ОБ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В Г.МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 8 августа 2000 г. N 602 (ПРМ) В соответствии с Программой развития гостинично-туристского комплекса г.Москвы, утвержденной постановлениями Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично - туристского комплекса г.Москвы" и от 15.07.97 N 529 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г.Москвы", проведена работа по формированию положительного имиджа Москвы как международного туристского, культурного и делового центра. Несмотря на негативные последствия, вызванные экономической и политической нестабильностью в России в последние два года, количество туристов, ежегодно приезжающих в Москву, достигло 2,5 млн. чел., в том числе около 1 млн. иностранных граждан. Объем туристско-экскурсионных и гостиничных услуг составил более 10 млрд.рублей. Вместе с тем туристский потенциал столицы используется не в полном объеме и недостаточно эффективно. Дальнейшее развитие туристской отрасли возможно только при активной государственной поддержке по целому ряду направлений. В целях превращения туристского комплекса столицы в одну из ведущих отраслей городского хозяйства, важный источник наполнения городского бюджета Правительство Москвы постановляет: 1. Согласиться с основными положениями Программы развития туризма в г.Москве на период до 2010 года (приложение). 2. Определить городским заказчиком Программы развития туризма в г.Москве на период до 2010 года (далее - Программа) Комитет по туризму Правительства Москвы. 3. Возложить функции инвестора на Управление бюджетного планирования городского заказа. 4. Комитету по туризму Правительства Москвы представить в Департамент экономической политики и развития г.Москвы для включения в Инвестиционную программу 2001 года заявки на финансирование разработки проектных предложений по развитию туристско-рекреационных зон Москвы и концепций: - по реконструкции архитектурных, садово-парковых ансамблей и исторических мест города, посещаемых туристами; - медицинского обслуживания туристов; - транспортного обслуживания туристов. 5. Комитету по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы представить в Департамент экономической политики и развития г.Москвы заявки на финансирование разработки в рамках Инвестиционной программы 2001 года: - проектно-изыскательских работ по туристско-рекреационной зоне (ТРЗ) "Золотое кольцо Москвы"; - концепции и бизнес-плана размещения строительства сети новых гостиниц, включая малые, в рамках установленного порядка предпроектной подготовки строительства в г.Москве. 6. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы: 6.1. Предусмотреть в Инвестиционной программе 2001 года: 6.1.1. Финансирование разработки проектных предложений создания туристско-рекреационных зон. 6.1.2. Финансирование проектно-изыскательских работ по ТРЗ "Золотое кольцо Москвы". 6.1.3. Выделение средств по капитальным вложениям в размере 60 миллионов рублей на проектирование и строительство объектов Государственного музея-заповедника "Коломенское". 6.1.4. Финансирование разработки концепции и бизнес-плана размещения строительства сети новых гостиниц, включая малые, в рамках установленного порядка предпроектной подготовки строительства в г.Москве. 6.2. Предусматривать в инвестиционных программах 2001 года и последующих лет по предложению инвестора - Управления бюджетного планирования городского заказа и Комитета по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы отдельной строкой выделение дополнительных средств на проектирование и строительство объектов, предусмотренных Программой. 7. Комитету по туризму Правительства Москвы ежегодно в срок до 1 апреля представлять в Департамент финансов г.Москвы поэтапные планы финансирования Программы. 8. Комитету по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы ежегодно в срок до 1 апреля направлять в Департамент финансов г.Москвы заявки на обеспечение налогового кредита, предоставляемого предприятиям туристско-гостиничного комплекса для финансирования мероприятий по развитию материальной базы. 9. Департаменту финансов г. Москвы: 9.1. Профинансировать в 2001 году расходы, предусмотренные Программой, в размере 150 миллионов рублей, из них: - 90 миллионов рублей - Комитету по туризму Правительства Москвы; - 60 миллионов рублей - Комитету по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы. 9.2. Решить вопрос о включении в проект бюджета города Москвы на очередной финансовый год отдельной строки "Туризм". 9.3. Обеспечить финансирование мероприятий Программы на основании обосновывающих материалов, представляемых Комитетом по туризму Правительства Москвы. 9.4. Установить налоговый кредит предприятиям туристско-гостиничного комплекса для финансирования мероприятий по развитию материальной базы на основании заявки Комитета по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы. 10. Комитету по туризму Правительства Москвы совместно с Комитетом по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы, Валютно-финансовым управлением Правительства Москвы, Департаментом финансов г.Москвы и ГАО "Москва" в срок до 1 ноября 2000 года разработать и представить на утверждение в установленном порядке Положение о целевом бюджетном фонде развития туризма. 11. Комитету по туризму Правительства Москвы совместно с Комитетом по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы: 11.1. Доработать в соответствии с замечаниями и предложениями Московской городской Думы законопроект "О туристской деятельности в городе Москве", одобренный Правительством Москвы (постановление Правительства Москвы от 15.06.99 N 535 "О проекте закона города Москвы "О туристской деятельности в городе Москве"), для представления в установленном порядке на рассмотрение Московской городской Думы. 11.2. По согласованию с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Москве внести в установленном порядке предложения по совершенствованию системы налогообложения туристской отрасли: 11.2.1. Разработать до 1 апреля 2001 года предложения по установлению льгот по налогооблагаемой базе туристских предприятий, основным направлением деятельности которых является развитие приоритетных видов туризма, с последующим внесением предложений в установленном порядке на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации для включения в Налоговый кодекс Российской Федерации. 11.2.2. Разработать до 1 апреля 2001 года законопроект "О введении налога на вмененный доход туристских организаций" и представить его в Московскую городскую Думу для внесения на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации в порядке законодательной инициативы. 12. Москомархитектуре: 12.1. Разработать в 2001-2002 годах по заявке комитетов по туризму и внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы проектные предложения по развитию туристско-рекреационных зон Москвы и предложения по взаимосвязанному развитию системы туризма Москвы и Московского региона. 12.2. Разработать в 2001 году по заявке Комитета по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы концепцию и бизнес-план размещения строительства сети новых гостиниц, включая малые, в рамках установленного порядка проектной и предпроектной подготовки строительства в г.Москве. 12.3. Обеспечить по заказу ОАО "Москапстрой" проведение проектно-изыскательских работ по ТРЗ "Золотое кольцо Москвы". 13. Комитету по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы совместно с Москомземом, ГАО "Москва" и Комитетом по туризму Правительства Москвы в соответствии с Законом города Москвы "Об основах платного землепользования в городе Москве" организовать в установленном порядке подбор инвесторов для осуществления строительства и реконструкции объектов гостиничного хозяйства по мере готовности предпроектной документации. 14. Управлению транспорта и связи по заявке Комитета по туризму Правительства Москвы осуществить комплекс мер, предусмотренных Программой, по транспортному обслуживанию туристов, включая создание мест парковки туристского транспорта по утвержденным туристским маршрутам г.Москвы. 15. Комитету по туризму Правительства Москвы и Комитету по культуре совместно с Управлением жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы до 1 февраля 2001 года обновить и утвердить в установленном порядке перечень объектов туристского показа, а также внести предложения по обеспечению установления на них специальных надписей на русском языке и в латинской транскрипции. 16. Департаменту потребительского рынка и услуг координировать работу предприятий потребительского рынка по месту проживания туристов при гостинично-туристских комплексах, на туристских маршрутах и в местах массового пребывания туристов. 17. Главному управлению внутренних дел г.Москвы совместно с комитетами по туризму и внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы разработать до 31 января 2001 года комплекс мероприятий по обеспечению безопасности туристов в городе Москве. 18. Комитету здравоохранения г.Москвы совместно с комитетами по туризму и внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы и ГАО "Москва" обеспечить в 2000 году разработку и внедрение начиная с 2001 года единой политики медицинского обслуживания туристов, гостей столицы, сотрудников гостиничных и туристских учреждений. 