Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 28 октября 2006 г. N 860 (Д) В целях совершенствования профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. 2. Начальникам подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальникам управлений внутренних дел на транспорте, управлений и отделов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, управлений материально-технического снабжения, образовательных и научно-исследовательских учреждений <*>: -------------------------------- <*> Далее - "органы (подразделения, учреждения) внутренних дел". 2.1. Организовать в системе служебно-боевой подготовки изучение Наставления лицами рядового и начальствующего состава с последующим принятием зачетов у руководящего состава органов (подразделений, учреждений) внутренних дел. 2.2. Считать профессиональную подготовку одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. 2.3. Учитывать уровень профессиональной подготовленности сотрудников при принятии решения о назначении их на вышестоящую должность, определении размера должностного оклада по занимаемой должности в пределах установленных штатным расписанием, установлении процентных надбавок к должностному окладу, а также при проведении аттестации. 2.4. Обеспечить практическую направленность служебно-боевой подготовки и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе служебной деятельности. Содержание служебно-боевой подготовки увязывать с актуальными направлениями борьбы с преступностью и оперативной обстановкой в регионе. Проводить ежеквартально совместные практические занятия в системе служебно-боевой подготовки с сотрудниками подразделений различных направлений оперативно-служебной деятельности с целью обучения их взаимодействию и слаживанию в период проведения специальных мероприятий, приобретения устойчивых навыков применения и использования оружия и специальных средств в экстремальных ситуациях, выработки и закрепления высокой психологической устойчивости и профессиональной бдительности. 2.5. Создать в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел условия, способствующие повышению уровня профессионального мастерства сотрудников. 2.6. Разработать перспективную программу по расширению и укреплению учебно-материальной базы служебно-боевой подготовки органов (подразделений, учреждений) внутренних дел с учетом дальнейшего внедрения передовых методик обучения. 2.7. Ежегодно разрабатывать и направлять (до 1 декабря) в подчиненные органы (подразделения, учреждения) внутренних дел Российской Федерации примерные тематические планы специальной подготовки, обзоры и другие учебно-методические материалы, отражающие передовые формы и методы раскрытия преступлений и обеспечения правопорядка для изучения в системе служебно-боевой подготовки. 3. Начальникам образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России оказывать содействие органам (подразделениям, учреждениям) внутренних дел, в совершенствовании служебно-боевой подготовки рядового и начальствующего состава посредством предоставления имеющейся учебно-материальной базы, проведения занятий профессорско-преподавательским составом, разработки и издания учебных пособий, методической подготовки руководителей занятий. 4. Центру оперативного руководства деятельностью специальных подразделений МВД России (В.В. Горшукову) до 31 декабря 2006 года разработать Инструкцию по организации служебно-боевой подготовки специальных подразделений милиции органов внутренних дел Российской Федерации. 5. Считать утратившим силу Приказ МВД России от 8 октября 2002 г. N 965 <*>. -------------------------------- <*> Зарегистрирован в Минюсте России 3 декабря 2002 г., регистрационный N 3983. 6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра генерал-полковника милиции А.А. Чекалина. Министр генерал армии Р.НУРГАЛИЕВ 28 октября 2006 г. N 860 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 4 декабря 2006 г. N 8557 Приложение к Приказу МВД России от 28 октября 2006 года N 860 НАСТАВЛЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации <*> определяет порядок организации профессиональной подготовки лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации <**>. -------------------------------- <*> Далее - "Наставление". <**> Далее - "сотрудники". 2. Организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации (далее - профессиональная подготовка сотрудников), организуется в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Основными задачами профессиональной подготовки являются: подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями современной правоохранительной деятельности; обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач; совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда; формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации; обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности; выработка и постоянное совершенствование у сотрудников практических умений и навыков применения мер принуждения с соблюдением норм законодательства Российской Федерации и прав человека; поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие; формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков; совершенствование навыков обращения со специальной техникой и специальными средствами, эксплуатации транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники. 4. Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, поддержание их на должном уровне и стремление к достижению профессионального мастерства является служебной обязанностью всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. 5. Начальники подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, министры внутренних дел, начальники главных управлений, управлений внутренних дел по субъектам Российской Федерации, начальники управлений внутренних дел на транспорте, управлений и отделов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, управлений материально-технического снабжения, образовательных и научно-исследовательских учреждений <*> обязаны обеспечить необходимые условия для качественной профессиональной подготовки подчиненных и контролировать ее организацию в ходе оперативно-служебной деятельности. -------------------------------- <*> Далее - "органы (подразделения, учреждения) внутренних дел". 6. Начальники органов (подразделений, учреждений) внутренних дел отвечают за организацию и состояние профессиональной подготовки сотрудников на уровне, обеспечивающем успешное выполнение ими оперативно-служебных задач. 