О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ (Редакция на 28.02.2006) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 24 мая 2005 г. N 346-ПП (ЮИАИ) Правительство Москвы отмечает, что Программа развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2002-2004 годы в целом выполнена. В результате проведенной работы удалось сохранить целостность и специализацию предприятий оптового продовольственного комплекса города. Объемы организованных поставок продовольствия, проходящие через предприятия продовольственного комплекса, в 2004 году составили 7,9 млн. тонн и возросли по сравнению с 2001 годом на 19%, а поставки через интегрированные хозяйства выросли более чем в 3,8 раза и составили 390 тыс. тонн. Наиболее активно в сфере кооперации и интеграции осуществляется сотрудничество предприятий Москвы с сельхозпроизводителями областей Центрального федерального округа, из которых от общероссийских поставок завозится в город до 70% мяса и масла животного, более 90% молока, картофеля и овощей. Оборот оптовой торговли продовольственными товарами в Москве за три года достиг 9,14 млн. тонн и увеличился на 17,2%. Более чем в 3 раза возросли и составили 15200000 рублей дивиденды, перечисленные в бюджет города. Развитие оптового продовольственного комплекса, рост доходов населения обеспечили потребление москвичами масла растительного, круп и сахара в размерах, рекомендуемых Институтом питания Российской академии медицинских наук. Повысилось потребление мяса, молока, яиц, рыбы, овощей и фруктов. Вместе с тем позитивные количественные и качественные изменения в оптовом продовольственном комплексе города не снимают ряда проблем. В силу своего финансового положения отдельные предприятия не полностью выполнили задания программы по оснащению линиями товарной подработки продукции. Уровень потребления в городе отдельных продуктов питания находится ниже рекомендуемых норм. Из-за недостаточного количества товарно-сырьевых ресурсов в регионах России сохраняется высокий уровень импортной зависимости по мясу и маслу животному. Несмотря на принимаемые меры, доля поставок продовольствия в город агропромышленными холдингами пока недостаточна. В связи с этим особого внимания заслуживают вопросы создания и ускоренного развития крупных агропромышленных холдингов, привлечения на конкурсной основе московских и региональных интегрированных формирований к реализации проектов развития инфраструктуры оптовой торговли продовольствием в Москве. Данная работа должна проводиться в тесном контакте с Аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Требуется дальнейшее развитие материально-технической базы оптовой торговли продовольствием и усовершенствование законодательства города Москвы в части создания условий, ограничивающих возможности закрытия и перепрофилирования предприятий оптового продовольственного комплекса. Необходим комплекс мер по повышению конкурентоспособности продукции московских предприятий и продвижению данной продукции в розничную торговую сеть города. Ключевое значение имеет ускоренное развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры оптового продовольственного рынка и системы обеспечения качества и безопасности продуктов питания. В целях дальнейшего укрепления продовольственной безопасности столицы Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы разработана Городская целевая программа развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы. Главной задачей данной программы является создание условий для дальнейшего роста оборота оптовой торговли продовольствием и удовлетворения потребностей москвичей в продуктах питания, и в первую очередь за счет интенсивного развития агропромышленных холдингов, поддержки московских и региональных производителей продукции. Программой предусмотрены более высокие, чем в 2002-2004 годах, темпы роста оборота оптовой торговли, организованных поставок и поставок продовольствия из регионов России. Согласно расчетам к 2007 году общий оборот оптовой торговли продовольствием должен возрасти по сравнению с 2004 годом на 16-18% и составить 10,6-10,8 млн. тонн, в том числе объемы организованных поставок продовольствия увеличатся на 22-23% и достигнут 9,6-9,7 млн. тонн, объемы поставок продовольствия по годовым программам оптовых закупок предприятий с финансовой поддержкой Правительства Москвы увеличатся в 1,6 раза (2,47 млн. тонн). В связи со значительными структурными изменениями на продовольственном рынке, которые следует ожидать при вступлении России во Всемирную торговую организацию, требуется усиление работы по развитию интеграционных процессов с регионами России, созданию условий для увеличения доли поставок продукции московских предприятий в розничную торговлю, модернизации материально-технической базы действующих и формированию новых объектов оптовой торговли, совершенствованию нормативно-правовой базы оптовой торговли продовольствием. За счет создания новых и расширения действующих агрохолдингов более чем в 3 раза увеличатся поставки продовольствия из интегрированных формирований и достигнут 1,2 млн. тонн, а в целом из регионов России они возрастут в 1,3 раза и составят 8,0-8,1 млн. тонн. Предусматриваются дальнейшая реконструкция и модернизация действующих предприятий оптовой торговли продовольствием, площадь которых в 2005-2007 годах составит 267 тыс. кв. метров. В этот период планируется ввести 255 тыс. кв. метров новых торговых и складских площадей на объектах оптовой торговли продовольствием. Объемы применения аммиака в системах холодообеспечения предприятий оптового продовольственного комплекса города сократятся в 2007 году более чем на 30% по сравнению с уровнем 2004 года. Дальнейшее развитие оптового продовольственного комплекса города Москвы планируется осуществить за счет привлечения более 10 млрд. рублей инвестиций из внебюджетных источников. Для ускоренного внедрения информационно-коммуникационных технологий в оптовом продовольственном комплексе города предусматривается реализация Концепции развития информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы (ИАС ОПР), разработанной в рамках Городской целевой программы "Электронная Москва". Намечается к 2006 году полностью охватить информационным мониторингом поставки продовольствия, проходящие через материально-техническую базу предприятий оптового продовольственного комплекса города. Основными задачами в сфере защиты экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе по-прежнему будут мониторинг хозяйственной деятельности, финансово-экономических результатов работы предприятий оптово-продовольственного комплекса, в том числе с использованием элементов финансовой поддержки, предотвращение банкротства предприятий, сохранение и наращивание их производственных мощностей, предотвращение попыток недружественного поглощения и перепрофилирования предприятий, увеличение налоговых поступлений и дивидендов в бюджет города, совершенствование в этих целях форм управления городской собственностью. Для построения эффективной системы обеспечения контроля качества и безопасности продуктов питания намечено совместно с Союзом предприятий плодоовощного комплекса и Российским союзом предприятий холодильной промышленности, контролирующими органами, префектурами административных округов города Москвы завершить работу по формированию Реестра складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров и внедрить Систему добровольной сертификации хранилищ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров. В целях дальнейшего укрепления продовольственной безопасности города как одного из факторов социальной стабильности Правительство Москвы постановляет: 1. Принять к сведению, что Программа развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2002-2004 годы в целом выполнена. 2. Утвердить Городскую целевую программу развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы (далее - Программа) согласно приложению 1. 3. Согласиться с основными прогнозными показателями развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы согласно приложению 2. 4. Утвердить состав Координационного совета по выполнению мероприятий Программы согласно приложению 3 и Положение о Координационном совете согласно приложению 4. 5. Считать главной задачей Программы дальнейший рост оптового оборота продовольствия, и в первую очередь за счет опережающего развития агропромышленных холдингов. В этих целях Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы: 5.1. Осуществить меры по привлечению московских и региональных агропромышленных холдингов для реализации на конкурсной основе проектов развития инфраструктуры оптовой торговли продовольствием в городе Москве. 5.2. Проводить организационные мероприятия по дальнейшему ускоренному развитию агропромышленных холдингов, прежде всего в регионах Центрального федерального округа, и с учетом этого корректировать в рабочем порядке показатели Целевой программы интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2004 года N 635-ПП. 5.3. В III квартале 2006 г. представить на рассмотрение Правительства Москвы Целевую программу интеграции предприятий продовольственного комплекса города с сельхозпроизводителями регионов России на 2007-2009 годы. 5.4. В пределах средств, выделяемых на продовольственное обеспечение города, расширить с 2006 года ассортимент поставляемой в город Москву сельскохозяйственной продукции за счет включения в годовые программы следующих видов продовольствия: огурцы, томаты, солено-квашеная продукция и сыры. 6. В целях обеспечения продовольственной безопасности, защиты экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе, совершенствования системы обеспечения контроля качества и безопасности продуктов питания, развития информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка: 6.1. В сфере защиты экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе: 6.1.1. