О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РОССИИ НА 2002-2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 15 октября 2001 г. N 728 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" (далее именуется - Программа). 2. Российскому авиационно-космическому агентству - государственному заказчику Программы обеспечить организацию работ по выполнению предусмотренных Программой мероприятий. 3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия и объем их финансирования подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей федерального бюджета. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 15 октября 2001 г. N 728 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года N 728 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" ----------------------------------------------------------------------- | Наименование | - федеральная целевая программа "Развитие | | Программы | гражданской авиационной техники России | | | на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 | | | года" | |--------------------|------------------------------------------------| | Основание для | - решение Совета Безопасности Российской | | разработки | Федерации от 4 февраля 2000 г. N Пр 1, | | Программы | распоряжение Правительства Российской | | | Федерации от 6 марта 2001 г. N 314-р | |--------------------|------------------------------------------------| | Государственный | - Российское авиационно-космическое | | заказчик | агентство | | Программы | | |--------------------|------------------------------------------------| | | | | Основные | - Российское авиационно-космическое | | разработчики | агентство, федеральные государственные | | Программы | унитарные предприятия ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, | | | ЛИИ, НИИ АО, НИИ СУ и ГосНИИ ГА, открытые | | | акционерные общества "НИИ ЭАП" и | | | "ГипроНИИавиапром" | |--------------------|------------------------------------------------| | Основные цели и | - основными целями Программы являются: | | задачи Программы | обеспечение производства предприятиями | | | отечественной авиационной промышленности | | | гражданской авиационной техники для | | | удовлетворения спроса на нее на | | | внутреннем и внешнем рынках; | | | переоснащение парка воздушных судов для | | | обеспечения пассажирских и грузовых | | | перевозок и авиационных работ; | | | поддержка и развитие научно-технического | | | и производственного потенциала | | | отечественной авиационной промышленности. | | | Основными задачами Программы являются: | | | обеспечение производства | | | конкурентоспособной отечественной | | | гражданской авиационной техники путем | | | создания новых и модернизации | | | эксплуатируемых воздушных судов; | | | расширение экспорта отечественной | | | авиационной техники; | | | разработка и внедрение в производство | | | новых наукоемких высокоэффективных | | | технологий и материалов для нужд | | | авиационной и других отраслей | | | промышленности России; | | | развитие информационных технологий в | | | области разработки, производства и | | | реализации гражданской авиационной | | | техники и другой гражданской продукции | | | авиационной промышленности; | | | разработка нормативного и | | | метрологического обеспечения авиационной | | | промышленности | |--------------------|------------------------------------------------| | Сроки и этапы | - Программа рассчитана на 2002 - 2015 годы | | реализации | и предусматривает два этапа. | | Программы | Первый этап (2002 - 2005 годы) включает в | | | себя: | | | доведение летно-технических характеристик | | | воздушных судов, созданных в 1992 - 2001 | | | годах, до уровня, соответствующего новым | | | международным нормам (по шуму, | | | эмиссии, аэронавигации), и обеспечение | | | их конкурентоспособности в сравнении | | | с зарубежными аналогами; | | | проведение модификации и сертификации | | | воздушных судов; | | | создание научно-технического задела для | | | нового поколения воздушных судов первой | | | четверти | | | ХХI века. | | | Второй этап (2006 - 2010 годы и период | | | до 2015 года) включает в себя создание | | | новой авиационной техники, | | | конкурентоспособной | | | в сравнении с разрабатываемой зарубежной | | | авиационной техникой | |--------------------|------------------------------------------------| | Перечень основных | - разработка, создание и сертификация | | мероприятий | гражданской авиационной техники в | | Программы | объемах, обеспечивающих экономически | | | эффективную работу авиационной | | | промышленности и воздушного транспорта | | | России; | | | обеспечение технического перевооружения | | | организаций авиационной промышленности и | | | развития производства гражданской | | | авиационной техники; | | | проведение комплекса научно- | | | исследовательских работ, обеспечивающих | | | создание нового поколения воздушных | | | судов, и развитие соответствующей | | | экспериментальной базы | |--------------------|------------------------------------------------| | Головные | - организации авиационной и других отраслей | | исполнители | промышленности, отбираемые на конкурсной | | мероприятий | основе в соответствии с Федеральным | | Программы | законом "О конкурсах на размещение | | | заказов на поставки товаров, выполнение | | | работ, оказание услуг для государственных | | | нужд" | |--------------------|------------------------------------------------| | Объемы и | - объем финансирования Программы составляет | | источники | 158188,6 млн. рублей. | | финансирования | Источники финансирования: | | Программы | федеральный бюджет - 35686,1 млн.рублей; | | | внебюджетные средства, направляемые на | | | выполнение мероприятий Программы в | | | установленном порядке, - 122502,5 | | | млн.рублей. | | | Объемы и источники финансирования | | | Программы будут ежегодно уточняться | | | исходя из реальных возможностей | | | федерального бюджета и привлечения | | | внебюджетных источников. | | | Основные программные мероприятия и | | | показатели будут уточняться через каждые | | | 5 лет, но не позднее чем за 9 месяцев до | | | начала соответствующего периода | |--------------------|------------------------------------------------| | Ожидаемые | - обеспечение конкурентоспособности | | конечные | отечественной гражданской авиационной | | результаты | техники на внутреннем и внешнем рынках; | | реализации | оснащение российских авиакомпаний | | Программы | высокоэффективной авиационной техникой, | | | произведенной российскими предприятиями, | | | а также в кооперации с зарубежными | | | странами, прежде всего с государствами - | | | участниками СНГ; | | | обеспечение в 2002 - 2015 годах продажи | | | отечественной гражданской авиационной | | | техники в России и на экспорт на сумму | | | около 1000 млрд. рублей; | | | направление в федеральный бюджет в виде | | | налога от продаж гражданской авиационной | | | техники около 300 млрд. рублей, или в | | | среднем 20 млрд. рублей в год; | | | создание к 2015 году до 500 тыс. рабочих | | | мест | | | в авиационной и смежных отраслях | | | промышленности; | | | предотвращение оттока из России | | | конвертируемой валюты в размере около 50 | | | млрд. долларов США за счет исключения | | | закупок зарубежной авиационной техники | | | для технического переоснащения парка | | | гражданской авиации России; | | | сохранение стратегического потенциала | | | авиационной промышленности, необходимого | | | для обеспечения национальной безопасности | | | России; | | | создание