7. Общее руководство профессиональной подготовкой сотрудников осуществляет Департамент кадрового обеспечения МВД России <*>. -------------------------------- <*> Далее - "ДКО МВД России". 8. Непосредственное руководство профессиональной подготовкой сотрудников осуществляют соответствующие подразделения по кадровой и воспитательной работе органов (подразделений, учреждений) внутренних дел. 9. Организационное и методическое обеспечение профессиональной подготовки в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел, контроль ее состояния, оказание необходимой помощи осуществляют подразделения профессиональной подготовки. 10. В органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел, не имеющих в штатном расписании подразделения профессиональной подготовки, эти функции возлагаются на заместителей (помощников) начальников по кадровой и воспитательной работе или на одного из подготовленных сотрудников из числа среднего или старшего начальствующего состава. 11. Подведение итогов и оценка работы по профессиональной подготовке сотрудников проводится в конце каждого года. Годовой отчет о состоянии профессиональной подготовки сотрудников по установленной форме направляется в ДКО МВД России к 10 января. 12. Контроль за организацией и состоянием профессиональной подготовки сотрудников осуществляется с целью оценки ее влияния на результаты оперативно-служебной деятельности органа (подразделения, учреждения) внутренних дел. При осуществлении контроля проверяется: качество и своевременность специального профессионального обучения сотрудников, впервые принятых на службу в органы внутренних дел; порядок организации дополнительного профессионального образования личного состава; практическая направленность обучения; качество и регулярность занятий по служебно-боевой подготовке, полнота отражения в содержании этих занятий приоритетных направлений борьбы с преступностью, особенностей оперативной обстановки, специфики оперативно-служебной деятельности сотрудников; усвоение сотрудниками программного материала и умение применять полученные знания и навыки на практике; присвоение сотрудникам квалификационных званий; наличие и состояние учебно-материальной базы учебных центров, материально-техническое обеспечение занятий по служебно-боевой подготовке; участие руководителей органа (подразделения, учреждения) внутренних дел в профессиональной подготовке сотрудников; другие показатели организации работы и качества профессиональной подготовки сотрудников. 13. Состояние профессиональной подготовки личного состава проверяется во время: инспектирования; контрольных проверок; целевых проверок; итоговых проверок профессиональной подготовки сотрудников. 14. При инспектировании органов (подразделений, учреждений) внутренних дел проверка профессиональной подготовки сотрудников является обязательной. При этом проверке по огневой подготовке подлежит не менее 50% сотрудников от списочного состава органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, по специальной и физической подготовкам - не менее 30% сотрудников от списочного состава органа (подразделения, учреждения) внутренних дел. 15. При контрольной проверке органов (подразделений, учреждений) внутренних дел профессиональная подготовка сотрудников проверяется по мере необходимости. 16. Целевые проверки профессиональной подготовки проводятся в течение учебного года согласно планам работы органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, а также по мере необходимости. 17. Итоговые проверки состояния профессиональной подготовки сотрудников по месту службы проводятся в четвертом квартале каждого года комиссиями, образуемыми начальниками органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, и являются обязательными. Итоговой проверке подлежат 100% сотрудников списочного состава. Для сотрудников, пропустивших итоговую проверку по уважительной причине или получивших неудовлетворительную оценку по одному из разделов служебно-боевой подготовки, организуются дополнительные занятия с последующим повторным приемом зачетов. В отношении сотрудников, пропустивших итоговую проверку по неуважительной причине или получивших неудовлетворительную оценку по двум и более разделам служебно-боевой подготовки, проводятся служебные проверки, результаты которых учитываются при назначении на вышестоящие должности и присвоении очередных специальных званий. 18. В ходе проверок перечень вопросов, подлежащих рассмотрению и оценке, определяется согласно служебному заданию или самим проверяющим. 19. По результатам проверок профессиональной подготовки составляется справка, которая приобщается к материалам проверки. Копии справки приобщаются к учетно-отчетной документации в кадровых подразделениях проверенных органов (подразделений, учреждений) внутренних дел для контроля за устранением выявленных недостатков, а также остаются у проверяющих для отчета о проделанной работе. II. Специальное профессиональное обучение 20. Процесс ускоренного приобретения знаний, умений, навыков и норм поведения, необходимых для выполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел (далее - специальное профессиональное обучение) до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят лица, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел на должности рядового и начальствующего состава. 21. Специальное профессиональное обучение проводится: 21.1. Для лиц, назначаемых на должности рядового и младшего начальствующего состава, в учебных центрах МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте <*> последовательно в два этапа: -------------------------------- <*> Далее - "учебные центры". во время прохождения испытательного срока (стажировки по должности); после назначения на должность и присвоения специального звания. 21.2. Для лиц, назначаемых на должности среднего и старшего начальствующего состава, последовательно в два этапа: по месту службы; в образовательных учреждениях МВД России, учебных центрах. 22. Продолжительность, структура и содержание специального профессионального обучения для каждой должностной категории сотрудников определяются соответствующими учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми образовательными учреждениями МВД России, учебными центрами на основе примерных программ. Учебные программы специального профессионального обучения должны быть согласованы с органами (подразделениями, учреждениями) внутренних дел по направлениям оперативно-служебной деятельности. Примерные программы разрабатываются Центром обеспечения кадровой работы МВД России <*>, согласовываются с заинтересованными департаментами МВД России и утверждаются руководством ДКО МВД России. -------------------------------- <*> Далее - "ЦОКР МВД России". 