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы с привлечением специалистов Российской академии сельскохозяйственных наук и других заинтересованных организаций в шестимесячный срок разработать модель оценки последствий для оптового продовольственного комплекса города Москвы от вступления России во Всемирную торговую организацию и представить предложения Мэру Москвы. 6.1.2. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы совместно с Департаментом имущества города Москвы, Департаментом земельных ресурсов города Москвы, Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы в течение 2005 г. подготовить и внести в установленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство города Москвы в части создания условий, ограничивающих возможности закрытия и перепрофилирования предприятий оптового продовольственного комплекса. 6.1.3. Департаменту имущества города Москвы и Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы во II квартале 2005 г. завершить передачу в доверительное управление на конкурсной основе пакетов акций (75% - одна акция) акционерных предприятий оптового продовольственного комплекса, имеющих 100-процентную долю города: ОАО "ОПК "Зеленоградский", ОАО "Солнцево", ОАО "Курьяновское", ОАО "Мосрыбокомбинат". 6.2. В сфере совершенствования системы организации контроля качества и безопасности продуктов питания: 6.2.1. Поддержать предложение Департамента продовольственных ресурсов города Москвы, Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, Территориального управления Роспотребнадзора по городу Москве, Государственного учреждения Объединения ветеринарии города Москвы, Государственной инспекции города Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, Союза предприятий плодоовощного комплекса и Российского союза предприятий холодильной промышленности о заключении соглашения о координации деятельности по вопросу снижения рисков поступления на оптовый рынок недоброкачественной продукции. 6.2.2. Поддержать предложение Департамента продовольственных ресурсов города Москвы, Союза предприятий плодоовощного комплекса и Российского союза предприятий холодильной промышленности о включении в договоры аренды, заключаемые оптовыми предприятиями продовольственного комплекса с арендаторами, пунктов, предусматривающих вопросы контроля качества, обязательства и ответственность арендаторов за соблюдение стандартов, санитарных и ветеринарных правил при поставке в город продовольствия. 6.2.3. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы совместно с Союзом предприятий плодоовощного комплекса, Российским союзом предприятий холодильной промышленности и префектурами административных округов города Москвы до 1 июля 2005 г. завершить работу по формированию Реестра складских помещений города Москвы по хранению сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров и в 2005 году начать внедрение Региональной системы добровольной сертификации хранилищ сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров. 6.2.4. Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов при подведении итогов конкурсов на поставку продовольствия для социальной сферы, закупаемого на средства городского бюджета, при прочих равных условиях отдавать предпочтение предприятиям-конкурсантам, участвующим в системе добровольной сертификации хранилищ сельхозпродукции, сырья и продовольствия. 6.3. В сфере развития информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка: 6.3.1. Согласиться с предложенной Концепцией развития информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы (ИАС ОПР) согласно приложению 5. 6.3.2. Управлению информатизации города Москвы включить в План мероприятий Городской целевой программы "Электронная Москва" на 2005-2007 годы работы по поддержке и дальнейшему развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка города Москвы. 6.3.3. Разрешить Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы направлять в установленном порядке на безвозвратной основе в 2005-2007 годах до 1% бюджетных средств, находящихся в пользовании Департамента продовольственных ресурсов города Москвы, предназначенных для продовольственного обеспечения города, на завершение финансирования работ по программному обеспечению и материально-техническому оснащению ИАС ОПР. 6.3.4. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы внести в установленном порядке соответствующие изменения в Порядок финансирования расходов на формирование и обслуживание городского продовольственного фонда и развитие оптовой торговли продовольствием в городе Москве, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 31 декабря 2002 г. N 1090-ПП. 7. Департаменту экономической политики и развития города Москвы по предложениям государственного заказчика Департамента продовольственных ресурсов города Москвы предусматривать в адресных инвестиционных программах города Москвы затраты на проектирование, строительство и реконструкцию предприятий оптового продовольственного комплекса города Москвы, приобретение оборудования для этих целей, в том числе по лизингу, в пределах лимитов капитальных вложений, устанавливаемых указанному государственному заказчику на соответствующие периоды. 8. Комитету города Москвы по делам о несостоятельности (банкротстве) совместно с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы в соответствии с Положением о порядке реструктуризации и списании задолженности юридических лиц перед бюджетом города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 25 марта 2003 г. N 177-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы от 18 декабря 2002 года N 63 "О бюджете города Москвы на 2003 год", в двухмесячный срок подготовить предложения о дальнейшем финансовом оздоровлении предприятий продовольственного комплекса города Москвы, участвующих в реализации Программы (приложение 6), и представить на утверждение Правительства Москвы соответствующий проект распорядительного документа. 9. Для ускорения работ по созданию новых объектов оптовой торговли продовольствием, реконструкции и модернизации действующих предприятий: 9.1. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы, Департаменту экономической политики и развития города Москвы, Комитету города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов, Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы принять меры по обеспечению подготовки документации, необходимой для проведения инвестиционных конкурсов (аукционов) по неосвоенным земельным участкам на территориях, прилегающих к МКАД, и подрядных торгов по строительству новых предприятий оптовой торговли за счет бюджетных средств (приложение 1, раздел 3, пункт 1.2). 9.2. Комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы совместно с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы и Департаментом земельных ресурсов города Москвы во II квартале 2005 г. подготовить предложения о выделении компенсационного земельного участка, прилегающего к ОАО "Курьяновское" в промзоне Курьяново (проектируемый проезд N 4386), для размещения холодильного комплекса взамен выводимых из центральной части города предприятий холодильной промышленности. 10. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы проработать в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации до конца 2005 года вопрос о возможности передачи городу Москве земель государственных сельскохозяйственных предприятий федеральной собственности для создания с предприятиями города интегрированных хозяйств и оптовых терминалов. 11. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы, Департаменту науки и промышленной политики города Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы в IV квартале 2005 г. подготовить и представить в Правительство Москвы предложения о повышении конкурентоспособности продукции московских предприятий и дальнейшем продвижении продукции в сетевые торговые структуры. 12. Департаменту продовольственных ресурсов города Москвы ежегодно (в I квартале) представлять в Правительство Москвы информацию о ходе выполнения Городской целевой программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2005-2007 годы. 13. Снять с контроля постановление Правительства Москвы от 23 апреля 2002 г. N 306-ПП "О мерах по развитию оптовой торговли продовольствием в г. Москве на 2002-2004 гг." как выполненное. 14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы Бабурина А.И. Мэр Москвы Ю.М. Лужков 24 мая 2005 г. N 346-ПП Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 мая 2005 года N 346-ПП ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА 2005-2007 ГОДЫ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ --------------------------------------------------------------------- |Наименование |Городская целевая программа развития | |Программы |оптовой торговли продовольствием в городе | | |Москве на 2005-2007 годы | |----------------|--------------------------------------------------| |Основание |Закон города Москвы от 09.12.1998 N 29 | |для разработки |"О торговой деятельности в городе Москве"; | |Программы |постановление Правительства Москвы | | |от 13.01.2004 N 1-ПП "О ходе выполнения Программы | | |развития оптовой торговли продовольствием в городе| | |Москве на 2002-2004 годы" | |----------------|--------------------------------------------------| |Государственный |Департамент продовольственных ресурсов города | |заказчик - |Москвы; | |координатор |руководитель Программы - министр Правительства | |Программы |Москвы Бабурин А.