более 10 м. Перила на мостах высотой от 3 до 5 м там, где они отсутствуют, должны устраиваться в плановом порядке. На двухпутных пролетных строениях, а также на двухпутных и многопутных мостах с ездой поверху на общих опорах во всех случаях должны быть тротуары в междупутье. Настил из досок укладывают снаружи колеи (на тротуарах) по 4 шт. сечением 20 x 5 см с зазором 2 см между досками, внутри колеи - по 2 шт. сечением 20 x 3 см с зазором 4 см, при отсутствии боковых тротуаров внутри колеи укладывают три доски. Над подвижными концами пролетных строений настил должен иметь возможность перемещения вместе с подвижными концами пролетных строений. На тротуарах с металлическими консолями рекомендуется применять металлический настил просечного или рифленого профиля, возможно применять настил из арматурной стали, а также настил из железобетонных плит (при достаточной грузоподъемности пролетных строений и несущей способности консолей). Металлический настил разрешается укладывать внутри колеи. Перила на постоянных мостах должны быть металлические или железобетонные. 5.29. Для нормальной работы и увеличения срока службы мостовых брусьев необходимо обеспечивать плотное опирание рельсов на мостовые брусья, а самих брусьев - на продольные балки (фермы), своевременно производить ремонт брусьев, не допуская развития трещин, а также зачистку заусенцев с антисептированием зачищенных мест. Содержание и ремонт мостовых брусьев должны производиться согласно Инструкции по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм. Лапчатые и другие болты должны находиться в правильном положении и быть плотно подтянутыми. Не допускаются неплотности опирания рельсов и мостовых брусьев более 1 мм. 5.30. На мостах с мостовым полотном на безбалластных железобетонных плитах необходимо следить за их состоянием, включая гидроизоляцию, а также за состоянием прокладного слоя или другой конструкции сопряжения плиты с балками пролетных строений и заполнения швов между плитами. Периодически (через месяц после постановки, а затем 2 раза в год) должна осуществляться проверка натяжения высокопрочных шпилек прикрепления железобетонных плит к пролетному строению до нормативного усилия. 5.31. На мостах с мостовым полотном на металлических поперечинах особое внимание необходимо обращать на состояние болтов прикреплений и металла поперечин в местах их опирания в связи с возможным появлением трещин, неплотностей, ослаблением заклепок и болтов, а также на состояние изолирующих деталей при автоблокировке для обеспечения надежной ее работы. 5.32. На мостах с ездой на балласте и в тоннелях необходимо систематически и своевременно удалять с поверхности балластного слоя загрязнители; весной перед началом таяния снега очищать балластную призму на мостах от загрязненного снега; следить за обеспечением отвода воды из балластного корыта на мостах и из балластной призмы в тоннелях, своевременно очищая водоотводные трубки и другие водоотводные устройства. При значительном загрязнении следует производить очистку или замену балласта. Во избежание разжижения асбестового балласта (впредь до его замены на щебеночный) нельзя допускать застоя воды на его поверхности, а также в балластных корытах. 5.33. В тоннелях необходимо обращать особое внимание на предупреждение образования наледей и пучин, имея в виду, что помимо ухудшения состояния верхнего строения пути они могут вызвать (или увеличить) негабаритность сооружения. Наледи необходимо скалывать и удалять за пределы тоннеля. 5.34. Для предупреждения интенсивной коррозии рельсового пути в тоннелях, особенно на электрифицированных участках (при постоянном токе), необходимо обращать особое внимание на предупреждение обводнения балластной призмы и на надежную электроизоляцию рельсов от балласта. Для этой цели необходимо содержать в постоянной исправности водоотводные лотки, проверять исправность изоляционных втулок и прокладок, а также рельсовых соединителей, тщательно очищать от загрязнения балластную призму и шпалы, особенно в местах расположения рельсовых подкладок. При значительной электрокоррозии элементов верхнего строения пути должны применяться антикоррозионные устройства в соответствии с проектом и Инструкцией по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами. 5.35. В уравнительных приборах все болты и прижимы должны быть плотно закреплены, а трущиеся поверхности остряков и рамных рельсов смазаны. Лафеты уравнительных приборов должны плотно опираться на мостовые брусья, безбалластные плиты или шпалы. Остряки уравнительных приборов должны занимать положение, соответствующее температуре воздуха, определяемое в соответствии с Правилами и технологией укладки и замены уравнительных приборов на мостах с допуском +/- 20 мм. Отдельные изношенные детали уравнительных приборов необходимо своевременно заменять. Запрещается держать на мостах уравнительные приборы, имеющие хотя бы одну из следующих неисправностей: выкрашивание остряка на длине 200 мм и более (выкрашивание менее 200 мм должно быть зачищено); излом остряка или рамного рельса; понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более, измеряемое в границах (пределах), где расстояние от рамного рельса до рабочей грани остряка составляет от 50 - 120 мм. Вертикальный износ остряков вне пределов вертикальной строжки (в сечении, где ширина его 50 мм и более) и рамных рельсов не должен превышать значений, приведенных в табл. 5.2. Таблица 5.2 ------------------------------------------------------------------ | Тип |Вертикальный износ рамных рельсов и остряков, мм,| |уравнительного| при скорости движения поездов, км/ч | | прибора |-------------------------------------------------| | | пассажирских | грузовых | | |-----------------------------|-------------------| | |121 - 140|101 - 120| до 100 |81 - 90| до 80 | |--------------|---------|---------|---------|-------|-----------| |Р65 | 5 | 6 | 8 | 8 | 8 | |--------------|---------|---------|---------|-------|-----------| |Р50 | - | - | 8 | - | 8 | ------------------------------------------------------------------ При вертикальном износе остряков и рамных рельсов более 8 мм скорость движения поездов впредь до их замены должна быть ограничена с учетом технического состояния уравнительного прибора и мостового полотна и не должна превышать значений, установленных для стрелочных переводов. Уравнительные приборы с вертикальным износом остряков и рамных рельсов более 10 мм эксплуатировать не допускается. Боковой износ остряков (в сечении, где ширина его 20 мм) и рамных рельсов допускается не более 8 мм. Измерение вертикального и бокового износа остряков и рамных рельсов производится инструментами, применяемыми для указанной цели при содержании стрелочных переводов. При этом вертикальный износ остряка и рамного рельса измеряется в местах, где имеются зазоры между лафетами и мостиками. Боковой износ остряков и рамных рельсов измеряется на уровне 13 мм от верхней грани головки рельса за пределами строжки остряка, т.е. в сечении 50 мм и более. Боковой износ рамных рельсов измеряется перед остряком в наиболее изношенном месте. 5.36. Рельсовые замки разводных мостов необходимо содержать в соответствии с конструкторской документацией. 5.37. Специальные конструкции переходных участков на подходах к мостам и тоннелям (с балластного на безбалластный рельсовый путь) следует устраивать по проектам, утвержденным Департаментом пути и сооружений МПС России: - при новом строительстве и реконструкции железнодорожных линий; - в плановом порядке на эксплуатируемых железнодорожных линиях. 6. МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ ПРОЛЕТНЫЕ СТРОЕНИЯ И ОПОРЫ 6.1. При содержании металлических пролетных строений и опор необходимо обращать особое внимание на предупреждение коррозии металла, проверять состояние металла, заклепочных, сварных и болтовых соединений (выявление трещин, повреждений, слабых заклепок, ослабленных и лопнувших болтов и т.д.), состояние элементов конструкции (искривления, погнутости и т.д.) и принимать меры к своевременному устранению появившихся дефектов и повреждений. 6.2. Металлические пролетные строения и опоры необходимо содержать в чистоте для предупреждения коррозии металла. Наиболее подвержены засорению проезжая часть, коробки нижних поясов ферм, верхние пояса ферм при езде поверху, фасонки продольных связей, опорные узлы, а также имеющиеся пазухи в конструкциях. 6.3. Для предупреждения скопления воды в коробках нижних поясов и других местах должны быть в достаточном количестве, своевременно прочищаемые, отверстия диаметром не менее 23 мм с раззенкованными сверху краями. 6.4. При распучивании элементов (вследствие большого шага связующих заклепок) необходимо удалить ржавчину из щели на глубину не менее 1 см и заделать щель герметикой с последующей окраской. Если этих мер недостаточно и распучивание продолжается, то проводят ремонт по специальному проекту. 