23. Запрещается сокращать установленные примерными учебными программами сроки обучения. 24. Специальное профессиональное обучение в образовательных учреждениях МВД России, учебных центрах осуществляется в следующих формах: очной и заочной. Порядок и объем обязательных занятий преподавателей со слушателями, обучающимися по заочной форме, определяется образовательными учреждениями МВД России, учебными центрами. 25. Обучение по заочной форме разрешается руководителем органа (подразделения, учреждения) внутренних дел по мотивированному рапорту начальника комплектующего органа в порядке исключения: для сотрудников, имеющих уважительные причины: болезнь близких родственников, тяжелые семейные и другие обстоятельства, не позволяющие им выезд за пределы места проживания на длительный срок; для лиц, принятых на должности среднего и старшего начальствующего состава, ранее проходивших службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и иных федеральных органах, в которых предусмотрены правоохранительная или военная службы; в случае большой отдаленности горрайлинорганов внутренних дел и отсутствия постоянного транспортного сообщения до места дислокации учебных центров. 26. Рапорт с разрешением на обучение по заочной форме приобщается к Свидетельству о специальном профессиональном обучении и хранится в личном деле сотрудника. 27. Образовательные учреждения МВД России, учебные центры совместно с подразделениями профессиональной подготовки органов (подразделений, учреждений) внутренних дел обеспечивают сотрудников, проходящих обучение по заочной форме, программами, учебными и тематическими планами. Время их обучения должно соответствовать срокам, установленным учебными программами для соответствующих должностных категорий. 28. Специальное профессиональное обучение не проходят сотрудники: ранее проходившие службу в органах внутренних дел и поступившие вновь на службу (при наличии в личном деле документов, подтверждающих прохождение ими специального профессионального обучения в предыдущий период службы); окончившие очные отделения образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования МВД России. 29. Организация специального профессионального обучения возлагается на соответствующие подразделения по кадровой и воспитательной работе органов (подразделений, учреждений) внутренних дел. ДКО МВД России организует специальное профессиональное обучение для сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел по отдельным должностным категориям. 30. Перечень образовательных учреждений МВД России и учебных центров, порядок, конкретные сроки проведения учебных сборов, а также количество обучаемых определяются ежегодным планом специального профессионального обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров, утверждаемым приказом МВД России <*>. -------------------------------- <*> Далее - "План МВД России". 31. Подразделения по кадровой и воспитательной работе МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации <*>, управлений внутренних дел на транспорте <**> на основе анализа текучести и сменяемости кадров, имеющегося и предполагаемого некомплекта формируют ежегодные планы комплектования подведомственных учебных центров. -------------------------------- <*> Далее - "МВД, ГУВД, УВД". <**> Далее - "УВДТ". 32. Сроки (даты) проведения сборов специального профессионального обучения определяются ежегодными планами-графиками, утверждаемыми в установленном порядке. Организация специального профессионального обучения должна предусматривать равномерную в течение календарного года периодичность сборов и наполняемость учебных центров. Комплектование очередных сборов в учебных центрах осуществляется в соответствии с планами комплектования. Планы-графики, планы комплектования сборов заблаговременно доводятся до кадровых подразделений органов (подразделений, учреждений) внутренних дел и учебных центров. 33. Порядок организации и проведения специального профессионального обучения для лиц, назначаемых на должности рядового и младшего начальствующего состава: 33.1. Отбор кандидатов для направления на специальное профессиональное обучение (зачисления на службу) и оформление личных дел осуществляются кадровыми подразделениями органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в установленном порядке. Кадровые подразделения органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в установленном порядке заблаговременно отбирают кандидатов на каждую вакантную или высвобождаемую к сроку комплектования учебного центра должность, доводят до них условия и порядок направления на учебу, требования, предъявляемые к уровню общей и физической подготовленности, сроки проведения вступительных испытаний. 33.2. Кандидаты, отобранные для зачисления на службу (учебу), к установленному сроку направляются в учебный центр для прохождения вступительных испытаний, и должны при себе иметь: документ, удостоверяющий личность; направление на прохождение вступительных испытаний по общей и физической подготовленности (приложение N 1); письменные принадлежности; спортивную форму. 33.3. Вступительные испытания, включающие в себя проверку уровня общей и физической подготовленности, организуются учебными центрами в установленном порядке. Форма и порядок тестирования по общей подготовленности определяются учебными центрами самостоятельно, в пределах общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Оценки, полученные кандидатами на вступительных испытаниях, вносятся в экзаменационную ведомость, а после формирования учебных групп переносятся в соответствующий журнал учета учебных занятий. Информацию о результатах вступительных испытаний учебные центры представляют руководству органов (подразделений, учреждений) внутренних дел для приобщения к личным делам сотрудников. 33.4. В случае отсутствия учебных центров или возможности направлять кандидатов, отобранных для зачисления на службу (учебу), к установленному сроку в учебный центр для прохождения вступительных испытаний разрешается проведение вступительных испытаний непосредственно по месту службы в городских и районных управлениях (отделах) внутренних дел, линейных управлениях (отделах) внутренних дел на транспорте <*>. -------------------------------- <*> Далее - "горрайлинорганы". Проведение вступительных испытаний непосредственно по месту службы осуществляется кадровыми подразделениями комплектующих органов внутренних дел в соответствии с требованиями, изложенными в пунктах 33.1 - 33.3 настоящего Наставления. 