ориентированных на домашнее использование специализированных программных продуктов (например, ведения домашнего хозяйства, формирования домашних электронных архивов и библиотек, а также по обеспечению безопасности домашнего компьютера). Существующие современные сети и коммуникационные средства там, где предоставляют населению выход на местные, региональные и международные линии связи, обеспечивают пользователю домашнего компьютера доступ к необходимым ему общедоступным информационным ресурсам и получение различных услуг. Однако более полная реализация этих возможностей зависит от развития общедоступных опорных компьютерных сетей с выходом в Интернет, в том числе на основе кабельного телевидения, и отчасти от оснащения строящихся зданий средствами подключения домашнего компьютера к линиям связи ("электронная розетка"). Должны быть разработаны специализированные методы и технологии, облегчающие использование домашнего компьютера непрофессиональным пользователем. Эффективное использование и развитие массовой домашней компьютеризации возможно только при наличии развернутой системы поддержки, многие элементы которой в настоящее время имеются. Такая система должна обеспечивать следующие функции: * индивидуальное и коллективное обучение всех категорий пользователей, не обладающих достаточным уровнем компьютерной грамотности; * развитие сети межшкольных центров распространения компьютерной грамотности, а также центров подготовки и переподготовки педагогических кадров в области информатики; * проведение маркетинговых исследований, активной информационно - разъяснительной работы и рекламы домашней компьютеризации; * создание системы фондов комплектации и распространения прикладных программ домашнего пользования; * развитие системы предоставления широкого спектра услуг пользователю домашнего компьютера (оплата услуг, продажа товаров, распоряжение вкладами, заказ билетов и т.п.); * создание локальных опорных центров выхода в общедоступные компьютерные сети для предоставления Интернет-услуг домашнему пользователю. В настоящее время значительная часть работ по развитию предметно-ориентированных баз и банков данных и электронных изданий, созданию аппаратно-программных средств и коммуникационных сетей, методов и технологий использования домашнего компьютера и по развитию системы поддержки массовой домашней компьютеризации осуществляется коммерческими структурами. Экономическое стимулирование этих структур является важным условием успешного развития массовой домашней компьютеризации. Для объединения усилий предпринимательских структур, координации их деятельности в области домашней компьютеризации, привлечения инвестиций и проведения информационно-разъяснительной и образовательной работы, целесообразно создание организационной структуры, объединяющей как производителей и распространителей технических средств, информационных и программных продуктов и услуг, так и пользователей домашних компьютеров. Как вариант, это может быть ассоциация домашней компьютеризации. Московское правительство могло бы выступить в качестве одного из учредителей этой ассоциации. В нее могут войти государственные организации и предприятия, фирмы и их объединения, распространители продукции для домашней компьютеризации, провайдеры сетевых услуг, операторы связи, издатели компьютерной прессы, а также представители пользователей домашних компьютеров. В состав ассоциации могут войти учреждения и организации, связанные с разработкой продукции для домашней компьютеризации, вузы и общественные организации. 4.5. Развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы Как и любая другая инфраструктура большого города, телекоммуникационная инфраструктура Москвы является важным градообразующим элементом. Уровень развитости телекоммуникационной инфраструктуры в значительной степени определяет развитие города в целом, в том числе в таких важнейших областях, как деловая активность, управляемость, социальная защищенность, широко понимаемая безопасность, инвестиционная привлекательность, комфортабельность жизни горожан. Общепринятым является деление телекоммуникационной инфраструктуры города на магистральные сети и на сети доступа. Магистральные сети предназначены для транспортировки больших потоков информации между узлами сети в интересах телекоммуникационных операторов или крупных корпоративных структур. Услуги, предоставляемые с помощью магистральной телекоммуникационной инфраструктуры города, называют транспортными услугами связи, а сами элементы магистральной инфраструктуры - магистральными или транспортными сетями. В каждом канале современной магистральной сети циркулирует информация множества пользователей. Сети доступа, в свою очередь, предназначены для подключения конечных пользователей к магистральным сетям с целью предоставления им конкретных телекоммуникационных услуг. В каждом канале сети доступа циркулирует, как правило, информация одного пользователя или ограниченной группы территориально (или организационно) объединенных пользователей. Следует иметь в виду, что деление телекоммуникационной инфраструктуры на магистральные сети и сети доступа является достаточно условным. Например, крупные коммерческие или государственные организации, прокладывая в городе собственные волоконно-оптические линии связи, строят собственные корпоративные сети, которые зачастую не удается разделить на транспортную компоненту и сеть доступа. Однако для анализа состояния городской телекоммуникационной инфраструктуры ее разделение, пусть даже и условное, на магистральные сети и сети доступа является необходимым. 4.5.1. Развитие магистральной телекоммуникационной инфраструктуры Москвы Магистральная компонента телекоммуникационной инфраструктуры Москвы имеет особое значение. Прежде всего, это наиболее динамично развивающаяся составляющая телекоммуникационной инфраструктуры. По существу за последние 10 лет в столице произошло замещение старых магистральных сетей на новые универсальные волоконно-оптические сети, способные решать задачи любой сложности по транспортировке информации в пределах города. В этот период усилиями нескольких городских операторов в Москве построены волоконно-оптические сети общей протяженностью несколько тысяч километров каждая. Владельцами и операторами крупнейших магистральных сетей являются МГТС, "Московская телекоммуникационная корпорация" (КОМКОР), Макомнет, МТУ-Информ. Некоторые операторы имеют волоконно-оптические сети существенно меньшей протяженности (Комстар, Совинтел, АСВТ, Глобал Один и другие). Разные операторы волоконно-оптических сетей Москвы по-разному позиционируют свою деятельность по предоставлению транспортных телекоммуникационных услуг. МГТС фактически не предоставляет транспортных услуг другим компаниям, используя свою волоконно-оптическую сеть в основном для обеспечения межстанционных соединений в рамках принадлежащей МГТС телефонной сети. Являясь фактическим монополистом в области предоставления телефонных услуг в Москве для частных клиентов (т.е. для физических лиц, использующих квартирные телефоны), МГТС концентрируется на развитии именно этих услуг. Промежуточное положение на городском телекоммуникационном рынке занимают такие компании, как МТУ-Информ, Совинтел (в кооперации с другими российскими компаниями группы Голден Лайн), Комстар, Глобал Один. Эти компании, как и МГТС, ориентируются на предоставление телефонных услуг, но на другом, корпоративном сегменте рынка. В отличие от МГТС эти компании предоставляют пользователям более широкий спектр телекоммуникационных услуг, в том числе предоставляют услуги передачи данных и доступа в Интернет, главным образом, для корпоративных клиентов. Для подключения телекоммуникационных узлов (в том числе офисных телефонных станций) клиентов к своей сети, а также к междугородным и международным телекоммуникационным сетям, эти компании используют мощные транспортные технологии связи в рамках собственных сетей, дополняемых по мере необходимости каналами, арендованными у других операторов городских транспортных сетей. Иначе позиционируют свою деятельность компании КОМКОР и Макомнет, которые специализируются именно на предоставлении транспортных услуг связи, оперативно организуя новые логические каналы для пропуска информационных потоков клиентов по своим сетям в пределах города. Поскольку деятельность этих компаний в наибольшей степени определяет облик магистральной инфраструктуры города, важно понимать особенности этой области связи, чтобы выстроить правильную стратегию развития телекоммуникационной инфраструктуры города в интересах реализации программы движения Москвы в информационное общество. Одна из важных особенностей транспортных телекоммуникационных услуг состоит в том, что они, в принципе, не могут быть высокорентабельными. Достижение достаточной экономической эффективности проектов создания магистральных сетей всегда вызывает сложности по следующим двум взаимосвязанным причинам. Транспортные услуги по своей природе являются оптовыми услугами, т.