19. Комитету по туризму Правительства Москвы доложить Премьеру Правительства Москвы о ходе выполнения настоящего постановления в феврале 2001 года. 20. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьера Правительства Москвы по внешним связям Орджоникидзе И.Н. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 8 августа 2000 г. N 602 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 8 августа 2000 года N 602 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В Г. МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА Москва 2000 ПАСПОРТ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В МОСКВЕ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА --------------------------------------------------------------------------- | Полное наименование программы | Комплексная программа развития туризма | | | в Москве на период до 2010г. | |--------------------------------|----------------------------------------| | Основания для разработки | 1. Федеральный закон "Об основах | | программы | туристской деятельности в Российской | | | Федерации". 2. Постановление | | | Правительства Москвы N 449-ППМ от | | | 28.05.96 "О программе развития | | | гостинично - туристского комплекса г. | | | Москвы". | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 3. Распоряжение Мэра Москвы N 29-РМ от | | | 15.07.99 "О внесении изменений и | | | дополнений в Постановление | | | Правительства Москвы N449-ППМ от | | | 28.05.96 "О программе развития | | | гостинично-туристского комплекса | | | г.Москвы". | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 4. Распоряжение Премьера Правительства | | | Москвы N 267-РП от 27.03.2000 "О | | | состоянии выполнения Плана работы | | | Правительства Москвы на I квартал 2000 | | | г. и плане работы Правительства на II | | | квартал". 5. Распоряжение Зам.Премьера | | | N196- РЗП от 28.03.2000 "О разработке | | | программы развития гостинично | | | - туристской деятельности". | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 6. Распоряжение Зам. Премьера | | | N 885-РЗП от 01.11.99 "О cоздании | | | Автономной некоммерческой организации | | | "Учебнокоординационный центр "Гиды и | | | экскурсоводы" в г.Москве". | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 7. Распоряжение Зам. Премьера | | | N 323-РЗП от 19.04.2000 "О внесении | | | изменений и дополнений в распоряжения | | | заместителя Премьера Правительства | | | Москвы от 20.03.98 N224- РЗП "О | | | формировании единой системы | | | аккредитации гидовпереводчиков и | | | экскурсоводов в г.Москве" и от | | | 12.11.99 N884- РЗП "О внесении | | | изменений в состав экспертного совета | | | по аккредитации гидов-переводчиков | | | (экскурсоводов) при Правительстве | | | Москвы". | |--------------------------------|----------------------------------------| | Период и этапы реализации | 2000-2010 гг. | | Программы | Первый этап: 2000-2001 гг.- разработка | | | техникоэкономических обоснований | | | крупных проектов и реализация | | | первоочередных задач | |--------------------------------|----------------------------------------| | | Второй этап: 2001-2005 гг.- реализация | | | среднесрочных проектов и программ. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | Третий этап: 2005-2010 гг.- реализация | | | долгосрочных проектов и ежегодных | | | программ. | |--------------------------------|----------------------------------------| | Основные цели Программы | 1. Увеличение доходов от туризма. | | | Формирование городского бюджета, за | | | счет поступлений от туристской | | | деятельности в г. Москве: на 10% к | | | 2010 году. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 2. Повышение благосостояния жителей | | | города. Использование социальной роли | | | туризма (отдых россиян, развитие | | | социальных контактов, связей между | | | людьми). | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 3. Приток инвестиций и создание новых | | | рабочих мест. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 4. Обеспечение комфортных условий | | | пребывания туристов. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 5. Рост национального достоинства, как | | | следствие гостеприимства и обращения к | | | культурно-историческому наследию. | |--------------------------------|----------------------------------------| | Основные задачи Программы | 1. Определение основных направлений | | | деятельности Правительства Москвы по | | | управлению туристскими ресурсами и | | | туристской индустрией. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 2. Формирование нормативно - правовой | | | базы туризма г.Москвы. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 3. Развитие предпринимательства в | | | сфере туризма, и, прежде всего, малого | | | и среднего предпринимательства. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 4. Стимулирование развития | | | материально-технической базы туризма | | | путем привлечения российских и | | | иностранных инвестиций для | | | реконструкции действующих и создания | | | новых туристских объектов и средств | | | размещения | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 5. Развитие инфраструктуры туризма | | | г.Москвы. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 6. Создание условий для развития | | | туристских зон на территории Москвы. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 7. Новое строительство и реконструкция | | | действующих туристских объектов: | | | музеев, мемориальных мест, объектов | | | показа, архитектурных памятников, | | | садово-парковых ансамблей и др. | | | Приведение в порядок исторических мест | | | в городе, часто посещаемых туристами. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 8. Развитие в г.Москве въездного, | | | внутреннего, социального и | | | самодеятельного туризма. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 9. Формирование программы событийного | | | туризма (конгрессы, фестивали, | | | конкурсы, городские праздники и т.д.). | | | Разработка ключевых, "знаковых" | | | событий года. | |--------------------------------|----------------------------------------| | | 10. Проведение рекламно - | | | информационной деятельности, | | | направленной на формирование имиджа | | | Москвы как крупнейшего центра туризма | | | в мире и продвижение его на российский | | | и международный туристские рынки. | |--------------------------------|----------------------------------------| | Объем финансовых ресурсов, | 11458 млн. рублей, в том числе из | | запланированных по программе | бюджета Москвы - 210 млн. руб. | | на предстоящий год | | |--------------------------------|----------------------------------------| | Объем финансирования, | 168147 млн. рублей, в том числе из | | необходимый для завершения | бюджета Москвы - 3 390 млн. руб. | | программы до 2010 | | |--------------------------------|----------------------------------------| | Ожидаемые конечные | Формирование современной | | результаты, социальный и | высокоэффективной туристской индустрии | | экономический эффект, | в Москве; | | важнейшие целевые показатели | Увеличение въездного туристского | | | потока до 5 млн. чел. к 2010 г.; | | | Обеспечение доходной части городского | | | бюджета в размере 10% за счет | | | поступлений от туристской | | | деятельности. | |--------------------------------|----------------------------------------| | Разработчик Программы | Комитет по туризму Правительства | | | Москвы | |--------------------------------|----------------------------------------| | Сроки разработки Программы | Апрель-май 2000 г. | |--------------------------------|----------------------------------------| | Стоимость разработки Программы | | |--------------------------------|----------------------------------------| | Представитель заказчика | Орджоникидзе Иосиф Николаевич | | Программы | | |--------------------------------|----------------------------------------| | Основной исполнитель и | Комитет по туризму Правительства | | соисполнители Программы | Москвы при участии Комитета по | | | внешнеэкономической деятельности | | | Правительства Москвы, других | | | структурных подразделений | | | Правительства Москвы, ГАО "Москва", | | | Московской ассоциации туристических | | | агентств, Высшей школы по туризму и | | | гостиничному хозяйству, | | | Музея-заповедника "Коломенское", ВАО | | | "Интурист", ЗАО "Спутник", | | | специалистов других высших учебных | | | заведений системы, руководителей | | | предприятий гостинично-туристского | | | комплекса. | |--------------------------------|----------------------------------------| | Руководитель Программы | Антюфеев Григорий Валентинович | | | Председатель Комитета по туризму | | | Правительства Москвы, тел. 2902003 | |--------------------------------|----------------------------------------| | Постановление об утверждении | | | Программы Постановление | | | Правительства Москвы N | | | ---- от ------- | | --------------------------------------------------------------------------- ВВЕДЕНИЕ Комплексная Программа развития туризма в г.