И. | |----------------|--------------------------------------------------| |Разработчики |Департамент продовольственных ресурсов города | |Программы |Москвы; | | |Департамент науки и промышленной политики города | | |Москвы; | | |Департамент потребительского рынка и услуг города | | |Москвы; | | |префектуры административных округов города Москвы;| | |Институт народно-хозяйственного прогнозирования | | |РАН; | | |ЗАО "Оптовые продовольственные системы - инженеры,| | |юристы, консультанты" | |----------------|--------------------------------------------------| |Сроки |2005-2007 гг. | |реализации | | |Программы | | |----------------|--------------------------------------------------| |Цель Программы |Развитие оптового продовольственного комплекса | | |Москвы, обеспечивающее укрепление | | |продовольственной безопасности города | | |и ориентированное на устойчивое гарантированное | | |снабжение населения всеми видами продовольственных| | |товаров в необходимых объемах, ассортименте | | |и качестве по приемлемым для потребителей ценам | |----------------|--------------------------------------------------| |Основные задачи |Для достижения поставленной цели в Программе | |Программы |предусматривается решение следующих основных | | |задач: | | |- повышение уровня и качества питания населения | | |в соответствии с потребностями и спросом жителей | | |Москвы; | | |- обеспечение ценовой и территориальной | | |доступности продовольствия для всех социальных | | |групп населения; | | |- обеспечение качества и безопасности пищевых | | |продуктов; | | |- обеспечение продовольственной независимости: | | |рост к 2010 году в 1,5 раза объемов поставок | | |в Москву продовольствия из регионов России | | |на основе кооперации и интеграции; | | |- структурная перестройка каналов товародвижения | | |и развитие материально-технической базы | | |и логистики оптовой торговли продовольствием; | | |- формирование цивилизованного оптового | | |продовольственного рынка с единым информационным | | |пространством; | | |- рациональное территориальное размещение | | |предприятий оптовой торговли в соответствии | | |с Генеральной схемой размещения объектов оптовой | | |торговли продовольствием на территории города | | |Москвы на период до 2020 года; | | |- реализация через оптовую торговлю механизмов | | |поддержки московских товаропроизводителей; | | |- совершенствование форм и методов государственной| | |координации, правового регулирования | | |и саморегулирования продовольственного рынка | | |Москвы | |----------------|--------------------------------------------------| |Основные |Программа включает пять программных направлений, | |мероприятия |связанных с решением основных проблем развития | |Программы |оптовой торговли продовольствием: | | |- развитие инфраструктуры товародвижения | | |и оптового продовольственного рынка; | | |- развитие агропромышленной кооперации | | |и интеграции; | | |- государственная координация оптовой торговли; | | |- информатика, наука и инновационное развитие; | | |- занятость и кадровое обеспечение | |----------------|--------------------------------------------------| |Ожидаемые |Рост уровня среднедушевого потребления основных | |результаты |продуктов питания в 2007 году по сравнению с 2004 | |реализации |годом (расчетно) в диапазоне от 6-8% (мясо | |Программы |и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба | | |и рыбопродукты) при среднегодовых темпах прироста | | |2,0-2,5% до 15-20% (овощи и бахчевые, фрукты) | | |при среднегодовых темпах прироста 4,5-6,5%. | | |Обеспечение к 2007 году экономической доступности | | |продовольственного набора, входящего | | |в потребительскую корзину, для малообеспеченных | | |категорий граждан. | | |Охват с 2005 года различными формами контроля | | |качества и безопасности пищевых продуктов 100% | | |организованного оптового оборота продовольствия. | | |Ежегодный прирост объемов организованных поставок | | |продовольствия прогнозируется на уровне 21-23%: | | |с 7,9 млн. тонн в 2004 году до 8,45 млн. тонн | | |в 2005 году, 9,0-9,1 млн. тонн - в 2006 году | | |и до 9,6-9,7 млн. тонн - в 2007 году. | | |Ускорение агропромышленной кооперации | | |и интеграции. Снижение доли импортной продукции | | |на продовольственном рынке Москвы с 32% в 2004 | | |году до 25% в 2007 году (2005 год - до 30%, 2006 | | |год - до 28%), в том числе по мясу и мясопродуктам| | |с 65 до 50%, маслу животному - с 61 до 49% (2005 | | |год - до 62 и 58%, 2006 год - до 55 и 53% | | |соответственно). | | |Формирование современной инфраструктуры | | |товародвижения продовольствия. Модернизация | | |267 тыс. кв. м торговых и складских площадей | | |на действующих предприятиях (2005 год - | | |54 тыс. кв. м, 2006 год - 47 тыс. кв. м, | | |2007 год - 166 тыс. кв. м). Ввод в эксплуатацию | | |(новое строительство) 255 тыс. кв. м торговых | | |и складских площадей (2005 год - 17 тыс. кв. м, | | |2006 год - 69 тыс. кв. м, 2007 год - 169 | | |тыс. кв. м). | | |Повышение химической безопасности оптовых | | |предприятий. Сокращение в 2007 году более чем | | |на 30% по сравнению с уровнем 2004 года количества| | |аммиака в системах холодообеспечения предприятий | | |оптового продовольственного комплекса (в том | | |числе по предприятиям плодоовощного комплекса | | |по сравнению с уровнем 2004 года сокращение | | |количества аммиака в 2005 году на 51%, | | |в 2006 году - на 71%). | | |Повышение к 2008 году до 80% доли охвата оптового | | |продовольственного рынка Москвы единой | | |информационно-аналитической системой (в том числе | | |в 2005 году - до 50%, в 2006 году - до 70%). | | |Привлечение внебюджетных источников финансирования| | |инвестиций в оптовую торговлю продовольствием | | |в объеме 10,5-11,0 млрд. руб. Рост налоговых | | |поступлений в бюджет города Москвы от предприятий | | |оптовой торговли продовольствием в 2007 году | | |составит 32-35% по сравнению с уровнем 2004 года | | |(в том числе в 2005 году - на 6-8%, в 2006 году - | | |на 16-18%) | |----------------|--------------------------------------------------| |Финансовое |Общий объем финансирования: 11927,49 млн. руб. | |обеспечение |В том числе по годам реализации Программы: | |Программы | | | |--------------------------------------------------| | || |2005 г. |2006 г. |2007 г. || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||По источникам | | | || | ||финансирования: | | | || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||городской бюджет - | 726,49 | 485,5 | 160,0 || | ||всего | | | || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||В т.ч. бюджетные | 648,4 | 395,0 | 58,0 || | ||кредиты | | | || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||федеральный бюджет | - | - | - || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||средства |2031,3 | 3254,2 | 5270,0 || | ||предприятий и иные | | | || | ||внебюджетные | | | || | ||источники | | | || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||По направлениям | | | || | ||расходов: | | | || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||информатика, НИОКР | 38,5 | 39,0 | 38,0 || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||В т.ч. городской | 25,5 | 26,0 | 24,0 || | ||бюджет | | | || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||капитальные |2709,29 | 3690,7 | 5382,0 || | ||вложения | | | || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||В т.ч. городской | 700,99 | 459,5 | 136,0 || | ||бюджет | | | || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||прочие расходы | 10,0 | 10,0 | 10,0 || | ||-------------------|--------|--------|----------|| | ||Итого |2757,79 | 3739,7 | 5430,0 || | |--------------------------------------------------| |----------------|--------------------------------------------------| |Система |Исполнители основных мероприятий Программы: | |организации |- Департамент продовольственных ресурсов города | |управления |Москвы; | |и контроля |- Департамент науки и промышленной политики города| |за исполнением |Москвы; | |Программы |- Департамент потребительского рынка и услуг | | |города Москвы; | | |- Департамент финансов города Москвы; | | |- Департамент экономической политики и развития | | |города Москвы; | | |- Департамент имущества города Москвы; | | |- Департамент транспорта и связи города Москвы; | | |- Комитет по архитектуре и градостроительству | | |города Москвы; | | |- Управление информатизации города Москвы; | | |- префектуры административных округов города | | |Москвы; | | |- ОАО "Московский комитет по науке и технологиям";| | |- предприятия и организации оптовой и розничной | | |торговли продовольствием, пищевой | | |и перерабатывающей промышленности | | |--------------------------------------------------| | |Управление Программой: | | |- Координационный совет по выполнению мероприятий | | |Программы; | | |- Департамент продовольственных ресурсов города | | |Москвы; | | |- префектуры административных округов города | | |Москвы | | |--------------------------------------------------| | |Обеспечение конкурсного отбора: | | |- Комитет города Москвы по организации | | |и проведению конкурсов и аукционов; | | |- Департамент продовольственных ресурсов города | | |Москвы; | | |- Городская конкурсная комиссия по реализации | | |инвестиционных проектов <1>; | | |- Конкурсная финансовая комиссия Правительства | | |Москвы <2> | | |--------------------------------------------------| | |Финансирование Программы: | | |- Департамент экономической политики и развития | | |города Москвы; | | |- Департамент финансов города Москвы; | | |- Департамент науки и промышленной политики города| | |Москвы; | | |- Департамент продовольственных ресурсов города | | |Москвы | | |--------------------------------------------------| | |Система контроля: | | |- Правительство Москвы; | | |- Координационный совет по выполнению