нового поколения наукоемких | | | технических решений, материалов и | | | технологий для использования в | | | авиационной и других отраслях | | | промышленности | |--------------------|------------------------------------------------| | Система | - контроль за реализацией Программы | | организации | осуществляется в установленном порядке | | контроля за | | | исполнением | | | Программы | | ----------------------------------------------------------------------- 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" (далее именуется - Программа) определяет основные направления, цели и приоритеты развития авиационной промышленности и включает в себя комплекс мероприятий, разработка и реализация которых будут осуществляться на федеральном и региональных уровнях и финансироваться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет собственных средств организаций, долгосрочных кредитов коммерческих банков и инвесторов, иностранных кредитов. Авиационная промышленность России является одной из ведущих наукоемких отраслей страны, работа которой обеспечивает создание большого числа рабочих мест в авиационной и смежных отраслях промышленности и имеет существенное значение для обеспечения обороноспособности государства. В создании авиационной техники принимают участие около 1500 предприятий машиностроения, приборостроения, металлургии, радиотехнической и других отраслей промышленности. Развитие отечественной авиапромышленности является одной из приоритетных задач государства. Воздушный транспорт страны, который выполняет более трети объема пассажирских перевозок, требует в ближайшие годы обновления парка в связи с выработкой ресурса и техническим устареванием. Около 70 процентов воздушных судов находятся на заключительной стадии эксплуатации. Государственная поддержка развития гражданской авиации в России с 1992 года осуществлялась на основе федеральной целевой программы "Развитие гражданской авиационной техники России до 2000 года", которая в январе 1996 г. получила статус президентской. В ходе реализации указанной программы российской авиапромышленностью разработано новое поколение пассажирских самолетов Ил-96-300, Ту-204, Ту-334, Ил-114 и других, не уступающих по летно-техническим характеристикам зарубежным аналогам. Эти самолеты удовлетворяют всем международным требованиям по экологии, имеют по сравнению с самолетами предыдущего поколения примерно в 2 раза меньший расход топлива и требуют примерно на 20 процентов меньше прямых эксплуатационных расходов, чем зарубежные самолеты. Между Россией и США подписано межправительственное соглашение о безопасности полетов, свидетельствующее о том, что сертификация воздушных судов по российской системе соответствует требованиям системы сертификации их в США. Создаваемые в рамках указанной программы новые вертолеты Ка-226, Ка-62, Ми-38 и другие являются по своим характеристикам конкурентоспособными на мировом уровне. Вертолет Ка-32 сертифицирован в Канаде. Однако недостаточное финансирование указанной программы - в среднем на уровне 20-30 процентов необходимых средств - привелок неполной ее реализации. Уровень оснащенности авиакомпаний России воздушными судами нового поколения существенно отстает от мирового уровня, что снижает конкурентоспособность российских авиаперевозчиков. Актуальность задачи переоснащения парка воздушных судов авиакомпаний России авиационной техникой нового поколения также связана с систематическим повышением международных норм и требований к экологическим характеристикам воздушных судов (уровень шума, создаваемого на местности, эмиссия продуктов сгорания). Анализ состояния основных фондов предприятий авиационной промышленности показал, что их износ составил примерно 51 процент, износ оборудования на предприятиях - примерно 70 процентов, а в научных организациях - 73 процента. Для обеспечения эффективной работы авиационной промышленности требуется техническое перевооружение и развитие производства на основе информационных технологических процессов и дальнейшее совершенствование экспериментальноиспытательной базы. Развитие авиационной промышленности неразрывно связано с проблемами формирования эффективной системы обеспечения послепродажного обслуживания. Поэтому важной задачей для отечественных производителей и эксплуатантов является создание современной инфраструктуры технического обслуживания и ремонта. Федеральным законом "О государственном регулировании развития авиации" от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ установлено, что основным принципом развития авиации является программноцелевой подход (Статья 3) и финансирование развития авиации осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета Российской Федерации на федеральные целевые программы (Статья 10). Основным условием эффективной работы авиационной промышленности является восстановление отечественного рынка авиационной техники и на этой основе обеспечение средствами предприятий - производителей авиационной техники и организация финансовых структур, осуществляющих продажу авиационной техники на внутренний рынок и на экспорт. В настоящее время США и Европейское сообщество наметили новые рубежи развития авиации. Подобное улучшение российской авиационной техники при соответствующей государственной поддержке принципиально возможно и в случае его осуществления обеспечит существенное повышение прибыли авиакомпаний России. Без государственной поддержки разработки и производства гражданской авиационной техники нового поколения существенное отставание отечественного авиастроения от зарубежного неизбежно. Для обеспечения надежности и безопасности эксплуатации авиационной техники требуется проведение большого объема стендовых и летных испытаний. Выполнение таких работ требует длительных сроков и с учетом отработки новых технических решений составляет 5 - 7 лет для самолета и пилотажно-навигационного комплекса и 8 - 10 лет для двигателя. Такие сроки разработки новых самолетов, двигателей и их систем и агрегатов требуют долгосрочных кредитов, что в условиях отсутствия оборотного капитала у российских авиастроительных фирм делает невозможным разработку новых образцов авиационной техники без государственной поддержки. Привлечение внебюджетных средств на длительный период, составляющих 77% общего объема финансирования Программы, возможно только при наличии бюджетного финансирования по утвержденной Правительством федеральной целевой программе. Переоснащение парка российских авиакомпаний путем приобретения (лизинга) зарубежных воздушных судов будет означать для России потерю рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет от производимой отечественной продукции и перевод за рубеж значительных валютных средств и являться по сути финансированием зарубежной авиационной промышленности. Реализация Программы позволит создать конкурентоспособную авиационную технику для обеспечения отечественными авиакомпаниями внутренних и международных перевозок и для экспорта. 2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы Целями Программы являются: обеспечение производства предприятиями отечественной авиационной промышленности гражданской авиационной техники для удовлетворения спроса на нее на внутреннем и внешнем рынках; переоснащение парка воздушных судов для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ; поддержка и развитие научно-технического и производственного потенциала отечественной авиационной промышленности. Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение следующих основных задач: обеспечение производства конкурентоспособной отечественной гражданской авиационной техники путем создания новых и модернизации эксплуатируемых воздушных судов; расширение экспорта отечественной авиационной техники; разработка и внедрение в производство новых наукоемких высокоэффективных технологий и материалов для нужд авиационной и других отраслей промышленности России; развитие информационных технологий в области разработки, производства и реализации гражданской авиационной техники и другой гражданской продукции авиационной промышленности; разработка нормативного и метрологического обеспечения авиационной промышленности. Программа рассчитана на 2002 - 2015 годы. Исходя из анализа экономической ситуации в стране и наличия финансовых средств, определенных в разделе "Система программных мероприятий", Программа осуществляется в два этапа. Задачи первого этапа (2002 - 2005 годы): доведение летно-технических характеристик воздушных судов, созданных в 1992 - 2001 годах, до уровня, соответствующего новым международным нормам (по шуму, эмиссии, аэронавигации), и обеспечение их конкурентоспособности. Проведение модификации воздушных судов; завершение сертификации отечественных воздушных судов нового поколения; совершенствование законодательной базы авиационной деятельности и приведение ее в соответствие с международными требованиями; получение международных сертификатов FAA (США), JAA (Европа) и других для отечественных воздушных судов нового поколения; совершенствование системы реализации и послепродажного обслуживания воздушных судов, внедрение системы обслуживания по техническому состоянию; создание научно-технического задела для нового поколения гражданских судов. Задачи второго этапа (2006 - 2010 годы и период до 2015 года): разработка научно-технических решений и их экспериментальная апробация в целях обеспечения улучшения летно-технических, экономических и эксплуатационных характеристик авиационной техники; создание нового поколения гражданской авиационной техники, конкурентоспособной на мировом авиационном рынке первой четверти XXI века. В процессе выполнения Программы на обоих этапах предусматривается развитие экспериментальной базы и методов экспериментальных исследований авиационной техники. 3. Система программных мероприятий Система программных мероприятий предусматривает проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ в области авиационной техники, техническое перевооружение и развитие производства гражданской авиационной техники. Создание нового поколения воздушных судов будет проводиться с использованием унифицированных авионики, бортовых систем и агрегатов. Опытно-конструкторские работы обеспечат создание новых или модификацию существующих самолетов, вертолетов, двигателей, бортового радиоэлектронного оборудования, авиационных агрегатов и систем. Особенностью воздушного транспорта являются повышенные требования к его надежности и безопасности эксплуатации, в связи с чем при проведении опытно-конструкторских работ предусматривается осуществлять: проектирование и изготовление опытных образцов авиационной техники; отработку аэродинамики в объеме 10 - 15 тыс. часов испытаний в аэродинамических трубах; отработку прочности материалов и конструкций путем проведения статических и усталостных испытаний в объеме 120 - 180 тыс. эквивалентных летных часов; отработку газодинамики, прочности и ресурса двигателей в стендовых испытаниях в объеме 10 - 20 тыс. часов, а также в летных испытаниях; отработку отказобезопасности систем управления и бортовых систем электронного оборудования на вычислительных и стендомоделирующих комплексах в объеме 5 - 6 тыс. часов; испытания систем управления, бортовых систем и агрегатов на надежность при внешних воздействиях на комплексных стендах в объеме 3 тыс. часов; проведение летных доводочных и сертификационных испытаний в объеме 1000 - 1500 полетов. Перечень опытно-конструкторских работ, предусматриваемых Программой, представлен в приложении N 1. Объем и источники финансирования конкретных работ будут определяться по результатам конкурсов. Финансирование за счет средств федерального бюджета будет осуществляться по разделу 6 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". Самолеты На первом этапе Программой предусматривается модернизация дальних магистральных самолетов Ил-96, а также завершение создания находящихся в разработке магистральных и региональных самолетов, в том числе: среднего магистрального самолета Ту-204-300 (сертификация базового варианта самолета намечена на 2003 год); ближнего магистрального самолета Ту-334 (сертификация базового варианта самолета намечена на 2004 год); регионального самолета Ту-324 с турбореактивными двухконтурными двигателями (сертификация базового варианта самолета намечена на 2005 год). Производимые магистральные и региональные самолеты нового поколения удовлетворяют всем международным требованиям по безопасности полета и экологии (по эмиссии двигателей и шуму). Эти самолеты по своим летно-техническим характеристикам соответствуют зарубежным аналогам. На этой основе и с учетом их существенно меньшей стоимости отечественные магистральные и региональные самолеты нового поколения обеспечивают более низкие эксплуатационные расходы при выполнении авиаперевозок по сравнению с отечественными самолетами предыдущего поколения и современными зарубежными аналогами. На втором этапе Программой предусматривается создание самолетов следующего поколения: нового дальнего магистрального самолета (ДМС), нового ближне-среднего магистрального самолета (БСМС) и нового регионального самолета, в которых должны быть реализованы научно-технические решения, разрабатываемые на первом этапе. Эти самолеты будут обладать существенными преимуществами в сфере безопасности полета и влияния на окружающую среду, а также в части себестоимости эксплуатации по сравнениюс зарубежными аналогами. На первом этапе должны быть также проведены работы по модернизации до требований международных стандартов эксплуатируемого парка Ил-62М, Ту-154М, Як-42, Ан-124 и разработаны мероприятия по ремоторизации Ил-76ТД, Ту-134, Ил86 для удовлетворения новых норм ИКАО. Новые самолеты будут разрабатываться ведущими самолетостроительными опытно-конструкторскими бюро России, отобранными на конкурсной основе в установленном порядке. Важную роль в решении задач, стоящих перед экономикой России, должно сыграть создание самолетов специального применения. На первом этапе должно быть завершено создание самолета - амфибии Бе-200 грузового, противопожарного и специального назначения. В классе грузовых самолетов предусматривается модернизация самолета Ил-76ТД и создание самолета Ту-330 грузоподъемностью 35 тонн. Программой также предусмотрено: создание транспортного самолета двойного применения грузоподъемностью 6 тонн, финансирование которого будет осуществлено в основном вне Программы - по государственному оборонному заказу; создание перспективного самолета, использующего сжиженный природный газ. Разработка такого самолета требует создания на первом этапе опытного самолета Ту-156 для апробации системы наземного обслуживания и эксплуатации самолета на газовом топливе. Создание наземной системы хранения и заправки газовым топливом финансируется открытым акционерным обществом "Газпром". Ряд самолетов, применяющихся в авиации общего назначения, будет разрабатываться на коммерческой основе (приложение N 2). Вертолеты На первом этапе Программой предусмотрено создание и сертификация: вертолетов Ми-38 и Ми-382 грузоподъемностью 6 