бассейна оборудуется ножным душем глубиной 0,1 м. При детских раздевальных оборудуются места для сушки волос. 8.10. В состав помещений бассейна входят также комната инструктора по плаванию с кабиной для переодевания, туалетом и душевой кабиной (6 кв. м), комната медсестры бассейна, где предусматриваются рабочий стол и кушетка (6 кв. м), лаборатория анализа воды - 2 кв. м или в одном помещении с комнатой медсестры бассейна, а также узел управления бассейном (2 кв. м), другие технические помещения, связанные с обслуживанием бассейна. Комната медсестры и лаборатория анализа воды, а также комната инструктора по плаванию и узел управления бассейном должны размещаться смежно. Комната инструктора по плаванию должна иметь два входа: со стороны общего коммуникационно-рекреационного пространства и со стороны зала с ванной бассейна. Комната медсестры бассейна и лаборатория анализа воды должны иметь естественное освещение. 8.11. В зданиях ЦДВ для обслуживания приходящих (из соседних ДОУ) групп детей при каждой ванне бассейна следует предусматривать дополнительный комплект раздевальных для мальчиков и девочек с душевыми и туалетами, а также комнату отдыха площадью не менее 24 кв. м с местом для сушки волос. В отдельно стоящих зданиях бассейнов дополнительно следует предусматривать вестибюль с гардеробом верхней одежды площадью 36 кв. м, кабинет площадью 9 кв. м, комнату отдыха после плавания с местом для сушки волос площадью не менее 24 кв. м. 8.12. Ванны-бассейны площадью до 4 кв. м проектируются с плоским дном глубиной 0,75 м. Необходимая глубина в каждом конкретном случае регулируется уровнем наполнения ванны водой. У ванны-бассейна площадью до 4 кв. м обходная дорожка может предусматриваться только с двух сторон и быть не шире 0,75 м. 8.13. В зданиях ДОУ общего типа независимо от вместимости следует предусматривать блок медицинских помещений в составе медицинского кабинета 12 кв. м, процедурной 8 кв. м и изолятора. В состав изолятора входят: приемная, изолированные палаты на 1-2 места 4 или 6 кв. м соответственно и туалет площадью 6 кв. м. Число мест в изоляторе составляет 1,5% от расчетной вместимости ДОУ; изолятор проектируют не менее чем на 2 инфекции. Туалет изолятора проектируется с местом для приготовления дезинфицирующих растворов. В приемной изолятора следует предусматривать место для мойки и хранения посуды. Медицинская комната должна размещаться смежно с палатой (одной из палат) изолятора. Между ними следует предусматривать остекленный проем для наблюдения за ребенком на высоте 1,2 м от уровня пола. 8.14. В прогулочных группах и дежурных группах кратковременного присмотра вместо медицинского блока может предусматриваться одна медицинская комната площадью 10-12 кв. м с местом для временного размещения заболевшего ребенка. 8.15. В ДОУ общего типа вместо комнаты коррекции может предусматриваться комната проведения физиопроцедур (одна на учреждение). 8.16. На каждом этаже зданий ДОУ общего типа, зданий ЦДВ, дошкольного отделения учреждения "Начальная школа - детский сад" необходимо предусматривать по одному общему туалету для персонала из расчета каждый туалет на один унитаз и одну раковину. Кроме того, в зависимости от планировочного решения на каждые 2-3 групповые ячейки в непосредственной близости от них рекомендуется предусматривать по комнате персонала (гардеробной) с туалетом общей площадью 6 кв. м. Комната персонала оборудуется шкафом верхней одежды, столом и стульями. В малых и малокомплектных ДОУ, в групповых отделениях КДВ, в дошкольных отделениях учреждений "Начальная школа - детский сад" вместимостью до 3 групп включительно для персонала допускается предусматривать один туалет на один унитаз и одну раковину, в том числе при общей комнате персонала групповых ячеек. В зданиях ЦДВ, в отдельно стоящих блоках с бассейном, обслуживающим несколько детских садов, на первом этаже следует предусматривать по одной туалетной для приходящих групп детей, решаемой по аналогии с туалетной групповой ячейки детей 5-6 (7) лет. 8.17. В состав пищеблока, работающего на сырье, входят: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, овощной цех, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая овощей, помещение для хранения скоропортящихся и особо скоропортящихся продуктов с холодильными камерами (мясо-рыбная, гастрономия, молочно-жировая, фруктовая), загрузочная, кладовая и моечная обменной тары, помещение заведующего производством, комната персонала с раздевалкой, душевой и туалетом для персонала. В состав централизованного пищеблока КДВ, осуществляющего доставку готового горячего питания в групповые отделения, дополнительно входят: кладовая и моечная термоконтейнеров, экспедиция, кладовая уборочного инвентаря, а в групповых отделениях предусматриваются только загрузочная, раздаточная, кладовая и моечная термоконтейнеров. В состав помещений пищеблока, работающего на полуфабрикатах, входят: горячий цех, раздаточная, холодный цех, овощной цех, доготовочный цех (мясных и рыбных полуфабрикатов), моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, помещение для хранения скоропортящихся и особо скоропортящихся продуктов с холодильными камерами (мясо-рыбная, гастрономия, молочно-жировая, фруктовая), загрузочная, моечная оборотной тары, помещение заведующего производством, комната персонала с раздевалкой, душевой и туалетом для персонала. В планировочном решении пищеблока следует учитывать последовательность технологических процессов, исключающую встречные потоки сырой и готовой продукции. В пищеблоках, работающих на сырье, горячий цех с овощным цехом, моечной кухонной посуды и раздаточной допускается проектировать в одном помещении с выделением соответствующих функциональных зон перегородками-экранами. В пищеблоках, работающих на полуфабрикатах, горячий цех, холодный цех, овощной цех, моечную кухонной посуды и раздаточную допускается проектировать в одном помещении с выделением соответствующих функциональных зон экранами-перегородками (СП 2.3.6.1079-01). 8.18. Моечную кухонной посуды и обменной тары не допускается размещать в одном помещении. Кладовые для хранения сухих продуктов, овощей и охлаждаемые камеры изолируют от кухни. Проектировать проходные кладовые в пищеблоке или вход в кладовую из кухни не допускается. 8.19. В кухнях следует предусматривать установку оборудования, работающего на электричестве. 8.20. В ДОУ общего типа для вертикальной транспортировки пищи следует предусматривать грузовые лифты или грузовые подъемники. 8.21. В малых и малокомплектных ДОУ вместимостью до 50 мест постирочная может иметь одно помещение, в ДОУ вместимостью свыше 50 мест - два помещения (стиральная и гладильная). Помещения постирочной и гладильной должны быть смежными, а входы (окна) для сдачи грязного и получения чистого белья - раздельными. 8.22. В ДОУ общего типа, в зданиях ЦДВ, КДВ со стороны главного входа в здание следует предусматривать помещение охраны с оборудованным местом для дежурства и отдыха площадью не менее 5 кв. м. 8.23. Типы и количество санитарно-технического оборудования в помещениях ДОУ следует предусматривать в соответствии с приложением 17 к настоящим нормам. 9. Специальные требования к проектированию дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями развития 9.1. Состав и площади групповых ячеек ДОУ для детей с нарушением слуха (глухих и слабослышащих), зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией) и интеллекта следует определять согласно приложению 14 к настоящим нормам. 9.2. Состав и площади помещений групповых ячеек ДОУ для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата следует определять согласно приложению 15 к настоящим нормам. 