мероприятий | | |Программы; | | |- Контрольно-счетная палата Москвы; | | |- Департамент экономической политики и развития | | |города Москвы <3>; | | |- Департамент продовольственных ресурсов города | | |Москвы; | | |- префектуры административных округов города | | |Москвы | --------------------------------------------------------------------- 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ 2.1. Итоги выполнения Программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2002-2004 годы Реализация Программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2002-2004 годы <4> и принятых в последние годы решений Правительства Москвы по развитию агропромышленной интеграции и формированию устойчивой сырьевой базы снабжения в регионах России, созданию современной инфраструктуры оптового продовольственного рынка, защите экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе, совершенствованию системы финансирования продовольственного обеспечения и финансовой поддержке предприятий, развитию информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка и ряда других направлений позволила добиться положительных результатов в деле укрепления продовольственной безопасности столицы. Рост реальных доходов и покупательной способности населения в условиях насыщенного продовольственного рынка Москвы обеспечил повышение уровня потребления основных продуктов питания в семьях москвичей <5>. Улучшился качественный состав рациона питания за счет более ценных продуктов питания. Объем розничного товарооборота продовольственных товаров в Москве в 2004 году составил 562,1 млрд. руб., или 22,1% от соответствующего показателя в целом по России. На продовольственном рынке города наблюдается тенденция снижения темпов роста потребительских цен. При фактическом росте потребительских цен и тарифов в городе в 2004 году на 11,5% цены на продовольственные товары возросли на 9,9%, в то время как в среднем по России рост цен на продовольствие составил 12,3%. Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в столице за 2004 год возросла на 9,6%, тогда как в среднем по России - на 12,7%. Социологические опросы населения свидетельствуют о достаточно высокой оценке москвичами качества продуктов питания отечественного производства и их предпочтении импортному продовольствию. В пользу российских товаров высказываются свыше 90% опрошенных жителей города. За счет отечественного производителя в настоящее время полностью обеспечивается потребность города в молоке и товарном яйце, практически полностью формируются продовольственные ресурсы по картофелю и овощам, в значительной степени - по маслу растительному, рыбной продукции, сахару, зерну, крупе. За последние три года увеличились объемы поставок в город из российских регионов мяса и мясопродуктов - в 2,5 раза (со 107 до 265 тыс. тонн), масла животного - в 3,7 раза (с 6,3 до 23,4 тыс. тонн). Доля импортных поставок мяса и мясопродуктов за этот период в общем объеме завоза снизилась с 84 до 65%, масла животного - с 87 до 61%. В целом оборот оптовой торговли продовольствием в Москве возрос с 7,8 млн. тонн в 2001 году до 9,14 млн. тонн в 2004 году (или на 17,2%). При этом в реализации задач повышения уровня потребления продуктов питания, насыщения продовольственного рынка и создания благоприятной ценовой конъюнктуры на основные продовольственные товары решающую роль сыграло развитие в городе системы организованных поставок продовольствия, объемы которых возросли с 6,64 млн. тонн в 2001 году до 7,90 млн. тонн в 2004 году (или на 19,0%). На долю Москвы приходится более 40% от общего объема оборота оптовой торговли продовольственными товарами в России по кругу крупных и средних оптовых организаций. Сеть действующих предприятий оптовой торговли продовольствием в Москве имеет следующие основные характеристики: - инфраструктура оптовой торговли представлена 96 оптовыми предприятиями, складскими комплексами и базами, в том числе: 13 мясомолочными и рыбными хладокомбинатами с общей емкостью единовременного хранения 196,5 тыс. тонн; 22 оптовыми плодоовощными предприятиями, располагающими с учетом филиалов в Московской области общими емкостями единовременного хранения на 915,6 тыс. тонн, в том числе с охлаждением - 520,5 тыс. тонн; 7 крупными общетоварными базами, имеющими 120,2 тыс. кв. м складской площади; - через оптовую торговлю осуществляется снабжение более 9,7 тыс. предприятий розничной торговли, реализующих продовольственные товары, 9,2 тыс. предприятий общественного питания, включая социальную сферу, 96 сельскохозяйственных и продовольственных рынков. Общая емкость продовольственной розничной сети Москвы составляет порядка 4,6 млн. кв. м при уровне обеспеченности в расчете на тысячу жителей - 354 кв. м общей площади; - оптовая торговля обеспечивает деятельность 469 крупных, средних и малых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности города, в том числе 6 мелькомбинатов и мельниц, 28 хлебозаводов, 17 мясокомбинатов, 6 молокозаводов, 7 кондитерских фабрик. Эти предприятия, в свою очередь, являются активными участниками оптового продовольственного рынка и реализуют свою продукцию не только в Москве, но и в регионах России; - на долю 13 холодильников и хладокомбинатов с учетом коммерческих организаций, арендующих складские площади на этих предприятиях, приходится около 40% от общих объемов оптовых поставок в Москву мяса и мясопродуктов, 42% масла животного, 61% пищевой рыбной продукции и др.; - группа оптовых плодоовощных предприятий с учетом арендаторов обеспечивает в настоящее время порядка 40% от общих объемов реализации в Москве картофеля и основных видов овощей, а на 13 из них размещается на межсезонное хранение городской заказ на картофель и овощи (в объемах продукции урожая 2004 года - 66,0 тыс. тонн); - оптовая торговля продовольствием в городе поддерживается, кроме предприятий оптового звена, распределительными складами и холодильниками предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и оптовых коммерческих структур; в этих секторах товаропроводящей сети имеется порядка 320,0 тыс. кв.м складской площади и до 65,0 тыс. тонн холодильных емкостей; - на продовольственный рынок города ориентирована часть снабженческо-складской инфраструктуры, расположенной в Московской области, включая крупные таможенные терминалы, холодильники и складские комплексы вблизи МКАД. Особое значение имеет развитие базы хранения картофеля и овощей в хозяйствах области, общая емкость которой в настоящее время составляет порядка 290 тыс. тонн. В рамках Программы развития оптовой торговли продовольствием в городе Москве на 2002-2004 годы осуществлялось развитие материально-технической базы действующих оптовых предприятий. В указанный период на их основе введено в эксплуатацию 11 распределительных центров и 15 комплексов оптовой торговли продовольствием. Модернизация оптовых предприятий позволила значительно повысить эффективность их финансово-хозяйственной деятельности. Рост объемов оптового оборота указанных предприятий составил 43,3%; налоговые платежи в бюджет города возросли на 78,5%. Для обеспечения свободного доступа на оптовый продовольственный рынок региональных товаропроизводителей, минуя многочисленных посредников, осуществляются мероприятия по созданию новых современных объектов оптовой торговли в зоне МКАД <6>. Определены инвесторы по 7 земельным участкам, разработана исходно-разрешительная документация по 6 участкам. Перспективное развитие и размещение предприятий оптовой торговли увязано с реализацией новых градостроительных концепций, схемами градостроительного и функционального зонирования территории города, планами развития административных округов. Этим целям служит разработанная Генеральная схема размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства Москвы от 30.11.2004 N 827-ПП. Генеральная схема основывается на приоритетных направлениях продовольственной политики Правительства Москвы и учитывает происходящие объективные изменения в системе продовольственного обеспечения города, включая агропромышленную сферу. В 2004 году в Москву из регионов России поставлено в организованном порядке 6,2 млн. тонн сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров. Более 90% от этих объемов составили поставки по долговременным устойчивым хозяйственным связям (кооперация и интеграция) между предприятиями оптового продовольственного комплекса города и региональными товаропроизводителями. Наиболее активно по двусторонним договорам о кооперации развивается сотрудничество Москвы с областями Центрального федерального округа, из которых в город поступает до 70% мяса и масла животного от общего объема российских поставок, более 90% молока, картофеля и овощей. В 2003-2004 гг. 19 московских предприятий оптового продовольственного комплекса создали интегрированные структуры в форме агрохолдингов с товаропроизводителями в 19 регионах России. Общий объем инвестиций в агрохолдинги составил более 5 млрд. руб., в том числе за счет льготных долгосрочных кредитов из средств, предназначенных на продовольственное обеспечение города, - 1,3 млрд. руб. В настоящее время в области животноводства в составе 6 агрохолдингов участвуют 8 свинокомплексов, 2 комплекса по откорму крупного рогатого скота, 9 птицефабрик, 9 мясокомбинатов в регионах России по забою и первичной переработке мяса. В 2004 году общий объем поставок в Москву мяса и мясопродуктов интегрированными структурами составил 75 тыс. тонн, молока - 20 тыс. тонн. В плодоовощном комплексе Москвы 9 оптовых предприятий в настоящее время интегрированы с 11 сельхозпроизводителями Московской области, Краснодарского края, Волгоградской и Ростовской областей, которые располагают в общей сложности 58 тыс. га посевных