е. такими услугами, которые предоставляются либо некоему посреднику, который перепродает их конечным пользователям, либо крупным корпоративным клиентам, которые также ориентируются на оптовые цены. К тому же, при предоставлении транспортных услуг существенно сложнее вводить новые виды экономически эффективных услуг, особенно так называемые "добавленные услуги на сетях" (value added network services), которые обычно реализуются на программном или информационном уровне, в то время как новые транспортные услуги обычно требуют нового оборудования. Среди проектов создания телекоммуникационной инфраструктуры проекты создания транспортных сетей имеют наиболее низкий порог вхождения в бизнес. Создание транспортной инфраструктуры любого масштаба стоит существенно дешевле, чем создание инфраструктуры сетей доступа того же масштаба. Поэтому на рынке транспортных телекоммуникационных услуг неизбежна наиболее жесткая конкуренция, которая, во взаимосвязи с обстоятельствами, рассмотренными выше, затрудняет достижение экономической эффективности подобных проектов. Несмотря на изложенные выше причины, некоторые проекты создания транспортной телекоммуникационной инфраструктуры получили в Москве значительное развитие. Наиболее продвинутым из подобных проектов является проект создания Московской волоконно-оптической сети (МВОС), реализуемый корпорацией КОМКОР. Подход КОМКОР к реализации проекта МВОС был традиционным с точки зрения ее строительства с использованием кабельной канализации, принадлежащей МГТС, в отличие от проекта компании Макомнет, ориентированного на прокладку кабелей в тоннелях московского метрополитена. Важной особенностью проекта создания МВОС было то, что он был одобрен Правительством Москвы, поддержавшим идею создания телекоммуникационной инфраструктуры, ориентированной в первую очередь на обеспечение органов управления городом современными средствами связи. В результате проект создания МВОС получил статус городской целевой программы, а в деятельности МВОС большую долю составляет городской заказ на телекоммуникационное обслуживание различных структур, финансируемых из городского бюджета. На базе МВОС созданы территориальные сети Мэрии и префектур, созданы системы обработки финансовой информации департамента финансов, казначейства и налоговой полиции; функционируют сети налоговой полиции, ГУВД, судов, прокуратуры, МЧС, пожарной службы, органов здравоохранения (поликлиники, скорая помощь, аптеки). Не все транспортные сети московских операторов реализуют весь набор транспортных услуг. Например, только магистральная сеть МВОС имеет в своем составе транспортную сеть кабельного телевидения, которая уже сейчас используется компанией КОМКОР-ТВ для предоставления москвичам высококачественных телевизионных услуг, а также может быть использована другими операторами кабельного телевидения. Уникальность этой функции транспортной сети компании КОМКОР стала особенно очевидной после пожара на Останкинской телебашне. Создание МВОС может служить примером эффективной городской стратегии по стимулированию развития транспортной телекоммуникационной инфраструктуры. В разрабатываемой "Комплексной программе движения Москвы в информационное общество" предполагается сформулировать рекомендации по дальнейшему совершенствованию стратегии города по развитию магистральных телекоммуникационных сетей. 1.Городские власти должны активно и конструктивно участвовать в проектах, связанных с созданием транспортной телекоммуникационной инфраструктуры, поскольку она имеет практически такое же большое значение для города, как автомобильная транспортная инфраструктура Москвы (скоростные автомобильные магистрали), метрополитен, внутригородские высоковольтные линии электропередачи, магистральные канализационные системы и коллекторы. 2. Город должен иметь обоснованную долгосрочную программу развития городского заказа на использование магистральной телекоммуникационной инфраструктуры в той ее части, которая необходима для органов городского управления, органов обеспечения общественной безопасности и организаций социальной сферы (школы, больницы, поликлиники, библиотеки и т.д.). 3. Развитие транспортных городских телекоммуникационных сетей должно быть увязано с различными федеральными программами, в том числе программами развития образования и здравоохранения, а также развития высокотехнологичных экспортно-ориентированных отраслей экономики, которые имеют в своем составе разделы, связанные с развитием телекоммуникации в стране. 4.Необходимо дальнейшее совершенствование городской законодательной базы и нормативных документов, имеющих отношение к проблеме создания и эксплуатации магистральных телекоммуникационных сетей, с целью недопущения или уменьшения отрицательного влияния монополизма в этой области (например - монопольного владения МГТС городской кабельной канализацией) и повышения инвестиционной привлекательности этой важнейшей компоненты городской инфраструктуры. 4.5.2. Развитие сетей доступа Сети доступа представляют собой наиболее разветвленную часть иерархических телекоммуникационных систем, обеспечивающую сопряжение оборудования пользователей с магистральными сетями, по которым передается информация многочисленных пользователей в виде мощных транспортных потоков. Структурно сети доступа состоят из распределительной части, включающей в себя систему соответствующих распределительных станций, связанных соединительными линиями с узлами магистральной сети, а также системы абонентских линий, по которым осуществляется взаимодействие распределительных станций с сетевым оборудованием пользователя. Первые сети доступа строились по классической древовидной структуре на базе многожильных медных кабелей и предназначались, в основном, для телефонии и радиотрансляционного вещания. С появлением телевидения к квартирам пользователей был подведен коаксиальный кабель. В офисные помещения, кроме вышеуказанных линий, иногда вводились кабели сети абонентского телеграфа и телефонной сети "Искра". Такая терминальная структура сетей доступа, построенная еще в пятидесятых годах, сохранилась в Москве по настоящее время, однако она не отвечает современным требованиям с точки зрения как номенклатуры предоставляемых услуг, так и их качества. Проблема "последней мили" - одна из самых острых проблем телекоммуникационной инфраструктуры Москвы. Современное ее решение - создание универсальной абонентской линии. Телефонные компании, имея разветвленную инфраструктуру телефонной сети, предлагают для этой цели использовать медную пару, соединяющую квартиру с АТС. Основанием для таких предложений явились успехи в развитии технологии xDSL. Недостатком предложения "телефонистов" по использованию медной пары в качестве единой абонентской линии является то, что пропускная способность 50-60 кбит/с является физическим пределом для подобных систем. Однако такой скорости передачи явно недостаточно для предоставления всех видов телекоммуникационных услуг. Кроме того, телефонная проводка МГТС из-за своего низкого качества не позволяет в полной мере использовать преимущества технологии xDSL без серьезной реконструкции. Поэтому использование телефонной линии в качестве универсального абонентского ввода в квартиру имеет ограниченные перспективы. Если не принимать во внимание радиотрансляционную абонентскую пару, которая даже по технологии разводки совершенно не пригодна для выполнения поставленной выше задачи, то из трех вводимых сейас в квартиры москвичей линий остается только коаксиальный телевизионный кабель. Но и его использование проблематично, поскольку качество устаревших коаксиальных сетей и их пропускная способность явно не отвечают требованиям современной универсальной абонентской линии. Хотя существующие городские сети доступа будут еще долго использоваться, назрела настоятельная необходимость их коренной модернизации путем ввода в квартиры москвичей новых современных абонентских линий. В настоящее время имеется несколько базовых технологий построения сетей доступа. Некоторые технологии основаны на использовании только волоконно-оптических кабелей, есть технологии, основанные на комбинации волоконно-оптических и коаксиальных кабелей. Имеются проекты решения проблемы абонентского доступа с помощью радиосредств, инфракрасной техники, передачи сигнала с помощью лазерного луча в пределах прямой видимости. Вводить в квартиры волоконно-оптические кабели пока слишком дорого и экономически не целесообразно. Однако для офисных помещений это вполне допустимо. Одной из наиболее перспективных типов квартирных абонентских линий являются новые коаксиальные сети. Современные недорогие коаксиальные кабели обеспечивают высококачественную передачу сигнала в полосе шириной порядка 1 ГГц (полоса 47-862 МГц предназначена для передачи сигналов в квартиру, а 5-30 МГц - для обратной передачи с целью обеспечения интерактивности). Это вполне достаточно для удовлетворения спроса на перспективные телекоммуникационные услуги. В настоящее время во всем мире предпочтение отдается комбинированному использованию оптических (на распределительном уровне) и медных коаксиальных (на абонентском уровне) кабелей связи. Это так называемые гибридные волоконно-коаксиальные сети, оборудование для которых в настоящее время широко представлено на телекоммуникационном рынке. Комбинация оптоволокна и коаксиального кабеля позволяет передавать огромные массивы информации при сравнительно небольших затратах на реализацию сетей доступа. Такая комбинация очень хорошо согласуется с иерархической структурной сетей, когда объем передаваемой информации возрастает во много раз при переходе от нижнего сетевого уровня к верхнему. Важным аспектом в связи с рассмотрением проблемы развития сетей доступа является обеспечение конкуренции многих операторов на базе различных технологий реализации сетей доступа. Предоставление услуг по телефонным абонентским линиям, по старым коаксиальным кабелям, по новым волоконно-коаксиальным сетям, по технологии "домовая локальная сеть" и по перспективным беспроводным технологиям дополняют друг друга, предоставляя пользователям возможность выбора между услугами, отличающимися по стоимости, по номенклатуре реализуемых функций и по их качеству. Следует также иметь в виду следующее важное обстоятельство. В процессе развития транспортных волоконно-оптических сетей их топология становится настолько разветвленной, что доля сетей доступа в общей телекоммуникационной инфраструктуре заметно сокращается. С другой стороны, происходит сближение технологий современных сетей