33.5. Лицам, рекомендованным для зачисления на службу (учебу), до начала занятий предоставляется по согласованию с комплектующим органом (подразделением, учреждением) внутренних дел необходимое время для увольнения с прежнего места работы и решения других неотложных проблем. 33.6. Приказом руководителя комплектующего органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, имеющего право назначения на должность, кандидаты, прошедшие вступительные испытания, назначаются стажерами по конкретным должностям с установлением испытательного срока, с учетом план-графиков проведения сборов специального профессионального обучения, на срок от трех до шести месяцев. При назначении на должности, по которым предусмотрены специальные звания юстиции или внутренней службы, испытательный срок может не устанавливаться. С кандидатами в установленном порядке заключается контракт о службе в органах внутренних дел. Копии приказов (выписки из них) о приеме на службу в органы внутренних дел кадровые подразделения комплектующих органов (подразделений, учреждений) внутренних дел направляют в соответствующий учебный центр. 33.7. Приказами начальников учебных центров стажеры зачисляются на специальное профессиональное обучение слушателями. Выписки из приказов направляются в комплектующие органы (подразделения, учреждения) внутренних дел, в которых стажеры занимают штатные должности и где хранятся их личные дела. 33.8. По окончании испытательного срока кадровыми подразделениями комплектующих органов (подразделений, учреждений) внутренних дел совместно с учебным центром на основании решения аттестационной комиссии готовится заключение о проверке соответствия занимаемой должности по результатам испытательного срока (приложение N 2). Для стажеров, обучающихся по заочной форме, заключение о проверке соответствия занимаемой должности по результатам испытательного срока готовится кадровыми подразделениями комплектующих органов (подразделений, учреждений) внутренних дел с учетом рекомендаций учебного центра. Заключение утверждается начальником органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, в котором стажер занимает штатную должность, и является основанием для приема на службу стажера, прошедшего испытательный срок, либо его увольнения как не выдержавшего испытательного срока. 33.9. Денежное и вещевое довольствие слушателям, назначенным на должность, а также другие, предусмотренные законодательством Российской Федерации выплаты (включая командировочные расходы), производятся в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел в соответствии с занимаемыми должностями. 34. Порядок организации и проведения специального профессионального обучения для лиц, назначаемых на должности среднего и старшего начальствующего состава: 34.1. Первый этап специального профессионального обучения - обучение по месту службы осуществляется со дня назначения сотрудника на должность и до его направления в образовательные учреждения МВД России, учебные центры, но не более трех месяцев. Обучение по месту службы проводится с помощью наставника по индивидуальному плану, разрабатываемому непосредственным начальником, и под его контролем. 34.2. Второй этап - обучение в образовательных учреждениях МВД России, учебных центрах. 35. Планирование и организация учебного процесса строится в установленном порядке на основе рабочего учебного плана, разрабатываемого образовательными учреждениями МВД России, учебными центрами в соответствии с учебными программами. Слушатели должны быть предварительно ознакомлены с учебным планом и расписанием занятий. 36. Слушатели обязаны освоить учебные дисциплины в объеме, предусмотренном учебным планом и расписанием занятий, соблюдать учебную дисциплину, порядок и сроки прохождения промежуточного и итогового контроля. 37. Учебная практика слушателей проводится, как правило, в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел, в которых обучаемые занимают штатные должности. Организацию и руководство учебной практикой осуществляют начальники органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в соответствии с требованиями учебного плана. По окончании практики в учебный центр направляется отзыв. Контроль за организацией и прохождением учебной практики осуществляется кадровыми подразделениями комплектующих органов (подразделений, учреждений) внутренних дел и учебными центрами. 38. Привлечение слушателей к хозяйственным и иным работам, не связанным с обеспечением учебного процесса, не допускается. 39. Слушатели в период специального профессионального обучения могут привлекаться к выполнению задач милиции в порядке, определенном нормативными правовыми актами МВД России. 40. Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план, прошедшие учебную практику в органе (подразделении, учреждении) внутренних дел и успешно сдавшие итоговые экзамены и зачеты в учебном центре, считаются прошедшими специальное профессиональное обучение. Сотрудники, обученные по заочной форме, считаются прошедшими специальное профессиональное обучение после сдачи итоговых зачетов и экзаменов в образовательном учреждении МВД России, учебном центре. 41. Слушателям, не сдавшим итоговых экзаменов и зачетов по какому-либо предмету, продлевается обучение на срок до 10 дней для подготовки и пересдачи несданных экзаменов (зачетов). 42. В установленном порядке выпускники приводятся к Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. 43. Начальником образовательного учреждения МВД России, учебного центра издается приказ об окончании слушателями сборов специального профессионального обучения и направлении их для прохождения службы в органы (подразделения, учреждения) внутренних дел. Образовательным учреждением МВД России, учебным центром оформляется свидетельство о специальном профессиональном обучении (приложение N 3), которое направляется в орган (подразделение, учреждение) внутренних дел по месту службы сотрудника для приобщения к личному делу. 44. Решение о допуске сотрудника, прошедшего специальное профессиональное обучение, к самостоятельному исполнению служебных обязанностей принимается начальником органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, о чем делается отметка в свидетельстве о специальном профессиональном обучении. Табельное оружие может быть закреплено в установленном нормативными правовыми актами МВД России порядке только за сотрудниками, прошедшими специальное профессиональное обучение. III. Обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России 45. Организация обучения в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России регламентируется соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. IV. Дополнительное профессиональное образование 46. Дополнительное профессиональное образование <*> сотрудников органов внутренних дел включает в себя: -------------------------------- <*> Далее - "ДПО". повышение квалификации; профессиональную переподготовку; переподготовку; стажировку. 