площадей. Объем поставок в Москву картофеля и овощей агрохолдингами в 2004 году составил 184 тыс. тонн. В целях реализации основных направлений инвестиционной политики Правительства Москвы в агропромышленной сфере разработана Целевая программа интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы <7>, которой предусматривается увеличение в 2006 году поставок в Москву интегрированными предприятиями мяса и мясопродуктов - до 190 тыс. тонн, молока - до 60 тыс. тонн, плодоовощной продукции - до 237 тыс. тонн, зерна и крупы - до 484 тыс. тонн. С 2003 года существенно изменился финансовый механизм формирования и обслуживания городского продовольственного фонда <8>. В соответствии с новым порядком финансирования произошел переход от кредитования разовых договоров поставки к финансовой поддержке годовых программ закупок основных видов продовольствия с размещением в их составе оборачиваемых запасов предприятиями оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности. Годовые программы формируются исходя из конъюнктуры продовольственного рынка и реализуются в основном за счет внебюджетных источников и при финансовой поддержке из средств городского бюджета. Так, реализация годовых программ 2004 года с общим объемом поставок продовольствия 1,56 млн. тонн на 73% обеспечивается за счет внебюджетных источников, а уровень их финансовой поддержки в целом составляет 27%. Как показала практика 2003-2004 годов, данный механизм обеспечивает непрерывное финансирование поставок в течение года, а закупленные объемы продовольствия в рамках годовых программ более чем в 2 раза превышают объемы поставок за счет бюджетных средств в предыдущие годы. Важным направлением продовольственной политики Правительства Москвы стала защита экономических и имущественных интересов города и предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности. В этих целях утвержден перечень 55 предприятий, работа которых связана с обеспечением продовольственной безопасности столицы, с присвоением им статуса "Предприятие городского значения" <9>. Профиль деятельности и имущественный комплекс предприятий городского значения находятся под контролем Оперативного штаба, который принимает меры по их защите от недружественного поглощения и при необходимости оказывает организационную, правовую и административную поддержку. Реализована система мер по финансовому оздоровлению и санации оптовых продовольственных предприятий. В том числе завершена работа по акционированию 5 государственных унитарных предприятий с последующей продажей или передачей в доверительное управление части городского пакета акций, с обязательным условием погашения задолженности предприятий. Проведена реструктуризация просроченной задолженности по бюджетным средствам предприятий, принимающих участие в создании современных объектов оптовой торговли. Реализован пилотный проект по выводу ценных бумаг ЗАО "Новые Черемушки" на фондовый рынок. Эти меры позволили не только существенно сократить число предприятий, имеющих неудовлетворительное финансовое положение, но и повысить инвестиционную активность в продовольственном комплексе города. В рамках создания информационно-аналитической системы оптового продовольственного рынка Москвы в 2003 году введен в эксплуатацию головной Информационно-маркетинговый центр системы на базе ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы". Формируется сеть современных локальных информационных центров на предприятиях оптового продовольственного комплекса города. С 2004 года функционируют подсистема мониторинга товародвижения и подсистема формирования и мониторинга годовых программ поставок основных видов продовольствия на предприятиях, имеющих Генеральные соглашения о сотрудничестве с Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы. Налажено взаимодействие информационно-аналитической системы с информационными службами Минсельхоза России, органами управления АПК в ряде регионов России, входящих в состав Центрального федерального округа. Организованы автоматизированные рабочие места в Департаменте продовольственных ресурсов для участия в электронных биржевых торгах по реализации продукции городского резерва и городского заказа. Информационно-аналитическая система позволяет осуществлять мониторинг движения партий товаров на основе первичных товаросопроводительных документов и сертификатов о соответствии качества продукции, что обеспечивает возможности ее использования для информационной поддержки системы технического регулирования качества и безопасности пищевых продуктов. С 2004 года для этих целей введены в действие Реестр складских помещений города Москвы и Региональная система добровольной сертификации хранилищ сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Основной задачей указанных инструментов государственной координации оптовой торговли является противодействие "теневым" каналам поступления продовольствия на московский рынок. 2.2. Проблемы развития оптовой торговли Достигнутые позитивные количественные и качественные изменения в оптовом продовольственном комплексе Москвы не снимают ряда острых проблем, имеющих место в настоящее время и прогнозируемых в перспективе с учетом развития общеэкономической ситуации. В первую очередь, речь идет о недостаточной социальной ориентации продовольственного рынка города в условиях высокой дифференциации доходов населения, пятая часть которого находится за чертой бедности. Наблюдается нехватка современных оптовых объектов, обслуживающих магазины сниженных цен и магазины шаговой (пешеходной) доступности. Необходимо активизировать работу по привлечению предприятий оптового продовольственного комплекса и инвесторов, осваивающих новые земельные участки, к сотрудничеству с социально ориентированными розничными сетями, строительству для них специализированных распределительных центров. Не в полной мере обеспечена экономическая доступность продовольствия для жителей Москвы, в результате чего уровень потребления москвичами многих основных продуктов питания находится ниже норм, рекомендуемых Институтом питания РАМН. В первую очередь, это относится к малообеспеченным категориям населения. По-прежнему актуальным является сдерживание роста цен на продовольствие в городе. Среди основных факторов, обостряющих данную ситуацию, следует отметить высокие издержки обращения при наличии в цепочке товародвижения значительного количества посреднических звеньев (до 5-6), недостаточный уровень логистики в оптовом звене, рост тарифов естественных монополий, а также несовершенство действующего механизма внешнеэкономического регулирования торговли продовольствием, включая распределение импортных квот на мясо и мясопродукты. Серьезной проблемой является неустойчивость товарно-сырьевой базы в регионах России и низкая конкурентоспособность отечественного сельского хозяйства, в результате чего по отдельным видам продовольствия, таким как мясо, масло животное, сохраняется высокий уровень импортной зависимости московского рынка. Планируемое присоединение России к Всемирной торговой организации существенным образом осложнит ситуацию для российских сельхозпроизводителей - возрастут объемы импортируемой продукции, усилится конкуренция. В этих условиях важно ускорить процессы интеграции предприятий оптового продовольственного комплекса Москвы с региональными производителями сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Росту издержек обращения продовольственных товаров способствует неразвитость инфраструктуры хранения в местах производства. Это приводит к тому, что значительные объемы сельскохозяйственной продукции закладываются на межсезонное хранение на городских оптовых предприятиях, что снижает оборачиваемость товаров и эффективность использования инфраструктуры оптового звена. Формирование эффективной системы товародвижения затрудняет устаревшая материально-техническая база оптового продовольственного комплекса (например, износ основных производственных фондов на большинстве хладокомбинатов достигает 65-85%), а также неразвитость сферы оказания логистических услуг. Значительные средства требуются на модернизацию и техническое перевооружение оптовых предприятий, на основе которых создаются современные типы торговых объектов. Особенности строительных решений существующей инфраструктуры оптового звена не всегда позволяют использовать прогрессивные технологии и схемы логистики. В Москве (и близлежащих районах Московской области) ощущается нехватка отдельных типов складской инфраструктуры, в том числе общетоварных складов европейских стандартов качества - категорий "А" и "Б", отвечающих требованиям современной логистики, и низкотемпературных емкостей с режимами хранения товаров до -24 °C. При этом до настоящего времени не решены вопросы строительства опытных холодильников, использующих новые источники получения холода, на территориях газораспределительных станций ГУП "Мосгаз", расположенных в периферийных районах города. Недостаточными темпами осуществляется работа по выделению и оформлению исходно-разрешительной документации по новым земельным участкам в зоне МКАД, предназначенным для размещения крупных объектов оптовой торговли продовольствием. На участках имеются обременения, приводящие к значительному снижению их полезной площади. Недостаток оптовых предприятий, работающих в режиме межрегиональных распределительных центров и расположенных за пределами МКАД, приводит к значительным транзитным потокам продовольствия через городскую инфраструктуру оптовой торговли. Ряд предприятий оптовой торговли размещается в центральных районах города, что создает серьезные транспортные проблемы и ухудшает экологическую обстановку в городе. Необходимы мероприятия по перебазированию данных предприятий в существующие или создаваемые производственные зоны в периферийных районах Москвы. В плане защиты экономических и имущественных интересов города в оптовом продовольственном комплексе актуальным является противодействие переделу собственности, приводящему к перепрофилированию и ликвидации предприятий городского значения. Особого внимания заслуживает процесс активного освоения рынка оптовых торговых услуг и складской инфраструктуры крупными иностранными инвесторами, который, несомненно, усилится при вступлении России во Всемирную торговую организацию. Требуется ускорить решение таких важных вопросов развития сферы оптовой торговли продовольствием, как создание системы рыночной информации, организация технического регулирования качества и безопасности продовольствия, обеспечение химической безопасности оптовых предприятий, совершенствование нормативно-правовой базы и организационной структуры управления оптовым продовольственным комплексом. 