доступа с технологиями построения магистральных сетей. Например, в одном коаксиальном кабеле гибридной волоконно-коаксиальной сети передается информация, предназначенная не для одного пользователя, а для объединенной по территориальному признаку группы пользователей (причем речь идет не о телевизионных сигналах, а информационных потоках, связанных с доступом к Интернет и цифровой телефонией). Это значит, что входящий в квартиру коаксиальный кабель перестает быть абонентской линией в ее традиционном понимании. Другим примером могут служить внутридомовые сети, построенные на "витой паре" по принципу компьютерных локальных сетей с целью обеспечения доступа к Интернет. Таким образом, происходит очевидное сближение технологий построения магистральных сетей и сетей доступа, что является важной тенденцией развития телекоммуникационной инфраструктуры в целом. В Программе предполагается детально обосновать следующие рекомендации по формированию политики администрации города в части построения сетей доступа: 1. Сети доступа должны опираться на кабельную структуру, как обеспечивающую наибольшую надежность, живучесть и безопасность связи. Однако это не означает, что другие методы, например, беспроводные, должны быть исключены. Их использование целесообразно и необходимо там, где кабельные структуры по своей сути не обеспечивают предоставление требуемой услуги (связь с мобильными объектами, временные соединения, вставки в поврежденные кабельные участки и т.п.). 2.В качестве базового метода построения новых сетей доступа в настоящее время целесообразно использовать технологию гибридных волоконно-коаксиальных сетей, предполагающую комбинированное применение оптических кабелей на распределительном сетевом уровне и медных коаксиальных кабелей с полосой пропускания до 1 ГГц - на абонентском. 3. Для предоставления социально-значимых телекоммуникационных услуг (телефония, телевидение) должны использоваться технологии создания сетей доступа, при которых отсутствует необходимость установки у пользователя дорогостоящих абонентских устройств. 4. Для предоставления телекоммуникационных услуг организациям целесообразно в качестве линий доступа использовать оптические кабели как обеспечивающие существенно большую пропускную способность. То же самое касается и жилых помещений, если для этого имеются соответствующие экономические предпосылки. 5.Административным органам Правительства Москвы рекомендуется оказывать особую поддержку при построении сетей доступа организациями, выполняющими работу в соответствии с городскими целевыми программами. Основное бремя затрат по организации предоставления услуг жителям и организациям, не задействованным непосредственно в решении городских задач, целесообразно возложить на коммерческих операторов. Важным аспектом подготовки "Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу" в части проблем развития телекоммуникационной инфраструктуры города является учет соответствующей законодательной базы, в том числе Закона РФ "О связи" и Закона Москвы "О кабельном телевидении", с целью создания в городе условий для цивилизованной конкуренции, динамичного развития и повышения инвестиционной привлекательности этой важнейшей области городской экономики. 4.5.3. Развитие общегородских информационных систем и публичных информационных ресурсов Работы по созданию и использованию информационных ресурсов в Москве ведутся во всех основным направлениях жизнедеятельности города как государственными органами, так и коммерческими структурами. К настоящему времени городскими структурами, в основном, завершено создание ведомственных информационных систем, предназначенных для информационной поддержки процессов решения экономических и социальных задач, стоящих перед ними. В Москве был создан и функционирует ряд крупных информационных систем для бизнеса и производства, науки и медицины, тогда как практически отсутствуют городские информационные системы в области культуры и образования, системы информационного обеспечения населения. Особую проблему представляет собой многообразие существующих в городе систем - федеральных, городских, находящихся в совместном ведении, корпоративных и персональных. Поэтому необходимо скорейшее создание "информационного кадастра" города как дополняющей реестр муниципальных ресурсов структурно описательной характеристики информационного потенциала Москвы. Предлагаемый информационный кадастр должен отражать информационный потенциал столицы в четырехзвенной иерархии: исходный уровень информационных ресурсов города, уровень производства информации в городе для внутреннего потребления, уровень производства информации для внешнего потребления и уровень получения информации городом из внешней среды. До сих пор не определен порядок организации взаимодействия имеющихся в городе систем, отсутствует комплекс стандартов, определяющий характер этого взаимодействия, что препятствует их интеграции в Общегородскую информационную систему. Следует также отметить, что в Москве недостаточно развита нормативно-правовая база, определяющая права собственности, владения, распоряжения, предоставления информационных ресурсов, порядок обеспечения их безопасности. Для решения перечисленные выше задач городские власти должны направить основные усилия на развертывание программы развития Московской общегородской информационной системы, с приоритетным развитием подсистем для сферы культуры, образования и информационного обеспечения населения. 4.5.4. Конвергенция различных технологий Одна из новейших тенденций - конвергенция существующих традиционных технологий с Интернет-технологиями, например, объединение телефонной связи с гигантскими возможностями Интернета. Так уже существуют модели сотовых телефонов для путешественников, оснащенные крупными дисплеями, выполненные в водонепроницаемом противоударном корпусе и способные работать в экстремальных условиях. Они позволяют выводить на экран туристические, городские, топографические, автодорожные и гидрографические карты и другую навигационную информацию, сообщают о местоположении, скорости, направлении и времени движения, о номерах дорог, ключевых пунктах и протяженности пути. Появляются также телефоны, управление которыми осуществляется голосом (например, голосовой браузер Voyager американской фирмы Nuance Communications) и множество других разработок. Одним из примеров является создание устройств конвергенции телевизионных приемников и персональных компьютеров (Web-TV), направленных на создание интерактивных телевизионных передач с использованием обратной связи телевизионно-компьютерного устройства с телестудией через Интернет. Последнее время в Москве также появились первые реализации проектов, направленных на конвергенцию существующих традиционных технологий с Интернет-технологиями, в первую очередь IP-телефония в Интернет и с помощью Интернет; телевизионное вещание через Интернет (например, проект канала "ТВ-Центр" и компании Sun Microsystems); IP-радио (вещание радиостанций через Интернет, например, проект радиостанции "Говорит Москва" и Научно-образовательной сети FREEnet); создание устройств конвергенции телевизионных приемников и персональных компьютеров (например, проект "Телеком" компании "Рикор-Электроникс"); интеграция СМИ и Интернет (интерактивное ТВ, виртуальные издательства); интерактивные применения мультимедиа (видеоконференции, дистанционный мониторинг, дистанционные обучение и образование, телемедицина); перенос в Интернет деловых операций и стандартов (электронная коммерция во всех ее разновидностях). Как правило, на данной стадии реализованы только пилотные проекты, экономическая целесообразность которых должна быть проверена временем. В то же время, данное направление во всем мире считается одним из самых перспективных для возможных инвестиций, поэтому московскому правительству следовало бы запустить специальную программу, способствующую освоению и развитию новейших ИКТ, с целью максимальной конвергенции функций телефона, радио, телевидения, передачи данных в одном цифровом потоке. 4.6. Совершенствование нормативно-правовой базы развития информационного общества в г. Москве Развитие процессов создания и использования ИКТ и информационных ресурсов требует наличия эффективно действующих норм и правил, регулирующих указанные процессы. Это связано со спецификой информационных процессов, распространяющихся на все новые предметные области, а также со степенью их значимости для социально-экономического развития. Применительно к Москве такие нормы, действующие или подлежащие принятию на городском уровне, необходимо соотнести как с федеральным нормативно-правовым регулированием, так и с возможностью применения иных (помимо права) форм регулирования общественных отношений. Информатизация в городе Москве как субъекте Российской Федерации в значительной степени регулируется федеральным законодательством России, включающем достаточно большое число законодательных и иных актов. К их числу можно отнести федеральный закон базового характера "Об информации, информатизации и защите информации", а также закон "Об участии Российской Федерации в международном информационном обмене". В то же время как упомянутые законы, так и иные законодательные акты Российской Федерации, принятые довольно давно (в начале 90-х годов), до сих пор не приведены в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации и практически не учитывают тех фундаментальных изменений, которые произошли в информационной сфере в последнее время. Это усугубляет относительную низкую эффективность правового регулирования вопросов информатизации на федеральном уровне. Исходя из конституционного положения о том, что в ведении Российской Федерации находится только "федеральная информация и связь", а вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения с субъектами федерации всей полнотой государственной власти обладают субъекты РФ, вопросы "информации" (информатизации, информационных ресурсов) Москвы находятся в компетенции города как субъекта РФ. Нормативно-правовые акты города Москвы в области информации и информатизации характеризуются сравнительно большим количеством, разнородностью и множественностью предметных оснований для регулирования, отсутствием кодификации и системности в их принятии. По видам нормативные акты Москвы в указанной области подразделяются на немногочисленные законы города, имеющие частичное отношение к вопросам информатизации, а также более широко представленные постановления и распоряжения Правительства Москвы. По тематике московское законодательство по информатизации затрагивает как некоторые вопросы общего порядка (о Программе информатизации Москвы, принятой еще в 1993 г., об органах по информационной политике), так и частные проблемы более прикладного характера (мониторинг земель и окружающей среды, создание автоматизированных систем управления и связи для городских органов и учреждений власти, об информационных системах управления административнотерриториальными подразделениями города, и т.