9.3. В ДОУ для детей с нарушением слуха (слабослышащих) следует предусматривать: основное естественное освещение слева от класса для занятий с дополнительным верхним подсветом сзади (на высоте не ниже 1,5 м от пола); двухстворчатую дверь между классом для занятий и групповой; изоляцию труб и металлических деталей в помещениях, где находятся дети; смежное расположение спальных при соблюдении необходимой изоляции групповых ячеек; смежное расположение туалетной, групповой и спальни в групповой ячейке; звукоизоляцию помещения для аудиологических исследований детей, обеспечивающую уровень проникающих шумов и вибрации не более 40 дБ (А); изолированное расположение в удаленности от классов для занятий и залов для музыкальных и физкультурных занятий помещений кухни и постирочной, имеющих электрооборудование. 9.4. В ДОУ для детей с нарушением зрения (слабовидящих, с косоглазием и амблиопией) должны соблюдаться следующие требования при архитектурно-планировочном решении: плеопто-ортоптическую комнату и кабинет врача-окулиста следует предусматривать длиной не менее 6 м; в плеопто-ортоптической комнате следует выделить темное помещение площадью 6 кв. м (для работы на большом безрефлексном офтальмоскопе) с окраской стен в темно-зеленый цвет; класс не следует располагать в непосредственной близости от зала для музыкальных и гимнастических занятий; ограждающие поверхности основных помещений групповой ячейки и оборудование должны быть окрашены матовыми красками светлых тонов, коэффициенты отражения которых должны быть не ниже: потолка - 70%, стен - 50-60%, пола - 25-30%, столов - 45%; плеопто-ортоптическую комнату не следует располагать смежно с помещениями кухни и постирочной, имеющими электрооборудование; между групповой и спальней, между групповой и туалетной рекомендуется предусматривать остекленную дверь или остекленный оконный проем с отметкой низа светопрозрачного проема 1,0 м. 9.5. При проектировании ДОУ для детей с нарушением зрения (только слабовидящих) должны соблюдаться также следующие требования к объемно-планировочному решению здания: двери из помещений следует проектировать таким образом, чтобы полотна дверей при открывании не представляли препятствий для основного потока детей; избегать устройства внешних углов, а имеющиеся углы скруглять (радиус 0,05 м); окраска дверей, дверных наличников, выступающих частей здания, границ ступеней, мебели и оборудования должна контрастировать с окраской стен. 9.6. При проектировании ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует: поручни в лестничных клетках предусматривать с обеих сторон лестничного марша; кабинеты для водных процедур размещать на первом этаже; кабинеты лечебной физкультуры и массажный располагать рядом с кабинетами электролечения и ванн. 9.7. При проектировании ДОУ для детей с нарушением интеллекта (умственно отсталых) должны соблюдаться следующие требования: логопедический кабинет должен располагаться рядом с групповой или раздевальной; туалетные в групповых ячейках должны быть связаны с групповой и спальней; в дверных проемах из групповой в спальню следует предусматривать уплотнители притворов; в помещениях, где находятся дети, выступающие углы должны быть закругленными (радиус 0,05 м); в залах для музыкальных и физкультурных занятий и в комнате для корригирующей гимнастики покрытия полов следует предусматривать дощатыми или из линолеума двух или трех цветов, образующих геометрический рисунок (прямоугольник или квадрат - в зависимости от конфигурации помещения), для облегчения построения детей; высоту ограждения лестниц следует предусматривать не менее 1,8 м или устанавливать сплошное ограждение сеткой; при ванной комнате следует предусматривать помещение площадью не менее 6 кв. м для отдыха детей после мытья и водных процедур. 9.8. В групповых, игральных-столовых и классах подоконники следует предусматривать на высоте 0,6 м от уровня пола. При угловом или двухстороннем расположении окон устройство указанной высоты подоконников допускается только с одной стороны. 9.9. Санитарно-техническое оборудование в групповых ячейках ДОУ компенсирующего вида следует принимать по таблице 2. Таблица 2 ---------------------------------------------------------------------------------------------- |Помещения |Умывальник |Унитаз |Слив-видуар |Душевой |Ванна |Полотенцесушитель| | |детский |детский|с высоко |поддон | | | | |с туалетным| |расположенным|с душевой| | | | |краном | |бачком, со |сеткой на| | | | | | |смесителем |гибком | | | | | | |или |шланге | | | | | | |водоразборным| | | | | | | |краном | | | | |-----------------------|-----------|-------|-------------|---------|------|-----------------| |1. Туалетная ясельных | 3 | 2 | 1 | 1 | - | 1 | |групп | | | | | | | |-----------------------|-----------|-------|-------------|---------|------|-----------------| |2. Туалетная дошкольных| 3 | 3 | - | 1 | - | 1 | |групп | | | | | | | |-----------------------|-----------|-------|-------------|---------|------|-----------------| |3. Ванная комната | - | - | - | 2 | 2 | - | ---------------------------------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. В кабинетах: физиотерапевтическом, окулиста-педиатра, врачей-консультантов, процедурном, логопедическом, старшей медсестры, помещениях для электросветолечения, теплолечения, комнате для массажа и индивидуальных занятий механотерапией и лечебной физкультурой предусматривается умывальник для взрослых со смесителем. 2. Санитарно-техническое оборудование помещений, не указанных в настоящей таблице, следует определять согласно требованиям проектирования ДОУ общего типа. 9.10. Состав и площади общих специализированных помещений ДОУ компенсирующего вида следует определять по таблице 3. Таблица 3 -------------------------------------------------------------------------------------- |Помещения |Площадь, кв. м (не менее), для детей с нарушениями | | |----------------------------------------------------------| | |слуха (глухих |зрения |опорно- |интеллекта | | |и слабослышащих),|(слабовидящих,|двигательного|и для детей| | |для детей |с косоглазием |аппарата |со сложными| | |с туберкулезной |и амблиопией) | |дефектами | | |интоксикацией | | | | |-------------------------|-----------------|--------------|-------------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |-------------------------|-----------------|--------------|-------------|-----------| |1. Зал для музыкальных | 85 | 95 | - | 80 | |и физкультурных занятий | | | | | |-------------------------|-----------------|--------------|-------------|-----------| |2. Комната для хранения | 6 | 6 | 12 | 12 | |гимнастического | | | | | |оборудования | | | | | |-------------------------|-----------------|--------------|-------------|-----------| |3. Комната для | - | 54 | - | 54 | |корригирующей гимнастики | | | | | |-------------------------|-----------------|--------------|-------------|-----------| |4. Универсальный зал для | - | - | 100 | - | |занятий лечебной | | | | | |физкультурой | | | | | |и музыкальных занятий | | | | | |-------------------------|-----------------|--------------|-------------|-----------| |5. Комната для массажа | | | 36 | | |и индивидуальных занятий | | | | | |механотерапией | | | | | |и лечебной физкультурой | | | | | -------------------------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. В ДОУ компенсирующей направленности (кроме ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) при вместимости более 6 групп следует предусматривать второй зал для музыкальных и физкультурных занятий той же площади, что в строке 1 настоящей таблицы. 