2.3. Цели, задачи и приоритеты развития оптовой торговли С учетом итогов развития оптового продовольственного комплекса за предшествующий период, необходимости решения существующих и прогнозируемых проблем и поддержки положительных тенденций в укреплении продовольственной безопасности и организации обеспечения населения города продуктами питания основные положения продовольственной политики Правительства Москвы на перспективу определяются следующим образом. Главная цель государственной координации оптовой торговли продовольствием состоит в разработке и осуществлении системы мер, обеспечивающей поддержание и укрепление продовольственной безопасности города, гарантированное снабжение населения Москвы всеми видами продовольственных товаров в необходимых объемах, ассортименте и качестве, по приемлемым для потребителей ценам. Целевые социальные ориентиры Программы на 2005-2007 годы отражают основные социальные критерии продовольственной безопасности города (удовлетворение потребностей москвичей в продуктах питания, физическая и экономическая доступность продуктов питания, их качество и безопасность) и устанавливаются в соответствии с вариантным прогнозом социально-экономического развития Москвы на соответствующую перспективу, в том числе прогнозируемым ростом реальных доходов и покупательной способности населения. Наиболее вероятный ("реалистический") сценарий развития системы продовольственного обеспечения Москвы предусматривает, что в среднесрочной перспективе будет обеспечено дальнейшее повышение уровня среднедушевого потребления основных продуктов питания в семьях москвичей с ежегодным приростом 2,3-5,5%, что позволит в период до 2010 года достичь в среднем на одного жителя города норм потребления, рекомендуемых Институтом питания РАМН, по мясу и мясопродуктам, рыбе и рыбопродуктам, маслу животному и растительному, крупе, сахару, яйцу <10> и максимально приблизиться к указанным нормам по молоку и молокопродуктам, картофелю, овощам и фруктам. В перспективе до 2020 года намечается достичь рекомендуемых норм среднедушевого потребления продуктов питания в семьях москвичей по всем основным видам продовольственных товаров. Предполагается также обеспечить к 2007 году экономическую доступность продовольственного набора, входящего в потребительскую корзину, для малообеспеченных категорий граждан. "Оптимистический" и "пессимистический" варианты сценария развития системы продовольственного обеспечения Москвы в части целевых социальных показателей Программы на 2005-2007 годы расчетно определяют темпы прироста размеров среднедушевого потребления основных продуктов питания в семьях москвичей соответственно на уровне 2,5-6,5% и в пределах 1,5% в год. При "пессимистическом" варианте прогноза динамики реальных доходов населения и темпов инфляции на продовольственном рынке города возможности обеспечения экономической доступности продовольственного набора, входящего в потребительскую корзину, для малообеспеченных категорий граждан отодвигаются на более поздний срок (2007-2008 годы). Целевые экономические ориентиры Программы устанавливаются в соответствии с вариантным прогнозом роста объемов оптового оборота продовольствия на территории города Москвы и прогнозных оценок перспектив развития сырьевых товарных рынков в России и за рубежом. При формировании "реалистического" варианта прогноза принимаются следующие показатели социально-экономического развития города на период до 2007 года <11>: - численность постоянного населения (на конец года) - 10488 тыс. чел. - в базисном 2004 году с темпом ежегодного прироста 65 тыс. чел.; численность временного населения (оценка) - 3,0-3,5 млн. чел.; - темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения: 2005 год - 110,6%, 2006 год - 109,4%, 2007 год - 107,3%; - темпы прироста в пищевой и перерабатывающей промышленности - 6,0-7,0% в год в сопоставимых ценах; - темпы прироста физического объема оборота розничной торговли продовольственными товарами - 4,0-5,0% в год; - индекс цен на продукты питания (в среднем за год) - динамика, снижающаяся со 109,9% в 2004 году до 106,0% в 2007 году. В рамках указанного варианта прогноза ожидаемые темпы прироста физического объема оборота оптовой торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольственными товарами расчетно составят 4,5-5,5% в год и в целом за период 2005-2007 годов - 16,0-18,0%. Соответственно в абсолютных показателях прогнозируется (по "реалистическому" варианту) рост объемов оптового оборота продовольствия на территории города Москвы с 9,14 млн. тонн в 2004 году до 10,6-10,8 млн. тонн в 2007 году (2005 год - 9,6-9,65 млн. тонн, 2006 год - 10,1-10,2 млн. тонн). При этом за счет реализации мероприятий Программы по реконструкции материально-технической базы и интенсификации грузопереработки на действующих предприятиях, строительству и вводу новых мощностей оптовой торговли, развитию агропромышленной кооперации и интеграции, совершенствованию механизмов государственной координации и финансирования в оптовом продовольственном комплексе города и др. обеспечиваются возможности для роста объемов организованных поставок продовольствия в Москву с 7,9 млн. тонн в 2004 году до 9,6-9,7 млн. тонн в 2007 году (2005 год - 8,45 млн. тонн, 2006 год - 9,0-9,1 млн. тонн). "Оптимистический" вариант сценария развития системы продовольственного обеспечения Москвы предполагает сохранение в рассматриваемой перспективе темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения, оборота розничной торговли продовольственными товарами и объемов выпуска продукции предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности на уровне средних показателей 2003-2004 годов. В этом случае расчетные темпы прироста оборота оптовой торговли продовольствием в городе в 2005-2007 годах составят 6,9% в год, а ожидаемый объем оптового оборота в 2007 году - 11,2 млн. тонн. Требуемый для размещения дополнительного прироста оптового оборота (по сравнению с "реалистическим" вариантом прогноза) размер складских и дистрибьюторских площадей оценивается в 100-110 тыс. кв. метров. Возникающий дефицит площадей может быть преодолен за счет дополнительных мер по ускорению ввода новых мощностей оптовой торговли на территориях, прилегающих к МКАД, в частности, за счет параллельного с проектированием выполнения отдельных видов строительных работ на этих объектах. "Пессимистический" вариант основывается на прогнозе снижения в 2005-2007 годах темпов экономического роста (валовый региональный продукт - 104,0-105,0% в год) и темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения (2005 год - 107,2%, 2006 год - 106,9%, 2007 год - 105,3%) на фоне сохраняющейся высокой инфляции на продовольственном рынке города (2005 год - 112,0%, 2006 год - 110,5%, 2007 год - 108,5%) <12>. B этом случае помимо прогнозируемого снижения значений целевых социальных показателей Программы на 6,0-10,0% по сравнению с "реалистическим" вариантом понижается прогноз ожидаемого роста объемов оборота оптовой торговли и объемов организованных поставок продовольствия в Москву. Для достижения поставленной цели и целевых социальных и экономических ориентиров Программы в перспективе должно быть обеспечено решение следующих стратегических задач: - повышение уровня и качества питания населения в соответствии с потребностями и спросом жителей Москвы; - обеспечение ценовой и территориальной доступности продовольствия для всех социальных групп населения; - обеспечение продовольственной независимости: увеличение в период до 2010 года в 1,5 раза объемов организованных поставок в Москву основных видов продовольствия из регионов России на основе развития агропромышленной кооперации и интеграции; - структурная перестройка каналов товародвижения и развитие материально-технической базы и логистики оптового звена; - создание цивилизованного оптового продовольственного рынка с единым информационным пространством; - рациональное территориальное размещение объектов оптовой торговли в соответствии с Генеральной схемой размещения объектов оптовой торговли продовольствием на территории города Москвы; - реализация через оптовую торговлю механизмов поддержки московских товаропроизводителей; - совершенствование форм и методов государственной координации, правового регулирования и саморегулирования продовольственного рынка. 