тонн. Ми-38 имеет двигатели иностранного, а Ми-382 - отечественного производства (сертификация вертолетов Ми-38 и Ми-382 будет проведена в 2005 году). Создание вертолета Ми-38 будет проводиться при финансовом участии западного инвестора. Решение о продолжении работ будет принято в 2002 году; вертолета Ка-62 грузоподъемностью 2 тонны (сертификация базового варианта вертолета будет проведена в 2003 году). Создание указанных вертолетов в дополнение к серийно выпускаемым Ми-26Т, Ми-8МТ, Ми-171, Ми-172, Ка-32А, Ми-34С и их модификациям обеспечивает потребности гражданской авиации России в вертолетах различной грузоподъемности и назначения. Вертолеты, находящиеся в стадии разработки, и уже производимые вертолеты нового поколения по своим летнотехническим характеристикам и надежности соответствуют зарубежным аналогам. Эти вертолеты имеют существенно меньшую стоимость и обеспечивают более низкие эксплуатационные расходы при выполнении авиационных перевозок и других работ по сравнению с зарубежными аналогами. Также предусматривается создание вертолета Ми-8ТГ на авиационном сконденсированном топливе (АСКТ) из попутных нефтяных газов. На втором этапе Программой предусматривается создание вертолетов следующего поколения: нового вертолета увеличенной дальности полета грузоподъемностью 2 тонны и летательного аппарата конвертируемой схемы грузоподъемностью до 6 тонн, в которых должны быть реализованы научно-технические решения, разрабатываемые на первом этапе. Эти вертолеты будут обладать существенными преимуществами в сфере безопасности полета и влияния на окружающую среду, а также в части эксплуатационных характеристик по сравнению с зарубежными аналогами. Новые вертолеты будут разрабатываться ведущими вертолетостроительными опытно-конструкторскими бюро России, отобранными на конкурсной основе в установленном порядке. Ряд вертолетов, применяющихся в авиации общего назначения, и их модификации будут разрабатываться на коммерческой основе (приложение N 2). Двигатели для самолетов и вертолетов и вспомогательные силовые установки На первом этапе реализации Программы намечено создание двигателей и вспомогательных силовых установок (ВСУ), систем автоматического управления двигателей и воздушных винтов и их модификаций, в том числе: модифицированного турбореактивного двухконтурного двигателя (ТРДД) ПС-90А для самолетов Ил-96-300, Ту-204/214. Предусматривается проведение работ c целью повышения надежности и ресурсов двигателя, улучшения его экологических характеристик; ТРДД Д-436Т1/ТП тягой 7,5 тонны для самолетов Ту-334, Бе200 и их модификаций (разрабатывается в соответствии с межправительственным соглашением между Россией и Украиной). Предусматривается проведение работ с целью повышения надежности, безотказности и ресурса двигателя; ТРДД сверхвысокой степени двухконтурности НК-93 тягой 18 тонн для модификаций самолетов Ил-96Т, Ту-204/214, Ту-330 (сертификация базового варианта двигателя намечена на 2003 год); ТРДД АИ-22 тягой 3,75 тонны (на коммерческой основе) для самолета Ту-324. Сертификация базового варианта двигателя намечена на 2002 год; модифицированных двигателей семейства ТВ7-117 для региональных самолетов и вертолета Ми-382 (сертификация базового варианта двигателя намечена на 2002 год); семейства двигателей ТВД-1500 и РД-600 для самолета Ан-38 и вертолета Ка-62 (сертификация базовых вариантов двигателей мощностью 1300 лошадиных сил намечена на 2002 год); газотурбинных двигателей нового поколения в классе мощностей 500 лошадиных сил и 800 лошадиных сил (на конкурсной основе); авиационных поршневых двигателей в классе мощностей 60 - 90 лошадиных сил и 260 - 320 лошадиных сил для легких самолетов и вертолетов (на конкурсной основе); вспомогательных силовых установок ТА-18, ТА-14 и их модификаций для самолетов Ту-204/214/330/334, Бе-200, вертолета Ка-62 и др. (сертификация базовых вариантов установок намечена на 2002 год); систем автоматического управления авиадвигателей (электронных регуляторов, систем управления, контроля и диагностирования и т.д.); модифицированного воздушного винта АВ-36 для самолета Ан-38. Создание указанных двигателей и вспомогательных силовых установок в дополнение к серийно выпускаемым двигателям ПС90А, ТВ7-117С, ТВ3-117ВМА, вспомогательным силовым установкам ВСУ10, ТА-12-60 и их модификациям обеспечивает основные потребности отечественного парка самолетов и вертолетов. Также предусматривается создание для самолета Ту-154М модифицированного двигателя Д-30КУ-154 с улучшенными экологическими показателями и увеличенным ресурсом. Проводится доработка экспериментального двигателя НК-89, работающего на газовом топливе, для отработки технологических систем и опытной эксплуатации самолета Ту-156. На втором этапе Программой предусматривается создание конкурентоспособных двигателей нового поколения: надежных, экологически чистых, высокоэкономичных базовых двигателей с улучшенными эксплуатационными характеристиками - тягой 9 - 14 тонн для новых магистральных самолетов (БСМС и др.), тягой 4-5 тонн для нового регионального самолета, нового двигателя мощностью 2200 - 3300 лошадиных сил для перспективных вертолетов и региональных самолетов. В этих двигателях будут использованы научно-технические решения, разрабатываемые на первом этапе в рамках проведения комплексных научноисследовательских работ. Внедрение новых технологий обеспечит конкурентоспособность создаваемых двигателей на мировом рынке. Новые двигатели будут разрабатываться ведущими авиадвигателестроительными опытно-конструкторскими бюро России, отобранными на конкурсной основе в установленном порядке. Бортовое радиоэлектронное оборудование Главными причинами, требующими систематического совершенствования и обновления бортового электронного оборудования, являются: необходимость соответствия постоянно ужесточающимся требованиям по безопасности аэронавигации и регулярности воздушных перевозок; расширение функций оборудования по автоматизации полетов; усложнение помеховой обстановки, особенно в густонаселенных районах и аэропортах; усиление конкурентной борьбы мировых производителей авионики; повышение требований к объему и качеству услуг, предоставляемых пассажирам, особенно на дальних магистральных линиях (связь по линии борт - земля - борт, аудио- и видеоаппаратура для развлечения пассажиров, компьютерные услуги и т.д.). Быстрое развитие цифровой техники и электроники позволяет примерно один раз в 5 - 6 лет разрабатывать новое поколение бортового радиоэлектронного оборудования. С учетом изложенного Программой предусматривается: 1) быстрая модернизация с использованием унифицированных цифровых систем интегрированного комплекса в пилотажнонавигационном и радиосвязном оборудовании эксплуатирующихся самолетов (Ту-154, Ту-134, Ил-86, Ил-62, Як-42, Ил-76), которая должна обеспечить допуск самолетов российских авиакомпаний к полетам по международным трассам с современными требованиями по аэронавигации (RNP-5, RVSM, ЧМ-иммунитет, сетка частот радиосвязи через 8,33 килогерц). Финансирование опытно - конструкторских работ по созданию и сертификации систем, необходимых для самолетов всех типов, будет осуществляться как за счет средств федерального бюджета, так и за счет внебюджетных средств; 2) модернизация цифровых комплексов первого поколения, установленных на самолетах Ту-204, Ил-96-300 и Ил-114, которую предполагается завершить в 2002 году. В комплексах будут заменены вычислители, средства отображения информации, системы обнаружения и локализации отказов на более совершенные унифицированные