2. Комната для массажа и индивидуальных занятий механотерапией и лечебной физкультурой предусматривается одна на каждые 4 группы. 9.11. Состав и площади медицинских помещений ДОУ для детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, для детей с туберкулезной интоксикацией и со сложными дефектами определяются по таблице 4. Таблица 4 ----------------------------------------------------------------------------------------------- |Помещения |Площадь, кв. м (не менее), для детей с нарушениями | | |---------------------------------------------------------------------| | |слуха (глухих и|зрения |опорно- |интеллекта,| | |слабослышащих),|--------------------------|двигательного |со сложными| | |с туберкулезной|слабовидящих|с косоглазием|аппарата |дефектами | | |интоксикацией | |и амблиопией | | | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |1. Медицинская комната | 15 | 12 | 12 | 16 | 15 | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |2. Изолятор: | | | | | | |приемная | 6 | 6 | 6 | 8 | 8 | |палата |10 (4 + 6) |10 (4 + 6) |10 (4 + 6) |18 (6 + 6 + 6)|12 (6 + 6) | |туалетная | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |3. Физиотерапевтический| - | 30 | 16 | - | 32 | |кабинет | | | | | | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |4. Кабинет | - | 21 | 21 | - | 18 | |врача-окулиста | | | | | | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |5. Кабинет педиатра | - | 12 | - | - | 12 | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |6. Кабинет логопеда | - | 12 | - | - | - | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |7. Кабинеты врачей- | - | - | - |24 (12 х 2) | - | |консультантов | | | | | | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |8. Кабинет старшей | - | - | - | 8 | - | |медсестры | | | | | | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |9. Комната гидротерапии| | | | | | |и подводного массажа | - | - | - | 54 | - | |с техническим | | | | | | |помещением | | | | | | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |10. Помещение для | - | - | - | 36 | - | |электро- и светолечения| | | | | | |на 6 процедурных мест | | | | | | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |11. Помещение для | - | - | - | 18 | - | |теплолечения на 3 | | | | | | |процедурных места | | | | | | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |12. Техническое | - | - | - | 9 | - | |помещение для | | | | | | |электро-, свето- | | | | | | |и теплолечения | | | | | | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |13. Комната | - | - | - | 20 | - | |медицинского персонала | | | | | | |с гардеробной, душевой | | | | | | |и туалетом | | | | | | |-----------------------|---------------|------------|-------------|--------------|-----------| |14. Процедурный кабинет| 10 | 10 | 10 | 12 | 12 | ----------------------------------------------------------------------------------------------- 9.12. Состав и площади сопутствующих и служебно-бытовых помещений ДОУ для детей с нарушениями развития определяются по таблице 5. Таблица 5 -------------------------------------------------------------------------------------------- |Помещения |Площадь, кв. м (не менее), в ДОУ для детей с нарушениями | | |---------------------------------------------------------| | |слуха (глухих и |зрения |опорно- |интеллекта,| | |слабослышащих), |(слабовидящих,|двигательного|со сложными| | |с туберкулезной |с косоглазием |аппарата |дефектами | | |интоксикацией |и амблиопией) | | | |--------------------------------|----------------|--------------|-------------|-----------| |1. Кабинет заведующего | 12 | 12 | 12 | 12 | |--------------------------------|----------------|--------------|-------------|-----------| |2. Методический кабинет | 18 | 18 | 18 | - | |и педагогическая комната | | | | | |--------------------------------|----------------|--------------|-------------|-----------| |3. Методический кабинет | - | - | - | 15 | |и логопедическая комната | | | | | |с кладовой | | | | | |--------------------------------|----------------|--------------|-------------|-----------| |4. Кабинет радиотехника | 14 | | | | |и аудиологический | ------- | | | | | | (10 + 4) | | | | |--------------------------------|----------------|--------------|-------------|-----------| |5. Комната завхоза | 8 | 8 | 8 | 7 | |--------------------------------|----------------|--------------|-------------|-----------| |6. Комната персонала | 20 | 20 | 20 | 20 | |с гардеробом, душем и туалетом | | | | | |--------------------------------|----------------|--------------|-------------|-----------| |7. Ванная для детей | 15 | 15 | 15 | - | |--------------------------------|----------------|--------------|-------------|-----------| |8. Ванная комната для мытья | - | - | - | 20 | |и водных процедур с помещением | | | | | |для отдыха детей | | | | | |--------------------------------|----------------|--------------|-------------|-----------| |9. Приемная для родителей | 20 | 25 | 25 | 20 | |--------------------------------|----------------|--------------|-------------|-----------| |10. Хозяйственная кладовая | 15 | 18 | 18 | 15 | -------------------------------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. Состав помещений и площади пищеблока и постирочной принимаются как для ДОУ общего типа в зависимости от вместимости здания. 2. Во всех типах ДОУ компенсирующей направленности предусматривается комната охраны площадью 8 кв. м. 10. Условия размещения начальных классов общеобразовательной школы в зданиях детских садов 10.1. При демографических колебаниях, когда доля школьников увеличивается, а число дошкольников временно сокращается, по согласованию с органами Роспотребнадзора допускается размещать часть начальных ученических классов общеобразовательной школы в зданиях ДОУ, имеющих для этого свободные групповые ячейки. 10.2. В одной групповой ячейке детей дошкольного возраста допускается размещать одно универсальное классное помещение и рекреацию. При этом в классном помещении следует обеспечить размещение грифельной доски и левостороннее естественное освещение. 10.3. В помещениях для использования в качестве классного площадью 50 кв. м допускается размещение не более 20 учащихся. При размещении более 20 учащихся следует исходить из расчета нормы площади на 1 учащегося - 2,5 кв. м. При размещении 25 учащихся площадь классного помещения должна быть 62,5 кв. м. Расстановка двухместных столов (парт) может быть как 2-, так и 3-рядная. Первый вариант наиболее приемлем при габаритах помещения 6 x 9 м, второй - 7,2 x 7,2 м. При расстановке мебели и оборудования следует обеспечить обзор грифельной доски под углом зрения 45град. (МГСН 4.06-03). 10.4. Питание школьников допускается решать по аналогии с дошкольными группами, т.е. с доставкой готовой пищи в групповую ячейку. В этом случае мойка и хранение столовой посуды осуществляются в буфетной. Допускается предусматривать общую столовую для школьников, организуемую на площади одной из групповых ячеек, изолированно от групповых ячеек, занимаемых ученическими классами. Пропускная способность такой столовой в две посадки - 8 ученических классов. 10.5. Раздевальная и туалетная используются по прямому назначению. Туалетная должна быть раздельной для девочек и для мальчиков при общей умывальной, как это предусматривается настоящими нормами для групповых ячеек для детей от 4 лет. 10.6. При размещении в здании ДОУ первого класса (детей 6-7 лет) для него в групповой ячейке предусматривается спальня, а после окончания занятий групповая (ученический класс) становится игровой. Для этого класса на участке следует предусмотреть групповую площадку. 