6.5. Все металлические части пролетных строений и опор, кроме катков, плоскостей катания и скольжения опорных частей, должны быть окрашены. Окраска должна своевременно возобновляться. Сроки окраски различных частей необходимо устанавливать в соответствии с периодичностью (Приложение 2 к настоящей Инструкции) и с учетом состояния защитного лакокрасочного покрытия. Части металлических пролетных строений и опор, особенно сильно подверженные коррозии (например, пояса балок проезжей части, нижние коробчатые пояса ферм, фасонки продольных связей, плохо проветриваемые места, а также места, подверженные действию дымовых газов), необходимо окрашивать чаще других, применяя при этом особо устойчивые краски или защитные покрытия. При повреждении лакокрасочного покрытия только на отдельных участках элементов необходимо, не ожидая сплошной окраски, производить частичную подкраску. Окрасочные работы должны производиться полимерными лакокрасочными материалами и масляными красками в соответствии с Технологическими правилами окраски эксплуатируемых железнодорожных мостов. На электрифицированных участках очистку и окраску поверхностей элементов, находящихся на расстоянии менее 2 м от токонесущих частей, разрешается выполнять только после снятия напряжения с контактной сети и проводов ВЛ. 6.6. Лакокрасочные материалы и системы покрытий, не указанные в Технологических правилах окраски эксплуатируемых железнодорожных мостов, могут применяться только с разрешения Департамента пути и сооружений МПС России. Элементы проезжей части, фасонки и другие сильно ржавеющие детали мостов следует защищать от коррозии комбинированными металлизационно-лакокрасочными покрытиями: металлизация с последующим нанесением пропитывающего слоя лакокрасочного материала. Срок службы таких комбинированных цинковых, алюминиевых или цинко-алюминиевых покрытий толщиной 200 мкм в сочетании с нанесенным пропитывающим слоем лакокрасочных материалов составляет не менее 50 лет. 6.7. Очищенные поверхности металла подлежат приемке мостовым мастером, а при небольшом объеме работ - мостовым бригадиром. При этом производится тщательный осмотр металла с целью выявления трещин, расслоений и других дефектов. Приемку очистки и результаты осмотра пролетных строений оформляют актом. По выявленным дефектам необходимо принимать соответствующие меры. На работников, выполняющих окраску, должна быть возложена обязанность сообщать о всех замеченных ими дефектах в металле. 6.8. При окраске элементов моста необходимо сохранять или возобновлять имеющуюся на них нумерацию узлов, маркировку мест установки нивелировочных реек, отметку поврежденных мест и т.п. По окончании окрасочных работ на портальной раме сквозных ферм и на вертикальном листе сплошных главных балок должна быть поставлена дата окраски. В Книгах искусственного сооружения указываются дата окраски, тип и марка лакокрасочных материалов, условия окраски, способы очистки и окраски. Во время производства окрасочных работ мостовой мастер должен обеспечить ведение журнала, в котором делают приемочные записи по этапам работ и форма которого приводится в Технологических правилах окраски эксплуатируемых железнодорожных мостов. 6.9. В процессе эксплуатации металлических пролетных строений в металле элементов, узлов, стыков и прикреплений могут образовываться трещины, как правило, усталостного характера. Появлению трещин в клепаных конструкциях обычно предшествует расстройство заклепок. При осмотрах клепаных пролетных строений и опор особое внимание должно быть обращено на выявление трещин в металле конструкций, слабых заклепок и т.п. При этом следует руководствоваться Памяткой мостовому мастеру по содержанию старых металлических пролетных строений железнодорожных мостов. Чаще всего расстраиваются заклепки и возникают трещины: в прикреплениях раскосов, работающих на знакопеременные усилия, и шпренгелей преимущественно в верхних узлах ферм при прикреплении элементов односрезными заклепками (трещины образуются по первому или второму ряду заклепок); в прикреплениях подвесок к верхним узлам; в прикреплениях и пересечениях гибких элементов (плоских раскосов, диагоналей связей и т.п.); в прикреплениях продольных балок и их консолей к поперечным балкам, а также в "рыбках"; в вертикальных и горизонтальных полках верхних поясных уголков продольных балок пролетных строений со сплошной стенкой и верхних поясах сквозных ферм (при опирании мостовых брусьев непосредственно на пояса); в полках уголков и горизонтальных листах в местах разрывов продольных балок; в прикреплениях соединительной решетки элементов; в местах опирания продольных балок на поперечные и поперечных балок на пояса ферм при этажной проезжей части (как правило, в горизонтальных полках поясных уголков); в опорных узлах пролетных строений. Трещины могут возникать также в клепаных элементах, усиленных с применением сварки, например в поясах балок, где приварены горизонтальные листы. Появлению трещин способствуют также местные концентраторы напряжений: необработанные после газовой резки кромки элементов, пробоины, вмятины и надрывы (особенно у кромок) и т.д. Усталостные разрушения заклепок (болтов) происходят чаще всего в уголках прикреплений продольных балок к поперечным при отсутствии "рыбок". 6.10. В сварных конструкциях трещины могут возникать и развиваться как в сварных швах, так и в основном металле вблизи швов. Особо тщательно нужно осматривать места наиболее вероятного появления трещин: места резких изменений сечения элементов, в частности обрывы листов, неплавное изменение их толщины или ширины; концы швов вертикальных и горизонтальных ребер жесткости, места их пересечений и основной металл стенки в этих зонах; швы, прикрепляющие фасонки связей к балкам и элементы связей к фасонкам; места прикрепления опорных ребер к нижним поясам; швы малой длины и участки металла между близко расположенными сварными швами; места примыкания диафрагм, фасонок и всякого рода накладок; концы сварных швов и места с изменением их толщины и формы; концы фланговых швов нахлесточных соединений; все стыковые швы; швы, направленные поперек усилия в элементе, их околошовные зоны и линии сплавления; швы в накладках, обваренных по контуру; сварные швы с технологическими дефектами: непроварами, несплавлениями по кромкам, подрезами кромок, наплывами, шлаковыми включениями, порами, прожогами, незаделанными или невыведенными кратерами; неплавные усиления швов, создающие высокую концентрацию напряжений. В сплошностенчатых балках появлению трещин может способствовать изгиб стенки из плоскости, вызываемый воздействием временной нагрузки и колебаниями тротуарных консолей и консолей убежищ. При осмотрах сварных пролетных строений, сварных элементов и соединений следует руководствоваться Указаниями по осмотру и усилению сварных эксплуатируемых пролетных строений. 6.11. При обследовании соединений и прикреплений элементов на высокопрочных болтах, а также высокопрочных болтов в смешанных клепано-болтовых и болтосварных соединениях надлежит обращать внимание на состояние головок болтов, гаек и шайб. В головках болтов, гайках и шайбах не должно быть трещин. Высокопрочные болты со следами сварных швов или прихваченные сваркой в эксплуатацию не допускаются. Высокопрочные болты, гайки и шайбы с трещинами подлежат немедленной замене. При обследовании высокопрочных болтов в прикреплениях продольных балок к поперечным в конструкции без "рыбок" наряду с состоянием головок болтов, гаек и шайб следует проверять затяжку болтов в крайних рядах прикреплений. В этих местах высокопрочные болты проверяются и затягиваются до расчетного усилия тарированными динамометрическими ключами. В других соединениях проверку натяжения болтов следует производить только при возникновении сомнений в достаточности их натяжения (наличие трещин в краске по торцам элементов и по периметру шайб, потеков ржавчины из-под шайб и т.п.). При обследовании соединений на высокопрочных болтах следует руководствоваться Инструкцией по применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах. 6.12. Выявление трещин в металле осуществляется визуальным осмотром, в необходимых случаях - с использованием лупы и специальных микроскопов, а также с помощью дефектоскопов. Для определения остаточной толщины металла целесообразно использовать ультразвуковые толщиномеры. При визуальном осмотре необходимо обращать внимание на трещины в краске, подтеки и следы проступающей ржавчины, являющиеся косвенными признаками трещин в металле. Такие места должны быть очищены от краски и осмотрены с применением лупы или микроскопа. В случае сомнения в наличии трещины необходимо узким острым зубилом срубить тонкую стружку с поверхности металла по направлению предполагаемой трещины. Раздваивание стружки подтверждает наличие трещин в данном месте. При работе с зубилом нельзя допускать зарубок металла. Очищенные от краски участки металла, а также металл в местах образования усталостных трещин рекомендуется окрасить белилами или светлой краской для облегчения последующих наблюдений. Места наиболее вероятного появления трещин при каждой окраске металлических конструкций необходимо очищать от старой краски до металла (независимо от состояния окрасочного слоя) и тщательно осматривать металл. 