Москве (далее по тексту - Программа) разработана по поручению Мэра г.Москвы и содержит наиболее актуальные предложения и мероприятия по их выполнению в целях создания правовой, организационно-управленческой и экономической среды, благоприятной для дальнейшего развития туристской индустрии в Москве. Правительство Москвы придает особое значение развитию туризма, видя в нем фактор, способный решить не только многие социальноэкономические проблемы города, но и обеспечить определенное положение столицы России в ряду наиболее привлекательных для туристов городов мира. Еще в мае 1996, принимая программу развития гостинично - туристского комплекса, Правительство Москвы определило туризм как приоритетное направление в экономике города. Цель настоящей Программы - в действительности создать условия для превращения индустрии туризма в ключевую отрасль экономики Москвы. Программой предусмотрено решение проблемы взаимодействия в едином туристском пространстве Москвы в составе центральной части России и других регионов Российской Федерации. Программа носит комплексный характер и призвана интенсифицировать туристскую индустрию, стабилизировать процесс рыночных отношений, а также усилить влияние государства на развитие отрасли туризма. Реализация Программы осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных источников финансирования, а также за счет инвестиций в проекты и мероприятия Программы. Программа подготовлена Комитетом по туризму Правительства Москвы при участии Комитета по внешнеэкономической деятельности Правительства Москвы, других структурных подразделений Правительства Москвы, ГАО "Москва", Московской ассоциации туристических агентств, Высшей школы по туризму и гостиничному хозяйству, Государственного музея-заповедника "Коломенское", ЗАО "Спутник", специалистов других высших учебных заведений системы, руководителей предприятий гостинично - туристского комплекса. I. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ 1. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В ОБЛАСТИ ТУРИЗМА В МОСКВЕ 1. Роль туризма как отрасли экономики в мире. Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10 % мирового валового национального дохода. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта. Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды. Современное развитие туризма в России характеризуется наличием глубоких противоречий в его организационной структуре, в направленности развития, в состоянии качественных и количественных характеристик. С одной стороны, современное состояние туризма в России расценивается как кризисное, связанное с резким падением достигнутых ранее объемов предоставления туристских услуг, сокращением материальной базы туристской отрасли и значительным несоответствием потребностям населения в туристских услугах. С другой стороны, отмечаются высокие темпы строительства туристских объектов, отвечающих самым высоким мировым стандартам, значительное увеличение выездов россиян в зарубежные поездки, рост числа туристских организаций по всей территории России. По прогнозу Всемирной Туристской Организации к 2020 году Россия может войти в первую десятку стран - самых популярных направлений туризма. По оценке экспертов ВТО, Российская Федерация занимает 15 место в мировой классификации по посещаемости иностранцами, что составляет 2.5% мирового рынка въездного туризма. Прирост в процентном отношении в 1999 году по сравнению с 1998 годом составил 5,23%. До кризиса туризм был одной из наиболее доходных и динамично развивающихся отраслей российской экономики, причем развивающийся, практически, без государственного участия. По данным Всемирной туристской организации по доходам от туризма Россия в 1999 году заняла 9-е место и 15-е в мире, опередив Грецию, Турцию, Бельгию и Нидерланды. По усредненным оценкам разных организаций, из-за отсутствия статистических данных по туристскому бизнесу в России за последние годы, к началу 1998 года в России насчитывалось 9-12 тыс. туристских организаций. Число людей прямо или косвенно занятых в системе услуг гостеприимства (с учетом сотрудников туристских фирм, гостиниц, аэропортов, транспортных компаний, музеев, кафе, ресторанов и т.д.), достигло 8 млн. человек. Объем услуг, предоставленных иностранным туристам в России в прошлом году, оценивается, как минимум, в 1 млрд. долларов (расходы туристов на проживание в гостиницах и других средствах размещения, питание, экскурсионное обслуживание, культурно-зрелищные мероприятия, сувениры и т.д.) В настоящее время Россию посещает порядка 17,5 млн. иностранцев в год (в т.ч. с целью туризма только 2,5 млн. чел. в год - 14,3 % от общего объема), что составляет около 2,5% мирового потока. В этих условиях Правительство города Москвы абсолютно правильно делает ставку на развитие туризма, видя в нем фактор, способный решить не только многие социально-экономические проблемы города, но и обеспечить определенное положение столицы России в ряду наиболее привлекательных для туристов городов мира. 2. Тенденции мирового туризма Люди пожилого возраста представляют наиболее быстрорастущую долю туристов во всем мире. Они имеют достаточно средств, но очень требовательны к сервису. Снижается спрос на групповые поездки и активизируется индивидуальный туризм. Автобусные маршруты пользуются повышенным спросом. Растет предложение для семейных туристов в количестве 5-6 человек и для небольших дружеских кампаний. Растет предложение специализированных туров. Развлекательный компонент в инсентив-туризме в последнее время заменяется образовательным. Инсентивтуры должны быть не роскошными и праздными, а насыщенными и полезными. Туристские компании предпочитают включать проведение конгрессов, как один из компонентов инсентив-программ. Туристская деятельность с целью поездки - деловая, в частности проведение конгрессов, относится к числу наиболее динамично развивающихся и наиболее выгодных видов путешествий. Ежегодные темпы роста этого вида туризма в мире составляют 8%. Он дает вдвое больше дохода принимающей стороне, чем туризм с целью поездки - отдых. Большим спросом стали пользоваться краткосрочные туры по городам, поездки выходного дня. Активные формы отдыха окончательно вытеснили пассивные. В этой связи приключенческие и спортивные поездки становятся все более популярными. Одним из самых перспективных видов туризма называют экотуризм - отдых в уголках нетронутой природы. Растет туризм на специализированные спортивные, культурные мероприятия, особенно на рынке США и Японии. 3. Оценка существующего состояния въездного туризма и туристской инфраструктуры в городе Москве. Туризм для города Москвы имеет особое значение в силу ряда обстоятельств политического и социально-экономического плана. Москва - столица Российской Федерации, что, само по себе, уже является особым обстоятельством в плане формирования и реализации туристской политики для города. Практически ни один другой город России не может конкурировать с Москвой по своей известности в мире, что является положительным фактором при налаживании работы по формированию устойчивого имиджа Москвы как туристского центра. Москва, обладая богатейшими рекреационными ресурсами и многовековым культурно-историческим наследием, занимает особое место на туристском рынке и вызывает интерес у иностранцев. Большинство туристов из дальнего зарубежья, выбирают Москву основной целью путешествия. Ведь более 70 % иностранцев, прибывающих в Россию, обязательно посещают Москву. В Москве и Московской области находится множество объектов показа. Архитектура, музеи, театры, церкви и соборы, современные и исторические здания и другие уникальные объекты привлекают в Москву туристов практически из всех стран мира. Москва является связующим звеном между городами и регионами страны. Здесь соединяются все железнодорожные и воздушные пути России, автомобильные трассы. В Москве в настоящее время находится 4,5 тысячи туристских агентств, свыше 170 гостиниц. Москва имеет практически все возможности для того, чтобы стать центром мирового культурного и познавательного туризма. Однако, как объект туризма, Москва сегодня проигрывает соревнование с другими столицами мира. Объем обслуживания в Москве достигает около 1 млн. иностранных туристов ежегодно, в то время как для Парижа этот показатель составляет 25 млн. туристов, а для Лондона - 18 млн. Любой город, являющийся популярным туристским направлением процветает экономически и находится в более выгодном положении по сравнению с городами, имеющими неразвитую туристскую инфраструктуру. В связи с этим улучшение туристской инфраструктуры по основным компонентам системы туристского обслуживания, таким как транспортная доступность, гостиничный сектор, предприятия питания, информационное обслуживание туристов, система продвижения турпродукта на мировой рынок, кадровый потенциал, уровень и разнообразие туристского обслуживания, создание новых туристских маршрутов, развитие конгрессновыставочной деятельности, проведение массовых культурно-спортивных мероприятий (фестивали, олимпиады, юбилейные даты), вопросы безопасности туристов и нормативно-правовая база ведет за собой рост числа иностранных туристов. Объективно, в Москве в последние годы произошли значительные перемены в области туристской инфраструктуры. Возросло число новых комфортабельных гостиничных комплексов. Ведется большая работа по реконструкции и обновлению существующего гостиничного фонда города, по приведению его к общепризнанным мировым стандартам. В 1992-1995 гг. экономическая ситуация не позволяла развиваться гостиничному хозяйству города. Предприятия решали вопрос выживания в тяжелых условиях - возросла стоимость тэплоэнергоресурсов и другие коммунальные услуги, загрузка не превышала 50-ти процентов при этом руководители гостиниц неохотно шли на сокращение штатной численности персонала. 