2.4. Структура Программы Программа включает пять программных направлений, связанных с решением основных проблем развития оптовой торговли продовольствием в среднесрочной перспективе. Первые два из них реализуют главные задачи структурной политики города по развитию инфраструктуры товародвижения и оптовой торговли, развитию агропромышленной кооперации и интеграции. Третье содержит комплекс мер по государственной координации и поддержке развития оптовой торговли, включая нормативно-правовое обеспечение торговой деятельности, имущественно-земельные отношения, усиление социальной ориентации продовольственного рынка, повышение инвестиционной активности и привлечение инициативного капитала в оптовое звено торговли, совершенствование организованных закупок продовольствия. Последние два направления - информатика, наука и инновационное развитие и кадры - выполняют обеспечивающий характер. В области развития инфраструктуры товародвижения и оптового продовольственного рынка города в качестве приоритетов Программы на 2005-2007 годы устанавливаются: - организация современных объектов оптовой торговли (распределительные центры, оптовые продовольственные рынки и комплексы, магазины-склады и т.д.) на действующих предприятиях продовольственного комплекса Москвы; - строительство новых объектов оптовой торговли за счет средств инвесторов в соответствии с Генеральной схемой; - участие предприятий и организаций оптового продовольственного комплекса Москвы, включая крупные агрохолдинги, в создании объектов "большого распределения" на территории Московской области; - строительство опытных холодильных предприятий на территориях, прилегающих к газораспределительным станциям; - перебазирование предприятий оптовой торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности из центральных районов города в промышленные зоны, прилегающие к МКАД; вывод (перепрофилирование) неперспективных предприятий; - реконструкция систем холодообеспечения на оптовых предприятиях в целях повышения их химической безопасности; - развитие транспортно-складской инфраструктуры оптовой торговли; - развитие новых элементов инфраструктуры оптового продовольственного рынка, включая различные формы электронной торговли (электронные биржи, торговые площадки, Интернет-магазины и т.д.). Программа учитывает наметившиеся тенденции по формированию в Московском регионе, включающем город Москву и Московскую область, единой товаропроводящей сети продовольствия, что проявляется: - в увеличении объемов снабжения предприятий розничной торговли области, включая крупные торговые объекты на внешней стороне МКАД, с оптовых предприятий города; - в росте объемов поставок в область продукции московских предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности; - в развитии процессов интеграции предприятий оптового продовольственного комплекса города с хозяйствами области, обеспечивающей возможности перемещения базы хранения сезонных запасов продовольствия в места производства; - в активизации на продовольственном рынке Москвы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности области; - в развитии в Московской области инфраструктуры оптовой торговли, ориентированной на поставки продовольствия в город. В области развития агропромышленной кооперации и интеграции в качестве стратегической задачи рассматривается формирование устойчивой товарно-сырьевой базы гарантированных поставок в Москву основных видов продовольствия, обеспечивающей не менее 75% от годового фонда их потребления. Особое внимание должно быть обращено на развитие процессов интеграции в ключевых секторах продовольственного рынка Москвы: плодоовощном, мясомолочном, зерновом. На основе выполнения заданий Целевой программы интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями регионов России на 2004-2006 годы и реализации последующих инвестиционных проектов в агропромышленной сфере предусматривается увеличить поставки в город из интегрированных хозяйств в 2007 году по сравнению с уровнем 2004 года: мяса и мясопродуктов - в 2,9 раза (с 75 до 220 тыс. тонн), картофеля и овощей - в 1,4 раза (со 181 до 245 тыс. тонн), зерна и круп - в 5,0 раз (со 107 до 540 тыс. тонн). В качестве приоритетных направлений в этой области следует рассматривать: - создание собственной базы эффективного сельскохозяйственного производства на основе применения прогрессивной техники и технологий в крупных вертикально интегрированных московских агрохолдингах; - развитие базы хранения сезонных запасов продукции, предназначенной для поставок на продовольственный рынок города, в местах производства - в аграрных подразделениях агрохолдингов и в хозяйствах, имеющих договоры о совместной деятельности с предприятиями оптового продовольственного комплекса Москвы; - развитие первичной переработки и товарной подработки продукции в местах производства - на предприятиях АПК в регионах России (включая цеха и предприятия малой мощности), входящих в состав московских агрохолдингов; - формирование заготовительной и отгрузочной инфраструктуры в местах производства, ориентированной на поставки продовольствия в Москву. Имущественно-земельная политика в оптовом продовольственном комплексе должна обеспечивать и поддерживать процессы структурных изменений в системе товародвижения продовольствия. Приоритетными направлениями в этой области являются: - защита экономических и имущественных интересов города и предприятий городского значения на основе совершенствования законодательства города Москвы по землепользованию в целях ограничения возможностей закрытия и перепрофилирования предприятий, организации мониторинга и прогнозирования финансового положения предприятий, участвующих в реализации программ продовольственного обеспечения и развития оптовой торговли продовольствием в Москве и пользующихся финансовой поддержкой из средств городского бюджета, улучшения координации в работе органов управления по защите интересов города, активизации деятельности отраслевых союзов по защите имущественных интересов предприятий, являющихся их членами; - повышение эффективности использования городского имущества за счет оптимизации размеров пакетов акций, находящихся в собственности города, в акционерных обществах на предприятиях оптового продовольственного комплекса, вывода акций предприятий на фондовый рынок, передачи пакетов акций, принадлежащих городу, в доверительное управление и т.д.; - проведение активной земельной политики, в том числе: подбор земельных участков в местах рационального размещения новых оптовых предприятий, обеспечение необходимых дополнительных землеотводов для действующих предприятий, передислокация предприятий в соответствии с градостроительными планами развития территорий, упрощение процедур получения исходно-разрешительной документации и др. В области усиления социальной ориентации продовольственного рынка: - реализация комплекса мер по сдерживанию роста цен на продовольственные товары (проведение товарных интервенций с использованием городского резерва продовольствия и оборачиваемых запасов в составе годовых программ поставок с финансовой поддержкой из средств городского бюджета, сокращение числа посредников, снижение издержек обращения за счет современной организации торговли и логистики и т.д.); - расширение ассортиментного перечня поставок основных продуктов питания в целях повышения их ценовой доступности для групп населения с различным уровнем доходов; - совершенствование организации снабжения социальной сферы и социально ориентированных предприятий розничной торговли; - развитие системы технического регулирования качества и безопасности продуктов питания. Структурная политика в оптовом продовольственном комплексе должна быть направлена на: - оптимизацию состава операторов оптового рынка, в первую очередь, на сокращение числа посредников и обеспечение необходимого рыночного разнообразия оптовых структур; - перемещение базы хранения сезонных и страховых запасов продовольствия из города в места производства; - рациональное размещение оптовых предприятий в целях сокращения транспортных нагрузок на городские магистрали; - развитие инфраструктуры конкурентного оптового рынка, включая формирование зоны "большого распределения" на территории Московской области, развитие объектов оптовой торговли городского уровня на территории, прилегающей к МКАД, структурную перестройку оптовой торговли районного уровня в звене "опт - мелкий опт - розница". Финансовая и инвестиционная политика в оптовом продовольственном комплексе должна быть направлена, в первую очередь, на привлечение средств предприятий и иных внебюджетных источников к финансированию закупок продовольствия по согласованным с уполномоченным органом Правительства Москвы годовым программам, инвестиционных интеграционных проектов в агропромышленной сфере. В этих целях в Программе на 2005-2007 годы предусмотрен комплекс мер по повышению инвестиционной активности и привлечению инициативного капитала в развитие товарно-сырьевой базы и инфраструктуры оптовой торговли продовольствием: - развитие организационно-экономического механизма привлечения средств инвесторов-застройщиков и арендаторов на оптовых предприятиях для финансирования проектов развития и реконструкции объектов оптовой торговли; - развитие кооперации и интеграции предприятий и организаций оптового продовольственного комплекса Москвы и АПК регионов России по осуществлению совместных аграрных инвестиционных проектов, в том числе на основе долевого участия в акционерных обществах на создаваемых предприятиях; - привлечение крупных производителей сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольственных товаров из регионов России, стран Единого Экономического Пространства, СНГ и дальнего зарубежья к реализации проектов развития инфраструктуры оптовой торговли продовольствием в Москве (организация торговых домов, собственных распределительных центров, участие в финансировании создания комплексов оптовой торговли и т.