6.13. Все выявленные в металлических пролетных строениях и опорах дефекты, снижающие прочность и устойчивость элементов конструкции, - трещины, повреждения соединительной решетки сжатых элементов (отрыв диагоналей) и другие подобные дефекты, должны быть немедленно устранены. Влияние других повреждений на прочность и устойчивость элементов конструкции при необходимости устанавливается расчетом, и если они не снижают требуемой грузоподъемности, то могут быть устранены в плановом порядке. Поверхностные дефекты и острые подрезы на глубину до 2 мм необходимо исправить плавной зачисткой металла с помощью шлифовальной машинки. Глубина подреза на торце стыкового шва определяется по изготовленному макрошлифу. За усталостными трещинами длиной до 20 мм необходимо установить наблюдение. Усталостные трещины длиной более 20 мм для прекращения их дальнейшего развития необходимо засверливать по концам на всю толщину поврежденного металла сверлом диаметром 18 - 23 мм. При этом центр отверстия должен располагаться на расстоянии половины диаметра сверла за концом трещины. Отверстие следует раззенковывать с обеих сторон на глубину 2 - 3 мм. Если позволяет место, рекомендуется устанавливать высокопрочный болт диаметром 22 мм и затягивать его с усилием до 20 т. За засверленными трещинами необходимо установить наблюдение и в случае их дальнейшего развития производить усиление конструкции по проекту. Треснувшие уголки прикрепления продольных балок к поперечным подлежат замене новыми. Трещины в поясных уголках продольных балок следует перекрывать уголковыми накладками; при большом числе трещин поясные уголки нужно заменять. Для предупреждения появления усталостных трещин в пролетных строениях необходимо производить усиление элементов, имеющих низкую грузоподъемность с учетом выносливости, по специальным проектам. Применение сварки для устранения повреждений допускается по специальным проектам, согласованным с Департаментом пути и сооружений МПС России. 6.14. Качество заклепок нужно проверять путем наружного осмотра, простукивания и в необходимых случаях - срубки отдельных заклепок. Для слабых заклепок характерны подтеки ржавчины и трещины в краске. 6.15. Все слабые заклепки подлежат замене на высокопрочные болты. Заклепки с головками, пораженными коррозией более чем на половину высоты, должны быть заменены в зависимости от общего состояния заклепочного соединения и напряженности его работы. После замены заклепок на высокопрочные болты необходимо проверить состояние расположенных рядом заклепок и в случае расстройства заменить их на высокопрочные болты. Головки вновь поставленных болтов должны быть загрунтованы и окрашены. Замена заклепок должна быть зафиксирована в Книге искусственного сооружения с указанием даты, количества и места замены. 6.16. При замене дефектных заклепок в прикреплении, имеющем до 10 заклепок, допускается одновременно удалять не более одной заклепки, а в прикреплении с большим количеством заклепок - не более 10% общего числа заклепок данного прикрепления. Возможность одновременной замены большего числа заклепок должна быть подтверждена расчетом. Головки дефектных заклепок, во избежание расшатывания смежных заклепок и порчи металла, рекомендуется удалять газовой резкой, высверливанием или фрезерованием. Стержень заклепки выбивается или высверливается. Замену заклепок производят в интервале между движением поездов. При замене заклепок следует руководствоваться Инструкцией по применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах. 6.17. В сквозных пролетных строениях необходимо следить за прямолинейностью и жесткостью элементов ферм. При этом особое внимание следует обращать на состояние соединительной решетки (планок) и их прикреплений в сжатых и сжато-вытянутых элементах. Если стрела искривления сжатых и сжато-вытянутых элементов превышает для двухстенчатых элементов 1/30 высоты сечения элемента в плоскости фермы и 1/15 - из плоскости фермы, для одностенчатых сечений - 1/30 высоты сечения как в плоскости, так и из плоскости фермы, а растянутых элементов - более 1/10 высоты сечения, то необходимость их выправления или усиления определяется на основании расчета. За искривленными элементами и состоянием соединительной решетки в них должны быть установлены наблюдения, результаты которых записываются в Книгу искусственного сооружения. Дефектные и слабые элементы соединительной решетки должны заменяться при отсутствии поезда поочередно по одной диагонали, распорке или планке. При внезапном выпучивании, например вследствие механических повреждений сжатого раскоса, должны приниматься немедленные меры по временному усилению и замене деформированного элемента. 6.18. В связях между фермами необходимо проверять прямолинейность элементов и состояние прикреплений. Особое внимание на связи и их прикрепления следует обращать при наличии значительных колебаний пролетных строений и самих связей при проходе поездов. Искривленные элементы связей (если стрела превышает 1/300 длины хорды) должны быть выправлены, а при необходимости - усилены. 6.19. В металлических пролетных строениях с железобетонной плитой, включенной в работу, необходимо следить за сопряжением плиты с металлической конструкцией, а также за состоянием бетона плиты, обращая при этом особое внимание на участки плиты у концов пролетных строений и на стыки сборных плит. При обнаружении в указанных местах трещин и других повреждений нужно произвести специальное обследование пролетных строений мостоиспытательной станцией. Плиты, не включенные в совместную работу, в том числе на пешеходных мостах, должны быть надежно прикреплены и плотно оперты на пролетные строения. При осмотре таких конструкций, помимо состояния плит, необходимо обращать внимание на коррозию металла в местах опирания плит. 6.20. В болтосварных пролетных строениях с герметическими замкнутыми сварными коробчатыми элементами (типовой проект N 1293) не допускается наличие воды внутри коробчатых элементов. При наличии в элементе воды следует провести ревизию всех соединений элемента и устранить неплотности, которые способствуют поступлению наружного воздуха во внутреннюю полость и образованию там воды. Если в течение 5 лет после ремонта вода продолжает накапливаться в элементе, то следует обследовать внутреннюю поверхность металла элемента на коррозию и при необходимости устраивать в нем сливные отверстия, закрывающиеся винтовыми пробками. Все эти работы проводятся в соответствии с Инструкцией по содержанию эксплуатируемых пролетных строений с герметически замкнутыми элементами и Инструкцией по применению высокопрочных болтов в эксплуатируемых мостах. 6.21. О выявленных дефектах в металлических пролетных строениях и опорах делаются записи в Книге искусственного сооружения с указанием наименования, местоположения, характеристики дефектов и принятых мерах. Для трещины указываются длина, направление и раскрытие. Для последующего наблюдения дефектные места обводят по контуру масляной краской и нумеруют; отмечают границы распространения трещин и указывают дату осмотра. Отметку и нумерацию краской делают рядом с повреждением, не закрашивая его. 7. ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ, БЕТОННЫЕ И КАМЕННЫЕ ПРОЛЕТНЫЕ СТРОЕНИЯ И ОПОРЫ 7.1. При содержании железобетонных, бетонных и каменных пролетных строений и опор особое внимание должно быть обращено на предупреждение застоя воды в балластных корытах, на подферменных площадках и в других местах; обеспечение исправного состояния изоляции; защиту арматуры от ржавления; на предупреждение образования и развития трещин и других повреждений. 7.2. Поверхности сооружений, на которых может застаиваться вода, должны иметь продольные и поперечные уклоны, обеспечивающие сток воды непосредственно или через водоотводные приспособления - трубки, желоба, дренажи. Если уклоны для отвода воды отсутствуют или недостаточны, при ремонте сооружений нужно увеличить уклоны, как правило, не менее чем до 0,03 укладкой соответствующего слоя бетона или цементного раствора с нанесением на него гидроизоляции. 7.3. Подферменные площадки опор должны иметь сливы с уклоном, как правило, не менее 0,1, которые надлежит содержать в чистоте и исправности. В случае появления трещин или скопления воды сливы должны быть своевременно отремонтированы. 7.4. Водоотводные трубки во избежание засорения и заполнения льдом должны иметь диаметр не менее 150 мм, без колен и перегибов. Для возможности осмотра и очистки они должны располагаться вне путевой решетки, а сверху закрываться колпаками, обкладываемыми крупным щебнем или галькой. Водоотводным трубкам и желобам должны быть приданы соответствующие направления и вынос, чтобы вытекающая вода не смачивала и не загрязняла наружных поверхностей сооружений. Трубки должны выходить из кладки не менее чем на 150 мм. Для предупреждения смачивания и загрязнения пролетных строений водой, стекающей с поверхности балластного слоя, в нижней части бортиков необходимо устраивать "слезники". В процессе содержания гидроизоляции пролетных строений с односкатным отводом воды необходимо обеспечивать защиту бетона плиты, боковых поверхностей балок и диафрагм от воздействия влаги, а также беспрепятственный сток воды в зазоры. Системы водоотвода без водоотводных трубок должны отвечать требованиям проектов, утвержденных МПС России. 7.5. Воду из насыпи за устоями с обратными стенками и при необходимости в других случаях отводят при помощи дренажей, которые должны содержаться в исправном состоянии. При наличии застоев воды за устоями, появлении на кладке устоев мокрых пятен и потеков, пучении грунта за устоями необходимо в плановом порядке принимать меры к обеспечению нормального водоотвода путем замены загрязненного грунта на дренирующий, восстановления или устройства новых дренажей. При постановке пути на щебень подстилающему слою в пределах обратных стенок должен быть придан уклон в сторону насыпи. 