1995-1998 гг. были отмечены новым этапом роста деловой активности как иностранных, так и российских инвесторов, в результате в Москве были введены в эксплуатацию новые гостиницы: "Тверская", "Палас Отель", "Гранд Отель", "Отель Виноградово", "Аврора-Люкс", "Екатерина", "Протон" введена в эксплуатацию после реконструкции гостиница "Золотое Кольцо". За эти годы практически была закрыта ниша так недостающих городу гостиниц уровня 4-5 звезд. Причиной вложения инвестиций именно в высококлассные гостиницы является их высокая рентабельность и быстрая окупаемость вложенных средств. На сегодняшний день Москве не хватает гостиниц среднего класса уровня 2-3 звезды, рассчитанных на среднего туриста и дешевых гостиниц, в том числе для развития молодежного туризма. Гостиничный комплекс Москвы насчитывает 172 гостиничных предприятия различной формы собственности и ведомственной принадлежности, загрузка гостиниц в 1999г. возросла до 56 процентов. Объем доходов от гостиничного хозяйства в 1999 году составил 7 млрд. рублей. В общем числе гостиниц и других аналогичных средств размещения по РФ доля Москвы составляет только 4%, а единовременная вместимость 18,4% по числу мест и 20% по числу номеров. При этом по числу ночевок всех категорий посетителей на столицу приходилось в 1999 г. свыше 31%, а иностранных граждан 52%. Однако, несмотря на увеличение гостиничной базы, количество посетителей г. Москвы не растет, а даже уменьшается, как и в целом по России, правда более медленными темпами (23,4% по России и 13,2 % по Москве за последние три года). При этом доля иностранцев в общем объеме обслуживания в гостиничной базе по г. Москве растет и составляла в 1999 г. 27,4 % против 16,5 % в среднем по России. Рентабельность гостиничного комплекса г. Москвы высокая и составляет 30,5%, что выше общероссийского показателя в 1,7 раза. В мае 1996 года Правительство Москвы приняло программу развития гостинично - туристского комплекса (ГТК) города на период до 2005 года, в которой туризм определен в качестве приоритетного направления в экономике города. Уже на сегодняшний день потребности города в высококлассных отелях категории 5 звезд, отвечающим международным стандартам полностью удовлетворены. В то же время явно недостаточно гостиниц среднего класса 3 звезды для приема и обслуживания массового клиента. По оценке специалистов, Москва должна увеличить свой гостиничный фонд, как минимум, в 2-3 раза. Помимо строительства новых отелей предусматривается реконструкция старых гостиниц "Москва", "Украина", "Будапешт", "Пекин", а также кардинально реконструировать и переоснастить другие муниципальные гостиницы. В Москве активно расширяется количество предприятий питания. Сейчас их более 500. Появилось большое количество ресторанов иностранных фирм "Макдоналдс", "Пицца-Хат", "Патио-пицца", множество национальных ресторанов китайской, итальянской, греческой, турецкой и других кухонь. Важное место в туристской инфраструктуре занимает транспорт. Москва является крупнейшим авиаузлом России. Она имеет пять аэропортов: Шереметьево1, Шереметьево 2, Внуково, Домодедово и Быково. Шереметьево 2 является международным аэропортом. Некоторые чартерные рейсы по выездному туризму выполняются из Внуково и Домодедово. Москва в последние годы стала крупным деловым центром не только в масштабе России, но и на мировом уровне, что подтверждается активностью иностранных и российских инвесторов и постоянным проведением в Москве крупных конгрессно - выставочных мероприятий. Важнейшим элементом туристского бизнеса являются туристские фирмы, организующие и обеспечивающие прием иностранных туристов. Однако число таких фирм в настоящее время невелико. Требуется проведение государственной политики по поддержке и развитию таких фирм. Таким образом, сегодня в Москве создана и функционирует определенная база для обслуживания въездного туризма, которая в достаточной степени развита, но требует достаточно больших затрат на ее обновление и совершенствование. В 1989 г. Москву посетило около 3,9 млн. иностранцев, в т.ч. 1,6 млн. чел. с туристскими целями. Это примерно в 3,5 раза больше, чем в последние годы. Москва остается абсолютным лидером среди других российских городов по числу приезжающих иностранных туристов. Однако доля организованных групповых туристов несколько выше в Санкт-Петербурге. Это обстоятельство следует учитывать при планировании рекламноинформационной работы по продвижению Москвы как города культурнопознавательного туризма. Прибытие иностранных граждан в Москву и Санкт-Петербург с туристскими и служебными целями в 1999 году показано в таблице N 1. Таб.N1. Сравнительные данные по целям поездок в Москву и Санкт-Петербург. ------------------------------------------------- | Москва | Санкт-Петербург | |------------------------|----------------------| | Служебная | Туризм | Служебная | Туризм | |-----------|------------|-------------|--------| | 568123 | 285086 | 95483 | 187474 | ------------------------------------------------- Очень показательны цифры по количеству ночевок иностранцев в гостиницах города. Так например, по данным Мосгоркомстата в 1999 году в Москве было отмечено 5064685 ночевок. По количеству прибытий Москва уступает крупнейшим городам и столицам мира, хотя число приезжающих иностранных гостей велико и превышает аналогичные показатели в ряде стран. В 1999 году услугами 170 московских гостиниц воспользовалось 889576 иностранных гостей из более чем 163 стран мира. По оценке экспертов среднее время пребывания внутренних посетителей, останавливающихся с ночлегом в гостиницах и других аналогичных средствах размещения г. Москвы составляет 5 дней, иностранные граждане, согласно данным пограничной статистики, проводят в Москве в среднем 4,38 суток, в средствах размещения 4,5 - 5,5 дней. Хотя в гостиницах размещались граждане из довольно многочисленного круга стран, определяющее значение имеют, особенно по линии организованного туризма, прибытия и ночевки ограниченного числа стран - США, Германии, Великобритании, Франции, Испании, Израиля, Италии и Японии. Туристский поток в Россию и в Москву достаточно предсказуем. Самыми популярными для поездок являются летние месяцы. Самым низко посещаемым периодом является январь-март. Несколько большие потоки приходятся на четвертый квартал. К сожалению, мы не имеем возможности сравнить активность деловых поездок по сезонам в сравнении с поездками туристскими, тем не менее, можно сделать вывод, что заполнение гостиниц и туристская активность в городе в несезонный период должна строиться либо на активизации проведения культурных акций и мероприятий, либо на популяризации Москвы, как города конгрессно - выставочного и делового туризма. Структура потока иностранных посетителей г.Москвы значительно отличается от общероссийской. Основной контингент составляют посетители со служебными целями - 57 % и с целью туризма - почти 32 %. В то время как в целом по России превалирует доля посещений с частными целями - 56 %, а на служебные и туристские цели приходится всего 19,3 % и 14,4 % соответственно. Эти направления и в будущем будут определять развитие въездного туризма. Анализ показывает, что, несмотря на значительные усилия правительства Москвы по созданию положительного "имиджа" города, вводу в действие новых комфортабельных гостиниц, поток иностранцев, посещающих город, не увеличился, а даже снижается, при том, что в целом по России он увеличивается. Проведенные расчеты доказывают, что поток посетителей г. Москвы (внутренних и иностранных), останавливающихся в средствах размещения, составляет порядка 3 млн. чел. (1999 г.), в т.ч. примерно 0,89 млн. иностранцев. По статистическим данным пограничной службы число иностранцев несколько больше 1,1 млн. чел., так как значительная доля приезжающих по частным приглашениям и часть других категорий останавливается у родственников, знакомых, на частных квартирах, не учитываемых статистическими данными по средствам размещения. Кроме останавливающихся в гостиницах, культурно-туристские зоны г.