47. Повышение квалификации проводится в целях непрерывного пополнения и обновления профессиональных знаний сотрудников, приобретения новых умений и навыков по занимаемой должности (специальности). 48. Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения: краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам оперативно-служебной деятельности сотрудников; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по правовым, оперативно-техническим, криминалистическим, психологическим и другим проблемам, возникающим на уровне департаментов, регионов, органов (подразделений, учреждений) внутренних дел; длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования для углубленного изучения актуальных проблем по профилю профессиональной деятельности. 49. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет, в течение всей служебной деятельности сотрудников. Внеочередное повышение квалификации по конкретной должности (специальности) осуществляется при назначении на вышестоящую должность (от начальника отделения, им равных и выше) в образовательных учреждениях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования МВД России, других государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях, реализующих соответствующие образовательные программы, имеющих лицензии и государственную аккредитацию <*>. -------------------------------- <*> Далее - "Других образовательных учреждениях". 50. Повышение квалификации организуется: 50.1. ДКО МВД России - для сотрудников подразделений центрального аппарата МВД России, подразделений, непосредственно подчиненных МВД России, главных управлений МВД России по федеральным округам, аппаратов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, управлений и отделов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях <*>, управлений материально-технического снабжения <**>, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, руководящего состава горрайлинорганов (от начальника отделения, им равных и выше), а также для сотрудников отдельных должностных категорий на основе ежегодного плана МВД России на базе образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования МВД России, других образовательных учреждений, по заявкам органов (подразделений, учреждений) внутренних дел. -------------------------------- <*> Далее - "ОВДРО". <**> Далее - "УМТС". 50.2. Кадровыми подразделениями МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС: для лиц среднего и старшего начальствующего состава горрайлинорганов внутренних дел на базе имеющихся в регионе образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования МВД России по согласованию с их руководством, а также на базе других образовательных учреждений; для лиц рядового и младшего начальствующего состава горрайлинорганов внутренних дел в процессе оперативно-служебной деятельности. 51. Перечень образовательных учреждений МВД России, категорий обучаемых, их количество, а также конкретные сроки (даты) обучения определяются ежегодным планом МВД России, ежегодными планами повышения квалификации МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС. 52. Конкретный срок и содержание обучения для каждой должностной категории сотрудников определяются соответствующими учебными, тематическими планами и программами, которые разрабатываются, утверждаются и реализуются образовательными учреждениями МВД России самостоятельно, на основе примерных программ. Учебные программы ДПО должны быть согласованы с органами (подразделениями, учреждениями) внутренних дел по направлениям оперативно-служебной деятельности. Примерные программы разрабатываются ЦОКР МВД России, согласовываются с заинтересованными департаментами МВД России и утверждаются руководством ДКО МВД России. 53. Потребность в повышении квалификации устанавливается кадровыми подразделениями органов (подразделений, учреждений) внутренних дел по каждой должностной категории сотрудников. 54. Общая потребность в повышении квалификации определяется, исходя из штатной численности по каждой категории сотрудников по состоянию на конец года, без учета: среднего некомплекта личного состава за последние 2 - 3 года; обучающихся в образовательных учреждениях МВД России; лиц со стажем работы в занимаемой должности менее трех лет; лиц, подлежащих увольнению из органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в планируемый период; женщин, находящихся в отпусках (по беременности и родам, уходу за ребенком) или имеющих детей в возрасте до трех лет. Годовая потребность определяется путем деления общей потребности на периодичность повышения квалификации, то есть на 5 лет. 55. Заявки, согласованные с финансовыми подразделениями соответствующих органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, составляемые в соответствии с ежегодной потребностью в повышении квалификации кадров, в установленном порядке представляются в ДКО МВД России к 1 марта года, предшествующего планируемому. 56. Органы (подразделения, учреждения) внутренних дел на основе Плана МВД России составляют пофамильные списки сотрудников, направляемых на обучение, доводят их до сведения соответствующих руководителей и кандидатов на учебу. Сотрудники, направляемые на повышение квалификации, обязаны подготовить реферат в соответствии с тематикой, ежегодно направляемой образовательными учреждениями МВД России в комплектующие МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС. 57. Непосредственные начальники совместно с кадровыми аппаратами обязаны заблаговременно спланировать отпуск кандидатов на учебу, контролировать изучение ими законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, подготовку рефератов по тематике образовательных учреждений МВД России. 