д.). Таким образом, налицо как существенная фрагментарность нормативной базы в области информатизации Москвы, так и наличие значительного числа пробелов по различным важным предметам регулирования, что требует скорейшего устранения. Говоря о таком специфическом объекте нормативного регулирования, как информационные отношения, нельзя не отметить принципиальную возможность, а в ряде случаев и насущную необходимость установления норм и правил, применимых к информационным процессам, путем санкционирования уже сложившихся норм неюридического характера (в частности, правил и регламентов организаций, участвующих в процессах создания, обработки и использования информации), а также норм организационно-технического характера. В условиях перехода к информационному обществу применение подобных норм "общественного" характера не только происходит на практике, но и должно быть легализовано (узаконено). Исходя из основных принципов Концепции, целями совершенствования нормативно-правовой базы, действующей в Москве, должны стать следующие: * создание стройной и консолидированной системы правовых актов, регулирующей процессы формирования и использования информационных ресурсов, а также информационный обмен, в том числе международный и межрегиональный; * закрепление политики государственной поддержки интеграции города, его информационных и иных систем в информационное общество; * обеспечение жителям Москвы конституционного права на информацию путем законодательного закрепления соответствующих административных и организационных механизмов. 5. ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ КОНЦЕПЦИИ ДВИЖЕНИЯ МОСКВЫ В ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО 5.1. Создание экономических механизмов Создание в Москве благоприятных условий для движения к информационному обществу требует развития оправдавших себя и формирование новых экономических механизмов. Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры города, формирование индустрии информационных и телекоммуникационных услуг требуют значительных финансовых средств. Существенное использование средств городского и районных бюджетов, не говоря о федеральном, не представляется возможным. Поэтому в условиях продолжающихся экономических реформ, в частности, дальнейшей приватизации телекоммуникационного сектора и роста объемов продаж на рынке средств информатизации, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг, основное внимание должно быть уделено привлечению инвестиций от отечественных и зарубежных коммерческих структур, а также средств населения. Представляется необходимым активное деловое участие коммерческих структур в реализации проектов общегородского и районного уровней. Можно выделить 5 основных направлений развития экономических механизмов: 1. Создание благоприятных условий для иностранных инвесторов. Должны быть предусмотрены гарантии Московского правительства на сохранение и вывоз части прибыли, отсутствие двойного налогообложения, рациональная политика регулирования таможенных пошлин на ввоз оборудования и комплектующих для зарубежных фирм. 2. Создание привлекательных условий для отечественных коммерческих структур. Для ряда проектов предполагается использовать средства отечественных промышленных, торговых и финансовых компаний и корпораций, банков, фондов. В качестве одного из условий привлечения инвестиций предусматривается дальнейшая приватизация телекоммуникационного сектора экономики города. Д олжны быть пересмотрены некоторые положения налоговой и таможенной политик, направленные на выравнивание условий для отечественных и зарубежных инвесторов. Следует рассмотреть возможность снижения налогооблагаемой базы на прибыль за счет вычета средств, направляемых на реализацию проектов программы движения Москвы к информационному обществу. 3. Разработка комплекса мероприятий, позволяющих привлечь средства населения, прежде всего, в области образовательных, медицинских, развлекательных и некоторых других социальных услуг. Для общественных культурно-информационных центров и отдельных категорий домашних пользователей должны быть предусмотрены льготы по сервисному обслуживанию компьютерной и телекоммуникационной техники, по приобретению отдельных программных и информационных продуктов, а также списанной в государственных организациях устаревшей вычислительной техники, снижение тарифов на подключение к открытым информационным сетям, кабельному телевидению, на услуги провайдеров Интернета. Экономическое стимулирование пользователей должно рассматриваться как мера, ничуть не менее важная, чем стимулирование производителей или посредников информационных и телекоммуникационных услуг. 4. Разработка системы протекционистских мер для отечественных производителей аппаратно-программных и коммуникационных средств, систем сервисной поддержки процессов компьютеризации и информатизации, разработчиков прикладных программ, информационных продуктов и телекоммуникационных услуг. Должно быть предусмотрено гибкое регулирование тарифов на использование общедоступных телефонных сетей. Преференции отечественным производителям должны включать меры по льготному кредитованию московскими банками под гарантии городского правительства. Должны быть предусмотрены специальные налоговые льготы, в том числе долговременные, для тех отечественных предприятий с различной формой собственности, которые активно участвуют в реализации проектов программы движения Москвы к информационному обществу (полное или частичное освобождение от уплаты НДС и др.). 5.Для отдельных социально важных проектов информационных систем и инфраструктуры информационных и телекоммуникационных услуг (службы занятости, пенсионное и социальное обеспечение и пр.), особенно на первом этапе, следует предусмотреть целевое бюджетное финансирование при рациональном распределении средств из городского и районного бюджетов. Должен быть предусмотрен жесткий контроль городского правительства и префектур за расходованием этих средств. Практическая реализация указанных экономических механизмов потребует совершенствования нормативно-правовой базы, решения ряда вопросов, входящих в компетенцию федерального правительства. Тем не менее, многие решения по стимулированию участия в программе движения Москвы к информационному обществу государственных организаций, отечественных и зарубежных, коммерческих структур и населения, а также по адресному финансированию проектов и программных мероприятий могут быть осуществлены органами городской власти. 5.2. Обеспечение общественной поддержки идеи информационного общества Стратегическим фактором интеграции города в информационное общество является обеспечение поддержки этой идеи москвичами. Без заинтересованности и участия широких слоев населения города скорость движения к информационному обществу будет невысокой и процесс этот будет неэффективным. Высокообразованные и социально активные группы населения мало нуждаются в пропаганде современных возможностей, т.к. в большинстве своем они относятся к числу активных пользователей ИКТ. Задача городских властей - разъяснять возможности ИКТ и преимуществ жизни и работы в информационном обществе людям со средними доходами и низкодоходным группам, в которых сосредоточена большая часть населения города. Большинство городских детей, являющихся основной движущей силой развития информационного общества, живут в малообеспеченных семьях. Основа поддержки идеи информационного общества москвичами - обеспечение москвичам массового дешевого (а в случае принадлежности к социально ущемленным группам бесплатного) доступа к современным ИКТ. Возможные формы обеспечения поддержки москвичами идеи информационного общества сводятся к четырем основным: * проведение общегородских и районных демонстрационно - просветительских кампаний, пропагандирующих индустрию современных информационных услуг; * развитие домашней телематике и пропаганда возможностей домашнего использования ИКТ; * создание сети публичных точек доступа к современным ИКТ и электронным информационным ресурсам на базе существующих сетей публичных библиотек и других общественных учреждений города; * совершенствование курсов школьной и вузовской информатики за счет придания им перспективы социального использования ИКТ. 5.3. Разработка системы индикаторов движения Москвы в информационное общество Для оценки степени включенности Москвы в глобальное информационное общество и увеличения скорости движения города в этом направлении необходима специальная система индикаторов. Целью слежения за этими индикаторами является как измерение развития информационной инфраструктуры, так и процесса производства информации, передаваемой по ее каналам. В настоящее время отсутствует единая международная система индикаторов развития информационного общества в связи с необходимостью согласования в глобальном масштабе наборов продуктов и услуг, которые в разных странах относятся к информационным. Предлагаемый подход к выбору индикаторов движения к ИО основан на многоаспектном учете влияния распространения ИКТ на общество в техническом, экономическом и социальном разрезах и на создании поэтапной системы мониторинга. Базовый набор макроэкономических показателей, характеризующих интеграцию города в глобальное информационное общество, требующий регулярного статистического наблюдения, разбивается на три группы: 1. Показатели развития коммуникационной инфраструктуры (общеевропейский перечень): * число телефонных линий на 100 жителей; * число мобильных телефонов на 100 жителей; * число Интернет подключений на 1000 жителей; * * число персональных компьютеров на душу населения ( и/или на 100 работающих, на 100 семей); * количество корпоративных и муниципальных сетей, подключенных к Интернет; * стоимость телефонных переговоров (городских, междугородних, мобильных). 