д.); - развитие лизинга техники, оборудования, технологий в оптовом продовольственной комплексе города, в том числе в интегрированном с ним аграрном секторе. В области развития информационно-коммуникационных технологий и формирования единого информационного пространства оптового продовольственного рынка приоритетными направлениями являются: - создание системы информационной поддержки управленческих решений по вопросам продовольственного обеспечения города (прогнозы макроэкономических показателей, продовольственные балансы, мониторинг товарных ресурсов, запасов и цен на рынке продовольствия и т.д.); - формирование системы информационного мониторинга качества и безопасности продовольствия; - создание системы рыночной информации (спрос и предложение товаров, цены и т.д.), обеспечивающей информационную поддержку участников оптового продовольственного рынка: товаропроизводителей, субъектов оптовой и розничной торговли, а также населения; - организация электронных торговых площадок и центров. Осуществление целенаправленной продовольственной политики Правительства Москвы в оптовом звене товародвижения призвано обеспечить многоканальность этой системы и рыночное разнообразие структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, беспрепятственное продвижение потребительских товаров по каналам реализации, стимулирование отечественных товаропроизводителей, еще более полное вовлечение Москвы в систему межрегиональных хозяйственных связей. 2.5. Организационный механизм реализации Программы В системе органов исполнительной власти города Москвы управление Программой и координация работ по развитию оптовой торговли продовольствием должны быть возложены на Департамент продовольственных ресурсов города Москвы во взаимодействии с другими органами городского и территориального управления и корпоративными структурами. Распределение основных задач управления Программой между ее участниками представлено в таблице. ------------------------------------------------------------------------------- |Участники Программы |Основные задачи | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Департамент |Общая координация работ по обеспечению | |продовольственных ресурсов|продовольственной безопасности Москвы и развитию | |города Москвы |оптовой торговли продовольствием, включая процессы| | |агропромышленной кооперации и интеграции. | | |Совершенствование нормативно-правового | | |регулирования в сфере оптовой торговой | | |деятельности. | | |Организация и финансовая поддержка | | |продовольственного обеспечения Москвы, закупок | | |и поставок продовольствия для городских нужд. | | |Реализация научно-технической и инвестиционной | | |политики в оптовой торговле | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Департамент науки |Совершенствование государственной координации | |и промышленной политики |и нормативно-правового регулирования пищевой | |города Москвы |и перерабатывающей промышленности. | | |Обеспечение промышленной и научно-технической | | |политики. | | |Организация и финансирование НИОКР | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Департамент |Организация розничной торговли продовольственными | |потребительского рынка |товарами, включая розничные торговые сети, | |и услуг города Москвы |и общественного питания. | | |Совершенствование государственной координации | | |и нормативно-правового регулирования | | |на потребительском рынке | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Департамент имущества |Управление пакетами акций, принадлежащими городу, | |города Москвы |в акционерных обществах на предприятиях оптового | | |продовольственного комплекса | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Комитет города Москвы |Организация и проведение конкурсов по подбору | |по организации |инвесторов для реализации инвестиционных проектов | |и проведению конкурсов | | |и аукционов | | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Москомархитектура |Подбор земельных участков и оформление актов | | |разрешенного использования участка территории | | |градостроительного объекта для осуществления | | |строительства, реконструкции объектов оптовой | | |торговли | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Департамент транспорта |Развитие транспортного обслуживания объектов | |и связи города Москвы |оптовой и розничной торговли с использованием | | |логистических методов управления | | |товародвижением. | | |Реализация комплексных схем организации дорожного | | |движения в местах расположения крупных объектов | | |оптовой и розничной торговли | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Департамент экономической |Организация финансирования Программы. | |политики и развития города|Контроль за исполнением Программы | |Москвы | | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Префектуры |Развитие инфраструктуры оптовой и розничной | |административных округов |торговли. | |города Москвы |Регулирование торговой деятельности | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Территориальное управление|Обеспечение государственного контроля качества | |Российского |и безопасности сельскохозяйственной продукции, | |потребительского надзора |сырья и продовольственных товаров | |по городу Москве, | | |Московская государственная| | |торговая инспекция, | | |Государственное учреждение| | |Объединение ветеринарии | | |города Москвы, | | |Государственная инспекция | | |по качеству | | |сельскохозяйственной | | |продукции, сырья | | |и продовольствия, | | |ФГУП "Ростест-Москва" | | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Предприятия и организации |Осуществление полного комплекса | |оптового |снабженческо-сбытовых операций в оптовой торговле | |продовольственного |продовольствием. | |комплекса города |Выполнение функций подрядчика по закупкам | | |(поставкам), хранению и реализации продукции | | |для городских нужд | |--------------------------|--------------------------------------------------| |Департамент |Развитие интеграции с предприятиями АПК в регионах| |продовольственных ресурсов|России и предприятиями розничной торговли. | |города Москвы, Департамент|Развитие материально-технической базы, | |имущества города Москвы, |реконструкция и модернизация предприятий | |Москомархитектура, |с созданием на базе их имущественных комплексов | |Департамент экономической |распределительных центров, оптовых рынков | |политики и развития города|и комплексов оптовой торговли. | |Москвы, префектуры |Привлечение финансовых ресурсов на оптовые закупки| |административных округов |продовольствия и реализацию инвестиционных | |города Москвы, предприятия|проектов | |и организации оптового | | |продовольственного | | |комплекса города | | ------------------------------------------------------------------------------- 2.6. Финансовый механизм реализации Программы Финансирование Программы в целом оценивается в размере 11927,49 млн. руб. За счет бюджета города, преимущественно в форме бюджетных кредитов из средств, предназначенных на продовольственное обеспечение города Москвы, будет профинансирована часть программных мероприятий в размере 1371,99 млн. руб., что составляет 11,5% от общего объема финансирования. Использование бюджетных средств предусматривается: - на финансирование развития информационно-коммуникационных технологий, научные исследования и разработки. Объемы финансирования (75,5 млн. руб.) установлены в соответствии с лимитами Городской целевой программы "Электронная Москва" <13> и проектом Программы прикладных научных исследований для инновационного развития города Москвы на 2005-2007 годы; - на разработку исходно-разрешительной и проектной документации по приоритетным объектам инфраструктуры оптовой торговли, создание распределительных центров на государственных предприятиях для комплексного снабжения социальной сферы и розничной торговли, приобретение оборудования и средств контроля качества и безопасности продовольствия для государственных контролирующих и надзорных органов. Объем бюджетных средств, привлекаемых на эти цели, составляет в 2005 году 52,59 млн. руб., что соответствует лимитам финансирования Адресной инвестиционной программы города Москвы на 2005 год <14>. Показатели бюджетного финансирования на 2006 год (64,5 млн. руб.) и 2007 год (78,0 млн. руб.) являются индикативными и ежегодно уточняются при формировании Адресной инвестиционной программы города Москвы; - на долевое участие города в финансировании инвестиционных проектов предприятий оптового продовольственного комплекса, направленных на развитие оптовой торговли в Москве. Лимиты бюджетных кредитов, субсидий и субвенций, предусматриваемых на указанные цели, составляют 1101,4 млн. руб. (80,3% затрат городского бюджета по Программе) и находятся в пределах 25% средств, выделяемых на продовольственное обеспечение города <15>. Распределение объемов финансирования Программы из средств бюджета города Москвы по статьям бюджетной классификации, годам и направлениям использования представлено в таблице. (млн. рублей) ----------------------------------------------------------------------------------------- | Направления расходов | Статьи бюджетной |2005 г.|2006 г. |2007 г.|Итого | | | классификации | | | |2005-2007 гг.| |------------------------|-----------------------|-------|--------|-------|-------------| | Средства городского | | 726,49| 485,50| 160,00| 1371,99| | бюджета - всего | | | | | | |------------------------|-----------------------|-------|--------|-------|-------------| | В том числе: | | | | | | |------------------------|-----------------------|-------|--------|-------|-------------| | Бюджетные инвестиции | 04 11 | 52,59| 64,50| 78,00| 195,09| | (капитальные вложения | (Другие вопросы | | | | | | за счет средств | в области | | | | | | Адресной инвестиционной| национальной | | | | | | программы города | экономики. | | | | | | Москвы. Прочие расходы | Капитальные вложения: | | | | | | "Торговля | сельское хозяйство) | | | | | |