58. По прибытии на учебу с сотрудниками, направленными на повышение квалификации, проводится собеседование или тестирование по знанию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, регламентирующих деятельность подразделений органов внутренних дел по направлениям оперативно-служебной деятельности. Образовательные учреждения МВД России на основании этих данных анализируют уровень подготовленности сотрудников, при необходимости вносят изменения и дополнения в учебные программы, направляют предложения в органы (подразделения, учреждения) внутренних дел по улучшению качества обучения сотрудников в процессе служебной деятельности. 59. По окончании сборов повышения квалификации сотрудники проходят итоговую аттестацию. Сотрудникам, успешно завершившим курс обучения, выдается документ государственного образца: удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме от 72 до 100 часов; свидетельство о повышении квалификации - для лиц, прошедших обучение по программе в объеме свыше 100 часов. 60. Профессиональная переподготовка проводится в целях приобретения знаний, умений и навыков для выполнения служебных обязанностей по новой должности или получения новой квалификации. Профессиональная переподготовка специалистов проводится по учебным планам и программам, предусматривающим объем учебного времени свыше 500 часов аудиторных занятий. Слушатели, выполнившие все требования учебного плана и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом о профессиональной переподготовке установленного образца. Диплом удостоверяет право (соответствие квалификации) специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере. 61. Переподготовка сотрудников отдельных должностных категорий осуществляется в обязательном порядке при перемещении их на другую новую должность и организуется на базе образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования МВД России, других федеральных органов исполнительной власти. При организации переподготовки следует руководствоваться требованиями, изложенными в пунктах 50 - 53, 55 - 57 настоящего Наставления. 62. Сотрудники, обучающиеся в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования МВД России, на повышение квалификации и переподготовку не направляются. 63. Стажировка проводится в целях формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, а также изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности. 64. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и профессиональной переподготовке сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел. 65. Стажировка организуется для сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел: 65.1. Зачисленных в резерв руководящих кадров для выдвижения. 65.2. Назначенных на должности руководящего состава органов внутренних дел (от начальника отделения, им равных и выше), за исключением случаев прохождения ими стажировки в период пребывания в резерве руководящих кадров для выдвижения. 65.3. Назначенных на должности руководящего, преподавательского и научного состава. 65.4. Ранее проходивших службу в органах внутренних дел и поступивших вновь на службу (при наличии в личном деле документов, подтверждающих прохождение ими специального профессионального (первоначального) обучения в предыдущий период службы). 65.5. Перемещенных по службе на другую новую должность, если выполнение ими функциональных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и новых практических навыков. 66. Стажировка носит индивидуальный характер и может предусматривать: самостоятельную теоретическую подготовку; приобретение профессиональных и организаторских навыков; изучение организации оперативно-служебной деятельности; изучение законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и их применение в практической деятельности; участие в подготовке проектов нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов; выполнение функциональных обязанностей должностных лиц (в качестве временно исполняющего обязанности); участие в служебных командировках, совещаниях, учениях и других служебных мероприятиях; изучение других вопросов, связанных с повышением квалификации сотрудника. 67. Стажировка руководителей органов (подразделений, учреждений) внутренних дел осуществляется в порядке, определяемом МВД России. 68. Продолжительность стажировки в зависимости от ее целей и должностных категорий сотрудников устанавливается от пяти дней до одного месяца руководителем соответствующего органа (подразделения, учреждения) внутренних дел и согласовывается с руководителем органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, в котором она проводится. Для сотрудников, указанных в пунктах 65.4, 65.5 настоящего Наставления, продолжительность стажировки устанавливается на срок не менее трех месяцев. 69. Сотруднику, проходящему стажировку, назначается руководитель. Планы и руководители стажировки сотрудников утверждаются соответствующими руководителями органов (подразделений, учреждений) внутренних дел. 70. Стажировка проводится: по месту службы или в иных органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел по занимаемым должностям либо по должностям, на которые сотрудники зачислены в резерв кадров для выдвижения; в других федеральных органах исполнительной власти и иностранных государствах (в случае необходимости и в установленном порядке). 71. Руководители (от начальника отдела МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДРО, УМТС и выше) и сотрудники, состоящие в резерве кадров для выдвижения на эти должности, а также иные лица проходят стажировку в структурных подразделениях центрального аппарата и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, по вызовам данных подразделений. 72. Руководящий, профессорско-преподавательский состав образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командно-преподавательский состав учебных центров по мере необходимости проходит стажировку в образовательных и научно-исследовательских учреждениях, учебных центрах или подразделениях органов внутренних дел, соответствующих профилю подготовки специалистов для органов (подразделений, учреждений) внутренних дел. 73. Организация стажировки возлагается на руководителей органов (подразделений, учреждений) внутренних дел, которые обязаны: определить порядок, время, место стажировки сотрудника, а также руководителя стажировки; утвердить план стажировки и отчет-отзыв по ее итогам, которые отражаются в свидетельстве о проведении стажировки (приложение N 4); проводить собеседования с сотрудником, проходящим стажировку, по изучаемым вопросам; контролировать работу руководителя стажировки и сотрудника, проходящего стажировку. 