2. Базовые экономические показатели развития информационного общества: * число занятых информационной деятельностью, в том числе как процент от общей занятости; * показатели формирования новых отраслей: индустрия банков данных, производство программного обеспечения, производство автоматизированных информационных систем (по видам); * расходы на НИОКР в области ИКТ; * состояние рынка ИКТ. 3. Социальные показатели. Социальный блок на первом этапе ограничивается показателем, характеризующем долю населения, которая использует персональный компьютер на работе и/или дома (включая долю продвинутых пользователей для характеристики уровня компьютерной подготовки населения), а также набором наиболее характерных показателей из сферы образования: * число студентов, изучающих ИКТ; * число жителей, имеющих дипломы, кандидатские и докторские степени в области изучения ИКТ; * процент взрослого населения, участвующего в программах переподготовки. На первом этапе мониторинга отслеживаются только базовые индикаторы. На следующих этапах мониторинга к ним добавляются следующие группы показателей: 1. Показатели, характеризующие мощность и структуру информационной индустрии города; 2. Показатели, характеризующие распространение и использование информационной техники, продуктов и услуг "неинформационными" отраслями; 3. Индикаторы эффективности процесса информатизации. 5.4. Организационные мероприятия 5.4.1. Разработка и принятие программы движения Москвы к информационному обществу В 1990-е годы в большинстве развитых стран были разработаны и приняты специальные программы движения к информационному обществу - как на международном (Европейский Союз), так и на национальном и региональном (муниципальном) уровнях. В ряде стран на сегодняшний день уже подготовлены и реализуются программные документы второго поколения, подводящие первые итоги и уточняющие политику по формированию информационного общества. Россия задержалась с подготовкой таких программ. На федеральном уровне только в 1999 г. была разработана, но пока не получила официального статуса "Концепция перехода России к информационному обществу". При этом глубина и комплексность происходящих изменений, возможности и риски, которые несут новые ИКТ, требуют адекватной политической реакции. Москва не должна оставаться в стороне, т.к. именно здесь наиболее быстро происходят перемены. Столица первой в России столкнулась с вызовами информационного общества и сможет реализовать возможности, которые оно несет для граждан и экономики города. Программа движения Москвы к информационному обществу должна не просто представить научно обоснованную политику Москвы в информационной сфере, но дать стратегию развития Москвы в условиях формирующегося глобального информационного общества. С содержательной точки зрения в программе должны быть разработаны следующие блоки: 1. Анализ тенденций и изменений, происходящих в современном мире, в России и в Москве, а также видение желаемого и возможного будущего для Москвы. Формулировка стратегических целей и задач движения Москвы к информационному обществу. 2. Роль московского правительства и городской Думы, принципы и инструменты городской политики. 3. Основные направления и приоритеты городской политики. По каждому направлению действий должен быть дан анализ положения дел, видение будущего, сформулированы цели, выделены приоритеты и представлена обоснованная и просчитанная программа мер Московского правительства, ожидаемые результаты. В первую очередь должны быть проработаны следующие направления: * комплекс мер по обеспечению конкурентоспособности экономики города в рамках "информационного города"; * меры, содействующие обновлению различных сфер деятельности в городе на основе широкого использования ИКТ; * поддержка высокого уровня профессиональной подготовки специалистов, а также мирового уровня исследований и разработок в области ИКТ; * обеспечение возможностей доступа к основным услугам информационно-телекоммуникационных систем, а также базовых навыков работы с ними для всех жителей города, преодоление информационного неравенства; * развитие современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Москвы; * развитие нормативной базы. 4. Первоочередные мероприятия по реализации программы: * утверждение программы и необходимых нормативных документов; * внесение изменений в систему городского управления, формирование рабочих органов по реализации программы; * формирование экономических механизмов и обеспечение финансовых источников для осуществления программы. К разработке программы необходимо привлечь ведущих специалистов в области экономики и социологии, ИКТ, научно-технической и инновационной политики, городского хозяйства и управления. Разработанная программа должна пройти независимую экспертизу, обсуждена и принята специальным консультативным советом, опубликована для общественного обсуждения. Сроки ее реализации разумно установить 2001-2004 гг. с ежегодной корректировкой (2000г. - разработка программы). 5.4.2. Создание городских рабочих органов по реализации программы движения Москвы к информационному обществу Для реализации программы движения Москвы к информационному обществу необходимо провести определенные институциональные изменения: корректировку системы городского управления, учреждение фондов, службы мониторинга и т.д. Конкретные предложения по этим изменениям должны быть проработаны в ходе подготовки программы. Однако одну институциональную новацию необходимо реализовать на этапе разработки программы - это создание при Правительстве Москвы специального консультативного совета по программе движения Москвы к информационному обществу. Функции консультативного совета на первом этапе должны заключатся в проведении независимой экспертизы и подготовке рекомендаций по вопросам разработки и принятия программы: рекомендации по составу рабочей группы разработчиков, рассмотрение концепции программы и ее окончательного варианта. После утверждения программы совет должен осуществлять профессиональную экспертизу и согласование интересов всех участников реализации программы и потребителей ее результатов. Для более эффективного выполнения этих функций рационально в работе совета реализовать двухуровневую систему экспертизы. Профессиональную экспертизу (экспертизу, основанную на владении кодифицированным знанием или на опыте работы в какой-то области) можно реализовать в рамках специализированных экспертных советов. Она проводится, если нужно оценить с научной или технической точки зрения какой-нибудь проект, разработку, научно-технический результат и т.п. Согласование интересов должно проводиться при решении вопросов о приоритетах, о распределении финансирования между основными направлениями программы, при определении целей программы и т.п. Эта работа должна проводиться в рамках консультативного совета, учитывающего при принятии окончательных рекомендаций результаты работы экспертных комиссий. В соответствии с задачами совета, в его состав должны войти как специалисты в соответствующих областях, так и представители информационной индустрии, органов управления, социальных служб и общественности (обществ потребителей, пользователей Интернета и т.п.). Порядок работы совета, принципы его формирования и процедуры принятия решений должны быть сформулированы в соответствующем положении, при разработке которого необходимо учитывать современные отработанные подходы (периодическая ротация, независимость экспертизы, специальные правила по избежанию "конфликта интересов" и т.д.). Организационное обеспечение деятельности Совета может осуществлять Департамент экономической политики и развития Москвы, при этом необходимо согласовать эту работу совета с деятельностью Межведомственной комиссии по созданию и эксплуатации общегородской информационной системы. 