Москвы посещает большое количество экскурсантов (однодневных посетителей без ночлега) - жителей города и Подмосковья. Сопоставление масштабов развития туризма в г. Москвы с другими крупными мировыми столицами - центрами туризма показывает, что уже в настоящее время Москва занимает среди них достойное место. Однако имеется много резервов для дальнейшего развития, особенно в части увеличения потока иностранных посетителей и загрузки гостиничной базы. Таблица N 2. Статистические данные по въезду иностранных граждан в Российскую Федерацию и город Москву (чел.) в 1999 г. ----------------------------------------------------------------- | Страна | Всего | Туризм | |----------------|------------------------|---------------------| | | РФ | Москва | РФ | Москва | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Германия | 335,5 | 135,0 | 142,1 | 32,8 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | США | 218,9 | 136,9 | 76,7 | 31,7 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Франция | 118,8 | 69,2 | 68,2 | 25,6 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Италия | 93,7 | 55,3 | 44,0 | 18,7 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Турция | 145,4 | 54,6 | 22,0 | 13,8 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Ю.Корея | 44,1 | 24,8 | 17,3 | 12,5 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Великобритания | 133,3 | 80,5 | 39,6 | 11,8 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Япония | 74,4 | 32,9 | 32,5 | 10,8 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Израиль | 40,9 | 28,5 | 15,2 | 10,3 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Испания | 31,3 | 23,4 | 13,3 | 9,1 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Нидерланды | 49,3 | 26,4 | 14,4 | 6,9 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Китай | 349,4 | 31,8 | 128,6 | 5,6 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Швейцария | 30,8 | 19,9 | 10,9 | 4,7 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Финляндия | 1109,0 | 24,7 | 347,2 | 4,2 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Швеция | 50,8 | 18,3 | 14,3 | 3,3 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Греция | 23,3 | 12,0 | 4,1 | 2,6 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Бельгия | 18,3 | 4,7 | 4,7 | 2,4 | |----------------|-----------|------------|---------|-----------| | Канада | 24,6 | 8,4 | 2,4 | 1,8 | ----------------------------------------------------------------- Таблица N 3. Прибытие иностранных граждан в Россию в 1999 году (чел.) --------------------------------------------------------------------------- | Место | Страна | Деловая | Туризм | Частная | Транзит | ИТОГО | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 1 | Финляндия | 472194 | 347221 | 65554 | 224048 | 1109017 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 2 | Китай | 167291 | 146585 | 29215 | 105941 | 449032 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 3 | Германия | 123881 | 142158 | 31480 | 38015 | 335534 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 4 | США | 116581 | 76861 | 7655 | 17991 | 218908 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 5 | Турция | 73301 | 21566 | 15256 | 35308 | 145431 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 6 | Великобритания | 70377 | 39648 | 3525 | 19776 | 133326 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 7 | Франция | 46633 | 58570 | 2771 | 10873 | 118847 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 8 | Италия | 39845 | 44013 | 2066 | 7763 | 93687 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 9 | Япония | 25334 | 32449 | 1599 | 15042 | 74424 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 10 | Швеция | 26147 | 14329 | 2386 | 7928 | 50790 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 11 | Нидерланды | 18966 | 14377 | 2386 | 7928 | 50790 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 12 | Юж.Корея | 17127 | 17278 | 943 | 8729 | 44077 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 13 | Израиль | 15357 | 15231 | 5851 | 4452 | 40891 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 14 | Испания | 8916 | 13253 | 644 | 8525 | 31338 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 15 | Швейцария | 13060 | 10895 | 644 | 6214 | 30813 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 16 | Канада | 14286 | 8348 | 1167 | 784 | 24585 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 17 | Дания | 11052 | 6255 | 762 | 5881 | 23950 | |-------|----------------|---------|--------|---------|---------|---------| | 18 | Греция | 9568 | 4120 | 2204 | 7434 | 23326 | --------------------------------------------------------------------------- 4. Привлекательность Москвы для иностранных туристов и негативные факторы, влияющие на развитие въездного туризма Туризм в целом представляет собой такую отрасль экономики, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование "местных ресурсов" - историкокультурного наследия, традиций, природы. Поэтому для условий Москвы абсолютно правомерным является выбор туристского развития города в качестве приоритетного по отношению к его промышленному развитию. При этом предусмотрено максимальное освобождение основных туристских зон (в основном Центра города) от промышленных предприятий и коммунальноскладских сооружений. Учитывая общее состояние российской экономики и, в частности, ситуации в Москве, "экспорт достоинств" города является, по крайней мере, в ближайшие годы более простой и эффективной формой участия в экономическом разделении труда, чем участие в промышленной конкуренции, где наша продукция пока не соответствует стандартам мирового рынка. Анализ ресурсов Москвы в соответствии с перечисленными факторами говорит о том, что город обладает достаточно широким потенциалом туристского предложения, базирующимся на уникальных ресурсах. Следует отметить, что Московский регион (Москва и Московская область) имеет самый большой в стране историко - культурный потенциал. Количество объектов показа составляет 38% от общероссийского (для сравнения Санкт - Петербург, Новгородская и Псковская область - только 16 %). Среди них более 200 объектов внесены в реестр ООН. Привлекательность Москвы как объекта туризма определяется следующими факторами. 1. Огромное историческое и культурное наследие города, неразрывно связанное с историей и культурой всей России 2. Крупнейший гостинично-туристский комплекс (свыше 72 тысяч гостиничных мест, 4500 турфирм, 13 страховых обществ, 16 автопредприятий и др.) 3. Транспортная обеспеченность определяет Москву как отправную точку туристских маршрутов по историческим и культурным объектам Подмосковья и городам Золотого кольца. 4. Место проведения международных конгрессов, симпозиумов, семинаров, выставок, ярмарок, фестивалей - это база развития в столице делового и конгрессного туризма. 5. Международный культурный центр, где сосредоточено более 60 музеев и 40 театров, 2 цирка и др. 6. Крупнейший центр Русской Православной церкви (в городе более 130 храмов) - предпосылка для развития религиозного туризма 7. В Москве проводятся международные соревнования по различным видам спорта. 8. Событийные мероприятия, связанные с историей и культурой России. 9. Поездки туристов в столицу могут совмещаются с речными и морскими круизами. 10. Всемирная известность российской медицины и довольно низкие, в сравнении с мировыми, цены привлекают иностранцев возможностью для проведения в Москве курсов лечения. К сожалению, в настоящее время на развитие въездного туризма влияет ряд негативных факторов: Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения. Обеднение ассортимента туруслуг. Значительная продолжительность "мертвого сезона" говорит о неумении организовать туристское предложение, циклы рекреационных занятий с учетом индивидуальных и групповых запросов потребителей. Отсутствие комплексного взгляда на характер и специфику Москвы как туристского места. Поток негативной информации в зарубежных средствах массовой информации о России, и Москве в том числе, как стране, неблагоприятной для туризма. Из-за стесненного финансирования пропагандистская работа за рубежом по укреплению туристского имиджа города ведется в недостаточных объемах. Недостаточно развита инфраструктура ГТК города, состояние ее еще не соответствует мировым стандартам в туризме. Существует проблема нехватки гостиничных номеров и малых гостиниц среднего класса, категории 3 звезды. В связи с этим в Москве начата реализация проекта по созданию сети гостиниц малой вместимости. Необходимость ее создания обусловлена как формированием деловой и туристской привлекательности города, так и расширением зон размещения и отдыха в непосредственной близости от объектов туристского показа, бизнес - центров, культурных и исторических достопримечательностей города, а также мест проведения крупных международных выставок, симпозиумов, конгрессов и фестивалей, международных спортивных соревнований. Отсутствует программа поддержки турфирм, занимающихся въездным туризмом. Не может способствовать развитию туризма состояние городской инфрастуктуры и, в первую очередь, ее транспортной составляющей. Это и нехватка современных автобусов различной вместимости для туристов, и отсутствие автомобильных стоянок, и низкий уровень сервиса в городском транспорте (например, такси). Вызывает обеспокоенность у иностранных туристов криминальная ситуация в Москве, а также вопросы обеспечения их безопасности. Довольно низкий уровень медицинского обслуживания по страховым полисам в случае заболевания в период турпоездки в Москву и ряд других, менее существенных факторов. Причины этих негативных явлений заключаются в действии следующих факторов. 