74. Руководитель стажировки обязан: совместно с сотрудником разработать план стажировки и утвердить его у начальника, на которого возложена организация стажировки; ознакомить сотрудника, проходящего стажировку, с должностными обязанностями, организацией работы органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, в котором будет проводиться стажировка; оказывать сотруднику необходимую методическую и практическую помощь в изучении вопросов, предусмотренных планом его стажировки; осуществлять контроль за ходом выполнения плана стажировки; подготовить совместно с сотрудником отчет-отзыв о выполнении плана стажировки. 75. Сотрудник, проходящий стажировку, обязан: совместно с руководителем стажировки разработать план стажировки и выполнять в установленные сроки мероприятия плана; принимать участие в проводимых по месту стажировки оперативно-служебных мероприятиях, занятиях по служебно-боевой подготовке; вести учет проделанной работы; составить отчет о стажировке. 76. Решение о допуске сотрудников, указанных в пункте 65.4 настоящего Наставления, к самостоятельному исполнению служебных обязанностей принимается начальником органа (подразделения, учреждения) внутренних дел, о чем делается отметка в Свидетельстве о проведении стажировки. 77. Документ, удостоверяющий прохождение сотрудником соответствующего дополнительного профессионального образования, приобщается к его личному делу. V. Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая подготовка) 78. Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности предусматривает систему мероприятий, направленных на закрепление и обновление в плановом порядке необходимых знаний, умений и навыков сотрудников с учетом оперативной обстановки, специфики и профиля их оперативно-служебной деятельности (далее - служебно-боевая подготовка). 79. Служебно-боевая подготовка включает в себя: 79.1. Служебную подготовку, состоящую из следующих разделов: общественно-государственная подготовка; специальная подготовка; профессиональная психологическая подготовка; технико-криминалистическая подготовка; медицинская подготовка. 79.2. Боевую подготовку, состоящую из следующих разделов: тактическая подготовка; огневая подготовка; физическая подготовка; строевая подготовка; подготовка по гражданской обороне. 80. Целью раздела служебно-боевой подготовки, представляющего собой систему государственно-правового ориентирования сотрудников (далее - общественно-государственная подготовка), является формирование профессионально-нравственного облика сотрудника, добросовестно и сознательно выполняющего свои должностные обязанности. 81. На занятиях по общественно-государственной подготовке осуществляется: формирование твердых знаний государственной политики Российской Федерации и укрепление гражданской устойчивости сотрудников; ориентирование сознания сотрудников на верность государственным интересам и Конституции Российской Федерации; формирование четкой позиции сотрудника в оценке событий общественно-политической жизни; формирование высоких нравственных качеств, обеспечивающих строгое соблюдение положений Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации; обучение сотрудников умению логически мыслить, грамотно, вежливо и аргументированно отвечать на вопросы граждан, оказывать им, по возможности, необходимую правовую помощь и консультацию, корректно вести дискуссию. 82. Организационное руководство и методическое обеспечение общественно-государственной подготовки, разработку ежегодных тематических планов осуществляет ДКО МВД России. 83. Целью основного раздела служебно-боевой подготовки, представляющего собой систему профессионально-прикладного ориентирования сотрудников (далее - специальная подготовка), является формирование у сотрудников наиболее эффективных способов выполнения должностных обязанностей и овладение передовыми приемами и способами решения оперативно-служебных задач. 84. На занятиях по специальной подготовке со старшим, средним, младшим начальствующим и рядовым составом по направлениям его оперативно-служебной деятельности изучаются и отрабатываются: содержание законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, их реализация в оперативно-служебной деятельности органов (подразделений, учреждений) внутренних дел; опыт работы органов (подразделений, учреждений) внутренних дел Российской Федераций и иностранных государств в борьбе с преступностью и терроризмом, в обеспечении общественного порядка, защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; правовые основы оперативно-служебной деятельности органов (подразделений, учреждений) внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах, а также при применении сотрудниками мер принуждения; условия и способы соблюдения законности при проведении специальных операций и режимных мероприятий; приемы и способы успешного решения оперативно-служебных задач сотрудниками различных специальностей; вопросы необходимой обороны и крайней необходимости, условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия на основе моделирования конкретных ситуаций оперативно-служебной деятельности; вопросы инженерной подготовки и основы взрывобезопасности (фортификационное оборудование КПП, блок-постов и других сооружений; маскировка и прикрытие позиций, занимаемых подразделениями МВД России; характеристика взрывчатых веществ и взрывных устройств промышленного и кустарного производства; типичные способы и места установки и маскировки взрывных устройств, мин-ловушек; действия сотрудников при обнаружении взрывчатых веществ, средств взрывания, приборов и принадлежностей к ним; меры безопасности при обнаружении, обозначении и обезвреживании взрывных устройств); опыт взаимодействия со средствами массовой информации в целях успешного решения оперативно-служебных задач. 85. На занятиях по специальной подготовке с руководящим составом органов (подразделений, учреждений) внутренних дел изучаются и отрабатываются: содержание вновь принятых законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в части, касающейся деятельности органов (подразделений, учреждений) внутренних дел; содержание нормативных правовых актов МВД России; организационная структура аппаратов МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, горрайлинорганов и оптимизация их управленческих функций; опыт правоохранительных органов Российской Федерации и иностранных государств в части борьбы с преступностью и терроризмом, обеспечения общественного порядка, защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; практические умения организаторской и управленческой деятельности, а также современные формы и методы этих видов деятельности в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел; средства и методы, обеспечивающие эффективное выполнение различных оперативно-служебных задач; практические умения, а также передовой опыт взаимодействия руководителей органов (подразделений, учреждений) внутренних дел с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и общественностью, средствами массовой информации; современные средства, методы и формы обучения сотрудников профессиональным знаниям, умениям и навыкам. 