системы, разработанные для интегрированного комплекса второго поколения ИКБО-95, внедрена спутниковая навигация и радиосвязь, что обеспечит повышение надежности комплекса в 3 раза, снижение его веса в 1,5 - 2 раза и выполнение новых международных требований по аэронавигации. Сертификация будет проведена в составе самолетов Ту-204, Ту214, Ил-96-300 и Ил-114; 3) разработка базового интегрированного цифрового комплекса второго поколения ИКБО-95 с открытой структурой, позволяющей варьировать состав комплекса в зависимости от типа летательного аппарата. Работа должна быть завершена к 2003 году. Комплекс обеспечит выполнение всех известных на сегодня требований по аэронавигации. Сертификация будет осуществляться в составе самолетов Бе-200, Ту-324 и Ту-204; 4) в течение 2003 - 2015 годов на основе результатов научных исследований и использования новых технологий будут проведены работы по созданию еще двух поколений цифровых интегрированных комплексов бортового оборудования ИКБО-2005 и ИКБО-2010. В эти интегрированные комплексы кроме пилотажнонавигационного и радиосвязного оборудования будут входить интегрированные комплексы общесамолетного оборудования, управления самолетом, управления двигателями, внутрисамолетной связи и информации. Комплексы будут создаваться с использованием CALSтехнологии по следующим направлениям: аппаратурная интеграция, создание развитой системы обеспечения безопасности полета, выполнение требований эргономики для снижения роли человеческого фактора в причинах аварий и катастроф, внедрение экспертной системы "Помощник экипажа в опасных ситуациях" и новых технологий эксплуатации. Планируется осуществлять сертификацию ИКБО-2005 и ИКБО2010 на самолетах БСМС и ДМС, а также на модифицированных самолетах Ту-204, Ту-214 и Ил-96-300. Авиационные агрегаты и системы Программными мероприятиями в области опытноконструкторских работ по авиационным агрегатам и системам предусматривается создание нового поколения бортового оборудования, соответствующего международным стандартам, взаимозаменяемого с иностранными аналогами, сертифицированного в соответствии с авиационными правилами МАК, FAR, JAR и имеющего сниженный вес, уменьшенные габариты и энергопотребление, миниатюризованную элементную базу и интеграцию механизмов, узлов и приборов, а именно: перспективных авиационных гидросистем питания, рулевых приводов и силовых систем управления; высокоэффективных систем и агрегатов кондиционирования, жизнеобеспечения, средств защиты и спасения экипажа и пассажиров; систем и средств контроля, регистрации и диагностирования бортового оборудования и авиадвигателей; авиационных изделий общего применения; средств наземного обслуживания. Новое поколение агрегатов и систем вместе с модернизированными и усовершенствованными серийно выпускаемыми агрегатами и системами обеспечит потребности самолето- и вертолетостроительных предприятий и эксплуатирующих авиакомпаний России в современном бортовом оборудовании для создаваемых и находящихся в эксплуатации самолетов и вертолетов гражданской авиации. Техническое перевооружение и развитие производства Техническое перевооружение и развитие производства гражданской авиационной техники является необходимым элементом системы программных мероприятий, обеспечивающим выполнение требований к производственным процессам и экспериментально-испытательной базе и внедрение информационных технологических процессов, включая CALS - технологии. Для обеспечения выполнения Программы предусматриваются мероприятия по организации технического перевооружения и развития производства самолетов, вертолетов, авиационных двигателей, агрегатов и приборов, а также комплектующих изделий к ним и необходимые объемы инвестиций, которые будут выделены за счет различных источников финансирования (приложение N 3). К реконструкции и техническому перевооружению относится полное или частичное переоборудование и переустройство производства путем замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования, механизацией и автоматизацией производства, устранением диспропорций в технологических звеньях и вспомогательных службах, обеспечивающее увеличение объема производства на базе новой, более совершенной технологии, создание малоотходных или безотходных производств, а также улучшение других технико-экономических показателей с меньшим вложением инвестиций и в более короткие сроки, чем при строительстве новых или расширении действующих производств. Техническое перевооружение и развитие производства летательных аппаратов позволит расширить производство панелей, включающих соты, полимерных композиционных материалов, алюминиевых сплавов, крупногабаритных сварных конструкций и объемной штамповки. Техническое перевооружение и развитие производства авиационных двигателей позволит расширить возможности применения таких новейших технологий, как изготовление лопаток из двухфазных титановых сплавов, изготовление лопаток из керамики и уплотнение стыков полок турбины. Техническое перевооружение и развитие производства авиационных агрегатов и систем бортового радиоэлектронного оборудования позволит обеспечить производство агрегатов и систем пилотажно-навигационного оборудования и интегральных комплексов авионики нового поколения. Техническое перевооружение и развитие экспериментальнопроизводственной базы опытно-конструкторских и научноисследовательских организаций позволит обеспечить проведение необходимых фундаментальных и прикладных исследований по проблемам аэродинамики, газодинамики, прочности конструкций, материалов, отказобезопасности систем управления, а также проведение сертификационных испытаний. Финансирование за счет средств федерального бюджета программных мероприятий по техническому перевооружению и развитию производства будет производиться по разделу 7 "Промышленность, энергетика и строительство". Научно-исследовательские работы Научно-исследовательские работы обеспечат создание научно-технического задела для разработки российской гражданской авиационной техники следующего поколения (приложение N 4). Финансирование за счет средств федерального бюджета конкретных научно-исследовательских работ будет осуществляться на конкурсной основе по разделу 6 "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". Непрерывное улучшение летно-технических, экономических и эксплуатационных характеристик воздушных судов является характерной особенностью развития авиационной техники. Решающее значение для достижения конкурентоспособности имеет разработка новых технических решений в области создания летательных аппаратов, двигателей, материалов и конструкций, бортового радиоэлектронного оборудования, авиационных агрегатов и систем и совершенствования эксплуатационнотехнических характеристик. В настоящее время в ведущих авиастроительных государствахв США и странах Европы намечены новые рубежи научнотехнического прогресса в целях повышения эффективности и конкурентоспособности авиационной техники. Раздел программных мероприятий "Научно-исследовательские работы" предполагает проведение большого комплекса научноисследовательских и экспериментальных работ по созданию научно-технического задела для разработки российской гражданской авиационной техники следующего поколения, совершенствование и развитие экспериментальной базы и методов испытаний авиационной техники. Создание научно-технического задела по летательным аппаратам обеспечит снижение аэродинамического сопротивления на крейсерских режимах полета на 10-20 процентов, снижение веса силовой конструкции до 20 