10.7. Занятия физкультурой осуществляются в зале для физкультурных занятий и на общей физкультурной площадке на участке ДОУ. 10.8. В составе служебно-бытовых помещений следует предусматривать учительскую площадью 8-12 кв. м (при норме 2-3 кв. м на 1 учителя). 11. Требования к внутренней среде здания 11.1. Параметры предметно-пространственной среды, стационарное оборудование и отделка помещений 11.1.1. Светопроемы в групповых, игровых и спальнях оборудуются регулируемыми солнцезащитными устройствами. Остекленные проемы (двери, ширмы-перегородки, остекленные веранды-оранжереи) должны иметь защитные устройства на высоту до 0,9 м от пола и на расстоянии не более 0,15 м от стекла. 11.1.2. Высота ограждений лестниц, балконов, террас, переходов-мостиков, антресольных этажей должна быть не менее 1,1 м. Решетчатое ограждение должно иметь только вертикальные членения с расстоянием между рейками до 0,1 м. Ограждение не должно завершаться острыми торчащими элементами. Вдоль всех лестниц в здании ДОУ, кроме технических, необходимо предусматривать поручни для взрослых (на высоте 0,85 м) и для детей (на высоте 0,5 м). 11.1.3. Игровое пространство групповой ячейки, состоящее из двух и более помещений, допускается проектировать с использованием перегородок в виде барьеров, а также с применением небьющихся светопрозрачных, сетчатых или декоративных решетчатых перегородок. 11.1.4. В проектах ДОУ встроенную мебель рекомендуется предусматривать в следующих помещениях: в групповых - ленточные столы под окнами и шкафы для игрушек и пособий; в спальнях - трансформируемые кровати (встроенные откидные, выдвижные, выкатные кровати), шкафы для облегченных кроваток, шкафы для постельного белья; между групповыми и спальнями - шкафные перегородки, заменяющие в групповых шкафы для пособий и игрушек, в спальнях - шкафы для одежды детей, постельного белья, трансформируемых или облегченных кроваток; в раздевальных - шкафы для верхней одежды детей (с подогревом и вытяжной вентиляцией для сушки), шкафы для одежды персонала; в туалетных - хозяйственные шкафы и стеллажи; в кабинете заведующего, методическом кабинете - шкафы и стеллажи для книг и пособий; в кладовых - стеллажи; в общей комнате персонала, комнате персонала пищеблока и прачечной - шкафы для одежды персонала. Примечание. Трансформируемые кровати (встроенные откидные кровати, выкатные, выдвижные кровати или облегченные кроватки, применяемые в сочетании со встроенными шкафами для их хранения), другие виды встроенной мебели могут быть применены только при наличии сертификатов - гигиенического и соответствия. 11.1.5. Все виды новой мебели промышленного изготовления могут быть применены только при наличии сертификатов (гигиенического и соответствия). 11.1.6. Стены помещений ДОУ должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Отделочные материалы и краски должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение. 11.1.7. Покрытие пола групповых (и других помещений игрового пространства групповой ячейки), раздевальных, туалетных, залов, кружковых комнат, комнаты коррекции следует предусматривать на теплозвукоизолирующей подоснове. 11.1.8. Стены игровых и спален должны окрашиваться в светлые тона. Могут применяться яркие цветовые акценты, не превышающие по площади 25% от всей площади помещения. В помещениях ДОУ, ориентированных на южные румбы горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов с коэффициентом отражения 0,7-0,8, на северные румбы - теплые тона с коэффициентом отражения 0,7-0,6. Поверхности стен помещений для музыкальных и гимнастических занятий следует окрашивать в светлые тона с коэффициентом отражения 0,6-0,8. 11.1.9. Стены в буфетных, туалетных и помещениях с ванной-бассейном в групповых ячейках, в постирочной и гладильной, в помещениях пищеблока, охлаждаемых камерах, кладовой для овощей, моечной кухонной посуды и моечной оборотной тары следует облицовывать керамической плиткой на высоту не менее 1,5 м. В туалетных групповых ячеек, в помещениях с ванной-бассейном при облицовке стен допускается применение других материалов, допускающих влажную убору и дезинфекцию. В заготовочной пищеблока, в залах с ваннами бассейна высота облицовки должна быть не менее 1,8 м. 11.1.10. Для отделки потолков в помещениях с обычным режимом эксплуатации, как правило, используются водоэмульсионные краски, а также меловая или известковая побелка. Потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха (производственные цеха пищеблока, душевые, постирочные, умывальные, туалеты и др.) окрашиваются масляной или эмалевой краской. 11.1.11. Полы помещений должны быть гладкими и нескользкими. В ДОУ общего типа полы в помещениях групповых (игральных), в залах для музыкальных и физкультурных занятий, размещаемых на первом этаже, следует делать утепленными и обогреваемыми до 22 град.C. В основных помещениях в качестве материалов для пола, как правило, используется дерево (дощатые полы, паркетные полы), а также полы с применением ламината или линолеума, прочих полимерных материалов, допускающих влажную уборку и дезинфекцию. В ДОУ для детей с нарушениями развития в групповых, приемных, раздевальных и спальнях, в залах для музыкальных и физкультурных занятий, в комнате для корригирующей гимнастики, в залах для занятий лечебной физкультурой, в комнате для массажа и индивидуальных занятий механотерапией, в комнате гидротерапии и подводного массажа, в ванной комнате, расположенных на первом этаже здания, следует предусматривать подогрев поверхности пола в зимний период до температуры 22 град.C. Полы в помещениях туалетных, пищеблока, постирочной, гладильной, подсобных помещениях выстилают керамической плиткой. 11.1.12. В помещениях с пребыванием детей приборы отопления, имеющие острые кромки, должны быть защищены экранами или решетками. При установке радиаторов в подоконном пространстве групповых помещений расстояние от низа прибора до уровня пола следует принимать 0,05 м. 11.1.13. Величина коэффициента естественной освещенности (КЕО) в групповых, спальнях, медицинской комнате, палатах изолятора, в помещениях для музыкальных и физкультурных занятий, в компьютерном классе - не менее 1,5%, в раздевальной - не менее 1%. Неравномерность естественного освещения основных помещений не должна превышать 3:1. В помещениях групповых не менее 50% оконных проемов должны быть оборудованы открывающимися верхними фрамугами или оконными блоками с поворотным устройством, обеспечивающими естественное проветривание (СНиП 23-05-95, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03). 11.1.14. Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений зданий дошкольных образовательных учреждений определяются в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01. 11.1.15. Коэффициент естественной освещенности (КЕО) в групповых в составе групповых ячеек должен быть не менее 2% на уровне пола на глубине 2/3 от наружной стены с окнами; угол зрения - не менее 45 град. (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего на первом ряду, направленным на удаленную вертикальную кромку меловой доски, и горизонтальной линией на плоскости доски, проведенной на уровне глаз этого ребенка). 11.1.16. Требования к оборудованию помещений приведены в СанПиН 2.4.1.1249-03. 11.2. Водоснабжение и канализация 11.2.1. Здания (помещения) ДОУ должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого, противопожарного и горячего водоснабжения, канализацией и водостоком в соответствии со СНиП 2.04.01-85*. 