86. Целью раздела служебно-боевой подготовки, представляющего собой систему профессионально-психологического ориентирования сотрудников (далее - профессиональная психологическая подготовка), является формирование у сотрудников готовности к успешному преодолению психологических трудностей оперативно-служебной деятельности и применению психологических знаний и умений для эффективного выполнения своих обязанностей в любой оперативной обстановке. 87. На занятиях по профессиональной психологической подготовке со старшим, средним, младшим начальствующим и рядовым составом по направлениям его оперативно-служебной деятельности изучаются и формируются: необходимые психологические знания для адекватной оценки и учета психологических аспектов оперативно-служебной деятельности; профессионально важные психологические качества (эмоциональная устойчивость, наблюдательность, память, мышление, внимание и другие); психологическая устойчивость для преодоления трудностей профессиональной деятельности, в том числе в экстремальных условиях; психологическая готовность к применению огнестрельного оружия; умение использовать психологические приемы для повышения эффективности решения оперативно-служебных задач. 88. На занятиях по профессиональной психологической подготовке с руководящим составом органов (подразделений, учреждений) внутренних дел изучаются и отрабатываются: психологические приемы и способы, содействующие эффективному управлению подчиненными (создание положительного морально-психологического климата в подразделении, разрешение конфликтов, индивидуально-психологическая работа, стиль руководства и другие вопросы психологии управления); психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям управленческой деятельности; практические умения и навыки, а также современные средства, методы и формы воспитательной работы с подчиненными по укреплению среди них законности и дисциплины с использованием при этом основ педагогики и психологии. 89. На занятиях по технико-криминалистической подготовке изучаются и отрабатываются: правила пользования и приемы эксплуатации специальной техники, поступающей в органы внутренних дел (криминалистическая техника; технические средства охраны, досмотра и контроля; средства связи; специальный транспорт; технические средства обеспечения безопасности дорожного движения; средства экипировки и снаряжения; организационная техника; средства наблюдения; оперативная техника и другое). Передовой опыт использования указанной техники в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел и правоохранительных органах иностранных государств; приемы и способы применения современных технико-криминалистических средств и методов обеспечения раскрытия и расследования преступлений (практические умения обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов и иных вещественных доказательств при осмотре места происшествия и другое); тактико-технические характеристики, правила пользования и приемы эксплуатации специальных средств, имеющихся в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел (средства индивидуальной бронезащиты, активной обороны, обеспечения специальных операций) <*>. -------------------------------- <*> Практическая отработка приемов и способов использования специальных средств в типовых ситуациях применения мер принуждения и при проведении специальных операций осуществляется на занятиях по тактической и физической подготовке. 90. На занятиях по медицинской подготовке формируются теоретические знания и практические умения: оказания само- и взаимопомощи при получении травматических повреждений и ранений, при несчастных случаях и внезапных заболеваниях; профилактики инфекционных и профессиональных заболеваний; соблюдения здорового образа жизни (режим труда и отдыха, рациональное питание, личная гигиена и другие вопросы, связанные с обеспечением здоровья и работоспособности сотрудников). 91. На занятиях по тактической подготовке изучаются и отрабатываются действия органов (подразделений, учреждений) внутренних дел и отдельных сотрудников при решении оперативно-служебных задач, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах и при проведении специальных операций. Занятия по тактической подготовке для руководящего состава и для всех остальных сотрудников организуются, как правило, раздельно. 92. На занятиях по тактической подготовке все сотрудники изучают и отрабатывают: индивидуальные и коллективные действия в составе служебных нарядов и групп боевого порядка (в том числе с использованием специальных средств) в типичных ситуациях задержания правонарушителей в здании или на местности, остановки и досмотра транспортного средства, проникновения в помещение, пресечения массовых беспорядков и другое, а также слаживание действий сотрудников штатных служебных нарядов и групп; приемы личной безопасности в типичных и нестандартных ситуациях силового пресечения различных противоправных проявлений; приемы и способы обеспечения личной безопасности при авариях, катастрофах, пожарах, наводнениях и других экстремальных ситуациях; правила пользования топографическими картами, планами, схемами, фотографиями местности и другими графическими документами; приемы и способы оформления и ведения графических документов, составления описания отдельных участков местности; приемы и способы чтения топографических карт, измерения и ориентирования по карте и на местности; другие вопросы тактической подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности. 93. Основными задачами тактической подготовки руководящего состава органов (подразделений, учреждений) внутренних дел являются: совершенствование знаний в области теории управления органами (подразделениями, учреждениями) внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах; формирование практических умений и навыков в организации и подготовке органов управления, группировки сил и средств для действий Страницы: 1 2 |