Страницы: 1 2 О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ОКРУЖНЫХ И УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 24 мая 2006 г. N 176/1131-4 (Д) В связи с вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего изменение ряда положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регулирующих порядок формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и участковых избирательных комиссий, на основании пункта 9 статьи 21 и в целях реализации требований статей 22, 24 - 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий (прилагаются). 2. Направить Методические рекомендации в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, политическим партиям для использования в работе. 3. Предложить избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации довести Методические рекомендации до сведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, нижестоящих избирательных комиссий, региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий, иных избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования (в том числе в составе избирательных блоков). 4. Считать утратившим силу Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 12 июля 2002 года N 156/1373-3 "О Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий". 5. Опубликовать настоящее Постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.ВЕШНЯКОВ Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К.ЗАСТРОЖНАЯ 24 мая 2006 г. N 176/1131-4 УТВЕРЖДЕНЫ Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 мая 2006 года N 176/1131-4 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ, ОКРУЖНЫХ И УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях единообразного применения положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) с учетом практики его реализации при формировании территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, а также внесенных в него Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" изменений, которые, в частности, предусматривают более широкие возможности использования механизма совмещения полномочий избирательных комиссий через возложение их полномочий на иные избирательные комиссии, уточнение системы избирательных комиссий применительно к двухуровневой организации местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", повышение с одной трети до одной второй возможной доли государственных и муниципальных служащих, входящих в состав соответствующих избирательных комиссий, исключение из числа участников избирательного процесса избирательных блоков. 1. Общие условия формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий 1.1. Органы, осуществляющие формирование избирательных комиссий 1.1.1. В соответствии с положениями пункта 7 статьи 24, пункта 6 статьи 25, пункта 6 статьи 26, пункта 4 статьи 27 Федерального закона избирательные комиссии формируют: а) территориальную избирательную комиссию - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации; б) избирательную комиссию муниципального образования - представительный орган муниципального образования; в) окружную избирательную комиссию, участковую избирательную комиссию - вышестоящая избирательная комиссия. 1.1.2. Согласно пункту 7 статьи 22 Федерального закона если уполномоченные на то Федеральным законом представительные органы муниципального образования, избирательные комиссии не назначат состав или часть состава избирательной комиссии в срок, установленный законом, либо если на соответствующей территории отсутствует представительный орган муниципального образования, либо если соответствующая избирательная комиссия не сформирована, состав или часть состава избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения назначает избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии поселения - избирательная комиссия муниципального района, иной (окружной, территориальной, участковой) избирательной комиссии - вышестоящая избирательная комиссия с соблюдением требований, установленных Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. 1.1.3. При рассмотрении кандидатур в состав избирательной комиссии необходимо учитывать положения статьи 29 Федерального закона, согласно которым определенные категории лиц не могут быть членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, а член избирательной комиссии с правом решающего голоса не может на одних и тех же выборах быть одновременно членом иной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 1.1.4. Доля государственных и муниципальных служащих в общей сложности не может составлять более одной второй от общего числа членов территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной или участковой избирательной комиссии. Указанное положение может не применяться при формировании участковых избирательных комиссий на избирательных участках, образованных на территориях воинских частей, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов местностях, а также за пределами территории Российской Федерации. 1.1.5. При формировании избирательной комиссии рекомендуется учитывать принцип преемственности в ее работе, целесообразность назначения в ее состав лиц, имеющих высшее юридическое образование или ученую степень в области права, опыт организации и проведения выборов, референдумов, а также участия в работе избирательных комиссий молодежи. 1.1.6. Письменное согласие гражданина Российской Федерации, кандидатура которого предлагается для назначения в состав избирательной комиссии, представляется, как правило, субъектом, вносящим соответствующее предложение, в орган, формирующий состав избирательной комиссии, вместе с иными документами, необходимыми для назначения в состав избирательной комиссии. 1.1.7. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации необходимо обеспечить контроль за ходом формирования избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления и участковых избирательных комиссий и в случае необходимости принимать предусмотренные Федеральным законом меры. 1.1.8. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации при внесении в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации предложений о приведении избирательного законодательства субъекта Российской Федерации в соответствие с Федеральным законом рекомендуется обратить внимание на необходимость включения в соответствующие законы субъекта Российской Федерации следующих норм: определяющих количественный состав избирательных комиссий; устанавливающих сроки публикации сообщения о предстоящем формировании избирательных комиссий, а также сроки и порядок внесения предложений о кандидатурах для назначения в составы избирательных комиссий. При этом для избирательной комиссии, действующей на постоянной основе (территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования), период, в который орган, формирующий указанную избирательную комиссию, обязан принимать предложения по кандидатурам в ее состав, должен составлять не менее одного месяца, а для окружной, участковой избирательной комиссии - не менее десяти дней. Сроки подачи указанных предложений следует отсчитывать со дня публикации указанного сообщения в средствах массовой информации либо обнародования иным способом (например, при отсутствии в муниципальном образовании средств массовой информации сообщение о приеме предложений по составу участковой избирательной комиссии может быть размещено на специальном стенде) в соответствии с порядком исчисления сроков, установленным в статье 11.1 Федерального закона. 1.2. Субъекты права внесения предложений по составу избирательных комиссий В соответствии с положениями статей 22, 24 - 27 Федерального закона, пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" кандидатуры для формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий предлагают: а) политические партии, а также региональные и иные структурные подразделения политической партии в случае, если уставом политической партии им делегировано право самостоятельно принимать участие в решении вопросов, связанных с выборами на соответствующей территории, либо если право вносить предложения по кандидатурам им делегировано полномочным (руководящим) органом политической партии; б) иные общественные объединения, созданные в любой организационно-правовой форме (общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности) в соответствии с Федеральными законами "Об общественных объединениях", "О некоммерческих организациях", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях"; в) избирательный блок "Родина" (народно-патриотический союз)", выдвинувший федеральный список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, а также избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации созыва, действующего на момент формирования соответствующей избирательной комиссии, а при формировании территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления, участковой избирательной комиссии - также избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования созыва, действующего на момент формирования соответствующей избирательной комиссии; г) собрания избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы; д) представительный орган муниципального образования (за исключением внесения предложений при формировании соответствующих избирательных комиссий муниципальных образований); е) при формировании территориальной избирательной комиссии - территориальная избирательная комиссия предыдущего состава, при формировании избирательной комиссии муниципального образования - избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, избирательная комиссия муниципального образования предыдущего состава, а при формировании избирательной комиссии поселения - также избирательная комиссия муниципального района. 2. Возложение полномочий избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий на иные избирательные комиссии 2.1. В целях совершенствования системы избирательных комиссий избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется проанализировать систему действующих в настоящее время в соответствующем субъекте Российской Федерации на постоянной основе избирательных комиссий (территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований), с точки зрения целесообразности возложения на них полномочий других избирательных комиссий, учитывая при этом сроки их полномочий, мнение по данному вопросу соответствующих органов местного самоуправления и иных связанных с этим вопросом обстоятельств. При этом в случае отсутствия практической необходимости в значительном количестве избирательных комиссий, обеспечивающих проведение региональных и муниципальных выборов, избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации предлагается шире использовать предоставленную законодательством Российской Федерации возможность совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня, прежде всего путем возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочий избирательных комиссий муниципальных образований на соответствующие территориальные избирательные комиссии, обладающие достаточным кадровым потенциалом и организационно-техническими возможностями, в том числе имеющие комплексы средств автоматизации Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы"). Аналогичный подход в отношении возложения полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления, участковых избирательных комиссий на иные комиссии желателен и для избирательных комиссий муниципальных образований при организации и проведении муниципальных выборов. 