7.6. Для предупреждения проникания атмосферных и грунтовых вод в кладку опор все внутренние поверхности балластных корыт пролетных строений и опор мостов должны быть защищены надежной гидроизоляцией. Гидроизоляция должна быть водонепроницаемой, прочной и эластичной (не должна повреждаться при деформации конструкции от нагрузки, изменений температуры), морозо- и теплостойкой (не должна давать трещин зимой, размягчаться летом), долговечной и защищать конструкцию от агрессивных вод. Особое внимание при укладке изоляционного ковра во время ремонта гидроизоляции должно быть уделено сопряжению его с водоотводными трубками. В местах, где гидроизоляцией перекрывают деформационные швы, нужно устраивать компенсаторы, обеспечивающие сплошность изоляции. В каменных мостах с засыпкой между щековыми стенками изоляцией покрываются внутренние поверхности свода (или бетонного заполнения над ними) и поверхности стенок. Наружные поверхности бетонных и железобетонных пролетных строений и опор, не покрытые гидроизоляционным слоем, рекомендуется окрашивать специальными красками для бетона согласно Указаниям по ремонту бетонных и железобетонных конструкций эксплуатируемых мостов и труб. 7.7. Поверхности балластных корыт, на которые укладывается новый гидроизоляционный слой, должны иметь необходимый уклон (не менее 0,03) для обеспечения стока воды к водоотводным устройствам. Для предохранения от механических повреждений гидроизоляционный слой балластных корыт должен быть покрыт защитным слоем толщиной 40 - 50 мм из цементного раствора, армированного сеткой. Защитный слой может быть выполнен также из заранее заготовленных сборных железобетонных плиток. 7.8. В случае обнаружения в кладке мокрых пятен, потеков выщелачивающегося раствора или иных следов просачивания влаги должны быть выяснены причины обводнения кладки (путем вскрытия балластного слоя, закладки шурфов) и в плановом порядке устранены имеющиеся повреждения (вплоть до укладки новой или замены дефектной изоляции). При ремонте опор с обнажением кладки наносится новая гидроизоляция или возобновляется старая при неудовлетворительном ее состоянии. 7.9. Работы по замене и ремонту гидроизоляции должны производиться в соответствии с проектом. Учитывая большую сложность и трудоемкость замены изоляции с устройством разгружающих пакетов, а также необходимость обеспечения высокого качества изоляционных работ, рекомендуется во всех случаях, когда это возможно, производить замену изоляции с закрытием движения поездов. 7.10. В железобетонных и бетонных конструкциях мостов и труб могут быть силовые, усадочные и температурные трещины, а также вызванные коррозией арматуры. При содержании железобетонных и бетонных конструкций мостов, имеющих трещины, необходимо руководствоваться следующим: силовые трещины в растянутой зоне конструкций из обычного железобетона раскрытием до 0,1 мм (отдельные трещины - до 0,2 мм), а также усадочные трещины раскрытием до 0,2 мм в бетонных и железобетонных конструкциях не представляют опасности для прочности и долговечности конструкции, однако при большом количестве трещин следует производить окраску наружных поверхностей конструкций; за силовыми трещинами в растянутой зоне конструкции из обычного железобетона раскрытием 0,2 мм и более, а также за всеми трещинами, заходящими в сжатую зону, должны быть установлены наблюдения в соответствии с п. 7.11 настоящей Инструкции с последующим ремонтом; наличие поперечных трещин в растянутой зоне предварительно напряженных железобетонных конструкций указывает на недостаточность или потерю предварительного напряжения; при наличии трещин, вызванных ржавлением арматуры (трещины располагаются вдоль арматуры), в случае достаточной прочности защитного слоя необходимо принимать меры по предупреждению доступа влаги к арматуре путем нанесения на поверхность гидроизоляционных покрытий с предварительной заделкой трещин; при появлении в опорных узлах пролетных строений и в оголовках опор температурных трещин, вызываемых обычно недостаточной подвижностью опорных частей, необходимо принимать меры по увеличению их подвижности, ремонту или замене пролетных строений в зависимости от состояния, ремонту опор и при необходимости, устройству на опорах железобетонных поясов; при наличии в бетонных опорах больших усадочных трещин требуется их заделка для предупреждения попадания воды в кладку и ее размораживания; в необходимых случаях нужно устраивать (по проекту) железобетонные пояса или рубашки. 7.11. При появлении трещин в пролетных строениях или опорах следует выяснить причины их образования. Для этого в необходимых случаях должны быть установлены регулярные наблюдения за трещинами с измерением их раскрытия и протяженности, а также с постановкой маяков. В зависимости от характера трещин и причин их появления должны быть своевременно выполнены ремонтные работы, а при необходимости приняты неотложные меры по обеспечению безопасности движения поездов. Трещины, за которыми установлены наблюдения (поставлены маяки), должны быть пронумерованы и зарисованы на эскизных чертежах конструкции с указанием размеров трещин (длины, величины раскрытия). Эскизы прикладываются к Книге искусственного сооружения, в которой, кроме того, должны быть указаны время появления трещин, дата установки маяков, температура воздуха (при которой измерялась величина раскрытия трещин). На самом сооружении масляной краской отмечают границы распространения трещин с указанием даты. Все изменения в характере трещин, выявленные при дальнейших наблюдениях, должны также отмечаться в Книге искусственного сооружения, на эскизах и самом сооружении. Наблюдения за трещинами следует производить при помощи лупы или микроскопа с измерительной шкалой, щелемеров и других приборов. Для определения глубины и характера распространения трещин необходимо производить тщательное исследование кладки посредством щупов, вскрытия облицовки, нагнетания подкрашенных жидкостей и т.п. На больших мостах необходимо периодически обследовать подводную часть опор. В случае деформации опор необходимо исследовать основание сооружения посредством бурения, заложения штолен, шурфов. 7.12. Если причиной образования трещин в опорах является слабость облицовки, плохая перевязка ее с бутовой кладкой или слабость самой кладки, необходимо в зависимости от характера и степени повреждения производить цементацию кладки, торкретирование по металлической сетке, частичную перекладку облицовки, устройство железобетонных прокладных рядов, железобетонных рубашек или поясов, перекладку всей поврежденной части сооружения. При появлении трещин в устое вследствие пучения грунта между обратными стенками, кроме ремонта кладки, необходимо заменить засыпку дренирующим грунтом или закладывать пространство между обратными стенками сухой кладкой с устройством дренажей за устоем. Опоры из бетонных блоков при наличии развивающихся трещин в швах и самих блоках необходимо отремонтировать посредством расшивки швов, заделки трещин в блоках, цементации кладки и устройства железобетонных поясов или сплошной железобетонной рубашки (при низком качестве бетона блоков). В случае стабильных трещин, не увеличивающихся в течение ряда лет, можно ограничиться тщательной расшивкой швов и заделкой трещин. 7.13. При обнаружении обнаженной арматуры, сколов бетона, раковин в железобетонных пролетных строениях и опорах эти дефектные места необходимо отремонтировать. 7.14. В случае значительного поверхностного разрушения облицовки или бетонной (бутовой) кладки опор и щековых стен арочных мостов рекомендуется торкретирование (нанесение набрызгбетона) наружной поверхности по металлической сетке. При наличии указанного дефекта в сводах арочных мостов необходимо проверить расчетом их грузоподъемность и произвести усиление по проекту. Если бутовая кладка опор и массивных мостов имеет пустоты, трещины, недостаточно связана раствором или раствор выщелочился, следует произвести инъектирование кладки. 7.15. Подферменники с трещинами и сколами, расположенными в пределах распределения давлений от опорных частей, подлежат замене новыми или укреплению железобетонными обоймами. В качестве временной меры разрешается устанавливать объемлющие металлические хомуты. В случае отсутствия на опорах железобетонных оголовков при замене или усилении подферменников рекомендуется устройство сплошной железобетонной плиты (прокладного ряда). 7.16. При содержании железобетонных мостов со сборными пролетными строениями и опорами необходимо обращать внимание на состояние омоноличенных стыков элементов. Появление здесь трещин, сколов, раздавливание бетона может указывать на недостатки конструкции или низкое качество производства работ. Причины появления дефектов и эффективный способ их устранения устанавливаются на основании детального обследования. 7.17. В пролетных строениях и опорах, бетонировавшихся в несколько приемов, не исключено появление трещин по швам бетонирования. При стабильном состоянии такие трещины раскрытием более 0,3 мм следует заделывать. При развитии трещин в пролетных строениях необходимо предусматривать их замену, в опорах - детальное обследование и ремонт. 