5.4.3. Создание системы мониторинга движения Москвы к информационному обществу К процессу движения Москвы в информационное общество нельзя относиться как к чисто техническому мероприятию по созданию и развитию информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Речь идет о реализации сложного социального проекта, что предполагает постоянный мониторинг и прогнозирование социально-экономических последствий, проводимые, в частности, на основе специально разработанной системы показателей вхождения Москвы в информационное общество. Любая социально-техническая инновация вызывает целый ряд побочных незапланированных социальных, экономических и психологических эффектов, причем зачастую негативных. Постоянное отслеживание таких эффектов, прогнозирование социальных и экономических проблем позволят вовремя принять адекватные решения и минимизировать негативные последствия. Значение системы мониторинга и прогнозирования социально-экономических последствий развития и широкого использования ИКТ выходит (особенно в перспективе) за рамки вопросов научного обеспечения информационной политики. Современные ИКТ играют все возрастающую роль в социальной и экономической жизни современного мегаполиса, и их влияние должно учитываться при решении широкого круга вопросов городского развития. В решение таких острых проблем г. Москвы как, например, загрязнение окружающей среды и транспортный кризис, может внести свой вклад стратегическая установка на развитие информационного общества, массовое внедрение новых ИКТ, но успешная реализация такого подхода требует серьезных предварительных исследований и социально-экономической проработки. Адекватное решение этих задач возможно только в рамках специальной службы, на постоянной основе занимающейся такими исследованиями. Целью деятельности службы мониторинга и прогнозирования является научное обеспечение, всесторонняя социологическая и экономическая проработка городской информационной политики и перспективных управленческих решений, принимаемых в Москве в сфере производства, хранения и распространения информации, информационных технологий, смежных областях и во всех случаях, когда необходим учет влияния ИКТ на различные стороны жизни города. К задачам мониторинга и прогнозирования можно отнести: * мониторинг процесса движения Москвы в информационное общество, в том числе на основе анализа системы индикаторов и результатов регулярных опросов населения и экспертов; * отслеживание и прогнозирование социально значимых (распространенных, устойчиво воспроизводимых, жизненно важных) проблемных ситуаций на уровне города, локальных территориальных сообществ и личностном уровне, вызываемых широким распространением новых ИКТ и интеграцией Москвы в информационное общество; * формулирование "дерева" социальных целей городской информационной политики; * разработка и анализ сценариев развития событий в случае принятия тех или иных управленческих решений в сфере ИКТ, включая прогнозирование социально-экономических последствий, анализ ресурсного обеспечения, оценку сценариев; * социально-экономическая экспертиза проектов развития городской информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, нормативных актов и программных документов в информационной сфере. Мониторинг и прогнозирование процесса движения Москвы в информационное общество, социальных последствий развития и широкого использования ИКТ не может проводиться лишь на основе отдельных заказных работ. Необходимо создать междисциплинарную группу (с ядром в 5-6 человек), которая на постоянной основе будет заниматься указанными исследованиями и разработками. Организационно оформить эту группу можно созданием подразделения в Московском региональном аналитическом центре, либо в исследовательском институте с опытом соответствующих исследований. Предпочтительным (особенно в начальный период разработки программы и методов исследования) является второй вариант. Финансирование в любом случае должно быть из городского бюджета. В состав группы должны войти экономисты, социологи, социальные психологи. В создаваемом на постоянной основе коллективе должны быть специалисты-предметники, методист, специалист по проектированию выборок, системный аналитик для подготовки экспертных опросов и прогнозирования, специалист по математическому моделирования социально-экономических процессов, специалисты по прогнозному проектированию, специалист по современным методами компьютерной обработки и анализа результатов социологических опросов, массивов статистических данных и текстов. Формами представления результатов работы службы должны стать: * ежегодный сводный аналитический доклад, содержащий результаты мониторинга интеграции Москвы в информационное общество, анализ и прогноз социально-экономических последствий этого развития, а также рекомендации по решениям в информационной сфере; * целевые доклады, сфокусированные на наиболее важных выявленных проблемах; * экспертные заключения с результатами социальной экспертизы проектов развития городских информационных систем, проектов других решений в информационной сфере и смежных областях; * публикации в научных журналах; * база данных показателей, отражающих масштабы использования ИКТ в Москве в различных сферах деятельности, развитость информационного сектора в экономике Москвы, состояние рынков информационных и телекоммуникационных услуг, положение в различных областях информационной деятельности, социально-экономические последствия вхождения Москвы в информационное общество; * база данных результатов социологических и экспертных опросов. 5.4.4. Разработка и реализация демонстрационно-просветительских программ и проектов Успешное движение Москвы к информационному обществу возможно только при широкой общественной поддержке, достаточной информированности населения о возможностях ИКТ, преимуществах и проблемах информационного общества, а также при условии владения широкими слоями населения базовыми навыками работы с современными ИКТ. Для создания этих условий требуется разработать целый ряд демонстрационно-просветительских проектов, в число которых должны войти, в частности, издание научно-популярных книг и буклетов, подготовка просветительских программ телевидения, учебных программ для различных слоев населения, проведение выставок, ориентированных не на специалистов а широкие слои населения, создание в районах города демонстрационных центров с широким доступом к возможностям современных ИКТ. Цель демонстрационно-просветительских проектов и программ - интенсифицировать информационную активность населения, лежащую в основе его социальной и хозяйственной деятельности, через воздействие на обыденное сознание, используя как мотивацию элементарный интерес. Разработка и проведение информационной кампании по демонстрации и пропаганде социальных возможностей ИКТ проводится в соответствии с утвержденным приоритетам информатизации города. Кампания организуется городскими властями по принципу смешанного финансирования с участием коммерческого сектора и общественных организаций. Объявляется тендер на лучшие демонстрационно-просветительские проекты и программы. Программа кампании разрабатывается учеными в содружестве с властями города на основе социологических обследований. 5.5. Совершенствование нормативно-правовой базы города Москвы на этапе перехода к информационному обществу Применительно к созданию системы правовых актов, регламентирующих общие вопросы и отдельные аспекты движения Москвы в информационное общество, необходимо осуществить следующие первоочередные мероприятия: * детальный анализ действующего московского законодательства в области информатизации с целью выявления степени эффективности и полноты охвата соответствующих объектов регулирования, включая соответствие действующим нормам федерального законодательства; * определение областей регулирования, нуждающихся в срочной регламентации вследствие наличия пробелов в законодательстве; * анализ действующих в Москве нормативных правил неюридического характера (локальных, корпоративных, общественных, организационно-технических), применимых к регулированию информационных процессов; * разработка и утверждение органами государственной власти Москвы соответствующих законодательных актов (кодификационная работа). Отдельным аспектом законотворческой работы в данной области должно стать заинтересованное изучение опыта зарубежных стран, а также других субъектов Российской Федерации, в законодательном урегулировании вопросов информатизации и информационных технологий. Безусловно важным критерием при оценке целесообразности принятия того или иного решения должна быть возможность экстраполяции правовой нормы на ближайшее будущее применительно к тем общественным отношениям, развитие которых наиболее вероятно исходит из существующих реалий научно-технического и социального прогресса. Правовое регулирование процессов создания и использования информационных ресурсов в Москве должно отражать ведущую роль города как административного и информационного центра страны, равно как и вовлеченность информационного пространства Москвы в единое информационное пространство России и формирующееся глобальное информационное общество. С этой целью необходимо признать допустимым не только углубленное развитие положений федерального законодательства по соответствующим вопросам, но и в ряде случаев (когда в законодательстве федерального уровня очевидны внутренние противоречия вследствие несогласованности между собой законодательных актов, принятых в разное время и разными федеральными органами власти), корректиMровку отдельных нормативных положений федеральных актов с инициированием внесения изменений в такие акты. Так как большинство действующих в Москве правовых норм по информации и информатизации сосредоточено в нормативных документах (постановлениях и распоряжениях) Правительства Москвы, наиболее важные вопросы в этой области (порядок создания и использования информационных ресурсов, принципы взаимодействия существующих в городе информационных систем и обеспечения их совместимости между собой, правовой статус участников информационных процессов, конкретизация правил деятельности операторов информационных и телекоммуникационных услуг) требуют закрепления в одном или нескольких законах города Москвы. Одна из важнейших задач при переходе к информационному обществу - обеспечение жителям города права на информацию, составными компонентами которого являются право на беспрепятственный доступ к городским информационным