2.2. В целях исключения дублирования функций территориальных избирательных комиссий и избирательных комиссий муниципальных образований по организации выборов на одной и той же территории, например, в органы местного самоуправления муниципального района, в том числе в случае, если территория этого района и территория, подведомственная территориальной избирательной комиссии, полностью совпадают, целесообразно реализовывать положения пункта 4 статьи 24 Федерального закона, согласно которому полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию, а если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных избирательных комиссий - на одну из них. При этом на территориальную избирательную комиссию могут быть возложены полномочия как избирательной комиссии муниципального района, так и избирательной комиссии поселения (избирательных комиссий поселений), расположенного (расположенных) в границах соответствующего района. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию в случае отсутствия представительного органа муниципального образования может быть установлен законом субъекта Российской Федерации. 2.3. В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона возможно также возложение полномочий территориальной избирательной комиссии по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому по согласованию с представительным органом муниципального образования, на соответствующую избирательную комиссию муниципального образования. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в случае предполагаемого возложения полномочий территориальной избирательной комиссии на избирательную комиссию муниципального образования рекомендуется использовать свои права как при выдвижении кандидатур для назначения в состав избирательной комиссии муниципального образования, так и при внесении предложений по кандидатуре председателя избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения. 2.4. Срок исполнения территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не находится в жесткой зависимости от истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии соответствующего состава. Если в решении избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию указано, на какой срок такие полномочия возлагаются, территориальная избирательная комиссия исполняет эти полномочия до истечения указанного срока, если не указано - то до того момента, пока соответствующим решением не будет определено иное, независимо от сроков формирования нового состава территориальной избирательной комиссии. Исполнение территориальной избирательной комиссией полномочий избирательной комиссии муниципального образования не является препятствием для формирования по истечении четырехлетнего срока полномочий территориальной избирательной комиссии в новом составе. Аналогичный подход применяется и в случае возложения полномочий территориальной избирательной комиссии на избирательную комиссию муниципального образования. 2.5. Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона полномочия окружных избирательных комиссий могут возлагаться на иные избирательные комиссии - на избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, территориальные избирательные комиссии, избирательные комиссии муниципальных образований, участковые избирательные комиссии. В связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом формирование окружных избирательных комиссий при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления не является обязательным, законодатель субъекта Российской Федерации, определяя систему избирательных комиссий при проведении выборов по мажоритарной избирательной системе, вправе самостоятельно решить вопрос о необходимости включения окружных избирательных комиссий в систему избирательных комиссий. Подход, в соответствии с которым окружные избирательные комиссии не формируются, а их полномочия возлагаются на иные избирательные комиссии, нашел отражение в модельном законе субъекта Российской Федерации "О выборах депутатов представительного органа муниципального района" (выписка из протокола заседания Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 164-4-4). При возложении полномочий окружных избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления на участковые избирательные комиссии последние должны быть сформированы в сроки, обеспечивающие выполнение ими избирательных действий, относящихся к компетенции окружных избирательные комиссий. 2.6. Следует учитывать, что в случае возложения на территориальную избирательную комиссию полномочий окружной избирательной комиссии по выборам в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации территориальная избирательная комиссия в соответствующих случаях принимает решения, которые оформляются как решения окружной избирательной комиссии и обжалуются в соответствии с пунктом 2 статьи 75 Федерального закона, статьей 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Аналогичный подход рекомендуется применять и в других случаях возложения полномочий одной избирательной комиссии на другую избирательную комиссию. 2.7. В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона на выборах в органы местного самоуправления полномочия участковой избирательной комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, например, на избирательную комиссию поселения. 2.8. Рекомендуется детально урегулировать в законодательстве субъектов Российской Федерации вопросы, связанные с возложением полномочий избирательных комиссий различного уровня на иные избирательные комиссии, в том числе порядок принятия соответствующего решения, порядок передачи протоколов об итогах голосования, порядок передачи данных с использованием ГАС "Выборы". При этом отсутствие такого регулирования не является препятствием для решения вопроса о возложении полномочий избирательной комиссии на другую избирательную комиссию. 