7.18. В зависимости от характера и степени развития трещин рекомендуется применять следующие способы ремонта конструкции: при наличии поверхностных трещин раскрытием до 0,3 мм - нанесение защитных пленок и покрытий; при наличии дышащих от нагрузки и изменения температуры трещин раскрытием более 0,3 мм - герметизацию (заполнение) трещин водонепроницаемым эластичным материалом; при наличии сквозных недышащих трещин раскрытием более 0,3 мм - прочностная заделка жестким составом. Различного рода дефекты защитного слоя (обнаженная арматура, сколы бетона, раковины) рекомендуется заделывать полимеррастворами, полимербетонами, цементными растворами с подготовительным слоем из полимеррастворов, а также набрызгбетоном. Допускается защита обнаженной арматуры от коррозии путем окраски. Устранение дефектов в бетонных и железобетонных конструкциях должно осуществляться в соответствии с Указаниями по ремонту бетонных и железобетонных конструкций эксплуатируемых мостов и труб. 7.19. Работы по торкретированию (набрызгбетону) и цементации кладки опор и пролетных строений должны производиться в соответствии с Технологическими правилами торкретирования кладки инженерных сооружений и Технологическими правилами цементации кладки искусственных сооружений. Результаты цементации кладки должны быть записаны в Журнал ведения работ с указанием даты производства работ, номера и характеристики скважин, состава смеси, рабочего давления и расхода цементного раствора, а также температуры воздуха во время производства работ. 7.20. В каменной кладке мостов необходимо своевременно производить расшивку швов. Наибольшему разрушению подвержен раствор швов в пределах колебания горизонта вод и в подводной части опор, особенно в районе ледорезов. Расшивка швов должна производиться в соответствии с Правилами и технологией работ по текущему содержанию искусственных сооружений. 7.21. В балочных мостах между смежными пролетными строениями и между концами пролетных строений и шкафными стенками устоев должны быть зазоры, обеспечивающие свободное перемещение пролетных строений. Зазоры, а также деформационные швы сооружений должны быть перекрыты металлическими листами с гидроизоляционным антикоррозионным покрытием в соответствии с проектом. 7.22. В железобетонных балочных пролетных строениях надо проверять: плотность опирания на опоры каждой из балок; наличие трещин и сколов бетона в опорных узлах балок вследствие их неравномерного опирания; наличие трещин в примыкании диафрагм к балкам и в самих диафрагмах, также вызываемых неравномерным опиранием пролетного строения на опоры и неудовлетворительным омоноличиванием диафрагм. Все обнаруженные дефекты должны быть устранены. При этом неплотности опирания пролетных строений необходимо устранять безотлагательно. 7.23. При нарушении сопряжения моста с насыпью вследствие осыпания (оползания) конусов необходимо: удлинять устои установкой за ними железобетонных коробов или иных ограждений в соответствии с действующими типовыми проектами; досыпать конусы с устройством при необходимости небольших подпорных стенок в основании или проводить другие мероприятия по проектам. 7.24. Пазухи сводов, а также надсводные части арочных мостов под балластным слоем должны быть заполнены бетоном, сухой кладкой или щебнем. Толщина щебеночной засыпки над верхом свода в ключе должна быть не менее 0,7 м (считая от подошвы шпалы). 7.25. В случае обнаружения смещения или наклона опор (что имеет особое значение для арочных, неразрезных и рамных мостов) должны быть выяснены причины деформаций с установлением при необходимости регулярных инструментальных наблюдений за положением опор и приняты меры по обеспечению безопасности движения. Признаками, указывающими на появление деформаций опор, могут быть: изменение плана и профиля пути на мосту и подходах; изменение величин зазоров между смежными пролетными строениями или между пролетным строением и устоем; наклон секторов или срезных катков опорных частей, а также выход катков из-под верхних балансиров и сход их с опорных плит; трещины в конструкциях арочных, неразрезных и рамных мостов; деформации мощения конусов и т.д. Мероприятия по ремонту мостов с деформированными опорами устанавливаются проектом в зависимости от причин деформаций, конструкции и состояния сооружения. При морозном пучении опор необходимо проводить противопучинные мероприятия в виде противопучинных обсыпок, утепления или предусматривать переустройство опор. 7.26. По всем мостам и трубам, расположенным на вечномерзлых грунтах, в Книгах искусственных сооружений и карточках на основании проектной документации должен быть указан принцип использования вечномерзлых грунтов: принцип 1 - грунты основания используются в мерзлом состоянии в течение всего периода эксплуатации; принцип 2 - грунты основания используются в оттаявшем или оттаивающем состоянии. 7.27. При содержании мостов и труб на вечномерзлых грунтах, используемых по принципу 1, необходимо следить за температурой грунтов, а также за исправностью имеющихся охлаждающих установок (трубчатые охлаждающие установки, каменные обсыпки и т.п.). Для наблюдения за состоянием грунтов на всех сооружениях, как правило, должны быть термометрические трубки (не менее одной у каждой опоры). Измерения температуры необходимо производить не реже одного раза в год (при осеннем осмотре) с записью результатов в ведомости, вкладываемые в Книги искусственных сооружений. В случае, если наблюдения за температурой вечномерзлых грунтов проводятся научно-исследовательскими или другими организациями, в Книги искусственных сооружений должны заноситься результаты этих наблюдений. Кроме измерения температуры грунтов основания, необходимо производить нивелировку опор для выявления возможных просадок или кренов, а также нивелировку лотков труб. Нивелировку опор необходимо производить по четырем точкам на каждой опоре относительно неподвижного репера, а лотков труб - по концам трубы, оси пути и не менее чем в двух промежуточных точках. В случае повышения в течение ряда лет температуры вечномерзлых грунтов или нарастающих осадок и кренов опор необходимо принимать меры по восстановлению и сохранению вечномерзлого состояния грунтов основания по проекту. При содержании мостов и труб на вечномерзлых грунтах, используемых по принципу 1, не должно допускаться застоя воды под мостами и у оголовков труб, способствующего оттаиванию грунтов основания. 7.28. При содержании мостов и труб, основания которых сооружены на вечномерзлых грунтах, используемых по принципу 2, необходимо следить за состоянием русл под мостами и на входе и выходе труб, конусов и насыпей у мостов; в случае просадок, расстройства укреплений выполнять соответствующие работы. При заложении опор мостов и труб на просадочных грунтах ежегодно необходимо производить нивелировку опор мостов и лотков труб. 8. ОПОРНЫЕ ЧАСТИ 8.1. Железобетонные балочные и плитные пролетные строения длиной до 10 м включительно должны иметь плоские опорные части из металлических листов толщиной не менее 20 мм, при длине от 10 до 20 м - тангенциальные, а при длине более 20 м - катковые или секторные. Металлические пролетные строения пролетом до 10 м могут иметь плоские опорные части, при пролетах от 10 до 25 м - тангенциальные, а при пролетах более 25 м - катковые или секторные. Металлические пролетные строения длиной менее 5 м до их замены могут быть установлены на пропитанные деревянные брусья. Металлические пролетные строения временных мостов, в том числе устраиваемых при производстве работ по ремонту или переустройству сооружений, могут быть установлены на деревянные брусья не более чем в два яруса. 8.2. Опорные части должны содержаться в чистоте. Катки, плоскости катания и скольжения металлических опорных частей после предварительной очистки нужно натирать графитом. В зимнее время опорные части надлежит очищать от снега и не допускать образования на них льда. Для предупреждения загрязнения опорные части должны иметь футляры. Рекомендуется повышать пыленепроницаемость футляров с помощью уплотняющих прокладок. 8.3. Опорные части должны находиться в исправном состоянии и правильном положении, а также плотно опираться на подферменники или подферменные площадки. Все анкера и болты, крепящие опорные части, должны быть плотно подтянуты. 8.4. Правильность расположения опорных частей выявляется обмером взаимного расположения опорных плит, балансиров, катков и самих опор, а также положения опорных частей на подферменниках. Результаты обмера опорных частей с приложением схемы и указанием температуры каждый раз должны фиксироваться в Книгах искусственных сооружений и сравниваться с предыдущими результатами. 8.5. При проверке положения подвижных опорных частей следует учитывать нормальное для данной температуры отклонение оси балансира от оси опорной плиты дельта (см. рис. 8.1). дельта = (t - t ) альфа l, 0 где: дельта - нормальное для данной температуры отклонение оси балансира от оси опорной плиты (при отклонении наружу пролета результат получается со знаком плюс, внутрь пролета - со знаком минус), мм; альфа - коэффициент линейного расширения стали и железобетона, равный 0,000012; l - расчетный пролет фермы, мм; t - температура воздуха в момент проверки, град.С; t - температура, при которой оси балансира опорной плиты и центр 0 катков должны совпадать, град.С: t = t +/- ДЕЛЬТА / 2 альфа l, 0 ср k t - среднее алгебраическое наивысшей t и наинизшей t ср max min годовых температур, град.С, определяемых по таблицам Указаний по устройству и конструкции мостового полотна на железнодорожных мостах; ДЕЛЬТА - продольное перемещение подвижного конца фермы от k временной нагрузки (приближенно ДЕЛЬТА / 2 альфа l = 14). k Знак плюс соответствует расположению опорных частей под низшими поясами ферм, а знак минус - под верхними поясами. Значения температуры подставляются в формулы со своими знаками (знак плюс - выше нуля). Нормальное отклонение центра катков от оси опорной плиты определяется величиной дельта / 2 +/- 5 мм. При проверке правильности расположения опорных частей необходимо учитывать возможное несовпадение осей балансира и плиты при температуре t . 