1. Разобщенность усилий по развитию внутреннего туризма, отсутствие интереса к внедрению механизмов экономической кооперации и управления. 2. Вялая и не совсем верная методика организации совместных и смешанных предприятий с участием зарубежных инвесторов. 3. Политическая и экономическая нестабильность в стране. 4. Ориентация на коммерческий туризм не могла не повлиять на сокращение размеров отчислений от турдеятельности в городской бюджет, перераспределение доходов в пользу теневой экономики. Элитарный туризм обеспеченных одиночек не вызвал туристского бума, омертвил громадные основные фонды и в сотни раз уменьшил оборотные средства от туризма. Приостановлен транспорт, нет паломничества в музеи, выставочные залы. 5. Удаленность от основных западноевропейских столиц не позволяет широко использовать автобусные маршруты. Поездки в Россию связаны с авиационным транспортом, что резко увеличивает их стоимость. 6. Слабое проявление туристских потоков, экономическое значение которых было трудно прогнозировать. Следует вывод о неудовлетворительном использовании государственными органами своей управляющей функции, определяющей политику города в сфере туризма, роли регулятора и организатора туристского развития. На конъюнктуру внутреннего туристского рынка повлияли в основном следующие факторы: 1. Слишком большая доля транспортной составляющей в общей стоимости тура, делающая неконкурентоспособным предложение на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными поездками; 2. Недостаточное использование системы скидок на транспорт и размещение ориентируют внимание отечественных туроператоров на иностранные рынки; 3. Значительный рост стоимости предложения на внутреннем рынке, достигшей международного уровня при более низком качестве обслуживания, что также стимулирует переориентацию спроса на зарубежные поездки; 4. Уменьшение общей подвижности населения; более чем в 2 раза увеличилась доля населения, проводящая отпуск на даче, у родственников и знакомых; до 60 % населения проводит отпуск дома; 5. Разрушение системы руководства отраслью, что привело к ее распаду на отдельные звенья, потере координации деятельности объектов, ликвидации региональных маршрутов; 6. Недостаток квалифицированных кадров менеджеров, способных работать в новых экономических условиях. Отличие столичного туристского предложения от аналогов, с избытком предлагающихся на рынке, состоит в том, что в Москве имеется уникальная возможность сочетать различные виды туризма. Представляя центр деловой, финансовой, политической, научной, духовной и культурной жизни России, Москва получает уникальные возможности развивать наиболее перспективные виды туризма во всех имеющихся формах. Существующие возможности по развитию различных видов туризма позволяют существенно разнообразить предложение и повышают конкурентоспособность туристского продукта Москвы. Спектр туристского предложения столицы достаточно широк и может базироваться, прежде всего, на сохранившихся фрагментах историкоархитектурной среды города, памятниках архитектуры, инженерного искусства, истории, археологии и культуры. Природные возможности близлежащих областей, где имеются объекты, принадлежащие московским предприятиям и учреждениям, позволяют расширять традиционное предложение за счет организации кратковременных выездов из столицы на природу. Развитию туризма благоприятствует и удобное географическое положение Москвы, связанной с другими историко-культурными памятниками и городами прямым водным, автомобильным и железнодорожным сообщением. Для правильного определения основных направлений и масштабов развития туризма в Москве целесообразно проанализировать общие тенденции развития туризма в исторических городах (предлагающих аналогичный продукт), основываясь, в том числе, на зарубежный опыт. С точки зрения организации туристских путешествий в Москве преломляются две противоположные тенденции: 1. во внутреннем туризме (российских граждан в Москву) будет проявляться тенденция, характерная и для большинства других стран мира, - развитие индивидуального туризма, путешествия семьями или в иных небольших группах. Определяющим при этом является заранее обусловленная возможность свободы выбора маршрута и изменений его программы, что при малом числе туристов достаточно легко осуществимо. Следует активно пользоваться механизмом скидок на групповые маршруты на транспорте, предприятиях размещения и питания для стимулирования групповых туров во внутреннем туризме. 2. во въездном туризме доля групповых туристов выше, чем среди внутренних посетителей. Это, отчасти, обусловлено распространением негативной информации о России в средствах массовой информации Запада, поэтому туристы чувствуют себя в большой группе соотечественников более уверенно, чем в малом коллективе. Определенную роль играет и ценовой фактор, поскольку действуют групповые скидки. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Главная стратегическая цель Программы заключается в формировании в Москве конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристскорекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социальноэкономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурноисторического и природного наследия. Разработка Программы исходит из модели устойчивого туризма. Устойчивым туризмом называется модель экономического развития в следующих целях: 1. Увеличение доходов от туризма, совершенствование системы налогообложения. Городской бюджет должен формироваться в значительной степени за счет поступлений от туристской деятельности в Москве: на 10% к 2010 году. 2. Повышение качества жизни местного населения, благосостояния москвичей. Использование социальной роли туризма (отдых россиян, развитие социальных контактов, связей между людьми). 3. Приток инвестиций и создание новых рабочих мест. 4. Обеспечение комфортных условий пребывания туристов. 5. Рост национального достоинства, как следствие гостеприимства и обращения к культурно-историческому наследию. В качестве основных задач программы выступают: 1. Определение основных направлений деятельности Правительства Москвы по управлению туристскими ресурсами и туристской индустрией. 2. Формирование нормативно-правовой базы туристской отрасли. 3. Развитие предпринимательства в сфере туризма, и, прежде всего, малого и среднего предпринимательства. 4. Стимулирование развития материальной базы туристкой отрасли путем привлечения российских и иностранных инвестиций для реконструкции действующих и создания новых туристских объектов и средств размещения. 5. Развитие инфраструктуры туризма, необходимое для повышения конкурентоспособности Москвы на международном и внутреннем туристских рынках, что, в свою очередь, скажется на развитии социальной инфраструктуры города. 6. Создание условий для развития туристских зон на территории Москвы и в соседних регионах России на основе соглашений в области туризма. Новое строительство и реконструкция действующих туристских объектов: музеев, мемориальных мест, объектов показа, архитектурных памятников, садово-парковых ансамблей и др. Приведение в порядок исторических мест в городе, часто посещаемых туристами. 7. Развитие событийного туризма, опирающегося на привлечение массового контингента туристов, пользуясь каким-либо событием в жизни города. Формирование программы событийного туризма (конгрессы, фестивали, конкурсы, городские праздники и т.д.). Разработка ключевых, "знаковых" событий года и своевременное информирование о них. 8. Возрождение в Москве социального туризма, подъем внутреннего туризма в городе и на этой основе - подъем жизненного уровня населения, гармонизация социальной и общественной жизни, возрождение интереса к родной стране, решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды. 9. Превращение столицы в современный международный центр деловой активности, привлечение бизнес-туристов из-за рубежа и из других регионов России, поскольку бизнес-туристы представляют наиболее платежеспособную категорию туристов, а деловой туризм наиболее подходит для условий современного города. 10. Проведение активной рекламно-информационной деятельности, направленной на формирование имиджа Москвы как крупнейшего центра туризма в мире и продвижение его на российский и международный туристские рынки. Программа рассчитана на период до 2010 года и включает в себя краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные мероприятия. Первый этап: 2000-2001 гг. - разработка технико-экономических обоснований крупных проектов и реализация первоочередных задач. Второй этап: 2001-2005 гг. - реализация среднесрочных проектов и программ. Третий этап: 2005-2010 гг. - реализация долгосрочных проектов и ежегодных программ. 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Система программных мероприятий включает разделы, разработка которых позволит получить инструмент, позволяющий Москве сформировать новый туристский продукт, отвечающий потребностям и возможностям города, а также основным тенденциям развития туризма. Система программных мероприятий разбита на несколько разделов, объединяющих схожие по своей направленности мероприятия. 