3. Порядок внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий политической партией, иным общественным объединением 3.1. Согласно статье 22 Федерального закона правом внесения предложений о кандидатурах в состав формируемых в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, участковых избирательных комиссий обладают субъекты, указанные в подразделе 1.2 настоящих Методических рекомендаций. 3.2. В избирательную комиссию может быть назначено не более одного представителя от каждой политической партии, иного общественного объединения. Политическая партия, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной избирательной комиссии. 3.3. Предлагаемая политической партией, иным общественным объединением кандидатура должна соответствовать требованиям, предъявляемым к членам избирательных комиссий. Ответственность за соблюдение этих требований несут субъект права предложения кандидатуры и предлагаемое в качестве кандидатуры лицо, а при назначении кандидатуры в состав избирательной комиссии - также орган, осуществляющий формирование избирательной комиссии. 3.4. Полномочные (руководящие или иные) органы субъектов права предложения кандидатур в состав избирательных комиссий принимают решение о предложении кандидатур в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения (см. приложение N 5 к настоящим Методическим рекомендациям). Орган, осуществляющий формирование избирательной комиссии, обязан убедиться в том, что в соответствии с уставом политической партии, иного общественного объединения орган политической партии, иного общественного объединения, принявший решение о внесении предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий, правомочен принимать указанное решение. Уставы политических партий размещены в задаче "Право" ГАС "Выборы", а также на сайте по адресу www.rosregistr.ru. Полномочия органа иного общественного объединения, представившего кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии, должны быть подтверждены документально этим общественным объединением. 3.5. Решение о предложении кандидатур от политической партии в состав соответствующих избирательных комиссий любого уровня вносит полномочный (руководящий или иной) орган политической партии в соответствии с ее уставом. Органы региональных отделений, иных структурных подразделений политической партии вносят предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий на соответствующей территории в том случае, если уставом политической партии им делегировано право вносить соответствующие предложения. Указанные полномочные органы могут быть прямо определены в уставе политической партии либо решение этого вопроса может быть возложено на какой-либо руководящий орган политической партии. Все вышеуказанные документы, в том числе по делегированию полномочий, должны быть оформлены в письменном виде и подписаны уполномоченными лицами политической партии (ее структурных подразделений) в соответствии с уставом. 3.6. Решение о предложении кандидатур в состав избирательных комиссий иными общественными объединениями принимается полномочными (руководящими и иными) органами в соответствии с уставами этих общественных объединений. 4. Особенности участия в формировании избирательных комиссий избирательных объединений, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования 4.1. Согласно пункту 8 статьи 24, пунктам 7 и 7.1 статьи 25, пункту 7 статьи 26, пункту 5 статьи 27 Федерального закона соответствующий полномочный орган (представительный орган муниципального образования, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, соответствующая вышестоящая избирательная комиссия) обязан назначить не менее одной второй от установленного числа членов каждой территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования (при формировании территориальной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии по выборам в органы местного самоуправления, участковой избирательной комиссии). При этом должна быть предусмотрена такая процедура назначения, которая бы обеспечивала безусловную реализацию этой нормы и соблюдение вышеуказанного порядка предложения кандидатур. 4.2. Если кандидатура, представленная в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Методических рекомендаций, не соответствует требованиям, предъявляемым к членам избирательной комиссии, орган, формирующий комиссию, сообщает об этом политической партии, иному избирательному объединению, представившим данную кандидатуру, с тем, чтобы они могли представить другую кандидатуру до окончания периода сбора предложений в состав избирательной комиссии. Факт такого сообщения должен быть документально подтвержден. Если предложенная кандидатура соответствует предъявляемым к членам избирательной комиссии требованиям, то орган, осуществляющий формирование избирательной комиссии, не вправе предъявлять к ней какие-либо дополнительные требования, а также требовать ее замены. 