0 В случае обнаружения смещений, превышающих нормальные отклонения, или других неисправностей опорных частей должны быть выяснены причины этих неисправностей и осуществлен соответствующий ремонт. Если состояние опорных частей вызвано деформацией опор (п. 7.25 настоящей Инструкции), то мероприятия по ремонту, в зависимости от причин деформации опор, конструкции и состояния всего сооружения, устанавливается проектом. 8.6. В случаях неравномерного опирания отдельных катков, нарушения нормальной их подвижности, а также при появлении трещин в опорных плитах и балансирах дефектные элементы опорных частей следует заменить. При значительном износе катков или поверхностей катания рекомендуется заменять катковые опорные части новыми. 8.7. Катки при перекосах и угоне необходимо выправлять с установкой (в особенности при срезных катках) специальных противоугонных зубьев и планок в случае их отсутствия или повреждения. Срезанные фиксирующие болты следует заменять высокопрочными болтами. 8.8. При значительном смещении балансиров подвижных опорных частей относительно опорных плит вследствие неправильной установки опорных частей или деформации опор необходимы: передвижка опорных плит или балансиров подвижных опорных частей; продольная передвижка пролетного строения вместе с неподвижными опорными частями или без них; комбинация обоих приемов. После перестановки должно быть зафиксировано на чертеже положение всех опорных частей. 8.9. При наличии поперечного смещения пролетного строения на подвижном конце необходимо выяснить причины этого явления и произвести обратную передвижку пролетного строения с устройством или усилением по проекту реборд на балансирах, опорных плитах или катков опорных частей. 8.10. Неподвижные опорные части мостов в случае их сдвига по подферменной площадке необходимо закрепить анкерными болтами с предварительной передвижкой пролетного строения в проектное положение. 8.11. Неплотное опирание опорных частей на подферменники должно быть устранено при помощи свинцовых или резиновых подкладок, подливкой цементного раствора под давлением или подсыпкой цемента. 8.12. Если подвижные опорные части, концы ферм или консолей продольных балок упираются в шкафные стенки устоев или в смежные пролетные строения, а также при недостаточном зазоре между ними необходимо или укоротить концы ферм (консолей), или вырубить в кладке ниши, или передвинуть пролетное строение. Указанные явления обычно вызываются деформацией опор. Поэтому наряду с обеспечением свободного перемещения пролетных строений необходимо производить специальные обследования сооружений и наблюдения за ними. При этом следует проводить систематические измерения расстояний между пролетными строениями на промежуточных опорах и между пролетным строением и шкафной стенкой на устоях (между определенными зафиксированными точками с измерением температуры металла и воздуха). В зависимости от результатов обследований и наблюдений должны приниматься необходимые меры. 9. ДЕРЕВЯННЫЕ МОСТЫ И ОПОРЫ 9.1. При содержании деревянных мостов и опор особое внимание необходимо обращать на предупреждение появления и развития гнили в деревянных элементах путем антисептирования, тщательной очистки от загрязнения и своевременной заделки трещин, а также на состояние сопряжения всех элементов и строгое проведение противопожарных мероприятий. 9.2. Все деревянные мосты и опоры необходимо содержать в чистоте, своевременно очищать их от угольной пыли, нефти, щепы, мусора, просмоленных концов и других посторонних горючих предметов. Наиболее подвержены загрязнению прогоны в промежутках между мостовыми поперечинами, места примыкания подкосов к стойкам опор, врубки и связи. Зимой деревянные мосты необходимо очищать от снега и не допускать образования на них льда. 9.3. Все деревянные элементы, подверженные гниению, должны быть антисептированы. Стальные части деревянных конструкций (накладки, тяжи, шайбы, головки и гайки болтов и т.п.) должны быть защищены от ржавления окраской или покрытием битумом. Резьба на болтах должна быть смазана. 9.4. Для выявления гнили должны производиться: тщательный осмотр, отстукивание и в необходимых случаях сверление обычным или специальным буравом всех деревянных элементов, подверженных гниению. В наибольшей мере подвержены загниванию плохо проветриваемые конструкции, подвергающиеся периодическому увлажнению. Такими частями являются плоскости сопряжений в узлах и врубках, соприкасающиеся постели и торцы прогонов, стенки отверстий, закладные щиты, сваи в пределах переменного уровня вод или в грунте на глубине до 0,5 - 0,7 м от дневной поверхности (в конусах - на большей глубине) и т.п. 9.5. Поверхностную гниль в сваях, прогонах, подкосах, стойках и других элементах моста нужно стесывать до обнажения здоровой древесины; при наличии гнили глубиной более 10 - 20 мм и более 15% от площади поперечного сечения элемента возможность оставления его в конструкции должна быть проверена расчетом. После стески гнили свежая древесина должна быть покрыта антисептической пастой. При поражении элементов внутренней или недопустимой поверхностной гнилью должна быть произведена замена их новыми антисептированными элементами. 9.6. Трещины, в которых возможно скопление влаги, должны быть расчищены, обработаны антисептической пастой и зашпаклеваны. Для предупреждения развития трещин в необходимых случаях нужно ставить хомуты. 9.7. Антисептирование производится в соответствии с Инструкцией по содержанию деревянных шпал, переводных и мостовых брусьев железных дорог колеи 1520 мм. В качестве антисептика следует применять антисептическую пасту марки ЦНИИ по ОСТ 65-14-1-78. Антисептированные места должны быть защищены от воздействия атмосферной и грунтовой воды гидроизоляционным покрытием - каменноугольным лаком Б. 10. ПУТЕПРОВОДЫ, ПЕШЕХОДНЫЕ МОСТЫ И ТОННЕЛИ 10.1. При содержании путепроводов под автомобильные дороги, а также пешеходных мостов и тоннелей необходимо обеспечивать исправное состояние ездового полотна, тротуаров, пешеходного настила, сходов, заборов и перил, водоотводных устройств и изоляции, а также отвод воды и очистку сооружений от загрязнения, снега и льда. Зимой при гололеде (обледенении) настил и ступени пешеходных мостов и тоннелей следует очищать от снега и льда и посыпать песком. Категорически запрещается применение поваренной соли и других химически активных добавок для очистки пешеходных и автодорожных путепроводов от льда и снега. Железобетонные, бетонные и металлические конструкции пролетных строений и опор автодорожных путепроводов и пешеходных мостов должны содержаться в соответствии с указаниями по содержанию железнодорожных мостов из аналогичных материалов. 10.2. При содержании пешеходных тоннелей особое внимание необходимо обращать на состояние несущих конструкций и гидроизоляции. В случае значительных течей должен производиться ремонт гидроизоляции по проекту. Трещины в бетоне, разрушение защитного слоя, коррозия арматуры и другие повреждения железобетонных конструкций тоннелей подлежат устранению в соответствии с требованиями глав 7 и 11 настоящей Инструкции. 10.3. Порядок обслуживания пешеходных мостов и тоннелей (очистка прохожей части от загрязнения, снега и льда, посыпка песком, обеспечение нормальной работы освещения, насосных станций в тоннелях и т.д.) устанавливается начальником отделения железной дороги. 10.4. На автодорожных путепроводах должны быть тротуарные бордюры высотой не менее 400 мм и надежные перила. На подходах к путепроводам в необходимых случаях нужно устанавливать надолбы или другие ограждения. 10.5. На автодорожных путепроводах и пешеходных мостах должен быть, как правило, железобетонный настил с асфальтовым покрытием. При капитальном ремонте металлических путепроводов и пешеходных мостов с деревянным настилом рекомендуется заменять его железобетонными плитами и ступенями (на пешеходных мостах) с последующим асфальтированием. Возможность укладки железобетонного настила проверяется расчетом. 10.6. На металлических пролетных строениях железнодорожных путепроводов с мостовым полотном на деревянных или металлических поперечинах необходимо устраивать сплошной настил для предупреждения падения предметов с проходящих поездов на полотно автомобильной дороги. При ремонте таких путепроводов рекомендуется вместо мостовых брусьев укладывать железобетонные плиты. Вода из водоотводных трубок пролетных строений с ездой на балласте должна отводиться при помощи желобов за пределы ездового полотна и тротуаров автомобильной дороги. 10.7. Для обеспечения безопасности движения поездов по железнодорожным путепроводам над автомобильными дорогами и мостам, отверстия которых используются для пропуска транспортных средств при высоте проезда под ними менее 5 м, необходимо совместно с местными администрацией и органами Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) разрабатывать мероприятия по предупреждению повреждения пролетных строений негабаритными грузами (установка габаритных ворот и дорожных знаков; ограничение скорости движения автотранспорта; своевременная очистка автопроезда под сооружениями от снега и льда; проведение разъяснительной работы в автохозяйствах; установление порядка содержания автопроезда и обслуживания обустройств и дорожных знаков и т.