процентов, увеличение ресурса самолетов нового поколения в 2 - 3 раза и повышение безопасности полета путем создания высокоавтоматизированных систем управления. Создание научно-технического задела по авиационным двигателям обеспечит улучшение топливной экономичности и весовых характеристик двигателей на 10-15 процентов, повышение надежности и ресурса двигателей в 1,5 - 2 раза, уменьшение эмиссии двигателей в 3 раза. Создание научно-технического задела по материалам и авиационной металлургии обеспечит повышение прочности материалов на 10-15 процентов, температурной работоспособности жаропрочных материалов на 50-100 градусов и характеристик надежности, повышение модуля упругости до 20 процентов и снижение коэффициента вариации свойств неметаллических материалов на 10-15 процентов. Создание научно-технического задела по бортовому радиоэлектронному оборудованию обеспечит повышение отказобезопасности и надежности электронной аппаратуры в 3 раза, формирование средств автономной навигации третьего поколения, улучшение эргономических характеристик кабины экипажа и унификацию базовых систем. Создание научно-технического задела по авиационным агрегатам и системам обеспечит повышение технического уровня базовых комплектующих агрегатов гидросистем, рулевых приводов, систем жизнеобеспечения пассажиров и экипажа, средств контроля и диагностики, а также других систем летательных аппаратов, снижение веса комплектующих изделий на 10 - 15 процентов, повышение надежности и ресурса агрегатов и систем. Развитие технологий летных испытаний обеспечит уменьшение сроков и стоимости летных испытаний и сертификации летательных аппаратов в 2 раза, повышение безопасности полета за счет уменьшения влияния человеческого фактора. Разработка и совершенствование систем мониторинга рынка, реализации авиатехники и ее послепродажного обслуживания направлены на разработку рекомендаций по расширению рынка для российской авиационной техники, разработку финансовых механизмов, включая лизинг, обеспечения производства и передачи в эксплуатацию российской авиационной техники, эффективное послепродажное обслуживание воздушных судов. Разработка перспективных технологий направлена на создание новых технологий мирового уровня, информационных технологических процессов, включая CALS-технологии, новых видов технологического оборудования и автоматизированных технологических процессов. Стандартизация, экономический анализ и нормативное обеспечение предусматривают разработку перспективных норм и опережающих требований к авиационной технике, гармонизацию российских и международных стандартов и нормативно-технической документации, проведение технико-экономического анализа и экспертное обеспечение реализации Программы. Целевыми показателями следующего поколения воздушных судов, реализация которых обеспечивается всем комплексом программных мероприятий, являются: повышение коэффициента безопасности полетов в 5 раз; уменьшение эмиссии двигателей в 3 раза; уменьшение шума в 2 раза; снижение прямых эксплуатационных расходов на 15-25 процентов. Реализация намеченных Программой целевых показателей является необходимой для обеспечения конкурентоспособности российских воздушных судов по сравнению с разрабатываемыми иностранными воздушными судами. Основные программные мероприятия и показатели, представленные в данном разделе Программы, будут уточняться через каждые 5 лет, но не позднее чем за 9 месяцев до начала соответствующего периода. Изменения в состав программных мероприятий могут вноситься Правительством Российской Федерации по представлению государственного заказчика - Российского авиационнокосмического агентства. Распределение бюджетных средств по программным мероприятиям будет уточняться государственным заказчиком - Российским авиационно-космическим агентством с учетом выделяемых ежегодно бюджетных средств. 4. Ресурсное обеспечение Программы Ресурсное обеспечение Программы производится за счет использования собственных средств организаций, банковских кредитов и средств федерального бюджета. Финансирование опытно-конструкторских работ (приложение N 1) и научно-исследовательских работ (приложение N 4), обеспечивающих разработку новых технологий, а также завершение сертификации разработанных образцов авиационной техники, осуществляется за счет средств федерального бюджета по разделу 6 "Фундаментальные исследования и содействие научнотехническому прогрессу". Инвестиции на техническое перевооружение и развитие производства (приложение N 3) финансируются за счет средств федерального бюджета по разделу 7 "Промышленность, энергетика и строительство". Реализация Программы потребует в 2002 - 2015 годах финансирования научно-исследовательских работ, опытноконструкторских работ, технического перевооружения и развития производства в объеме 158188,6 млн. рублей (в ценах 2002 года), в том числе: на первом этапе - 2002 - 2005 годы (млн. рублей) -------------------------------------------------------------------------------------------- | | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2002 - 2005 годы | |-------------------------|----------|----------|-----------|-----------|------------------| | Всего | 8752,2 | 9361,4 | 10101,7 | 10908,4 | 39123,7 | |-------------------------|----------|----------|-----------|-----------|------------------| | из них | | | | | | |-------------------------|----------|----------|-----------|-----------|------------------| | федеральный бюджет: | 2290 | 2427,8 | 2562,4 | 2711,9 | 9992,1 | | | | | | | | |-------------------------|----------|----------|-----------|-----------|------------------| | по разделу 6 | 2200 | 2332 | 2460,2 | 2602,9 | 9595,1 | |-------------------------|----------|----------|-----------|-----------|------------------| | по разделу 7 | 90 | 95,8 | 102,2 | 109 | 397 | |-------------------------|----------|----------|-----------|-----------|------------------| | внебюджетные источники | 6462,2 | 6933,6 | 7539,3 | 8196,5 | 29131,6 | -------------------------------------------------------------------------------------------- на втором этапе - 2006 - 2010 годы и период до 2015 года (млн. рублей) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2006 - 2010 годы | 2011 - 2015 годы | |-------------------------|----------|-----------|----------|------------|-------------|------------------|------------------| | Всего | 11279,7 | 11573,8 | 11765 | 11872 | 11945,4 | 58435,9 | 60629 | |-------------------------|----------|-----------|----------|------------|-------------|------------------|------------------| | из них: | | | | | | | | |-------------------------|----------|-----------|----------|------------|-------------|------------------|------------------| | федеральный бюджет: | 2829,2 | 2815,3 | 2783,5 | 2731,5 | 2663,6 | 13823,1 | 11870,9 | |-------------------------|----------|-----------|----------|------------|-------------|------------------|------------------| | по разделу 6 | 2709,3 | 2677,5 | 2618,1 | 2533 | 2423,6 | 12961,5 | 10496,8 | |-------------------------|----------|-----------|----------|------------|-------------|------------------|------------------| | по разделу 7 | 119,9 | 137,8 | 165,4 | 198,5 | 240 | 861,6 | 1374,1 | |-------------------------|----------|-----------|----------|------------|-------------|------------------|------------------| | внебюджетные источники | 8450,5 | 8758,5 | 8981,5 | 9140,5 | 9281,8 | 44612,8 | 48758,1 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Объемы и источники финансирования по направлениям (млн. рублей) -------------------------------------------------------------------------------------- | | Источник финансирования | 2002-2015 годы | 2002 год | |----|-------------------------------------------------|----------------|------------| | 1. | Опытно-конструкторские работы по воздушным | | | | | судам, двигателям, бортовому | | | | | радиоэлектронному оборудованию, агрегатам и | 115985,6 | 6483,9 | | | системам - всего | | | |----|-------------------------------------------------|----------------|------------| | | из них: федеральный бюджет по разделу 6 | 24445 | 1819,5 | |----|-------------------------------------------------|----------------|------------| | | внебюджетные источники | 91540,6 | 4664,4 | |----|-------------------------------------------------|----------------|------------| | 2. | Научно-исследовательские работы по разработке | | | | | новых технических решений. | | | |----|-------------------------------------------------|----------------|------------| | | Содержание и развитие экспериментальной базы | | | |----|-------------------------------------------------|----------------|------------| | | федеральный бюджет по разделу 6 | 8608,4 | 380,5 | |----|-------------------------------------------------|----------------|------------| | 3. | Инвестиции на техническое перевооружение и | 33594,6 | 1887,8 | | | развитие производства - всего | | | |----|-------------------------------------------------|----------------|------------| | | из них: федеральный бюджет по разделу 7 | 2632,7 | 90 | |----|-------------------------------------------------|----------------|------------| | | внебюджетные источники | 30961,9 | 1797,8 | |----|-------------------------------------------------|----------------|------------| | | Всего | 158188,6 | 8752,2 | -------------------------------------------------------------------------------------- (млн. рублей) ------------------------------------------------------------------------------------------ | | Источник финансирования | 2002-2015 годы | 2002 год | |----|-----------------------------------------------------|----------------|------------| | | из них: федеральный бюджет: | 35686,1 | 2290 | |----|-----------------------------------------------------|----------------|------------| | | по разделу 6 "Фундаментальные исследования и | 33053,4 | 2200 | | | содействие научно-техническому прогрессу" | | | |----|-----------------------------------------------------|----------------|------------| | | по разделу 7 "Промышленность, энергетика | 2632,7 | 90 | | | и строительство" | | | |----|-----------------------------------------------------|----------------|------------| | | внебюджетные источники | 122502,5 | 6462,2 | ------------------------------------------------------------------------------------------ Объемы и источники финансирования подлежат ежегодно уточнению исходя из реальных возможностей федерального бюджета и привлечения внебюджетных источников, состояния разработки и сметной стоимости проекта и технико-экономического обоснования запрашиваемых средств. Приоритетные направления Программы ежегодно утверждаются Правительством Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 112. Средства федерального бюджета будут использоваться на создание научно-технической продукции, которая будет являться государственной собственностью и может быть реализована в установленном порядке. Российским авиационно-космическим агентством по всем программным мероприятиям, предусматривающим привлечение внебюджетных средств, подписаны соглашения с головными исполнителями об их обязательствах инвестировать собственные и привлеченные средства, обеспечивающие реализацию Программы. Средства федерального бюджета будут выделяться негосударственным коммерческим организациям при условии передачи в федеральную собственность по номинальной стоимости дополнительно выпускаемых акций на сумму предоставляемых средств или закрепления за государством прав на использование результатов интеллектуальной деятельности. 5. Механизм реализации Программы Реализация мероприятий Программы проводится: государственным заказчиком - Российским авиационнокосмическим агентством путем проведения конкурсов и распределения ежегодно выделяемых средств федерального бюджета на проведение научно-исследовательских и опытноконструкторских работ среди организаций, выигравших конкурс, и осуществления контроля за целевым их использованием и ходом выполнения работ; исполнителями программных мероприятий путем целевого использования выделяемых средств (по всем источникам финансирования). К участию в Программе привлекаются научные и другие организации авиационной и смежных отраслей промышленности. Авиационная техника относится к технически сложным объектам, поэтому исполнители программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" определяются путем проведения закрытых конкурсов. Основной целью организации этих конкурсов является стимулирование инвестиционной активности и привлечение средств отечественных и иностранных частных инвесторов по приоритетным направлениям развития авиационной промышленности. Конкурс объявляется после проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по перспективным направлениям развития авиационной техники и формирования на этой основе технического задания на конкурсную разработку. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком - Российским авиационно-космическим агентством с головными исполнителями программных мероприятий, как правило, на конкурсной основе, при этом согласовываются возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. Для повышения эффективности работы по созданию новой авиационной техники будет проведена реструктуризация авиационной промышленности. Главным принципом реструктуризации авиационной промышленности является стимулирование оптимизации ее структуры в соответствии с программами развития гражданской и военной авиационной техники. Структурные преобразования авиационной промышленности будут направлены на создание крупных широкопрофильных корпоративных структур, объединяющих конструкторские бюро и серийные предприятия, и организацию интегрированных структур по самолето-, вертолето-, двигателе-, приборо- и агрегатостроению, отвечающих за разработку, производство, модернизацию, ремонт и техническое обслуживание производимой авиационной техники. Эти мероприятия будут проводиться в рамках федеральной целевой программы "Реформирование и развитие обороннопромышленного комплекса (2002-2006 годы)". Особенностями авиационной техники являются ее высокая наукоемкость, реализация технологий двойного назначения, длительные сроки создания и необходимость экспериментального подтверждения выполнения требований безопасности, надежности и ресурса. В процессе структурных преобразований будут предприняты меры по сохранению уникальной экспериментальной и стендовой базы авиапромышленного комплекса. Предусматривается привлечение различных источников финансирования программных мероприятий: федеральный бюджет, собственные средства организаций и средства других инвесторов. В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривается привлечение средств на возвратной и платной основе в целях кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения проектов конкретных организаций на конкурсной основе. Важными средствами поддержки российской авиационной промышленности являются различные виды лизинга, широко используемые в промышленно развитых странах. Для достижения целей Программы будет разрабатываться система мониторинга рынка и реализации авиационной техники на основе привлечения инвестиционных и инновационных средств и организации лизинга российских воздушных судов. Будут также проводиться в рамках международного сотрудничества мероприятия по организации совместно с иностранными партнерами программ и разработок авиационной техники. 