11.2.2. Санитарно-техническое оборудование в помещениях здания ДОУ следует предусматривать в соответствии с приложением 16 к настоящим нормам. 11.2.3. Высоту установки детских санитарных приборов от пола помещения до верха борта прибора следует принимать: умывальников для детей 3-4 лет - 0,4 м; для детей от 4 до 7 лет - 0,5 м; глубокого душевого поддона - 0,6 м; мелкого душевого поддона - 0,3 м (при высоте расположения душевой сетки над днищем поддона 1,6 м). Душевые сетки должны быть с гибким шлангом; на высоте 0,15 м над бортом поддона следует устанавливать дополнительный кронштейн для подвески душевой сетки для проведения закаливающих процедур. 11.2.4. Нагревательные приборы в шкафах для сушки одежды детей в раздевальных, а также полотенцесушители в туалетных должны присоединяться к системе горячего водоснабжения. На период летнего профилактического отключения системы горячего водоснабжения теплоснабжение указанных приборов должно обеспечиваться бойлерами с подключением к электросиловым установкам. 11.2.5. В помещениях душевых, постирочной, а также в моечной и заготовочном цехе пищеблока полы оборудуют сливными трапами с соответствующими уклонами полов к отверстиям трапов. В туалетных групповых ячеек установку трапов предусматривать не следует. 11.2.6. При устройстве в бассейнах водообмена с рециркуляцией воды пополнение свежей водой должно составлять не менее 10% объема ванны в сутки. Для бассейнов с зеркалом воды до 60 кв. м допускается предусматривать непрерывный проток свежей питьевой воды из расчета не менее 20% объема ванны в час. 11.2.7. Отводные трубопроводы бассейнов должны присоединяться к канализационным сетям с разрывом струи 0,02 м. 11.2.8. Температура воды в ванне должна быть в пределах 29-32 град. C. 11.2.9. Пол обходной дорожки бассейна предусматривается с подогревом с температурой поверхности пола в пределах 26-30 град. C. При устройстве водяной системы обогрева последняя должна подключаться к системе горячего водоснабжения. 11.2.10. Узел управления бассейном размещается смежно с залом бассейна. В помещении узла управления бассейном следует размещать распределительную гребенку, механизмы управления наполнением и сбросом воды бассейна. 11.2.11. В размещаемых на первом этаже групповых (иных входящих в игровую зону помещений групповой ячейки), а также в спальнях, если предусматривается применение облегченных кроваток высотой до 0,15 м, температура поверхности пола в отопительный период должна быть 23 град.C. 11.3. Отопление и вентиляция 11.3.1. Расчетную температуру для проектирования отопления и кратность обмена воздуха в помещениях ДОУ принимать в соответствии с таблицей 2.6.1 СанПиН 2.4.1.1249-03. 11.3.2. В туалетных групповых ячеек, проектируемых без оконных проемов в наружных стенах, для периодической интенсификации воздухообмена на вытяжном канале следует устанавливать по одному осевому малогабаритному вентилятору. Вытяжные воздуховоды, идущие из пищеблока, не должны проходить через групповые и спальни групповой ячейки. Объем воздуха, удаляемого от одного шкафа для сушки детской одежды, следует принимать 10 куб. м/час. 11.3.3. Для подогрева наружного воздуха, подаваемого в помещения постирочной (стиральной, гладильной), могут применяться приточные шкафы с использованием в качестве нагревательных элементов калориферов, конвекторов или радиаторов. Для прачечных, не оборудованных сушильными барабанами, подогрев поступающего воздуха допускается обеспечивать за счет поверхности отопительных приборов. 11.4. Электроснабжение и слаботочные устройства 11.4.1. Установку штепсельных розеток в помещениях ДОУ основного пребывания детей (групповая, раздевальная, "домашний уголок", помещение для игр и занятий по подгруппам, зал для музыкальных и физкультурных занятий, зал-арена, помещения для занятий детских кружков и секций) следует предусматривать на высоте 1,8 м от уровня пола. В спальнях, палатах изолятора и помещении охраны следует предусматривать устройства для дежурного (ночного) освещения, присоединенные к сети эвакуационного освещения. В логопедических комнатах около зеркала следует предусматривать настенные светильники местного освещения на кронштейне (на высоте 1,2 м), позволяющем менять угол наклона и высоту. 11.4.2. В зданиях ДОУ общего типа следует предусматривать: радиоточки (радиотрансляционной сети) - в помещениях групповых, залах для музыкальных и гимнастических занятий, "домашнем уголке", в кабинете заведующего, в комнате персонала, завхоза, помещении охраны; телефоны - в кабинете заведующего, в медицинском кабинете, в "домашнем уголке" групповой ячейки, в комнатах персонала и методическом кабинете, в помещении охраны; факсы - в кабинете заведующего; штепсельные розетки; штепсельные розетки от кабеля с нулевой фазой - для использования технических средств обучения в групповой, классах для занятий, в зале для музыкальных и физкультурных занятий, в универсальных кружковых помещениях, в кабинете заведующего, в помещении для компьютерных игр, в компьютерном классе; телевизионную сеть для приема передач центрального телевидения - в групповых, залах для музыкальных и гимнастических занятий, кабинете заведующего, в методическом кабинете; защитное заземление - в физиотерапевтическом кабинете (ВСН 59-88; ПУЭ "Правила устройства электроустановок"). 11.4.3. Электроснабжение, а также распределительные сети наружного освещения на территории участка ДОУ должны выполняться кабельными линиями. 11.4.4. В зданиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением слуха необходимо предусматривать: установку штепсельных розеток для использования технических средств обучения в групповой, классе для занятий, в зале для музыкальных и физкультурных занятий на высоте 1,8 м от уровня пола; в классах для занятий - кроме общего освещения, следует предусматривать дополнительный верхний подсвет для настенной классной доски и местное освещение на столах для индивидуальных занятий с сурдопедагогом; освещенность при лампах накаливания и люминесцентных лампах для системы общего освещения помещений групповой, классов для занятий, зала для музыкальных и физкультурных занятий - 300 лк в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола, в раздевальной - 200 лк на полу; освещенность в вертикальной плоскости на настенной классной доске - 300 лк; в зале для музыкальных и физкультурных занятий - магнитоиндукционную петлю: изолированный медный провод (ППВ) прокладывается скрыто по периметру помещения на высоте 1 м от пола (окна обходить под подоконником, а двери - по верху), так, чтобы образовалось шесть витков; начало, конец и отводы от каждого витка выводятся на клеммник, устанавливаемый около усилителя низкой частоты; в классе для занятий - каналы для подводки слаботочных линий от пульта управления у стола педагога к оборудованным сурдотехнической аппаратурой столам для детей. 11.4.5. В ДОУ для детей с нарушением зрения следует предусматривать: в классе для занятий, групповых и в кабинете врача-окулиста - освещение светильниками с люминесцентными лампами белого света типа ЛБ для обеспечения освещенности не менее 500 лк в системе общего освещения в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола, в классе для занятий - верхний подсвет настенной классной доски для обеспечения освещенности в вертикальной плоскости - 500 лк; в плеопто-ортоптических комнатах и в кабинетах врача-окулиста - 4 двойных штепсельных розетки на высоте 1,8 м от пола в соответствии с размещением оборудования. 