрии импортозамещающей продукции. Сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов, в том числе за счет сокращения тепловых потерь в зданиях и сооружениях и сокращения расходов топливно-энергетических ресурсов при производстве стройматериалов. Совершенствование действующих городских строительных норм, регламентирующих высотное строительство. Высвобождение городских территорий за счет уменьшения площадей полигонов переработки отходов строительства и от сноса зданий. Обеспечение безопасного проведения строительных работ в условиях сложившейся застройки. -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |Шифр | Наименование программы | Исполнители | Сроки | Объем финансирования, | Пользователь | Значение работ для | | | | | выполнения,| тыс. руб. (по годам) | | города | | | | | начало |------------------------------| | | | | | | --------- | 2006 |2007 |2008 | | | | | | | окончание | | | | | | |-----|---------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|---------------------|------------------------| |4.1. | Программа по повышению | Исполнители | 2006 | 65,000| 120,000| 120,000| Департамент | Снижение | | | конкурентоспособности | определяются | ---- | | | | градостроительной | себестоимости | | | продукции | в установленном | 2008 | | | | политики, | строительства | | | и эффективности работы | порядке | | | | | развития | за счет освоения | | | стройиндустрии г. Москвы | | | | | | и реконструкции | производства на | | | | | | | | | города Москвы | предприятиях | | | | | | | | | | стройиндустрии | | | | | | | | | | импортозамещающей | | | | | | | | | | продукции. | | | | | | | | | | Уменьшение | | | | | | | | | | площадей полигонов | | | | | | | | | | переработки | | | | | | | | | | отходов | | | | | | | | | | строительства и от | | | | | | | | | | сноса зданий, | | | | | | | | | | создание | | | | | | | | | | эффективных | | | | | | | | | | и дешевых | | | | | | | | | | материалов для | | | | | | | | | | строительства и | | | | | | | | | | городского | | | | | | | | | | хозяйства в целом. | | | | | | | | | | Сокращение | | | | | | | | | | потребления | | | | | | | | | | топливно- | | | | | | | | | | энергетических | | | | | | | | | | ресурсов, в том | | | | | | | | | | числе за счет | | | | | | | | | | сокращения | | | | | | | | | | тепловых потерь | | | | | | | | | | в зданиях | | | | | | | | | | и сооружениях | | | | | | | | | | и сокращения | | | | | | | | | | расходов топливно- | | | | | | | | | | энергетических | | | | | | | | | | ресурсов при | | | | | | | | | | производстве | | | | | | | | | | стройматериалов | |-----|---------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|---------------------|------------------------| |4.2. | Мероприятия, | Исполнители | 2006 | 18,000| 15,000| 4,000| Департамент | Обеспечение | | | направленные | определяются | ---- | | | | градостроительной | московского | | | на внедрение | в установленном | 2008 | | | | политики, | строительства | | | в строительство | порядке | | | | | развития | отечественными | | | отечественных | | | | | | и реконструкции | высококачественными | | | лакокрасочных материалов | | | | | | города Москвы | лакокрасочными | | | | | | | | | | материалами. | | | | | | | | | | Расширение | | | | | | | | | | ассортимента | | | | | | | | | | лакокрасочных | | | | | | | | | | материалов | | | | | | | | | | со специальными | | | | | | | | | | свойствами для | | | | | | | | | | нужд городского | | | | | | | | | | хозяйства | |-----|---------------------------|-------------------|------------|----------|---------|---------|---------------------|------------------------| | | Итого | | | 83,000| 135,000| 124,000| | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- В т.ч. финансирование действующих договоров, заключенных в соответствии с условиями конкурсов, проведенных в 2004-2005 годах, и распорядительными документами Правительства Москвы (уточняется по итогам исполнения финансового плана 2005 года), - 35,600 тыс. руб. Подпрограмма 5. Перспективные технологии, материалы и оборудование Цель: Эффективное использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для комплексного решения проблем в различных отраслях городского хозяйства, производстве машин, оборудования и товаров народного потребления. Разработка и расширение производства конкурентоспособной продукции для нужд городского хозяйства, техническое перевооружение предприятий жилищно-коммунального хозяйства на основе внедрения перспективных научно-технических разработок. Задачи: Создание условий для: - эффективного использования производственного и научно-технического потенциала промышленности, увеличения вклада организаций науки и промышленности в развитие экономики города; - ускоренного технического перевооружения и модернизации промышленного производства на основе использования современных отечественных средств производства. Создание и развитие отечественных производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной, импортозамещающей, экспортоориентированной и высокотехнологичной продукции. Использование потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса, его интеграция в экономику города. Реализация пилотных проектов, имеющих полный инновационный цикл. Разработка и освоение нового поколения машин и средств механизации для содержания городских дорог, придомовых территорий и инженерных сетей. Создание новых технологий машин и оборудования для озеленения и благоустройства города. Обеспечение импортозамещения при производстве продукции для нужд жилищно-коммунального хозяйства и транспорта. Поставленные задачи должны решаться путем: - использования научно-технического потенциала на приоритетных направлениях, реализующих конкурентные преимущества бизнеса, повышения качества производимых товаров и услуг, снижения издержек производства на основе реализации достижений науки и внедрения новых технологий; - развития информационной инфраструктуры осуществления инновационной деятельности на всех ее стадиях - от выполнения научно-технических разработок до реализации высокотехнологичной продукции и услуг; - совершенствования системы финансовой поддержки инновационной деятельности, концентрации бюджетных средств на приоритетных направлениях развития науки и техники; - продвижения научно-технической продукции, производимой в г. Москве, в регионы России, страны СНГ и дальнего зарубежья. Основные направления исследований: создание новых технологий, материалов и оборудования в машиностроении, легкой, пищевой и химической промышленности; наноматериалы и нанотехнологии для городского хозяйства; развитие производства импортозамещающих средств и технологий, создание наукоемкой продукции; разработка современных технологий, машин и оборудования для жилищно-коммунального хозяйства; развитие и поддержка функционирования инженерных сетей. Ожидаемые результаты: Современное оборудование и экологически чистые материалы, позволяющие выпускать продукцию нового поколения, соответствующую мировым стандартам, сокращение затрат на приобретение импортного оборудования. Новые конкурентоспособные промышленные изделия. Оборудование и технологии по переработке сельскохозяйственного сырья. Материалы с принципиально новыми свойствами для нужд городского хозяйства. Применение на предприятиях города высоких технологий и передовых инструментов для создания и модификации материалов с новыми потребительскими свойствами. Нормативные и методические документы для реализации комплексного механизма поддержки инноваций. Система учета интеллектуальной собственности и информирования инвесторов и предприятий г. Москвы об инновационных продуктах, обладающих существенным потенциалом коммерциализации. Повышение качества уборки и содержания проезжей части, дворов, прилегающих территорий, тоннелей и технического обслуживания коммунальных сетей города. Внедрение новых методов очистки промышленных стоков, повышение качества питьевой воды, снижение уровня антропогенного загрязнения территорий водосбора. Оздоровление и увеличение декоративности цветочных культур, Страницы: 1 2 |