д.), утверждаемые начальниками дистанций пути и главой местной администрации. Металлические пролетные строения путепроводов и мостов, пролетами до 15 м, отверстия которых используются для пропуска транспортных средств при высоте проезда менее 5 м, следует в плановом порядке заменять на плитные железобетонные с дополнительным закреплением их на опорах от сдвига. Опоры железнодорожных путепроводов над автомобильными дорогами и мостов, отверстия которых используются для пропуска транспортных средств, должны быть надежно защищены от повреждения установкой надолб, высокого бордюра и других защитных средств, выбор которых производится в зависимости от местных условий и конструкций опор. При решении вопросов пропуска транспортных средств через железнодорожные пути с использованием существующих искусственных сооружений (мостов и труб) необходимо руководствоваться Инструкцией по эксплуатации железнодорожных переездов МПС России. 11. ТОННЕЛИ, ГАЛЕРЕИ И СЕЛЕСПУСКИ 11.1. При содержании тоннелей, галерей и селеспусков необходимо обращать особое внимание на состояние обделки (у галерей и селеспусков - стен, стоек, перекрытий), порталов, дренажных устройств и водоотводных лотков, а также поверхности над сооружениями. Тоннели и галереи должны периодически очищаться от попадающих в них мусора и других засорителей, которые необходимо удалять за пределы сооружения. Складирование их вдоль стен тоннеля, а также в камерах и нишах запрещается. Лотки селеспусков необходимо регулярно очищать от наносов. 11.2. Стены и своды тоннелей, включая поверхности, не защищенные обделкой, а также несущие конструкции галерей необходимо регулярно осматривать и выборочно остукивать. При общей деформации обделки или местном ее выпучивании, появлении в обделке тоннелей или в конструкциях галерей трещин, резком увеличении обводненности, а также при появлении других повреждений должны быть приняты меры по обеспечению безопасности движения поездов (в частности, установка временных кружал для подкрепления дефектной обделки), усилен надзор и организованы наблюдения за дефектными участками. На участках электрифицированных железных дорог указанные мероприятия осуществляются только после снятия напряжения с контактной сети. 11.3. Для осмотра тоннелей и галерей и устранения обнаруженных дефектов необходимо иметь в исправном состоянии передвижные подмости, оборудованные смотровыми площадками и электроосветительной арматурой с самостоятельным источником электроэнергии или проводкой, подключаемой к электросети сооружения. 11.4. Нарушенную расшивку швов каменной кладки нужно своевременно возобновлять с предварительной расчисткой и промывкой пустых швов. Расшивку швов надо производить по всей обделке тоннеля, не ожидая образования пустых швов по всей обделке тоннеля и не допуская разрушения расшивки на большую глубину. Отслаивающиеся части камней обделки должны быть околоты, а слабо держащиеся в обделке камни удалены с заделкой образовавшегося отверстия бетоном или надежно расклинены с постановкой на цементный раствор. При выветривании каменной кладки на глубину 2 и более см следует торкретировать поврежденную поверхность с предварительным удалением слабой кладки. В случае более глубокого разрушения, особенно в пределах свода, целесообразно применять торкретирование по металлической сетке. 11.5. Раковины на поверхности бетонной обделки необходимо расчищать и затирать цементным раствором, а отдельные глубокие вывалы в обделке заделывать бетоном. В своде заделку вывалов необходимо выполнять с армированием. При значительном ослаблении бетонной и каменной обделки на всю толщину необходимо производить цементацию кладки. 11.6. При обнаружении раковин или отколов в бетонных блоках сборной обделки дефектные места и участки поверхности расчищают и затирают цементным раствором. Швы между блоками необходимо своевременно расшивать. В случае течи из швов для расшивки должен применяться расширяющийся цемент. 11.7. В местах течи из швов металлической тюбинговой обделки производят подчеканку уплотнительного шнура и заполнение дефектного участка шва цементной замазкой или раствором на расширяющемся цементе. При выходе воды через болтовые отверстия весь комплект скрепления (болт с двумя металлическими и двумя изоляционными шайбами) заменяется. 11.8. Трещины, появившиеся в обделке тоннелей или в конструкциях галерей, необходимо тщательно осмотреть, замерить и нанести на чертеж развертки тоннеля или конструкции галереи. За трещинами необходимо вести наблюдение для изучения причин их появления и дальнейшего развития. Развитие трещин выясняется так же, как и в других каменных, бетонных и железобетонных конструкциях искусственных сооружений, - путем систематического измерения их длины и установки маяков. Местоположение маяков обозначают номером на сооружении и фиксируют на чертеже развертки тоннеля (конструкции галереи). Стабилизировавшиеся трещины надлежит заделывать полимерцементным или цементным раствором, тщательно забивая его вглубь трещин, после предварительной их расчистки с разделкой кромок и промывки водой. За всеми трещинами, развитие которых продолжается, должно быть установлено особо тщательное наблюдение для своевременного проведения эффективных мероприятий с временным подкреплением сооружения в случае необходимости. При наличии пустот за обделкой тоннеля, а также значительного числа трещин в обделке для уменьшения ее водопроницаемости и укрепления кладки следует производить нагнетание соответственно песчано-цементного раствора за обделку и цементного раствора внутрь кладки. 11.9. Для выяснения величины и характера смещений и деформаций колец тоннельной обделки производятся специальные инструментальные наблюдения и измерения (глава 14 настоящей Инструкции). 11.10. Для предупреждения протекания атмосферных вод в тоннели и галереи надлежит следить, чтобы на поверхности над сооружениями не было заболоченных мест, низин и ям, где могла бы скапливаться вода. В случае значительного обводнения сооружений вследствие поступления атмосферной воды должны быть приняты предупредительные меры на поверхности над тоннелем или галереей: планировка, устройство нагорных канав, осушение заболоченных мест посредством дренажей и канав, отводящих воду в сторону за пределы возможного ее поступления в сооружение. Все дренажи, водоотводные и нагорные канавы должны иметь продольный уклон не менее 2 промилле и достаточное сечение. Лотки канав в пористых и трещиноватых грунтах должны быть замощены камнем, зацементированы или забетонированы и во всех случаях содержаться в чистоте. Поверхность над сооружениями в таких случаях по возможности следует очищать от зарослей. В случае недостаточной эффективности планировки поверхности и устройства поверхностного водоотвода, а также при обводнении тоннелей (галерей) грунтовыми водами должны приниматься меры по осушению сооружений: устройство дренажных скважин, фурнелей, штолен, нагнетания битумных мастик по специальным проектам. 11.11. В обводненных тоннелях и галереях должны быть лотки для беспрепятственного отвода всей воды в кюветы и лотки подходных выемок. Уклон продольных водоотводных лотков в тоннелях должен быть не менее 2 промилле. Лотки должны быть закрыты железобетонными плитками, при необходимости утеплены. В суровых климатических условиях может применяться искусственный обогрев лотков. Концевые участки штолен, а также поперечные заходки из штолен в тоннель следует, как и лотки, предохранять от промерзания. Для борьбы с наледями в обоснованных случаях должен предусматриваться обогрев тоннелей по проекту. 11.12. Очистка лотков и всех других водоотводных приспособлений от ила и выносов породы должна производиться по мере засорения, но не реже одного раза в год. Для уменьшения заиливания и облегчения очистки лотки должны иметь смотровые колодцы с отстойниками. Отстойники надо своевременно очищать от наносов, не допуская заполнения их илом до уровня дна лотка. 11.13. В обводненных тоннелях и галереях необходимо периодически определять и записывать в тоннельную книгу дебет воды, поступающей в тоннель (галерею), а также в дренажные штольни. Для определения воздействия воды на обделку тоннелей и конструкции галерей следует производить химический анализ воды. 11.14. В галереях необходимо следить за исправностью гидроизоляции перекрытий. 11.15. Засыпка над перекрытием галерей должна соответствовать проектному очертанию. Оставшиеся на галереях при падении камни необходимо удалять, а поверхность засыпки планировать. 11.16. В подходных выемках тоннелей необходимо следить, чтобы не было осыпания, сплывов и обвалов как боковых (вдоль пути), так и лобовых (над порталами) откосов, своевременно принимая предупредительные меры. 11.17. В тоннелях длиной более 500 м, а также во всех плохо проветриваемых тоннелях необходимо периодически брать пробу воздуха для анализа содержания вредных газов. При поступлении от работающих в тоннеле заявлений на признаки отравления (головные боли, раздражение дыхательных органов и т.п.) должен немедленно проводиться анализ воздуха. В зависимости от результатов анализа по согласованию с врачебно-санитарной службой дороги корректируется режим и распорядок работы людей в тоннеле. 11.18. При тепловозной (паровозной) тяге в тоннелях длиной более 1 км, а также в случае недостаточного естественного проветривания во всех тоннелях независимо от их длины и вида тяги необходимо устраивать в плановом порядке искусственную вентиляцию по специальному проекту. Надзор и уход за вентиляционными установками и устройствами должны осуществляться в соответствии с местной инструкцией по их эксплуатации, согласованной с врачебно-санитарной службой железной дороги и утвержденной службой пути железной дороги. 