6. Управление и контроль за реализацией Программы Государственный заказчик Программы - Российское авиационно-космическое агентство - осуществляет управление и несет ответственность за реализацию Программы, а также обеспечивает эффективное использование финансовых средств. C учетом бюджетных средств, ежегодно выделяемых на реализацию Программы, и на основе указанной бюджетной заявки государственный заказчик согласовывает в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти перечень и объем финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета на очередной финансовый год в целях исключения дублирования программных мероприятий другими федеральными целевыми программами. Государственный заказчик создает для обеспечения научнотехнического сопровождения Программы экспертный совет с привлечением ведущих специалистов научно-исследовательских институтов и других организаций, а также заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Экспертный совет проводит анализ и обобщение информации о ходе реализации мероприятий Программы и подготавливает для государственного заказчика рекомендации по их эффективному выполнению. Государственный заказчик представляет по запросам Минэкономразвития России и Минпромнауки России статистическую, справочную и аналитическую информацию о ходе реализации Программы. Государственный заказчик ежегодно, до 1 февраля, представляет в Минэкономразвития России и Минпромнауки России доклады о ходе реализации Программы, а также о целевом и эффективном использовании финансовых средств за отчетный год. 7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических результатов реализации Программы Реализация Программы позволит поддержать и развить отечественную авиационную промышленность, отвечающую потребностям национальной экономики и безопасности, обеспечить ее конкурентоспособность, удовлетворить потребности воздушного транспорта России в современных воздушных судах для выполнения пассажирских и грузовых перевозок и авиационных работ. Авиационная промышленность является наукоемкой высокотехнологичной отраслью, эффективная работа которой имеет существенное значение для обеспечения обороноспособности и социально-экономического развития государства. Отечественные самолеты и двигатели по своим техническим характеристикам будут находиться практически на одном уровне с их зарубежными аналогами. Авиационная техника нового поколения, которая будет разрабатываться в рамках Программы в 2002 - 2015 годах, позволит обеспечить снижение эмиссии двигателей в 3 раза. Эксплуатация этих самолетов за 1 год позволит уменьшить эмиссию вредных веществ в атмосферу в районе аэропортов - окиси углерода (СО) на 30000 - 35000 тонн, несгоревших углеводородов (СН) на 5000 - 6000 тонн, оксидов азота (NОх) на 17000 - 21000 тонн (по сравнению с аналогичными показателями самолетов предыдущего поколения). Эксплуатационные расходы при использовании отечественных самолетов могут быть в среднем на 20 - 25 процентов ниже, чем при использовании иностранных самолетов, за счет более низкой цены отечественных самолетов. В ближайшие 15 лет в России должно произойти обновление парка гражданской авиационной техники. По прогнозу Минтранса России, до 2015 года предполагается приобретение авиакомпаниями России 1400 самолетов и 1150 вертолетов. Общий объем производства гражданской авиационной техники отечественного производства с учетом государственных нужд и поставок на экспорт составляет 2800 самолетов и 2200 вертолетов. Объем продаж гражданской авиационной техники отечественного производства за 15-летний период составит около 1000 млрд.рублей. Налоговые поступления в федеральный бюджет от производства авиационной техники составят около 300 млрд.рублей, или в среднем 20 млрд.рублей в год. При этом будет обеспечено создание к 2003 году в авиационной и смежных отраслях промышленности до 300 тыс. рабочих мест с увеличением их количества к 2015 году до 500 тысяч. Техническое переоснащение воздушного транспорта России за счет закупки авиационной техники зарубежного производства лишит отечественную авиационную промышленность объема работ на сумму около 1000 млрд.рублей, приведет к утечке из России более 50 млрд.долларов США, связанной с платежами зарубежным авиационным фирмам, и лишит федеральный бюджет соответствующих налоговых поступлений. Указанная оценка относится к приобретению зарубежной авиационной техники путем ее закупки. При ее приобретении на условиях лизинга общие выплаты конвертируемой валюты зарубежным авиафирмам и лизинговым компаниям возрастают более чем до 100 млрд. долларов США за счет выплаты процентов по кредитам. Использование на втором этапе Программы научнотехнического задела, разработка которого предусматривается программными мероприятиями, позволит уменьшить прямые эксплуатационные расходы гражданской авиационной техники нового поколения на 15 - 25 процентов. Оценка экономической эффективности использования авиаперевозчиками воздушных судов нового поколения показывает, что в результате эксплуатации указанной авиационной техники авиационными компаниями России может быть получена дополнительная прибыль за период эксплуатации в размере 38 - 50 млрд.долларов США (по сравнению с затратами на эксплуатацию существующих пассажирских самолетов). Приведенные данные указывают на высокую рентабельность намеченных программных мероприятий. Приложение N 1 к федеральной целевой программе "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года" Перечень программных мероприятий Опытно-конструкторские работы 1. Самолеты ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Объем | В том числе: | | | финансирования |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | | на 2002 - 2015 | 2002 | 2003 год | 2004 год | 2005 год | 2002-2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2006- | 2011- | | | годы - всего | год | | | | годы | год | год | год | год | год | 2010 | 2015 | | | (млн.рублей) | | | | | | | | | | | годы | годы | |-----------------|----------------|--------|-------------|------------|-----------|-----------|----------|--------|---------|---------|---------|---------|---------| | Объем средств - | 61988,3 | 3264,3 | 3490,5 | 3745,4 | 4015,8 | 14516 | 4009,7 | 4544 | 4977,8 | 5316,2 | 5592,3 | 24440 | 23032,3 | | всего | | | | | | | | | | | | | | |-----------------|----------------|--------|-------------|------------|-----------|-----------|----------|--------|---------|---------|---------|---------|---------| | в том числе: | | | | | | | | | | | | | | |-----------------|----------------|--------|-------------|------------|-----------|-----------|----------|--------|---------|---------|---------|---------|---------| | федеральный | 11939,7 | 1212,4 | 1303,3 | 1374,8 | 1454,1 | 5344,6 | 879,9 |846,8 | 800,6 | 742,1 | 671,1 | 3940,5 | 2654,6 | | бюджет | | | | | | | | | | | | | | |-----------------|----------------|--------|-------------|------------|-----------|-----------|----------|--------|---------|---------|---------|---------|---------| | внебюджетные | 50048,6 | 2051,9 | 2187,2 | 2370,6 | 2561,7 | 9171,4 | 3129,8 |3697,2 | 4177,2 | 4574,1 | 4921,2 | 20499,5 | 20377,7 | | источники | | | | | | | | | | | | | | |