4.3. Если количество предложений, внесенных вышеназванными субъектами права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий, окажется недостаточным для соблюдения требования пункта 4.1 настоящих Методических рекомендаций, остальные члены избирательных комиссий назначаются из числа кандидатур, предложенных иными субъектами права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий. 4.4. Если общее количество кандидатур, предложенных в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Методических рекомендаций политическими партиями, иными избирательными объединениями, превышает одну вторую от установленного числа членов данной избирательной комиссии, целесообразно, чтобы они были назначены в состав избирательной комиссии с соблюдением установленной численности и требований Федерального закона соответствующим органом с учетом максимального представительства в составе избирательной комиссии кандидатур, предложенных указанными политическими партиями, иными избирательными объединениями, а также профессиональной подготовленности к исполнению полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (наличие образования, опыта работы и т.п.). Уполномоченные органы при назначении членов избирательных комиссий должны иметь в виду, что закон не устанавливает приоритетов среди субъектов права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий, обозначенных в пункте 8 статьи 24, пунктах 7 и 7.1 статьи 25, пункте 7 статьи 26, пункте 5 статьи 27 Федерального закона. 4.5. В настоящее время от имени политических партий, федеральные списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, имеют право вносить предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий политическая партия "Коммунистическая партия Российской Федерации", политическая партия "Либерально-демократическая партия России", Всероссийская политическая партия "Единая Россия". 4.6. В случае досрочного прекращения полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования право внесения предложений по кандидатурам в составы комиссий сохраняется за политическими партиями, иными избирательными объединениями, выдвинувшими списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования последнего созыва, при этом указанные предложения подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном пунктом 8 статьи 24, пунктами 7 и 7.1 статьи 25, пунктом 7 статьи 26, пунктом 5 статьи 27 Федерального закона. 5. Особенности участия в формировании избирательных комиссий избирательных блоков 5.1. В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, назначенные до 5 августа 2005 года по представлению избирательных блоков, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования созыва, действующего на 5 августа 2005 года, осуществляют свои полномочия до истечения срока полномочий комиссии, в состав которой они назначены. В случае досрочного прекращения полномочий такого члена избирательной комиссии вакантное место может замещаться по представлению органа избирательного блока или избирательного объединения, уполномоченного выступать от имени избирательного блока в течение срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования указанного созыва. Избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования, до истечения срока полномочий соответствующего органа сохраняют право на внесение предложений по кандидатурам членов избирательных комиссий с правом решающего голоса при формировании новых составов указанных избирательных комиссий. Предложения таких избирательных блоков подлежат рассмотрению и учету органами, осуществляющими формирование избирательных комиссий, в порядке, предусмотренном пунктами 4.1 - 4.4 и 4.6 настоящих Методических рекомендаций, наравне с предложениями политических партий, иных избирательных объединений, указанных в пункте 4.1 настоящих Методических рекомендаций. 5.2. Решение о предложении кандидатур в состав избирательной комиссии от имени избирательного блока принимается органом избирательного блока или одним из входящих в избирательный блок избирательных объединений, который был уполномочен на съезде (конференции, собрании) представителей избирательных объединений, создавших соответствующий избирательный блок, выступать от его имени, в том числе по вопросу внесения предложений по кандидатурам в состав избирательных комиссий всех уровней. При этом порядок подготовки и принятия решения по предложению кандидатур может быть определен в соглашении о создании избирательного блока. Полномочия органа, представившего кандидатуру в состав соответствующей избирательной комиссии, должны быть подтверждены документально (решение руководящего органа, соглашение о создании избирательного блока). 5.3. От имени избирательного блока "Родина" (народно-патриотический союз)", допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, в настоящее время в соответствии с пунктом 5.1 Соглашения о создании избирательного блока "Родина" (народно-патриотический союз)" и пунктом 4.3 раздела II Положения об уполномоченном органе избирательного блока - Высшем Совете избирательного блока "Родина" (народно-патриотический союз)" правом вносить предложения по кандидатурам в состав избирательных комиссий наделен Высший Совет избирательного блока. При этом, исходя из пункта 4 раздела V указанного Положения, соответствующий документ, содержащий предложение по кандидатуре в состав избирательной комиссии, должен быть подписан ответственным секретарем Высшего Совета. Кроме того, такой документ должен быть заверен печатями политических партий, входящих в избирательный блок "Родина" (народно-патриотический союз)" - политической партии "Партия Национального Возрождения (Народная Воля)", политической партии "Социалистическая единая партия России" и политической партии "РОДИНА". Следует иметь в виду, что политическая партия "РОДИНА" не является правопреемницей избирательного блока "Родина" (народно-патриотический союз)", поэтому на кандидатуры в состав избирательных комиссий, предложенные политической партией "РОДИНА", не распространяются преференции, предусмотренные для избирательного блока "Родина" (народно-патриотический союз)". 