ресурсам, на пользование современными ИКТ, на участие в информационном обмене. Переход к информационному обществу должен внести существенные изменения в методы и содержание работы по формированию общественного правосознания, по воспитанию и правовому обучению детей и подростков. С одной стороны, это облегчается теми исключительными возможностями, которые могут быть обеспечены современными ИКТ. С другой стороны, это требует значительной перестройки работы всех лиц, вовлеченных в воспитание и образование, причем не только детей и подростков, но и взрослых граждан, которым приходится принимать во внимание новые, прежде не известные технологические и социальные аспекты информационного общества. Развитие ИКТ позволяет постепенно устранить такое негативное явление как информационное отчуждение граждан от власти, когда население города или страны не имеет доступа к достоверной информации о том, что происходит во властных структурах, а государственные органы также не имеют постоянной обратной связи с теми, чьим интересам они призваны служить (сейчас эта обратная связь фактически сводится лишь к проявлению гражданами своих избирательных прав на выборах). Устранение такого отчуждение более эффективно на уровнях управления, максимально приближенных к конкретному гражданину - жителю района, округа, города. Подлежит закреплению порядок обязательного размещения нормативной и иной общезначимой информации, исходящей от органов городской администрации, в общедоступных информационных сетях и иными способами доведения такой информации до каждого жителя Москвы. Без соблюдения такого порядка содержащие указанную информацию документы не должны иметь юридической силы. Нормативные акты по информатизации Москвы должны также предусматривать создание и соблюдение механизмов постоянной обратной связи между гражданами и органами власти и местного самоуправления с использованием современных ИКТ и политических технологий. Еще одним аспектом обеспечения права на информацию как важнейшего правомочия граждан информационного общества является информационная безопасность, недопущение противоправного использования (распространения) персональных данных о гражданах и иной информации конфиденциального характера. К этим проблемам примыкает и вопрос охраны правопорядка в информационной сфере, предотвращения нарушений информационного законодательства, информационной этики. Федеральное законодательство по данным вопросам отсутствует, поэтому принятие городом Москвой соответствующих нормативных актов может продемонстрировать наиболее эффективные способы решения перечисленных проблем как для других субъектов Российской Федерации, так и для федерального уровня в целом. 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Построение информационного общества в России (императив нашего времени. Благодаря своей конструктивности и направленности на все структуры общества, эта идея может сыграть в обществе созидательную, консолидирующую роль. Переход к информационному обществу должен рассматриваться как необходимое условие выхода из сегодняшнего экономического кризиса, как инструмент преодоления трудностей социальной, политической и духовной жизни, как фактор интеграции общественного сознания, наконец, как средство социально-экономического выравнивания уровня жизни горожан. Переход к информационному обществу полностью отвечает концепции устойчивого развития - формированию экономики, основанной на знании, а не на расширяющемся потреблении природных ресурсов, сокращению отходов производства, решению экологических проблем, приобщению к благам техногенной цивилизации. В настоящее время уже выработаны подходы к разработке концепции построения информационного общества в России, учитывающие особенности российского пути. Естественным лидером здесь видится Москва, и для этого имеется достаточно много объективных условий. В первую очередь, Москва имеет статус столицы государства, предоставляющий больше возможностей влияния на принятие политических решений и на развитие законодательной и нормативной базы. Москва - один из ведущих мировых центров производства и хранения информации, обладающий к тому же наиболее развитой информационной и коммуникационной инфраструктурой. Она в настоящее время демонстрирует более высокий средний уровень доходов населения и развития наукоемкого производства, весьма динамичное развитие информационного рынка, интенсивное использование новейших средств вычислительной техники, ИКТ и информационных ресурсов. Москва - крупнейший мегаполис России, а мегаполисам принадлежит ведущая роль в формировании информационного общества. У Москвы существует достаточный потенциал, чтобы занять достойное место в иерархии мировых городов, Этому помимо всего прочего благоприятствует и географическое положение города между Западной Европой и Азией. Переход Москвы к информационному обществу предполагает быстрое и приоритетное развитие в городе базовых компонентов информационной среды общества: * технико - технологического фундамента движения к информационному обществу; * индустрии информационных и коммуникационных услуг и ее инфраструктуры; * политических, экономических, социально-культурных, правовых, организационных решений, обеспечивающих это движение. Перечисленные направления следует рассматривать в качестве основных объектов политики обеспечения интеграции Москвы в информационное общество. 1. Развитие технико-технологического фундамента включает: * развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры города на основе Московской волоконно-оптической сети, обеспечивающей создание, хранение, распространение и использование информации и обеспечение доступа к ней широких слоев населения (информационных и телекоммуникационных сетей и систем, центров обработки информации различного назначения и т.д.); * совершенствование и развитие базирующейся в Москве системы национальных информационных ресурсов и технологий доступа к ним (баз и банков данных, архивов, библиотек и музейных фондов и т.п.); * совершенствование и развитие вычислительных и телекоммуникационных ресурсов и технологий, обеспечивающих реализацию процессов сбора, накопления, хранения, передачи и доставки информации, ее целостность, доступность и конфиденциальность; * совершенствование и развитие технической базы и технологий средств массовой информации (компьютерная техника для электронных и печатных изданий, радио- и телестудий, кабельное телевидение и т.п.). 2. Формирование индустрии информационных и коммуникационных услуг и ее инфраструктуры подразумевает: * укрепление и развитие экономического потенциала процессов интеграции города в информационное общество (поддержка отечественных производителей средств информатизации, информационных продуктов и услуг; меры по экономическому регулированию рынка информационных технологий, продуктов и услуг, кредитно-финансовая политика на уровне города и т.п.); * формирование развитых информационных потребностей и информационной культуры населения и стимулирование платежеспособного спроса на информационные продукты и услуги; * приоритетная поддержка производителей и потребителей информационных и телекоммуникационных технологий, продуктов и услуг для социально значимых программ (сфер труда и занятости, здравоохранения, охрана окружающей среды, социального обеспечения, высшего и среднего образования, дошкольного обучения, миграции населения, культуры, быта и досуга и т.п.); * развитие массовой домашней компьютеризации; * поддержка систем массовой подготовки и переподготовки кадров для работы в информационных и телекоммуникационных системах нового поколения. 3. С экономической, социально-культурной, правовой и организационной точки зрения предполагается: * решение проблем интеграции, обусловленных необходимостью выработки общей политики информатизации Москвы как центра информационной деятельности, активно взаимодействующего с Московской областью и регионами страны, в наибольшей степени продвинувшимися по пути к информационному обществу; * совершенствование и развитие системы информационного законодательства и механизмов его реализации, в том числе на уровне городской политики информатизации; * совершенствование и развитие системы распространения массовой информации и формирования общественно-политического климата в столице, благоприятного для перехода к информационному обществу; * совершенствование и развитие системы обеспечения личной и общественной безопасности в информационной сфере, предотвращение угроз использования новых информационных технологий в качестве оружия, информационного терроризма и информационного криминала. К основным факторам и проблемам, тормозящим процесс движения города к информационному обществу, можно отнести: * нестабильность и тяжелое финансовое положение российской экономики в целом и Москвы в частности, отсутствие необходимого и достаточного объема инвестиций в отрасли информатизации и телекоммуникаций; * неравномерность экономического и информационного развития районов и округов города; * низкий уровень доходов основной массы трудоспособного населения, определяющий малый платежеспособный спрос на информационные и телекоммуникационные услуги; * несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей информационные отношения. В обеспечении процесса перехода к информационному обществу ведущая роль принадлежит органам власти и управления городом, которые должны выступать в качестве катализатора происходящих перемен в интересах развития общества и личности, координатором деятельности различных участников процесса перехода к информационному обществу. С этой целью они: * ведут борьбу с монополизмом и осуществляют контроль за концентрацией собственности в СМИ и телекоммуникационном бизнесе; * юридически и технологически обеспечивают права на доступ к информации и информационным ресурсам для всего населения, а также охрану персональных данных, гарантируют гражданам предоставление постоянно расширяющегося набора информационных услуг (телефонная связь, электронная почта, мультимедийное образование и др.); * гарантируют свободу слова независимо от технологической среды распространения информации; * принимают меры по укреплению многонациональной культуры, русского и национальных языков, распространенных в городе, способствует сохранению языковой и культурной самобытности культурных и этнических сообществ; * осуществляют и целенаправленное использование информационных и коммуникационных технологий для расширения диалога органов власти и горожан. Содействовать развитию информационного общества органы власти и управления городом могут путем: * приоритетного развития отраслей, которые могут производить информацию и знание, в первую очередь образования и науки, которые являются базовыми и системообразующими для информационного общества; * содействия развитию научно-образовательных сетей и использованию ИКТ во всех формах образования; * содействия созданию новых форм бизнеса, внедрению ИКТ на малых и средних предприятиях, развитию электронной коммерции; * развития информационных услуг для населения, прежде всего создание системы общественной информации, включающей правовую информацию, информацию о рынке труда, возможностях обучения и повышения квалификации и т.