11.4.6. В ДОУ для детей с нарушением интеллекта следует предусматривать: в помещениях групповых ячеек и изоляторе, в залах для музыкальных и физкультурных занятий и корригирующей гимнастики - светильники с лампами накаливания или люминесцентные лампы белого света типа ЛБ; в групповых - кроме общего освещения, верхний подсвет демонстрационной и настенной классных досок; звуковую и световую палатную сигнализацию из групповых и спален в медицинскую комнату (дежурной медицинской сестре). 11.4.7. В ДОУ для детей с нарушением слуха в помещениях с сурдотехническими средствами, в физиотерапевтическом кабинете следует предусматривать защитное заземление. 11.4.8. В ДОУ компенсирующего вида необходимо предусматривать аварийное освещение 5 лк на полу основных проходов (коридоры и лестничные клетки) и ступенях лестниц. 11.4.9. В ДОУ компенсирующего вида в помещениях групповых, игральных-столовых, спален, палат изолятора, залов для музыкальных и физкультурных занятий следует предусматривать: - источники ультрафиолетового излучения эритемные увиолевые (ЭУВ) или люминесцентные эритемные (ЛЭ) из расчета 3 Вт/кв. м комнаты и устанавливать их на высоте 2,7-2,9 м от пола; - источники бактерицидного облучения типа ДБ 15 из расчета 1 Вт/кв. м комнаты и устанавливать их на высоте 2,7-2,8 м от пола. 11.4.10. В спальнях ДОУ компенсирующего вида следует предусматривать в рабочей зоне персонала местное освещение. 11.4.11. В логопедических комнатах ДОУ компенсирующего вида около зеркала следует предусматривать настенные светильники местного освещения на кронштейне (на высоте 1,2 м), позволяющем менять угол наклона и высоту. 12. Противопожарные требования 12.1. Устройство автоматической пожарной сигнализации следует предусматривать во всех помещениях, кроме туалетных, душевых, стиральной, кладовой овощей, охлаждаемых камер, бойлерной, насосной, вентиляционных камер. Сигнал о срабатывании системы АПС (автоматизированной пожарной сигнализации) выводится в помещение с круглосуточным пребыванием дежурного персонала (помещение охраны) или в ближайшую пожарную часть (НПБ 88-2001). 12.2. В зданиях ДОУ III степени огнестойкости внутренний противопожарный водопровод следует проектировать в количестве 2 струй с расходом воды не менее 2,5 л/сек. 12.3. Коридоры, соединяющие лестничные клетки, необходимо разделять самозакрывающимися дверями с уплотнением в притворах для обеспечения выходов из каждой групповой ячейки в разные отсеки коридора. 12.4. Входные двери групповых ячеек должны быть шириной не менее 0,9 м и выполняться с уплотнением в притворах. 12.5. Ширина коридоров и галерей на путях эвакуации в зданиях детских садов должна быть не менее 1,4 м. Примечание. В зонах зданий ДОУ, проектируемых с учетом доступности для инвалидов, передвигающихся в инвалидном кресле-коляске, ширину коридоров и галерей на путях эвакуации следует принимать не менее 1,6 м. 12.6. Одно- и двухэтажные здания ДОУ должны быть не ниже III степени огнестойкости независимо от вместимости здания. Огнестойкость трехэтажного здания детского сада должна быть не ниже II степени независимо от вместимости здания. Отапливаемые переходы и блоки-вставки между зданием детского сада и иными зданиями следует проектировать той же степени огнестойкости, что и основное здание детского сада. Степень огнестойкости жилого дома, к которому пристраивается ДОУ, не должна быть ниже степени огнестойкости здания ДОУ. 12.7. Пределы огнестойкости строительных конструкций мансардных этажей должны соответствовать степени огнестойкости здания. При этом положение СНиП 21-01-97*, п. 1.7 в части стропил и обрешетки на проектирование мансардных этажей ДОУ не распространяется. 12.8. Покрытие эксплуатируемой кровли должно быть несгораемым, включая утеплитель. Наружные ограждения лестниц, балконов, эксплуатируемых кровель, открытых террас следует выполнять из несгораемых материалов. 12.9. При встраивании ДОУ в многоквартирный жилой дом, при блокировке зданий детских садов с жилыми домами или со зданием школы помещения ДОУ должны быть отделены противопожарными перегородками I типа и перекрытиями III типа и иметь обособленные самостоятельные эвакуационные выходы наружу. Через блокируемое со школой ДОУ, а также через дошкольное отделение ЦРР не допускается предусматривать транзитный эвакуационный путь школьников. 12.10. Ширина стилобатной части встроенно-пристроенного ДОУ со стороны протяженного фасада многоквартирного жилого дома не должна препятствовать доступу пожарных с автолестниц и коленчатых подъемников в любое помещение здания. 12.11. Отделочные материалы стен и потолков залов музыкальных и физкультурных занятий, зала-арены и путей эвакуации следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 21-01-97*. Предел огнестойкости прозрачного ограждения, отделяющего залы для музыкальных и гимнастических занятий от общего коммуникационно-рекреационного пространства, должен приниматься в соответствии с табл. 1 СНиП 21-01-97* для внутренних ненесущих перегородок. 12.12. Проектирование саун (бань сухого жара) в зданиях ДОУ не допускается. Приложение 1 к МГСН 4.07-05 (справочное) АРХИТЕКТУРНЫЕ ТИПЫ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ -------------------------------------------------------------------------- |Наименование |Принятые |Типологическая характеристика здания | |архитектурных |в тексте |или комплекса | |типов зданий |сокращения | | |(отделений) и | | | |комплексов | | | |------------------|---------------|-------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | |------------------|---------------|-------------------------------------| |1. Дошкольные |ДОУ общего типа|Традиционные детские сады | |образовательные |(детские сады |вместимостью, как правило, от 4 до 14| |учреждения общего |общего типа) |детских групп, предоставляющие | |типа | |педагогические и медицинские услуги | | | |постоянному контингенту своих | | | |воспитанников и располагающиеся | | | |в одном отдельно стоящем здании. | | | |Детские сады вместимостью до 8 групп | | | |включительно могут быть встроенными, | | | |встроенно-пристроенными в первые | | | |этажи многоэтажных жилых домов | | | |и пристроенными к их торцам | |------------------|---------------|-------------------------------------| |2. Центр |ЦДВ |Учреждение, размещаемое | |дошкольного | |преимущественно в одном отдельно | |воспитания | |стоящем здании и предоставляющее, | | | |наряду с обслуживанием собственных | | | |детских групп, дополнительные услуги | | | |родителям и детям, в том числе не | | | |являющимся постоянными воспитанниками| | | |ЦДВ (методическая и психологическая | | | |помощь, родительские семинары, | | | |надомное обслуживание - приходящая | | | |няня, семейные клубы, детские кружки | | | |и секции, организация праздничных | | | |утренников и детских спектаклей, | | | |компенсирующая коррекционная работа с| | | |детьми узких специалистов). ЦДВ | | | |предусматривается один на микрорайон | | | |(квартал) | |------------------|---------------|-------------------------------------| |3. Комплекс |КДВ |Система дошкольных учреждений (4-12 | |дошкольного | |учреждений, отдельно стоящих зданий, | |воспитания | |встроенных (встроенно-пристроенных) | | | |или пристроенных к торцам жилых | | | |домов), обслуживающих весь жилой | | | |комплекс (микрорайон, квартал) или | | | |его часть и объединяющихся на базе | | | |общего ЦДВ. ЦДВ предоставляет | | | |дополнительные возможности приходящим| | | |детским группам из других дошкольных | | | |учреждений комплекса (бассейн, зал- | | | |арена для детских утренников и | | | |спектаклей, помещения детских кружков| | | |и секций), осуществляет | | | |административную или только | | | |методическую и функциональную | | | |координацию, а также частично | | | |централизованное хозяйственное | | | |обслуживание (приготовление и | | | |доставка готовой пищи, стирка белья, | | | |пр.) | |------------------|---------------|-------------------------------------| |4. Детский сад - |В тексте |Единое образовательное учреждение на | |начальная школа |применяется без|базе объединения дошкольного | | |сокращений |образовательного учреждения и I | | | |ступени общеобразовательной школы. | | | |Разновидностью Центра образования | | | |является детский сад, объединенный | | | |только с первыми классами (дети 6-7 | | | |лет, которым необходим режим | | | |продленного дня - дневной сон и трех-| | | |четырехразовое питание) | |------------------|---------------|-------------------------------------| |5. Домашний |В тексте |Детский сад, имеющий уменьшенную | |детский сад |применяется без|наполняемость детских групп (6-12 | | |сокращений |человек) и размещаемый встроенным в | | | |первые этажи жилых домов. Общая | | | |вместимость - не более 6 групп | -------------------------------------------------------------------------- Приложение 2 к МГСН 4.07-05 (справочное) АРХИТЕКТУРНЫЕ ТИПЫ ЗДАНИЙ ДЛЯ ЧАСТНЫХ (И ИНЫХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ) ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ К НОРМИРУЕМОЙ РАСЧЕТНОЙ СЕТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОУ --------------------------------------------------------------------------------- | Наименование | Принятые в тексте| Типологическая характеристика здания | | архитектурных | сокращения | или комплекса | | типов зданий | | | | (отделений) | | | | и комплексов | | | |-------------------|------------------|----------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | |-------------------|------------------|----------------------------------------| | 1. Малые | Малые ДОУ | Детские сады вместимостью от 0,5 до 3 | | дошкольные | | групп (10-45 мест), размещаемые как в | | образовательные | | отдельном здании, так и встроенными | | учреждения | | (встроенно-пристроенными) или | | | | пристроенными к торцам многоквартирных | | | | жилых домов или блокируемыми в | | | | качестве торцевого элемента в | | | | малоэтажной блокированной застройке | |-------------------|------------------|----------------------------------------| | 2. Малокомплектные| Малокомплектные | Детские сады вместимостью 1-3 | | дошкольные | ДОУ | малокомплектных (разновозрастных) | | образовательные | | группы (10-45 мест), размещаемые как в | | учреждения | | отдельном здании, так и встроенными, | | | | встроенно-пристроенными или | | | | пристроенными к торцам многоэтажных | | | | жилых домов или блокируемыми в | | | | качестве торцевого элемента в | | | | малоэтажной блокированной застройке | |-------------------|------------------|----------------------------------------| | 3. Семейный | В тексте | Дошкольное учреждение на 0,5 группы | | детский сад | применяется без | детей, размещаемое в квартире (частном | | | сокращений | жилом доме) владельца частного | | | | предприятия | |-------------------|------------------|----------------------------------------| | 4. Прогулочные | То же | Дошкольное учреждение на 1-2 группы | | группы | | детей, размещаемое, как правило, на | | | | первом этаже многоквартирного жилого | | | | дома, в котором дети спят и обедают | | | | дома. Основная деятельность - прогулки | | | | на свежем воздухе | |-------------------|------------------|----------------------------------------| | 5. Дежурные группы| То же | Дошкольное учреждение на 1-2 группы, | | кратковременного | | размещаемое в первых этажах | | присмотра | | многоэтажных жилых домов, служит для | | | | эпизодического или периодического | | | | присмотра за детьми от нескольких | | | | часов до нескольких суток. В случае | | | | экстренной ситуации в семье ребенку в | | | | группе может быть оказана | | | | психологическая помощь | --------------------------------------------------------------------------------- Приложение 3 к МГСН 4.07-05 (рекомендуемое) ВИДЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ТИПЫ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Архитектурные типы | Рекомендуемые виды размещаемых в них | Принадлежность | Градостроительные | | зданий и комплексов | дошкольных образовательных | учреждений | условия | | | учреждений | | | |------------------------|--------------------------------------|-------------------|------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |------------------------|--------------------------------------|-------------------|------------------------| | 1. Детские сады общего | Детский сад с приоритетным | Государственные, | В соответствии | | типа | осуществлением одного или нескольких | частные (и иные | с определением | | | направлений развития воспитанников | негосударственные)| нормативной или | | | (интеллектуального, художественно- | | фактической | | | эстетического, физического и др.). | | потребности | | | Детский сад присмотра и оздоровления | | и нормативного радиуса | | | с приоритетным осуществлением | | обслуживания | | | санитарно-гигиенических | | | | | и оздоровительных мероприятий | | | | | и процедур. | | | | | Детский сад комбинированного вида | | | | | (на основе сочетания детских групп | | | | | с вышеназванными направлениями | | | | | обслуживания. В составе учреждения | | | | | могут предусматриваться также | | | | | компенсирующие группы для детей | | | | | с легкими нарушениями развития). | | | | | Детский сад физического | | | | | и психического развития, поддержки | | | | | и оздоровления всех воспитанников | | | | | (Центр развития ребенка). | | | | | Детский сад | | | |------------------------|--------------------------------------|-------------------|------------------------| | 2. Центры дошкольного | Детский сад с приоритетным | То же | По одному на | | воспитания (ЦДВ) | осуществлением одного или нескольких | | микрорайон, квартал | | | направлений развития воспитанников | | или крупный жилой | | | (интеллектуального, художественно- | | комплекс | | | эстетического, физического и др.), | | | | | которое может включать | | | | | дополнительные службы (методическая | | | | | работа с родителями и помощь семье; | | | | | детские кружки и секции, в том числе | | | | | для детей близрасположенных | | | | | дошкольных учреждений и не | | | | | посещающих дошкольные учреждения; | | | | | организация детских концертов, | | | | | утренников и спектаклей, пр.) | | | |------------------------|--------------------------------------|-------------------|------------------------| | 3. Комплекс | Центр дошкольного воспитания - | То же | То же. | | дошкольного воспитания | см. стр. 2. | | Групповые отделения | | (КДВ), в составе | Групповые отделения: | | не должны превышать | | которого Центр | детский сад с приоритетным | | 6 групп и могут быть | | дошкольного воспитания | осуществлением одного или нескольких | | встроенными, | | (ЦДВ) и групповые | направлений развития воспитанников | | встроенно- | | отделения | (интеллектуального, художественно- | | пристроенными или | | | эстетического, физического и др.); | | пристроенными к | | | детский сад присмотра и оздоровления | | торцам жилых домов. | | | с приоритетным осуществлением | | Их более частое | | | санитарно-гигиенических и | | расположение в | | | оздоровительных мероприятий и | | структуре жилой | | | процедур; | | застройки повышенной | | | детский сад комбинированного вида | | этажности, чем | | | (на основе сочетания детских групп с | | обычных детских | | | вышеназванными направлениями | | садов, создает | | | обслуживания. В составе учреждения | | возможность развития | | | могут предусматриваться также | | специализации | | | компенсирующие группы для детей с | | групповых отделений. | | | легкими нарушениями развития); | | Общая вместимость - | | | детский сад физического и | | в соответствии с | | | психического развития, поддержки и | | определением | | | оздоровления всех воспитанников | | нормативной или | | | (Центр развития ребенка). | | фактической | | | Примечание. Групповые отделения | | потребности | | | могут специализироваться на | | | | | обслуживании определенных | | | | | возрастных групп (детские ясли, | | | | | подготовительные к школе и т.