6. Особенности формирования территориальных избирательных комиссий 6.1. В соответствии с Федеральным законом территориальные избирательные комиссии действуют на постоянной основе. Срок их полномочий составляет четыре года. Законом субъекта Российской Федерации территориальным избирательным комиссиям может быть придан статус юридического лица. Положение территориальной избирательной комиссии в системе государственных органов в субъекте Российской Федерации определяется законом субъекта Российской Федерации. 6.2. Территориальные комиссии формируются в количестве пяти - четырнадцати членов с правом решающего голоса. Конкретный количественный состав территориальной избирательной комиссии рекомендуется определять исходя из числа избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. 6.3. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, осуществляющая формирование территориальных избирательных комиссий, обязана: заблаговременно утвердить на своем заседании перечень территориальных избирательных комиссий, подлежащих формированию (подпункт "е" пункта 10 статьи 23 Федерального закона). Этим же решением рекомендуется утверждать количественный состав каждой из территориальных избирательных комиссий. Не исключается возможность утверждения количественного состава территориальной избирательной комиссии и при принятии решения о ее персональном составе. Перечень территориальных избирательных комиссий (до его утверждения), а также вносимые в него изменения следует предварительно (не позднее чем за месяц до принятия решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации) направить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. В обязательном порядке согласуется с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации формирование в соответствии с пунктом 8 статьи 26 Федерального закона нескольких территориальных избирательных комиссий в пределах одной административно-территориальной единицы с большим числом избирателей, при этом соответствующие предложения рекомендуется представлять в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации для согласования не позднее чем за месяц до предполагаемого вынесения решения избирательной комиссией субъекта Российской Федерации; в установленный срок опубликовать перечень территориальных избирательных комиссий, сообщение о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах для назначения в состав территориальной избирательной комиссии, а также о количестве членов территориальной избирательной комиссии (в случае его заблаговременного утверждения). При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Федерального закона срок приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии устанавливается законом субъекта Российской Федерации и должен составлять не менее одного месяца. 6.4. Федеральным законом предусмотрены следующие особые случаи формирования территориальных избирательных комиссий: избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий без привязки к административно-территориальному делению для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных на судах, полярных станциях; в случаях, предусмотренных федеральным законом, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. 6.5. Каждая территориальная избирательная комиссия формируется избирательной комиссией субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также предложений соответствующих представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, территориальной комиссии предыдущего состава. На заседание избирательной комиссии субъекта Российской Федерации по этому вопросу рекомендуется приглашать представителей заинтересованных сторон, средств массовой информации. В рамках отведенных законом сроков избирательная комиссия субъекта Российской Федерации может осуществить формирование территориальных избирательных комиссий с учетом особенностей территорий, объема работы по сбору и обработке поступающих предложений, времени на получение от лиц, чьи кандидатуры предложены к назначению в состав территориальной избирательной комиссии, письменных заявлений о согласии на такое назначение, а также иных обстоятельств в различных, на ее усмотрение, вариантах: либо сформировать на одном заседании все территориальные избирательные комиссии, либо, при большом количестве территориальных избирательных комиссий, сформировать на нескольких заседаниях по утвержденному избирательной комиссией субъекта Российской Федерации графику (по группам территорий). 6.6. Согласно пунктам 7 и 13 статьи 28 Федерального закона председатель территориальной избирательной комиссии назначается на должность из числа членов комиссии с правом решающего голоса и освобождается от должности решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, при этом решение считается принятым, если за него проголосовало большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Рекомендуемое для назначения лицо, как правило, должно присутствовать на заседании избирательной комиссии. Решение о назначении председателя территориальной избирательной комиссии рекомендуется принимать одновременно с решением о ее формировании на одном и том же заседании избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. По решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации голосование по кандидатуре председателя территориальной избирательной комиссии проводится тайно или открыто. 6.7. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации, определяя дату своего заседания по формированию территориальной избирательной комиссии, должна учитывать, что территориальная избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий территориальной избирательной комиссии предыдущего состава, при этом территориальная избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленной численности. Со дня первого заседания территориальной избирательной комиссии нового состава полномочия территориальной избирательной комиссии предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания. 6.8. Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса по их предложениям. Решения об избрании заместителя председателя и секретаря территориальной избирательной комиссии принимаются на заседании территориальной избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса. 6.9. Избирательной комиссии субъекта Российской Федерации рекомендуется при рассмотрении вопросов, связанных с предстоящим формированием территориальных избирательных комиссий, провести работу с субъектами права предложения кандидатур с целью обеспечить представление в состав территориальной избирательной комиссии кандидатуры, отвечающей требованиям, предъявляемым к работнику информационного центра избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, исполняющему функциональные обязанности системного администратора, обеспечивающего эксплуатацию комплекса средств автоматизации в соответствующей территориальной избирательной комиссии. Следует учитывать, что указанный работник является государственным служащим и не может замещать должность в территориальной избирательной комиссии, обладающей статусом юридического лица, на постоянной (штатной) основе. 7. Особенности формирования избирательных комиссий муниципальных образований 7.1. В соответствии с Федеральным законом избирательная комиссия муниципального образования является муниципальным органом и не входит в структуру органов местного самоуправления. Уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может быть придан статус юридического лица. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования составляет четыре года. 7.2. Согласно пункту 6 статьи 24 Федерального закона избирательная комиссия муниципального образования формируется в количестве пяти - одиннадцати членов с правом решающего голоса. 7.3. Представительный орган муниципального образования формирует избирательную комиссию муниципального образования на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 Федерального закона, а также на основе предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а избирательную комиссию поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района. В связи с этим представительному органу муниципального образования рекомендуется заблаговременно, не позднее чем за месяц (если иной, более продолжительный, срок не установлен в законе субъекта Российской Федерации) до истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования, опубликовать в средствах массовой информации свое сообщение о предстоящем формировании избирательной комиссии муниципального образования. Сообщение должно содержать информацию о сроках и порядке представления предложений о кандидатурах в состав избирательной комиссии муниципального образования, количестве членов избирательной комиссии муниципального образования. Количественный состав избирательной комиссии муниципального образования может быть также утвержден представительным органом муниципального образования при принятии решения о персональном составе избирательной комиссии муниципального образования. 7.4. В соответствии с пунктом 9 статьи 24 Федерального закона представительный орган муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения на основе поступивших предложений избирательной комиссии субъекта Российской Федерации. Представительный орган поселения обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района. 7.5. Представительный орган муниципального образования, определяя дату своего заседания по формированию избирательной комиссии муниципального образования, должен учитывать, что избирательная комиссия муниципального образования собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, при этом избирательная комиссия муниципального образования правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленной численности. Со дня первого заседания избирательной комиссии муниципального образования нового состава полномочия избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава прекращаются. Срок полномочий избирательной комиссии муниципального образования исчисляется со дня ее первого заседания. 7.6. В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Федерального закона председатель избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке: а) при наличии предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации; б) в случае отсутствия предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - по предложениям, внесенным членами соответствующей избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. В соответствии с пунктом 5.1 статьи 28 Федерального закона председатель избирательной комиссии поселения избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса на основе предложения избирательной комиссии муниципального района. В случае отсутствия такого предложения председатель избирательной комиссии поселения избирается тайным голосованием на основе предложений членов избирательной комиссии поселения с правом решающего голоса. Решение о предложении кандидатуры для избрания председателем избирательной комиссии муниципального образования принимается на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов этой комиссии с правом решающего голоса. Если предложенная избирательной комиссией субъекта Российской Федерации кандидатура на должность председателя избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения будет отклонена, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана предложить новую кандидатуру из числа членов соответствующей избирательной комиссии с правом решающего Страницы: 1 2 |