11.19. При наличии в тоннеле вентиляционных шахт и штолен должно быть обеспечено исправное состояние их крепления и наименьшее сопротивление в них воздушному потоку, что достигается плавным сопряжением переходов, гладкой обделкой стен, отсутствием какой-либо захламленности на всем пути воздушного потока, в том числе и у решеток входного и выходного отверстий. 11.20. Железобетонные, бетонные и каменные конструкции селеспусков должны содержаться в соответствии с указаниями главы 7 настоящей Инструкции по содержанию аналогичных конструкций железнодорожных мостов. 12. ТРУБЫ И ЛОТКИ 12.1. При содержании труб (в том числе дюкеров) и лотков необходимо обращать особое внимание на состояние кладки звеньев и оголовков, положение звеньев в плане и профиле, состояние швов между звеньями и вынос грунта насыпи через швы и трещины, надежность укрепления русл и откосов насыпи, состояние входного и особенно выходного русл, а также лотков в трубах, защитных ограждений. Необходимо производить своевременную очистку труб и лотков от наносов, выяснять и устранять причины их образования. При содержании дюкеров должно быть исключено попадание воды из дюкера в земляное полотно. 12.2. В случае появления в трубах и лотках трещин или расстройства кладки должны приниматься такие же меры, как при содержании железобетонных, бетонных и каменных конструкций мостов. При этом, если возможно уменьшить отверстие, трубы с неудовлетворительной кладкой рекомендуется усилить установкой внутри трубы новых железобетонных звеньев по проекту. При наличии значительных косых и продольных трещин или больших деформаций поперечного сечения звеньев впредь до капитального ремонта необходимо произвести временное подкрепление трубы постановкой подпорок, рам, кружал и т.п. В связи со стеснением отверстия подобными укреплениями надо особо тщательно следить за проходом воды в таких трубах, не допуская их закупорки, и стремиться к быстрейшему окончанию капитального ремонта сооружения. 12.3. Зазоры между отдельными звеньями труб и лотков должны быть тщательно заделаны просмоленной паклей. Зазоры, не являющиеся деформационными, кроме того, заделываются жестким цементным раствором. 12.4. При просачивании воды в трубах через своды и стены, появлении на них сырости или мокрых пятен необходимо выяснить причины обводнения, в частности установить, не скапливаются ли поверхностные воды в насыпи, и принять меры к осушению посредством восстановления существующих или устройства новых дренажей, инъектирования кладки, ремонта или укладки изоляции. 12.5. При обнаружении просадки или смещения звеньев труб и лотков необходимо установить за ними наблюдение с производством замеров смещения соседних звеньев относительно друг друга, а в необходимых случаях - нивелировки. В случаях небольших затухающих деформаций необходимо заделать расстроившиеся швы и выровнять лоток трубы. При значительных деформациях должен производиться ремонт или переустройство трубы по специальному проекту. 12.6. Для обеспечения несущей способности оснований труб и лотков, расположенных на вечномерзлых грунтах, используемых по принципу 1 (п. 7.27 настоящей Инструкции), необходимо принимать меры по сохранению температурных режимов грунтов путем содержания в исправности существующих, а при необходимости - устройства новых охлаждающих установок, недопущению образования застоев воды. 12.7. При появлении трещин в оголовках или их деформациях (наклон, отрыв), которые могут явиться следствием подмыва фундаментов, наличия за оголовками пучинистого грунта, а также деформации насыпи, следует устранить причины деформаций и при необходимости произвести частичную или полную перекладку оголовков. 12.8. Деревянные трубы и лотки следует в плановом порядке переустраивать на железобетонные. Впредь до переустройства необходимо следить за состоянием древесины, вертикальностью рам и плотностью прилегания их друг к другу. При этом нужно своевременно заменять сгнившие элементы, подкреплять рамы, заделывать щели между ними. 12.9. В металлических трубах необходимо обращать особое внимание на состояние металла и не допускать образования очагов коррозии. В гофрированных трубах, кроме того, необходимо следить за состоянием металла в районе болтовых соединений, где могут появиться трещины и разрывы, а также за состоянием защитных покрытий, особенно в агрессивных средах, и лотков внутри трубы. Выявленные дефекты должны своевременно устраняться. При массовых разрывах металла трубы подлежат переустройству. 12.10. В трубах, работающих с напором, должна быть обеспечена полная водонепроницаемость стыков между звеньями, а также надежное укрепление выходного русла. Фильтрация воды в насыпь во время паводков указывает на серьезные неисправности напорной трубы и на необходимость срочного ее ремонта вплоть до переустройства. 13. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ОБУСТРОЙСТВА 13.1. На деревянных мостах, а также на мостах с ездой на деревянных брусьях необходимо иметь противопожарные средства в виде бочек с водой вместимостью 200 л и ящиков с песком вместимостью 0,25 куб. м, а на охраняемых мостах, кроме того, - огнетушители, гидропульты и другие специальные противопожарные приспособления. На однопутных и двухпутных металлических и железобетонных мостах длиной от 10 до 25 м с деревянным мостовым полотном устанавливают одну бочку на конце моста; при длине мостов более 25 м - по одной бочке на концах моста и по одной бочке на каждые 50 м длины моста. На однопутных и двухпутных мостах длиной от 5 до 15 м с деревянными пролетными строениями или деревянными опорами устанавливают одну бочку на конце моста; при длине моста более 15 м - по одной бочке на концах и по одной бочке на каждые 25 м длины моста. Бочки устанавливаются на площадках-убежищах, а при отсутствии убежищ - на специальных помостах. При отсутствии или пересыхании в летнее время водотока у деревянных опор устанавливают бочки с водой по одной на каждые 25 м длины моста. Кроме бочек с водой, на металлических и железобетонных мостах длиной более 25 м с деревянным мостовым полотном и на деревянных мостах длиной более 15 м ставят ящики с песком на площадках, располагаемых по длине моста между площадками для бочек. Ящики с песком должны иметь крышки на петлях. Песок в ящиках должен быть сухим. На путепроводах над электрифицированными участками взамен бочек с водой должны быть поставлены ящики с песком. На пешеходных мостах с деревянным настилом устанавливают ящики с песком по одному на каждые 50 м длины моста (со сходами). В зимний период бочки должны быть пустыми, а в остальное время - наполнены водой. В засушливых и безводных районах на металлических и железобетонных мостах длиной до 25 м с деревянным мостовым полотном, а также на деревянных мостах длиной до 15 м и у деревянных опор допускается вместо бочек с водой устанавливать ящики с песком вместимостью 0,25 куб. м. 13.2. На мостах с деревянными пролетными строениями пространство между контррельсами или между специальными брусками должно быть покрыто дощатым настилом и засыпано щебнем или гравием, а пространство между путевым рельсом и контррельсом (или бруском) покрыто полосовой сталью. На мостах с металлическими пролетными строениями на деревянных опорах указанные покрытия необходимо устраивать над всеми опорами и в обе стороны от них на расстоянии 2 - 5 м (в зависимости от высоты опоры). Расположенные над железнодорожными путями части деревянных путепроводов должны быть обшиты снизу листовой сталью на ширину не менее 4 м со спущенными на 0,3 м краями. Вместо стали допускается применение асбошифера, покрытие деревянных элементов огнеупорной краской, пропитка огнезащитными составами и другие мероприятия, которые согласовываются пожарной охраной дороги. 13.3. Местность под всеми мостами на протяжении 30 м выше и ниже мостов должна быть очищена от сухого кустарника, валежника, горючего мусора и т.п. Под охраняемыми мостами очистка должна производиться в пределах запретной зоны. 13.4. На охраняемых мостах, помимо бочек с водой и ящиков с песком, должны быть следующие противопожарные средства: химические огнетушители, устанавливаемые в специальных деревянных ящиках на концах моста и через каждые 100 м его длины (в зимнее время огнетушители необходимо переносить в теплое помещение); гидропульты (или ведра) по одному на каждые 200 м длины моста, но не менее одного на пост охраны (в зимнее время гидропульты должны храниться в теплом помещении); противопожарный инвентарь (не менее чем по две штуки); лопаты, ломы, топоры, багры, а также ведра с веревкой и блоком для пополнения воды в бочках. Указанный инвентарь должен храниться на щитах у моста. На охраняемых мостах через реки необходимо иметь спасательные приспособления - спасательные круги, шары, веревки. На охраняемых тоннелях у порталов в районе расположения поста охраны должны устанавливаться огнетушители. В помещениях охраны мостов (тоннелей) и мостовых обходчиков должна быть прямая телефонная связь с ближайшей станцией или постом, а на участках с диспетчерской централизацией - с поездным диспетчером. 13.5. Особо крупные охраняемые мосты по перечню, утверждаемому начальником дороги, помимо перечисленного выше пожарного инвентаря, оборудуются дополнительными средствами пожаротушения. 13.6. Для укрытия людей при проходе поездов, размещения противопожарного инвентаря, а также механизмов, оборудования и материалов при производстве ремонтных работ на мостах должны устраиваться убежища, а в тоннелях - ниши и камеры. Убежища на мостах должны располагаться через 50 м с каждой стороны пути в шахматном |