п.; * создания и развития городских информационных магистралей, обеспечивающих москвичей различными мультимедийными справочными и развлекательными услугами; * создания системы массового обучения населения работе с компьютерной техникой, распространения информации о новейших ИКТ и их возможностях; * создания системы конкурсной поддержки проектов, направленных на развитие информационного общества; * осуществление демонстрационно-просветительских кампаний, пропагандирующих возможности ИКТ для жизни и работы; * организация системы мониторинга за выделенными индикаторами движения Москвы к информационному обществу; * включение Москвы в трансевропейскую сеть государственного управления (Public Administrarion Network), совершенствование комплексной автоматизации управления городским хозяйством; * поддержка Москвой основных международных инициатив, направленных на формирование информационного общества, например, "Диалог глобальных городов" (Global Cities Dialogue). Процесс движения города в информационное общество должен регулироваться следующими принципами: партнерство; выраженная социальная и гуманитарная направленность; прозрачность; учет интересов общества в целом, а не интересов отдельных лиц, властных структур, организаций или секторов экономики; широкая обсуждаемость; регулярный обмен информацией между всеми субъектами информационного общества; постепенность и поэтапность осуществления всех мероприятий, направленных на развитие информационного общества. Интеграция в информационное общества невозможна без совершенствования работы таких секторов социальной жизни, как занятость (в т.ч. с помощью "телеработы"), образование, здравоохранение (в т.ч. "телемедицина"), помощь пенсионерам и инвалидам на основе предоставления новых видов информационно-справочных и телекоммуникационных услуг для населения. Полноценную поддержку должны получить те направления информатизации, которые обеспечивают деятельность городских и районных органов власти, безопасности и правопорядка, а также отражают интересы коммерческих структур (автоматизация банков и офисов, управление бизнесом, базы данных коммерческой и деловой информации, маркетинговые системы, средства защиты информации, сетевая распределенная обработка информации и др.). Политика интеграции строится на тесном взаимодействии с международными инициативами в формировании информационного общества, а также с работами в области формирования развитой информационной среды в Московской области и в ряде регионов страны. Реализация политики движения к информационному обществу предусматривает перевод решения многих задач на районный уровень. Действенные формы осуществления комплекса социально-значимых информационных услуг (образовательных, медицинских, справочных, развлекательных и пр.) появляются и развиваются снизу. Именно на уровне префектур целесообразно создавать информационно-культурные центры, которые должны служить эффективным инструментом вовлечения населения в процессы формирования информационного общества. Политике интеграции города в информационное общество должна быть оказана всемерная информационно-пропагандистская поддержка. Финансовое обеспечение процессов перехода Москвы к информационному обществу базируется на использовании средств городского и районных бюджетов при минимальном использовании средств федерального бюджета, на создании условий для активного делового участия в этих процессах отечественных и зарубежных коммерческих структур. Правительству Москвы предстоит решить проблему льготного кредитования процессов развития информационного общества московскими банками. Первым шагом к реализации настоящей Концепции должна стать разработка "Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу". Разработку такой программы целесообразно начать в 2001 г. после широкого обсуждения, доработки и принятия настоящей концепции. Приложение 2 к распоряжению Мэра Москвы от 20 июля 2001 года N 715-РМ СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ по разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу Руководитель рабочей группы: Росляк Ю.В. - заместитель Премьера Правительства Москвы - руководитель Департамента экономической политики и развития г.Москвы Заместитель руководителя рабочей группы: Беляев В.А. - заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития г.Москвы Члены рабочей группы: Бачурина С.С. - первый заместитель начальника отдела первого заместителя Премьера Правительства Москвы Вершинская О.Н. - заместитель директора Института социальноэкономических проблем народонаселения РАН (по согласованию) Горбатов Б.В. - начальник Управления координации экономической политики и контроля за ее реализацией Правительства Москвы Ершова Т.В. - директор Института развития информационного общества (по согласованию) Кутузов И.А. - главный специалист Государственно-правового управления Мэрии Ложкин С.С. - первый заместитель председателя Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы Медведев Е.В. - начальник Управления информационного обеспепечения Департамента государственного и муниципального имущества города Москвы Михайлов А.Н. - заместитель начальника Финансово-хозяйственного управления Мэрии Москвы, начальник Информационно - технологического центра ФХУ Орлов С.В. - депутат Московской городской Думы, координатор деятельности Московской городской Думы по направлению "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение" (по согласованию) Паджев В.В. - заведующий сектором Департамента экономической политики и развития г. Москвы Силаев А.И. - заместитель начальника отдела Вице-мэра Москвы Фабриков А.В. - заместитель начальника Управления Департамента науки и промышленной политики Правительства Москвы Хохлов Ю.Е. - председатель Общественного экспертного совета Московской городской Думы по направлению "Информация, информатизация, связь, телекоммуникации и телевидение" (по согласованию) Чаплыгин В.Н. - первый заместитель начальника Управления координации исполнения социальной политики Черешкин Д.С. - вице-президент Российской академии естественных наук, заведующий отделом Института системного анализа РАН (по согласованию) Приложение 3 к распоряжению Мэра Москвы от 20 июля 2001 года N 715-РМ ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу 1. Общие положения: 1.1. Рабочая группа по разработке Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу (далее - рабочая группа) является консультативным органом Государственного заказчика. 1.2. В своей деятельности рабочая группа руководствуется федеральным законодательством и законодательством города Москвы, а также настоящим Положением. 2. Основные задачи рабочей группы: 2.1. Организация и координация разработки Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу. 2.2. Контроль хода разработки Комплексной программы движения Москвы к информационному обществу. 3. Рабочая группа имеет право: 3.1. Взаимодействовать в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти города Москвы. 3.2. Запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию у государственного заказчика, головного исполнителя, а также в департаментах, комитетах, управлениях Правительства Москвы и префектурах города Москвы для выполнения возложенных на нее задач. 3.3. Приглашать на заседания рабочей группы руководителей заинтересованных организаций и специалистов по данной тематике. 3.4. Готовить предложения для государственного заказчика в рамках решаемых рабочей группой задач. 4. Порядок работы рабочей группы: 4.1. Организационно-техническое обеспечение деятельности рабочей группы осуществляется государственным заказчиком. 4.2. Место и дата проведения заседаний рабочей группы определяется руководителем рабочей группы. 4.3. Заседания рабочей группы проводятся по мере необходимости. 4.4. Заседание рабочей группы считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 от числа ее членов. 4.5. Заседания рабочей группы оформляются протоколом, где отражается решение рабочей группы по рассматриваемому вопросу. Протокол подписывается секретарем рабочей группы и утверждается председателем или заместителем председателя рабочей группы. 4.6. Решение рабочей группы принимается большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов рабочей группы. 4.7. Повестка дня очередного заседания рабочей группы утверждается на текущем заседании. |