1. Продвижение образа Москвы как города, благоприятного для туризма. Рекламно-информационная деятельность. Создание комфортной информационной среды для туристов. 2. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма. 3. Разработка московского туристского продукта. 4. Создание условий для развития туризма. Государственная поддержка туризма в Москве. Совершенствование структуры управления и развития туризма. 5. Подготовка кадров. 6. Научное обеспечение туристской деятельности. Раздел I. Образ Москвы как города, благоприятного для туризма. Рекламно-информационная деятельность. Создание комфортной информационной среды для туристов. 1. Создание двух имиджевых стратегий Москвы как туристского места: 1.1. Стратегии для внешнего рынка (места, открытого всему миру, безопасного, с развитой инфраструктурой и богатейшим культурноисторическим наследием); 1.2. Стратегии для внутреннего российского рынка (места, доступного для желанных гостей из различных российских регионов, интересного и разнообразного для различных социальных групп туристов). 2. Консолидация рекламно-информационной работы различных участников туррынка в руках независимой от влияния отдельных компаний городской структуре - Туристском информационном центре (ТИЦ), - в целях оказания информационно-справочных, туристских и деловых услуг приезжающим туристам, а также для ведения рекламной и маркетинговой деятельности. Строительство ТИЦ общей площадью 3 тыс. кв. м. Создание сети унифицированных информационных бюро ТИЦ общей площадью 0,6 тыс. кв. м. 2.1. Информационно-справочная деятельность. 2.1.1. Информационный блок. Создание и регулярное обновление информационных баз данных для туристов. - База данных "Путеводитель". Обзорная информация о Москве (история города, статистика, достопримечательности, культурная программа, развлечения, шопинг, праздники, события, специальные мероприятия, карта Москвы, виртуальные камеры прямой трансляции на разных объектах турпоказа). - База данных "Планирование и бронирование". Информация об организации поездки и пребывания в Москве. Возможность ознакомиться с российскими агентствами, вариантами перелета, размещения в гостиницах, получить консультацию, разместить заказ, забронировать, арендовать и т.д. Этим задачам соответствуют: "Белый список" турагентств; система бронирования; формирование заказа для турагентства. Особое место занимает "Система планирования поездки", когда турист вводит определенную информацию о себе, а система обрабатывает эти данные и выдает оптимальные варианты поездки с учетом особенностей клиента. - База данных "Дневник московской жизни". Сбор, обработка и классификация всей информации о том, что происходит в городе: какие события, где, когда, и т.д. Репертуары театров, программы ночных клубов, где развлечься, чем заняться, экскурсии и т.д. Предоставление актуальной и достоверной информации о работе объектов туристской индустрии Москвы, туристских ресурсах, туристских продуктах, событиях в культурной и общественной жизни Москвы. 2.1.2. Служба справок и консультаций. Перечень услуг: - Предоставление справок по телефону на трех языках. - Личные консультации (face-to-face). - Прием заказов на бронирование услуг, с последующим получением заказчиком ваучера на заказанную услугу. - Переадресация звонков в адрес поставщиков услуг. - Круглосуточное предоставление справок с помощью системы интерактивного голосового ответа в голосовом режиме и в режиме "факс по запросу". 1.2. Маркетинговая деятельность. 1.2.1. Создание и распространение рекламных и пропагандистских материалов о туристическом комплексе Москвы, о планируемых в городе событиях и о самом ТИЦ. 1.2.2. Проведение специальных мероприятий в Москве и других странах по формированию общественного мнения о Москве как международном туристском. 1.2.3. Изучение туристских ресурсов Москвы, отслеживание достоверности данных о ресурсах, хранимых в базах данных центра. 1.2.4. Продвижение новых туристских ресурсов. Организация презентаций новых турпродуктов с приглашением их владельцев, инвесторов, а также туроператоров и турагентств. 1.3. Коммерческая деятельность. Обслуживание в местах, наиболее часто посещаемых туристами: 1.3.1. Выписка ваучеров на размещение, прокат автомобиля, посещение культурно-массовых мероприятий, ресторанов, экскурсионное обслуживание и гида и т.д. - в Москве; 1.3.2. Выписка ваучера на тур для выездного туриста; 1.3.3. Оформление визы, бронирование билетов для отправки за рубеж; 1.3.4. Продажа рекламных площадей в информационно-справочной продукции ТИЦ. 1.3.5. Продажа чековых книжек и дисконтных карточек "Карта гостя". 1.3.6. Продажа карт, путеводителей, брошюр и подарочных изданий, видео и CD и т.д. 1.3.7. Продажа сувенирной продукции. 3. Работа на международных выставках и ярмарках, сопровождаемая рекламными и промоушн-кампаниями. 4. Организация конференций по туризму с участием зарубежных фирм. Проведение в Москве конгрессов международных туристских организаций. Это может быть Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств, Международная гостиничная ассоциация и др. 5. Работа с иностранными журналистами, приглашенными в Москву. 6. Работа с национальными турпредставительствами других стран. 7. Разработка и выпуск рекламно-информационной продукции. 8. Ежегодное издание сводного календаря туристских событий. 9. Организация международных рекламных и PR - кампаний. 10. Участие в реализации проектов, имеющих большой общественный резонанс, для создания бесплатной рекламы городу Москве. 11. Ведение активной пропагандистской кампании в Москве, объясняющей и поддерживающей шаги городских властей по развитию города как туристского центра, воспитывающей москвичей в духе гостеприимства и доброжелательного отношения к приезжающим туристам - российским и иностранным. 12. Проведение многоэтапной рекламной кампании Москвы как объекта туризма в регионах Российской Федерации. 13. Изготовление и установка информационных табло, знаков и надписей в общественных местах, часто посещаемых туристами, дублирующих русский текст текстом в латинской транскрипции. 14. Создание и поддержка туристского сервера Москвы в сети "Интернет". 15. Установить прямые отношения с основными зарубежными туроператорами, специализирующимися на направлении "Россия". Раздел II. Развитие инфраструктуры и материальной базы туризма Для удовлетворения потребностей туристов по классической схеме предоставления туристских услуг: "транспорт + размещение + развлечения", - необходимо обеспечение туристов следующими услугами: - проживанием, что должно удовлетворяться несколькими типами основных и дополнительных средств размещения; - питанием, что связано с необходимостью обеспечения разнообразным, в том числе, занимательным питанием; - туристскими впечатлениями; - транспортом. Для удовлетворения потребностей туристов предлагается политика "малых шагов", направленная на формирование сети малых частных гостиниц и других типов средств размещения, а также постепенное развитие, на основе регенерации исторической застройки, инфраструктуры обслуживания, рассчитанной как на временное, так и на постоянное население города. Развитие туристских структур должно "работать" на генеральную идею сохранения исторического облика города, его своеобразия, реновации его исторической застройки. 1. Формирование единой системы туристских зон Москвы (около 20-ти зон) и связанных с ними полноценных туристских маршрутов, ориентированных на разные категории туристов, обеспечивающих полный комплекс услуг для туристов в пределах 15-минутной пешеходнотранспортной доступности, включая проживание (гостиничные комплексы, апартаменты, квартиры в жилых массивах и т.д.), обслуживание туристов (торговля сувенирами, бытовые услуги, здравоохранение и т.д.), развлечения (комплексы досуга, театры, киноконцертные залы и т.п.), справочно-информационное обслуживание, посещение объектов показа (экскурсионное обслуживание), транспортное обслуживание, автостоянки. Работа проводится на базе комплексной программы туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы". 1.1. Под туристской зоной понимается территория, на которой развитие туристской инфраструктуры является приоритетным по отношению к другим отраслям деятельности. Туристская зона - это территория, на которой сосредоточены объекты показа, привлекающие туристов, и другие объекты и услуги. Это именно комплекс, и ошибочным было бы называть туристской зоной некое сосредоточение достопримечательностей в отрыве от необходимой инфраструктуры. В туристской зоне формируется определенный туристский продукт, т.е. туристское предложение, включающее такие элементы как: осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, фестивалей, отдых (активный и просто прогулки), посещение сувенирных магазинов, художественных салонов и галерей, а также питание, размещение, транспорт, услуги гида и т.д. Прогрессивным является создание туристских продуктов, рассчитанных на различные сегменты рынка, и, следовательно, туристские зоны тоже должны носить тематический характер. 1.2. Туристское зонирование как стратегическое направление общей туристской политики города, тесно связанное с реализацией генерального плана г.Москвы, с социально-экономическими и экологическими факторами. 