п.), | | | | | на одном приоритетном направлении | | | | | развития, на одном виде | | | | | компенсирующей деятельности, | | | | | например, логопедическое, и т.п. | | | |------------------------|--------------------------------------|-------------------|------------------------| | 4. Детский сад - | Дошкольное отделение - детский сад с | То же | В соответствии | | начальная школа | приоритетным осуществлением одного | | с определением | | | или нескольких направлений развития | | нормативной или | | | воспитанников (интеллектуального, | | фактической | | | художественно-эстетического, | | потребности, с учетом | | | физического и др.) или Центр | | расчета по сети | | | развития ребенка | | учреждений общего | | | | | образования | |------------------------|--------------------------------------|-------------------|------------------------| | 5. Малые ДОУ, | Детский сад с приоритетным | То же | В сельских поселениях | | малокомплектные ДОУ | осуществлением одного или нескольких | | или городских | | | направлений развития воспитанников | | комплексах | | | (интеллектуального, художественно- | | с малоэтажной | | | эстетического, физического и др.); | | застройкой, | | | детский сад присмотра и оздоровления | | в реконструируемых | | | с приоритетным осуществлением | | жилых комплексах | | | санитарно-гигиенических и | | сохраняемой | | | оздоровительных мероприятий и | | исторической | | | процедур; | | застройки | | | детский сад комбинированного вида | | с малоэтажным | | | (на основе сочетания детских групп с | | жилищным | | | вышеназванными направлениями | | строительством, | | | обслуживания. В составе учреждения | | в коттеджных | | | могут предусматриваться также | | поселках, в жилых | | | компенсирующие группы для детей с | | комплексах с жилыми | | | легкими нарушениями развития) | | зданиями I категории | | | | | комфорта | |------------------------|--------------------------------------|-------------------|------------------------| | 6. Прогулочные группы | Детский сад присмотра и оздоровления | Частные (и иные | В любой жилой | | | с приоритетным осуществлением | негосударственные)| застройке, в | | | санитарно-гигиенических и | | многоэтажных жилых | | | оздоровительных мероприятий и | | домах, в коттеджных | | | процедур | | поселках и т.п. в | | | | | зависимости от | | | | | конкретного | | | | | потребительского | | | | | спроса | |------------------------|--------------------------------------|-------------------|------------------------| | 7. Семейный детский сад| То же | То же | То же | |------------------------|--------------------------------------|-------------------|------------------------| | 8. Дежурные группы | То же | То же | То же | | кратковременного | | | | | присмотра | | | | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 4 к МГСН 4.07-05 (рекомендуемое) ВИДЫ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И АРХИТЕКТУРНЫЕ ТИПЫ ЗДАНИЙ И ПОМЕЩЕНИЙ ЧАСТНЫХ (И ИНЫХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ) ДОУ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ К НОРМИРУЕМОЙ РАСЧЕТНОЙ ГОРОДСКОЙ СЕТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОУ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Архитектурные типы | Рекомендуемые виды размещаемых в | Принадлежность |Градостроительные | | зданий и комплексов | них дошкольных образовательных | учреждений |условия | | | учреждений | | | |------------------------|------------------------------------|--------------------|----------------------| | 1. Малые ДОУ, | Детский сад с приоритетным | Частные (и иные |В городских | | малокомплектные ДОУ | осуществлением одного или | негосударственные) |комплексах | | | нескольких направлений развития | |с малоэтажной | | | воспитанников (интеллектуального, | |застройкой, | | | художественно-эстетического, | |в реконструируемых | | | физического и др.); | |жилых комплексах | | | детский сад присмотра | |сохраняемой | | | и оздоровления с приоритетным | |исторической | | | осуществлением | |застройки с | | | санитарно-гигиенических | |малоэтажным жилищным | | | и оздоровительных мероприятий | |строительством, | | | и процедур; | |в коттеджных | | | детский сад комбинированного вида | |поселках, жилых | | | (на основе сочетания детских групп | |комплексах с жилыми | | | с вышеназванными направлениями | |зданиями I категории | | | обслуживания. В составе учреждения | |комфорта | | | могут предусматриваться также | | | | | компенсирующие группы для детей | | | | | с легкими нарушениями развития) | | | |------------------------|------------------------------------|--------------------|----------------------| | 2. Прогулочные группы | Детский сад присмотра и | То же |В любой жилой | | | оздоровления с приоритетным | |застройке, | | | осуществлением санитарно- | |многоэтажных жилых | | | гигиенических и оздоровительных | |домах, в коттеджных | | | мероприятий и процедур; | |поселках и т.п. | | | детский сад с приоритетным | |в зависимости от | | | осуществлением одного или | |конкретного | | | нескольких направлений развития | |потребительского | | | воспитанников (интеллектуального, | |спроса | | | художественно-эстетического, | | | | | физического и др.) | | | |------------------------|------------------------------------|--------------------|----------------------| | 3. Семейный детский сад| Детский сад с приоритетным | То же |То же | | | осуществлением одного или | | | | | нескольких направлений развития | | | | | воспитанников (интеллектуального, | | | | | художественно-эстетического, | | | | | физического и др.); | | | | | детский сад присмотра | | | | | и оздоровления с приоритетным | | | | | осуществлением санитарно- | | | | | гигиенических и оздоровительных | | | | | мероприятий и процедур | | | |------------------------|------------------------------------|--------------------|----------------------| | 4. Дежурные группы | Детский сад присмотра | То же |То же | | кратковременного | и оздоровления с приоритетным | | | | присмотра | осуществлением санитарно- | | | | | гигиенических и оздоровительных | | | | | мероприятий и процедур | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- Приложение 5 к МГСН 4.07-05 (рекомендуемое) АРХИТЕКТУРНЫЕ ТИПЫ ЗДАНИЙ И КОМПЛЕКСОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ В КАЧЕСТВЕ ОБЪЕКТОВ МАССОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА 1. ДОУ общего типа, как правило, на 6, 8, 12 и 14 групп как отдельно стоящие здания, здания ДОУ на 4 и 6 групп встроенные, встроенно-пристроенные и пристроенные к торцам многоэтажных жилых домов, ДОУ на 12-14 групп дошкольно-школьного использования. 2. Комплекс дошкольного воспитания с Центром дошкольного воспитания на 12-14 групп детей 4-6 лет и 10-12 групповых отделений по 4-6 групп, встроенных, встроенно-пристроенных и пристроенных к торцам многоквартирных жилых домов в условиях многоэтажной жилой застройки |