1.3. Для эффективного поэтапного развития осуществить отбор разнообразных туристских зон, чтобы при необходимости, их можно было экономично и эффективно развивать по отдельности. Определение поэтапного развития основано на ряде соображений: - транспортная и пешеходная доступность; - сроки создания или дополнения базовой инфраструктуры; - спрос на туристском рынке; - целесообразность развития достопримечательностей и объектов; - социальное восприятие туристского развития населением, проживающим в этих туристских зонах. 1.4. Тип и функциональные особенности зоны зависят, в первую очередь, от туристского потенциала - историко-культурного или природного. 1.5. На территории, где располагаются достопримечательности или объекты туристского приближения (музеи, театры, зрелищные и спортивные объекты), фокусируются и объекты туристского обслуживания. "Кустовая" организация туристских достопримечательностей и видов деятельности является важным принципом планирования. Группирование достопримечательностей в определенных зонах может привлечь больше туристов в каждую из них и способствовать их более продолжительному пребыванию. Это удешевляет создание инфраструктуры и более удобно для организации туров. "Кустовой" подход заключается и в развитии нескольких дополнительных достопримечательностей вблизи основной, притягивающей туристское внимание. Эти вторичные элементы могут уже существовать в данной зоне и только нуждаться в обустройстве. В других случаях они могут быть мобильными (какая-либо культурная массовая акция, событие, зрелище), или развиваться с нуля (например, организация центра для экспозиций и продажи изделий народных промыслов). 1.6. Группировка туристских объектов и форм времяпровождения по функциональным признакам, таких, как объекты размещения, культурные объекты, объекты организации досуга. Размещение должно правильно соотноситься с основными достопримечательностями, не вторгаясь на их территорию, чтобы сохранить исторический облик среды и, в то же время, обеспечивая удобную транспортную и пешеходную доступность. 1.7. Устройство стоянок для туристского транспорта вне дорожно-уличной сети для предотвращения пробок и иных сбоев уличного движения - важное преимущество четкого туристского зонирования. 1.8. Организация зоны зависит от расположения туристских объектов (и показа, и инфраструктуры) по отношению друг к другу, их близости. Вторым условием, позволяющим определить туристскую зону, является ее максимально органичное вхождение в градостроительную систему Москвы. Поэтому главные зоны, находящиеся в Центральном административном округе в пределах Садового кольца, полностью подчиняются структуре радиальных направлений улиц от Кремля и кольцевой связи между ними - по бульварам. Очевидно, что все туристские зоны должны согласоваться с общей политикой развития столицы, с Генеральным планом развития Москвы до 2020 года. Необходима "увязка" зон с решением экологических, транспортных и социальных проблем, анализ которых дается в Генплане. План развития туризма в Москве рассматривается в качестве одной из составных частей Генерального плана. Такой подход обеспечивает гармоничную интеграцию туризма в жизнь города, что сведет к минимуму проблемы, связанные с конкуренцией за использование земельных участков, с хронической перегрузкой транспортной сети, с определением функционального использования памятников. В том случае, если планы развития туристских зон будут разрабатываться в административных округах города, необходимо, чтобы их связь с тенденциями развития Москвы была скоординирована. При этом важным условием является участие жителей города (или административного округа) в обсуждении проекта на ключевых этапах планирования. 1.9. Важной частью плана являются охранные зоны двух типов - природные и исторические. Это имеет непосредственное отношение к развитию туристских зон, на которых они располагаются. Среди природных зон к ним относятся Измайлово и Коломенское. Природные зоны утверждены; на очереди - историко-культурные охранные зоны. 1.10. На решение Генплана о форсированном развитии комплекса "Сити" и Евровокзала опирается выделение зоны, связанной с организацией в ней конгрессного, выставочного и бизнес туризма. 1.11. Отработка теплоходного маршрута "Коломенское-Сити: из XI в XXI век." 1.12. Концептуально важным является решение о строительстве специальных бесплатных стоянок (оно начнется в следующем году) у границ Садового кольца и по периферии Центрального округа. В центре - стоянки только платные. Это обстоятельство оказало влияние на проектирование в Центре в основном пешеходных зон. 1.13. Отсутствуют автостоянки для парковки туристского транспорта в исторических зонах города - для осуществления внешнего визуального осмотра историко-архитектурных и градостроительных памятников. Городские паркинги в центре города практически все платные, поэтому автобусы производят высадку и посадку туристов на проезжей части города, а во время экскурсии останавливаются в близлежащих переулках. Парковка на проезжей части улиц снижает ее пропускную способность, и может служить причиной дорожно-транспортных происшествий. 1.14. Зоны познавательного и эндемического туризма - территории наибольшего сосредоточения достопримечательностей, имеющих развитую сеть гостиничных предприятий и объектов туристской инфраструктуры. Могут также использоваться рекреационные зоны, которые обычно выделяются на территориях с наименьшей концентрацией населения, на акваториях, в элементах природной среды, включенной в городской ландшафт (например, в Сокольниках, в Битцевском лесопарке, причем последний имеет полный комплекс необходимых для этого материальных объектов). 1.15. Формирование туристско-рекреационной зоны "Золотое кольцо Москвы". Одобренное Мэром Москвы предложение о создании ТРЗ "Золотое кольцо Москвы", включающей в себя Кремль, Красную площадь, Александровский сад, торговый комплекс "Охотный ряд", Манежную площадь, выставочный зал "Манеж", Боровицкую площадь, Российскую государственную библиотеку, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Храм Христа Спасителя, пешеходный мост через Москва-реку на "Стрелку", Комплекс Третьяковской галереи в Лаврушенском переулке, Большой Москворецкий мост, Васильевский спуск, Китайгородскую стену на Москворецкой набережной, "Старый гостиный двор", ГУМ, Красную площадь, нашло свое отражение в подготовке Москомархитектурой комплексной концепции развития ТРЗ "Золотое кольцо Москвы" с разработкой бизнес-плана, завершение работ над которыми предусматривается в 2000году. Данная концепция предполагает создание в историческом центре Москвы туристско-рекреационной зоны с осуществлением нового строительства и реконструкции сложившейся застройки с организацией объектов сервисного обслуживания и туристского показа, мест для отдыха и развлечений. Проектом предусмотрена реконструкция Боровицкой площади со строительством нового гостинично-делового центра, Лубянки, Манежа, строительство 2-х уровневой автостоянки на 2000 мест, замена рядовых объектов массового обслуживания с реконструкцией исторических зданий на Пятницкой улице, Кузнецком мосту, Никольской улице. На Боровицкой, Театральной и Лубянской площадях в подземном пространстве предполагается разместить объекты торгово-бытового туристского сервиса. 2. Координация развития туристской инфраструктуры с другими отраслями городского хозяйства: модернизация автодорог, строительство автостоянок, в том числе для экскурсионного транспорта, развитие городского общественного транспорта, развитие коммунального хозяйства, восстановление парков, городских усадеб, музеев и других культурно-зрелищных учреждений, здравоохранение, экология, связь, приспособленность города для людей пожилого возраста и инвалидов. 3. Формирование зон развития международного туризма на территории Московской и соседних областей на базе основных историко-культурных центров Подмосковья - Сергиева Посада, Коломны, Серпухова, Можайска-Рузы-Звенигорода, Клина-Истры, Дмитрова, Бронниц, Владимира, Переяславля-Залесского, включающих объекты показа, центры туристского сервиса, рекреационные зоны на водоемах. 3.1. Развитие туризма в Москве через единую систему мероприятий по созданию сети маршрутов и развитию материальной базы туризма, а также инфраструктуры в связанных с Москвой регионах, учитывая удаленность России и г. Москвы от основных стран-партнеров, осуществляющих направление посетителей - гостей столицы и соответственно высокую стоимость транспортных расходов по доставке туристов к месту отдыха и обратно. Это, прежде всего, СанктПетербург и Ленинградская область, а также весь регион "Золотого Кольца" исторических городов России, включая Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Владимирскую и Московскую области. 3.2. Включение в московский туристский комплекс ближнего Подмосковья, особенно лесопаркового защитного пояса, обладающего значительным потенциалом для развития различных видов отдыха и туризма - развития делового туризма. Средства размещения 4. Строительство новых гостиниц. В соответствии с проектом размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в Москве на период 2001-2005 годов , а также Генеральным |